Показатели продолжительности, темпа и частоты пульса при выполнении упражнений на других тренажерах — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Показатели продолжительности, темпа и частоты пульса при выполнении упражнений на других тренажерах

2023-02-03 16
Показатели продолжительности, темпа и частоты пульса при выполнении упражнений на других тренажерах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вид тренажера Продолжительность выполнения, мин. Частота сердечных сокращений в минуту Темп (количество в минуту)
1 Велотренажер 18 117 70
2 Велотренажер «Педаль» 2 126 54
3 «Самокат» 1,5 145 95
4 «Кавказец»

Соответствует показателям упражнений 1 на тренажере «Здоровье»

118

 

Упражнения на занятиях ЛФК могут выполняться в двух режимах:

в свободном, при котором дети самопроизвольно регулируют частоту выполнения действий;

в строго заданном (регламентированном), при котором нагрузка нормируется с помощью средств наглядной информации, наиболее простым из которых является школьный метроном. Возможно также использование кардиолидера

Приведенные в таблицах данные могут быть исходными при планировании обоих режимов работы. Наиболее целесообразно выполнение упражнений в свободном режиме. Несмотря на значительные индивидуальные различия, подавляющее число детей в большинстве упражнений циклического характера при выполнении в свободном режиме укладываются в рамки требуемой ЧСС до 120—130 ударов при простой установке учителя выполнять упражнение спокойно, плавно, без ускорении и рывков

В том случае, если вследствие индивидуальных особенностей или тяжести упражнений (езда на «Самокате», тренажер «Педаль», приседания на тренажере «Здоровье») частота пульса выше требуемой на данном этапе занятий, необходимо регламентировать величину нагрузки. Как указывалось выше, это можно сделать двумя путями.

Первый — с помощью метронома Ребенок выполняет в режиме заданной частоты маятниковых движений метронома, устанавливаемой согласно показателю темпа того или иного упражнения, приведенного в табл. 1. При этом замеряется пульс Исходя из частоты пульса вносятся коррективы в задаваемый темп движений.

Второй — с помощью кардиолидера. Приспособления, непосредственно программирующие и контролирующие нагрузку по частоте сердечных сокращений. Прибор устанавливается на требуемый режим работы (например, ЧСС от 100 до 120 ударов в мин ), и закрепляется на груди занимающегося. При недостаточной интенсивности раздается сигнал высокой, а при повышенной — низкой тональности. В том случае, если интенсивность выполнения упражнения соответствует требуемой, сигнал — отсутствует. Ребенок самостоятельно регулирует режим работы. Данное приспособление в условиях урока затруднительно использовать с несколькими учащимися, поэтому оно используется, как правило, с одним-двумя занимающимися для установления индивидуального оптимума темпа выполнения, а также для внесения в занятие некоторого разнообразия.

При планировании учебного процесса следует учитывать, что оптимальная нагрузка на занятиях лечебной физкультурой, отличающаяся оздоровительной направленностью, наблюдается при двигательной плотности около 65 процентов и суммарной пульсовой стоимости за 45 мин. в пределах 5000 ударов.

119

Необходимо кратко остановиться на особенностях проведения занятий ЛФК со слепыми детьми, имеющими сопутствующие заболевания. Содержание занятий лечебной физкультурой с этим контингентом, в основном, за исключением некоторых заболеваний, мало отличается от учебного материала для детей, посещающих группу ЛФК по состоянию зрительного нарушения. Это положение правомочно нотой причине, что характер приспособления основных функций организма, в частности аппаратов кровообращения и дыхания, при большинстве заболеваний одинаков. Однако при проведении занятий с детьми, имеющими помимо зрительных нарушений сопутствующие заболевания, следует, с одной стороны, увеличить удельный вес специальных упражнений, направленных на коррекцию дефекта, наряду с оздоровительными, выполняемыми на тренажерах. С другой стороны, исключить или ограничить выполнение ряда упражнений.

Так, детям с нарушением осанки и дефектов опорно-двигательного аппарата на занятиях предписывается, в зависимости от заболевания (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие), выполнение специальных корригирующих упражнений.

При параличах и парезах комплекс мероприятия должен быть направлен на стимуляцию нервно-мышечного аппарата, улучшение питания тканей паретичной конечности. Но вместе с тем, что является общим для любого контингента детей, занимающихся ЛФК в школах для слепых, необходимо активизировать деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и др. органов и систем, что достигается выполнением упражнений на тренажерах.

Что касается детей с эпилепсией, то для них необходимо ограничить выполнение дыхательных упражнений, не допуская гипервентиляции легких, так как это может спровоцировать припадок.

Для детей же, страдающих бронхитом, наоборот количество дыхательных упражнений следует увеличить.

Здесь мы ограничились лишь отдельными краткими рекомендациями. В целом же при организации занятий лечебной физкультурой с детьми, имеющими сопутствующее заболевание, необходимо обращаться к специальной литературе по этому вопросу.

Следующий аспект, заслуживающий рассмотрения,— это реализация дифференцированного подхода на занятиях лечебной физкультурой.

Существенные различия характера и тяжести зрительных нарушений, особенностей физической подготовленности, а также наличие сопутствующих заболеваний определяют необходимость строгого соблюдения индивидуального подхода при проведении занятий лечебной физкультурой со слепыми. Вместе с тем, исходя из основной задачи проведения занятий лечебной физкультурой в школах для слепых, заключающейся в общем оздоровлении учащихся, а также наличия наиболее подходящих для детей данного контингента средств (какими являются тренажеры), становится возможным сочетание индивидуального подхода с групповым.

120

Для осуществления группового метода, в значительной мере оптимизирующего учебный процесс, тренажеры, как уже указывалось, располагают станциями. На каждой станции желательно размещение такого количества тренажеров, чтобы на них одновременно могла заниматься половина группы (или треть ее). Такое размещение позволяет осуществлять круговой метод проведения занятий, заключающийся в том, что часть группы занимается на одной станции, другие подгруппы на других тренажерах. Затем подгруппы меняются местами. Для реализации индивидуального подхода, во-первых, необходимо, чтобы подгруппы формировались по общим признакам (характер основного и сопутствующего заболевания, уровень физической подготовленности). Во-вторых, для дифференциации внутри подгрупп необходимо использование средств наглядной информации. Для регламентации величины нагрузки с этой целью используются метрономы и кардиолидеры. Для индивидуализации подбора упражнений в одном и том же тренажере полезно использование специальных учебных карточек с рельефно-точечным изображением комплекса предлагаемых упражнений. Кроме того, для индивидуализации нагрузки на тренажерах, на которых это возможно, регулируется усилие (на тренажерах «Здоровье» и «Кавказец» — количество пружин; на велотренажере — усилие на педаль). Также контролируется время выполнения — для одних детей больше, для других — меньше, в пределах обще заданной продолжительности.

Для реализации на практике сочетания индивидуального и группового методов необходимо максимально активизировать самостоятельность учащихся, что возможно только при проведении серьезной подготовительной работы, заключающейся:

в обучении детей ориентировке на месте проведения занятий;

в обучении пользованию тренажерами;

в усвоении упражнений, их терминологии, понимании их рельефных изображений;

в обучении пользованию средствами наглядной информации.

Вся эта работа должна проводиться на первом этапе обучения (в первой четверти учебного года).

При условии самостоятельной активности учащихся деятельность учителя будет направлена на обеспечение индивидуального подхода при групповой организации учебного процесса, а не на подачу педантичных и мелочных распоряжений и команд, от которых устают и дети, и учитель.

121

Особое значение при выполнении упражнений на тренажерах, связанных с применением продолжительной и мало-интенсивной нагрузки, приобретает эмоциональная окраска занятий. Трудность обеспечения эмоционально-насыщенного занятия заключается в том, что детям данного контингента противопоказано выполнение соревновательно-игровых упражнений на тренажерах, связанных со значительным физическим напряжением. Поэтому необходимо применение других форм, делающих выполнение упражнений интересными, немонотонными. Для этого рекомендуется:

• разнообразие характера выполнения упражнений на тренажерах. Полезно внесение элементов сюжетной игры. Так, выполнение упражнений на тренажере «Кавказец» можно представить детям младшего школьного возраста как переплывание реки на лодке, катание на тележке (тренажер «Здоровье»), как езда «на лошадке» или «на санках»;

включение в занятие наряду с упражнениями на тренажерах разнообразных игр, не связанных с высокой нагрузкой и с передвижениями в пространстве (метание в цель, сбивание кеглей, игра «Кто быстрее» с использованием тренажера для развития быстроты реагирования, игры с шарнирными куклами и т. п.);

активизация мыслительной деятельности детей путем создания проблемных ситуаций (что? для чего? почему?);

проведение занятий по интересам. На этих занятиях дети занимаются на тех тренажерах, которые им больше нравятся;

музыкальное сопровождение занятий. Специально подобранная музыка создает положительный эмоциональный фон;

сообщение оценок занимающимся. Критерием при этом является правильность освоения двигательных умений и навыков и отношение к занятиям.

Последнее, на чем следует остановиться в плане представления общих основ построения лечебной физкультуры в школах для слепых детей, это врачебно-педагогический контроль, который является обязательным условием для обеспечения эффективности от занятий ЛФК с использованием тренажеров. Особое место при этом занимает контроль за состоянием органа зрения врачом-офтальмологом.

Для более качественного компетентного контроля за детьми целесообразно тесное сотрудничество школы с врачебно-физкультурными диспансерами и детскими поликлиниками.

В зависимости от решаемых задач врачебно-педагогические обследования организуются:

1. В начале, в течение и в конце года. Эти обследования ставят целью определение исходного уровня занимающихся и эффективности проведенных циклов занятий.

2. Текущий контроль за занятиями, проводимыми с целью определения влияния нагрузки на организм ребенка, и при необходимости своевременного внесения коррекций в учебный процесс: увеличение или снижение нагрузки; исключение или включение каких-то упражнений.

В начале учебного года проводится оценка физического развития, функциональной подготовленности, состояния органа зрения, степени и характера сопутствующего заболевания. Эти же обследования проводятся в конце года (при необходимости — в течение).

122

Методика оценки физического развития не отличается от общепринятой и заключается в антропометрическом обследовании (рост, вес, объем грудной клетки, ЖЗЛ).

Для оценки функциональной подготовленности наиболее информативным показателем является состояние сердечно-сосудистой системы.

Поскольку детям с глубоким нарушением зрения не доступно выполнение интенсивных упражнений, контрольные тесты должны быть мало интенсивными. С этой целью подходит методика с 20 приседаниями, с регистрацией реакции организма по частоте сердечных сокращений и артериальному давлению. Наиболее целесообразно использование теста PC150 (проводимого на велоэргометре), позволяющего точно и строго индивидуально дозировать нагрузку. При этом следует пользоваться методом экстраполяции, заключающемся в том, что для испытуемого подбираются две нагрузки различной мощности с таким расчетом, чтобы в конце первой нагрузки частота сердечных сокращений была в пределах 95— 100 уд/мин., в конце второй — 125—135 уд/мин.*

При оценке состояния зрения информативными методами контроля являются реофтальмография и эргография, позволяющие определять кровоснабжение и работоспособность циллиарной мышцы. Применение этих методик не во всех школах представляется возможным. Поэтому рекомендуется использовать более доступные методы определения остроты и поля зрения (у детей с остаточным зрением), внутриглазного давления, а также наблюдения за течением глазного заболевания.

При наличии сопутствующего заболевания ведется также контроль за нарушенными органами и функциями. При этом следует руководствоваться рекомендациями по контролю при проведении ЛФК с соответствующими заболеваниями, в большинстве своем достаточно широко представленными в специальной литературе.

Текущий контроль проводится до, в процессе и после занятий, и осуществляется путем регистрации изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, ЖЕЛ и хронометрирования урока.

На основании данных частоты сердечных сокращений и хронометража строится физиологическая кривая. В настоящее время широкое распространение для этой цели получил радиотелеметрический метод, позволяющий регистрировать частоту пульса непосредственно в процессе выполнения упражнений и точно определять пульсовую стоимость отдельных упражнений и урока в целом. Тем более удобно использовать этот метод при работе на тренажерах, не связанной с передвижением в пространстве.

Кроме того могут использоваться другие методики, позволяющие оценивать состояние двигательного аппарата и центральной нервной системы (динамометрия, измерение времени двигательной реакции и пр.).

 

· Более подробно методика определения РСИ(1 описана Б. П. Преварским в инструкции по проведению велоэргометрии.— Велоэргометр — ВЗ-02, Киев.

123

 

При правильном дозировании нагрузки показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления после урока должны быстро приходить к исходному уровню. Показатели ЖЕЛ, времени реакции и динамометрии не должны ухудшаться. Текущий контроль должен включать в офтальмологические обследования, показывающие влияния физической нагрузки на зрительный анализатор.

ЛИТЕРАТУРА

АасамааИ. Т. Как себя вести. 3-е издание, Таллин, 1973 г., 223 с.

А в е т и с о в Э. С. Охрана зрения у детей. М.: Медицина, 1975.

Аветисов Э. С., Ливадо Е. Н., К У р п а н Ю. И. Занятия физической культурой при близорукости. М.: Медицина, 1983.

Васильев Ю. А. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983 г., 96 с.

В а р ш а в ск а я Р. А., Кудряшова Л. Н. Игры под музыку. М.: Просвещение, 1964.

Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. М.: Педагогика, 1988, 150 с.,

Григорьева Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения//Психолог, журнал, 1988. Т. 9. № 2, с. 97—107.

Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным зрением.//Дефектология, 1988 г., № 5.

Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Системный подход к решению проблем развития зрительного воспрнятия//Дефектология. 1988 г., № 6.

Дорохов А. А. Как себя вести: Беседы о вежливости и правилах поведения. Минск, 1979 г., 112 с.

Егорова О. И. Приключения сказочного человечка: Книжка с рельефными рисунками для дошкольников. М.: Просвещение, 1986.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956, 420 с.

К а п л а н А. И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением//Дефектология, 1981. № 4. С. 68-76.

К а п л а н А. И., Егорова О. И., Молоток Н. А., Солнцева О. Г. Предварительные итоги занятий по развитию зрительного восприятия детей с остаточным зрением//Дефектология. 1982. № 3. С. 41—48.

Кондратьева С. И., Сташевский С. В., Григорьева Л. П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих учащихся//Дефектология. 1987. № 2. С. 16—22.

Костючек Н. С. Методические рекомендации по использованию прибора «Брайлевское шеститочие»//Дефектология, 1983, № 6.

Кручи нин В. А., Сермеев Б. В. Воспитание чувства ритма у детей. Методические рекомендации. Горький, Горьковский пединститут им. М. Горького, 1982.

Кручинин В. А. Воспитывая чувство ритма//Ж. Физкультура в школе, 1974, № 12.

Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. М.: Педагогика, 1969, 295 с.

Кульбуш Е. А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. Л. ЛГПИ, 1988.

Л а б з и н а А. Я., В а с и л ь ч е н к о Е. В. Обслуживающий труд: учебное пособие для 5 класса. М.: Просвещение, 1978, 160 с.

125

Либман Е С, Вервельская В М идр Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячих М, ВОС, 1984 ЛивадоВ И К вопросу о применении лечебной физкультуры в борьбе с бли зорукостью у детей Вопросы курортно физиотерапии и лечебной физкультуры 1974, № 6, с 519—521

Л и тв а к А Г Тифлопснхологпя М Просвещение 1985 207 с Л>бовский В И Развитие словесной регуляции действий у детей М Педагогика, 1978, 223 с

Мухина В С Детская психология М Просвещение, 1985 Наумов М Н Обучение слепых пространственной ориентировке М ВОС,

1982 Новоселова С Л Развитие мышления в раннем возрасте М Педагогика,

1978 Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными по

состоянию здоровья к специальной медицинской группе В надзаголовке

Мин-во здравоохран СССР Мин во здравоохран РСФСР, М, 1980 Павлова Н П Моделирование реальных сит\ацич на занятиях по социально

бытовой ориентировке//Дефектология, 1987, № 2, с 26—33

Петров Ю И Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве М ВОС, 1988 Плаксина Л И Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями

зрения М ВОС, 1985

Поддъяков Н Н Мышление дошкольника М Педагогика, 1977 Программы I—IV классов специальной общеобразовательной школы для слепых

детей М, 1986 Руднева С , Ф и ш Э Ритмика Музыкальное движение М Просвещенце,

1972 Садчиков А Б Опыт обучения ориентировке слепых школьников Материалы научно практической конференции незрячих работников интеллектуального труда М ВОС, 1983

Сверлов В С Пространственная ориентировка слепых М Учпедгиз, 1951 Семенов Л А Тренажеры и их применение в школах для слепых и слабовидящих детей Учебное пособие М ВОС, 1985 Семенов Л А Лечебная физкультура и оптимизация ее проведения в школах

слепых и слабовидящих//Дефектолотия, 1986 Сеченов И М Участие органов чувств в работах рук у зрячего и слепого —

В кн Физиология нервной системы — М Изд во АН СССР, 1952, кн 2 Солнцева Л И Развитие компенсаторных процессов у слепых детей до

школьного возраста М Педагогика, 1980, 190 с Солнцева Л И Интересная книга о развитии остаточного зрения у слепых //

Дефектология, 1980, № 4 С 87—91 Солнцева Л И, Семенов Л А Психолого педагогические основы обуче

лагере усовер-

Физ-

ния слепых детей ориентированию в пространстве М ВОС, 1989 Феоктистова В А Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве //Дефектология, 1987, № 4 Фирилева Ж Е Ритмическая гимнастика в школе и в пионерском

Методические рекомендации Л Ленинградский областной институт

шенствования учителей, 1985 Художественная гимнастика/Под общей редакцией Лисициной Т С М

культура и спорт 1982


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА СЛЕПЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ 3

Применение наглядного метода в обучении. 6

Применение практического метода в обучении. 10

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ 25

Приемы осязательного обследования. 27

Развитие осязания на коррекционных занятиях. 29

О КОРРЕКЦИОННОМ КУРСЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ШКОЛАХ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ 45

Краткое теоретическое обоснование коррекционного курса занятий по развитию зрительного восприятия 46

Психофизиологический метод развития зрительного восприятия. 50

Основные методики, относящиеся к психофизиологическому методу. 52

Психологический метод развития зрительного восприятия. 53

Наглядно-действенная методика. 54

Средства реализации методики, (натуральные предметы и их модели, мозаика и конструктор) 54

Наглядно-образная методика. 59

Организация занятий. 63

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ 64

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КАБИНЕТОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ И МОБИЛЬНОСТИ В ШКОЛАХ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ.. 71

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ 74

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ.. 85

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛАХ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ 108

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.