Вторая волна тюркской колонизации Малой Азии. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вторая волна тюркской колонизации Малой Азии.

2023-01-16 28
Вторая волна тюркской колонизации Малой Азии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Упрочение власти султанов Рума составляло важную, но не единственную особенность жизни сельджукского общества в первой половине XIII в. Не менее значимые последствия имело и переселение в Анатолию большой массы жителей Средней Азии, Ирана, Закавказья, Северного Причерноморья, вызванное угрозой завоевательных походов Чингисхана. Основу этого миграционного потока составляли кочевники, которым вообще свойственны большая подвижность и готовность к освоению новых территорий. Однако наряду с ними, спасаясь от монгольского нашествия, бежали и многие оседлые жители, земледельцы и горожане. Поскольку волна беженцев захватила преимущественно районы тюркоязычного расселения в Юго‑Западной Азии, именно тюрки оказались вовлечены в процесс миграции в наибольшей степени, хотя вместе с ними в движение пришли и другие этнические общности (иранцы, курды, арабы и др.).

Наиболее компактной группой переселенцев можно считать племена, объединившиеся вокруг хорезмшаха Джалаледдина Мангуберти. После поражения от войск Кейкубада и гибели их предводителя они перешли на службу малоазийских Сельджукидов, получив икта в районах Эрзинджана, Амасьи и Ларенды (Карамана). Среди ушедших на территорию Анатолии было и племя кайы, вожди которого, как утверждает историческая традиция, встали затем во главе зарождавшегося Османского государства. К этому же времени можно отнести и переселение из Ирана в Южную Анатолию кочевников‑караманов, относившихся к огузскому племени салор. Их предводители во второй половине XIII в. создали Караманский бейлик.

Темп миграционного движения, естественно, был весьма медленным. Поэтому монгольские завоеватели довольно быстро опередили волну переселенцев, продолжавших приходить в Малую Азию и после появления здесь войск Байджи‑нойона. Фактически миграция тюркского и нетюркского населения в значительных масштабах длилась до конца XIII в. Уже в эпоху монгольского владычества в районах верхнего течения Тигра и Евфрата появилось сильное туркменское племя каракоюнлу. Новой чертой миграционного движения во второй половине века можно считать переселение в Анатолию ряда монгольских племен, например карататар.

Вплоть до решающего столкновения с монголами в 1243 г. правители Румского султаната пытались держать под своим контролем движение массы переселенцев, выделяя им районы размещения и устанавливая {72} обязанности вновь прибывших по отношению к представителям султанской власти. Основная часть появившихся номадов была направлена на границы государства, где в центре их жизненных интересов оказались отношения с христианскими соседями – жителями Никейской империи, Киликийской Армении, Трапезундского государства. Но влияние второй миграционной волны выходило далеко за пределы отношений переселенцев с государственной властью. Оно прослеживается в самых разных сферах жизни сельджукского общества.

Прежде всего следует отметить заметное увеличение удельного веса номадов среди подданных конийских Сельджукидов, в результате чего существенно осложнилось развитие процесса перехода первых тюркских завоевателей Малой Азии к оседлости, возросла роль родоплеменных связей и институтов военной демократии, свойственных кочевому обществу. С другой стороны, значительно увеличились масштабы перемен в среде самих кочевников, что проявилось в дроблении племен, их смешении, складывании новых объединений, имевших более политический, нежели племенной характер.

Если в начале XIII в. тюрки‑сельджуки составляли, по утверждениям некоторых современников, примерно десятую часть населения завоеванной ими страны, то в дальнейшем их удельный вес заметно вырос. В результате сильный импульс получил процесс складывания новой этнической общности – турок – путем взаимной ассимиляции разных этнических коллективов в Румском султанате. Быстрее шел процесс слияния членов местных мусульманских общин – тюрок, иранцев, курдов, арабов. Одним из первых результатов этого процесса можно считать упоминаемое в источниках с середины XIII в. племя гермиян, состоявшее из подвергшихся сильной тюркизации курдов. Медленнее осуществлялась ассимиляция тюрок‑мусульман с местными христианами, поскольку ислам, разрешая мусульманам брать в жены немусульманок, запрещал брачные союзы между "неверными" мужчинами и мусульманками. Известно, что матери и жены многих сельджукских султанов были христианками. Возможно, что подобная традиция идет еще от Кылыч‑Арслана I, женой которого была Изабелла, сестра Раймонда Тулузского, одного из предводителей крестоносцев. В XIII в. обычай жениться на чужеземках стал еще более распространенным: на дочери византийского вельможи был женат Гияседдин Кейхюсрев I, грузинская царица Русудан отдала свою дочь Тамар в гарем Гияседдина Кейхюсрева II. О нем доминиканский миссионер фламандец Гильом де Рубрук писал, что у султана жена из Иберии (Грузии), от нее один сын, другой сын от наложницы‑гречанки, третий от тюрчанки.

Впрочем, этническое самосознание у тюрок‑сельджуков еще не пробудилось, поэтому при султанском дворе в Конье явно преобладало иранское влияние. На персидском языке составлялись документы султанской {73} канцелярии. Наследники сельджукского престола в XIII в. получали имена мифологических иранских героев. Неслучайно византийские авторы того времени обычно называют тюрок‑сельджуков "персами", отличая их от "скифов" – монголов. Несомненно, что в первой половине XIII в. конфессиональное самосознание у Сельджукидов еще явно преобладает над этническим.

 

Обострение социально‑политических конфликтов в Румском султанате.

 

Появление большой массы тюркских переселенцев ускорило развитие противоречий, присущих сельджукскому обществу, и обнажило внутренние слабости власти конийских султанов. Одно из важнейших противоречий определялось разрывом в уровне развития "верхов" и "низов". В то время как правящая элита быстро усваивала достижения как мусульманской, так и христианской политической культуры средневековья, среди простого люда сохранялась тяга к эгалитарным традициям кочевого, родоплеменного общества. Он медленно и неохотно втягивался в новые социальные отношения, с их явным правовым и материальным неравенством, эксплуатацией, произволом власть имущих. Переселившиеся в Анатолию кочевники‑скотоводы не желали превращаться в обычное податное население и подчиняться распоряжениям султанских наместников. Стремление номадов к сохранению своей свободы самым тесным образом переплеталось с недовольством тех тюрок, которые уже стали земледельцами и попали под гнет феодализирующейся сельджукской верхушки.

Не меньшей остротой отличались противоречия внутри господствующего класса. В борьбе за власть столкнулись интересы старой кочевой знати и чиновной верхушки. Первые отстаивали свои прерогативы, связанные с участием в курултаях – советах представителей огузских племен, на которых происходило провозглашение нового султана. Вторые, стремясь подорвать влияние племенных вождей, выступали за усиление султанского единовластия. Противоборство двух группировок осложнялось личностными мотивами, несовместимостью интересов различных родственных кланов, взаимными подозрениями и частыми изменами. С приходом к власти бесталанного и неуравновешенного Гияседдина Кейхюсрева II соперничество в рядах правящей верхушки резко усилилось. Вначале пользовавшийся доверием султана везир Саадеддин Кёпек сумел путем оговоров и интриг устранить одного за другим наиболее влиятельных лиц из окружения правителя, став настоящим диктатором во дворце. Однако спустя два года султан при поддержке ряда эмиров расправился и с Кёпеком.

Свидетельством растущей напряженности может служить все более активная пропаганда шиитских догматов и идей суфизма, находившая широкий отклик в сельджукском обществе. Стремясь сгладить остроту религиозных несогласий, Сельджукиды старательно {74} подчеркивали свою веротерпимость. Существуют свидетельства, что Кейкавус I завязал тесные контакты не только с Ибн Араби и халифом ан‑Насиром. Он поддерживал также связь, посылая время от времени подарки, с руководителями ассасинов (одного из ответвлений "крайних" шиитов – исмаилитов), которые обосновались в Иране в неприступной крепости Аламут и пытались бороться с суннитскими правителями с помощью террористических актов. Впрочем, щедрые дары не спасли жизнь султана, который был отравлен при неясных обстоятельствах. Так же трагически оборвалась жизнь благочестивого Кейкубада, причем к его смерти прямое отношение имели его старший сын и везир Кёпек.

В конечном итоге долго сдерживаемый конфликт вылился в массовое антиправительственное выступление, начавшееся в 1239 г. Оно известно в истории как восстание Баба Исхака. Сам предводитель восстания был родом из Самосаты (Самсат), старинного города на берегу Евфрата, расположенного севернее Эдессы, и известного тем, что здесь в III в. н.э. жил основоположник павликианской ереси Павел Самосатский. Впрочем, еретики были и в роду Исхака: его дед вначале придерживался несторианства, а затем перешел в ислам. Сам Исхак отличался подвижническим образом жизни, некоторые современники называли его шаманом и чародеем, а другие считали прорицателем. После того, как в самом начале правления Кейхюсрева II Самосата была присоединена к владениям Сельджукидов, Баба Исхак перебрался ближе к Амасье. Здесь обосновался его духовный наставник Баба Ильяс Хорасани, который был последователем Ахмеда Есеви и вместе с тем разделял идеи шиитского мессианства (махдизма). Амасья в то время, видимо, стала центром религиозной оппозиции, и Баба Ильяс, открыто объявив себя "посланцем Аллаха", бросил тем самым вызов правителям Коньи, придерживавшимся суннитских норм ислама.

Действуя от имени своего учителя, Баба Исхак сумел объединить вокруг себя множество последователей (мюридов ), которые затем стали распространять его мятежные проповеди по значительной территории – от Амасьи и Токата до Марата и Малатьи. На призывы Баба Исхака откликнулись многие крестьяне и кочевники‑скотоводы. Восстание началось выступлениями туркменских племен в районах Марата и Эльбистана. Затем приверженцы Баба Исхака двинулись на Сивас и далее к Амасье. Против бунтовщиков султан бросил свои войска, которые никак не могли с ними справиться: вначале был дважды разбит у Малатьи предводитель гермиян Музаффареддин, затем потерпел поражение икдишбаши Сиваса. Тогда султан обратился к помощи наемников – "франков", которые под предводительством коменданта Амасьи наконец смогли окружить отряд Баба Исхака и захватить его в плен. Баба Исхак был казнен, но восстание не прекратилось. Его участники {75} двинулись на запад и захватили Кыршехир. Охваченные религиозным рвением, они отказывались верить в смерть своего вождя и продолжали расправляться с султанскими ставленниками и "именитыми людьми". Понадобилось еще два года, чтобы войска, снятые с восточных границ, сумели окончательно погасить огонь мятежа. Восстание было жестоко подавлено. Султан приказал казнить всех его участников. Как утверждает сельджукский хронист Ибн Биби, пощажены были лишь дети в возрасте двух‑трех лет.

В выступлении приверженцев Баба Исхака проявилось широкое недовольство тюркского населения своим приниженным и угнетенным состоянием, упорное сопротивление кочевых племен процессу феодализации. Вместе с тем это восстание можно рассматривать и как свидетельство внутреннего ослабления сельджукского государства накануне монгольского нашествия.

 

Битва при Кёсе‑даге (1243) и ее последствия.

 

Угрозу, надвигавшуюся с востока (из страны "Чина и Мачина", как писали хронисты того времени), в Малой Азии ощутили еще в 20‑е – начале 30‑х годов. В 1220 г. 30‑тысячный корпус под водительством Джэбэ и Сугэдэя, совершив нападение на земли хорезмшаха, вышел к Западному Ирану и Кавказу. Этот разведывательный поход не затронул владений султанов Рума, поскольку монголы по горным перевалам прошли через Кавказские горы и вышли в степи Северного Причерноморья, где состоялось первое сражение с русскими войсками на р. Калке (1223).

В ходе завоевания Азербайджана в 1231–1232 гг. отдельные отряды монголов совершили ряд грабительских набегов на владения Кейкубада I, доходя до Сиваса и Малатьи. Эти действия заставили сельджукского султана пойти на улучшение своих отношений с Грузией и эйюбидскими правителями в Сирии. В 1236 г., после захвата Грузии и Армении и окончательного подчинения Кавказа, монгольские завоеватели направили свое посольство в Конью, чтобы потребовать от Сельджукидов присылки регулярных посольств с данью. Правда, в последующие несколько лет монголы не возобновляли своих претензий на верховенство в Малой Азии из‑за внутренних династийных споров, особенно обострившихся со смертью преемника Чингисхана Угэдэя (1241). Однако сельджукская верхушка не сумела воспользоваться этой паузой, чтобы подготовиться к отпору захватчикам.

Монгольское наступление на Малую Азию началось в конце 1242 г. В то время как часть войск совершила нападение на Верхнюю Месопотамию, полководец Байджу осадил Эрзурум и после двухмесячной осады захватил его. Армянский хронист тех лет Киракос Гандзакеци, описывая это событие, отмечал, что "татары [т.е. монголы ] разделили городские стены на участки между разными отрядами… воздвигли множество катапульт и разрушили стены. После этого они ворвались в {76} город, без всякой пощады предали мечу жителей, ограбили их имущество и богатство, а город сожгли огнем". С захватом Эрзурума Байджу обрел необходимый плацдарм для дальнейших военных действий в Анатолии, которые он возобновил весной 1243 г.

Получив известие о падении Эрзурума, Кейхюсрев стал предпринимать экстренные меры для сбора своих войск. К ним затем присоединились отряды наемников и части, присланные его союзниками и вассалами из Халеба, Трабзона, Никеи; лишь Хетум I предпочел направить своих послов в ставку Байджу. В итоге, как сообщает Киракос Гандзакеци, султану удалось выставить "бесчисленное количество людей". Гильом де Рубрук говорит об армии в 200 тыс., но сельджукский хронист Ибн Биби приводит значительно более скромную цифру – 70 тыс. Тем не менее все современники сходятся на том, что войско Байджу явно уступало по численности армии Кейхюсрева II.

Сельджуки встретили своих противников, заняв выгодные позиции в горном ущелье Кёсе‑даг, западнее Эрзинджана. Однако Байджу сумел перехитрить султанских военачальников, использовав традиционную тактику кочевников с ложным отступлением и внезапной контратакой, в которой участвовали отборные части монголов, а также отряды грузинских и армянских князей. В результате находившиеся в засаде воины, по словам того же Гандзакеци, "встретив султанские войска, разбили и обратили их в бегство. Султан едва спасся и бежал. Татары преследовали бегущих и беспощадно истребляли их”. К вечеру 26 июня 1243 г. сельджукской армии уже не существовало.

Разделив богатую добычу, монголы двинулись дальше на запад и, не встречая серьезного сопротивления, захватили Сивас и Кайсери. Затем они остановили свое наступление, вступив в переговоры с султанским везиром. Последний сумел убедить монгольских полководцев в том, что полное завоевание Малой Азии будет трудной задачей в силу ее удаленности от основных баз монгольского войска в Муганской степи. Ему удалось заключить мир на условии признания Сельджукидами вассальной зависимости и выплаты ежегодной дани; за султанами Коньи сохранялась власть на той части государства, которая не была завоевана монголами. Этот договор был подтвержден затем ханом Батыем, командовавшим монгольскими войсками в западных областях империи Чингизидов. Он прислал Кейхюсреву ярлык, объявлявший того представителем Батыя в землях Рума.

Битва при Кёсе‑даге стала переломным моментом в истории государства малоазийских Сельджукидов, когда рост могущества этой державы сменился ее прогрессирующим упадком. Новая ситуация характеризовалась падением авторитета центральной власти, снижением эффективности работы государственного механизма, ростом центробежных тенденций. {77}

Ослабление престижа султанской династии стало особенно заметно после смерти Кейхюсрева в конце 1245 г. Старшему из его трех сыновей было в то время 11 лет, младшему – всего 7. Пользуясь малолетством наследников престола (шахзаде ), придворные вельможи и государственные сановники захватили власть в свои руки. Вначале все три шахзаде были объявлены соправителями. Затем за спиной каждого из них образовалась своя партия, стремившаяся оттереть от престола соперников. Взаимная неприязнь умножала интриги, заговоры, тайные убийства и конфискации имущества. Начавшуюся междоусобную борьбу охотно поддерживали монголы, к которым за поддержкой обращались представители враждующих группировок.

Взявшие верх при дворе временщики стремились в первую очередь поживиться за счет государства, грабя казну, присваивая и раздавая своим сторонникам все более крупные земельные пожалования. В условиях ослабления контроля центрального правительства за положением на местах икта стали терять свой условный характер, превращаясь в наследственные держания, где их хозяева располагали по существу всей полнотой правовой и административной власти. В своих деревнях сельджукские вельможи чувствовали себя в полной безопасности, поэтому при различных осложнениях они предпочитали покидать Конью, чтобы переждать тревожное время в собственных владениях. Нередко они считали возможным передать полученные от султана земли и доходы от них в вакфы. Так, за счет вакфа, основанного одним из наиболее видных царедворцев Каратаем, были выстроены мечети в Анталье, медресе и ряд других общественных зданий в Конье.

Слабость султанского правительства определялась не только усилением соперничества и интриг среди сельджукской знати, но и резким сокращением государственных доходов. По подсчетам некоторых историков, примерно треть поступлений казны уходило в качестве дани монголам (без учета вымогательств и грабежей монгольских войск, время от времени вторгавшихся на земли султаната), еще треть оседала у частных лиц, главным образом крупных землевладельцев, и лишь последняя треть оказывалась в распоряжении властей. Этого было явно мало для поддержания порядка и усмирения туркменских кочевников.

Единственной возможностью увеличить доходы было повышение ставок налогов и введение новых сборов, взимаемых с податного населения, и прежде всего с сельских жителей. Однако подобный курс еще больше подрывал авторитет султанов Рума, поэтому в крестьянской среде находили поддержку как всевозможные самозванцы, так и местные правители, отказывавшиеся подчиняться приказам из Коньи.

Вышли из повиновения и перестали выполнять султанские указы и многие племенные объединения кочевников. Вторая половина XIII {78} в. стала временем интенсивных перемещений значительных масс номадов по территории Малой Азии, во все больших масштабах скапливавшихся в пограничных районах – уджах.

Чем сильнее проявлялись центробежные тенденции и чем меньшим оказывался султанский контроль над провинциями, тем значительнее становилась роль икдишей и особенно ахи в городах Анатолии. Ослабление центральной власти ставило под угрозу и нормальную деятельность и само существование торгово‑ремесленного населения, поскольку нарушались установившиеся поставки сельскохозяйственной продукции в города, усиливался разбой на торговых путях, да и в самих городах произвол местных властей подрывал сложившийся порядок жизни. В подобных условиях организации икдишей и ахи зачастую брали на себя функции охраны городов, обеспечения порядка и условий жизнедеятельности горожан. Ибн Биби отмечал: "Там, где нет султана [т.е. правителя], его обязанности исполняет ахи … порядок, которому они следуют в управлении, верховые выезды те же, что и у эмиров". Созданные ахи народные ополчения часто использовались враждовавшими между собой эмирами.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.