
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Выявление и развитие творческих способностей младших школьников, поддержка одаренных детей – одно из основных направлений в деятельности педагога. Для своевременного выявления творческих способностей детей необходимо постоянно проводить наблюдения и диагностики.
Цель эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Анализ диагностического материала по изучению творческих способностей детей младшего школьного возраста.
2. Проведение диагностики с целью выявления уровней развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
3. Анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с обучающимися.
4. Разработка программы внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством ТРИЗ на основе полученных результатов исследования.
В ходе нашего исследования мы проанализировали диагностический материал по изучению творческих способностей детей младшего школьного возраста.
По мнению Зиньковской В.И., диагностировать творческий потенциал детей можно при следующий условия:
– основным методом является игра, тренинг, творческие задания;
– исключение учебной мотивации из процесса диагностики;
– оценивание происходит непосредственно по процессу деятельности, а не результату;
– учитель может участвовать в процессе;
– обязательно перед началом игры (тренинга) важно настроить детей;
– по возможности отказаться от временных рамок.
По мнению Зиньковской В.И. проведение диагностики с детьми младшего школьного возраста желательно реализовывать в индивидуальной обстановке, исключая контакт с детьми, т.к. в данном возрасте дети склонны подражать другим. Также необходимо знать, что в рамках одной диагностики можно определить только наличие творческих способностей, творческий потенциал младшего школьника, и достаточно сложно определить одаренность.
Для того, чтобы выявить творческую натуру ребёнка необходимо наблюдать за ребёнком на занятиях и в игре. В ходе наблюдения рекомендуется отмечать:
– какие виды занятий, игр предпочитает ребенок; – насколько ребенок самостоятелен в процессе игры, занятия;
– насколько ребенок увлечен творческим процессом;
– насколько проявляет инициативу в выборе средств творческой деятельности;
– в какой степени реализует замысел;
– какие дополнительные источники информации использует в своей деятельности.
|
Опираясь на научные изучения Дж. Рензуллии Р., ученые выделяют следующие параметры оценки творческого потенциала ребёнка:
– любопытство ко многим вещам;
–большое количество идей и решений;
– наличие своего мнения и энергичное доказательство его;
– склонность к риску в проявляемых действиях;
– богатая фантазия, воображение; желание преобразовать, улучшить мир вокруг;
– проявление хорошего чувство юмора даже в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
– развитое чувство прекрасного;
– отсутствие страха быть не таким как все;
– проявление критического мышления.
Для более точного результата наблюдения рекомендуется зафиксировать наличие/отсутствие параметра и постараться определить степень выраженности (слабая, средняя, сильная). Таким образом, мы получим общее представление о творческом потенциале ребёнка.
Исходя из этого для анализа методик, нами были определены следующие критерии:
– отсутствие учебной мотивации;
– отсутствие ограничений по времени;
– самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками;
– возможность проявления фантазии и инициативы;
– отсутствие словесного пояснения младшими школьниками.
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста нами были изучены следующие методики:
1. Методика оценки, сочинённой ребёнком сказки. Авторы О.М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкая.
2. Тест на творческое мышление. Автор: Пол Торренс. Адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н.П. Щербо.
3. Опросник. Авторы Ф.Татл и Л. Беккер.
4. Тест «Круги» Мещанинова А. А.
5. Диагностика Е. Е. Туник.
Рассматриваемые нами диагностические материалы, представлены ниже.
1. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки. Авторы: О. М. Дьяченко, Е. Л. Пороцкая.
Ребёнку необходимо придумать свою сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – ребенок пересказывает уже известную сказку;
|
1 балл – ребенок использует знакомую ему сказку, но вносит новые элементы;
2 балла – сочиненная сказка имеет часть новизны, внесенной в известную сказку;
3 балла – в известную сказку внесена новизна; сказка дополнена иными деталями;
4 балла – абсолютно самостоятельно придуманная, но основывается на схеме известной сказки;
5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.
1. Тест на творческое мышление. Автор: Пол Торренс.
Обучающимся предлагается выполнить три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут (время контролируется только педагогом, не проговаривается детям).
В первом задании «Нарисуй картинку» обучающимся предлагалось преобразовать тестовую фигуру (фигура напоминает каплю). Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. Обучающийся придумывает название своему рисунку.
Второе задание «Незавершённые фигуры» состоит из десяти незаконченных фигур, которые ребенку необходимо преобразовать в рисунок. Процесса работы необходимо направить на создание необычных и креативных изображений. При завершении рисунка написать название изображения.
Третье задание «Повторяющиеся фигуры» содержит десять одинаковых фигур. Тем не менее ребенку необходимо проявить свою фантазию и предложить наибольшее количество вариант преобразования данной фигуры.
Данная диагностика, направлена на выявление следующих показателей:
– продуктивность – умение предложить большое количество идей, выражая их словесно или в виде рисунков.
– гибкость – способность предлагать разнообразные идеи в различных аспектах;
– оригинальность – способность выдвигать новые, креативные идей.
2. Опросник для родителей и педагогов Авторы: Ф. Татл, Л. Беккер.
Данный опросник содержит особенности, характеризующие потенциальные способности ребёнка.
Максимум набранных баллов – 85.
Низкий уровень: 17 – 34 балла;
Средний уровень: 35 – 60 баллов;
Высокий уровень: 61 –85 баллов.
Инструкция: Прочитайте каждый пункт и отметьте ту цифру, которая соответствует вашему выбору:
1 – очень редко или никогда;
2 – редко;
3– иногда;
4 – часто;
5 – почти всегда.
Опросник представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Опросник для родителей и педагогов Авторы: Ф. Татл, Л. Беккер.
№ п/п | Особенности ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Проявляет интерес к разным предметам и явлениям, задает много вопросов. | |||||
2 | Интересуется тем, чем обычно не интересуются дети этого возраста | |||||
3 | Верно в речи пользуется большим количеством слов. | |||||
4 | Часто рассказывает различные истории с подробностями | |||||
5 | Ведет «умные» разговоры со взрослыми или детьми. | |||||
6 | Может размышлять о важном и «вечном» | |||||
7 | Самостоятельно сочиняет загадки и легко решает другие. | |||||
8 | Проявляет абстрактное мышление, понимает сложные понятия, может объяснить сложные явления. | |||||
9 | Легко считает простые примеры | |||||
10 | Понимает значение чисел от 1 до 10 | |||||
11 | Хорошо разбирается в картах и схемах | |||||
12 | Интересуется устройством часов и календарей | |||||
13 | Имеет большую учебную мотивацию | |||||
14 | Может большое количество времени концентрироваться на одном занятии | |||||
15 | Имеет способность запоминать большое количество информации | |||||
16 | Ко всему проявляет наблюдательность | |||||
17 | Проявляет талант в музыке, изобразительном искусстве или других областях |
|
3. Тест «Круги». Автор: Мешанинова А.А.
Инструкция: Ребенку необходимо «превратить» 20 нарисованных на листе кружочков (диаметр – 2 см) в необычные, придуманные им, предметы. Время выполнения – 5 минут.
Критерии оценки: оригинальность, гибкость, беглость.
Оригинальность – ребенок изображает необычные рисунки, имеющие форму круга.
Обычными, являются изображения, часто встречающиеся в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, колесо и т. п.). В таком случае выставляется 0 баллов. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость – предлагает различные идеи изображений, выражая различные области знаний. Оценивая данный критерий, нужно подсчитать количество обобщающих слов–понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек». Таким образом, можно объединить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость – ориентировка во времени, возможность за определенное время выполнить необходимые действия, нарисовать много круглых предметов. В данном случае за отдельный кружок – рисунок присваивается 1 балл.
4. Диагностика творческой личности. Автор: Е. Е. Туник.
Инструкция: внимательно прочитаете, приведенные ниже, короткие предложения. Отметить знаком те, которые подходят именно вам, в колонке «В основном верно». Те, предложения, которые подходят вам отчасти, пометьте знаком в колонке «Отчасти верно». Те, утверждения, которые вам не подходят, отметьте знаком в колонке «Нет». Если вы сомневаетесь в каком-то варианте, можете ответить знаком в колонке «Не могу решить». Отвечайте сразу и оставляйте предложения без ответа. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Каждый вопрос предполагает только один ответ. Отвечаете так, как чувствуете!
|
Тест оценивается баллами от 0 до 2, где:
0 баллов – дан ответ «Не знаю»,
1 балл – дан ответ «Нет»,
2 балла – дан ответ «Да».
Полученные баллы суммируются:
100–80 баллов – высокий уровень;
40–79 баллов – средний уровень;
10–39 баллов – низкий уровень.
Опросник.
1. Когда я не знаю правильный ответ, я стараюсь догадаться.
2. Обычно мне нравится рассмотреть предмет детально, чтобы обнаружить то, чего не видел до этого.
3. Если я что-то не знаю, всегда задам вопрос.
4. Я не люблю планировать.
5. Перед началом новой игры, у меня должна быть уверенность, что я выиграю.
6. Обычно я представляю то, что мне предстоит узнать или сделать.
7. Если у меня не получилось в первый раз, я буду пытаться до победного.
8. Я никогда не выбираю игру, с которую другие не знают.
9. Мне удобнее идти привычным путем, чем искать новые способы.
10. Обычно мне не нравится, добиваться истины в каком-либо вопросе.
11. Я люблю делать что-то для себя новое.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Люблю подумать о том, чего со мной еще не было.
14. Считаю пустой тратой времени мечты об актерской карьере и известности.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Думаю, мне было бы интереснее жить на другой планете или в космосе.
17. У меня появляется беспокойство, когда я не знаю, чего ожидать.
18.Мне нравится необычное.
19. Я часто представляю, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся книги или фильмы о событиях прошлого.
21.Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22.Я спокойно себя чувствую, когда совершаю ошибку.
23.В будущем мне хочется сделать то, чего никто до меня не делал.
24.Обычно я выбираю друзей, которые делают всё известным и удобным способом.
25.Большинство правил часто меня не устраивают.
26.Мне интересно решать проблему, где нет однозначного ответа.
27.У меня есть много идей для экспериментов.
28.Когда я уже нашел ответ на вопрос, я не буду искать другие варианты.
29.Мне не комфортно выступать перед аудиторией.
30.Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем–либо из героев.
31.Всегда интересно размышлять, как жили люди много лет назад.
32.Не люблю, когда моим друзья сложно решиться.
|
33.Мне нравится рассматривать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них лежит.
34.Мне нравится всё, что делают мои близкие люди, я не хочу, чтобы что-то менялось.
35.Всегда доверяюсь своим чувствам.
36.Всегда интересно предложить идею и потом проверить, прав я или нет.
37.Люблю браться за головоломки, где нужно продумать свой дальнейший ход заранее.
38.Мне интересно внутреннее устройство разных механизмов.
39.Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40.Даже если я знаю, что это не возможно реализовать, всё равно люблю придумывать что-то необычное.
41.Я очень люблю, когда у всего есть своё место.
42.Думаю, мне было бы интересно найти ответы на вопросы будущего.
43.Получаю удовольствие от того, когда берусь за что-то новое.
44.Я люблю играть просто ради интереса.
45.Мне нравится думать о том, что другим и не придет на ум.
46.Когда на картине тот, кого я не знаю, мне всегда интересно узнать, кто же это.
47.Мне нравится брать в руки журналы просто так, чтобы полистать.
48.По моему мнению, на каждый вопрос есть только один верный ответ.
49.Мне нравится интересоваться тем, о чем другие и не думают.
50.Дома у меня много интересных занятий
Соответствие выбранной методики критерию отмечалось знаком «+», несоответствие знаком «–». Результаты работы представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты проведения анализа диагностического материала по выявлению творческих способностей младших школьников
Диагностический материал | Отсутствие учебной мотивации | Отсутствие ограничений по времени | Самостоятел ьность выполнения заданий младшими школьникам и | Возможность проявления фантазии и инициативы | Отсутствие словесного пояснения младшими школьникам и |
Методика сочинённой сказки | + | + | + | + | - |
Тест П. Торренса | + | + | + | + | + |
Опросник (Ф.Татл, Л. Беккер | + | + | - | - | + |
Тест «Круги» | + | - | + | + | + |
Диагност ика Е. Е. Туник | + | + | + | - | - |
Анализ показал, что не все диагностические материалы соответствуют выведенным нами критериям. Однако стоит отметить, что в каждой методике минимум (1–2) пунктов несоответствия выведенным критериям.
Можно сделать вывод, что некоторые методики можно использовать в совокупности для достижения желаемого результата. Согласно проведенному анализу, в своем исследовании мы использовали Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). К тому же, данная диагностика содержит несколько вариантов заданий, что позволяет лучше проследить показатели творческого развития.
Приложение 3
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!