История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2023-01-16 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием
· точных слов,
· образных сравнений,
· грамотных, четких предложений,
· связей предложений и частей рассказа,
· выразительности,
· интонирования,
· акцентирования наиболее значимых слов,
· плавности речи,
· фонетической четкости каждой фразы.
Мы предлагаем взрослому записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.
Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды... Как-то раз... В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.
При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. С ох и на: «Связность речи это связность мыслей!».
В случаях когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.
Обращаем внимание на то, что в предлагаемых образцах рассказов не случайно даны предложения с причастными и деепричастными оборотами. Ребенку, для которого такие фразы сложны, не обязательно воспроизводить их дословно. Но для детей с высоким уровнем речевого развития важно, чтобы пересказ образца, как любое занятие, поднимал планку развития, позволял совершенствовать имеющиеся навыки.
Анализ и оценка творческого рассказа
Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.
Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.
В тех случаях когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.
Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком, говоря, к примеру: «Раки в грязных реках не водятся!» или «Птица не может схватить клювом яйцо!». В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.
Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании (бык залез на дерево и зачирикал, коза взяла микрофон и запела песню и пр.).
Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.
Как работать с пособием
Пособие состоит из 16 сюжетных картин и методических рекомендаций по работе с ними. Таблицы, расположенные рядом с соответствующими картинами, помогут педагогу или родителю обучить ребенка творческому рассказыванию либо совершенствовать имеющийся навык.
Воспользоваться методическими рекомендациями смогут не только педагоги (воспитатели, логопеды), но и неспециалисты: родители, родственники дошкольников и пр.
В каждой из 16 таблиц к картинам
• обозначены этапы работы,
• намечены основные направления педагогического воздействия,
• даны вопросы и задания к определенной картине,
• оставлено место для записи детских рассказов и их анализа,
• представлены критерии оценки детских рассказов.
Заниматься по материалам таблиц следует последовательно, без пропусков и перестановок указанных этапов, вопросов, заданий. Иначе возможно снижение результативности упражнений.
Мы предлагаем педагогам и родителям без ограничений добавлять к имеющимся в таблице заданиям и вопросам свои, смелее подбирать для творческого рассказа новые варианты развития событий, иные действующие лица, объекты и пр. Таким образом, работа с таблицами предоставит значительный простор для творчества как детям, так и взрослым.
Если составление рассказа по воображению— деятельность, непривычная для ребенка и взрослого, мы предлагаем воспользоваться нашими образцами, данными в приложении в конце пособия.
Составляя данные рассказы, мы стремились не только к занимательности сюжета, но и сделать их правильными в грамматическом и лексическом отношении, создать атмосферу добра, теплоты, юмора. Однако не следует рассматривать тексты как литературные образцы, автор ни в коей мере не претендует на лавры детского писателя.
С языковой точки зрения рассказы сознательно упрощены, так как предлагаются детям не только для слушанья, но и для пересказа. Они не содержат длинных фраз, сложных оборотов, образных сравнений и пр. Мы считаем, что только в таком адаптированном виде тексты соответствуют уровню восприятия, мышления и речевого развития дошкольников и могут служить для них действенными образцами при составлении самостоятельных творческих рассказов.
Существенно, что ребенку следует не заучивать (воспроизводить дословно), а по возможности полно пересказывать своими словами текст, данный в пособии, одновременно воспринимая сюжетную картину, по которой он составлен. Таким образом, малыш не механически скопирует рассказ, а осознанно воспользуется речевыми средствами, получит, по высказыванию А.М.Леушиной, «новый, обогащающий его литературный опыт».
Профессионалам известна важность для педагога отчетливого представления о том, что необходимо донести до ребенка при том или ином обучении. Но не менее важно — как обучать. Единственное, что потребуется от ребенка для занятий по этому пособию — желание заниматься. Взрослому для успешной работы понадобится определенная подготовка.
Что мы советуем не упустить начинающему педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться?
Обозначим главное
• понимание недостаточности знаний малыша, наличия у него некоторых трудностей;
• право ребенка избегать некомфортных ситуаций;
• настрой на партнерское общение, а не на поучение;
• эмоциональный контакт, заинтересованная манера обращения;
• готовность принять и обсудить любые варианты высказываний;
• умение фантазировать;
• терпение, сотворчество, артистизм;
• поощрение за любую, даже самую маленькую удачу.
Таблица 1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
Анализ содержания картины | Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания | Составление исходного рассказа по картинке | Планирование творческого рассказа | Составление творческого рассказа | Анализ и оценка творческого рассказа |
· Где происходит действие картины? · В какое время года? · Как можно об этом догадаться? Где находятся девочки? · Что они делают? · Какие цветы сажает каждая девочка? · Почему они так поступают? · Придумай разговор между двумя девочками. | · Перечисли 5-6 названий садовых и полевых цветов. · Для чего люди сажают цветы на клумбах? · Где используются искусственные цветы? · Из какого материалы их делают? · Чем живые цветы отличаются от искусственных? · Какие цветы тебе нравятся больше? Почему? Сравни их? · Что произойдет с искусственными цветами после дождя? · Кто может подойти к девочкам? О чем спросить их? · Что посоветовать? | ___________________ | Начало, середина, конец Глагольная цепочка Название Варианты развития событий (пришла мама и отругала девочку, соседи из-за забора увидели и посоветовали, подошла подружка и объяснила) ___________________ | ___________________ | - наличие - отсутствие точность слов образность выражений грамотность предложений связь предложений и частей рассказа выразительность отсутствие пауз плавность речи Общая оценка: хорошо очень хорошо Следует поучиться |
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!