Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2023-02-03 | 15 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Процесс обучения ритмическим упражнениям, так же, как и физическим, делится на несколько этапов Выделяется начальный этап, этап углубленного разучивания, этап закрепления и совершенствования обучения ритмическим упражнениям
На начальном этапе существенное значение имеет создание представления о движении. Это достигается путем словесного объяснения и демонстрации упражнения учителем, а также с использованием средств наглядности (объемная и шарнирная куклы). Словесное объяснение должно быть кратким, доступным, образным, а используемые термины, обозначающие то или иное движение,— постоянными Показ упражнения, отдельного движения преподавателем или с помощью средств наглядности должен сопровождаться соответствующими пояснениями. Важно, чтобы уже на первых этапах освоения движения учащиеся могли словесно описать его и мысленно представить
При разучивании несложных упражнений (основные движения руками, ногами, головой, туловищем, ходьба, бег, простейшие прыжки) применяются целостные методы обучения Упражнения выполняются сначала без музыкального сопровождения, а затем под музыку, медленно, в четко выраженном ритме.
При обучении сложным движениям (разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера и др ) применяется расчлененный метод При этом методе движения разучиваются по отдельности, а затем объединяются вместе
Успех начального этапа обучения зависит и от умелого и своевременного предупреждения и устранения ошибок. Наиболее характерными ошибками на этом этапе являются лишние движения, повышенная напряженность различных групп мышц, неуверенность в выполнении движений, несогласованность движений с музыкой, искажение общего ритма и амплитуды и т д. Исправлять ошибки необходимо, начиная с более грубых из них Надо постоянно говорить учащимся о качестве выполнения упражнений, добиваться, чтобы они запоминали бы мышечно-двигательные ощущения при правильном их выполнении.
|
110
На этапе углубленного разучивания уточняются движения, упражнения, совершенствуется их ритм, слитность и свобода выполнения. Основным методом на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Успех обучения зависит и от активности учащихся. Этому будет способствовать соревновательный характер занятий на лучшее выполнение упражнения.
Для совершенствования выполнения ритмических упражнений полезно выполнение их после музыкального сопровождения, но с сохранением ритма и темпа, повторение их в различных вариантах, с дополнительными движениями, в разные стороны, с другой ноги
Этап совершенствования упражнения может быть закончен, если ученик выполняет его свободно, эмоционально. После этого данное упражнение можно выполнять с другими движениями в различных комбинациях и комплексах
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛАХ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
Слепые школьники с предписанием занятий лечебной физкультурой, как правило, наиболее физически ослаблены и поэтому нуждаются в плане физического воспитания в коррекционном воздействии
В основе распределения этих детей в группы ЛФК лежит глазная патология и сопутствующие заболевания. В первую очередь, занятия ЛФК назначаются детям со следующими заболеваниями глаз.
глаукома в стадии субкомпенсации и декомпенсации,
близорукость высокой степени, прогрессирующая, осложненная изменениями на глазном дне, особенно в случаях с кровоизлиянием в сетчатку и стекловидное тело, а также отслойка сетчатки;
вывих и подвывих хрусталиков (синдром Морфана и др);
вторичная (после операции) катаракта с тенденцией к повышению внутриглазного давления;
|
в послеоперационный период (по истечении полугода после операции) по поводу катаракты, глаукомы, отслойки сетчатки и др.
При распределении детей в группы лечебной физкультуры учитывается также и сопутствующая патология. В данном случае критерии оценки для распределения те же, что и в массовой школе. Однако следует отметить, что в школах для слепых наиболее часто встречающимися сопутствующими заболеваниями, по которым назначаются занятия ЛФК, являются следующие:
нарушения осанки и некоторые деформации опорно-двигательного аппарата;
органическая недостаточность головного мозга (гипертензивный синдром, опухоли мозга, параличи, парезы, эпилепсия и др., психоневрологическая патология),
врожденные и приобретенные заболевания почек,
111
врожденный порок сердца, ревматизм, недостаточность митрального клапана;
хронический тонзиллит;
бронхит.
Основной целью занятий ЛФК со слепыми школьниками является общее оздоровление, активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление мышечно-связочного аппарата. На фоне этого происходит ул.) чтение кровообращения в тканях глаза, что, в свою очередь, активизирует обменные и трофические процессы, препятствует прогрессированию и обострению глазного заболевания, оказывает благотворное влияние на органы зрения в целом. Причем такой подход правомерен не только к детям, которым рекомендована лечебная физкультура по глазным, но и по сопутствующим заболеваниям. Исключение составляют лишь учащиеся с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, в основе проведения лечебной физкультуры у которых должна лежать корректирующая направленность (но и здесь оздоровительный аспект является ведущим).
Таким образом, основная цель занятий лечебной физкультурой б школах для слепых определяет коррекционную направленность, которая должна носить ярко выраженный оздоровительный характер. Существующая же в Настоящее время постановка лечебной физкультуры в школах для слепых не в состоянии осуществить такую коррекционно-оздоровительную направленность. Слепым детям с предписанием ЛФК, как известно, противопоказано выполнение двигательных действий, влекущих за собой толчки, столкновения, удары. Им также нельзя выполнять упражнения, связанные с наклонами и напряжением. Вследствие этого на занятиях лечебной физкультурой используются, в основном, гимнастические упражнения, выполняемые на месте, которые не обеспечивают достаточной физической нагрузки. Общая пульсовая стоимость (ЧСС за урок продолжительностью 45 мин) таких занятий, характеризующая интенсивность нагрузки, не превышает 4000 ударов. Занятия с такой нагрузкой не способствуют положительным функциональным перестройкам организма ребенка.
|
Поэтому для достижения эффекта оздоровления слепых учащихся с предписанием занятий лечебной физкультурой необходимо использовать в первую очередь циклические упражнения, дающие более высокую, но легко дозируемую нагрузку, и отвечающие при этом требованиям безопасности ребенка и его возможностям. Бег, плавание, ходьба на лыжах как средства лечебной физкультуры, широко используемые у нормально видящих, при необходимости общего оздоровительного воздействия для слепых детей, как правило, неприемлемы. Для этого контингента необходимо применение нетрадиционных средств, к которым относятся тренажеры. Тренажеры обеспечивают занимающимся выполнение движений в условиях полной безопасности, исключая участие нарушенного механизма пространственной ориентировки на местности.
112
Понимая это, дети раскрепощаются, чувствуют себя свободно, с удовольствием, на эмоциональном подъеме выполняют задание. Упражнения на тренажерах легко дозируются, позволяя реализовать принцип индивидуального подхода, имеющий исключительно важное значение для слепых детей и с остаточным зрением.
Тренажеры для проведения занятий ЛФК со слепыми школьниками могут быть размещены как в существующих спортивных залах, так и в специальных помещениях (так называемые тренажерные залы). Следует отметить, что занятия лечебной физкультурой целесообразнее проводить в специально оборудованном тренажерном зале, оснащенном, в первую очередь, тренажерами и приспособлениями, выпускаемыми отечественной промышленностью, пригодными по своим эксплуатационным качествам для пользования слепыми детьми. Причем преимущественно теми, выполнение движений на которых носит циклический характер.
|
Кроме того, зал следует оснастить различным спортивным инвентарем (гантелями, скакалками, обручами и т. п.), использование которого разнообразит проведение занятий, сделает их интереснее.
Основное оборудование коррекционного тренажерного зала следующее:
Наименование Количество |
Гимнастическая стенка 6 Тренажер «Здоровье» 3-6 Велотренажер «Бодрость» 3-6 Велотренажер «Педаль» 3-6 Тренажер «Кавказец» 3-6 «Беговая дорожка» 3-6 Тренажер «Диск здоровья» 12 Метроном. 6 Кардиолидер 1-2 Маты гимнастические (в зависимости от размеров помещения и количества тренажеров) Мячи набивные (разные по весу) 24-36 Обруч 12 Палка гимнастическая 12 Скакалка гимнастическая (разной длины) 24 Треколы 12 Скамейка гимнастическая 2 Мячи теннисные (для метаний) 4-8 Гантели (разные по весу) 24-48 Кольцо резиновое кистевое 12-24 Динамометр кистевой 4 Дорожка массажная 12 Электросекундомер 2 Секундомер 2 |
113
Наряду с перечисленным оборудованием зал целесообразно оснастить средствами наглядной информации, применение которых позволит оптимизировать процесс усвоения разучиваемых упражнений (модель человеческой фигурки, гимнастический экран, рельефные рисунки выполняемых на тренажерах упражнений); а также оборудованием для осуществления медицинского контроля за занимающимися (кардиограф, велоэргометр).
|
Возможно также изготовление некоторых тренажеров, не выпускаемых отечественной промышленностью, но использование которых позволит разнообразить двигательную деятельность слепых детей, расширить активный запас осваиваемых ими умений и навыков. К таким тренажерам относятся, например «Самокат», тренажер для развития быстроты реагирования *.
Относительно количества оборудования следует заметить, что оно представлено из расчета наполнения класса в 12 человек, так как в школьных условиях в зале проходят занятия не только групп ЛФК, но и уроки физической культуры. Наполняемость же групп ЛФК, занимающихся на тренажерах, может быть значительно выше, чем при проведении ЛФК с использованием традиционных средств, и составлять 8—12 человек.
Основной формой проведения занятий ЛФК в тренажерном зале является урок, организация проведения которого может быть различной. В школе наиболее приемлемы три разновидности организации занятий ЛФК:
1. Создаются группы здоровья, которые занимаются ЛФК в тренажерном зале во внеурочное время. Основанием для комплектования таких групп является возраст и характер основного (офтальмологического) и сопутствующего заболевания.
2. Занятие лечебной физкультурой в тренажерном зале проводится одновременно с уроками физкультуры в других классах. При этом в одной группе занимаются дети с назначением лечебной физкультуры из всех классов школы, у которых в это время проходит урок физкультуры. Занятием руководит специально выделенный учитель-методист, курирующий проведение лечебной физкультуры в тренажерном зале.
3. Совместное проведение занятий одним учителем на основном уроке физкультуры вместе с другими детьми. В этом случае дети с предписанием лечебной физкультуры занимаются на тренажерах, в то время как другие проходят программный материал. Такая организация возможна только в том случае, если тренажеры расположены непосредственно на месте проведения урока (в спортивном зале), а количество детей с предписанием занятий лечебной физкультурой в классе невелико. (Данная форма организации лишь допустима, но не желательна).
* См. Семенов Л. А. Тренажеры и их применение в школах для слепых и слабовидящих детей. Учебное пособие М.: ВОС, 1985. 102 с.
114
Выбор той или иной урочной формы организации проведения занятия лечебной физкультуры на тренажерах осуществляется в зависимости от конкретных условий и возможностей. В методическом отношении наиболее проста и доступна первая форма, когда дети объединены по возрастному принципу с учетом характера заболеваний. В организационном же плане возникают некоторые сложности с выделением времени после уроков для детей, у которых могут быть другие занятия, а также с учебной нагрузкой учителя.
В организационном отношении проще вторая и третья формы, но методически они весьма сложны. При второй форме организации проведения лечебной физкультуры в тренажерном зале могут возникнуть трудности с выделением довольно большого числа дополнительных учебных часов учителю-методисту по лечебной физкультуре.
Кроме урочных занятий в тренажерном зале с ослабленными слепыми детьми, нуждающимися в лечебной физкультуре, можно дополнительно проводить «микрозанятия» в режиме дня (перемены, утренняя зарядка). Несомненную пользу приносят занятия на тренажерах в течение 10—15 минут. Работа учителем при этом планируется так, что к нему в тренажерный зал последовательно строго по расписанию в течение часа внеурочного времени приходят 3—4 группы детей.
В отношении содержания занятий ЛФК следует отметить, что около 80% учебного материала состоит из упражнений, выполняемых на тренажерах. Причем наиболее значительное место при этом должны занимать тренажеры, характер выполнения двигательных действий на которых носит циклический характер, координационно несложен и доставляет детям наибольшее удовольствие. Значительное место занимают также другие общеразвивающие упражнения, в том числе дыхательные упражнения и упражнения с предметами.
Примерная структура занятий ЛФК с использованием тренажеров может быть представлена следующим образом (рис. 6).
Следует иметь в виду, что на рисунке представлено распределение средств по общему затрачиваемому времени. Двигательная же плотность упражнений с использованием различных средств неоднозначна. Так, при выполнении работы на велотренажерах она составляет 100%; на тренажере «Здоровье» — около 70%; на тренажере «Самокат» — 75%; при выполнении общеразвивающих упражнений — 57%.
115
Различие в двигательной плотности обусловлено тем, что выполнение двигательных движений на велотренажере, например, происходит непрерывно, без пауз, в то время как на тренажере «Здоровье» выполняются различные упражнения, между которыми необходимо время для подготовки к другому упражнению.
30% Велотренажер
30%Тренажер "Здоровье"
18%Общеразвивающие упражнения
тренажёр самокат 10%
Игры с использованием специальных тренажеров и приспособлений
Рис 6. Структурное содержание занятий лечебной физкультуры со слепыми и слабовидящими с использованием тренажеров
То же самое можно сказать и о выполнении упражнения с использованием других средств, включенных в предлагаемое структурное содержание занятий лечебной физкультурой.
Следует отметить, что здесь приведено лишь примерное содержание занятий. Использование всех имеющихся в зале тренажеров следует варьировать, исключая выполнение упражнений на одном тренажере и включая на другом. Нужно иметь в виду, что включение в одно занятие со слепыми большого числа тренажеров нецелесообразно, так как это вызывает у них затруднения при передвижениях от одного вида тренажеров к другому, при этом много времени затрачивается впустую.
Разнообразить задания можно не только путем использования различных тренажеров, но и за счет включения различных упражнений на тренажерах, на которых это возможно (так, на тренажере «Здоровье» можно выполнять около 40 упражнений на различные группы мышц).
Наряду с общеразвивающими средствами на занятиях ЛФК со слепыми детьми (с остаточным зрением) необходимо использовать специальные упражнения, укрепляющие аккомодационную способность глаз. Для тренировки аккомодации применяются комплексы, основой которых являются следующие упражнения:
движения глазного яблока, выполняемые по всем направлениям;
перевод взгляда с ближней точки на дальнюю. Полезно использовать методику «метка на стекле». Эти специальные упражнения можно выполнять во время пауз между физическими упражнениями во всех исходных положениях: лежа, сидя, стоя.
116
Распределение основных средств в структуре урока может быть представлено следующим образом:
Вводная часть (10—15 мин.) состоит, в основном, из общеразвивающих упражнений. Для повышения интереса рекомендуется включать упражнения с предметами (мячи набивные, обручи, палки гимнастические, гантели), упражнения на кругах «Здоровье» и у гимнастической стенки.
Основная часть (25—30 мин.) состоит главным образом из упражнений циклического характера на тренажерах (велотренажеры, тренажеры «Здоровье», «Кавказец», «Самокат», «Беговая дорожка»). В качестве активного отдыха следует включать малоподвижные игры с мячом, резиновыми кистевыми кольцами, булавами, шарнирными куклами, а также дыхательные упражнения.
Заключительная часть (около 5 минут) включает в себя малоподвижные игры на внимание (целесообразно использование специального несложного тренажера для развития быстроты реагирования), игру «Кто точнее» с использованием озвученной мишени, а также упражнений на осанку и дыхание.
Все упражнения выполняются без рывков и напряжения с большой амплитудой. Особое внимание при этом след>ет уделять интенсивности двигательного режима на занятиях.
В течение первой четверти занятия проводятся с частотой пульса 100—120 ударов в минуту. В дальнейшем на уроке интенсивность пульса может увеличиваться до 130 ударов в минуту. Именно такой режим способствует гармоничной работе всех основных органов и систем детского организма, при этом отрицательно не влияя на зрительную функцию.
Распределение учебного материала на занятии должно быть таким, чтобы физиологическая кривая ответной реакции организма ребенка постепенно поднималась и имела наибольший подъем в основной части. Причем наиболее целесообразно построение урока ЛФК с двухвершинной физиологической кривой. С этой целью основную часть урока следует разделить на две части.
Такое разделение вполне естественно, так как в любом случае дети переходят с одного вида тренажеров на другой. Во время перехода целесообразно организовать отдых детей (для младшей возрастной группы лучше сидя или лежа с включением упражнений на расслабление и дыхание), во время которого частота сердечных сокращений значительно снижается. После смены тренажеров ЧСС доводится до той, что была при предыдущей работе.
При планировании двигательной плотности и интенсивности нагрузок на занятиях можно пользоваться разработанными таблицами продолжительности выполнения и пульсовой стоимости за одну минуту некоторых наиболее типичных упражнений на тренажере «-Здоровье» (табл. 1) и движений на велотренажере, тренажере «Педаль», тренажере «Самокат» (табл. 2).
117
Показатели, приведенные в таблицах, получены путем усреднения результатов большой группы слепых детей младшего возраста при выполнении упражнений в произвольном темпе, т. е. в условиях саморегуляции.
Таблица 1
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!