Первые тюркские государства в Малой Азии. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Первые тюркские государства в Малой Азии.

2023-01-16 37
Первые тюркские государства в Малой Азии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ситуация в восточных владениях Византии стала объектом особого внимания в Западной Европе задолго до первого похода крестоносцев в 1096–1099 гг. Особенно ею интересовались в Риме, где трудности, переживаемые Византией, породили надежды на подчинение империи и греко‑православной церкви папскому престолу. Верхушка римско‑католической церкви начала пропагандировать идею военного похода рыцарства на Восток для защиты христианской веры и оказания помощи православным грекам против мусульманской угрозы. Для этого использовались легенды о гонениях, которым подвергали тюркские завоеватели христиан в восточных странах, о поругании ими христианских святынь, о преследованиях паломников, посещавших Святую землю – Палестину… Брошенный на Клермонском соборе 1095 г. папой Урбаном II призыв взяться за оружие для борьбы против "персидского племени турок… которые добрались до Средиземного моря… поубивали и позабирали в полон многих христиан, разрушили церкви, опустошили царство Богово [т.е. Византию]", нашёл широкий отклик. Весной 1096 г. толпы бедняков, а за ними отряды рыцарей поднялись на "священное паломничество". Спустя год крестоносное воинство уже переправлялось на малоазийское побережье.

Ситуация в Анатолии благоприятствовала реализации планов крестоносцев. Тюркские завоеватели не успели еще создать единого государства. На захваченных ими землях образовалось несколько самостоятельных эмиратов (княжеств), правители которых постоянно враждовали между собой. История возникновения этих довольно аморфных политических общностей еще не изучена в полной мере, и среди {49} историков существуют разногласия как по вопросу времени их появления, так и характера отношений между собой и с государством Великих Сельджукидов. Более других известна история двух объединений: государства, созданного Сулейманом Кутлумушем и получившего в дальнейшем названия Сельджукского, и эмирата Данышмендидов.

Некоторые историки начинают отсчет существования первого с 1075 г., когда Сулейман объединил под своей властью ряд огузских и туркменских племен "левого крыла", но более правомерным представляется мнение тех, кто определяет его начало 1078 годом, когда в распоряжении Сулеймана оказались Никея и окрестные земли, составившие основу Никейского (Изникского) эмирата. Точные пределы этого государства установить вряд ли возможно, но известно, что Сулейман успешно отразил все попытки византийцев вернуть себе Никею и, более того, сумел установить свои таможенные заставы на азиатском берегу Босфора. В 1083–1084 гг. он распространил свою власть далеко на восток, захватив города Адана, Тарсус, Антиохию, вынудив правителя Киликии Филарета бежать ко двору Мелик‑шаха, чтобы принять там ислам. В течение нескольких лет после гибели Сулеймана Никейский эмират переживал трудные дни, поскольку войска, посланные багдадским правителем, дважды осаждали столицу княжества. Со смертью Мелик‑шаха в 1092 г. в империи Великих Сельджукидов началась ожесточенная борьба за власть, что позволило сыну Сулеймана Кылыч‑Арслану I (1092–1107) бежать из плена и встать во главе созданного отцом государства.

Еще более значительны расхождения историков относительно даты появления эмирата Данышмендидов. По мнению одних, он возник в 1067–1068 гг., после захвата тюрками города Себастии (Сиваса), ставшего в дальнейшем столицей княжества. Другие считают, что первоначально основатель династии Гюмюштегин Ахмед Гази был вассалом Сулеймана и лишь в 1085 г. стал независимым правителем. Его владения располагались главным образом в Каппадокии (Центральная Анатолия) и включали помимо Сиваса такие центры, как Анкира (Анкара) , Кесария (Кайсери) и Малатья.

Наряду с этими государствами существовали и другие. Одним из первых тюркских княжеств в Малой Азии считается эмират, созданный Менгучеком Гази и включавший территорию между современными городами Эрзинджан, Кемах и Дивриги. Правители этого княжества совместно с Данышмендидами вели борьбу против греков на черноморском побережье. В 1080 г. эмир Салтук устанавливает свою власть над районом Феодосиополя (армянское название Карин, турецкое – Эрзурум). Вплоть до смерти Мелик‑шаха он считает себя его вассалом, но затем становится вполне самостоятельным правителем. Эмират Салтукидов в Восточной Анатолии просуществовал до 1201 г. В 90‑х годах XI в. {50} здесь же появляются еще два княжества. Одним из них был эмират Артукидов ( 1098–1234), включавший такие центры, как Амид (Диярбакыр), Мардин, Харпут, другим – эмират Секмели около озера Ван.

В 1081 г. тюркский бей Чака захватывает порт Смирну (Измир) на побережье Эгейского моря, который становится центром Измирского эмирата. За короткое время Чака, используя греческих моряков, создал собственный флот, с помощью которого попытался установить свой контроль над островами Эгейского архипелага. Затем он вступил и переговоры с печенегами о совместной осаде византийской столицы. Этот план не удалось осуществить, но напуганный активностью Чаки Алексей Комнин приложил все старания, чтобы натравить на него Кылыч‑Арслана I. Последнему удалось умертвить "пиратского" эмира во время пира, но окончательно угроза Константинополю с моря была устранена лишь во время Первого крестового похода.

По совету Алексея Комнина крестоносцы начали свои военные действия в Малой Азии с осады Никеи. Их наступление застало врасплох Кылыч‑Арслана, который в это время находился в Восточной Анатолии под стенами Малатьи и не успел вернуться в свою столицу. Отбив несколько атак крестоносцев, защитники города сдали его византийцам, чем спасли свои жизни и обманули надежды осаждавших на большую добычу. На своем дальнейшем пути через Малую Азию крестоносцы еще дважды вступали в сражения с войсками "сарацин”[1]. Первый раз это произошло 1 июля 1097 г. в битве на р. Порсук, недалеко от Дорилеи (Эскишехира), где объединенные силы Кылыч‑Арслана и данышмендидских эмиров Гюмюштегина и Хасана потерпели сокрушительное поражение. "И мы взяли большую добычу, – вспоминал позже хронист крестоносцев, – золото и серебро, коней, ослов, верблюдов, овец, быков и многое другое". Второе сражение произошло спустя полтора месяца около города Иконий (Конья) и также закончилось победой крестоносцев. В основном же тюркские военачальники избегали крупных битв, предпочитая нападать на небольшие отряды крестоносцев, разрушать мосты, приводить в негодность колодцы, угонять население близлежащих сел и городов. Эта тактика существенно замедляла движение рыцарского войска, обрекая "воинов Христовых" на большие потери от голода, жары и недостатка питьевой воды.

В целом же, ценой огромных потерь крестоносцы надолго обеспечили безопасность Константинополя, остановив первую волну тюркских завоеваний и отбросив ее участников из приморских долин Западной Анатолии в степные просторы Центральноанатолийского плоскогорья. Основной удар крестоносцев пришелся на Никейский эмират, который понес тяжелые потери и на время утратил свою ведущую роль среди тюркских политических образований в Малой Азии. Кылыч‑Арслану I и его преемникам пришлось заново создавать свое государство, сделав его столицей Конью. {51}

 

Малая Азия в XII в.

 

Более 100 лет после первого крестового похода положение в Малой Азии оставалось неустойчивым. Соотношение сил на политической арене часто менялось из‑за многочисленных военных столкновений, междоусобной вражды, все новых и новых коалиций между представителями различных правящих династий, закреплявшихся династийными браками. Тем не менее в калейдоскопе событий того времени можно выделить две тенденции, отражавшие две возможных перспективы дальнейшего развития истории Малой Азии. Одна была связана с попытками изгнания тюркских завоевателей, вторая – с усилиями последних по упрочению своих позиций и объединению захваченных земель под единой властью.

При Комнинах Византия оправилась от потрясений предшествующего времени, вновь стала одним из сильнейших государств Средиземноморья и возобновила наступательную политику как на западе, так и на востоке. Используя религиозное рвение участников новых крестовых походов, играя на противоречиях мусульманских правителей, Комнины пытались восстановить свое влияние в Малой Азии, Сирии и Палестине. К концу XII в. авторитет византийских василевсов на Ближнем Востоке заметно вырос, но в главном – в борьбе за возвращение малоазийских владений – они не добились успеха.

Неудачей окончился Второй крестовый поход в 1147–1148 гг. Армия немецкого короля Конрада III дошла лишь до Коньи, но, потерпев здесь поражение, вынуждена была повернуть обратно. В Никею вернулась лишь десятая часть этого воинства. Армия французского короля Людовика VII, к которой примкнули остатки немецкого ополчения, избрала другой маршрут – по западным и южным областям Малой Азии к порту Атталия (Анталья), чтобы затем морем добраться до Антиохии. Хотя этот путь сводил до минимума возможность столкновений с тюркскими отрядами, тем не менее лишь половина французских рыцарей сумела достичь намеченной цели. Другая половина погибла в результате атак тюрков‑сельджуков, от голода и лишений.

Столь же неудачным оказался и поход византийского войска во главе с Мануилом Комниным на Конью в 1176 г. Сражение с сельджуками в узкой горной долине близ крепости Мириокефал (севернее оз. Эгридир) закончилось страшным разгромом нападавших. Византийский историк Никита Хониат писал о случившемся: "Беда превосходила то, что можно оплакать. Из‑за множества трупов ущелья сделались равнинами, долины превратились в холмы, рощи едва были видны". Как и после сражения при Манцикерте, победитель предпочел не преследовать разбитых византийцев, но заключить с ними мирный договор, утверждавший его позиции в Центральной Анатолии. {52}

 

Государство Сельджукидов Малой Азии (Иконийский султанат) в XII–XIII вв. {53}

 

Третий крестовый поход 1189–1192 гг. первоначально складывался более успешно для его участников. Под водительством германского императора Фридриха Барбароссы они сумели захватить Конью и взять богатую добычу. Но вскоре при переправе через горную реку в Киликии Барбаросса утонул, его войско оказалось дезорганизованным. "Так все были охвачены сильным горем, – оправдывал их хронист, – что некоторые, мечась между ужасом и надеждой, кончали с собой; другие же, отчаявшись и видя, что Бог словно не заботится о них, отрекались от христианской веры и вместе со своими людьми переходили в язычество”. Ясно, что и эта военная экспедиция не смогла серьезно поколебать тюркское присутствие в Малой Азии.

Дальнейшей консолидации власти тюркских эмиров на захваченных землях мешало их взаимное соперничество, а также династийные распри внутри каждого княжества. На протяжении большей части столетия продолжалась борьба за верховенство в Анатолии между конийскими Сельджукидами и Данышмендидами, в которой активно участвовали и другие мусульманские правители. Первоначально Ахмед Гюмюштегин, используя ослабление Сельджукидов, принявших на себя удар крестоносцев, сумел значительно расширить границы своих владений, установив контроль над важным центром Восточной Анатолии Малатьей. Большую популярность и титул "гази", т.е. борца за веру, принесли ему успешные действия против крестоносцев. Однако после его смерти Кылыч‑Арслан I вернул утраченное влияние, заставив наследников Ахмеда Гази признать свое верховенство. Вслед за своим отцом он снова бросил вызов багдадскому султану и должен был также заплатить за это жизнью (1107 г.). Сын Гюмюштегина Эмир Гази (1105–1134) не упустил выгодной ситуации. Разжигая рознь среди наследников Кылыч‑Арслана, он добился не только ослабления конийских Сельджукидов, но и своей протекции над ними. К концу жизни он утвердил свою власть над обширной территорией от р. Сакарья на западе до Евфрата на востоке. В отличие от конийских правителей Эмир Гази сумел наладить отношения с Багдадом и получил от султана Санджара титул "малика" (суверенного правителя) и соответствующие атрибуты власти. После его смерти на некоторое время наступило равновесие сил, поддерживаемое с обеих сторон союзами с другими малоазиатскими княжествами и Византией.

В дальнейшем государство Данышмендидов распалось на несколько отдельных владений; внимание восточноанатолийских эмиров переключилось на Ближний Восток, где рядом с быстро слабевшей державой Великих Сельджукидов возникли государства крестоносцев, что резко обострило конфликтную ситуацию в этом районе. Указанные перемены способствовали победе конийских Сельджукидов, которых также стали именовать султанами. Наиболее известный из них – {54} Кылыч‑Арслан II (1155–1192) – сумел подчинить своей власти последних Данышмендидов и других анатолийских беев. Попытка Мануила Комнина в 1176 г. остановить процесс его возвышения не принесла успеха. С того времени правителей Коньи стали именовать "султанами Рума", т.е. властителями византийских земель. Однако окончательного объединения всех тюркских владений в Малой Азии под эгидой конийских султанов в XII в. не произошло.

В 1186 г. Кылыч‑Арслан II, опасаясь вспышки династийной вражды, разделил все свои владения между 9 сыновьями и 2 племянниками, оставив себе лишь Конью. Его последующая судьба напоминает участь шекспировского короля Лира. Став самостоятельными владельцами уделов, наследники тут же вступили в борьбу за султанский престол и забыли о родственных чувствах и обязательствах перед Кылыч‑Арсланом. Последний был вынужден покинуть Конью и последние свои годы провел в странствиях от одного сына к другому в тщетных надеждах вернуть утраченное. Ожесточенные распри продолжались около 10 лет. За это время погибло большинство претендентов на конийский трон. Реальная власть Сельджукидов в Малой Азии заметно ослабела, чем и пытались воспользоваться предводители Третьего крестового похода. Лишь к началу XIII в. одному из сыновей Кылыч‑Арслана II Рукнеддину Сулейман‑шаху (1196–1204) удалось положить конец внутреннему кризису и утвердить единую власть в Румском султанате.

Складывание единого государства и прекращение междоусобных войн обеспечивало благоприятные условия для ускорения процесса оседания тюркских кочевников на землю, их сближения с местным греческим и армянским населением, восстановления нормальной хозяйственной жизни как в сельских районах, так и городах.

 

 

Глава 5


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.