Когда деревья, стоя, гнулись — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Когда деревья, стоя, гнулись

2023-01-02 39
Когда деревья, стоя, гнулись 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Увидав Никулина в фильме

«Когда деревья были большими»,

я вспомнил слова Эрнеста Хемингуэя:

«Такие глаза бывают у спаниелей

и у некоторых женщин…» И мысленно добавил:

и у Никулина. С этим артистом началась

и закончилась вся история советского неореализма.

Ролан Быков.

 

Когда человек не имеет работы,

он многое может сделать.

Станислав Ежи Лец.

 

Роли Юрия Никулина в фильмах «Неподдающиеся», «Яша Топорков», «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» запомнились кинозрителям. Запомнились они и режиссерам. К Никулину сразу привесили бирку: «характерный актер на роли любителя выпить».

Юрий Владимирович твердо решил больше не играть такие роли. Но тут раздался звонок с киностудии имени Горького, и режиссер Лев Александрович Кулиджанов попросил:

– Приезжайте, не пожалеете. Есть для вас хорошая роль.

Никулин внимательно прочитал сценарий Николая Фигуровского «Когда деревья были большими». Ну и где же хорошая роль? Неужели главная? Опять пьяница? Опять опустившийся человек? Нет, нет и нет…

– Играть не буду, – заявил Никулин режиссеру. – Для меня нет в сценарии подходящей роли.

Кулиджанов стал приводить неоспоримые доводы:

– Если раньше вы играли просто любителей выпить, то в этой роли появились положительные симптомы – вы исправляетесь. А разве исправление – не новая черта, разве герой, имеющий такую непростую биографию, не заинтересовал вас?

Как ни странно, Кулиджанов решил пригласить Никулина на роль Кузьмы, увидев его во время циркового представления. Режиссера покорили талант, отточенное, яркое, темпераментное мастерство клоуна. Кроме того, он посчитал, что актеру всегда интереснее работать над непривычной для него ролью. Ведь все это как‑то мобилизует, встряхивает, заставляет напрячь все свои творческие силы. Так оно и оказалось.

Работать с Никулиным самому режиссеру было удивительно интересно. Тонкий, вдумчивый, умный актер, который старался докопаться до самых сокровенных глубин души своего героя, часто находил неожиданные и свежие решения тех или иных сцен. А фильм‑то далеко не простой. Он, можно сказать, «двуплановый». И очень хотелось достичь в нем сочетания большой жизненной достоверности, верности психологического рисунка и легкой иронии, чтобы зритель понял – сочувствуя герою, нужно относиться к нему в то же время чуть‑чуть несерьезно.

Не сразу Никулин избавился от несколько утрированных жестов, крикливых интонаций, сопутствующих его клоунской профессии. В этом ему очень помогли общие сцены с молодой талантливой актрисой Инной Гулая, которая играла Наташу. Актриса предельно искренняя, достоверностью и силой своей игры она заставляла партнера почувствовать малейшую фальшь, преувеличение, наигрыш.

Кулиджанов давал советы Никулину, как ему глубже войти в образ Кузьмы:

– Побродите по улицам, зайдите в магазины, присмотритесь к людям. Это вам поможет.

И Никулин бродил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался, искал своего героя.

– Ну как, нашли? – спрашивал режиссер.

– Вроде бы.

– Хорошо, посмотрим…

Пробы решили сделать в интерьере деревенской избы, декорацию которой соорудили в павильоне киностудии. Лев Александрович предложил, чтобы актеры не просто сидели за столом, а чем‑то занимались, например, ели. Пусть, мол, Наташа ест борщ.

Принесли горячий борщ. Прорепетировали. Начали снимать первый дубль. Инна Гулая спокойно съела борщ, с аппетитом. У присутствующих даже слюнки потекли.

Второй дубль. Инна съела вторую тарелку борща.

Третий дубль. Инна спокойно съела третью тарелку борща.

Так сняли пять дублей, во время которых Гулая как ни в чем не бывало съела пять тарелок борща!

– Почему ты так много ешь? – спросил, не выдержав, Никулин.

– Волнуюсь! – просто ответила Инна.

Первый съемочный день проходил в мебельном магазине на Ленинском проспекте в Москве. В этот день магазин не работал – на время съемки его закрыли.

Никулина загримировали, состарили, переодели в потрепанный костюм Кузьмы и привезли к магазину.

Вышел он из автомобиля, а в дверях, как страж, стоит директор магазина. Недалеко Кулиджанов и оператор картины Валерий Гинзбург. Нелишне заметить, что Гинзбург – родной брат Александра Галича.

– Вы это куда? – остановил директор Никулина.

– В магазин, – спокойно ответил Юрий Владимирович.

Директор оглядел Никулина с ног до головы и повысил голос:

– А ну давай отсюда! Здесь съемки будут, не мешай!

– Да я и есть артист. Снимаюсь в этом фильме.

– Знаю я вас, артистов. Я тебя уже пятнадцатый день здесь вижу. Все ходишь, бродишь… Уходи по‑хорошему, пока милиционера не позвал.

– Да я свой, артист, – стал доказывать ему Никулин.

Директор повернулся к Кулиджанову:

– Извините, это ваш человек?

Кулиджанов и Гинзбург перемигнулись, стали отнекиваться – такого, мол, не знаем.

Тут директор разошелся:

– А ну давай отсюда! – и обратился к своим подчиненным: – Вызовите милиционера!

Довольные розыгрышем, Кулиджанов и Гинзбург рассмеялись. Съемки еще не начались, а видок у «Кузьмы Иорданова» попал в десятку.

– Да, это наш человек, – наконец сказал Лев Александрович. – Пропустите. Он у нас главную роль играет.

Директор ахнул и, казалось, даже присел. Потом долго извинялся перед Никулиным:

– Простите меня, прошу вас, простите!

А вот эпизод, который не вошел в фильм «Когда деревья были большими». Снимали его на Даниловском рынке. Кулиджанов сказал ассистенту:

– Массовки не нужно. Пусть цветочницы останутся и торгуют своими цветами. Скажите им, что за все цветы заплатим. Только попросите, чтобы Никулина, когда он встанет в их ряд, гнали как надо, по‑настоящему.

Юрий Владимирович Никулин вспоминал:

– Первый дубль мне особо запомнился. Одна бабка так стукнула меня банкой, что в глазах потемнело, и я выкрикнул текст, который к моей роли не имел никакого отношения.

Кулиджанов отреагировал следующим образом:

– Снимем второй дубль! – и весело подмигнул бабке.

В то время, когда снимался фильм «Когда деревья были большими», стиральные машины были в большом дефиците. Зрители часто задавали вопрос:

– Неужели вы настоящую стиральную машину роняли в пролет лестницы?

– Да, настоящую, – честно отвечал Никулин. – Купили две машины и вытащили из них моторы, на проспекте Мира долго выбирали старый дом. Наконец нашли. Ассистенты режиссера обошли все квартиры и предупредили жильцов, чтобы те не волновались, когда услышат грохот. И стиральная машина оказалась в полете.

Правда, перед вторым дублем звукооператор сказал:

– Вторую кидайте с мотором. Я хочу записать естественный звук.

– Ну что же, – ответили рабочие, – будет сделано.

Всем показалось, что звук после падения второй машины был такой же, как у первой. Но звукооператор был доволен – запись, на его взгляд, стала достоверней.

А если всерьез, самой правдивой и самой запоминающейся сценой стал диалог:

– Знаешь, Наташа… я ведь не отец твой.

– Ну, ну, говори, кто же ты?

– Прохвост – вот кто, жулик. Услышал как‑то, что живет, мол, Наташа, одинокая. Дай, думаю, пристроюсь…

– Ну и силен ты врать… Ну зачем тебе это надо?.. Я как сейчас тебя помню, с тех пор еще…

– С каких?

– Когда… деревья были большими.

Пауза. А потом ответ Никулина, после которого у взрослых мужиков в зале наворачивались слезы:

– Соврал я. Точно соврал.

– Зачем?

– Да сам не знаю. Дай, думаю, совру. А зачем… никому не известно.

 

Премьера фильма «Когда деревья были большими» состоялась в столичном кинотеатре «Ударник».

На другой день утром зашел Никулин с приятелем в кафе. Буфетчица, уронив тарелку, крикнула подруге:

– Маша, Маша, иди скорее! Артист пришел! Из картины «Когда деревья, стоя, гнулись»!

Но факт остается фактом: после фильма «Когда деревья были большими» Юрию Владимировичу Никулину стали предлагать (не сразу, конечно) и положительные роли. Репутация характерного актера на роли любителя выпить и хорошо закусить была весьма подмочена. Что, собственно, и желал Юрий Владимирович. Сам Никулин пишет об этом так: «Этому фильму я обязан тем, что после него у кинематографистов изменилось ко мне отношение. Если раньше на мне стояла бирка Балбеса или актера, способного играть только пьяниц и воров, то теперь меня стали приглашать и на серьезные роли».

Между прочим, как водится, фильм чуть не прикрыли в самом начале: зачем, мол, нужен фильм о тунеядце? К счастью, все обошлось. Нашлись люди, и в их числе заместитель министра культуры, которые поняли, о чем же все‑таки этот фильм.

Кинокартина «Когда деревья были большими» вышла на экраны страны в 1962 году и имела огромный успех у зрителей. Фильм посмотрел 21 миллион человек, и многие не по одному разу.

 

«ВЫ ПРОБОВАЛИ МОЧУ МОЛОДОГО ПОРОСЕНКА?»

 

Новенький арестант спрашивает у

надзирателя тюрьмы:

– А решетки на окнах зачем?

– Для надежности.

– Глупости. Что в таком месте

можно украсть?

Анекдот от Никулина.

 

В 1963 году Гайдай, после успеха «Пса Барбоса» и «Самогонщиков», снимал свой новый фильм «Деловые люди» по рассказам О. Генри. Он состоял, как известно, из трех новелл. В новелле «Родственные души» снимались Юрий Никулин и Ростислав Плятт. Никулин играл вора, Плятт – владельца особняка, в который и забрался вор. Съемки проходили в Центральном Доме литераторов, напоминающем богатый особняк.

Долго не давалась одна сцена, в которой вор и владелец особняка, разговорившись, ведут задушевную беседу. В конце беседы они должны были заразительно смеяться. Артисты отыграли диалог, но, подустав, никак не могли рассмеяться. Смех не шел.

Рассерженный Гайдай приказал выключить свет и оставить только одну дежурную лампу.

– Если вы через пять минут не начнете смеяться, – сказал он, – я отменю съемку, а расходы отнесу на ваш счет.

– Выхода нет, – сказал Плятт Никулину. – Давай расскажем друг другу анекдоты. Вот и рассмеемся.

Включили свет, подготовили камеру, стали актеры друг другу анекдоты рассказывать. А смеха все равно не получается. Чуть ли не десяток анекдотов перебрали, и все без толку.

Неожиданно в павильон вошел директор картины. Он громко и довольно серьезно спросил:

– Ну, когда хохотать будете?

Плятт съехидничал:

– Вот покажите свой голый пупырчатый живот, тогда, может быть, и рассмеемся! Прямо‑то закатимся от смеха.

Казалось бы, ничего особенного Плятт не сказал, но всем сразу стало смешно.

Гайдай закричал оператору:

– Снимайте!

Так и сняли эту сцену, так она и вошла в картину.

Во время съемок фильма «Деловые люди» произошел инцидент с московской милицией. Съемки картины происходили ночью. Никулина гримировали и одевали под гангстера на киностудии «Мосфильм» и везли к Центральному Дому литераторов, где происходили съемки. И вот однажды машина неслась по пустой ночной Бережковской набережной. Никулин решил немного разыграться, чтобы войти в образ. Он надвинул шляпу на глаза и, приставив массивный кольт к голове шофера, командовал:

– Направо! Вперед! Не оглядываться!

Но представьте: ночь, на дороге никого, только одинокий милицейский патруль. И вдруг несется машина, а у головы водителя поблескивает нечто, похожее на оружие. А Мосфильмовская улица и Бережковская набережная – правительственная трасса.

Вскоре машину с артистом прижали к обочине две другие, из которых молниеносно выскочили бравые ребята и бросились к киносъемочной.

Никулин поднял руки вверх и стал объяснять, в чем дело. Мол, «Деловых людей» снимаем. Хорошо, что артиста узнали. А если бы нет?

– Что за шутки? – возмутились милиционеры и попросили больше так не шутить…

После выпуска на экраны кинофильма «Деловые люди» у Юрия Никулина произошла любопытная встреча с одним из зрителей.

Однажды он шел по Цветному бульвару. Навстречу ему бежал человек. Несмотря на глубокую осень, одет человек был в летнюю рубашку. Посиневший от холода, с двумя бутылками в руках, он показался довольно‑таки странным. Увидев Никулина, человек неожиданно остановился и сказал:

– Слушай… Юра… Ты ведь все делаешь… не того. На дело‑то ходишь неправильно!

Свою речь он сдабривал нецензурными словами.

– На какое дело?

– Ну в этой… последней комедии, когда ты лезешь… в квартиру. Тебя надо подучить… Я могу это сделать! Могу…

– Воруешь? – спросил Юрий Владимирович.

– Нет, завязал, – ответил странный человек, поставив бутылки на землю, – хватит, свое отсидел. Сейчас работаю на зеркальной фабрике. Но у меня остались дружки. Ты приходи к нам. Мы тебе все расскажем. Да что тут говорить. – Его вдруг осенило. – Идем к нам! Прямо сейчас! Мы тут недалеко сидим. С ребятами познакомлю. Расскажем, как надо брать Соню.

– Какую Соню?

– Ну, квартиру. Мы с тобой можем пойти даже днем, я покажу, как берут Соню.

Юрий Владимирович ахнул:

– Это что же, воровать? Так мы попадемся! Собеседник, смешно сплюнув, успокоил:

– Да не дрейфь. Я скажу, учу, мол, артиста. И учти, если не застукают, все поделим пополам.

Никулин ответил, что у него нет времени, и отказался от этого заманчивого предложения. Но незнакомец все‑таки заставил его записать телефон.

 

«ВЫ МЕСТНЫЕ? А Я ИЗ МИЛИЦИИ!»

 

Отворив дверь, хозяин квартиры увидел

старого друга и у его ног огромную лохматую собаку.

Хозяин пригласил гостя в дом, и собака вошла

вместе с ним. Мужчины сели и стали вспоминать

свои студенческие годы. Тем временем наглая

собака загнала хозяйскую кошку на шкаф,

разбила пару ваз, опрокинула лампу и, наконец,

разлеглась на диване. Когда гость собрался

уходить, хозяин саркастически заметил:

– Надеюсь, ты не оставишь мне свою собаку?

– Мою? – удивился гость. – Она сидела у порога.

Я думал, это твоя.

Анекдот от Никулина.

 

Человек может все, если может…

Борис Крутиер.

 

Фильм «Деловые люди» вышел на экран в 1963 году. А через год Юрию Никулину предложили роль… милиционера. Предложение сделал режиссер Семен Туманов. Речь шла о картине «Ко мне, Мухтар!».

Никулин, мечтавший о положительных ролях, поначалу оторопел. И неожиданно, наверное, даже для себя, выпалил нечто вроде:

– Да что вы! Я пьяниц играл, жуликов. А тут милиционер…

Самое интересное, что на роль лейтенанта милиции пробовались шесть актеров, и одного из них даже утвердили. Но опять вмешался Его Величество Случай. Автор повести Израиль Меттер посмотрел «Когда деревья были большими» и стал настаивать, чтобы героя его произведения играл Юрий Владимирович. Ход мыслей писателя трудно понять. Тем не менее именно Никулина, воплотившего до этого образы Клячкина, Балбеса и Кузьмы Иорданова, утвердили на роль милиционера. Вживаясь в образ лейтенанта Глазычева, артист ходил в милицейской форме дома и даже по улицам. К съемкам все было готово.

Не хватало только одного «актера» – собаки. Ее искали по всей Москве, а нашли в Киеве.

Огромного роста, с намордником, пес Дейк напоминал молодого льва. Работать с таким, с позволения сказать, напарником?! Страшновато! Никулин, по правде говоря, оробел. Ведь неизвестно, о чем думает собака и какую штуку выкинет во время съемок.

Дрессировщик Михаил Давыдович Длигич сразу же предупредил:

– Не разговаривайте с ним и не смотрите на него! Ему нужно привыкнуть.

На следующий день Никулин пришел к Дейку в милицейской форме. Может, форма остановит пса от Необдуманных поступков, решил он. Дейк стоял у ног хозяина и внимательно следил за каждым движением Юрия Владимировича. Намордника не было. Но это совсем не радовало. «Что делать, если все‑таки бросится?» – крутилось у Никулина в голове.

– Подходите, подходите! – улыбался Длигич.

Никулин сделал шаг и посмотрел на Дейка. Ему показалось, что глаза пса выражали совсем другое: «Только подойди!»

Сдерживая естественный страх, Юрий Владимирович стал медленно подходить к собаке. Дрессировщик положил руку на спину пса и сказал:

– Теперь положите руку на мою.

Легко сказать: «Положите руку». Пожалуй, легче сунуть ее в огонь. Никулин даже задрожал. Почему‑то его дрожь передалась собаке, и пес начал глухо рычать. Было жутко, но в то же время и смешно. Просто готовый клоунский номер – «Укрощение диких зверей».

Никулин несколько раз повторял свою попытку. Постепенно он совсем освоился и почувствовал себя настоящим укротителем. Теперь, пожалуй, можно и самому погладить собаку. Но не тут‑то было! Как только Юрий Владимирович прикоснулся к Дейку, пес мгновенно оскалился и угрожающе лязгнул зубами. Никулин быстро отскочил в сторону и подумал: «Не приведи Господь остаться с этим псом один на один». Вот так начинался подготовительный период съемок.

И только через полтора месяца решили проверить, готова ли собака к съемкам. Дейк уже брал пищу из рук Никулина и привык к кличке Мухтар. И вот…

Никулина и Мухтара заперли в клетке. Вдвоем! Один на один! «Молодой лев» и Никулин. Это надо было видеть, это надо себе представить! Состояние артиста выражалось в нервных подергиваниях, не говоря уже про мурашки на спине. А тут еще начали дразнить пса, чтобы разозлить его, как это требовалось по сценарию. Сначала Мухтар просто рычал, а потом стал бросаться с бешеным лаем на решетку! Юрий Владимирович начал прикидывать в уме, выдержит ли его ватник укусы разъяренного Дейка. Однако Мухтар вел себя более чем благородно. Оказалось, что он просто защищал Никулина от тех, кто пытался через решетку дотронуться до его ватника. Тогда Юрий Владимирович осмелел и крикнул:

– Мухтар! Ко мне! Сидеть!

Собака посмотрела на «хозяина» умными глазами и нехотя села рядом, продолжая лаять. И тогда всем стало ясно, что артист и собака подружились. Потом, когда Никулину случалось ходить вместе с собакой, не каждый решался к нему подойти.

Во время съемок Длигич и Мухтар жили у Никулина на квартире. Каждое утро ровно в половине шестого Мухтар стаскивал с Никулина одеяло и мордой толкал его в бок. Это означало: «Пойдем гулять!» Юрий Владимирович загордился – не хозяина просит, а его! И даже рассказал об этом Михаилу Давыдовичу. Но тот только рассмеялся:

– Первым‑то он будит меня. Но я говорю ему: иди, с тобой Юра погуляет.

Никулин ничуть не обиделся. Наоборот, поразился верности Мухтара. И ничего удивительного. Герой Никулина – младший лейтенант Глазычев – больше всего ценит верность, доброту, человечность. На его лице всякий раз появляется гримаса боли, когда он сталкивается с тупостью, подлостью, ложью, равнодушием к чужой судьбе. Равнодушных Глазычев ненавидит, не прощает их. Но пожалуй, не был бы он настоящим никулинским героем, если бы не сочувствовал равнодушному, тому, кто не сумел уберечь в себе человека.

Проводник собаки младший лейтенант Глазычев – первый киногерой Никулина, который позволил ему рассказать о большом, добром человеке, не прибегая к «доказательству от противного», как это было прежде. Глазычев – живой человек. Не сконструированный. Не образцовый. Таких рядом тысячи. Пройдешь мимо и не заметишь. Избегая всякой внешней героизации, актер апеллирует к сердцу зрителя. Ни герой, ни сам фильм не навязывают зрителю нужного мнения, не заставляют его делать какие‑то определенные выводы. Просто после фильма у зрителя остается в душе приятный осадок, что есть, как говорили раньше, простой советский человек, младший лейтенант Глазычев, есть мир определенных ценностей, добрый и очень человечный.

В фильме «Ко мне, Мухтар!» есть эпизод, когда после кражи в санатории милиционер Глазычев расспрашивал кладовщицу, как это произошло. Роль кладовщицы исполняла актриса Екатерина Савинова.

– Юра, вы должны поругать меня, иначе я не заплачу, – попросила она.

– Хорошо, – сказал Никулин, – начинаем. Вы – дура!

– Нет, этого мало. Скажите, что я плохая.

– А с чего вы взяли, что вы плохая? Вы просто бездарная актриса!

– Что? Я? Я – бездарная? Как вы смеете? – И Савинова заплакала.

Чуть не расплакался и Никулин, когда съемки закончились. А Мухтар все ждал его команды: «Ищи!» Видно, не хотелось ему расставаться с ролью поисковой собаки, да и с самим Никулиным тоже.

На прощанье Юрий Владимирович потрепал собаку по сильной шее и сказал:

– Не грусти, Мухтар! Я не забуду тебя. Будь снова Дейком, а меня ждет манеж.

 

«ЧТОБ ТЫ ЖИЛ НА ОДНУ ЗАРПЛАТУ!»

 

Следователь допрашивает через переводчика

узбекского мафиози, не знающего русского языка.

Следователь:

– Спрашиваю в последний раз: где золото

и бриллианты? Отвечай, или тебя сейчас же расстреляют!

Испуганный мафиози говорит на узбекском:

– Они зарыты рядом с домом, у арыка, три шага к востоку.

Следователь спрашивает у переводчика:

– Что он сказал?

Переводчик:

– Он сказал: стреляй, сволочь,

все равно ничего не скажу.

Анекдот от Никулина.

 

Когда авторы «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» – Яков Костюковский, Морис Слободской и Леонид Гайдай – написали специально для Юрия Никулина сценарий картины «Бриллиантовая рука», клоуну дали отпуск на полгода. Кстати, одно время поговаривали, что в фильме должна была участвовать вся тройка. Но из этого ничего не получилось. Почему? Об этом рассказано в главе «Конец тройки». Сам Гайдай считал, что Семен Семеныч Горбунков отнюдь не Балбес, и поэтому двум другим актерам из троицы в фильме делать нечего.

На картине Юрий Никулин развел полную семейственность. Его жена Татьяна Николаевна играла экскурсовода в Стамбуле, сын – «святого» мальчика, который идет по воде «аки по суху» на глазах героя Андрея Миронова.

Максим с энтузиазмом согласился на роль. Но когда его заставляли по двадцать раз репетировать одно и то же – Андрей Миронов бил его ногой и сталкивал в воду, а потом начались бесконечные дубли, он стал роптать. Он подходил к отцу и тихо спрашивал:

– Папа, скоро они кончат?

Они – это режиссер и оператор.

У оператора Максим все время вываливался из кадра, а Гайдай предъявлял к Максиму претензии как к настоящему актеру. И он портил дубль за дублем. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, Максим уже начинал падать в воду. Получалось неестественно, чувствовалось, что Максим ждет удара. Так сняли семь дублей, вернее, испортили семь дублей. Наконец громко, во всеуслышание Гайдай заявил:

– Все, в следующем дубле Миронов не будет бить Максима, а просто пройдет мимо.

А Миронову Гайдай тихонько шепнул:

– Бей, как раньше. И посильней.

Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал:

– Что же вы, дядя Андрей?!

Натурные съемки проходили в Адлере. Съемочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали костюмерную и реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина – сделанную из папье‑маше фигуру Семена Семеныча Горбункова. Ее должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съемке эпизода, когда Семен Семеныч вываливался из багажника «Москвича», подвешенного к вертолету. Чтобы фигура не пылилась, ее накрыли белой простыней.

Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела. Перед ней лежал Никулин. Придя в себя, она выбежала наверх.

– Что с вами?! – спросили у нее.

– Там… там… мертвый Никулин.

– Да что вы говорите!

Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу.

Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась. И правильно сделал, ибо через день весть о его «трагической гибели» уже достигла и столицы.

Впервые в этом фильме Юрий Никулин снимался с Анатолием Папановым. Даже когда Юрий Владимирович не был занят в съемке эпизода, он приходил понаблюдать за работой актера над текстом. Папанов то поменяет слова местами, то добавит два‑три слова, и фраза сразу обретает сочность, выразительность. Даже несмешные реплики вызывают смех.

Жену Горбункова в фильме играла жена Гайдая – актриса Нина Гребешкова. Как я уже писал, Нина Павловна сидела в школе чуть ли не за одной партой с женой Никулина – Татьяной Николаевной. Нина Гребешкова и предложила завести будильник в сцене побудки пьяного героя после кутежа в ресторане. Вся съемочная группа долго думала, как его поднять с постели, чтобы было смешно. И только Нина Павловна нашла самый простой и достоверный способ – будильник.

После выхода фильма на экран, как это часто бывает, мнения критики и, как говорится, простого народа разделились. Народ валом валил в кинотеатры. А многие из начальства и критики разносили фильм в пух и прах. Вот что, например, писала некая акула пера в «Молодом коммунаре»:

«Только вот смысла маловато в этой безудержно веселой кинокомедии. После отличных комедийных лент новая работа Леонида Гайдая вызывает недоумение. Беда вот в чем. В «Бриллиантовой руке» нет сатиры. Зато есть трюки, много‑много старых‑престарых трюков, рассчитанных на зрителя не очень высокого интеллектуального уровня. Содержание фильма бездумно. Ни А. Папанову, ни А. Миронову, ни Ю. Никулину, ни С. Чекану, ни Н. Мордюковой играть в фильме, по существу, нечего. А играть‑то что‑то надо. И тогда на помощь приходят нелепые жесты, ужимки, пошловато звучащие фразы. А песенка «Про зайцев» в исполнении Юрия Никулина просто плоха и не к месту».

 

 

Народный артист СССР Юрий Никулин. 70‑е годы.  

 

Никулин: «Это живой медведь?» Варлей: «Да нет, это Гайдай в шкуру влез!» «Кавказская пленница», 1967 г.  

 

С часами. Вор‑домушник Петя‑Петушок. «Большой фитиль», 1964 г.  

 

С Нонной Мордюковой, Андреем Мироновым и Анатолием Папановым «Бриллиантовая рука», 1969 г.  

 

С Арчилом Гомиашвили. «С хорошим человеком чего не выпить!» «Двенадцать стульев». 1971 г.  

 

С Евгением Евстигнеевым в фильме «Старики‑разбойники», 1971 г.  

«В следующем дубле пускай лезет сам Рязанов!»  

 

С женой Татьяной Николаевной в фильме «Точка, точка, запятая», 1972 г.  

 

«Герман выжал из меня все…» С Алексеем Германом на съемках картины «Двадцать дней без войны», 1976 г.  

 

Старик‑резчик. «Телеграмма», 1972 г.  

 

С Иваном Лапиковым на съемках фильма «Они сражались за родину», 1975 г.  

 

С Людмилой Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны».  

 

С Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело», 1983 г.  

 

С белым попугаем. Президент клуба «Белый попугай» в кресле директора цирка. 90‑е годы.  

 

С «крестным отцом». Леонид Гайдай и Юрий Никулин. 1993 г.  

 

С «Глазами клоуна». 60‑е годы.  

 

С Борисом Николаевичем и Наиной Иосифовной.  

 

«Моя профессия помогает на многое смотреть с юмором».  

Но зритель‑то прекрасно понимал, что она не так уж плоха и очень даже к месту. Чтобы напомнить читателю эту «плохую и не к месту песню», приведем ее полностью, и, наверное, любой увидит в ней отражение настроений в советском обществе тогдашнего времени.

 

ПЕСНЯ ПРО ЗАЙЦЕВ

 

Стихи Леонида Дербенева

 

В темно‑синем лесу, где трепещут осины,

Где с дубов‑колдунов облетает листва,

На поляне траву зайцы в полночь косили

И при этом напевали странные слова.

«А нам все равно, а нам все равно,

Пусть боимся мы волка и сову,

Дело есть у нас – в самый жуткий час

Мы волшебную косим трын‑траву».

А дубы‑колдуны что‑то шепчут в тумане.

У поганых болот чьи‑то тени встают.

Косят зайцы траву, трын‑траву на поляне

И от страха все быстрее песенку поют.

«А нам все равно, а нам все равно,

Пусть боимся мы волка и сову,

Дело есть у нас – в самый жуткий час

Мы волшебную косим трын‑траву.

А нам все равно, а нам все равно,

Твердо верим мы в древнюю молву:

Храбрым станет тот, кто три раза в год

В самый жуткий час косит трын‑траву.

А нам все равно, а нам все равно,

Станем мы храбрей и отважней льва.

Устоим хоть раз в самый жуткий час,

Все напасти нам будут трын‑трава».

 

И вот что писал о песне сам Юрий Никулин: «Мне больше понравилась песня, которую исполнял Миронов, но, как ни странно, «Песня про зайцев» стала шлягером года. Я ее даже в цирке исполнял, прямо в клоунском костюме, публика ликовала, публика подпевала».

Говорят, правда, что во время одного из съездов партии «Песню про зайцев» Юрию Никулину запретили петь.

– Это что же получится? – говорило начальство. – Идет съезд партии, а зал вам будет подпевать: «А нам все равно!»

Не только песни из фильма пошли в народ и стали шлягерами на долгие годы. Популярность отдельных «фразочек» стала всеобщей. Реплики россыпью, прямо как из «Горе от ума», разошлись по стране.

Руссо туристо. Облико морале!

Может, там собака – друг человека, а у нас управдом – друг человека.

Детям – мороженое, его бабе – цветы. Смотри не перепутай!

Наши люди в булочную на такси не ездят!

За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники.

А если не будут брать – отключим газ.

Дичь не улетит, она жареная!

Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты.

Будет тебе там и ванна, и кофе, будет и какава с чаем.

Может, меня даже наградят… посмертно.

Все эти годы он маскировался под порядочного человека.

Если человек идиот, то это надолго.

Нет такого мужа, который хотя бы на час не мечтал стать холостяком.

Куй железо, не отходя от кассы.

Не виновата я! Он сам пришел!!

 

Актриса Светлана Светличная, в чьих устах звучала последняя фраза, несомненно, войдет в историю советского кино как актриса номер один, показавшая в отечественном кино стриптиз. Но тогда были другие времена! По приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались. Также по приказу сверху некоторые «летучие фразочки» не попали в фильм. Так, в первом варианте «Бриллиантовой руки» управдом в исполнении Нонны Мордюковой произносила такую реплику: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу».

Когда начальство увидело этот эпизод, то рявкнуло идиотскую по своей сути фразу:

– Вы поставили еврейский вопрос и никак его не решили.

– Переснять эпизод? – скромно уточнил режиссер.

– Нет. Транжирить государственные деньги мы вам не позволим.

– Но если не исправлять, то не совпадет с артикуляцией.

– Ваши проблемы, – сказало начальство. И само же подсказало «гениальную» идею: – Сделайте так: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу». Вот так будем ставить вопрос.

Представляете, сколько работы было у звукорежиссера, чтобы слово «синагога» совпало по артикуляции со словом «любовница»?

Кстати, это Никулин привез из поездки в Израиль анекдот:

– Знаете, какой в Израиле второй язык?

– Иврит. Русский там первый.

А сын Юрия Никулина Максим привез из поездки на землю обетованную любопытную историю:

– При посещении святых мест в Иерусалиме мимо нас проходила группа туристов. Кто‑то из них выкрикнул: «Никулин, Никулин!!» Тотчас вся группа оказалась возле отца с просьбой сфотографироваться на память. Экскурсовод стал настаивать на том, чтобы идти дальше, что их ждут, мол, святые мощи. Нашелся человек из группы, который сразу резонно заметил, что мощи лежат пару тысячелетий и с ними ничего не случится, а вот Никулин уедет обратно в Москву, и они больше его не увидят.

 

Надо сказать, что Юрий Никулин и его друг – автор книги «Неизвестный Никулин» Леонид Куксо вначале скептически отнеслись к сценарию.

– Какая‑то глупистика получается, – сказал Никулин. – Бриллианты и ценности ввозят в Союз, а не наоборот.

– Ну и что ты решил? – спросил Куксо. – Как же с правдивостью сюжета?

И тут Никулин буквально сразил Куксо:

– А как! А так же, как «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки»…

И пошли перечисления.

– Другого сценария не предлагают. Пусть народ хоть посмеется. Дурак не догадается, а умный промолчит.

Умный, конечно, промолчал. А ведь были и еще неправдоподобные натяжки в фильме. Ну хотя бы как это «нехорошего» человека, контрабандиста, которого играл Андрей Миронов, так вот запросто пустили в заграничный круиз? Ведь для этого, как мы помним, нужно было не только сдавать мочу, но и получить разрешение райкома партии.

Еще один штришок к тезису: «Дурак не догадается, а умный промолчит». В титрах «Бриллиантовой руки» мелькнула фраза, сочиненная Гайдаем:

«Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съемок золото и бриллианты».

Встречались зрители, которые искренне спрашивали:

– И многие вам давали бриллианты?

…И еще одна история из серии «Нарочно не придумаешь». Ровно через десять лет после выхода фильма, выступая в цирке в Челябинске, Никулин повредил руку, причем ту же самую, которую в фильме «Бриллиантовая рука» повредил его герой. После перевязки за ним бежала толпа восторженных ребятишек и кричала:

– Ура, вторая серия!

Так своеобразно детвора выражала свое мнение о фильме.

Ну а все вместе, дети и взрослые, отреагировали на фильм так: первое место в прокате 1969 года, на сеансах побывали 76,7 миллиона зрителей. Фильм опередил даже такие кассовые фильмы, как «Новые приключения неуловимых» и «Угрюм‑река». В самом начале следующей главы мы еще поговорим о «Бриллиантовой руке», но героем главы будет человек, который, собственно, и являлся «мотором» фильма. Да, да, тот самый, что дает команду «Мотор!».

 

ЕЩЕ РАЗ О «КРЕСТНОМ ОТЦЕ»

(реплика не в сторону)

 

Успех гайдаевских фильмов в том,

что в них нет жестокости и фальшивых

нравоучений.

Евгений Моргунов.

 

Как‑то утром артисты приезжают на съемки сцены в кафе, во время которой семья Семена Семеныча Горбункова встречается с Графом (Андреем Мироновым). Осветители устанавливают свет, оператор готовит камеру. Режиссер сидит в сторонке и делает пометки на полях сценария, пьет минеральную водичку из неизменной пожелтевшей пластмассовой чашки.

К съемкам творческая группа еще не готова. Долго ищут детей, которые без спросу убежали к морю. Только поправили грим актерам, оператор просит поднять на пять сантиметров стол. Находят плотника. Он набивает под каждую ножку по деревянной плашке. Ассистент режиссера проводит репетицию. И тут он решает, что надо заменить цветы (увяли!), которые Миронов подает Гребешковой. Цветы меняют. Сменили цветы – растаяло мороженое. Послали человека


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.279 с.