Методика обучения ритмическим упражнениям — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Методика обучения ритмическим упражнениям

2023-02-03 15
Методика обучения ритмическим упражнениям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс обучения ритмическим упражнениям, так же, как и физическим, делится на несколько этапов Выделяется начальный этап, этап углубленного разучивания, этап закрепления и совершенствования обучения ритмическим упражнениям

На начальном этапе существенное значение имеет создание представления о движении. Это достигается путем словесного объяснения и демонстрации упражнения учителем, а также с использованием средств наглядности (объемная и шарнирная куклы). Словесное объяснение должно быть кратким, доступным, образным, а используемые термины, обозначающие то или иное движение,— постоянными Показ упражнения, отдельного движения преподавателем или с помощью средств наглядности должен сопровождаться соответствующими пояснениями. Важно, чтобы уже на первых этапах освоения движения учащиеся могли словесно описать его и мысленно представить

При разучивании несложных упражнений (основные движения руками, ногами, головой, туловищем, ходьба, бег, простейшие прыжки) применяются целостные методы обучения Упражнения выполняются сначала без музыкального сопровождения, а затем под музыку, медленно, в четко выраженном ритме.

При обучении сложным движениям (разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера и др ) применяется расчлененный метод При этом методе движения разучиваются по отдельности, а затем объединяются вместе

Успех начального этапа обучения зависит и от умелого и своевременного предупреждения и устранения ошибок. Наиболее характерными ошибками на этом этапе являются лишние движения, повышенная напряженность различных групп мышц, неуверенность в выполнении движений, несогласованность движений с музыкой, искажение общего ритма и амплитуды и т д. Исправлять ошибки необходимо, начиная с более грубых из них Надо постоянно говорить учащимся о качестве выполнения упражнений, добиваться, чтобы они запоминали бы мышечно-двигательные ощущения при правильном их выполнении.

110

На этапе углубленного разучивания уточняются движения, упражнения, совершенствуется их ритм, слитность и свобода выполнения. Основным методом на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Успех обучения зависит и от активности учащихся. Этому будет способствовать соревновательный характер занятий на лучшее выполнение упражнения.

Для совершенствования выполнения ритмических упражнений полезно выполнение их после музыкального сопровождения, но с сохранением ритма и темпа, повторение их в различных вариантах, с дополнительными движениями, в разные стороны, с другой ноги

Этап совершенствования упражнения может быть закончен, если ученик выполняет его свободно, эмоционально. После этого данное упражнение можно выполнять с другими движениями в различных комбинациях и комплексах

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛАХ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Слепые школьники с предписанием занятий лечебной физкультурой, как правило, наиболее физически ослаблены и поэтому нуждаются в плане физического воспитания в коррекционном воздействии

В основе распределения этих детей в группы ЛФК лежит глазная патология и сопутствующие заболевания. В первую очередь, занятия ЛФК назначаются детям со следующими заболеваниями глаз.

глаукома в стадии субкомпенсации и декомпенсации,

близорукость высокой степени, прогрессирующая, осложненная изменениями на глазном дне, особенно в случаях с кровоизлиянием в сетчатку и стекловидное тело, а также отслойка сетчатки;

вывих и подвывих хрусталиков (синдром Морфана и др);

вторичная (после операции) катаракта с тенденцией к повышению внутриглазного давления;

в послеоперационный период (по истечении полугода после операции) по поводу катаракты, глаукомы, отслойки сетчатки и др.

При распределении детей в группы лечебной физкультуры учитывается также и сопутствующая патология. В данном случае критерии оценки для распределения те же, что и в массовой школе. Однако следует отметить, что в школах для слепых наиболее часто встречающимися сопутствующими заболеваниями, по которым назначаются занятия ЛФК, являются следующие:

нарушения осанки и некоторые деформации опорно-двигательного аппарата;

органическая недостаточность головного мозга (гипертензивный синдром, опухоли мозга, параличи, парезы, эпилепсия и др., психоневрологическая патология),

врожденные и приобретенные заболевания почек,

111

врожденный порок сердца, ревматизм, недостаточность митрального клапана;

хронический тонзиллит;

бронхит.

Основной целью занятий ЛФК со слепыми школьниками является общее оздоровление, активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление мышечно-связочного аппарата. На фоне этого происходит ул.) чтение кровообращения в тканях глаза, что, в свою очередь, активизирует обменные и трофические процессы, препятствует прогрессированию и обострению глазного заболевания, оказывает благотворное влияние на органы зрения в целом. Причем такой подход правомерен не только к детям, которым рекомендована лечебная физкультура по глазным, но и по сопутствующим заболеваниям. Исключение составляют лишь учащиеся с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, в основе проведения лечебной физкультуры у которых должна лежать корректирующая направленность (но и здесь оздоровительный аспект является ведущим).

Таким образом, основная цель занятий лечебной физкультурой б школах для слепых определяет коррекционную направленность, которая должна носить ярко выраженный оздоровительный характер. Существующая же в Настоящее время постановка лечебной физкультуры в школах для слепых не в состоянии осуществить такую коррекционно-оздоровительную направленность. Слепым детям с предписанием ЛФК, как известно, противопоказано выполнение двигательных действий, влекущих за собой толчки, столкновения, удары. Им также нельзя выполнять упражнения, связанные с наклонами и напряжением. Вследствие этого на занятиях лечебной физкультурой используются, в основном, гимнастические упражнения, выполняемые на месте, которые не обеспечивают достаточной физической нагрузки. Общая пульсовая стоимость (ЧСС за урок продолжительностью 45 мин) таких занятий, характеризующая интенсивность нагрузки, не превышает 4000 ударов. Занятия с такой нагрузкой не способствуют положительным функциональным перестройкам организма ребенка.

Поэтому для достижения эффекта оздоровления слепых учащихся с предписанием занятий лечебной физкультурой необходимо использовать в первую очередь циклические упражнения, дающие более высокую, но легко дозируемую нагрузку, и отвечающие при этом требованиям безопасности ребенка и его возможностям. Бег, плавание, ходьба на лыжах как средства лечебной физкультуры, широко используемые у нормально видящих, при необходимости общего оздоровительного воздействия для слепых детей, как правило, неприемлемы. Для этого контингента необходимо применение нетрадиционных средств, к которым относятся тренажеры. Тренажеры обеспечивают занимающимся выполнение движений в условиях полной безопасности, исключая участие нарушенного механизма пространственной ориентировки на местности.

112

Понимая это, дети раскрепощаются, чувствуют себя свободно, с удовольствием, на эмоциональном подъеме выполняют задание. Упражнения на тренажерах легко дозируются, позволяя реализовать принцип индивидуального подхода, имеющий исключительно важное значение для слепых детей и с остаточным зрением.

Тренажеры для проведения занятий ЛФК со слепыми школьниками могут быть размещены как в существующих спортивных залах, так и в специальных помещениях (так называемые тренажерные залы). Следует отметить, что занятия лечебной физкультурой целесообразнее проводить в специально оборудованном тренажерном зале, оснащенном, в первую очередь, тренажерами и приспособлениями, выпускаемыми отечественной промышленностью, пригодными по своим эксплуатационным качествам для пользования слепыми детьми. Причем преимущественно теми, выполнение движений на которых носит циклический характер.

Кроме того, зал следует оснастить различным спортивным инвентарем (гантелями, скакалками, обручами и т. п.), использование которого разнообразит проведение занятий, сделает их интереснее.

Основное оборудование коррекционного тренажерного зала следующее:

Наименование                                                          Количество
Гимнастическая стенка                                                                   6 Тренажер «Здоровье»                                                              3-6 Велотренажер «Бодрость»                                                        3-6 Велотренажер «Педаль»                                                           3-6 Тренажер «Кавказец»                                                             3-6 «Беговая дорожка»                                                                        3-6 Тренажер «Диск здоровья»                                                      12 Метроном.                                                                                         6 Кардиолидер                                                                                 1-2 Маты гимнастические (в зависимости от размеров помещения и количества тренажеров) Мячи набивные (разные по весу)                                        24-36 Обруч                                                                                                     12 Палка гимнастическая                                                                12 Скакалка гимнастическая (разной длины)                             24 Треколы                                                                                               12 Скамейка гимнастическая                                                             2 Мячи теннисные (для метаний)                                                4-8 Гантели (разные по весу)                                                    24-48 Кольцо резиновое кистевое                                                   12-24 Динамометр кистевой                                                                    4 Дорожка массажная                                                             12 Электросекундомер                                                                           2 Секундомер                                                                                          2  

113

Наряду с перечисленным оборудованием зал целесообразно оснастить средствами наглядной информации, применение которых позволит оптимизировать процесс усвоения разучиваемых упражнений (модель человеческой фигурки, гимнастический экран, рельефные рисунки выполняемых на тренажерах упражнений); а также оборудованием для осуществления медицинского контроля за занимающимися (кардиограф, велоэргометр).

Возможно также изготовление некоторых тренажеров, не выпускаемых отечественной промышленностью, но использование которых позволит разнообразить двигательную деятельность слепых детей, расширить активный запас осваиваемых ими умений и навыков. К таким тренажерам относятся, например «Самокат», тренажер для развития быстроты реагирования *.

Относительно количества оборудования следует заметить, что оно представлено из расчета наполнения класса в 12 человек, так как в школьных условиях в зале проходят занятия не только групп ЛФК, но и уроки физической культуры. Наполняемость же групп ЛФК, занимающихся на тренажерах, может быть значительно выше, чем при проведении ЛФК с использованием традиционных средств, и составлять 8—12 человек.

Основной формой проведения занятий ЛФК в тренажерном зале является урок, организация проведения которого может быть различной. В школе наиболее приемлемы три разновидности организации занятий ЛФК:

1. Создаются группы здоровья, которые занимаются ЛФК в тренажерном зале во внеурочное время. Основанием для комплектования таких групп является возраст и характер основного (офтальмологического) и сопутствующего заболевания.

2. Занятие лечебной физкультурой в тренажерном зале проводится одновременно с уроками физкультуры в других классах. При этом в одной группе занимаются дети с назначением лечебной физкультуры из всех классов школы, у которых в это время проходит урок физкультуры. Занятием руководит специально выделенный учитель-методист, курирующий проведение лечебной физкультуры в тренажерном зале.

3. Совместное проведение занятий одним учителем на основном уроке физкультуры вместе с другими детьми. В этом случае дети с предписанием лечебной физкультуры занимаются на тренажерах, в то время как другие проходят программный материал. Такая организация возможна только в том случае, если тренажеры расположены непосредственно на месте проведения урока (в спортивном зале), а количество детей с предписанием занятий лечебной физкультурой в классе невелико. (Данная форма организации лишь допустима, но не желательна).

* См. Семенов Л. А. Тренажеры и их применение в школах для слепых и слабовидящих детей. Учебное пособие М.: ВОС, 1985. 102 с.

114

Выбор той или иной урочной формы организации проведения занятия лечебной физкультуры на тренажерах осуществляется в зависимости от конкретных условий и возможностей. В методическом отношении наиболее проста и доступна первая форма, когда дети объединены по возрастному принципу с учетом характера заболеваний. В организационном же плане возникают некоторые сложности с выделением времени после уроков для детей, у которых могут быть другие занятия, а также с учебной нагрузкой учителя.

В организационном отношении проще вторая и третья формы, но методически они весьма сложны. При второй форме организации проведения лечебной физкультуры в тренажерном зале могут возникнуть трудности с выделением довольно большого числа дополнительных учебных часов учителю-методисту по лечебной физкультуре.

Кроме урочных занятий в тренажерном зале с ослабленными слепыми детьми, нуждающимися в лечебной физкультуре, можно дополнительно проводить «микрозанятия» в режиме дня (перемены, утренняя зарядка). Несомненную пользу приносят занятия на тренажерах в течение 10—15 минут. Работа учителем при этом планируется так, что к нему в тренажерный зал последовательно строго по расписанию в течение часа внеурочного времени приходят 3—4 группы детей.

В отношении содержания занятий ЛФК следует отметить, что около 80% учебного материала состоит из упражнений, выполняемых на тренажерах. Причем наиболее значительное место при этом должны занимать тренажеры, характер выполнения двигательных действий на которых носит циклический характер, координационно несложен и доставляет детям наибольшее удовольствие. Значительное место занимают также другие общеразвивающие упражнения, в том числе дыхательные упражнения и упражнения с предметами.

Примерная структура занятий ЛФК с использованием тренажеров может быть представлена следующим образом (рис. 6).

Следует иметь в виду, что на рисунке представлено распределение средств по общему затрачиваемому времени. Двигательная же плотность упражнений с использованием различных средств неоднозначна. Так, при выполнении работы на велотренажерах она составляет 100%; на тренажере «Здоровье» — около 70%; на тренажере «Самокат» — 75%; при выполнении общеразвивающих упражнений — 57%.

115

Различие в двигательной плотности обусловлено тем, что выполнение двигательных движений на велотренажере, например, происходит непрерывно, без пауз, в то время как на тренажере «Здоровье» выполняются различные упражнения, между которыми необходимо время для подготовки к другому упражнению.


30% Велотренажер

30%Тренажер "Здоровье"

 

 

18%Общеразвивающие упражнения

 

 

тренажёр самокат 10%

Игры с использованием специальных тренажеров и приспособлений

 

Рис 6. Структурное содержание занятий лечебной физкультуры со слепыми и слабовидящими с использованием тренажеров

То же самое можно сказать и о выполнении упражнения с использованием других средств, включенных в предлагаемое структурное содержание занятий лечебной физкультурой.

Следует отметить, что здесь приведено лишь примерное содержание занятий. Использование всех имеющихся в зале тренажеров следует варьировать, исключая выполнение упражнений на одном тренажере и включая на другом. Нужно иметь в виду, что включение в одно занятие со слепыми большого числа тренажеров нецелесообразно, так как это вызывает у них затруднения при передвижениях от одного вида тренажеров к другому, при этом много времени затрачивается впустую.

Разнообразить задания можно не только путем использования различных тренажеров, но и за счет включения различных упражнений на тренажерах, на которых это возможно (так, на тренажере «Здоровье» можно выполнять около 40 упражнений на различные группы мышц).

Наряду с общеразвивающими средствами на занятиях ЛФК со слепыми детьми (с остаточным зрением) необходимо использовать специальные упражнения, укрепляющие аккомодационную способность глаз. Для тренировки аккомодации применяются комплексы, основой которых являются следующие упражнения:

движения глазного яблока, выполняемые по всем направлениям;

перевод взгляда с ближней точки на дальнюю. Полезно использовать методику «метка на стекле». Эти специальные упражнения можно выполнять во время пауз между физическими упражнениями во всех исходных положениях: лежа, сидя, стоя.

116

Распределение основных средств в структуре урока может быть представлено следующим образом:

Вводная часть (10—15 мин.) состоит, в основном, из общеразвивающих упражнений. Для повышения интереса рекомендуется включать упражнения с предметами (мячи набивные, обручи, палки гимнастические, гантели), упражнения на кругах «Здоровье» и у гимнастической стенки.

Основная часть (25—30 мин.) состоит главным образом из упражнений циклического характера на тренажерах (велотренажеры, тренажеры «Здоровье», «Кавказец», «Самокат», «Беговая дорожка»). В качестве активного отдыха следует включать малоподвижные игры с мячом, резиновыми кистевыми кольцами, булавами, шарнирными куклами, а также дыхательные упражнения.

Заключительная часть (около 5 минут) включает в себя малоподвижные игры на внимание (целесообразно использование специального несложного тренажера для развития быстроты реагирования), игру «Кто точнее» с использованием озвученной мишени, а также упражнений на осанку и дыхание.

Все упражнения выполняются без рывков и напряжения с большой амплитудой. Особое внимание при этом след>ет уделять интенсивности двигательного режима на занятиях.

В течение первой четверти занятия проводятся с частотой пульса 100—120 ударов в минуту. В дальнейшем на уроке интенсивность пульса может увеличиваться до 130 ударов в минуту. Именно такой режим способствует гармоничной работе всех основных органов и систем детского организма, при этом отрицательно не влияя на зрительную функцию.

Распределение учебного материала на занятии должно быть таким, чтобы физиологическая кривая ответной реакции организма ребенка постепенно поднималась и имела наибольший подъем в основной части. Причем наиболее целесообразно построение урока ЛФК с двухвершинной физиологической кривой. С этой целью основную часть урока следует разделить на две части.

Такое разделение вполне естественно, так как в любом случае дети переходят с одного вида тренажеров на другой. Во время перехода целесообразно организовать отдых детей (для младшей возрастной группы лучше сидя или лежа с включением упражнений на расслабление и дыхание), во время которого частота сердечных сокращений значительно снижается. После смены тренажеров ЧСС доводится до той, что была при предыдущей работе.

При планировании двигательной плотности и интенсивности нагрузок на занятиях можно пользоваться разработанными таблицами продолжительности выполнения и пульсовой стоимости за одну минуту некоторых наиболее типичных упражнений на тренажере «-Здоровье» (табл. 1) и движений на велотренажере, тренажере «Педаль», тренажере «Самокат» (табл. 2).

117

 

Показатели, приведенные в таблицах, получены путем усреднения результатов большой группы слепых детей младшего возраста при выполнении упражнений в произвольном темпе, т. е. в условиях саморегуляции.

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.