Привила по созданию эффективных визуализаций для самооценки — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Привила по созданию эффективных визуализаций для самооценки

2023-02-03 26
Привила по созданию эффективных визуализаций для самооценки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Смотрите, как вы делаете маленькие позитивные шаги на пути к цели каждый день. Включайте сюда как процесс, так и результат. Если хотите перестать быть застенчивым, то можете визуализировать себя руководящим оркестром или ведущим комедийного шоу на большой вечеринке. С этим все хорошо, но вы должны включить и другие, меньшие шаги. Услышьте, как вы спрашиваете незнакомца, где вы могли встречаться раньше. Увидьте себя приглашающим кого‑то на танец. Или как вы предлагаете закуски на вечеринке в качестве способа общаться и встречаться с людьми.

2. Визуализируйте открытое поведение. Воображайте себя делающим что‑то, а не выглядящим определенным образом, обладающим определенными абстрактными качествами или имеющим конкретные вещи.

Продолжайте спрашивать себя: «Что для меня значит высокая самооценка в терминах поведения? Что бы я делал, если бы она у меня была? Каким бы было мое поведение, как бы звучал мой голос, что бы я чувствовал?» Например, если вы хотите высоко ценить свои способности, вам нужно нечто большее, чем просто представлять себя улыбающимся; такой образ может означать что угодно. Вместо этого увидьте и услышьте себя добровольцем в трудном, но благодарном деле. Услышьте, как кто‑то говорит вам комплимент за хорошо сделанную работу и как вы спокойно признаете этот комплимент без самоуничижения.

3. Включите позитивные последствия повышения самооценки. Увидьте себя успешным в работе, как вы наслаждаетесь близкими отношениями, достигаете целей.

4. Включите ассертивный, говорящий о высокой самооценке язык тела: прямую осанку, наклон в сторону собеседника, улыбку. Не скрещивайте руки и ноги, держитесь ближе к людям вместо соблюдения дистанции, кивайте, когда кто‑то другой говорит, прикасайтесь к другим людям, когда это уместно.

5. Представляйте, что вы сначала боретесь, а потом преуспеваете. Доказано, что такой подход более эффективен, чем видеть себя успешным с первой попытки.

6. Увидьте, что вы больше нравитесь самому себе, а не только другим людям. Второе следует из первого, а не наоборот.

7. Увидьте себя «лучшим» не только в будущем, но и сейчас достаточно хорошим.

8. Думайте о самоуважении как о том, что у вас есть, но вы с этим просто не в контакте. Увидьте себя обнаружившим самоуважение как утраченное и вновь обретенное сокровище. Увидьте, как тучи рассеиваются и проглядывает солнце, которое всегда там было. Услышьте музыку, которая звучит, когда вы настраиваетесь на любовь к себе. Почувствуйте тепло и мягкость, надевая кашемировый свитер, который вы потеряли и только что нашли.

9. Полезно сочетать визуализацию с аффирмациями. Произносите короткую аффирмацию во время и в конце каждой сцены визуализации. Это утверждение будет действовать как гипнотическое внушение, усиливая зрительное, слуховое и тактильное послания с помощью вербального сообщения, направленного прямо в подсознание.

Аффирмация – это сильное, позитивное, эмоциональное утверждение о том, что все уже так и есть.

«Сильное» означает, что аффирмация должна быть короткой, простой и безоговорочной.

«Позитивное» значит, что она не должна содержать каких‑либо негативно сформулированных компонентов, в которых подсознание может запутаться. Ваше подсознание имеет тенденцию опускать отрицание, так что «Я не живу прошлым» будет воспринято как «Я живу прошлым».

«Эмоциональное» значит, что аффирмация должна все представлять в терминах эмоций, а не абстрактных понятий или теорий. Говорите «Я себя люблю», а не «Я признаю свою безусловную ценность».

«Утверждение» означает, что аффирмация должна быть предложением‑заявлением, а не вопросом, приказом или восклицанием.

«Все уже так и есть» значит, что аффирмация должна быть в настоящем времени, потому что подсознание понимает только его. В вашем бессознательном уме времени нет; он не различает прошлое, настоящее и будущее, в нем все сейчас.

Вот некоторые примеры эффективных аффирмаций:

• Я себя люблю.

• Я уверенный.

• Я успешный.

• Я делаю все возможное.

• Мне интересна жизнь.

• Я хорош такой, какой есть.

 

Лучшими аффирмациями будут те, которые вы сделаете подходящими для вашей личности, ваших обстоятельств и цели. Составленные вами аффирмации для упражнений в других главах можно адаптировать для использования с визуализациями.

10. Если вы глубоко чувствуете духовные идеи или теории о космосе, привнесите их в свои визуализации. Будьте свободны, визуализируя Бога или Будду, или какой‑нибудь символ всемирной любви. Вы можете видеть, что относитесь к себе с уважением и нежной заботой, как отражение любви Бога к человечеству. Вы можете визуализировать всемирную любовь и энергию, исходящую из вселенной, и представлять рост своей самооценки как удаление экранов, блокирующих доступ этой энергии к вам. Используйте то, во что вы верите, креативно.

В целом это помогает видеть вселенную как место, дающее каждому существенную эмоциональную, физическую и духовную подпитку, – благосклонную вселенную, которая потенциально поддерживает каждого. В такой вселенной все люди способны к изменению и исправлению, все заслуживают любви и имеют основания для надежды.

 

Сессии для самооценки

 

Приведенные далее примеры – лишь указания. Вы включите свои личные, уникальные версии с конкретными сенсорными деталями и аффирмации, которые будут лучше всего работать для вас.

 

СЕССИЯ: ОБРАЗ САМОГО СЕБЯ

Это первый вид визуализации на тему самооценки, который вам надо для себя разработать. Это сеанс общего назначения для коррекции того, как вы себя видите. Вы придумываете сцены собственного поведения, доказывающие, что вы человек достойный вместо недостойного, уверенный вместо сомневающегося, защищенный вместо беспокойного, веселый вместо депрессивного, любящий, а не ненавидящий себя, инициативный вместо застенчивого, привлекательный вместо безобразного, способный вместо беспомощного, хороший вместо плохого, гордый вместо виноватого и принимающий, а не критикующий себя.

Приготовьтесь к сессии, удалившись в спокойное место, и проведите свою обычную релаксацию. Закройте глаза, медленно и глубоко дыша, представьте первую сцену.

Вы принимаете душ. Увидьте поток воды. Почувствуйте теплую струю, бьющую вам в спину и стекающую по всему телу. Услышьте звук бегущей воды. Ощутите запах мыла и шампуня.

Вы чувствуете себя замечательно: энергичным, бодрым, свободным. Вы нежитесь в чистом сенсорном удовольствии. Скажите себе: «Я заслуживаю этого». Насладитесь ощущением чистоты всего тела; вы чувствуете себя новым и освеженным.

Теперь вы вышли из‑под душа и вытерлись. Вы одеваетесь в любимую одежду. Увидьте цвет этой одежды. Почувствуйте ее текстуру, медленно надевая каждую вещь на чистое, теплое тело. Скажите себе: «Я заслуживаю хороших вещей. Я заслуживаю того, чтобы чувствовать себя хорошо».

Подойдите к зеркалу. Полюбуйтесь своей одеждой. Посмотрите, как вы хорошо в ней выглядите. Стойте прямо, ощущая свою чистую и освеженную кожу под одеждой, почувствуйте крепость и упругость мышц, когда вы держите осанку. Отметьте с приятным удивлением, что привычные боли в этот момент исчезли. Скажите себе: «Я прекрасно выгляжу».

Уложите волосы так, как нравится. Поправьте воротник. Улыбнитесь себе в зеркале, ощущая, как растягиваются мышцы лица. Смотрите на свою улыбку и заметьте, насколько более открытым и расслабленным вы выглядите, когда улыбаетесь. Глядя на зоны своей внешности, которые вам обычно не нравятся, заметьте, что они выглядят менее важными, незначительными. Если на ум приходит самокритичная мысль, пожмите плечами и позвольте ей уйти. Скажите себе: «Со мной действительно все в порядке – с таким, какой я есть».

Теперь идите на кухню. Разглядите ее в деталях: буфет, раковина (на тех местах, где они находятся). Подойдите к холодильнику, откройте его. Он наполнен аппетитными питательными продуктами: свежими фруктами и овощами, молоком, соками, нежирным мясом – любой здоровой пищей, которую вы любите. Заглянув в шкафы, найдите цельные крупы и бобовые, здоровые ингредиенты для приготовления хорошей еды. Скажите себе: «У меня есть то, что мне нужно».

Приготовьте для себя простое блюдо, что‑нибудь вкусное и полезное. Это может быть салат, какой‑то суп или сытный сэндвич. Не торопитесь, получайте удовольствие, доставая ингредиенты, нарезая хлеб и овощи, разогревая суп, от красивой сервировки. Скажите себе: «Я заслуживаю того, чтобы питаться хорошо». Посмотрите на цвета, ощутите температуру и текстуру, почувствуйте соблазнительный запах. Восхититесь приготовленным блюдом. Скажите себе: «Я хорошо это делаю».

Не торопясь съешьте блюдо, спокойно сидя за столом. Задержитесь на каждом кусочке вкусной еды, приготовленной для себя, по‑настоящему пробуя и смакуя ее. Закончив, почувствуйте, как вы наелись, как вам комфортно; вы напитали себя, вы в гармонии с жизнью. Пусть длительное чувство сытости и благополучия охватывает вас. Скажите себе: «Я себя люблю. Я забочусь о себе».

Уберите за собой. Уроните чашку или тарелку, чтобы она разбилась. Скажите себе: «Ну ничего страшного». Если в уме возникнут унизительные комментарии вроде «тупой», «неуклюжий» или «плохой», отсеките их и пожмите плечами. Скажите себе: «Со мной все нормально, с таким, какой я есть, с ошибками и всем остальным».

Теперь приготовьтесь выйти из дома. Вы собираетесь прогуляться. Выйдите, пройдитесь по улице. На улице солнечный денек, теплый и приятный. Получайте удовольствие от работы ваших мышц, от того, что легкие вдыхают чистый воздух, от солнечного тепла на плечах. Заметьте, что в этот момент ваши привычные боли и дискомфорт исчезают. Обратите внимание, каким ярким, четким и ясным все выглядит. Услышьте пение птиц, лай собаки вдалеке, шум проезжающих машин, звучащую где‑то музыку. Скажите себе: «Я могу получать удовольствие от простых вещей».

Увидьте идущего навстречу вам прохожего или соседа, с которым вы близко не знакомы. Он ловит ваш взгляд и улыбается вам. Вы киваете и переводите взгляд вниз, избегая контакта глаз. Почувствуйте трепет в груди и ощутите, что внутри как будто что‑то упало, и всплеск адреналина, который обычно испытываете и называете застенчивостью или сдержанностью.

Теперь увидьте, что к вам идет другой незнакомец. Ваши взгляды встречаются, он улыбается. На этот раз поддержите контакт глаз и слегка улыбнитесь в ответ. Скажите себе: «Я готов рисковать».

И снова навстречу идет незнакомец и улыбается вам. Поддержите контакт глаз, улыбнитесь широко и скажите громко и отчетливо: «Как дела?». Продолжайте идти по тротуару, слегка улыбаясь. Скажите себе: «Я инициативный и уверенный».

Приготовьтесь завершить эту сессию. Вспомните окружающую обстановку. Когда вы будете готовы, откройте глаза и встаньте. Выполняя повседневные дела, вспоминайте эту визуализацию и повторяйте про себя эти аф‑фирмации: «Я заслуживаю красивых вещей. Я заслуживаю того, чтобы чувствовать себя хорошо. Я хорошо выгляжу. Я действительно хорош такой, как есть. У меня есть то, что мне нужно. Я заслуживаю того, чтобы хорошо питаться. Я хорошо это делаю. Я себя люблю. Я о себе забочусь. Я позволяю себе делать ошибки. Со мной все в порядке, с таким, какой я есть, даже допускающим ошибки. Я могу получать удовольствие от простых вещей в этой жизни. Я готов рисковать. Я инициативный и уверенный».

Предлагаем несколько дополнительных вариантов для визуализации образа самого себя: записаться на прием к врачу для осмотра, с достоинством принять комплимент, купить новую одежду и мебель, витамины, косметику или еще какие‑то необходимые вещи; получить удовольствие от физических упражнений и культурных мероприятий, проводить приятное время в тишине и уединении, достичь успеха в спорте, испытать наслаждение от любимого досуга. Выберите эти или другие ситуации, в которых вы обычно себя критикуете или которые могут служить доказательством более высокой самооценки, если бы вы это делали.

Убедитесь в том, что вы следуете правилам визуализации открытого поведения, включая позитивный язык тела, подчеркивая в первую очередь принятие себя и видя себя в настоящем как человека, у которого в основном все нормально.

 

 

СЕССИЯ: ОТНОШЕНИЯ

Эта серия сцен посвящена вашим отношениям с другими. Важный момент – чувствовать себя комфортно в компании других людей, адекватно себя проявлять, просить о том, что вам нужно, реагировать на критику и в целом чувствовать себя равным и достойным участником ваших взаимодействий с другими людьми.

Следующая визуализация – просто указание. Используйте ее как модель для создания своих сцен, соответствующих вашей личности и жизненной ситуации.

Подготовьтесь к визуализации, удалившись в тихое место и потратив достаточно времени на полное расслабление. Когда вы расслабитесь и будете готовы начать, представьте следующее.

Вы ужинаете в хорошем ресторане с человеком, который вам нравится. Возможно, это ваш реальный знакомый, кого вы хотели бы узнать лучше, или кто‑то выдуманный. Увидьте свет свечи, почувствуйте аромат и вкус еды, услышьте приглушенный звук столовых приборов и гул разговоров. Посмотрите через маленький столик и увидьте своего друга. Улыбнитесь ему, посмейтесь над смешным замечанием. Послушайте, как друг смеется с вами. Скажите: «Знаешь, это забавно. Мне действительно нравится быть с тобой». Ваш друг отвечает: «Ну спасибо! Как приятно это слышать. Мне с тобой тоже всегда хорошо». Скажите себе: «Мне нравится с друзьями. Моим друзьям со мной нравится».

Теперь представьте, что вы дома разговариваете с другим человеком. Вы запланировали провести вечер вместе, и он/она предлагает вам сходить в новый венгерский ресторан, а потом съездить в соседний город и посмотреть новый фильм. Увидьте этого человека ясно. Услышьте тон голоса, когда он/она старается вас убедить.

Представьте, что это тот, кому вы хотите понравиться, с кем обычно соглашаетесь автоматически. Но на этот раз заметьте, что вы устали и у вас болят ноги. На самом деле вы лучше заказали бы пиццу, остались дома и посмотрели телевизор.

Посмотрите, как вы пожимаете плечами, глубоко вдохните и признайтесь: «Знаешь, сегодня я действительно устал, я бы лучше заказал пиццу и остался дома. Мы могли бы посмотреть телевизор и просто расслабиться. Мне не хочется далеко ехать и засиживаться допоздна».

Послушайте, как друг выражает сочувствие и соглашается остаться с вами дома. Скажите себе: «Я могу просить о том, чего хочу».

Теперь представьте, что вы в учебной аудитории, на деловой встрече, в какой‑нибудь дискуссионной группе. Представьте группу, услышьте голоса других людей, осознайте, какая на вас одежда, какая в комнате обстановка, часы на стене. Задержитесь на этих образах некоторое время, пусть сцена станет для вас реальной.

Прислушиваясь к дискуссии, вы обнаруживаете, что группа пытается прийти к единодушному согласию, но никак не получается, чтобы согласились все. У вас появляется идея, что надо проголосовать и принять решение большинством голосов.

Смотрите и слушайте себя, когда вы выпрямляетесь на своем стуле, прокашливаетесь, делаете глубокий вдох и, прерывая склоки, говорите: «Минуточку!». Когда вы привлекли внимание всех, скажите: «Я думаю, мы можем обсуждать это всю ночь, но так и не договориться. Предлагаю вынести вопрос на голосование и решить большинством голосов. У нас еще есть другие, более важные вопросы, надо переходить к ним».

Смотрите, как люди улыбаются и кивают головами. Послушайте, как руководитель группы благодарит вас и переходит к голосованию. Скажите себе: «У меня есть ценные мнения. Я могу говорить в группе».

В следующей сцене представьте, что вы разговариваете с матерью, отцом или кем‑то еще, кто хорошо вас знает. Сканируйте черты лица собеседника, внимательно прислушивайтесь к тону голоса, дающего критический комментарий: «Я не знаю, почему вы не переедете из этого района. Он превращается в трущобы. Конечно, вы могли бы жить лучше».

Реагируя на критику, замечайте, как вы слегка отклоняетесь на спинку стула. Обратите внимание, что ваша поза становится оборонительной; возможно, вы скрестили руки или отвернулись.

Потом увидьте, как вы мобилизуетесь, чтобы ответить на критику ассертивно. По‑настоящему почувствуйте, как вы перестали скрещивать руки, поднимаете голову и ваш взгляд встречается с глазами критика. Услышьте свой ответ: «Да, возможно, вы правы. Этот район становится очень захудалым». При этом вы не извиняетесь, не защищаетесь, ничего не объясняете и не спорите. Скажите себе: «Я могу признать критику и сохранить самоуважение».

Теперь приготовьтесь завершить визуализацию. Осознайте, где вы находитесь, и медленно открывайте глаза. Встречая людей в повседневной жизни, вспоминайте ваши визуализации межличностного общения; пусть в вашем сознании возникают необходимые аффирмации: «Мне нравится быть с друзьями. Моим друзьям нравится быть со мной. Я могу попросить, что хочу. У меня есть ценные мнения. Я могу заговорить в группе. Я могу признать критику и сохранить самоуважение».

 

Вы можете попробовать в визуализациях некоторые другие ситуации: спросить, какое сегодня число, получить удовольствие от присутствия новых людей, успешно справиться с жалобой или социально неловкой ситуацией, вернуть не подходящую вам покупку, сказать «Я тебя люблю», имея в виду, что это комплимент, попросить о повышении, обратиться с просьбой принять на работу, ответить «Нет» тому, кто от вас хочет того, что вы не можете сделать. Выбирайте ситуации, в которых обычно чувствуете себя неуверенным и отвергнутым.

Придумывая межличностные сцены, запомните следующие важные правила: включение некоторой первоначальной борьбы, ассертивный язык тела, подчеркивание того, что принятие самого себя первично по отношению к принятию других.

 

 

СЕССИЯ: ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Постановка и достижение цели могут значительно укрепить вашу самооценку. Визуализация – один из самых эффективных инструментов прояснения целей и формирования ожидаемого успеха.

Начните с простых, краткосрочных целей. Выберите повседневные дела, из‑за которых вы себя ругаете, например, что не приходите на работу вовремя, пропускаете тренировки, откладываете важные дела и электронные письма, забываете сходить к стоматологу и так далее. Начиная использовать визуализацию, вы не получите большой пользы, представляя грандиозные достижения или обладание ценными вещами через двадцать лет.

Ниже приводятся примеры, как визуализировать простые цели. Используйте их как модель для создания собственных образов того, что хотите выполнить. Сядьте или лягте в тихом месте и выполните свое любимое упражнение для релаксации. Когда вы расслабитесь и будете во внушаемом состоянии психики, представьте следующие сцены.

Во‑первых, визуализируйте приход на работу или учебу вовремя. Представьте, как вы просыпаетесь, выключаете будильник и сразу встаете с постели. Продолжайте выполнять свои обычные действия: принимаете душ, одеваетесь, завтракаете и оставляете много времени для того, чтобы своевременно добраться до нужного места. Добавьте разнообразие сенсорных деталей, которые использовали ранее, чтобы визуализация была живой и убедительной.

На протяжении всей сцены подключайте такие детали, которые показывают, что вы расслаблены, неторопливы и эффективны. Вы находите свои ключи и бумаги именно там, где оставили их вечером. У вас есть деньги на проезд в автобусе или машина заправлена, няня на месте, – все, что нужно, чтобы не опоздать. Скажите себе: «Я организованный и пунктуальный».

Придумайте несколько препятствий: например, зазвонил телефон. Спокойно сбросьте звонок. Скажите себе: «Я могу оставаться расслабленным и сосредоточенным на своем графике».

Визуализируйте позитивные преимущества прихода вовремя. Вы расслаблены и готовы начать рабочий день. Ваш босс, преподаватель или другие люди довольны вами. Вы берете хороший старт. Скажите себе: «Я хорошо распоряжаюсь своим временем».

Прежде чем оставить эту сцену, скажите себе: «Сегодня вечером сразу после ужина и перед просмотром телевизора я позабочусь, чтобы у меня было все необходимое на утро».

Теперь представьте другую сцену: вы все время откладывали работу над диссертацией, вашими налоговыми декларациями или важной заявкой, которую нужно заполнить. Приближается срок сдачи. Увидьте себя идущим в офис или библиотеку. Предусмотрите все необходимые материалы: бумагу, ручки, файлы, книги, квитанции. Скажите себе: «Шаг за шагом – и ты выигрываешь гонку».

Добавьте немного трудностей. Вы чувствуете себя уставшим, беспокойным или обескураженным. В глазах жжение, у вас несварение желудка, мозг отказывается работать. Встаньте, потянитесь, пройдитесь по комнате, потом снова в нее вернитесь. Увидьте, что у вас открывается второе дыхание, вы придумываете, как выйти из затруднительной ситуации. Скажите себе: «Я могу с этим справиться».

Увидьте, услышьте и почувствуйте, каково это – набирать на компьютере последнюю страницу диссертации, поставить подпись под налоговой декларацией или нажать «Отправить», посылая свою заявку. Скажите себе: «Я закончил это своевременно».

Рассмотрите позитивные результаты того, что вы уложились в срок: довольную улыбку председателя, когда вы сдали законченную диссертацию, новый айпад, который купите, получив налоговый вычет, уведомление о том, что ваша заявка принята. Скажите себе: «Я заслуживаю этого вознаграждения».

Прежде чем покинуть эту сцену, пообещайте себе: «Утром я соберу необходимый материал в первую очередь».

Переходите к следующей сцене. Допустим, вы хотите чаще выходить из дома, заниматься спортом, самостоятельно что‑то выращивать на огороде. Вообразите и наполните сенсорными деталями каждый из логических шагов, которые вам надо будет предпринять.

Увидьте, как вы просите у домовладельца разрешения посадить свой огород. Представьте картины, звуки и запахи, когда вы отправляетесь в питомник за семенами томатов, редиса и салата, огурцов и репчатого лука.

«Это легко, если я делаю по одному шажку за раз». По‑настоящему почувствуйте в руках землю, деревянную рукоять взятой у кого‑то лопаты, почувствуйте солнце своими голыми плечами, когда вы рыхлите землю на грядках и разгребаете ее граблями, чтобы было ровно. Скажите себе: «Я могу это делать хорошо». Представьте аккуратную посадку, ровные ряды, полив, появление первых ростков, прополку и наблюдение. И наконец, увидьте самого себя, собирающего урожай овощей, моющего их и готовящего роскошный салат.

Скажите себе: «Я забочусь о себе так же, как о своем саде».

Включите позитивные последствия: ваш загар, мышечный тонус, как приятно и продуктивно выглядит теперь задний двор. Увидьте себя и своих друзей за ужином. Вы с гордостью сообщаете им: «В салате – все из моего сада». Скажите себе: «Я забочусь о себе».

Перед тем как оставить эту сцену, скажите себе: «Я сделаю первый шаг и завтра после работы поговорю с хозяином».

Теперь приготовьтесь выйти из этой сцены. Вспомните, где вы, и откройте глаза, когда будете готовы. Напомните себе о финальной аффирмации, чтобы в конкретный срок сделать первый шаг, и еще раз решите сделать это.

Создавая собственные визуализации, идите к одной цели за раз, а не к трем разным, как показано в примере выше. Помните, что вначале цели должны быть простыми и краткосрочными. Толчок к повышению самооценки вы получите, достигая небольших целей, он придаст вам необходимую уверенность для того, чтобы намечать и достигать более крупных, долгосрочных целей.

Важнейшие правила для создания эффективных визуализаций по достижению целей следующие: разбить цель на маленькие шаги, сосредоточиться на наблюдаемом поведении, увидеть первоначальную борьбу, включить позитивные последствия достижения вашей цели и закончить аффирмацией с изложением первого шага и срока его завершения.

 

 

Конкретные соображения

 

Если сеанс визуализации проходит тяжело, остановитесь и вернитесь к нему позже. Эффективная визуализация приятна и протекает почти без усилий. Это зависит от состояния расслабленной восприимчивости. Если вы слишком напряжены или чем‑то озабочены, лучше сделать что‑то другое и приберечь визуализацию для более спокойного времени.

Некоторые результаты появятся сразу. Другие будут появляться хаотично или пройдет долгое время, прежде чем вы их заметите. Некоторые результаты будут неожиданными. Принимайте то, что получаете, будьте терпеливыми и постарайтесь не расстраиваться. Возможно, ваше подсознание работает над большими переменами, тогда как ваш сознательный разум, особенно патологический критик, доказывает, что ничего особенного не происходит и что эта техника – пустая трата времени. Добросовестно выполняйте упражнения по меньшей мере в течение месяца, прежде чем примете решение об отказе или использовании какой‑нибудь другой техники.

Лучшие результаты приходят, когда вы не стараетесь слишком сильно. Это парадокс: вы должны отпустить то, что хотите, прежде чем получить это. Рассматривайте упражнения по визуализации как приятные и расслабляющие, независимо оттого, начали они работать или нет.

 

 

Глава 15

Со мной по‑прежнему he все в порядке

 

Шейла, двадцатидевятилетняя официантка, отчаянно боролась за то, чтобы контролировать своего критика. Но она оставалась убежденной в том, что низкая самооценка в гораздо большей степени относилась к ее глубинному чувству собственной никчемности, чем к ее критическому внутреннему голосу. Она описала это своему терапевту так:

 

 

Это чувство, что я плохая, негодная. Как будто недостойная… Как будто ничего не заслуживаю. Нападая на себя, я просто выражаю словами то чувство, которое уже есть. Даже если бы я задушила критика, уничтожила его, я уверена, что ненависть к себе осталась бы, прилипнув ко мне, как смоляное чучелко.

 

Шейла была права. Чувство «плохости», о котором она говорила, во многом происходило от матери‑алкоголички, требовавшей, чтобы дочка о ней заботилась. Уже в трехлетием возрасте девочка знала, что ей «надо быть очень хорошей, а иначе будет взрыв». Быть хорошей значило говорить маме, что она красивая, причесывать ей волосы, выслушивать ее жалобы, а потом читать ей перед сном.

Если вместо ухода за матерью Шейла хотела играть, если сама хотела пожаловаться или получить поддержку, то мать сильно расстраивалась, называя ее эгоисткой, которая ни о ком не заботится. Хуже того, иногда Шейла сталкивалась с молчанием: когда ее мама была вежлива и даже добра, но не произносила ни слова. Чувство собственного несовершенства у Шейлы явилось суммой буквально тысяч таких болезненных взаимодействий. Многие эти события произошли еще до того, как она начала вполне понимать язык. На очень глубоком уровне осознания себя она усвоила, что с ней «не все в порядке». Она это знала так же, как то, что лимон кислый, а ночь темная.

Для людей, подобных Шейле, чувство собственной никчемности – глубоко укоренившаяся вера. И гиперактивный критик – только часть проблемы. За критиком скрыто целое хранилище обиды и вины. (Там есть также чувство злости, возмущение, желание отомстить, но в данном случае они менее актуальны.)

Чувство своей «плохости» может генерироваться разными способами. Приведем примеры:

1. Основной опекун часто отсутствует или не кормит. Ребенок чувствует эту нехватку или заброшенность и на каком‑то уровне приходит к выводу, что он недостоин любви. Эмоциональная логика здесь такова: «Если бы она меня любила, то не бросила бы, а если она меня не любит, значит, меня невозможно любить».

2. Ребенок испытывает столько лишений и жестокого обращения, что по отношению к родителям чувствует ярость. Но потом приходит чувство вины. Эмоциональная логика такова: «Я должен любить родителей, так что если я их ненавижу, я плохой».

3. После развода ребенок теряет контакт с отсутствующим родителем. Эмоциональная логика такова: «Это я его оттолкнул, он ушел, потому что ненавидит меня, я плохой».

4. Ребенок является жертвой сексуального насилия. Эмоциональная логика такова: «Я занимаюсь тайными, плохими вещами, о которых никогда не должна говорить; ___________ хочет, чтобы я делала эти плохие вещи; наверное, я плохая».

5. Ребенок является жертвой особенно жестокого или произвольного наказания. Эмоциональная логика такова: «Должно быть, со мной что‑то не так, раз они причиняют мне такую боль».

6. Ребенка жестоко критикуют за широкий спектр поведения или какие‑то черты его внешности. «Папа всегда говорит, что я слишком толстая; наверное, я уродка». «Мама всегда говорит, что я ленивая, а ленивые люди – никчемные».

7. Ребенок вынужден поддерживать нарциссичного или депрессивного родителя. Все действия ребенка для удовлетворения собственных потребностей или независимого функционирования встречают крайнее отвержение. Ребенок усваивает: «Мои потребности плохие; мои чувства эгоистичные».

 

Наиболее значительный вклад в раннее чувство своей неправильности вносит переживание того, что человек так или иначе был брошен. Ребенок может получить такое послание множеством разных способов и после его получения ощутить крайне деструктивное влияние на восприятие самого себя. Брошенность, физическая или эмоциональная, переживается ребенком как угроза его жизни. Она ужасает. А раз такая ужасная вещь случается, что‑то должно быть не так. Немногие дети способны понять, что они в этом не виноваты. Брошенность переживается как чудовищное наказание за невыразимое преступление.

 

Особенная уязвимость

 

Люди, которые выросли в семейных ситуациях, подобных вышеописанным, особенно уязвимы. Ранний опыт продолжает откликаться в них и усиливает актуальные травмы. Давнее чувство своей «плохости» усиливает даже небольшие обиды до степени опустошенности. Например, если на вас кто‑то злится, вы автоматически решаете, что чудовищно неправы. И у вас моментально возникает чувство своей никчемности. Чтобы срочно устранить это чувство, вы отрицаете его или начинаете злиться сами. Почти каждое болезненное событие (потеря отношений, критика в ваш адрес, игнорирование или переживание отказа) способно запустить ощущение «со мной не все в порядке». Небольшая ошибка или неудача способна разрастись до размеров Эвереста. Иногда чувство, что вас контролируют или с вами не считаются, переходит в убеждение «Я плохой». Одиночество и даже простая скука могут подтвердить ваше базовое чувство своей неправильности. На каком‑то уровне вам кажется, что заслуживаете боль. И ее присутствие подтверждает тяжесть вашего преступления.

Вы словно хранитель ужасной тайны: знания о том, что под вашей социальной маской вы такой психологический урод, которого никто не способен выносить. И вы живете в постоянном страхе, что кто‑то раскроет вас, что из‑за малейшей ошибки или неловкости с вашей стороны кто‑то мельком заметит, до чего никчемный человек скрыт внутри. Если люди сердятся, критикуют или отталкивают вас, вы видите причину в том, что они увидели человека у вас внутри, которого отвергают. И эта новая рана усиливается всеми предшествующими. Неважно, насколько мала нынешняя травма, она становится напоминанием о том времени, когда вы ребенком чувствовали себя брошенным и верили, что виноваты в этом.

 

Защита от боли

 

Базовое чувство неполноценности подвергает вас постоянному риску почувствовать огромную боль. Одно резкое слово, один разочарованный взгляд, одна заметная ошибка могут привести к этому. Вы нуждаетесь в защите. Проблема в том, что незначительные защитные действия, вроде того чтобы выбросить из головы или возразить критику, не всегда работают. Боль слишком сильна. Вы пытаетесь аргументировать, говорите себе, что это мелочь, что все люди временами раздражаются. Но разумный голос тонет в потоке вашей неправильности. Потому что за этим кроется пустое, одинокое место, где вы чувствуете себя никчемным. И вы боитесь туда попасть. Страх вызывает острую необходимость спастись, защитить себя от этих чувств любым возможным способом. Громадная боль требует серьезной обороны, психологического эквивалента линии Мажино[13]. Есть три основных вида защит.

 

1. Побег. Эта защита включает наркотики и алкоголь, разные формы избегания и эмоциональной изоляции.

2. Нападение на других. Вы блокируете чувство собственной «плохости», перенаправляя гнев вовне.

3. Нападение на самого себя. Вы блокируете чувство собственной «плохости», направляя гнев вовнутрь.

 

Первые две защиты очевидны, но последняя кажется внешне абсурдной. Как могут самоатаки блокировать чувство собственной никчемности? Ответ: вы атакуете себя в надежде достичь совершенства. За этим стоит вера в то, что если вы достаточно сами себя побьете, то в итоге сможете исправить все свои изъяны и искупить грехи. В целом нападение на самого себя – это упражнение в отрицании ужасного страха, что вы всегда будете чувствовать себя таким же никчемным, как сейчас. Злясь на себя, вы поддерживаете всемогущую фантазию: якобы все, что вы в себе ненавидите, может быть исправлено, и когда вы, буквально избивая себя, придадите себе нужную форму, чувство своей неправильности наконец исчезнет.

Это самобичевание действительно облегчает боль. Вы настолько сосредоточены на идентификации своих недостатков и рьяном стремлении произвести психологический капитальный ремонт, что глубинное чувство того, что с вами не все в порядке, на некоторое время маскируется.

 

Зависимость от ваших защит

Вы можете стать зависимым от психологических защит так же, как люди становятся зависимыми от алкоголя. Изначально защита помогает обезболить некоторые глубоко спрятанные тревоги и раны. Так как это работает и вы можете на это полагаться, то снова и снова прибегаете к стратегии психологической адаптации. Через некоторое время вы становитесь нетерпимым к малейшей тревоге или боли, сразу же прибегая к своей защите. Так же, как алкоголик возвращается к бутылке, вы убегаете, нападаете на других или нападаете на самого себя при первых признаках этого чувства собственной неправильности.

Оставшаяся часть этой главы будет посвящена в первую очередь нападению на себя, которое оказывает прямое токсичное воздействие на самооценку. Если побег или нападение на других нарушают ваши отношения с семьей, друзьями и сотрудниками, то самоатака подрывает основу вашей идентичности.

Одна из основных человеческих проблем – нежелание сталкиваться с некоторыми видами боли. Это вполне понятно. Но в конце концов защита оказывается более болезненной, чем первоначальные чувства, от которых вы убегаете. Зависимость берет с вас свою плату. Краткосрочное облегчение боли создает деструктивные паттерны, подрывающие и ваши отношения, и самооценку. Алкоголик чувствует себя лучше после выпивки. Но при этом падает его производительность, он теряет энергию для общения с детьми, жена устает видеть его в пьяном виде. С нападением на самого себя происходит то же. Вам лучше, пока острое чувство собственной неполноценности парадоксальным образом притупляется «охотой на ведьм», то есть на собственные недостатки. Но со временем происходит дальнейшее разрушение вашей самооценки. И когда вы уже не в состоянии быть более совершенным, когда гусеница так и не становится бабочкой, кажется, что это подтверждает то плохое, что вы о себе думали.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.