О КОРРЕКЦИОННОМ КУРСЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ШКОЛАХ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

О КОРРЕКЦИОННОМ КУРСЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ШКОЛАХ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

2023-02-03 24
О КОРРЕКЦИОННОМ КУРСЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ШКОЛАХ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успех социальной реабилитации лиц, имеющих глубоко сниженное зрение и относящихся к категории практически слепых, в большой мере зависит от компенсации нарушений и развития восприятия в младшем школьном возрасте. Приоритет решения этой проблемы определяется тем, что зрительное восприятие — важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду. Сегодняшний уровень психологической подготовки выпускников школ для слепых уже не соответствует ни их реальным возможностям, ни тем требованиям, которые предъявляют к человеку научно-технический прогресс и ускорение социально-экономического развития общества. В связи с этим проведение научно-исследовательских работ по проблеме развития зрительного восприятия у практически слепых вызвано необходимостью серьезных преобразований в психологической подготовке практически слепых к труду и жизни в современном обществе. Суть одного из этих преобразований — обучение видению на основе рационального включения остаточного и слабого зрения в учебно-воспитательный процесс.

Умение рационально пользоваться остаточным зрением обеспечивает слепому самостоятельную ориентировку в пространстве, повышает эффективность его труда, а также устойчивость к стрессогенным условиям социального ускорения, т. е. облегчает интеграцию в современном обществе.

Проблема развития зрительного восприятия частичновидящих и слабовидящих детей затрагивалась или разрабатывалась в той или иной степени многими педагогами, психологами, офтальмологами (А. С. Ганджий, 1950; Н. Б. Коваленко, 1955; М. И. Земцова, 1956; Ю. А. Кулагин, 1969; А. И. Каштан, 1981; А. И. Каплан и др., 1982; В. А. Феоктистова, 1975; А. Г. Литвак, 1985; Л. И. Солнцева, 1980 а, 1980 б; О. Г. Солнцева, 1982 и др.).

В специальных работах по развитию зрительного восприятия было установлено, что у детей способность использовать остаточное зрение может быть развита только в результате обучения по соответствующим программам и методикам (N. Barraga, 1964; М Tobin, 1972; А. И. Каплан, 1981). Тренировочные занятия в течение 3—6 месяцев способствовали улучшению состояния тех или иных функций. Однако через некоторое время после прекращения занятий «зрительная эффективность» снова снижалась до исходного уровня. Это является серьезным недостатком предложенных вышеуказанными авторами программ развития зрительного восприятия

46

Главное в данной проблеме — это не только компенсировать нарушения восприятия и развить его до возможного уровня,  но и прочно закрепить достигнутые навыки в школьном возрасте с целью сохранения их на всю жизнь. Тем не менее, положительные результаты научно-практической работы, проведенной А. И. Каплан и учителями московской средней школы-интерната № 1 для слепых детей (Р. А. Вершининой, В. П. Даниловой, И. А. Желяцкой, О. И. Егоровой, Г. Ф. Лобайчук, Н. А. Молоток, Н. В. Николаевой, Л. В. Остапенко, О. Г. Солнцевой), свидетельствовали о перспективности дальнейшей разработки этой проблемы.

Реальная необходимость кардинального решения проблемы также подтверждена психологическим исследованием, в котором показано, что если дети обучаются только с использованием метода Брайля, то процесс развития зрительного восприятия не может происходить спонтанно, без целенаправленной регуляции. Управление развитием должно осуществляться на научной основе, с учетом офтальмо-гигиенических требований и сведений о характере нарушений психофизиологических механизмов зрительного восприятия (Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. В. Сташевский, 1988).

До настоящего времени в науке господствовали частные, узко дисциплинарные подходы к решению проблемы компенсации 'нарушений и развития зрения (офтальмологический, психофизиологический, педагогический). Разработка частных вопросов проблемы не обеспечивала получения эффективных и устойчивых результатов. При всей широте и глубине исследований отдельных сторон зрительного восприятия именно отсутствие комплексного подхода — причина того, что результаты развития восприятия не были устойчивыми. Как естественный способ устранения недостатков предшествующих частных подходов, которые были фиксированы преимущественно либо на коррекции нарушений некоторых зрительных функций, либо на использовании тех или иных педагогических приемов, нами разрабатывается комплексная система развития зрительного восприятия. Использование системного подхода, широко применяющегося при исследовании психики человека, предполагает рассмотрение восприятия как сложной иерархической системы, включающей одновременное функционирование нескольких взаимодействующих подсистем, связанных с физиологическими, психологическими и педагогическими факторами.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.