Развитие осязания на коррекционных занятиях — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Развитие осязания на коррекционных занятиях

2023-02-03 17
Развитие осязания на коррекционных занятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети, поступающие в школу для слепых, как правило, не готовы к активному использованию осязания в учебном процессе. Это происходит потому, что в семье не обращалось достаточного внимания на развитие их практического опыта, формирующегося в процессе познания ребенком окружающего мира. Вследствие этого при ощупывании предметов руки у детей бывают малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или, напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют — все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.

Кроме того, многие дети не владеют приемами обследования, т. е. не умеют ощупывать предметы, легко к ним прикасаясь, затрудняются в выполнении других предметно-практических действий. Этому их надо специально научить и довести навыки правильного осязательного восприятия до автоматизма.

В педагогической практике встречаются дети, руки которых не напряжены только в знакомой и интересной для них деятельности (например, в игре на гармони). В других же случаях руки их бывают скованными, что мешает им свободно ощупывать предла-1аемые предметы и оперировать ими. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у слепого ребенка больших резервных возможностей в развитии осязания, которые не были реализованы в дошкольный период воспитания. Таких детей надо сначала заинтересовать каким-то одним посильным видом деятельности, в процессе которой создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений.

Работа по развитию осязания требует значительного времени. Именно поэтому в учебные планы школ для слепых были введены часы, предназначенные для коррекции вторичных дефектов развития у слепых, в частности, для развития кожно-двигательного анализатора

Задача учителя заключается в том, чтобы на коррекционных занятиях целенаправленно развивать у слепых учащихся младших классов осязательную чувствительность и мелкую моторику рук. Такую работу не целесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Для развития сохранных органов чувств учащихся следует включать их в различные виды деятельности, которые они могли бы сознательно и с интересом выполнять. К таким визам деятельности относятся обследование знакомых и незнакомых предметов, изготовление аппликаций, конструирование, лепка, участие в разнообразных дидактических играх, чтение рельефных рисунков, подготовка руки к письму и чтению по системе Брайля.

Однако в начале каждого занятия дети под руководством учителя должны выполнить несколько упражнений, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев.

30

В помощь учителю приведем ряд таких упражнений, успешно применяемых тифлопедагогом московской школы-интерната № 1 для слепых детей И. Н. Якуниной.

Самомассаж рук,

1. Левая рука поглаживает правую руку от кончиков пальцев к запястью. Затем так же правой рукой помассировать левую.

2. Кисти рук лежат на краю стола. Ладонями ученик проводит по ребру стола таким образом, чтобы вся ладонь последовательно промассировалась.

3. Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки несколько раз постучать по кулаку левой руки В этом упражнении функции «молотка» выполняет то правая, то левая рука.

4. Прокатывание карандаша между ладонями, а затем между ладонями и пальцами обеих рук.

«До свидания». Кистями рук поочередно или вместе делаются взмахи, соответствующие жесту прощания.

«К нам, к нам». Пальцами рук поочередно или синхронно выполняются движения, соответствующие жесту, приглашающему приблизиться.

«Червячки шевелятся». Локти лежат на столе в упоре. Делаются движения прямыми пальцами левой, правой, а затем обеих рук. В этом упражнении пальцы слегка приподнимаются от поверхности стола и быстро опускаются.

«Брызги воды». Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображается движение стряхивания с рук воды.

«Дождик идет». Руки лежат свободно на столе, кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Подушечки пальцев или ноготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.

«Игра на пианино». Кисти рук легко касаются края стола, пальцы производят движения, имитирующие удары по клавишам пианино.

«Пальчики танцуют». Под счет «и... раз, два, три» дети ударяют по столу подряд указательным, средним и безымянным пальцами. Пальцы могут «танцевать» и в обратном направлении (безымянный, средний, указательный). Упражнение выполняется каждой рукой отдельно и обеими руками вместе.

«Деревья шумят листочками». Руки подняты вверх, пальцы расслаблены. Производятся легкие повороты кистей рук и одновременное покачивание ими то влево, то вправо.

«Ввернуть лампочку». Рука, согнутая в локте, поднята вверх. Пальцы согнуты так, как будто бы они обхватывают лампочку. Если ребенку трудно расположить пальцы соответствующим образом, то на первых порах следует давать ему в руки предмет шарообразной или грушевидной формы Кистью производятся повороты, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

31

Упражнение можно выполнять отдельно каждой рукой и синхронно обеими руками.

«Закрутить кран с водой». Рука опущена вниз или согнута в локте и вытянута вперед. Пальцы согнуты так, как будто бы они обхватывают шар. Кистью производятся повороты, имитирующие закручивание крана с водой.

«Счет пальчиков». Пальцы по одному сгибаются к ладони и удерживаются согнутыми. Надо научиться загибать вначале по одному пальцу на правой, а затем на левой руке.

«Пальчики просыпаются». Поднять вверх и показать только один (указательный) палец правой руки. Все остальные должны быть согнуты. Затем показать только два пальца (указательный и средний). После этого поднять три пальца (указательный, средний и безымянный), а большой палец и мизинец остаются согнутыми и по возможности касаются друг друга.

Вначале дети учатся выполнять упражнение каждой рукой отдельно, а затем двумя реками вместе.

«Киски-царапки — мягкие лапки». Руки лежат на столе в расслабленном состоянии. Растопырить пальцы, сделать их напряженными, затем подобрать пальцы в кулак. Движения повторяются несколько раз.

«Пальчики здороваются». Руки согнуты в локтях, локти поставлены на стол, ладони прижаты друг к другу. Не размыкая ладоней, надо поочередно соединять и разъединять одноименные пальцы обеих рук (как будто пальцы кланяются друг другу).

«Липкие пальчики». Руки согнуты в локтях, опираются на стол, кисти слегка приподняты, ладони повернуть к груди ученика, К большому пальцу каждой руки поочередно сгибаются и прикладываются (как будто приклеиваются) все остальные пальцы. Движения приклеивания сопровождаются проговариванием четверостишия:

«Один пальчик в глине, Второй — в пластилине,

Третий — в мармеладе,

А четвертый — в шоколаде»

Для разучивания упражнения вначале движения делаются только одной рукой, но после того, как движения станут точными, их полезно выполнять синхронно двумя руками.

Упражнения на сцепление пальцев рук

1. «Замок». Кисти рук сплетаются в «замок» перед собой, затем ладони слегка раздвигаются, но пальцы при этом не расцепляются.
Упражнение повторяется несколько раз.

2. «Корзиночка». Кисти рук сплетаются в «замок» перед собой.
Ладони раздвигаются и повертываются вверх без расцепления пальцев. Упражнение повторяется несколько раз.

32

3. «Мостик». Кисти рук сцепляются в «замок», затем ладони раздвигаются и повертываются вниз без расцепления пальцев, имитируя мостик. Упражнение повторяется несколько раз.

Перечисленные упражнения могут выполняться в различных сочетаниях между собой.

В процессе осязательного обследования осуществляется познание различных свойств и признаков предметов: формы, величины, факторы, температурных изменений.

Знакомство с формой посредством осязания следует начинать с объемных геометрических фигур: куба, шара, бруска (так упрощенно называют в начальных классах прямоугольный параллелепипед) , цилиндра, конуса.

Первоначально дети должны научиться узнавать эти формы, отличать одну от другой, показывать жестами характерные признаки каждой формы и соотносить с этими формами знакомые предметы. Например, мяч, помидор, яблоко имеют шарообразную форму; многие коробки по форме похожи на брусок; морковь, шпиль башни представляют собой форму конуса и т. п.

От объемных геометрических форм следует перейти к плоским. Учитель дает каждому ребенку модель геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. п.), называет ее и руководит обследованием.

Для закрепления полученных таким образом представлений предлагается найти среди нескольких геометрических фигур, а затем и предметов (пуговица, пионерский галстук, носовой платок, салфетка и т. п.) фигуры заданной формы.

На следующем этапе надо упражнять детей в нахождении знакомых геометрических форм среди контуров окружающих вещей и их частей. Например, крышка стола имеет прямоугольную форму, сидение стула — четырехугольную, донышко цветочного горшка — круглую и т. д.

Для четкого дифференцирования геометрических форм необходимо варьировать величину и фактору обследуемых моделей фигур и предметов.

Эффективные средством совершенствования моторики и осязания в процессе восприятия форм являются различные упражнения на классификацию геометрических фигур. Так, можно предложить детям разложить в разные коробки смешанные вместе круги, квадраты (кубы, шары, цилиндры, конусы). Выполнение таких упражнений способствует развитию элементарных приемов обследования формы и тренировке мышечных ощущений, совершенствованию движений кисти и пальцев рук (ребенок учится обхватывать предмет прочно, но без напряжения).

Кроме того, для тренировки мелкой моторики рук полезно сортировать различные предметы бусинки, камешки, ракушки, желуди и т п. Сортировать можно и фишки разных мозаик, для чего надо смешать их, а затем разложить по величине и по форме.

33

При выполнения предлагаемых упражнений более крупные предметы складываются в коробку, а мелкие — в бутылочку с нешироким горлышком или в различные пластмассовые баночки. Последнее нужно для того, чтобы выработать у ребенка умение достаточно прочно брать предметы большим и указательным пальцами. Сначала упражнения проводятся в медленном темпе, но постепенно в них включается элемент соревнования (игра «Кто быстрее и точнее?»).

Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключаются в игре «Чудесный мешочек». Мешочек комплектуется различными небольшими предметами, катушкой, молоточком, кольцом, кубиком, шариком, яйцом, матрешкой, пирамидкой, маленькой куклой и т. д. В зависимости от дидактических задач игра может проводиться по-разному. Например, ученик нащупывает и достает названный учителем предмет или отбирает предметы по указанному учителем признаку (по форме, материалу или его свойствам).

Другой вариант этой игры. Ученик достает первый попавшийся предмет, обследует его и дает ему характеристику, т. е. называет характерные признаки этого предмета.

В дидактической игре можно упражнять учащихся в дифференцировании предметов по величине. Например, после обследования чучел белок предложить учащимся рассортировать желуди по величине на большие и маленькие для того, чтобы «накормить» белочку-маму и ее детеныша.

Можно сочетать упражнения на ознакомление с формой с дифференциацией величины, т. е. при одинаковой форме предметов варьировать их величину. В первых упражнениях надо использовать объекты, резко отличающиеся друг от друга по величине. Соответствующий цикл коррекционных упражнений следует начинать с двух предметов (большой—маленький), затем предъявлять учащимся три предмета (большой, меньше, еще меньше). Таким образом, у детей постепенно вырабатываются умения различать предметы, имеющие небольшую разницу по величине.

Для формирования этих дифференциаций используются упражнения на собирание различных пирамидок, игры с корзинками-вкладышами (стаканчиками-вкладышами), «Почтовый ящик». В последнем случае обследуется ящик, в крышке которого имеются отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объемных фигур. От ребенка требуется взять из набора фигуру, обследовать ее, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру.

34

Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, глины и других материалов. При ознакомлении учащихся с фактурой предметов их внимание фиксируется также и на температурных ощущениях, получаемых при восприятии различных материалов. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры. Например, металл — гладкий и холодный, «бархатная» бумага — шероховатая и мягкая и т. п.

Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции. Поначалу разнообразие фигур, которыми оперируют учащиеся, должно быть минимальным.

Аппликации выполняются на фланелеграфе, которым может служить лист картона, обшитый фланелью, или лист ворсистой («бархатной») бумаги.

Для самостоятельного выполнения учащимися аппликаций важно научить их ориентироваться на фланелеграфе, т. е. легко находить его середину, левую и правую стороны, нижний и верхний края, углы (правый верхний, правый нижний и т. д.); научить показывать направления слева направо, сверху вниз.

Затем по заданию учителя дети упражняются в выкладывании геометрических фигур в указанные участки фланелеграфа. Например «Слева на фланелеграфе положите гладкие треугольник, квадрат и круг; справа положите такие же фигуры, но шероховатые». Далее можно перейти к построению из двух геометрических фигур отдельных объектов.

В качестве примера приведем фрагмент занятия. «Найдите в коробочке гладкий квадрат, положите его слева. Найдите гладкий треугольник и приставьте его к квадрату сверху. Что получилось? (Домик). Повторите, из каких геометрических фигур построили домик. (Из квадрата и треугольника). А теперь сложите самостоятельно такой же домик, но из шероховатых фигур в правой стороне фланелеграфа».

Аналогичным образом можно научить детей составлять из двух кругов неваляшку, из двух больших кругов и одного маленького — снеговика, из двух, а затем из трех треугольников — елочку, из счетных палочек — забор и т. п. В альбоме рельефных рисунков можно показать учащимся такие же конструкции.

На следующем этапе отдельные объекты объединяются в композиции. Например, домик с забором и рядом елочка.

Эти занятия полезно чередовать с упражнениями по выкладыванию из геометрических фигур узоров и орнаментов. Детям надо объяснить, что орнамент — это узор, украшающий края ковра, тканей, панелей домов и состоящий из повторений одинаковых деталей.

Другим видом практической деятельности учащихся, направленной на совершенствование координации движений и развитие осязания, является работа с мозаикой.

35

Занятия с мозаикой надо начинать не с непосредственного конструирования (выкладывания фигур), а с общего ознакомления с назначением и приемами работы с ее деталями. Ребенку надо объяснить и показать, что рабочее поле (полотно с дырочками) располагается слева от него, а коробочка с фишками — справа.

Затем важно научить детей на ощупь и с помощью остаточного зрения находить нужную деталь (фишку) и вставлять ее в отверстие. При этом указательный палец левой руки находит свободное отверстие на рабочем поле мозаики, а пальцы правой руки берут из коробки фишку и вставляют ее в дырочку, которая находится под указательным пальцем левой руки. Чтобы фишку можно было вставить в отверстие, ее следует держать за «шляпку».

До выкладывания определенных фигур надо потренировать ребенка в заполнении фишками всего рабочего поля мозаики. Сначала оно заполняется без определенного порядка, а затем следует перейти к выкладыванию прямых линий, вставляя фишки рядами слева направо и передвигаясь при этом сверху вниз.

Игра «Мозаика» выпускается промышленностью с различными формами фишек: квадратными, круглыми, треугольными, полукруглыми, грибовидными и др. Для развития осязания надо пользоваться всеми видами мозаик, так как каждая форма применяется для определенных целей. Так, круглыми фишками удобнее выкладывать цветы, квадратными — предметы мебели, ковры, лодочки и т. д.

Научив детей выкладывать прямые линии, можно перейти к изображению с их помощью предметов. Например, выложить лодочку с парусом. При этом лодочку лучше составить из фишек красного цвета, парус — белого цвета, море — голубою, а флажок — красного. Для тотально слепых детей фишки определенного цвета надо класть в различные ячейки и объяснять, какой объект каким цветом изображается.

Приведем фрагмент занятия, на котором дети обучались выкладыванию на мозаичном поле лодочки с парусом: «Четыре ряда рабочего поля заполните фишками с квадратными шляпками — это море или река. На пятом ряду, отступив от левого и правого краев на шесть дырочек, вставьте фишки с треугольной шляпкой. Эти фишки будут ориентирами для длины лодочки. Заполните отверстия между ориентирами фишками квадратной формы.

Второй ряд лодочки ограничивается тоже фишками треугольной формы, но их надо вставить в пятые от края дырочки (слева и справа). Расстояние между ориентирами опять заполняем квадратными фишками. Аналогичным образом, но на два отверстия длиннее, заполняется третий ряд.

Чтобы определить место расположения мачты, надо найти середину верхнего ряда лодочки и отверстие над ним, затем вставить в это отверстие и еще в 8 отверстий над ним квадратные фишки. Проверьте построение. Получилась лодочка с мачтой. После этого найдите вершину мачты, вставьте в отверстие рядом с вершиной мачты фишку с треугольной или квадратной шляпкой. Получилась мачта с флагом

36

Для построения паруса нужно от места соединения мачты с палубой лодки заполнять пустые дырочки фишками. Начинаем с 2—3 фишек и увеличиваем каждый раз на одну фишку справа и слева (крайние фишки должны быть с полукруглыми шляпками).

При переходе к составлению мозаичных композиций сначала педагог выкладывает образец орнамента (рамочку, грибок, солнышко, домик, цветок и т. п.), затем знакомит с ним ребенка и дает ему указания к работе по данному образцу.

Различные варианты мозаичных композиций, а также применение мозаик с мелкими и крупными деталями позволяют подходить к детям дифференцированно и каждому давать посильные задания.

Выкладывание фигур из деталей мозаик способствует освоению учащимися движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой рукой подготавливает детей к умению контролировать движения правой руки. Все это очень важно для подготовки руки к письму и чтению по системе Брайля.

Яркая окраска фишек у детей с остаточным зрением вызывает положительные эмоции и содействует развитию у них цветоразличения.

От мозаик следует перейти к составлению различных объектов из деталей конструкторов. Упражнения в конструировании также способствуют развитию осязания, укреплению мышц рук, подвижности пальцев. Для этих целей очень удобны конструкторы, выпускаемые ГДР.

На первом занятии с учащимися проводится беседа о назначении конструкторов и обследование их детален (кирпичиков). Одновременно обращается внимание на шипы, предназначенные для скрепления деталей.

Овладение приемами работы с конструктором следует начинать с построения башенок, лестниц, стен. Например, для построения башни на прямоугольной площадке с шипами (деталь из конструктора), служащей основанием для поделок, крепятся один за другим несколько одинаковых кирпичиков. Более усложненным вариантом конструкции башенки является башенка с балконами или башенка с выступами. Для этого к подставке крепятся последовательно и поочередно маленькие и большие кирпичики.

Затем детей можно научить собирать сплошные стены, а от них перейти к объяснению и показу способов построения лестниц Для этого к площадке крепится один кирпичик, вплотную к нему на площадке ставятся два кирпичика (один накладывается на другой), затем к ним пристраивается башенка из трех кирпичей и т. д. Другой способ. Строится высокая стена, а к ней последовательно прикрепляются другие стенки, каждая из которых ниже предыдущей на один кирпичик.

37

На последующих занятиях с использованием конструктора нужно научить детей строить дома с окнами. Во время небольшой беседы о жилых домах вокруг нас, школах, кинотеатрах внимание учащихся обращается на то, что все здания имеют такие общие де-1 тали, как окна, двери, крышу. Поэтому при строительстве дома уже в первом ряду одной из стен делается проем (пропуск), означающий дверь для входа в здание. Сразу же детям объясняется, как закрепляются углы в доме, как подбираются кирпичики для второго ряда. Место соединения двух соседних кирпичиков (шов) хорошо различимо на ощупь Учитель разъясняет, как важно для прочности постройки соединять кирпичики последующего (верхнего) ряда так, чтобы швы соседних рядов (например, первого и второго) не совмещались. Это возможно за счет использования для кладки стены кирпичиков разных размеров.

В третьем ряду предусматриваются проемы (пропуски) для окон. Здесь следует помочь учащимся рассчитать, сколько окон и на какой стене должно быть в строящемся доме

После пятого ряда кладки кирпичей над окнами делаются перекрытия, а затем укрепляется крыша.

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с конкретизацией представлений об окружающем эффективно осуществляется на коррекционных занятиях в процессе конструирования мебели. Практическую работу нужно предварять вступительной беседой, во время которой детям объясняется, что из деталей пластмассового конструктора можно собирать различные предметы игрушечной мебели. При этом необходимо дать учащимся для тщательного обследования готовые образцы мебели (шкаф, стол, стул, диван, кровать, кресло).

Чтобы собрать шкаф, надо соединить восемь длинных кирпичиков, закрепив их сверху площадкой соответствующих размеров. Для построения стола используются четыре маленьких кирпичика (ножки) и две площадки для их скрепления. При изготовлении кроватей, диванов, кресел основными деталями являются узкие длинные кирпичики и маленькие кирпичики с двумя шипами (подлокотники).

После того, как дети научатся собирать отдельные предметы, можно переходить к составлению различных композиций. Например, домик и мостик к нему, набор мебели для квартиры и т. п. В такие композиции полезно включать игрушки (елочки, машины, куклы и т. д.).

Для того, чтобы конструируемое изделие было прочным и не рассыпалось, надо научить ребенка плотно подгонять детали друг к другу. Важным моментом здесь является умение подобрать детали по размерам, для чего необходимо сравнивать их путем обследования, наложения и приложения.

В процессе конструирования у учащихся вырабатываются умения осторожно прикладывать и скреплять детали, ставить их, не ломая постройки, стоящие рядом.

В течение одного занятия для учащихся младших классов утомительно собрать и составить целостную композицию. Поэтому целесообразно поручать детям выполнять отдельные участки задуманной композиции, а затем уже ее составлять. Например, дети конструируют различные предметы мебели, а зятем составляют композиции («Жилая комната», «Кухня», «Гараж», «Игровая площадка» и т. п.).

Такая форма работы позволяет учителю учитывать индивидуальные возможности учащихся, приучая их к коллективному труду, нацеленному на конечный результат, и не допускать перегрузки.

Показателем адекватности образа предмета, воспринятого с помощью осязания, может служить как рассказ ребенка о признаках этого предмета, так и воспроизведение его в лепке или рельефном рисовании. В процессе этой же деятельности развивается мелкая моторика рук, повышается осязательная чувствительность. В частности, разминание пластилина способствует развитию подвижности пальцев и укреплению мышц кистей рук.

Занятия лепкой требуют от учащихся определенных физических сил, затрачиваемых на разминание, сплющивание и раскатывание пластилина. Поэтому до перехода к лепке детям полезло выполнять силовые упражнения с резиновым кольцом. Учитель должен показать, как следует взять кольцо в руку, чтобы в работе участвовали все пальцы. На счет «раз» кольцо сжимается, на «два» — разжимается. Поначалу упражнение повторяется 5—6 раз в медленном темпе. На последующих занятиях количество движений для каждой руки увеличивается до 10. Темп выполнения упражнения также увеличивается.

Занятия лепкой в часы коррекции нужно начинать с лепки палочек. При этом кусочек пластилина дети должны катать не на столе, а между ладонями.

От лепки палочек переходят к лепке «колбасок», которые также раскатывают между ладонями. Далее дети овладевают умением соединять концы «колбасок», образуя таким образом колечки. Затем их следует научить отщипывать от «колбаски» кусочки пластилина и лепить из них шарики.

Когда учащиеся овладеют приемами лепки основных деталей (палочек, «колбасок», колечек, шариков), можно переходить к выполнению различных поделок.

В качестве примера приведем фрагмент урока, на котором дети обучались составлению узоров из пластилина на листе картона.

«Сейчас мы будем учиться составлять орнамент из колечек, шариков и палочек.

Я вам раздам образцы. Вы должны внимательно их обследовать, рассмотреть и сказать, какие детали повторяются в вашем орнаменте. (Колечко и палочка; колечко и шарик и т. п.).

Теперь слепите нужное количество деталей. Сначала лепим палочки. Концы палочек соединяем, чтобы получить колечки. Теперь делайте шарики. Придвиньте к себе полоску плотной бумаги, на которой будете выкладывать свой узор. Кому трудно, поднимите руку, я подойду и помогу».

39

Некоторые дети могут сделать несколько вариантов узоров.

Учащимся с остаточным зрением нужно оказывать помощь в подборе цвета пластилина, что очень важно при создании орнаментов. Тотально слепым детям следует называть цвета, что необходимо для формирования правильных понятий о цвете как характерном признаке определенных предметов. Если ребенку приходится работать с пластилином разного цвета, то ему нужно указать местоположение каждого из них- «Слева от тебя лежит кусок пластилина оранжевого цвета. Из него будешь лепить морковь. Справа от тебя лежит пластилин зеленого цвета Из него слепишь ботву для моркови»

От основных деталей, изготовление которых освоено учащимися, можно переходить к лепке других предметов.

Лепку предметов из пластилина целесообразно начинать с объемного изображения овощей. В начале занятия детям надо дать обследовать натуральные овощи и муляжи овощей После этого учитель знакомит учащихся с приемами лепки. Например, он объясняет и показывает, как из толстой «колбаски» можно сделать огурец и морковь, из шарика— редиску, редьку, свеклу, репку, из пучка тоненьких палочек — ботву моркови, редиса.

По мере приобретения детьми навыков лепки задания усложняются, от лепки отдельных предметов переходят к различным композициям. Например, предлагается слепить корзинку и сложить в нее овощи (фрукты), которые были вылеплены на предыдущем занятии.

При выполнении этого задания ученик должен держать пальцы левой руки в корзинке и находить ими незаполненные места, а правой осторожно искать на столе «овощи», брать их и укладывать в корзинку. Упражнения такого рода развивают осязание, вырабатывают точность координации движений рук.

Из «колбасок» разной величины можно слепить елку. При этом для ствола следует брать «колбаску» потолще, для веток — потоньше и совсем тонкие — для иголок. К горошинам-шарикам прикрепляются ниточки, и этими шариками украшается елочка.

При выполнении таких действий следует учить ребенка регулировать силу давления пальцев. «Колбаска»-ствол с силой прижимается к площадке, на которой будет стоять елка. Ветки прикрепляются к стволу более легкими движениями при меньшей затрате сил, а иголки надо прикреплять к елке осторожными движениями. Еще более осторожными должны быть движения при украшении елки шариками.

На уроках коррекции в воспитательных целях полезно готовить с детьми подарки к праздникам. Например, к празднику 8 марта можно составить следующую композицию: к листу бумаги прикрепляется цифра 8, слепленная из пластилиновой «колбаски», а рядом помещается мимоза. Процесс изготовления мимозы идентичен процессу лепки елки. Вылепляется зеленая игольчатая веточка, а к ней прижимаются желтые шарики. Такие упражнения в лепке снимают напряжение рук.

40

На уроках коррекции следует шире применять такой вид практической деятельности слепых учащихся младших классов, как чтение рельефных рисунков и обучение элементам рисования.

Зрячий первоклассник на базе накопленных представлений сразу воспринимает рисунок как образ определенного предмета. Слепого же ребенка, учитывая недостаточность его чувственного опыта, необходимо научить правильно соотносить обследуемый рельефный рисунок с предметом.

Поэтому к восприятию рельефного рисунка с помощью осязания следует переходить лишь после предварительного знакомства с натуральным предметом или его объемной моделью (игрушкой), обращая особое внимание на формирование умения правильно соотносить их. Нужно научить слепого ученика находить на рисунке части, соответствующие частям объемного предмета. Например, найти на рисунке автомобиль и показать кабину, кузов, колеса.

Обучение приемам обследования рельефного рисунка лучше проводить по картинкам из букваря для слепых, содержащего много изображений предметов, имеющих в натуральном виде небольшую толщину (расческа, замок, ключ, блюдце и др.) или по предметам, хорошо знакомым детям (грифель, домик, пирамидка и т п.).

Важную направляющую и уточняющую роль в организации осязательного восприятия рисунков играет слово учителя. Поэтому обследование изображении незнакомых учащимся предметов должно сочетаться с подробными словесными пояснениями, объяснениями или инструкциями педагога.

На начальных этапах обучения слепых учащихся младших классов чтению рисунков можно рекомендовать книгу О. И. Егоровой «Приключения сказочного человечка» *. В ней учитель найдет плоскопечатный текст сказки, иллюстрированный рельефными рисунками. Последние составлены и расположены таким образом, что позволяют, идя от простого к сложному, учить слепого воспринимать посредством осязания и понимать не только изображения отдельных предметов, но и сюжетных картинок.

Занятия по чтению иллюстраций этого пособия полезно сочетать с подражательными действиями учащихся, которые должны воспроизводить различные позы человека, показанные па рельефных рисунках.

В качестве учебного пособия для развития и совершенствования навыков чтения рельефных рисунков можно рекомендовать альбом «Рельефно-графическая грамота», составленный В. П. Ермаковым и В. С. Степановым.

* Егорова О И Приключения сказочного человечка Книжка с рельефными рисунками для дошкольников. М Просвещение, 1986

41

Использование материала этих книг на занятиях коррекции дает возможность учителю сочетать целенаправленную работу по развитию осязания с формированием представлений об окружающем мире, обогащением словаря, выработкой навыков ориентировки в пространстве, с овладением элементарными приемами рисования Кроме того, параллельно учащихся надо знакомить с элементами рисования на пленке прибора «Школьник». Рисуя траву, дорогу, колобок, дождь, дети осваивают соответственно следующие виды движений сверху вниз, волнообразные, круговые и отрывочные. Эти движения в дальнейшем отрабатываются в различных упражнениях.

Развитию кожно-двигательного анализатора способствует также такой вид предметно-практической деятельности учащихся, как аппликационная лепка. Она представляет собой комбинированный вид деятельности, сочетающий в себе работу с контурным рисунком и пластилином.

К занятиям аппликационной лепкой можно приступать с детьми после того, как они овладеют приемами обследования и лепки предметов, а также восприятия рельефных рисунков.

Аппликационная лепка первоначально выполняется по принципу раскрашивания готового рисунка, только вместо цветных карандашей используется пластилин, которым заполняется изображение предмета до линии его рельефного контура. Пластилин накладывается равномерным слоем.

Первые занятия проводятся по следующему плану:

учитель сообщает цель занятия;

учащимся раздаются контурные рельефные изображения предметов;

рисунки обследуются и анализируются (под руководством учителя);

выясняется количество, форма и цвет необходимых для выполнения аппликации деталей;

дети лепят из пластилина детали-заготовки, накладывают каждую из них на соответствующую часть рисунка и размазывают пластилин движениями пальцев от центра к контуру рисунка.

В качестве примера опишем фрагмент занятия, на котором учащиеся занижались аппликационной лепкой овощей. Во вступительной беседе дети назвали овощи, которые лепили на предыдущих занятиях, вспомнили их форму, цвет, перечислили основные детали-заготовки («Огурец и морковь мы лепили из толстых «колбасок», а репку — из шарика»). После этого учитель раздал контурные рисунки овощей.

При их обследовании дети установили, что огурец изображен в виде овала с хвостиком-стебельком на одном конце; репка похожа на слегка вытянутый круг с хвостиком внизу и пучком ботвы сверху и т. п.

42

Затем под контролем учителя дети подобрали пластилин в соответствии с цветом натуральных овощей, слепили детали-заготовки (зеленая «колбаска» для огурца, оранжевая — для моркови, желтый шарик — для репки, красный — для редиса и т. д.). Каждую деталь наложили на середину соответствующего рисунка, потом указательным и средним пальцами размазали пластилин до линии контура изображенного предмета.

На следующем этапе аппликационная лепка выполняется по принципу рисования и раскрашивания, т. е. заготовка размазывается не в пределах контура готовою рисунка, а пластилину в процессе работы придается необходимая конфигурация. Опорой для такого изображения служит восприятие образца рельефного рисунка или представления учащихся об изображаемом объекте.

Рассмотрим, как можно выполнить аппликационный рисунок «веточка вишни». Сначала обследуется и детально разбирается рельефный рисунок веточки вишни «Большая ветка. От нее отходит ветка потоньше, на которой на маленьких череночках расположены два листочка. Ниже имеются три тонких стебелька, на которых висят вишенки».

Затем дети делают заготовки, а учитель контролирует их работу следит за тем, чтобы учащиеся брали пластилин нужного цвета и небольшими кусочками делали тонкие веточки (палочки) только пальцами, лепили для листочков маленькие шарики, а для вишенок — побольше.

Изготовление веточки вишни из пластилина методом аппликации начинается с выбора на картоне места расположения большой ветки, ее наложения и прикрепления. Затем детей надо вернуть к рисунку, чтобы уточнить расположение тонкой ветки с листочками. Для изготовления листочков размазывают с легким нажимом шарик пластилина указательным пальцем. Листочкам надо придать округло-продолговатую форму. Далее к тонкой ветке крепятся снизу три тонких черенка, но так, чтобы они расходились в разные стороны. К концу каждой веточки прилепляются шарики-вишенки, которые легким нажимом пальцев сплющиваются для придания ягодам вида, соответствующего рисунку.

Как известно, чтение и письмо в школах для сле


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.