Творчество мастеров натюрморта и пейзажа (“малых голландцев”) Хендрика Аверкампа, Питера Класа, Виллема Хеда и др. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Творчество мастеров натюрморта и пейзажа (“малых голландцев”) Хендрика Аверкампа, Питера Класа, Виллема Хеда и др.

2023-02-16 36
Творчество мастеров натюрморта и пейзажа (“малых голландцев”) Хендрика Аверкампа, Питера Класа, Виллема Хеда и др. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XVII век явил миру во всем блеске две новые школы живописи – голландскую и фламандскую. Обе были наследницами великого искусства Нидерландов, страны, поменявшей к этому времени свои границы.
Когда в середине XVI века Нидерланды «достались» испанской короне, во многих провинциях уже утвердился кальвинизм (ветвь протестантизма), и «его католическое величество» испанский король Филипп II с жестокостью подавлял строптивцев. Часть южных штатов осталась в лоне католической церкви, образовав Фландрию, но семь северных штатов объединились для отпора испанцам.
На основе этого объединения и возникло федеративное государство – Нидерландская республика, или Голландия. Победа над могущественной абсолютистской Испанией способствовала тому, что Голландия, одна из самых малых стран Европы, стремительно превратилась в могущественнейшую и богатейшую державу. Она стала не только колониальной империей, но и первой буржуазной республикой Нового времени. Мир с удивлением следил за взлётом голландцев: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, снабжает европейские народы большинством нужных им товаров»,- заметил кардинал Франции Ришелье.
Большая часть Голландии (Holland – «низменная земля»), лежит ниже уровня моря, и штормы постоянно угрожают ей затоплениями. Лишь поистине героический труд и упорство населения, строительство заградительных сооружений – плотин, шлюзов, каналов, дамб – позволили голландцам не только отвоёвывать пространство у моря, но и процветать. Так выковался особый голландский коллективизм и сплоченность.
Еще в XIV веке Нидерланды были богатой страной. Через незамерзающие порты Нидерландов проходили товары со всего мира, а открытие Америки еще более упрочило положение страны как важнейшего посредника в международной торговле (вспомним, что первое название Нью-Йорка было Новый Амстердам).
Вскоре страна стала не только самой богатой, но и самой передовой и культурной страной континента в XVII веке. Например, когда жителям города Лейдена, стойко выдержавшим осаду испанцев, была предложена награда на выбор – освобождение от налогов или основание университета, рачительные лейденцы всё же выбрали университет (в нем какое-то время учился Рембрандт).
Известно, что в протестантских странах (Англии, Германии, Швейцарии), развитие искусства сильно замедлилось. Но не в Голландии! Здесь искусство, а особенно живопись, уже в 1640-1670 годах достигает расцвета.
В XVII веке Голландия – единственная страна в мире, где три четверти населения было городским.
Феноменом этого периода становится удивительное обилие талантливых художников. Подсчитано, что на каждую тысячу человек в стране тогда приходился один художник (такая «плотность» не имеет аналогов в истории). Художественными центрами стали Лейден, Дельфт, Харлен, а позднее Гаага, Амстердам, Утрехт, Дордрехт и др.
Художники работали не только на заказ. Часто они сначала писали полотна, а затем искали на них покупателя. Картины продавались через торговцев, через аукционы и становились формой вложения средств. Оптимистический настрой, демократизм, поэтизация жизненных ценностей в сочетании с профессиональным мастерством сделали голландскую живопись востребованной не только современниками, но и многими последующими поколениями.
Спрос на живопись в Голландии был ажиотажным. Известно свидетельство современника: «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать произведениями живописи, предпочитая даже сокращать расходы на еду».
В отсутствии родовой аристократии, коронованных заказчиков и церковных покровителей представители буржуазии стали главными потребителями произведений искусства. Впрочем, и зажиточные крестьяне украшали свои дома «досками с картинками» (большинство картин писалось на досках из-за климатических условий страны).
Теперь «жизненное пространство» для самой живописи ограничивалось стенами бюргерских домов и общественных зданий. Размеры картин в этом случае были, как правило, невелики по сравнению с живописью для дворцов и церковных помещений. Тематика и тональность работ обычно носили камерный характер, наиболее соответствующий изображениям частной жизни. Изменилась и техника живописи. Голландская картина XVII века отличается тщательным, почти миниатюрным письмом и обилием точно разработанных деталей. Именно поэтому создателей так называемой «кабинетной» живописи голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта, Хальса и Вермеера) называют «малыми голландцами». Правда, даже Яна Вермеера, учитывая особенности его работ, иногда называют великим «малым голландцем».
В становлении голландской живописи XVII века наиболее важным было влияние старых нидерландских мастеров. Еще у Питера Брейгеля – старшего, а еще раньше у Иеронима Босха и других мастеров XV- XVI веков, отмечалось пристальное внимание к жанровой детали, умение видеть мир, природу одушевленными, поэтичными, но не идеализированными.
Большинство «малых голландцев» находило темы для своих картин в окружающей действительности, словно следуя совету своего великого земляка Рембрандта: «Учись, прежде всего, следовать богатой природе и изображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи, деревья, города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
За пределами тематики «малых голландцев» остались бурные исторические события, в том числе народные восстания и войны. Однако именно подробное «исследование» ими природы и быта во всех их проявлениях и мелочах жизни сегодня воспринимаются, как сюжеты планетарного характера. Красота окружающего мира оказалась настолько разнообразной, многогранной и необъятной, что осветить её во всех проявлениях ни один из живописцев и не пытался. Наоборот, сотни голландских художников как бы поделили видимый мир между собой.
Одни писали только портреты, другие - бытовые сцены, третьи – натюрморты и т.д. Из пейзажистов выделяются маринисты, живописцы городских видов, анималисты. Таким образом, именно в голландском искусстве, у «малых голландцев», сложились все виды или жанры живописи, на которые принято подразделять её в наши дни. Исторический жанр оказался у «малых голландцев» низведенным до уровня рядового. Жанровая трактовка библейских и мифологических сюжетов придавала им оттенок современности и некоторой обыденности.
Художники бытового жанра в живых занимательных сценах рассказывали о быте, нравах и обычаях современников – обитателей крестьянской хижины, бюргерского дома, завсегдатаев кабачка и светского салона. Особенно замечательны работы Адриана ван Остаде, Герарда Доу, Герхарда Терборха, Питера де Хоха и др.
В творениях пейзажистов, маринистов, анималистов и живописцев городских видов отразилась их любовь родине, к ее невзрачным, но дорогим сердцу дюнам и болотам, к морю, к тучным стадам на заботливо возделанных пастбищах, к опрятным улочкам городов. Так Ян ван Гойен, основатель национального пейзажа, доводит до совершенства воздушную перспективу, а Якоб ван Рейсдаль, гениальнейший пейзажист, особенно тонко чувствовавший моменты обновления и умирания природы, драматическую борьбу света и тени, создал обобщенный образ родины. Художника Мейндерта Хоббему, самого значительного мастера пейзажа после Якоба ван Рейсдаля, привлекали тихие сельские сцены с видами залитых солнечным светом деревень, которым придают разнообразие возвышающиеся там и здесь группы деревьев.
Голландские мастера натюрморта, пожалуй, впервые открыли человечеству очарование безмолвного мира неодушевленной природы. Цветы и фрукты, улов рыбака и добыча охотника, вещи домашнего обихода и экзотические предметы, привезенные из дальних стран, стали объектами живописи в поисках новых проявлений прекрасного.
Наиболее «узкая специализация» была в жанре натюрморта. Питер Клас, например, писал только «завтраки», а Ян ван Хейсум – только цветы. Существовали художники, писавшие рыбные и мясные лавки, охотничьи трофеи, посуду и т.д.
Произведения «малых голландцев» разошлись по музеям и частным собраниям всего мира, а их творчество вошло в историю мировой культуры как важнейший и плодотворнейший этап ее развития. Они оказались достойными гордых слов лейденского художника Филипса ван Ангела, с которыми тот обратился к собратьям по творчеству 18 октября 1641 года, в день Святого Луки, небесного покровителя живописцев: «Принесем же себя со всеми великими умами на алтарь бессмертия, и пусть наши имена станут примером для потомков».


АВЕРКАМП ХЕНДРИК: ТВОРЧЕСТВО

Аверкамп Хендрик или «немой из Кампена» (de stomme van Campen) своё прозвище получил из-за глухоты. Детство будущего художника прошло в Кампене, где его отец, работавший городским аптекарем, жил с 1586 года. Учился Аверкамп в Амстердаме. Преобладающая тема творчества – зимние пейзажи.

Живописец достиг впечатляющего мастерства в передаче серебристо-голубоватой поверхности застывших каналов, морозного и влажного зимнего воздуха.

Картины Аверкампа пользовались большой популярностью в среде бюргеров и простых горожан. Его полотна отличаются далёким и высоким горизонтом, на них изображено множество занятых и прилежных людей. Как правило, в своих произведениях живописецискусно скрывал несколько забавных анекдотов и историй. Характерной особенностью художника является привнесение в пейзаж жанровых мотивов. Его виды населены множеством фигурок. Эти персонажи не только оживляют их, но и привносят в картины некое сюжетное начало. Так в картине «Катание на коньках» Аверкамп знакомит зрителя с одной из примечательных сторон быта голландцев: зимние замёрзшие каналы становятся местом излюбленных зимних развлечений для горожан. Здесь перевозят грузы, гоняют мяч клюшкой, катают на санях детей. Там можно увидеть всех представителей голландского общества.

Аверкамп создал множество акварелей, которые говорят о его мастерстве в отображении реальности окружающего мира и о верном изображении своих соотечественников. Поэтому пейзажи художника стали вдруг очень популярны. В шестнадцатом – семнадцатом веке Плос ванн Амстел выполнил по ним гравюры.

Несмотря на многочисленность, все картины художника имеют сходный сюжет. Большинство произведений за 1601 – 1632 годы были написаны в Кампене. В этот город живописец вернулся до 1613 года. Великолепные образцы «Зимних пейзажей» Аверкампахранятся в наше время в музеях Гааги, Роттердама, Кельна, Лондона, Москвы («Катание на коньках», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Племянник Аверкампа – Баренд Аверкамп (1612/1613 гг, Кампен – 1679 г., Кампен) являлся деканом гильдии живописцев, работавшей в Кампене в 1656, 1662 и 1677 года. Его творчество отличалось более провинциальной и консервативной манерой, но всё же он продолжил искания своего знаменитого родственника. Но произведения Баренда Аверкампа всё же более тяжеловесны и сухи (Париж, Лувр «Катание на коньках»).

Питер Клас (нидерл. Pieter Claesz (ок. 1597, Берхем — 1 января 1661, Харлем) — голландский художник Золотого века, мастер натюрморта.

 

О ранних годах Класа почти ничего неизвестно. В 1617 он женился в Харлеме, а в 1620 у него родился сын Николас, будущий известный художник-пейзажист.

 

Вместе с Хедой Клас считается основателем харлемской школы натюрморта. Его натюрморты делятся на две группы. К первой относятся "завтраки" и "банкеты". На них обычно изображены кувшины, бокалы, фарфор, хлеб, сыр, вино, устрицы, рыба, птица, ветчина, маслины и орехи. Очень часто он использовал лимон. Ко второй относятся произведения популярной в то время в Голландии разновидности натюрморта "ванитас", в которых при помощи символов: свечи, черепа, часов, музыкальных инструментов, старинных книг и т.п., выражется библейская концепция суетности жизни.

 

«Картины Класа с изображением накрытых столов («завтраки») отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный кувшин, селедка, стакан, айва, трубка) и простотой композиции. Клас первым из мастеров натюрмортной живописи оценил роль света, воздушной среды и единого тона в колорите как важных средств, которыми может быть выражено единство предметного мира и окружающей среды».

Одно время художник по примеру некоторых утрехтских мастеров, увлеченных Караваджо, занялся проблемами искусственного освещения. Писал, например, то, как неровное пламя свечи отражается на поверхности бокала, но в целом утрехтские натюрморты казались ему не только неестественными, но и слащавыми.

Натюрморт «Vanitas». Человеческий череп главенствует в этом странном наборе вещей. Написанные в серовато-голубых тонах предметы мерцают в сумеречном свете.

 

Художник прославился в Нидерландах именно благодаря подобным натюрмортам. Они часто написаны в почти монохромной гамме, сообщающей таинственную гармонию изображенным предметам. Тема этого произведения - скоротечность земной жизни: череп представляет смерть, перевернутая рюмка символизирует протекшую жизнь, часы напоминают зрителю, что время неостановимо. Голландские живописцы 17 века находили удовольствие в изображении предметов повседневного обихода, передавая их с большим иллюзионистическим мастерством. Такие картины не были откровенно морализирующими, но часто были полны символических значений, которые легко прочитывались современниками. В настоящее время эти произведения обычно восхищают своей блестящей виртуозностью.

В «Завтраках» Питера Класа при том, что они, казалось бы, неизбежно должны повторять друг друга, каждый раз есть неповторимое особое настроение.

 

Между вещами у художника всегда ведется скрытый внутренний диалог, их взаимоотношения строго определены. Художник высоко ценит красоту самой вещи, благородство ее пропорций, необычность фактуры. В натюрмортах Класа нетрудно увидеть то оптимистическое, мажорное, более того эпикурейское отношение к жизни, которое столь показательно для нидерландского бюргера XVII столетия, его тягу к тихой частной жизни. Искусство Питера Класа и ориентируется именно на такого потребителя, учитывает его индивидуальные потребности. Это творчество интимное по своему характеру и непритязательное.

Питер Клас мастерски строит композицию своих натюрмортов. В большинстве случаев в его натюрмортах низкий горизонт, четко выявляется какой-либо вертикальный предмет, скажем, высокий стеклянный бокал, вокруг которого организуется композиция из других предметов. Художник дает возможность ощутить неповторимость, плоть каждого из них. На всех предметах лежит печать присутствия человека. Во всем Гарлеме только Виллем Клас Хеда мог сравниться по своему мастерству с Питером Класом. Так рядом и вошли их имена в историю искусства.

Виллем Клас Хеда (1594 – между 1680 и 1683)

Голландский натюрморт XVII века занял первое место среди живописи этого жанра в странах Европы. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Но они подчинены продуманной четкой композиции, объединены мягким рассеянным светом на сером или светло-оливковом фоне в пределах коричневато-золотистой и серо-серебристой гаммы красок. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.

Каждый из предметов расположен так, представлен с таких точек зрения, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу. Предметы словно хранят тепло прикосновения человеческих рук, следы его недавнего присутствия: брошена смятая салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на блюдо.

Особенностью натюрмортов было скрытое, иносказательное значение, которым наделялись многие изображенные предметы. Для европейской культуры XVII века существенной стала тема бренности всего земного (Vanifas). Символический подтекст имели изображения остановившихся часов, сорванных и засохших цветов, горящей свечи, курительных приборов, пустых раковин (оболочка ушедшей жизни) и многое другое.

Значения аллегорий с их назидательным смыслом был гораздо доступнее современникам, чем современному зрителю. Некоторые, особенно ранние, работы Хеды посвящались этой теме. Однако его искусство оставалось обращенным к реальной жизни. Хеда иногда обращался также к изображению вещей из дорогих материалов, серебряных чаш, венецианского стекла, но этот роскошный и изысканный тип натюрморта для него не был характерен, мастер хранил верность собственным сложившимся приемам.

 

Ян Вермеер (Верме́ер Де́льфтский, 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

БИОГРАФИЯ ЯНА ВЕРМЕЕРА

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

ТВОРЧЕСТВО ВЕРМЕЕРА

Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского.

Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды.

Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Однако своеобразие творческой индивидуальности Вермера обнаружилось уже в ранних его картинах. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера.

И последующие его картины но сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана.

Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни.

Человек для Вермера неотделим от поэтического мира, которым восхищается художник и который находит такое своеобразное преломление в его творениях, по-своему воплощающих представление о красоте, о размеренном спокойном течении жизни, о счастье человека.

Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день.

Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.