Программа внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Программа внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников

2024-02-15 19
Программа внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На основании представленных в предыдущем параграфе результатов первичной диагностики, нами сделан вывод, что существует необходимость развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Одной из современных и популярных педагогических технологий развития творческих способностей является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Взгляды и идеи технологии дают возможность педагогам учить детей находить решение проблемных ситуаций в различных видах деятельности. Поэтому нами разработана программа внеурочной деятельности «Творчество – путь к себе», в основе которой основные положения технологии ТРИЗ, соответствующая возрастным особенностям младших школьников.

Пояснительная записка

Программа курса «Творчество – путь к себе» предназначена для знакомства с приёмами развития творческих способностей учащихся. В настоящее время среди основных задач образования важное место занимает овладение учащимися универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.

При разработке программы факультативного курса были использованы типовые и авторские программы таких авторов, как:

- Володина И.В. Теория решения изобретательских задач;

- Ильенкова Л.Н. Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности;

- Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ).

Цель реализации программы внеурочной деятельности «Творчество – путь к себе» – создание условий, в рамках образовательного процесса, для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также воспитание творческой личности, готовой к решению проблем в различных жизненных аспектах.

Задачи программы:

- Формировать нравственные и эстетические представления, целостную систему взглядов на мир.

- Формировать потребности в самопознании, саморазвитии младшего школьника через приобщение его к творчеству.

- Создать условия для личностного развития младшего школьника через формирование творческого воображения и диалектического, системного, ассоциативного, творческого мышления младшего школьника.

- Способствовать овладению специальными и эффективными методами изобретательской деятельности на занятиях с использованием элементов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Формы занятий:

1. Индивидуальные.

2. Групповые.

3. Фронтальные.

Виды занятий:

- беседы;

- конференции;

- КТД;

- конкурсы;

- выполнение самостоятельной работы;

- выставки.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность создания программы «Творчество – путь к себе» объясняется тем, что она дает возможность решить противоречие между требованиями программ начального общего образования и потребностями учащихся в дополнительном материале, который дети смогли бы быстро перенести на другие предметы и использовать при решении любых жизненных проблем. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно–ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности школьника, его творческих способностей. Программа соответствует требованиям ФГОС и возрастным особенностям младшего школьника.

В программе сделан акцент на развитие интеллектуальных умений, творческих способностей детей младшего школьного возраста, необходимых для формирования личности ребенка. Данная программа дает возможность младшему школьнику реализовать творческий потенциал. В настоящий момент Теория Решения Изобретательских Задач – один из самых сильных способов формирования творческой личности. Как говорил сам Генрих Саулович, создатель теории, ТРИЗ – инструмент управления при создании чего-то нового, он объединяет в себе и точный расчет, и логику, и интуицию.

Проведенное нами исследование доказывает необходимость разработки и внедрения данной программы в образовательный процесс начального общего образования.

Каждое занятие содержит теоретическую и практическую часть. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (всего 34часа). Программа реализуется за счет часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (общеинтеллектуальное направление).

Личностные результаты освоения программы:

– ответственно относиться к обучению, проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

– знать социальные нормы, правила поведения, формы социальной жизни в группе;

– уметь видеть красоту природы и окружающего мир;

– уметь ценить труд любого человека, помогать ближнему.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные действия:

– определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

– высказывать свою версию, пытаясь предлагать способы ее проверки;

– использовать необходимые средства (детский конструктор, пластилин, фломастеры, и т.д.), работая по предложенному плану;

Коммуникативные универсальные действия:

– высказывать свою мысль (в беседе, в ходе выполнения задания) в виде одного предложения или небольшого текста;

– учиться задавать с помощью учителя вопросы на понимание устного высказывания или составленного рассказа;

– объяснять смысл основных понятий РТВ и ТРИЗ;

– замечать различия своей и иной точек зрения;

– выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

– совместно договариваться о правилах в общения и поведения в группе и следовать им.

Познавательные универсальные действия:

– сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

– находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков;

– приводить примеры последовательности действий сочиненных сказок на основе приемов фантазирования Джанни Родари;

 – составлять небольшие письменные тексты, ответы на вопросы, результаты выполнения работы (устно и письменно).

Формы контроля:

1. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки. О.М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкая.

2. Тест П. Торренса на творческое мышление.

3. Опросник для родителей. Ф. Татл и Л. Беккер.

Содержание программы представлено в таблице 5.

Таблица 5 – Содержание программы «Творчество – путь к себе»

Занятие Тема

Подготовительный этап

Срок: 4 часа.

Цель: ознакомление с основными понятиями и закрепление данных понятий с помощью практических заданий.

1 занятие. Знакомство с технологией ТРИЗ. Игры «Хорошо–плохо»
2 занятие. Игры «Хорошо – плохо», «Наоборот». Знакомство с понятием «идеальное конечное решение» (ИКР).
3 занятие. Работа со стихотворениями и рассказами для детей Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.Л. Барто. Игры «Хорошо–плохо». Знакомство с понятием «конфликтующая пара» (КП).
4 занятие. Знакомство с понятием «ресурсы». Метод Робинзона Крузо (МРК).

Основной этап

Срок: 24 часа.

Цель: реализация взаимодействия учащихся для развития творческих способностей

5 занятие. Теоретическая часть. Объединение изученных понятий на примере решения изобретательских задач. Просмотр видеофрагментов с решением задач. Закрепление изученных понятий через практическую работу ( составление кроссворда).
6 занятие. Решение изобретательских задач в группах и индивидуально. Презентация решений в классе.
7 занятие. Работа с приёмом «Метод фокальных объектов (МФО)» – привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Сравнение результатов придумывания нового объекта «просто так» и с использованием приёма МФО. Новизна и разнообразие придуманных объектов. Упражнение «Где можно использовать?», подвижная игра «Невпопад: Кто? Что делает?», работа в группах: используя прием МФО, придумать и изготовить необычный стол.
8 занятие Работа с приёмом «Метод фокальных объектов (МФО)». Работа над авторским изобретение с использованием основных понятий ТРИЗ.
9 занятие Решение изобретательских задач в группах и индивидуально. Презентация решений в классе
10 занятие. Знакомство с понятием «физическое противоречие» (ФП). Игра «Хорошо–плохо» усложненный вариант
11 занятие Объединение понятий «физическое противоречие» с другими понятия технологии ТРИЗ. Решение изобретательских задач в группах
12 занятие Знакомство с игрой "Да–Нетка", проведение игр с элементами аудио– и видеофрагментов
13 занятие Разработка авторской игры «Да-Нетки» в группах. Турнир авторских игр.
14 занятие Игры с открытыми проблемами. Решение изобретательских задач в группах и индивидуально. Презентация решений в классе
15 занятие Работа на основе приёма «Фантастическая гипотеза». Сочинение истории через фразу: «Что было бы, если …». Решение изобретательских задач в группах
16 занятие Работа на основе приёма «Творческая ошибка». Сочинение истории, сказки, рассказа из письменных ошибок, допущенных в своих работах.
17 занятие Работа на основе приёма «Знакомые незнакомцы». Сочинение новой сказки на основе известной сказки с добавлением слова, которое не относится к ней. Решение изобретательских задач в группах
18 занятие Работа на основе приёма «Что было потом?». Придумывание продолжения к известной сказке. Индивидуально и в группах
19 занятие Работа на основе приёма «Что было потом?». Придумывание продолжения к известной сказке. Решение изобретательских задач в группах
20 занятие Работа на основе приёма «Салат из сказок». Герои разных сказок – герои одной истории. Решение изобретательских задач в группах
21 занятие Работа на основе приёма «Салат из сказок». Сочинение авторской сказки на основе изученных понятий и методов
22 занятие Приём «эмпатия». Отождествление себя с элементом проблемной ситуации. Вхождение в образ. Игры «Представь себя на месте …», «Если я был бы маленький–маленький …», работа в группах. Рисование себя большим, при условии, что все предметы остаются прежнего размера
23 занятие Приём «эмпатия». Отождествление себя с элементом проблемной ситуации. Вхождение в образ. Игры «Представь себя на месте …», «Если я был бы маленький–маленький …», работа в группах. Рисование себя большим, при условии, что все предметы остаются прежнего размера
24 занятие Приём «Кит–Кот». Последовательность работы: Выбор двух слов, схожих по звучанию. Поменять их местами. Объяснение, как такое может быть. Развитие сюжета. Игра – пантомима «Покажи слова, схожие по звучанию».
25 занятие Сочинение сказки по приему «Кит–Кот».
26 занятие Применение полученных знаний в жизненных ситуациях. Формулировка авторских задач и решение изобретательской задачи в группах.
27 занятие Применение полученных знаний в жизненных ситуациях. КДТ «Изобретательские задачи вокруг нас».

Заключительный этап

Срок: 6 часов

Цель: проверка эффективности предложенной программы путем создания продукта деятельности.

28 занятие Турнир «ТРИЗ И Я». Повторение изученных методов решения задач, объединение изученного материала, повторение рассмотренных понятий. в игровой форме.
29 занятие Работа над итоговым продуктом – авторский мультфильм класса. Создание сценария, на основе придуманных обучающимися сказок.
30 занятие Разработка кадров будущего мультфильма. Рисование различными методами.
31 занятие Заключительные работы по созданию итогового продукта.
32 занятие Подготовка к заключительному мероприятию курса.
33 занятие Организация просмотра мультфильма в праздничной обстановке с участием родителей.

 

Таким образом, новый нестандартный стиль обучения творчеству, основанный на технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности – это доступные способы работы с детьми младшего школьного возраста, которые были бы интересны ребенку и вызывали у него положительные эмоции. Весь учебный процесс на занятиях – это творчество, и в качестве творцов и изобретателей выступают сами дети.

 

 

ОТЧЕТ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ И ВЫПОЛНЕНИИ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА

Я, Еремица Любовь Сергеевна, проходила практику на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54» г. Челябинска.

 За время прохождения практики я познакомилась с администрацией образовательного учреждения, с педагогическим составом, с правилами внутреннего распорядка и коллективом 2 класса, на базе которого была организована моя исследовательская деятельность.

Во время прохождения практики мне удалось выполнить поставленные передо мной задачи: провела анализ рабочих программ, воспитательной работы школы, организовала исследование творческих способностей младших школьников и разработала программу внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников.

Проведенное мною диагностическое исследование имело большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств. Это задание было не простым, но очень интересным, оно выработало у меня навыки ведения исследования, научило правильно наблюдать, анализировать, давать объяснения различным фактам, событиям, проявлениям личности.

Благодаря проведенному диагностическому исследованию, мне удалось:

- развить умение выявлять, анализировать и учитывать общие психологические закономерности;

- развить умение подмечать и анализировать возникающие у детей проблемы, требующие педагогического вмешательства.

Для исследования сформированности творческих способностей младших школьников, использовала различные методики, на основе результатов которых разработала программу внеурочной деятельности, направленную на развитие творческих способностей младших школьников.

Самоанализ результатов практики и экспертная оценка моей работы руководителем практики совпадают.

Таким образом, я могу сказать, что с поставленными задачами справилась и заслуживаю оценки «хорошо».

Студент-практикант________________________________________________


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.