Нравственного развития и воспитания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Нравственного развития и воспитания

2023-02-03 29
Нравственного развития и воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие задачи нравственного развития и воспитания слабослышащих и позднооглохших обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из сущест-венных сторон нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 

 

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.  

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 

Ценности: справедливость; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; стремление к познанию; настойчивость; бережливость; трудолюбие.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 

 

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля;

экологическое сознание.  

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 

 

Ценности: красота; самовыражение в творчестве и искусстве.  

Все направления нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе нравственных и культурных традиций. Общеобразовательная организация может отдавать приоритет тому или иному направлению нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности в зависимости от особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся. 

В основу реализации программы нравственного развития заложен принцип системно-деятельностной организации воспитания, предполагающий, что нравственноеразвитие обучающихся, поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. 

Содержание различных видов деятельности слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальной недостаточностью должно интегрировать в себя и предполагать формирование заложенных в программе нравственного развития и воспитания общественных ценностей. Методически обеспечивается раскрытие для обучающихся общественного значения ценностей, формирование представлений об Отечестве, семье, законе, чести, а также оказывается помощь в раскрытии их личностного смысла для обучающихся. 

Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин; 

 

• периодической литературы, публикаций, радио- и теле- передач, отражающих современную жизнь; 

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; 

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей; 

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; 

• других источников информации и научного знания. 

 

Таким образом, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не ло-кализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида об-разовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающего-ся как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства нравственного развития личности.  

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Жизненную, социальную, культурную, нравственную силу придает им педагог. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают большое доверие к учителю. Для них слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающих-

ся множеством примеров нравственного поведения, которые широко пред-ставлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традицион-ных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе, сказках. В содержании каждого из основных направлений нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Нравственное развитие и воспитание призваны преодолевать изоляцию проблемного детства, обеспечивать полноценное социальное созревание слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В современных условиях, когда нарастающая изоляция мира детства еще

больше усугубляется в отношении слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, их будущее превращается в реальную проблему. Трудности в формировании адекватной «картины мира» и представлений о своем месте в этом мире, обусловленные их спецификой познания, осложняются тем, что дети нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, так и не познав свою собственную. 

Важным условием нравственного развития и полноценного социаль-ного созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства, его природосообразной организацией и своевременной социализа-цией. Первое призвано раскрыть в человеке и для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком мораль-ных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье лич-ности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми. Нравственное развитие и воспитание слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальной недостаточностью лежит в основе их «врастания в человеческую культуру» или подлинной социализации, а также интеграции в общество.  

Основное содержание нравственного развития и воспитания  


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.