Краткое теоретическое обоснование коррекционного курса занятий по развитию зрительного восприятия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Краткое теоретическое обоснование коррекционного курса занятий по развитию зрительного восприятия

2023-02-03 14
Краткое теоретическое обоснование коррекционного курса занятий по развитию зрительного восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Компенсация нарушений и развитие зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих детей — проблема междисциплинарная. Главным в ее решении является единство психофизиологических, психологических и педагогических воздействий на ребенка.

47

Такая постановка проблемы основана на междисциплинарных концепциях — теории функциональных систем П. К. Анохина, теории психофизиологических основ психической деятельности Б.М.. Теплова и Е. Н. Соколова, теории системной организации психических процессов Б. Г. Ананьева н Б. Ф. Ломова. Междисциплинарный подход, усиливая научную обоснованность решения проблемы, предполагает всестороннее использование возможностей и резервов человеческой психики для компенсации глубоких нарушений зрения.

В предлагаемой комплексной системе зрительное восприятие рассматривается не как сумма отдельных свойств, умений, а как некое системное качество, имеющее специфику и количественные показатели.

Основное содержание системы — это программа активизации зрительного восприятия, которая предусматривает несколько важных и перспективных направлений. Базовое направление — активизация зрительного восприятия с помощью психофизиологического метода. Он основан на реальных знаниях о патофизиологических механизмах нарушений зрительных функций у детей со снижением зрения (Л. А. Новикова, Л. П. Григорьева, Н. Н. Зислина, В. А. Толстова, Л. И. Фильчикова, 1975—1988).

Активное участие современной психофизиологии в комплексном решении проблемы в значительной мере обеспечивает снятие явлений депривации, неизбежно развивающейся лри неупотреблении зрительной системы. Состояние депривации связано с полной гибелью одних нервных элементов, функциональным подавлением активности других и снижением эффективности проведения возбуждения через соединения между нервными клетками (синапсы).

Кроме частичного устранения явлений депривации и улучшения функционального состояния нервных сетей зрительной системы психофизиология призвана компенсировать, по возможности, нарушения сенсорного анализа изображений, т. е. нарушения сенсорно-специфических механизмов (Л. П. Григорьева, 1983 — 1985). Реализация поставленных задач с помощью психофизиологического метода основывается на свойствах пластичности и адаптивности зрительного анализатора. Психофизиологическая активизация восприятия у детей с органическими заболеваниями зрительной системы требует специфических форм и методик работы.

Другое психологическое, столь же важное, направление — усиление включенности в процесс восприятия и максимальная мобилизация интеллектуального фактора. О его большой роли в восприятии писали И. М. Сеченов, С. В. Кравков, С. Л. Рубинштейн, И. М. Соловьев и др. Это направление основывается также на представлениях современной психологии об особой роли восприятия в становлении мышления и большом значении уровня развития мышления для восприятия. Показано, что сенсорная чувствительность возрастает в процессе решения мыслительных задач. Это объясняется тем, что сенсорные процессы тесно связываются с мыслительными операциями и активизируются в ходе решения задач. Таким образом, мышление выступает как причина изменения 1енсорной чувствительности.

48

Один из основных принципов обучения в начальной школе — наглядность учебного материала. Реализация этого принципа возможна только в том случае, если у детей формируются системные психические образы предъявляемых объектов. В связи с этим огромное значение имеет становление регуляторных механизмов построения зрительных образов, активизирующих восприятие при наличии искажений ,и деформации сенсорного отражения. Построение зрительного образа на основе регулируемого отражения структуры объекта может быть достигнуто в процессе ориентировочной активности ребенка, направленной на выделение признаков, их взаимную организацию ,и трансформацию по определенным правилам (А. С. Zimmer, 1986).

В ходе коррекционных занятий это положение реализуется при соблюдении следующих основных условий. Первое условие — определенная пространственная и временная организация материала, предлагаемого для восприятия. В оптимальных вариантах организации сенсорных данных запоминаемый материал укладывается в определенную chctbmv связей. При этом облегчается его активизация, извлечение из памяти. Второе условие — ориентирование пространственного внимания ребенка в его поле зрения, что облегчает интеграцию признаков в целостный образ (W. Prinzmetal et al., 1986).

Реализация принципа наглядности связана с тем, насколько успешно дети опознают предъявляемые им изображения. Опознание обусловлено прежде всего степенью различимости простых признаков объектов (яркости, контраста, формы, цвета, размера, ориентации и т. д.).

Высшие этапы опознания — анализ обобщенных признаков, сличение образа с эталонами памяти, идентификация и принятие решения об изображении.

У нормально видящих детей к 7—9 годам уже сформированы психофизиологические механизмы различимости информативных признаков изображений, а механизмы высших этапов опознания еще остаются относительно незрелыми. При глубоком слабовидении и практической слепоте у детей этого возраста опознание изображений затруднено в связи с нарушениями психофизиологических механизмов как низших, так и высших этапов (Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. В. Сташевский, 1988). Поэтому количество информации, содержащейся в зрительных образах этих детей, значительно ограничено по сравнению с тем, сколько ее имеется в зрительных образах нормально видящих.

Для коррекции процесса опознания при нарушенном сенсорном отражении признаков объектов необходимо вводить разнообразные способы, основанные на сочетании эмпирических закономерностей отображения и логических принципов. Дети должны овладеть набором операций, облегчающих им распознавание изображений в условиях плохой различимости признаков. Для этого опознание целенаправленно организуют как активный процесс отражения. 49

Оно должно начинаться с целевой ориентировки на опознающий объект, который должен стать для ребенка предметом поиска и нахождения в нем информативных признаков. Надо учить детей использовать выделенную существенную информацию для идентификации изображения, т. е. соотнесения его с эталонами памяти. При этом следует развивать произвольное манипулирование с образами, используя речевую регуляцию.

Знание о классе, к которому принадлежит предъявляемый объект, позволяет распознать его отдельные признаки. Информация, ассоциированная в памяти с типами этих признаков, обеспечивает возможность идентификации. Если изображение незнакомо ребенку, вводится обучение с целью запоминания признаков, характеризующих новый класс объектов. Распознавание изображений основано на ранее сформированных представлениях и усвоенных знаниях. Поэтому необходимо обогащать знания детей о разных классах объектов.

Для облегчения опознания в затрудненных условиях различимости признаков особое значение имеет уровень развития трех типов мышления: образного, аналитического, интуитивного. В связи с этим следует обратить внимание на процессы овладения навыками, относящимися к этим типам мышления. При опознании необходимо формировать способность к эвристическому поиску, связанному с аналитическим мышлением.

Третье направление состоит в привлечении других несенсорных психических функций для решения задач опознания изображений. К ним относятся мотивация, установки, интересы, эмоционально-волевые качества личности школьников Одна из причин отсутствия умений рационально использовать остаточное зрение — недостаток мотивации. Поэтому должны быть определены пути формирования мотивов зрительной активности в поведении, обучении и трудовой деятельности. Активизация зрительного восприятия связана также с определенным личностным отношением практически слепого к преимуществам рационального использования остаточного зрения, с его заинтересованностью в расширении возможностей видения.

Все три направления должны быть реализованы в комплексной! системе развития зрительного восприятия, так как они взаимо-1 связаны, и изменения в одном направлении требуют изменений в других.

Итак, комплексная система развития зрительного восприятия — это система взаимодействующих факторов, имеющих различную! значимость, но в совокупности использующих все возможные резервы компенсации, находящиеся как в самой зрительной системе, так и в большой мере связанные с деятельностью других отделов мозга.

Для контроля эффективности предлагаемой системы традиционные офтальмологические методики сочетаются с новыми психофизиологическими и психологическими методами.

50

Реализация системы развития зрительного восприятия должна осуществляться тифлопедагогикой, но с обязательной конкретной помощью психологии, физиологии и офтальмологии (Л. П. Григорьева, 1985; С. И. Кондратьева, Л. П. Григорьева, Л. И. Солнцева, 1986; С. И. Кондратьева, С. В. Сташевский, Л. П. Григорьева, 1987; Л. П. Григорьева, 1988; Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. В. Сташевский, 1988).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.