Традиционная промышленность: функции региональных кластеров — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Традиционная промышленность: функции региональных кластеров

2023-01-16 29
Традиционная промышленность: функции региональных кластеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кластер в региональной экономике – это географически сконцентрированная сеть тесно взаимодействующих компаний. Основы теории кластеров заложили американские экономисты А. Маршалл (A. Marshall), П. Кругман (P. Krugman) и М. Портер (M. Porter). В знаменитой работе А. Маршалла «Принципы экономической науки» показано, что однородные фирмы, компактно расположенные в промышленных регионах, имеют более широкий по сравнению с другими компаниями доступ к квалифицированной рабочей силе и специализированным поставщикам, а также извлекают преимущества из обмена опытом и технологиями [Marshall, 1890]. Согласно работам П. Кругмана географическая концентрация и тесное взаимодействие компаний, т. е. кластеризация, позволяют получить «агломерационный эффект», который становится важным конкурентным преимуществом в эпоху глобализации [Krugman, 1991]. В книгах М. Портера продемонстрировано, как растущие фирмы используют возможности национальной экономики (классификация факторов конкурентоспособности в виде «бриллианта» – Porter’s diamond), потенциал вертикальной кооперации («стоимостные цепи» – value chains) и горизонтальных связей (комплексные «системы создания стоимости» – value systems). В результате формируются территориальные кластеры, которые становятся источником конкурентных преимуществ и для отдельных фирм, и для экономики страны в целом [Porter, 1990, 1998].

В соответствии с этими теоретическими установками специалисты выделяют следующие признаки кластеров: географическую близость, сходное поведение и тесные связи фирм‑участников, основанные на обмене товарами, услугами, работниками и информацией, и, наконец, институциональную среду, обеспечивающую деятельность компаний [Rabelotti, 1998]. В префектуре Фукуи перечисленные признаки кластеров имеют три сети предприятий, которые действуют в традиционных отраслях и связаны с производством тканей, оправ для очков и лаковой посуды. Рассмотрим особенности региональных кластеров на этих примерах.

 

Производство тканей

 

В ткацкой промышленности префектуры Фукуи действуют 584 компании, заняты 15,6 тыс. человек, а отгрузки продукции ежегодно достигают 234,7 млрд иен, или около 2,3 млрд долларов (2014). По первым двум показателям ткацкое производство намного опережает все остальные отрасли префектуры, а по отгрузкам находится на третьем месте, уступая химической промышленности и изготовлению электронных компонентов. Внутри Японии производители префектуры Фукуи лидируют в сфере изготовления тканей из искусственных волокон, вискозы, трикотажа, а также отделочных лент и кружев, фирменных марок и лейблов и т. п. Кроме того, множество компаний заняты специальными видами деятельности, связанными с ткацким производством, т. е. изготовлением волокон и нитей, окраской и термической обработкой, отделкой закраин и нанесением покрытий и т. д. В целом ткацкая промышленность Фукуи представляет собой лидирующий в Японии и широко известный в мире специализированный комплекс производств.

Первое упоминание о ткацком деле в Фукуи содержится в древней японской хронике Ниппон сёки и относится к 712 г. В XVII в. ткацкая отрасль превратилась в главный вид несельскохозяйственной деятельности префектуры. В конце XIX в. в Фукуи появились и начали стремительно расти современные фабрики по производству натуральных шелковых тканей. Доля Фукуи в национальном объеме их производства увеличилась с 1,8 % в 1884 г. до 32,4 % в 1904 г. В период между мировыми войнами компании Фукуи начали изготовление вискозных тканей, а к середине 1930‑х годов в Японии и за рубежом префектура получила известность как «Королевство вискозы» (Дзинкэн ококу).

В 1950 г. в префектуре впервые выпустили продукцию из нейлона, а уже через 10 лет нейлон и полиэстер практически вытеснили вискозу. Новые материалы в больших объемах производили несколько крупных химических компаний, таких как Toray, Teijin, Asahi Kasei. Они же стали и головными предприятиями объединений кэйрэцу, т. е. предоставляли материалы для выработки пряжи и нитей и закупали готовую ткань. Малые и средние предприятия префектуры, став членами кэйрэцу, приобрели стабильных поставщиков и покупателей, но на долгие годы лишились самостоятельности в закупочной и сбытовой политике.

Помощь партнеров по кэйрэцу позволила быстро осуществить полную замену парка оборудования. Началось бурное развитие технологий (тиснение, печать, нанесение покрытий и т. п.). Появились новые виды изделий, такие как трикотаж, кружева, а также специальные ткани для спортивной одежды и обуви, автомобильных сидений и ремней безопасности, строительных упаковок и изоляционных покрытий и многое другое. Возникли специализированные производства узких тканых материалов (отделочных лент, лейблов для одежды и т. п.), которые быстро заняли в Японии лидирующие позиции. В 1970 г. в префектуре производство тканей осуществляли 1423 компании. С количественной точки зрения ткацкая отрасль Фукуи достигла высшей точки своего развития.

Мировой энергетический кризис 1973 г. и усиление конкуренции со стороны корейских и тайваньских производителей дали толчок к снижению спроса на ткани из Фукуи. Резкое повышение обменного курса иены в 1985 г. еще более обострило проблему международной конкурентоспособности. Местные компании пошли по пути конкуренции в области качества и сосредоточили усилия на разработке уникальных видов тканей и внедрении новейшего оборудования. Именно тогда в префектуре появились бесчелночные гидравлические (water jet looms) и рапирные (rapier looms) ткацкие станки, которые сделали возможным снижение расходов и повышение добавленной стоимости в расчете на единицу продукции.

Качественный скачок удалось совершить в начале 1980‑х годов, когда был разработан принципиально новый материал полиэстер‑филамент. В ткацкой промышленности префектуры наблюдались процессы, сходные с происходившими в начале 1950‑х годов, т. е. в период перехода с вискозы на нейлон и другие искусственные волокна. Имеется в виду полная замена парка оборудования и разработка принципиально новых видов изделий. По сравнению с событиями 30‑летней давности к этому добавилась также и определенная переориентация с внешнего на внутренний рынок. Перемены затронули все стадии производства – от изготовления пряжи и нитей до торцевой обработки и окраски готового материала. Изменилась также и система кооперационных взаимосвязей между компаниями ткацкой отрасли. Всё это создало новые возможности для роста. Однако после спекулятивного экономического бума 1985–1989 гг. наступил период длительной депрессии. В 1990‑х годах последовало очередное падение спроса и цен на ткацкую продукцию, в результате чего начался очередной виток обновления ассортимента и технологий производства.

Особенностью 1990‑х годов стало создание головными химическими предприятиями кэйрэцу производственной базы за рубежом. Многие компании Фукуи последовали за головными фирмами, а оставшиеся оказались предоставлены сами себе и вынуждены были выживать самостоятельно. Одной из важных стратегий тех лет явилось ускоренное технологическое развитие. Большую помощь компаниям префектуры оказали Центр промышленных технологий и местные университеты. С их помощью были созданы полиэстер‑филаментные ткани второго поколения, обладающие свойствами растяжения и памяти формы, защиты от статического электричества, а также электропроводящие, облегченные и усиленные, вентилируемые и теплозащитные полотна.

Новые ткани необходимо было поставлять по приемлемой цене, небольшими партиями и в короткие сроки, что повлекло за собой применение новых принципов маркетинга, отношений с клиентами, изучения рынков. Всё это заметно усилило конкурентоспособность предприятий Фукуи. Достаточно отметить, что из 44 наиболее известных ткацких компаний префектуры две фирмы сумели получить наибольшую долю в продажах на мировом, а еще 13 – на внутреннем рынке Японии. Однако, несмотря на высокий технологический уровень и инновационный менеджмент, фактический распад кэйрэцу и потеря стабильного сбыта оказались слишком тяжелым ударом для большинства компаний. В 2000‑е годы общую тенденцию сокращения ткацкого производства ни в префектуре, ни в Японии переломить не удалось.

В конце 1990‑х годов созданное в Фукуи Общество бизнесменов по развитию ткацкой промышленности подготовило особый документ «Видение отрасли в XXI в.» (Бидзён). Оно включало: 1) лучший учет запросов рынка (креативный маркетинг, структурные реформы); 2) стратегию проникновения в новые отрасли (создание принципиально новых изделий, развитие исследований на основе трехсторонней кооперации с административными и научными учреждениями (сан‑гаку‑кан), проникновение в высокодоходные отрасли); 3) развитие материальной базы ткацкого производства (подготовка кадров, обновление оборудования, активизация кооперативных связей). Позднее появились «Направления развития отрасли в 2000‑х годах». В них основное внимание было уделено внедрению в новые перспективные области, не связанные с производством тканей для одежды, такие как медицина, электроника, авиация, освоение космоса и морских ресурсов, производство товаров для дома, культуры и досуга и т. д. Применительно к выпуску тканей для одежды за основу была принята итальянская модель, т. е. глобальная стратегия и развитие на основе высокой моды и передовых технологий.

Именно эти направления и определяют развитие регионального ткацкого кластера в настоящее время (2016). В качестве примеров тканей для новых отраслей можно привести материал для подушек безопасности (компания Seiren), изоляцию от радиоволн (Urase), строительную гидроизоляционную ткань (Maeda Kosen), антенную ткань для космических аппаратов, включая кометный зонд Hayabusa (Sakase Adtech), углеродное волокно для корпусов авиационных двигателей (Shindo) и многие другие. Особенно следует отметить деятельность фирмы Sakurada (название изменено по просьбе компании) по разработке «растущей» ткани для сердечной перегородки у детей. В последнем примере соединены практически все приведенные выше перспективные направления развития ткацкой отрасли: исследования с участием университетов, закупки специального оборудования, проникновение в перспективную медицинскую область и т. д. (подробнее см. раздел 7.2). С целью развития международной кооперации в изготовлении тканей для новых отраслей производители Фукуи приняли решение установить связи с компаниями из крупнейшего аналогичного кластера в Европе, расположенного в окрестностях французского Лиона в долине р. Роны.

Международная кооперация представляется важнейшим направлением развития также для малых и средних предприятий, выпускающих традиционные ткани. В данном случае речь может идти о закупках более дешевого и разнообразного сырья, о применении инновационных методов маркетинга с использованием современных информационных технологий. Тесные связи в рамках регионального отраслевого сообщества могут содействовать решению этой задачи и способны в определенной степени заместить деятельность головных компаний распавшихся кэйрэцу.

В целом в ткацкой отрасли префектуры Фукуи складывается сложная ситуация. Группа крупных и средних высокотехнологичных предприятий уже выработала стратегию проникновения в новые отрасли и нашла собственную нишу. Однако большинство малых компаний, занятых производством традиционных тканей, нуждаются в технологической и интеллектуальной поддержке. По‑видимому, обеспечить повышение их конкурентоспособности может только система территориальной кооперации. В этом смысле значение регионального кластера не только сохраняется, но и возрастает.

 

Оправы для очков

 

Производство оправ для очков – это отрасль промышленности префектуры Фукуи, которая наиболее известна и внутри страны, и за рубежом. В данной отрасли действует 531 компания, число занятых превышает 3 тыс. человек, а отгрузки продукции достигают 53,9 млрд иен, или примерно 0,5 млрд долларов (2014). Отметим, что до 80 % внутреннего рынка Японии занимают импортные оправы, в основном китайского и корейского производства. Остальные 20 % оправ производятся внутри страны, причем свыше 19 % изготавливаются в префектуре Фукуи. Более детальное рассмотрение показывает, что доля местных компаний в отгрузках продукции, произведенной внутри Японии, составляет 96,6 % по оправам, 19,8 % по готовым очкам, 21,5 % по очковым и контактным линзам и 96,1 % по комплектующим деталям (2013). Подавляющее большинство компаний активно взаимодействуют между собой и компактно расположены в г. Сабаэ. Они осуществляют весь спектр операций, связанных с исследованиями и разработками, производством и продажами, обслуживанием и утилизацией изделий. Это позволяет говорить о том, что на этой территории существует полноценный региональный кластер, специализирующийся в области очковых оправ.

Первые производители оправ появились в Фукуи в 1905 г. Идея принадлежала богатому землевладельцу М. Масунаге (M. Masunaga), который искал дополнительный источник занятости и дохода для сельскохозяйственных семей в зимний период. В начале XX в. изготовление оправ в Японии было сосредоточено в основном в двух районах: в Токио выпускались дорогие и качественные, а в Осаке – дешевые и массовые изделия. Производство деталей (дужек, заклепок, перемычек, шарниров, носовых накладок и т. п.) не представляло особой сложности и требовало лишь времени, внимательности и аккуратности. Именно этими качествами традиционно обладали крестьяне из префектуры Фукуи, которые вскоре научились изготавливать такие детали для токийских и осакских промышленников.

Компания М. Масунаги начала раздавать заказы местным крестьянам и продавать готовые изделия, затем этим же занялись дочерние фирмы его родственников, и через несколько лет в окрестностях г. Сабаэ возник специализированный индустриальный район. Вначале производство велось как сезонный вид деятельности, осуществляемый в сельскохозяйственной местности в зимний период. Однако уже через несколько лет появились предприятия, занятые изготовлением оправ круглый год. Существенную роль в этом сыграли дешевизна земли и труда, а также мастерство местных работников, быстро освоивших приемы выработки мелких металлических деталей. Бурно развивались технологии производства. В качестве материалов начали применяться золото, серебро, медь, разнообразные сплавы. Широкое распространение получило нанесение целлулоида на стержневые основы и металлических покрытий на внешние поверхности. В освоении этих видов деятельности компаниям новой отрасли помог опыт, накопленный местными производителями холодного оружия, ножей и режущих изделий.

К началу 1930‑х годов в Сабаэ производились все виды очковых оправ и деталей, необходимых для их сборки. Особенностями организационной структуры сложившегося индустриального района являлись: 1) строгое разделение труда и узкая специализация малых фирм на создании отдельных деталей; 2) существование компаний‑организаторов, занятых координацией малых партнеров и сборкой; 3) многоступенчатая система посредников, осуществляющих закупки материалов и реализацию оправ изготовителям очков. Производство велось на малых предприятиях, тем не менее разделение труда и специализация позволяли получать эффект от масштаба. Долгосрочные и доверительные отношения сводили к минимуму контрактные издержки. Закупочные и сбытовые функции выполнялись специализированными торговыми посредниками. Всё это обеспечивало достаточно высокую эффективность деятельности регионального кластера в условиях массового производства и растущего рынка.

В годы войны Токио и Осака превратились в «выжженные поля» (яки но хара), а вот Сабаэ практически не пострадал. Когда послевоенное оживление экономики привело к повышению спроса на очки и оправы, местные производители получили уникальный шанс для расширения производства. По счастливой случайности в окрестностях Сабаэ был ликвидирован военный городок, а его земля и помещения оказались распроданы по низким ценам местным жителям. Именно в бывших казармах и начали размещаться новые участки по производству оправ. В 1947 г. предприятиям Сабаэ удалось восстановить довоенный уровень, а затем и занять лидирующие позиции на внутреннем рынке Японии. К началу 1950‑х годов в Сабаэ действовали уже несколько тысяч специализированных производителей, поставщиков материалов и сбытовых компаний. В производстве оправ, так же как и в экономике страны в целом, начался период быстрого роста.

В 1950‑1960‑х годах в мире наблюдался бум спроса на солнцезащитные очки. Бурный рост продаж происходил практически во всех развитых странах, включая Японию. Неудивительно, что в 1960 г. доля солнцезащитных очков в общем объеме производства в Сабаэ достигла 70 %. Однако вслед за взрывным ростом популярности последовали насыщение рынка, падение продаж, и возникла необходимость коррекции баланса спроса и предложения. С этой целью местным производителям даже пришлось прибегать к уничтожению готовой продукции. В 1967 г. было сожжено более 400 тыс. пар солнцезащитных очков, оправ и деталей. Это событие получило название «фестиваля огня Сабаэ» (Сабаэ хи мацури).

Снижение спроса заставило разрабатывать новые изделия и технологии, а также применять новые организационные формы производства и продаж. Среди технологических новинок, появившихся в Сабаэ в 1970‑х годах, выделяются методы нанесения гальванических покрытий и автоматизации сборки оправ. Именно в те годы компании Сабаэ вышли по технологическим характеристикам на мировой уровень. Причем достижения оказались не временными, а весьма устойчивыми, поскольку в 2012 г. из 12 наиболее продвинутых местных компаний две занимали лидирующие позиции по объемам продаж на мировом, а четыре – на внутреннем рынке Японии.

Формы организации производства и продаж изменились в результате проникновения в бизнес производителей линз (Hoya, Nikon) и торговых дискаунтных компаний. В отрасли появились объединения кэйрэцу, а часть местных производителей включилась в их состав в качестве промежуточных поставщиков. Кроме того, некоторые фирмы предприняли попытки перейти от производства комплектующих деталей к изготовлению готовых оправ, а также развернуть собственные сбытовые сети. Успех пришел только к компании Sharmant, которая быстро превратилась в лидера отрасли (подробнее см. раздел 7.3). В итоге в региональном кластере сложились три вида моделей бизнеса: традиционная (малые предприятия, высокая специализация, разделение труда, централизованные закупки и сбыт); на основе кэйрэцу (средние предприятия, закупки и сбыт через головную фирму); модель компании Sharmant (полный цикл производства, собственная сбытовая сеть).

Повышение доходов населения в 1980‑х годах стало причиной увеличения спроса на продукцию известных торговых марок. Своих модных брендов в Сабаэ пока не существовало, поэтому местные компании начали заключать лицензионные соглашения с владельцами прав на лейблы фирм Gucchi, Trussardi, Chanel и т. д. Большие суммы лицензионных выплат наглядно продемонстрировали важность создания собственных брендов. Тем не менее эту задачу местным производителям так и не удалось решить вплоть до наших дней.

В 1981 г. один из производителей металлов впервые представил местным компаниям титановый сплав. Началось совместное создание технологий его обработки. Уже в 1983 г. в продаже появились первые титановые оправы, которые быстро стали главным направлением развития на рынке высококачественных и дорогих товаров. С тех пор на протяжении уже нескольких десятков лет титановые оправы являются визитной карточкой местных производителей. В 1987 г. впервые в мире были изготовлены оправы с памятью формы. В разработке дизайна начали применяться компьютеры. Появились оригинальные технологии для прессовки, окраски и отделки титановых сплавов. Новые материалы, изделия и технологии позволили местным производителям преодолеть экономические потрясения и в 1992 г. довести продажи до 120 млрд иен (около 1,2 млрд долларов). Этот уровень оказался высшим достижением в развитии региональной отрасли.

С середины 1990‑х годов в префектуре Фукуи наблюдается спад производства оправ для очков. По‑видимому, главными факторами этого следует считать внутреннюю депрессию и усиление зарубежной конкуренции. Экспорт изделий из Сабаэ на рынки азиатских стран начался еще в 1960‑х годах. Японские оправы оказались хорошо приспособлены к форме лица азиатских потребителей, а гальванические покрытия легко выдерживали жаркий и влажный климат. В 1970‑х годах компании Сабаэ достигли мирового уровня технологий и качества, что позволило им развернуть сбыт продукции на рынках развитых стран Америки и Европы. Быстрый рост экспорта замедлился в середине 1980‑х годов после подорожания иены и создания местными компаниями производственных баз за рубежом. Вынос производства в Южную Корею и Китай позволил преодолеть последствия резкого подорожания иены в 1985–1987 и 1993–1996 гг. Однако оборотной стороной этого стало быстрое усиление иностранных конкурентов и утрата значительной части японского рынка. Импорт зарубежных оправ начал расширяться с середины 1990‑х годов и в 2002 г. превысил экспорт.

Снижение объемов изготовления оправ заставило искать пути оздоровления региональной отрасли. С целью развития производства в 1994 г. в префектуральном Центре технологической поддержки была создана специализированная рабочая группа. Ее задачей стала разработка новых методов сварки титана и нанесения гальванических покрытий. В 1996 г. в отраслевом объединении промышленников префектуры появился Отдел исследований новых материалов. В 1998 г. местное производство оправ было внесено в реестр поддержки по Закону о промышленных районах концентрации малых и средних предприятий. Начался систематический поиск новых сфер приложения накопленных технологий тонкой металлообработки. Наибольших успехов в этом добилась уже упомянутая компания Sharmant, которая создала и выпустила на рынок более 200 видов медицинских титановых инструментов (раздел 7.3).

Самые значительные изменения организации продаж произошли в традиционной системе сбыта продукции специализированных малых предприятий, связанных жестким разделением труда. Был взят долгосрочный курс на расширение их функций от производства до маркетинга и реализации изделий. С этой целью с 1997 г. начала проводиться сначала национальная, а затем международная выставка‑продажа очковых оправ. В 1998 г. появилась группа по созданию единого регионального бренда для множества малых компаний. В 2010 г. по инициативе Ассоциации производителей состоялось открытие полностью обновленного «Дома очков» (Меганэ кайкан), объединяющего функции музея отрасли, туристического центра и пункта продаж готовых изделий. И всё же, несмотря на серьезные технологические и организационные изменения, тенденцию к сокращению масштабов производства преодолеть не удалось ни в 1990‑х, ни в 2000‑х годах.

Будущее производства оправ для очков в Сабаэ связано, скорее всего, с изготовлением премиальных изделий из инновационных материалов на основе титановых и магниевых сплавов. Наибольший спрос на подобные оправы существует в США и странах Западной Европы, где и будут активно разворачиваться новые сбытовые подразделения. Японский рынок вступает в период зрелости, когда для успеха необходимы быстрая реакция, широкий ассортимент и малые партии нестандартной продукции. Вероятнее всего, это подразумевает перестройку традиционной модели бизнеса для большинства узкоспециализированных предприятий, занятых производством деталей и не имеющих собственного опыта изготовления и маркетинга готовых оправ. Будущее этих компаний предсказать очень сложно. Тем не менее многие из них обладают уникальными знаниями, опытом и технологиями. Применение накопленного потенциала для создания нетрадиционных для региона изделий в растущих отраслях (медицинских инструментов, корпусов мобильных телефонов, элементов интерьера, автомобильных деталей и т. п.) может оказаться эффективной стратегией оздоровления регионального кластера. В этом случае Сабаэ должен будет превратиться из «Города очков» в «Город тонкой металлообработки».

 

Лаковая посуда

 

В производстве лаковой посуды в префектуре Фукуи можно выделить два вида деятельности. Во‑первых, местные предприятия производят посуду крупными партиями и на 80 % удовлетворяют национальный спрос таких потребителей, как рестораны японской кухни (рётэй) и отели в японском стиле (рёкан). Во‑вторых, мастера Фукуи в индивидуальном порядке занимаются изготовлением авторских изделий и продают их в качестве сувениров всем желающим. Оба этих вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Практически все компании и частные мастерские компактно расположены в сельском секторе муниципалитета Сабаэ. Точное число производителей трудно оценить, но в составе местного кооператива изготовителей лаковых изделий насчитывается 146 членов (2015). Объемы реализации продукции составляют 0,7 млрд иен, или около 7 млн долларов в год (2014).

Лаковая посуда Фукуи носит название «этидзэн сикки» и имеет статус традиционного промышленно‑художественного изделия (дэнтотэки когэйхин). Это означает, что продукция соответствует требованиям специального закона, т. е. используется в повседневной жизни, изготавливается вручную на основе традиционных технологий и природных материалов, а производители сосредоточены в компактном промышленном районе. Всего в Японии зарегистрированы 222 вида таких изделий (2015). Их создатели получают льготы и поддержку со стороны всех уровней власти, деловых и общественных кругов.

Кроме лаковой посуды в префектуре Фукуи производятся еще шесть видов традиционных изделий, имеющих национальный статус дэнтотэки когэйхин и длительную историю, как правило превышающую тысячу лет: 1) глиняная посуда и керамика этидзэн яки (в Фукуи находится одна из старейших гончарных мастерских Японии); 2) бумага из древесной коры этидзэн васи (вероятно, в XVI в. применялась голландским живописцем Рембрандтом, а в конце XIX в. использовалась для печати первых общенациональных бумажных денег); 3) украшения из шлифованного агата вакаса мено (впервые изготовлены корейскими переселенцами с материка в VIII в.; их отличают высокое качество и разнообразные цвета природного камня); 4) лаковые палочки для еды, изготавливаемые с использованием техники вакаса сикки (бамбуковая и кедровая основа, перламутровые и жемчужные вставки; Фукуи – единственный район производства этих изделий в Японии); 5) ножи и режущие инструменты этидзэн хамоно (крупное производство ножей и холодного оружия в IX–XV вв., изготовление режущих сельскохозяйственных и деревообрабатывающих инструментов в XVI–XIX вв., прочные традиции тонкой обработки металлов); 6) деревянные шкафы, комоды и коробки этидзэн тансу (используются дерево местных пород, натуральный лак и фигурные металлические накладки).

Производители каждого из видов традиционных изделий объединены в территориально‑отраслевые ассоциации, выполняющие разнообразные функции – от закупок сырья до продвижения и сбыта изделий. Большинство ассоциаций имеют в управлении комплексы зданий, где расположены мастерские, выставки, магазины и другие объекты. В частности, в префектуре Фукуи созданы «Деревня бумаги», «Деревня гончарного искусства», «Дом лаковой посуды», «Дом лаковых палочек» и «Дом ножей», которые координируют производство, привлекают туристов, продают изделия и занимаются всем тем, что связано с сохранением и развитием традиционных технологий.

Лаковые изделия Сабаэ отличаются глубоким черным цветом и строгим классическим стилем. Считается, что известность к местным мастерам пришла около полутора тысяч лет назад. Принц, путешествовавший по провинции Этидзэн, увидел лаковую чашу местного производства и был настолько поражен ее красотой, что приказал перекрасить в тот же цвет свой ритуальный головной убор – корону. В течение более тысячи лет мастера региона использовали лишь натуральные цвета лака – черный и красный. В XVII в. приехавшие из Киото художники начали расписывать лаковые поверхности, а ремесленники из соседнего региона Вадзимы (префектура Исикава) стали наносить на лак тончайшую золотую фольгу собственного производства. Постепенно продукция Сабаэ получила известность в Токио, Осаке и Киото – трех крупнейших городах Японии. В конце XIX в. в Сабаэ началось изготовление не только круглых, но и квадратных изделий (шкатулок, коробочек для еды, квадратных подносов, сервировочных столиков и т. п.). Мастерство художников и лакировщиков достигло такого уровня, что их работы стали восприниматься как произведения искусства. С начала XX в. начались продажи посуды традиционным ресторанам и гостиницам. В 1950‑х годах появились пластиковые основы, искусственные лаки, технологии массового производства. Начался быстрый рост выпуска посуды, который продолжался несколько десятков лет.

На изменение экономических условий и депрессию 1990‑х годов производители лаковой посуды ответили в лучших японских традициях, а именно повышением добавленной стоимости, разработкой новых изделий и внедрением передовых технологий. Оказалось, что даже в наиболее традиционной отрасли есть возможности технологического прогресса. Долгое время считалось, что деревянные лаковые изделия нельзя мыть в посудомоечных машинах, но в последние годы мастера из Сабаэ стали изготавливать сверхпрочные типы лаковых покрытий, позволяющие производить машинную мойку. Раньше тарелки и чашки с отколотыми краями приходилось выбрасывать, а сейчас современные методы восстановления делают их неотличимыми от новых.

Важную роль в деятельности местных предприятий играет многоцелевой комплекс «Дом лаковой посуды», открытый в 2004 г. Строительство его профинансировано за счет средств национального и префектурального бюджета. Текущее управление осуществляет территориально‑отраслевая Ассоциация производителей. На территории комплекса расположены мастерские, магазин, ресторан, игровой зал для детей, лаборатория объемной печати, а также многоцелевые аудитории и выставочные помещения.

Деятельность комплекса включает всё то, что Ассоциация считает необходимым для сохранения и развития традиционных технологий. Речь идет о широком спектре услуг и работ, простирающихся от предоставления мастерских индивидуальным предпринимателям до изготовления основ для нанесения лака с помощью объемных принтеров, от пропаганды лаковой посуды среди детей через школьные столовые до работы со строительными компаниями по использованию лаковых панелей во внутренней отделке современного жилья. Пожалуй, наиболее зрелищный результат работы комплекса связан с диверсификацией производства и созданием новых видов изделий с высокой добавленной стоимостью. В 2012 г. с применением лаковой росписи была изготовлена праздничная колесница для синтоистских фестивалей г. Сабаэ высотой около 5 м, весом в 1 т и стоимостью 100 млн иен (около 1 млн долларов). После этого началось изготовление колесниц по заказу оргкомитетов многочисленных праздничных фестивалей ряда японских префектур.

Более детальное рассмотрение работы комплекса позволяет выделить в ней несколько взаимосвязанных элементов. К ним относятся прежде всего разработка новых изделий с применением традиционных технологий и, наоборот, использование технологических новинок в давно существующих производствах. Далее следует формирование современных сбытовых сетей, а также продвижение изделий с помощью различных акций и электронных средств коммуникации. И наконец, большое значение имеет работа по созданию единого регионального бренда для использования его малыми производителями. По‑видимому, подобные направления работы являются перспективными для сохранения и развития традиций изготовления не только лаковой посуды, но и всех других промышленно‑художественных изделий префектуры Фукуи.

 

Анализ регионального среза экономики Японии позволяет сделать несколько важных выводов, имеющих международное звучание.

 

Во‑первых, на фоне сложной экономической ситуации во многих японских регионах отмечается улучшение среды обитания. Это происходит благодаря созданию компактной модели расселения, усилению конкурентоспособности крупных мегаполисов и экономическому оздоровлению малых городов. Повышение качества жизни при сокращении масштабов экономической деятельности делает опыт Японии важным для всего мира.

Во‑вторых, в префектуре Фукуи, несмотря на «сжатие» экономики и сокращение численности населения, созданы развитая инфраструктура и благоприятные условия для жизни. Следовательно, одновременное снижение доли региона в экономическом и демографическом потенциале страны и повышение «уровня счастья» жителей вполне возможны не только в теории, но и на практике.

В‑третьих, в экономике японских провинций особую роль играют промышленные кластеры. Включенность в кластеры позволяет предприятиям получить важные конкурентные преимущества, и прежде всего объединить ресурсы для диверсификации, создания новых изделий и проникновения в перспективные сферы деятельности. По‑видимому, именно с этим связана надежда на выживание для многих компаний и отраслей региональной промышленности.

 

Вопросы и задания

 

1. Перечислите современные тенденции развития региональной структуры японской экономики.

2. Почему опыт региональной политики кабинета С. Абэ считается важным для многих стран мира?

3. В каких направлениях ведется работа по созданию компактной системы расселения жителей?

4. Назовите особенности географического и экономического положения префектуры Фукуи среди других регионов Японии.

5. Как удалось создать развитую социальную инфраструктуру в небольшом провинциальном регионе?

6. Почему включенность в региональные кластеры считается полезной для повышения конкурентоспособности фирмы?

7. Приведите примеры кластеров, сформировавшихся в префектуре Фукуи.

8. Какие проблемы существуют в развитии традиционных отраслей региональной промышленности Японии?

9. Какую помощь оказывают государственные и местные органы власти традиционным отраслям промышленности?

10. В каких направлениях развиваются традиционные отрасли региональной промышленности Японии?

 

Глава 7

Кейсы: примеры действий компаний

 

Данная глава содержит конкретные примеры действий японских и зарубежных компаний на внутреннем рынке Японии. В приводимых примерах описаны особенности отдельных сегментов рынка, выделены факторы успехов и неудач, рассмотрены варианты поведения в ходе кризисных ситуаций. В разделах 7.1–7.3 рассказано о компаниях префектуры Фукуи на основе интервью, проведенных автором в августе 2015 г. – феврале 2016 г., и существующих описаний экономики региона [Нанбо, 2016]. Последующие разделы 7.4–7.15 посвящены крупным компаниям, действующим на национальном уровне. При их написании использованы опубликованные научные работы [Haghirian P., Gagnon P. et al., 2013; Haghirian P., 2014], а также многочисленные материалы японских СМИ.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.