Может ли роль определить судьбу? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Может ли роль определить судьбу?

2023-01-02 34
Может ли роль определить судьбу? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как часто точка зрения не

совпадает с точкой опоры!

Геннадий Малкин.

 

А после спектакля Сергей Герасимов решил снять фильм и работал над ним с 1946‑го по 1948 год. Женя Моргунов должен был играть Тюленина, но Фадееву очень понравился Сергей Гурзо, и в результате Моргунову досталась лишь роль предателя Стаховича.

Однажды режиссер, зная, что Моргунов большой мастер на выдумки, сказал:

– Завтра очень серьезная съемка переправа через Донец. Большая массовка, лошади, обозы, самолеты и танки. Но нет бензина… Выручите, Женя!

Моргунов отвечает:

– Хорошо, Сергей Аполлинариевич, я могу помочь. Только надо все оформить посолиднее. Чтобы я не выглядел аферистом.

Выделили грузовую машину, в нее сели Вячеслав Тихонов, Георгий Юматов, Анатолий Чемодуров и сам Евгений Моргунов. Долго колесили по степи, пока не нашли воинскую часть. Там встретили студентов‑артистов очень тепло, как героев‑молодогвардейцев. Вышел пузатый полковник, который чуть ли не расцеловал всех со слезами на глазах.

Моргунов говорит:

– Нам нужно топливо. Для съемок. Потому что приедет сам Климент Ефремович Ворошилов. Как бы не получился конфуз!

В то время друг товарища Сталина маршал Ворошилов был в большом почете.

Полковник вытянулся в струнку, дал команду, чтоб студентов‑артистов накормили‑напоили и залили им пять бочек бензина.

И съемка состоялась. Сергей Аполлинариевич Герасимов не знал, как и благодарить Моргунова. Но самое интересное впереди.

В середине дня съемочная группа увидела, как вьется пыль из‑под копыт. Прибыла огромная кавалькада при полном параде. Впереди на вороном коне – сам полковник в орденах и медалях.

– Ждем приезда товарища Ворошилова, – отрапортовал он Герасимову, узнав в нем старшего.

Сергей Аполлинариевич пожал плечами:

– Кто вам такое сказал?

– Ваш актер Моргунов! – возмутился полковник. – Если он подшутил надо мной, то я его накажу! Отыщу и убью! Как он мог провести меня, кадрового офицера!

Герасимов нашел, что ответить:

– Он не вас провел, он помог нашей стране. Чтобы фильм вышел вовремя…

Но когда военные уехали, Сергей Аполлинариевич подозвал Моргунова и посоветовал:

Лучше им на глаза не попадайся. Плохи твои дела, Женя. Еще, того и гляди, действительно за шутку убьют.

 

Картина «Молодая гвардия» получилась триумфальной, и артисты стали популярными. В прокате 1948 года фильм занял первое место, а через год ему присудили почетную Сталинскую премию.

Однако популярность популярности рознь. Как известно, прообразом Стаховича стал Виктор Третьякевич. Писатель Фадеев, по чьей книге снимался фильм, отвел ему подлую роль предателя. На самом деле, как теперь известно, все было не так. Не Третьякевич предал молодогвардейцев, а совсем другие люди. Но все выяснилось не сразу.

Фадеев писал книгу, основываясь на результатах следствия. Однако оно в своих заключениях пошло по ложному пути: один из бывших полицейских оклеветал члена штаба Третьякевича. И хотя Фадеев вывел предателя под фамилией Стахович, но, конечно, большинство читателей догадались, о ком идет речь. Этому помог и сам Фадеев, который, упоминая в романе действительные фамилии членов штаба, не назвал только одно подлинное имя – Третьякевича. Была в книге и масса других неточностей и несправедливостей. В 50‑х годах их сумел вынести на суд общественности журналист Ким Костенко. Что же он узнал?

Оказывается, комиссаром «Молодой гвардии» был вовсе не Олег Кошевой, а тот самый… Виктор Третьякевич. Однако писатель оказался под влиянием местного отдела «органов», которые имели свой взгляд на события недавнего прошлого. В итоге Александр Фадеев был направлен в дом к матери Кошевого, жил у нее и заходил только в те дома, на которые она ему указывала. Большинство родителей молодогвардейцев были обижены за это на Матрену Кошевую.

Как‑то Иосиф Сталин сказал: «Сын за отца не отвечает». Ну а мать за сына? Ну а брат за брата? И вообще как было на самом деле? Семью Третьякевичей после выхода романа просто возненавидели. Брат Виктора капитан Владимир Третьякевич прошел войну, мог бы продолжать военную карьеру, но события вокруг романа лишили его всего.

Во время войны другой брат Виктора – Михаил был комиссаром партизанского отряда, а демобилизовавшись, должен был занять ноет секретаря обкома по идеологии. Но назначение не состоялось – Михаила отправили работать на мельницу. К тому времени с памятника‑пирамиды на могиле молодогвардейцев уже была сбита фамилия Третьякевича, и его мать только под покровом темноты могла приходить на могилу сына.

На могилу сына, которого сбросили в шахту живым, потому что он умудрился схватить следователя полиции Захарова и пытался утащить его за собой. Вот каким на самом деле был Виктор Третьякевич.

Правда в отношении Третьякевича восторжествовала только спустя много лет после выхода первого издания романа в 1960 году. Виктор Третьякевич был удостоен (посмертно) ордена Отечественной войны 1‑й степени (цитирую!): «как первый комиссар «Молодой гвардии». После этого значительные правки внес в свой фильм и Сергей Герасимов. Эпизодов со Стаховичем‑Третьякевичем – Моргуновым вовсе не стало. Более того, был переозвучен финал картины – отныне диктор в числе прочих погибших молодогвардейцев называл и Виктора Третьякевича.

Но история с Третьякевичем оказалась не последним открытием журналиста Костенко. Ему удалось доказать, что Фадеев, мягко говоря, ошибался и в отношении двух других предателей Лядской и Выриковой.

По версии писателя, эти подружки продались немцам и за двадцать три марки в месяц работали осведомителями в гестапо. Между тем в действительности они даже не подозревали о существовании друг друга. Девушки считали, что их фамилии в романе – плод разгоряченной писательской фантазии. Эти фантазии дорого стоили им обеим – и той и другой пришлось пройти через лагеря и тюрьмы, и только спустя много лет они были реабилитированы. Ольга Лядская реабилитирована в середине девяностых на том основании, что не являлась членом молодежной комсомольской организации «Молодая гвардия», а значит, не могла ее выдать.

Несправедливо обошелся Фадеев и с командиром Иваном Туркеничем – в романе он всего лишь рядовой член организации. Но вина писателя здесь была минимальной – в этом было больше происков все тех же «органов». Дело в том, что Туркенич попал в Краснодон, бежав из плена. А к таким людям в сталинские времена относились с подозрением. Масса примеров, когда человек, отсидевший в фашистском концлагере, вернувшись на родину (в данном контексте, наверное, это слово надо писать все‑таки с маленькой буквы) попадал в лагерь отечественный. Исходя из сказанного, пришлось изобразить Ивана в книге как рядового члена подпольной организации. В 1990 году Туркенич был награжден (посмертно) «Золотой Звездой» Героя.

Стоит отметить, что настойчивые изыскания Костенко уже в те годы подвергались сильнейшей критике. Естественно, он разрушал легенду. К примеру, актер Владимир Иванов, сыгравший в фильме Олега Кошевого, бомбардировал ЦК КПСС письма ми с требованиями разобраться, «на чью мельницу льет воду журналист Костенко»… Однако, как ни странно, письма не возымели действия – в ЦК знали, что Иванов увлекается «этим делом», или «зеленым змием», и в таком состоянии ему всякое чудится‑мерещится.

Жизнь Владимира Иванова, воплотившего образ Олега Кошевого, напоминает приключенческий остросюжетный роман. Он был фронтовым разведчиком, демобилизовался в сорок пятом после трех тяжелых ранений. Скрыв свою инвалидность, поступил в ГИТИС, потом перевелся во ВГИК. Молодой, энергичный, он стремительно ворвался в кинематограф, сыграв Кошевого. Познал скоротечную славу, бурный успех. Его наперебой приглашали в гости Вячеслав Молотов, Семен Буденный, Никита Хрущев… И сановные отпрыски – в том числе Василий Сталин, Константин Тимошенко, Нелли Чуйкова.

В общем, и сам артист не очень‑то скрывал, что он любитель «этого дела». Что‑то где‑то сказал в порыве хмельной откровенности и прямехонько угодил в «органы». Тогда и не таких людей сажали. Александр Фадеев и Сергей Герасимов, создатели «Молодой гвардии», вызволяли его из беды.

Увлечение «зеленым змием» продолжалось. К примеру, был неприятный эпизод в Одессе после ресторана, куда занесло Владимира Иванова и Георгия Юматова во время гастрольных поездок. Наутро принесли газету с фельетоном «Две звезды и четыре звездочки».

Не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление, что раз автор пишет о Стаховиче – Моргунове, то будет всячески обелять своего героя и всячески охаивать Кошевого – Иванова.

Десятилетиями шел спор о том, чем настоящая история «Молодой гвардии» отличается от написанной Фадеевым. Оказывается, спорили бессмысленно. Дело № 20056 в архивах ФСБ говорит о том, что в книге была приукрашена не жизнь, а уже созданный до писателя миф. Сначала подвиги молодежного подполья приумножала сама краснодонская полиция. Зачем?

Поддерживали так называемый порядок на весь район всего двадцать пять немецких жандармов. Потом прикомандировали еще пять. И на тридцать немцев в районе приходилось четыреста полицейских. И конкуренция на место в полиции была такая, что брали только по рекомендации. Понятное дело, краснодонские полицаи не из космоса залетели. А о законспирированных подпольщиках, как внушалось нам почти в каждой книге о войне, в краснодонской полиции что‑то до сих нор так и не слышно. Для отчета перед начальством раскрыть рядовое ограбление куда как менее значительно, чем целую подпольную организацию. А уж раскрыв, поверить в нее для бывших советских труда не составляло. Для бывших советских – с обеих сторон баррикад.

…Почти неделю Олег Кошевой скрывался от преследований по хуторам, переодевшись в женское платье. Потом на три дня залег – под кровать у родственников. Кошевой думал, что краснодонская полиция ищет его как комиссара «Молодой гвардии». На самом деле его ловили как участника ограбления автомашины с новогодними подарками. А взяли ни за то, ни за другое – просто потому, что в прифронтовой зоне тогда хватали и обыскивали всех молодых людей.

Кошевого доставили в ровеньскую окружную жандармерию к следователю Орлову. И Олег стал кричать Орлову: «Я комиссар‑подпольщик!» Но следователь про «Молодую гвардию» не слушал – разве настоящие подпольщики могут так глупо выдавать себя! Своими выкриками юноша страшно раздражал следователя. За шесть дней допросов Олег поседел. О том, как умирал Кошевой, давали показания немцы из расстрельной команды. Они отчетливо вспомнили, что один седой мальчик после залпа не упал в яму, а остался лежать на краю. Повернул голову и просто посмотрел в их сторону. Один из жандармов не выдержал, подошел и выстрелил из винтовки в затылок.

Для немцев не существовало ни имени Олега Кошевого, ни «Молодой гвардии». Но и через несколько лет после войны они не забыли взгляд седого мальчика, лежавшего на краю ямы…

Помимо Владимира Иванова, против журналиста Костенко выступил популярный в те годы журнал «Юность». После статьи в любимом молодежью журнале дотошного журналиста буквально затаскали по кабинетам в ЦК комсомола. Но журналист не испугался. Даже книжку о молодогвардейцах выпустил. Правда, тираж книги пошел под нож. А сам Ким Костенко в 1990 году погиб в автокатастрофе в Праге.

За последние несколько лет в средствах массовой информации появилось несколько публикаций, которые весьма нетрадиционно трактуют события, описанные в романе Фадеева «Молодая гвардия». Одна из них – статья о А. Добровольском, опубликованная в «Комсомольской правде» в октябре 1997 года. В 50‑х годах его осудили по политической статье, и в лагере судьба свела его с бывшим бургомистром Краснодона Стаценко. Вот что рассказывает журналист А. Букреев:

«26 декабря штабу «Молодой гвардии» стало известно, что в городе остановились автомашины с новогодними подарками для немецких солдат. Нанести хоть небольшой урон фашистам было горячим желанием всех юных патриотов. Поэтому большая часть членов штаба приняла участие в «разгрузке» машин. Посовещавшись с членами штаба, Мошков решил с помощью подростков продать на базаре часть сигарет из новогодних фашистских подарков». Так описаны подвиги молодогвардейцев в книге «Молодая гвардия». Сборник документов и воспоминаний…»

Не за диверсии и антифашистскую пропаганду, а именно за «разгрузку» и расстреляли героев‑краснодонцев. Об этом Добровольскому рассказал солагерник, бывший бургомистр Стаценко. Ребят бывший бургомистр знал хорошо, некоторых особенно по приводам в милицию. Сергей Тюленин был известен в округе как приблатненный паренек, ходивший с золотой фиксой и в кепке, натянутой на брови.

– Увидели пацаны дорогие импортные сигареты, вот глаза и разгорелись, – говорил Стаценко. – На рынке это дело ох как хорошо шло!

Первым, кто допрашивал молодогвардейцев, был именно Стаценко. Ребята, на его взгляд, «поперли в дурь»: мы, мол, не какие‑нибудь уголовники, а борцы с оккупантами! Бывший бургомистр утверждал, что, как мог, пытался отмазать пацанов от партизанщины. Но провокаторы напели секретной полиции другие песни. Ребят расстреляли как членов коммунистического подполья. Версия, напоминаю, принадлежит бывшему бургомистру (что немаловажно!) – но сегодня ясно: для верного понимания того, что творилось в Краснодоне, только романа Фадеева маловато».

Талантливый писатель Фадеев обычно отвечал: «Я писал роман». Безусловно. Но фамилии‑то он давал подлинные. И старался придерживаться фактов, а не домыслов.

В центральном архиве ФСБ есть дело № 20056 – двадцать восемь томов материалов следствия по обвинению полицаев и немецких жандармов в расправе над подпольной организацией «Молодая гвардия», действовавшей в украинском городе Краснодоне в 1942 году. До того, как было возбуждено уголовное дело по факту хищения новогодних подарков на местном базаре, ТАКОЙ подпольной молодежной организации, о которой мы знаем с детства по роману Фадеева, в Краснодоне не было.

Все вышесказанное, конечно, не умаляет нашей скорби по поводу гибели молодых ребят.

Надо сказать, Евгений Моргунов никогда не открещивался от роли Стаховича‑Третьякевича. Более того, считал эту роль не только важной в своем творчестве, но и любил ее. Так‑то оно так…

А тогда, после выхода фильма, расплата за роль предателя пришла незамедлительно. Евгений Моргунов получил около трех тысяч писем, среди них немало оскорбительных и угрожающих посланий от пионеров и комсомольцев. Артиста называли «иудой», «подонком». Конечно, было неприятно, но таково воздействие на людей реалистического искусства. Но и несмотря на это, Евгений Александрович продолжал считать эту роль одной из главных в своей жизни. А ведь фильм, снятый в 1948 году, в 1964‑м изменили почти до несуразности: эпизоды со Стаховичем – Моргуновым из второго варианта картины попросту взяли и вырезали.

Мало того, что молодого артиста в фильме повесили молодогвардейцы, так после съемок местные мальчишки подстерегли Моргунова в местном парке и ударили чурбаком по голове… Изрядно намяв бока артисту, стали расстреливать его из рогаток. И пришлось бы Моргунову «умирать» во второй раз, если бы не тот самый актер Владимир Иванов. Он вовремя подошел к месту драки и воспользовался авторитетом Олега Кошевого.

– Да это же артист, он просто роль такую сыграл. А в жизни он – прекрасный человек.

– Хорошему человеку не дали бы роль изменника, – был ответ. – А ему дали. Значит, он сам гад и пусть по нашим улицам не ходит!

Этот урок на пользу Моргунову не пошел. Он согласился играть негодяя в картине «Незабываемый 1919‑й». Там он стал моряком‑анархистом.

И вот анархист попадает в руки красных, которые, руководствуясь революционным сознанием, без суда и следствия поставили его к стенке. Стреляли в упор. Моргунов падал и умирал. Потом опять падал и умирал. Стреляли несколько раз, чтобы сделать несколько дублей.

В костюмерной, сняв тельняшку, он обнаружил на своем вполне пролетарском теле приличные кровоподтеки от холостых выстрелов.

– С сего момента я больше гадов не играю, – сказал Моргунов, – несмотря даже на то, что искусство требует жертв.

Однако впоследствии представлял плеяду отрицательных персонажей в фильмах «Богатырь идет в Марто», «Вихри враждебные», «Павка Корчагин» и многих других. Настолько длинное «и т. д.», что Владимир Цукерман не удержался и написал следующую эпиграмму:

 

Грабителей и жуликов,

Шпионов и воров

Играет наш любимый

Евгений Моргунов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.