III. АВ (акцентное выделение) в радиоречи. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

III. АВ (акцентное выделение) в радиоречи.

2022-12-20 40
III. АВ (акцентное выделение) в радиоречи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из приемов создания «срытых смыслов» или подтекста на радио выступает акцентное выделение. Под этим термином понимается обозначение активной для восприятия выделенности просодическими средствами (тембром, мелодикой, темпом, ритмикой, паузировкой) какого-либо слова во фразе.

Дикторское АВ осуществляется всеми просодическими средствами, основными из которых

являются: длительная пауза перед выделяемым словом, замедление темпа (часто за счет удлинения

гласного выделяемого слова), тембральное повышение/понижение (небольшое) и плавное (дугой)

изменение тона с небольшим мелодическим перепадом на выделяемом слове.

 

Эмфатическое АВ – неизменный атрибут арт-джеев.

 

ГОЛОС В ЭФИРЕ. ЯЗЫКОВОЙ ПАСПОРТ ГОВОРЯЩЕГО.

 

Ведущий - это проводник речевой культуры, поэтому очень важен речевой паспорт, то что мы

узнаем о нем, слушая его выступления в эфире.

Паспорт говорящего - это то впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью. Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или

где прошла большая часть его жизни. По профессиональным словам и оборотам можно

приблизительно определить профессию человека.

 

Учёные установили, что по голосу можно дажеузнать приблизительный рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки.

 

Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только “откроет рот” -

отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем

правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим

положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться.

 

Работа над “полировкой” своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен

помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные

черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого

этикета.

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДИКТОРСКОГО МАСТЕРСТВА.

 

Ведущий - это проводник речевой культуры, поэтому очень важен речевой паспорт, то, что мы

узнаем о нем, слушая его выступления в эфире.

Ведущий должен уметь создавать звуковую метафору - перенос звуковых характеристик на

визуальные.

 

Под просодией понимается «система фонетических средств, реализующихся в речи и играющих смыслоразличительную роль». В состав ее компонентов входят: тембр, мелодика, темп, ритмика и паузировка. Их взаимное действие порождает «скрытые смыслы» радиосообщения. Успех диктора зависит от его умения совершать «речевые поступки» в эфире, т.е. умения пользоваться сложившимися в обществе просодическими стандартами.

 

Ошибки ведущего бывают связанны с:

-непрофессиональность в области психологии и этики.

-плохая техника речи ведущего

-грамотность и культура речи, произношение.

 

Функции ведущего зависят от формата вещания и от типа программы.

Принято различать:

-ведущий инф.программ (диктор)

-ведущий смешанного вещания

-ди-джей (музыкальные программы)

 

Функции:

-передача информации.

-быть модератором в эфире (скрепление всех программ в линейной эфире)

-рекреация (расслабление и отдых аудитории, интерактивные программы — смс-приветы).

 

При интерактивном общении важно помнить ряд правил:

- цель звонящего - засветиться в эфире, найти друга-собеседника. Нужно проявлять

доброжелательность.– если вы спрашиваете имя дозвонившегося, то в эфире важно называть его так, как он себя назвал сам.

– нельзя проявлять излишнюю восторженность.

– нельзя давать резко отрицательные или положительные комментарии.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ К РАДИОТЕКСТУ. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА К ОЗВУЧИВАНИЮ.

 

• Вместо придаточных частей в предложениях лучше использовать отдельные фразы;

• В особые фразы надо выделять пояснительные сочетания слов;

• Необходимо заменять громоздкие цитаты их пересказом;

• Желательно в тексте чередовать длинные и короткие фразы;

Объясняйте малоизвестные слова и термины

Заменяйте книжные обороты (например, «выше уже было сказано» на более разговорное «я уже об этом говорил»)

• Умеренно используйте цифровой материал. Например, дроби можно округлять

(говорить «вдвое» или «втрое»)

• Все сокращения, данные в письменном тексте, лучше расшифровывать, поскольку в

эфире при спешке возможны ошибки. Например, сокращение «стр.» вместо «странница»,

можно по привычке произнести «страница».

• В трудных случаях необходимо расставить ударение в словах

• В тексте должны быть устранены: аббревиатуры, второстепенная информация общего характера, тавтологии и проявления речевой избыточности. Например, в словосочетании «в своей автобиографии» убирается слово «своей».

 

ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА К ОЗВУЧИВАНИЮ.

1. Обеспечить непрерывность звучания фонограммы

2. Выделять главный шум на фоне второстепенного

3. Записывать звуки в режиме ест.громкости

4. Тишину выражать через тихий звук

5. Использовать неожиданный звук в драматических ситуациях.

 

Что порождает слуховой дискомфорт:

1. Музыка мешает восприятию текста, заглушая его

2. Резкий обрыв музыкальных фрагментов

3. Стилевые ошибки в подборе звучания

4. Однотипность, «провисание звука», однообразие темпа и инструментовки

 

Любая передача для журналиста начинается с определения той цели, которую он ставит перед

собой, готовясь к ней. Выбор темы уже предопределен специализацией редакции, радиоканала

или радиокомпании, ее основными тематическими направлениями, форматом. У каждой

радиостанции – своя проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и

основательно.

 

ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ.

 

ЖАНР - форма организации радиоматериала, которая формируется средствами, представленными автору определенным видом творчества. Исторически жанры развивались вместе с радиовещанием. Сегодня наблюдается «плаванье жанров».

 

Нельзя путать выразительные средства на радио (звуковые включения, шумы) с жанрами.

 

Главное в жанре – функция, его назначение.

 

Разновидность задач рождает разновидности жанров: так, если необходимо не только взять

информацию у человека, но и рассказать о нем, появляется интервью-портрет; получение сведений

из разных источников на одну и ту же тему предполагает интервью-анкету, групповое интервью с

компетентным официальным лицом – пресс-конференцию.

 

Характерная особенность становления жанров радиожурналистики состоит в том, что эти

процессы проходили сначала через освоение, а затем преодоление газетных форм подачи материала.

 

К одному из промежуточных, но очень важных этапов этого развития нужно отнести радиогазету.

Тесная связь вещательной программы 20-х годов с печатью определялась конкретными

историческими условиями и задачами: с одной стороны, необходимостью вести пропаганду

средствами радио среди широких масс, большинство которых было неграмотно, с другой –

преемственностью газетного опыта и изменением этих форм в процессе освоения звуковых

возможностей радиопублицистики. Так, в 1924–1928 годах, уже на первом этапе организации

регулярного массового вещания в СССР, на радио наряду с жанрами, заимствованными из печати,

были распространены беседы, лекции, доклады, как нельзя лучше отвечающие акустической природе радио.

 

На становление жанров радиожурналистики большое влияние оказывало также совершенствование вещательной техники. Появление в начале 30-х годов студийной звукозаписи дало новый толчок развитию их структурных и выразительных возможностей.

 

Существует три относительно устойчивые группы жанров радиожурналистики.

I. Информационные: радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор

печати.

II. Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.

III. Документально-художественные (иногда их называют художественно-

публицистическими): радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, документальная драма и радиокомпозиция.

 

Поиск жанрового решения для того или иного конкретного журналистского материала всегда обусловлен прежде всего личностью журналиста: его профессиональными пристрастиями, опытом и волей – и, во-вторых, целой группой факторов, среди которых наиболее важными оказываются требования эпохи, общественно-политические установки радиоорганизации, традиции редакции, творческий и интеллектуальный потенциал журналиста, обращенность к различным группам аудитории и конкретные производственные условия.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.