Сколько слогов в брахма-гаятри? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сколько слогов в брахма-гаятри?

2023-02-03 32
Сколько слогов в брахма-гаятри? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В брахма-гаятри есть похожая загадка – если посчитать количество слогов в ней, то получится не 24, как должно быть в гаятри-мантре, а 23. Все из-за того, что в первой строчке их 7, а не 8. На первый взгляд найти ответ на вопрос «а почему так?» не так просто. Ведь это же «программная» мантра — самая знаменитая мантра в размере гаятри, в котором должно быть 24 слога – 3 строчки по 8 слогов в каждой. Как мы уже знаем, знание, касающееся тайных мантр (а мантры гаятри это как раз такие — тайные и могущественные мантры, которые гуру шепотом произносит ученику на ухо и потом ученик повторяет их в безмолвной медитации) сокровенно и не дается всем подряд без учета квалификации. Даже комментаторы «Ригведы», такие как Сайана Ачарья, не объясняют это несоответствие. Но если не ограничиваться только «Ригведа-самхитой» и комментариями к ней, а посмотреть в естественных комментариях к самхитамбрахманам, то некий намек на ответ можно найти, например, в «Таиттирийа-брахмане», принадлежащей к «Кришна-йаджур-веде», и в комментарии к ней того же Сайана Ачарьи. Брахманы это раздел шрути, изначальных четырех Вед, которые дают определенные объяснения тому, что описано в самхитах, сборниках мантр, которые мы как раз и знаем под такими именами как «Ригведа», «Йаджурведа» и т.д. В стихе «Таиттирийа-брахманы» 3.10.9.13 очень лаконичным и зашифрованным языком описана мантра бога солнца из 8 слогов. Но если посчитать слоги Сурьи в именах, из которых она состоит, то получится не 8 слогов, а 7. Поэтому «Таиттирийа-брахмана» говорит:

гхр̣н̣ир ити две акшаре сӯрйа ити трӣн̣и āдитйа ити трӣн̣и

«″Гхр̣н̣их̣″ это два слога, сӯрйа – три, āдитйах̣ – три».

Объясняя эти утверждения, Сайана говорит:

сӯрйа-паде йа-кāрāт прāчӣно репха и-кāрен̣а луптена саха мадхйāкшаратвена ган̣анӣйах̣ | татас трӣн̣й акшарāн̣и сампадйанте ||

«Из-за звука «й» в слове Сӯрйа предыдущая буква «р» должна считаться вместе с удаленной буквой «и», которая представляет собой средний слог. Таким образом получаются три слога».

Другими словами, в слове Сурйа между «р» и «й» средним, а значит восьмым, слогом считается невидимая или пропущенная [на письме] буква «и».

Если обратиться к упанишадам, то можно найти еще более близкий намек на искомый ответ. В 14-й главе (брахмане) 5-й книги «Брихад-аранйака-упанишад» загадочным и лаконичным упанишадическим языком объясняется медитация на гаятри-мантру (эти же объяснения с небольшими вариациями также приводятся и в «Шатапатха-брахмане» 14.8.15.1-12):

бхӯмир антарикш́ам̇ дйаур итй ашт̣āв акш́арāн̣и ашт̣āкш́арам̇ ха вā экам̇ гāйатрйаи падам этад у хаивāсйā этат са йāвад эшу тришу локешу тāвад дха джайати йо ‘сйā этад эвам̇ падам̇ веда

«’Бхуми’ (земля), ’антарикша’ (пространство) и ’дйау’ (небеса) — это восемь слогов. Одна (первая) строка гаятри состоит из восьми слогов. Она и есть они [эти восемь слогов]. Любой, кто знает таковую строку гаятри, тот овладевает (побеждает) всем, что существует в этих трех мирах».

р̣чо йаджӯм̇ши сāмāнӣтй ашт̣āв акш́арāн̣и ашт̣āкш́арам̇ ха вā экам̇ гāйатрйаи падам этад у хаивāсйā этат са йāватӣйам̇ трайӣ видйā тāвад дха джайати йо ‘сйā этад эвам̇ падам̇ веда

«’Р̣чах̣’, ’Йаджӯм̇ши ’ и ’Сāмāни’ (множественные формы названия трех Вед) — это восемь слогов. Одна (вторая) строка гаятри состоит из восьми слогов. Она и есть они [эти восемь слогов]. Любой, кто знает таковую строку гаятри, тот овладевает (побеждает) всем знанием, которое содержится в трех Ведах».

прāн̣о ‘пāно вйāна итй ашт̣āв акш́арāн̣и; ашт̣āкш́арам̇ ха вā экам̇ гāйатрйаи падам; этад у хаивāсйā этат; са йāвад идам̇ прāн̣и тāвад дха джайати

«’Прāн̣а’, ’Апāна’ и ’Вйāна’ — это восемь слогов. Одна (третья) строка гаятри состоит из восьми слогов. Она и есть они [эти восемь слогов]. Любой, кто знает таковую строку гаятри, тот овладевает (побеждает) всем, что дышит».

В этих стихах описаны плоды, приходящие к человеку достигшему совершенства в повторении гаятри, а также сама гаятри как суть всех трех миров, трех Вед и всех живых существ. Мы еще поговорим об этом позже.

Но если посчитать количество слогов в первом примере, то получится семь, то есть на один слог меньше, чем сказано в самом стихе:

бхӯ1мир2 ан3та4ри5кш́ам̇6 дйаур7

 

В третьем примере слогов вообще шесть, а не восемь как было заявлено:
прā1н̣о2пā3но4 вйā5на6

 

Комментаторы (например, Ранга-рамануджа из Шри-сампрадайи) объясняют, что восьмой слог образуются в слове дйаур выделением слога «йа» (ди-йа-ур). А в третьем примере — выделением ее же в слове вйāна (ви-йā-на), а также возвращением сандхи в словах прāн̣о ‘пāно (прā-н̣ах̣ а-пā-нах̣).

Подобные же нюансы с количеством слогов содержатся в той же «Брихад-аранйака-упанишад» и в других местах (например, в 5.5.1 относительно трех слогов слове сатйам). Так, что такие тонкости подсчета слогов в важных словах или мистических формулах и мантрах уже изначально включены в состав вечных шрути.

К слову говоря, в следующем за этими стихе упанишад объясняется смысл медитации описанной в гаятри-мантре — на Верховного Господа, находящегося в сурйа-мандале, внутри солнечного диска и при этом пребывающего вне трех гун природы. Он представляет собой четвертую строку мантры-гаятри, которая названа в упанишаде «видимой», но при этом везде говорится, что в гаятри есть только три строки, а не четыре. Он, будучи четвертой строкой гаятри, является «видимым» и одновременно невидимым — мы видим Его сияние и могущество, но не понимаем, что это Он, то есть «не видим» Его.

Эти намеки из шрути и объяснения ачарьев основаны на технических тонкостях науки о ведийских размерах, которая описана в трактатах под общим названием «Пратишакхи» и «Анукрамани», составленным в те древние ведические времена. Они представляют собой подробнейшие указатели-справочники по четырем Ведам, в которых приводится исчерпывающая информация вплоть до мельчайших деталей о мантрах, размерах, грамматике, божествах и мудрецах каждой мантры Веды. Их изучение было абсолютно необходимым параллельно с изучением самого текста Вед. Авторами таких справочников были великие мудрецы Шаунака (известный нам из «Шримад-Бхагаватам») и Катьяяна. В их работах («Ригведа-пратишакха» Шаунаки и «Сарва-анукрамани» Катьяяны) описано, что если в каком-то размере не достает одного слога, то он называется ничр̣т, а если слогов больше на один, то он называется бхӯрик. Если же меньше на два, то он называется вирāт̣, а если на два больше – сварāт̣. Другими словами, если, например, в мантре «Ригведы» 23 слога, как в нашем случае, то это все равно размер гаятри, но технически он называется «ничр̣д-гāйатрӣ» (прибл. «уменьшенная гаятри»). Если в гаятри насчитывается 25 слогов, то это «бхӯриг-гāйатрӣ» (прибл. «увеличенная гаятри»). Размерам, которые отличаются от стандартного определения (например, для гаятри, это три строки по восемь слогов, 8х3=24) больше, чем просто на один слог в одной строке, Шаунака и Катьяяна дают отдельные названия, а их комментаторы приводят в качестве примеров соответствующие стихи из «Ригведы». Так что, хотя по определению «гаятри» это размер с 24 слогами в трех строках, в Ведах часто встречаются различные разновидности гаятри, например с 21-м, 23-мя (как, например, «брахма-гаятри») или 26-ю слогами. При этом интересной деталью является то, что если сложить все слоги мантр «Ригведы», написанные в таких разновидностях семи ведических размеров (от гаятри до джагати), то получится круглое число 432000, которое встречается и в других местах ведической литературы.

Если в строке не хватает одного или двух слогов до стандартного количества, то для приведения ее к каноническому виду предписывается «вйуха» — разделение определенного слога, состоящего из двух согласных, на два. Первыми кандидатами на такое разделение являются слоги, образованные т. н. «полугласными», которых в санскрите всего четыре — й, р, л, в. Они происходят от соединения гласных и, р̣, л̣, у со следующим за ними звуком а, поэтому в разделении такого слога за дополнительный слог принимается гласная возникающая при обратном процессе — возвращении полугласной в соответствующую гласную. Комментаторы упомянутых выше справочников по «Ригведе», а также комментаторы «Чхандах-сутры» — древнего трактата Пингалы по санскритским размерам, приводят в качестве примера как раз известную брахма-гаятри (или, точнее, савитри-мантру) и строку из «Шукла-яджур-веды» (12.4):

тат савитур варен̣йам (7 слогов) → тат савитур варен̣ийам

дивам гаччха свах̣ пата (7 слогов) → дивам гаччха сувах̣ пата

Примечательно, что в «Кришна-яджур-веде» («Таиттирийа-самхита» 4.1.10.5) последняя мантра приводится именно в таком «разделенном» варианте. Слово сувах̣ также встречается и в «Шримад-Бхагаватам» 5.20.23 (пунантӣр бхӯр-бхувах̣-сувах̣).

Именно вйуха, «выделение слога» и описано в приведенных више стихах из «Брихад-араньяка-упанишад». Но это «заполнение строки» применяется только для подсчета слогов и приведения размера к каноническому виду, не отражаясь никак на произношении или написании этих мантр. Поэтому произносить «варен̣ийам» не совсем правильно, хотя такое произнесение изредка можно услышать. Но намного чаще даже чем «варен̣ийам», можно встретить «сувах̣» вместо свах̣ или «сувāхā» вместо «свāхā» в хомах, особенно в Южной Индии. Такое произнесение не обязательно является ошибкой (особенно если речь идет не о брахма-гаятри мантре), во-первых, потому что существует множество шакх (школ или редакций) даже одной Веды (многие из которых не дошли до нашего времени) и их фонетика зачастую довольно отличается между собой (пример из двух направлений Яджур-веды я привел выше — «свах̣» и «сувах̣»). Во-вторых, существует несколько (восемь, если быть точным) разновидностей декламации мантр Вед, в которых они читаются либо с соблюдением сандхи, либо с опущенными сандхи, и т. д. Ведийская фонетика, как и грамматика, чрезвычайно сложна и подробна до мелочей, благодаря чему тексты Вед передавались в первозданном виде. Так что, в некоторых школах, например среди последователей «Кришна-яджур-веды», во время сандхья-ванданы предписано повторять сувах̣, а не свах̣. А «Кришна-яджур-веда» как раз особенно распространена на юге Индии. Но, что касается слова варен̣йам, то во всех местах в разных Ведах, где встречается гаятри-мантра, она неизменно приводится в одном и том же виде — с словом варен̣йам, а не варен̣ийам.

Таким образом, в знаменитой мантре гаятри из Ригведы 23 слога, но они считаются 24-ю слогами из-за условного «выделенного» слога. Как явствует из приведенных выше цитат из «Брихад-аранйака-упанишад» такое «выделение» было совершенно естественным, не считалось чем-то искусственным и было навечно «предписано» дыханием Господа, шрути.

Именно с этого вопроса о количестве слогов в гаятри-мантре я и решил написать эту статью, чтобы при обсуждении гаятри в «Рамаяне» уже не возникало вопросов откуда берется слог «ни» в слове варен̣йам. Все остальное возникло довольно спонтанно, просто потому что я решил заодно прояснить часто задаваемые вопросы — «что такое вьяхрити?», «к кому обращена мантра гаятри?» и т. д. Но о них — в следующей части.

 

Ссылка: https://brijabasidas.wordpress.com/2020/05/

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.