ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

2023-02-16 39
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О жизни живописца известно очень мало. Из-за скудных биографических сведений и совсем небольшого количества работ, каждая с которых по уровню технического мастерства и эмоционального отклика ставит его в ряд величайших художников всех времен, Вермеера также называют Делфтским Сфинксом (по месту рождения – г. Делфт).

Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. В целом самые тщательные поиски обнаружили на сегодня 34 его достоверно подлинные работы и еще 5 под вопросом. Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников. Он следовал веяниям моды, отражал на полотне темы, которые были в ходу в повседневной жизни. Большинство работ художника являют собой композиции с немногими фигурами вдо мельчайших деталей прописанных интерьерах, есть несколько портретов и несколько пейзажей города его руки.

Известно, что Вермеер писал всего по 2-3 картины в год, но еще при жизни получал за них очень хорошие деньги. Он сильно дорожил своей творческой независимостью и не очень старался приспособиться к законам рынка.

Картины Вермеера предельно ясны для понимания, но, с другой стороны, эта простота в композиции требовала не только умения смотреть, но и видеть. Он пытался вложить в свои произведения тайный смысл, для чего использовал понятный его современникам язык символов.

В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Самыми большими почитателями его таланта были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции последнего согласно историческим данным в 1682 г. находилось 19 картин художника.

В 1672 году началась война с Францией, в Голландии наступил экономический кризис, торговля живописью замерла, впоследствии этих событий семья Вермееров, в которой на тот момент было 11 детей, полностью разорилась. Бедственное финансовое положение приблизило смерть Вермеера, наступившую от сердечного приступа 15 декабря 1675 года. Вдова художника после его кончины была вынуждена продать работы Вермеера за бесценок, чтобы расплатиться с кредиторами.

Живопись рококо во Франции XVII в. Творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Оноре. Фрагонара.

 

Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль — декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве первой половины восемнадцатого века. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность.

Жан-Антуан Ватто (1684-1721)

Великий французский художник Жан-Антуан Ватто родился в Валансьене в простой семье. Отец его был кровельщиком и плотником, человеком весьма небогатым. Заметив, что сын одержим страстью к рисованию, он отдал его в обучение к местному живописцу и вскоре предоставил ему самому устраивать свою судьбу.

К сожалению, первый учитель Ватто оказался человеком бесталанным, уроки его немного дали мальчику. Поэтому, желая усовершенствоваться в своем искусстве, начинающий художник через несколько лет отправился в Париж. Здесь жизнь его поначалу складывалась очень сурово. Ради куска хлеба ему пришлось стать подмастерьем одного из живописцев, продукция которых была рассчитана на нетребовательные вкусы и сбывалась для массового распространения специальным торговцам. Хозяин нещадно эксплуатировал своих молодых помощников, платя им гроши. В их задачу входило изготовление многочисленных копий с его аляповатых произведений, и это было особенно нестерпимо для Ватто. Наконец, счастье улыбнулось ему: он познакомился с Клодом Жилло, настоящим художником, и стал его учеником. Излюбленными сюжетами Жилло были сельские празднества, театральные и галантные сцены. Ватто также усвоил эту тематику и навсегда остался верен ей. Очевидно, она была близка художнику по духу: ведь еще в детстве он любил рисовать занятные сценки, которые наблюдал на улицах Валансьена. Во всяком случае многие современники Ватто отмечали, что учитель и ученик были чрезвычайно похожи друг на друга по своим вкусам и склонностям, настолько похожи, что это даже привело их к разрыву. Тем не менее Ватто всегда сохранял к Жилло чувство признательности и с уважением отзывался о его произведениях.

Расставшись с Жилло, Ватто перешел в ученики к Клоду Одрану, художнику декоративных панно и замечательному мастеру орнамента. Занятия декоративными композициями с их выразительностью, основанной исключительно на ритмике и изяществе линий, на непринужденной легкости исполнения, немало дали юному художнику для сложения его самостоятельного стиля. И впоследствии, в зрелые годы Ватто неоднократно возвращался к декоративным композициям в своих рисунках. Одран был хранителем замечательной художественной коллекции Люксембургского дворца, и Ватто таким образом получил доступ к ее сокровищам. Он был страстным поклонником старых мастеров, и посещать коллек­цию было его любимым занятием. Особенно восхищал его Рубенс, полотна которого чаруют своей полнокровной роскошной живописью. Ощущение жизни в произведениях этого великого фламандского художника отличается пиршественным размахом и осязательной убедительностью. Для Ватто, идеалом которого в живописи была верность природе, это было особенно ценно. К тому же по происхождению он также был фламандцем, так что Рубенс был ему вдвойне близок. К этому мастеру во многом восходят исключительные живописные качества зрелых произведений Ватто, их наполненность возду­хом и светом, безыскусная, ароматная свежесть красок, уме­ние тонко сочетать настроение персонажей с пейзажными мотивами. А в выборе этих мотивов Ватто часто пользовался впечатлениями от чудесного парка, разбитого при Люксем­бургском дворце.

Как ни приятна для молодого художника была жизнь у Одрана, он решил расстаться с ней, ибо хотел создавать свои собственные картины. Благовидным предлогом для отъезда явилось желание побывать на родине, в Валансьене. Здесь он написал несколько сцен из бивуачной жизни, изображающих солдат на отдыхе, и, вернувшись вскоре в Париж, принял участие в конкурсе Академии художеств. Наградой победите­лю должна была быть поездка в Рим для дальнейшего совершенствования в искусстве. Но, увы, Ватто присудили только вторую премию. В Рим отправился художник, впослед- ' ствии ничем не отличившийся.

Все же путь к независимому положению лежал через Академию. Поэтому Ватто, будучи уже мастером, вызывав­шим восхищение знатоков, в 1712 году причисляется к ней, то есть получает право дальнейшими успехами заслужить почет­ное звание академика, а в 1718 году становится ее полноправ­ным членом.

Живя в Париже, Ватто часто переезжал с квартиры на квартиру, так как любые апартаменты вскоре начинали его тяготить. Все биографы художника единогласно отмечают, что происходило это вследствие редкого непостоянства его нрава и любви к переменам. Точнее было бы сказать, что причиной переездов было редкое сочетание в характере Ватто предель ной деликатности и независимости. Любой уклад жизни, быт с его неизбежными принудительными условностями и размерен­ностью нельзя было надолго примирить с той вольной, мечта­тельной поэтической праздностью, в атмосфере которой только и могли рождаться чарующие своей хрупкостью и непринуж­денностью образы мастера. К тому же, после того как он стал академиком, досужие люди, которым лестно было общаться со знаменитостью, совсем не давали ему покоя, не оставляя времени для любимой работы. Перемена квартиры и сохране­ние в тайне нового адреса помогали хотя бы ненадолго от них отделаться.

Один из парижских адресов Ватто обладает особой важно­стью для истории искусства. Это дом Пьера Круаза-младшего, известного финансиста и коллекционера, где художник, как некогда в Люксембургском дворце, с упоением предавался изучению произведений старых мастеров, в особенности копированию их рисунков. На его собственное творчество это оказало самое плодотворное влияние. В области рисунка, например, он достиг таких успехов, что современники отводили ему место первого рисовальщика Франции.

В 1720 году Ватто, верный своей склонности к перемене мест, отправился в Англию, где пробыл около года. Здесь он много работал и произведения его имели большой успех. Однако пребывание в этой стране губительно сказалось на здоровье художника. Еще до своей поездки сюда он начал страдать чахоткой, а возвратился на родину совсем больным. Теперь он поселился у одного из своих близких друзей, Эдма-Франсуа Жерсена, торговца картинами, и чувствовал себя настолько слабым, что работать мог только по утрам. Уже через полгода он просил Жерсена подыскать ему новое жилье, но и там оставался недолго: ему казалось, что воздух провин­ции может спасти его от болезни. Друзья помогли Ватто поселиться в Ножане. Он продолжал слабеть и начал мечтать о поездке в Валансьен, но ему было уже не суждено осуществить это намерение. Он скончался, не дожив до тридцати семи лет.

Вот как описывал Ватто один из его первых биографов и ближайший друг Жан де Жюльен: «Ватто был среднего роста и хрупкого сложения; он отличался живым проницательным умом и возвышенными чувствами, говорил мало, но хорошо, и так же писал. Он почти всегда был задумчив. Он был горячим поклонником природы и всех живописцев, которые ее воспро­изводили, а усидчивый труд наложил на него отпечаток некоторой меланхоличности. В обращении его чувствовалась холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, и единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам». К этому литературному портрету другие современники художника добавляют важные штрихи. Любимым его занятием в часы досуга было чтение, и, не получив систематического образова­ния, он, однако, верно судил о литературе. Деньги Ватто презирал настолько, что будучи едва ли не самым популярным художником своего времени считал, будто за его картины платят чересчур много и сердито возвращал то, что казалось ему излишним. Мастер не любил работать на заранее задан­ный сюжет. Часто бывало, что работа, которой он только что был захвачен, начинала вдруг его тяготить, и он оставлял или заканчивал через силу. В таких случаях, чтобы дело шло быстрее, он сильно разбавлял краску маслом, отчего картина по прошествии немногих лет начинала сильно темнеть и портиться. Людей, которых ему случалось портретировать, Ватто любил наряжать в театральные костюмы. К себе он был бесконечно требователен и, случалось, к великому огорчению друзей, уничтожал уже законченные произведения, в которых ему чудились незаметные другим изъяны.

Отрывочные, порой противоречивые свидетельства совре­менников художника становятся весомыми и гармонично дополняющими друг друга, если обратиться к его произведени­ям. Все они лишены фабулы (не случайно Ватто не давал им названий; те, которые мы знаем ныне, придуманы позднее) и представляют собой сразу и нечто известное, и необыкновен­ное, как знакомый человек, преображенный театральным облачением. Солдаты на привале («Бивуак», 1709, ГМИИ), бродячий артист, улыбающийся погожему дню посредине пустой улицы какого-то городка («Сурок», 1713, ГЭ), дамы и кавалеры, словно цветник, украшающие собой зелень парка или деревенского ландшафта («Пастухи», 1716, Берлин, Шар- лоттенбург; «Возвращение с Киферы», 1717, Берлин, Шарлот- тенбург)—все эти герои, отрешившиеся от своих будничных дел, преображены отдыхом, не просто бездельем, но вольным времяпрепровождением, когда звучат самые тайные, нежные и поэтические струны души. Ватто стремился запечатлеть эту утонченную музыку в неуловимых поворотах фигур и склоне­ниях голов, в мягком сиянии бесчисленного множества красоч­ных оттенков. Одного неверного шага бывало достаточно, чтобы благородный дух свободы покинул запечатленные ху­дожником образы. Поэтому его муза и была одновременно столь строга и капризна, нетерпима к принуждению и мечта­тельна, избегала обыденности, но и необычайности— все край­нее, статичное, сформировавшееся, серьезное было ей чуждо, несовместимо с ее вольной, возвышенной грацией.

 

Биография Франсуа Буше

Франсуа Буше родился 29 сентября 1703 года в Париже. Первые рисунки, которые маленький Франсуа увидел – рисунки отца, преподававшего живопись и делающего узоры для вышивки. Именно от отца Буше получил свои первые уроки по рисованию. Затем последовали частные уроки у ведущих живописцев того времени.

На работы шестнадцатилетнего молодого человека начали обращать внимание некоторые издательства, и вскоре Франсуа Буше получил заказ – создать иллюстрации к изданию Даниэля «Французская история». А через год, он – обладатель академической премии за одну из своих картин.

С 1725 года Франсуа Буше начинает принимать участие в выставках. Сначала он выставлял только несколько своих работ, но видя, что зритель их принимает, а критики – искусствоведы положительно относятся к его творчеству, молодой художник выставляет все больше и больше своих картин.

Во второй половине 30-х годов XVIII века Буше получил звание академика и был отправлен расписывать королевскую комнату в Версальском дворце.

В это же время он получает одно за другим звание адъютанта профессора, а затем и профессора академии.

В этот же период искусствоведы говорят о расцвете творчества Франсуа Буше. Помимо большого количества рисунков и картин, которые Буше создает одно за другим, художник рисует декорации для оперных постановок, театральных представлений.

Однако картины Франсуа Буше позднего периода получают все меньше положительных откликов. На творчество художника все меньше обращают внимание. Связано это с тем, что в искусство начали входить классические традиции, которые были чужды художнику.

Творчество художника

,На творческий стиль Франсуа Буше повлияло большое количество художников. Французский живописец познакомился с их творчеством не только путем изучения и анализа картин. Он относился к числу тех художников, у которых была в жизни возможность более тесно познакомиться со стилем и приемами работы художников. Этому способствовала работа с гравюрами, к которой Буше обращался на протяжении всей своей жизни.

Среди работ Буше картины разной тематики – это и Природа, и портреты, и жанровые зарисовки, а так же картины на библейские и мифологические сюжеты.

Портреты Франсуа Буше

Что касается портретов, то почти все его наследие в этом художественном жанре составляют портреты Мадам Де Помпадур.

Рисуя их, художник, отдавал дань своей покровительнице. Не смотря на внешнее отличие портретов одного от другого, в них есть общие черты.

Эти черты касаются цветовой гаммы – она не пестрая, в портретах всего один или два основных цвета, все остальное – это их оттенки. Что касается основных цветов, то это либо оливковый, либо коричневый, либо серебристый.

Стараясь правдиво изобразить героиню своих портретов, Буше не отказывается от модного на тот момент кукольного лица, которое характерно и для других его портретов.

Еще одно характерное свойство его портретов – это контраст. Контраст пышной, импозантной обстановки, которая окружает скромный облик самой героини.

Жанровые картины художника

Что касается жанровых картин Франсуа Буше – то в них видно мастерство. В своих картинах Буше не обходится общим настроением, которое способны передать и общие очертания предметов. Каждая деталь его картины прорисована до мелочей; положение тел, жесты, мимика – все выглядит естественно, без всякой надуманности. Вместе с тем, такая детализация и внимание к каждому персонажу не являются помехой для Франсуа Буше при создании общего настроения всей картины.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.