Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий

2023-02-03 30
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Описание типовых задач формирования УУД слабослышащих и позднооглохших обучающихся целесообразно построить с учетом специфики деятельности общеобразовательной организации. 

С одной стороны, это может быть список конкретных заданий из учебников или способов организации взаимодействия со школьниками, направленного на формирование УУД, имеющихся в методической копилке общеобразовательной организации. 

Например, формирование личностных УУД средствами учебных предметов предмета «Русский язык» и «Развитие речи» возможно при использовании системы речевых упражнений (изложение, составление рассказов по картинке или по серии картинок, их анализе и редактировании) на основе текстов учебника. В ходе работы обучающиеся приходят к

пониманию необходимости работать над развитием и совершенствованием собственной речи.

Формирование регулятивных УУД может быть организовано с использованием проблемно-диалогической технологии (вводится описание проблемных ситуаций, даются мотивации к формулированию учебной проблемы (темы) урока, предлагаются таблички с названием этапов урока и другие условные обозначения). Типы заданий могут быть следующие: Прочитай определение в рамке. (Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) «Всё ли было верно в твоем рассказе?» (Дети читают правило); «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану …»; «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении»: 1. Найти и подчеркнуть … 2. Посчитать … 3. Если … 4. Найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … .

Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений: Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь действовать?»

С целью формирования познавательных УУД могут быть предложены задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации:

- Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»

- Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».

- Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».

На учебных предметах «Русский язык» и «Развитие речи» развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности (коммуникативные УУД): говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется, в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Типы заданий:

- «Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером». 

- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придётся употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми».

С другой стороны, можно использовать табличный способ представления материалов, содержащих обобщенное описание методов, форм, технологий, обеспечивающих формирование универсального учебного действия. Например,

Группа действий

Отдельные действия или подгруппы

Типовые задачи

 

 

формы

методы

средства
Личностные учебные действия

Осознание себя как ученика, за-интересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одно-классника, друга, гра-жданина России

Игровые занятия, уроки-практику-мы, уроки с элемен-тами под-групповой работы

Игровые ситуации

Комплекты сюжетных картин по темам «Школа», «Семья», «Страна».
Регулятив- ные учебные

Умение оценивать деятельность с учетом данных критериев

Урок-практи-кум

Самостояте

льная работа

Инструкционные кар-ты по ор-
             

 

действия       ганизации контроля и оценки вы-полнения письменного задания
Познавательные учебные действия Овладение базовыми предметными и межпред-метными представлениями. Комбинированные уроки; Предметные уроки Беседа с использованием наглядности Планы описания объектов (вербальный, схе-матический, картинный)
Коммуника- тивные действия Умение задавать вопросы и отвечать на них, готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Комбинированные уроки, уроки с элементами групповой работы (парами, бригадами) Описание иллюстративного материала, пересказ, составление плана, инсценирование Инструкции по организации речевой деятельности

 

 

Обобщенное описание типовых задач поможет учителю определить общие подходы к организации учебного процесса.

2.2.2.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов (вариант В)

Примерные программы по учебным предметам разработаны в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения ПрАООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Примерные программы служат ориентиром для авторов рабочих учебных программ. 

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ПрАООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. 

Программа учебного предмета (курса) должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);

2) общую характеристику учебного предмета (курса);

3) описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);

6) содержание учебного предмета (курса);

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

В данном разделе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени начального общего образования (за исключением родного языка и литературного чтения на родном языке), которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

Основное содержание учебных предметов

Русский язык

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (рассказов) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,

литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знаккак показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чте­ нию целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. 

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образом и послогового чтения написанных слов.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. 

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в име­ нах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.