История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-12-20 | 90 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Всемирно-историческое значение лет, следующих непосредственно перед рубежом тысячелетий, может быть понято еще глубже, если учесть, что число 1998 получается из умножения на три числа 666. То, что скрывается за тайной числа 666, является самым сконцентрированным воздействием зла на человечество и Землю. Это число впервые называется в Апокалипсисе Иоанна (13 гл.). Рудольф Штайнер объяснял его двояким образом.
Прежде всего нужно представить, что доброму солнечному духу, разуму Солнца, который вызывает всю жизнь на Земле, противостоит злой дух, демон Солнца, который также живет в злых силах людей.140 Далее Рудольф Штайнер показывает, как следует читать число 666 согласно ариманическому тайному учению, и как числам соответствуют буквы. «Эти буквы символизируют четыре принципа, которые ведут человека к полной закоснелости, если ему не удается их преодолеть. Через Замех выражается принцип физического тела, через Вау — эфирного, через Тау — низшего Я, которое не поднялось до высшего Я. Целое читается как Зорат. Это оккультное имя солнечного демона, противника Агнца. (140)
Если раньше уже говорилось о том, что унижает и убивает человеческую природу, то теперь становится ясной злая основа этих фактов. 666 — это число человека, который закрыт для реальности Христа и из-за этого не может внутри воспринимать никакого воздействия.
Более подробно Рудольф Штайнер рассматривает число 666 в 11-й лекции цикла «Апокалипсис Иоанна». К антропологическому аспекту теперь добавляется исторический, который охватывает все земное развитие. Рудольф Штайнер раскрывает, что под числом 666 подразумевается дальнейший период развития, в котором человечество окончательно будет расколото на доброе и злое. На первый план выступает выбор между добром и злом, который человек должен делать там, где у него еще остается время для возвращения.
|
Если даже эти времена еще далеки, то, как выразительно сказал Рудольф Штайнер, «все будущее уже готовится в настоящем».
Подразумеваемое здесь зло, которое исходит от солнечного демона, от Зората, являющегося противником солнечного духа, Христа, нельзя отождествлять с люциферическими и ариманическими силами. То, что исходит от Люцифера и Аримана, действует на человека с неизбежностью. Он может достигнуть того, чем он должен стать, только тогда, когда он пользуется этими силами. В своей судьбе он проходит через уравновешивание, которое позволяет ему оказаться в равновесии импульса Христа.
«Чтобы людей ввести в искушение, в аморальное, привести к тому, что они как нормальные люди уже знают, для этого не нужно то чудовищное, что является как солнечный демон. Только когда то, что в хорошем смысле отличает существа, которые приносят в судьбу человека спасение, только когда духовное возвышение превращается в свою противоположность, когда духовная сила ставится на службу принципу низшего Я, тогда она может завести человечество так далеко, что зверь, который изображается двурогим, возьмет над ним верх. Злоупотребление духовными силами связано с вводящей в искушение силой двурогого зверя. И мы называем это злоупотребление духовной силой черной магией в противоположность правильному употреблению, которое мы называем белой магией».141
При разговоре о преступлении против Каспара Хаузера внимание прежде всего обращалось на злоупотребление духовными силами. Грех против духа, который в этой связи был совершен иезуитами, может также пониматься как результат искушения, идущего от Зората. С этим согласуется то, что грех против духа не может быть прощен, то есть в отличие от других искушений и заблуждений ариманического или люциферического свойства он не может найти своего искупления.
|
Как исторический результат убийства Каспара Хаузера в 1933 году открыто проявляется участие сил солнечного демона, вызванных действиями иезуитов (и западных лож) против Каспара Хаузера. На арену вырываются силы, которые исходят от гитлеровского движения и готовят конец века в интересах солнечного демона. Откровениям, которые хочет передать людям воскресший солнечный дух, противодействует солнечный демон, который находит для этого подходящие готовые человеческие создания. Пробудившиеся духовные силы огромного множества людей используются в преступных целях; магические действия, обольщающее влияние на бессознательную силу воли, которая — укорененная в духе — должна свято оберегаться, — все это становится понятным только из происходящей на заднем плане борьбы солнечного демона против солнечного духа.
Свастику* Рудольф Штайнер рассматривает в лекции, проведенной в Дорнахе 27 августа 1920 и посвященной 150-й годовщине со дня рождения Гегеля. Он цитирует в ней сообщение о том, что на денежном знаке достоинством в десять тысяч рублей в середине банкноты отчетливо изображена свастика. «Знак, на который некогда смотрел индус, когда он говорил о святом Брахмане, видят сегодня на 10 000 рублевой банкноте! Известно, как воздействуют на человеческие души там, где делается большая политика. Знают, что победоносное шествие свастики уже захватило большое число людей в Средней Европе — опять же из других оснований — знают, что это означает; но не хотят прислушиваться к тому, что из важнейших симптомов указывает на тайну нынешнего исторического развития».142 В ретроспективе это указание на тайну нынешнего развития может быть поставлено в подразумеваемую здесь взаимосвязь, посредством чего оно подтверждает свою правоту.
Действие Зората в передаваемом свастикой движении можно видеть и в том, что импульс этого существа, стремление «сделать себя Богом», как сказал однажды Рудольф Штайнер143, в ослабленном виде проявляется в том, что в так называемом «немецком приветствии» человеку оказываются божественные почести. Это ложное, нелепое религиозное поклонение в действительности относится к солнечному демону. В уже цитировавшемся докладе в Карлсруэ Рудольф Штайнер недвусмысленно говорит о том, что в тридцатые годы нашего столетия «будут исполняться библейские пророчества».(127)
|
Через второй аспект числа 666 становится ясной его связь с 1998 годом и вместе с этим — с целым столетием после окончания Калиюги. Речь здесь идет о том, что импульс Зората хотел сильнейшим образом проявиться в 666 году от Р.Х.144 Теперь в истории — в ослабленном виде — действие этого импульса Зората выступает в удвоении и утроении этого числа.* Но 666, умноженное на три, дает 1998.
В лекциях в Дорнахе и Цюрихе в октябре 1918 г. Рудольф Штайнер добавляет к уже изложенным знаниям о числе 666 то, что Зорат стремился ввести человечество в искушение в 666 г. от Р.Х. Это искушение было столь сильным, что ему можно было помешать или ослабить его не человеческими средствами, а только через инкарнацию Самого Христа. Против Зората, зверя, только Христос мог Своими делами создать равновесие. Рудольф Штайнер указывает на связь этого с 20-м столетием. «Наше время во многих отношениях является обновлением тех времен, которые частично выразились в Мистерии Голгофы, частично в том, что случилось в 333 и 666 гг..»145
В 666 г., если бы этому не помешал импульс Христа, должно было случиться то, что душа сознательно со всеми ее духовными возможностями была бы введена в искушение, то есть ее бы непосредственно и не допуская человеческого развития, заставили бы действовать так, чтобы дальнейший рост человеческого существа в будущем стал невозможным. Человечество должно было быть захвачено «мудростью зверя». Это замышлялось «некоторыми высшими духами, а именно, существом ариманического характера, которое должно было стать вождем этих духов, которое появилось бы тогда, если даже не на физическом плане, то все равно действительно появилось бы».145 Это «уже в 666-м через ариманически-люциферические силы должно было быть привито человеку»(145), чтобы он пришел к осознанному пониманию собственной личности, вследствие чего Я полностью застыло бы и замкнулось в себе.
Эти импульсы должны были исходить от арабской академии Гондишапура, с места, где как христианский мученик был распят Мани. Труды Аристотеля были там переведены на арабский. Аристотелевские понятия, претерпев определенные преобразования, служили арабским мудрецам из Гондишапура основой их мировоззрения. Это было «стремление создать... всеобъемлющую науку, которая должна была заменить усилия души сознательной, но которая человека сделала бы сугубо земным, отгородила бы его от его действительного будущего, от дальнейшего развития в духовном мире».146
|
На рубеже третьего тысячелетия ясно чувствуется, что своего рода ренессанс этих устремлений заставляет проявляться то, что уже было изложено в подробностях. Даже если то, «что должно было исходить из Гондишапура прежде всего в связи с появлением Мохаммеда, когда Мохаммед стал распространять фантастическое религиозное учение», было приглушено, то все же с большой силой действует то, «чему великий учитель, имя которого осталось неизвестным, но который был величайшим противником Иисуса Христа»146, обучил своих учеников, так как от этого, собственно, руководителя Гондишапура происходят среди прочих две вещи, имеющие огромное значение по-отношению к тому, о чем здесь идет речь.
Первая состоит в том, что современная духовная наука, особенно в том виде, какой она приняла, начиная с сороковых годов девятнадцатого столетия, развивалась под влиянием импульса Гондишапура.147 И это развитие имело своим результатом создание атомной бомбы, а позднее применение ядерной энергии со всеми вытекающими последствиями.
Вторая состоит в том, что враждебный духу импульс Гондишапура действовал в католической церкви. «Католическая церковь, которая находилась под очень сильным влиянием остатков импульса Гондишапура, которая в 869 г. на Вселенском Соборе в Константинополе догматически определила, что человек не должен верить в дух, так как она не хотела объяснять всем Мистерию Голгофы, но хотела сохранить над Мистерией Голгофы покров темноты. Католической церковью в 869 г. был упразднен дух. Принятая догма гласит, что верить нужно не в дух, но только в тело и душу, и что душа имеет в себе что-то духовное. Но то, что человек действительно состоит из тела, души и духа, это католическая церковь не признавала. Это упразднение в католической церкви произошло уже прямо под влиянием импульса Гондишапура».145 Данное высказывание Рудольфа Штайнера подтверждает то, что мы здесь пытались раскрыть — борьбу иезуитов против истинного духа, как он хотел проявиться в Каспаре Хаузере. Эта борьба является одновременно борьбой против Христа и Мистерии Голгофы:
Когда конец века рассматривают в связи с познанием зла, то должен возникнуть вопрос о различии между Ариманом и Зоратом. Человечество переживает интенсивную подготовку, которую проводит для своей инкарнации Ариман. Оно может защититься от этого только через осознанное постижение этой всемирно-исторической необходимости. Люди должны научиться — в эпоху души сознательной — осознанно подходить к такой задаче и самостоятельно определять, как им к этому относиться. Это невозможно без духовного познания.
|
О Зорате можно сказать, что он есть собственно зло, Антихрист. Об инкарнации Зората у Рудольфа Штайнера не говорится.
Зорат с его действиями стоит в ряду уже упомянутых выше азу-ров, о которых сказано, что все, попавшее под их власть, безвозвратно потеряно, что азурами вырываются «частицы Я». Зорат как солнечный демон является существом, которое хочет окончательно втянуть человека в пропасть. Он искушает людей к греху против духа, который по своей природе не может быть прощен.
Это поистине чрезвычайно серьезная и трудная ситуация, в которой духовно находится человечество из-за того, что Ариман и Зорат противостоят в своем развитии импульсу Христа. Их воздействие различно, но все же сходно по духу: Ариман старается заниматься человеческим рассудком, чтобы в своих интересах из Земли и Космоса сделать механизм. Зорат — и для человека это еще трудней увидеть — захватывает волю, и в своего рода логическом опьянении человек отрывается от своей духовной родины, от Солнца.
В повести Соловьева об Антихристе речь идет об обоих. Антихристианский импульс представлен прежде всего в смысле Евангелия от Иоанна, то есть в смысле Зората. Но затем наступает момент инкарнации. Здесь вступает Ариман и утверждается на физическом плане. В этот момент Соловьев показывает два существа, которые искаженно передают отношения Бога Отца и Бога Сына. Чтобы подразумеваемую здесь связь сделать более понятной в образах, можно сказать, что Зорат выступает здесь как отец, а воплощающийся Ариман как сын.
У Соловьева это представлено так: «Видит он эти два пронзительных глаза и слышит не то внутри себя, не то снаружи какой-то странный голос, глухой, точно сдавленный, и вместе с тем отчетливый, металлический и совершенно бездушный, вроде как из фонографа. И этот голос говорит ему: "Сын мой возлюбленный, в тебе мое благоволение. Зачем ты не взыскал меня? Зачем почитал того, дурного, и отца его? Я бог и отец твой. А тот нищий, распятый — мне и тебе чужой. У меня нет другого сына кроме тебя. Ты единственный, единородный, равный со мною. Я люблю тебя и ничего от тебя не требую. Ты и так прекрасен, велик, могуч. Делай твое дело во имя твое, не мое. У меня нет зависти к тебе. Я люблю тебя. Мне ничего не нужно от тебя. Тот, кого ты считал богом, требовал от своего сына послушания, и послушания беспредельного — до крестной смерти, и он не помог ему на кресте. Я ничего от тебя не требую, и я помогу тебе».138
Ретроспектива и общий обзор
Если рассматривать 33-летний ритм, идущий от рождения и смерти Каспара Хаузера, за два последних столетия, то в истории можно услышать неизвестный прежде язык, язык космического Духа Христа, который — связанный с Землей — хочет сообщить о себе людям через исторические события. Язык, который звучит там, является для человека таким новым и непривычным, что человек сначала едва способен его услышать; позднее, когда он его слышит, этот язык оказывается для него непонятным, — но это великое дыхание духа, которое охватывает целые поколения и проявляется в языке, который возник через Мистерию Голгофы и который только после окончания темной эпохи может быть услышан возросшими духовными способностями людей. Новое должно постигаться новейшим. Здесь лишь делается попытка того, чтобы мог быть услышан первый тон великой будущей песни.
Можно также сказать, что речь идет о том, чтобы расшифровать незнакомый текст. Пока еще известны лишь первые буквы. Мышление должно понять состоящие из них слова. Из слов можно будет прочитать смысл. Постепенно, с запинками, человек учится читать, понимать первые слова, догадываться о смысле. При таком подходе можно попытаться направить взгляд на целое, и прежде всего определить особенности обоих рядов.
В ряду, идущем от рождения, проявляется сила, которая хочет сделать человечество причастным к благодеяниям Христа. Рождение подготовленной, защищенной индивидуальности, которая будет достойна непосредственно воспринять тайну деяний Христа, являлось в мировом плане импульсом помощи человечеству, которое в начинающуюся эпоху Михаила (через 33 года, умноженные на два) и после окончания Калиюги (1899) вновь должно было переживать Христа. Эта тайна осталась в жизни Каспара Хаузера почти полностью скрытой, но то, что она существовала и действовала, дальше становится ясным в познании тела фантома, тела Воскресения, о чем поведал человечеству Рудольф Штайнер ровно через 99 лет после рождения Каспара Хаузера, в месте его рождения, в Карлсруэ. В основе этого факта лежит так называемый закон столетий,* о котором Рудольф Штайнер говорил 26 декабря 1917 г. в Дорнахе через три дня после представления великого закона 33-летнего ритма. «Одно человеческое поколение за 33 года вырабатывает зародыш мысли, зародыш дел. Затем через 66 лет он действует дальше в историческом развитии. Интенсивность импульса, который человек вкладывает в историческое развитие, узнается в его действенности через три поколения, то есть через столетие».148
В этой книге многое сводится вместе, чтобы показать значение и силу импульса, связанного с Каспаром Хаузером. Если бы можно было измерить интенсивность этого импульса, который духовные силы водительства человечества передали на Земле Каспару Хаузеру, то можно было бы только удивляться и поныне проявляющимся в истории последствиям, в силу которых свободный дух, Рудольф Штайнер, исполнил необходимое 99 лет спустя.
Рудольф Штайнер в 1911/12 гг. сознательно включился в этот поток деятельности. Благодаря этому возникла возможность впоследствии выполнить миссию Каспара Хаузера. Не в последнюю очередь из этих оснований, против всего, что было сообщено человечеству Рудольфом Штайнером в познании и развитии духовной жизни, был нанесен страшный удар, который невозможно было предотвратить и который зримо и действенно проявился в истории в 1944/45 гг. События 1944/45 гг. имеют для будущего очень важные и далеко идущие последствия. Можно хорошо почувствовать, как они исполняются уже в непосредственном настоящем (1978), согласно закону 33-х лет.
Стоит только подумать о решениях в отношении нового ядерного оружия, о принятом большинством стран положении: «экономический рост возможен только через использование атомной энергии», и об усилении государственных структур в связи с терроризмом, который в этом смысле функционально взял на себя задачу гитлеровского движения. Оно боролось — скрывая важнейшие события того времени — из Средней Европы против целого мира, и в конечном счете не ослабело, а наоборот, усилилось в своих самых опасных тенденциях. Таким образом, борьба против этого мира — как это ни парадоксально — велась совершенно в духе этого мира. С другой стороны, можно отметить усиленное пробуждение осознания человечеством существующего положения и усиление ответственности перед будущим.
Если теперь рассматривать ряд, идущий от смерти, то - опять же по закону столетия — отчетливо выделяется 1933 год. Импульс, который нашел выражение в убийстве Каспара Хаузера, был настолько мощным, что он не мог быть устранен через начавшуюся в конце Калиюги духовную деятельность Рудольфа Штайнера. Это не означает, что эта деятельность была напрасной. Она создает основу для понимания ситуации и необходимого будущего развития.
В ряду, идущем от смерти, на переднем плане понятным образом проявляется вмешательство злых сил, которые в начале 19-го века нашли выражение в объединении верхушки иезуитов и масонов. Для своих целей они должны были прежде всего помешать деятельности Каспара Хаузера. Их далеко простиравшиеся оккультные замыслы, проникнутые злой мудростью, становятся ясно воспринимаемыми исторически только в 20-м столетии. В этом течении деятельность «Компании Люцифер и Ариман» (см. стр. 142) соединяется с деятельностью Зората.
Все это в конечном счете нацелено на то, чтобы в конце 20-го столетия так управлять развитием человека и Земли, как это было запланировано уже в 666 году. Заслоненные тем, что происходит на переднем плане, на заднем плане 33-летних ритмов, идущих от смерти Каспара Хаузера, происходят события, в которых сам духовный мир хотел бы стать ближе и доступнее людям, которые созрели для этого. Таким образом, на рубеже 19/ 20 веков духовный мир начинает открываться познавательным стремлениям человека, который — благодаря работе Рудольфа Штайнера в области познания — с этого времени может находить цель и смысл своей жизни в поступательном одухотворении мира. В процессе этого самораскрытия духовного мира с 1933 г. к людям духовно-эфирно приходит Существо, Которое стоит в центре как физического так и духовного развития человечества — Христос.
Ряд, идущий от рождения, имеет дело с аспектом физического мира и его преображением как в зло, так и в добро. В ряду, идущем от смерти, речь идет о соотношении чувственного и сверхчувственного миров, создается мост между обоими мирами. Скрытый космический план истории человечества и Земли, который направлен в будущее, становится особенно ощутимым. Можно вспомнить о том впечатляющем факте, что Якоб Вассерман изображает погребение Каспара Хаузера, как сопровождавшееся уникальным небесным явлением (см. 1 гл., стр. 60).
При попытке найти связь между рядами, идущими от рождения и от смерти Каспара Хаузера, поражает тот факт, что временной промежуток в 12 лет, в который сохранялось национал-социалистическое господство, находится между этими рядами. Это обусловлено тем, что в сроке жизни Каспара Хаузера, равном 21-му году., до 33-х лет недостает 12-ти. Если от рождения Каспара Хаузера отсчитать 99 лет, то мы приходим к 1911 году. Следующие за этим 33 года подразделяются на отрезки в 21 год (до 1932 г.) и в 12 лет (1932 - 1944). В 1932/33 гг. ряд, идущий от смерти, оказывается в неизбежной связи с этим подразделением.* 12 лет между рядами были временем особенно сильного прорыва ариманических и азурических сил. Можно предположить, что это с самого начала замышлялось зачинщиками основных дел. С указанием на этих человеческих зачинщиков затрагивается трудный познавательный вопрос.
Опыт учит, что самих людей, которые признают действие в человеческой истории добрых и злых существ, лишь с трудом удается убедить в том, что люди сознательно отдают себя злу. С благим основанием в человеческой душе заложена вера, что духовные познания могут лишь усилить и обосновать человеческую мораль. Это кажется таким естественным и здоровым, что не допускает никаких обобщений. Тогда это мешает видеть ужасный факт, что люди связываются со злым принципом не только через убеждение и заблуждение, но также добровольно и сознательно. Огромное значение этого факта выявляется из уже проведенного здесь рассмотрения двух последних столетий. Нет никакой возможности противодействовать этим людям, если не видеть объективно бездну зла.
Этими кругами людей, среди всего прочего, распространяется мнение, что не существует никакого космического духа, действующего в истории. В этом смысле ими поддерживается современная наука, приветствуется материализм во всех областях. Каждый, кто пытается указать на темные дела известных кругов, является в этом смысле тем, кто с самого начала утверждает что-то ложное и недоказуемое. Нужно, напротив, ясно представлять, что все, что так говорится, служит лишь тем, которые это говорят. Это самая лучшая и простая защита для их стремлений: отрицать дух как таковой. Кто будет защищаться от того, чего не существует? Самоотрицание является утонченной маскировкой зла.
Здесь еще раз через высказывание Рудольфа Штайнера указывается на необходимость самого серьезного отношения: «Братства, о которых я вам только что говорил, которые хотят вовлечь души людей в материалистическую сферу, эти братства стремятся к тому, чтобы в 20-м столетии Христос прошел незамеченным, чтобы Его пришествие как эфирной Индивидуальности сделать для людей незаметным. И это стремление развивалось под влиянием вполне определенного волевого импульса; они имеют именно стремление завоевать сферу влияния, которая через Христа должна появиться в 20-м столетии и далее, для другой сущности — мы еще будем говорить об этом подробнее. Есть западные братства, которые стремятся противодействовать импульсу Христа и поставить на Его место другую индивидуальность, которая никогда не появлялась во плоти, а представлена лишь как эфирная индивидуальность, имеющая явную ариманическую природу».149
Этим указывается на арену битв, на которой разыгрываются величайшие катастрофы, обрушивающиеся на человечество. При этом сами катастрофы еще не есть самое худшее. Гораздо хуже оказываются неосмотрительность и недостаточная воля, не позволяющие ничему научиться из происходящего. Это становится невозможным потому, что антропософские познания замалчиваются, отвергаются, с ними ведется борьба. Таким образом, большинство людей вообще не знает, как сегодня обстоят дела.
Если не сомневаются в преодолении оказываемого сопротивления, остается лишь через неуклонное познание происходящего помогать созданию новой основы для деятельности Средней Европы. Для будущего не может случиться ничего плодотворного, если не будет правильно определено измерение борьбы. «Ибо люди могли бы испортить всю работу», — как однажды лаконично сказал Рудольф Штайнер150, подразумевая в этой связи всю земную работу. Это и есть то «грандиозное», о котором теперь идет речь. Конечно, нельзя опрокинуть весь мир, но дальнейшее развитие может протекать и так, что его в конце справедливо будет обозначить как испорченное.
В настоящее время речь в данном смысле идет о том, что в будущем — может быть, только через столетия — немецкий народ все же найдет возможность выполнить свою задачу. (Во второй главе в разделе «Каспар Хаузер и дух немецкого народа» этот вопрос уже затрагивался в другом аспекте). Немецкий народ имеет всемирно-историческую задачу развивать Я в душе сознательной. Сюда относится также принятие импульса Христа в Я. Так как это является одновременно общечеловеческой задачей, то ничто не находится дальше от этого стремления, чем какой-либо национальный момент.
Немецкий дух не мог адекватным образом прокладывать свой путь из времен Гете. Он стал утрачиваться не только из-за мощного воздействия его противников, но и через наивность и слабость тех, которые должны были его развивать. Рудольф Штайнер в Антропософском обществе пытался пробуждать и развивать этот дух в связи с Гете. Теперь из горького опыта разрушения Средней Европы — как под внешним воздействием, так и по собственной вине — должна была быть приобретена сила, которая неуклонно и терпеливо, полагаясь на действенность духа, уже в этом столетии осуществила бы поворот к добру.
Вопреки этому противники духа хотели в двух последних столетиях — как, впрочем, и до этого — вытеснить действие этого истинного духа в смысле христианства с физического плана. Следуя этому принципу вытеснения, они хотели бы завоевать физический план для себя. Их идеал в том, чтобы лишить Землю духовных импульсов и тем самым приковать людей к Земле и увлечь их на свой путь развития, который ведет человека к пропасти.
Всеохватывающим, целенаправленным импульсам противников духа служат во всем мире — не зная об этом и имея благие намерения — большинство политиков. У них есть только возможность плыть по заранее созданному течению, где их действия недальновидно определяются существующими «реальностями», происхождения и последствий которых не видят. Ни в какой области иллюзия, что можно самим действительно воздействовать на что-либо духовно, не оказывается так велика, как в политике. Только потому, что не видят всех нитей, думают, что способны сами приводить что-либо в движение.
Самым ярким примером здесь опять же является Гитлер, который в своем побуждении руководствовался самыми разными представлениями и их высказывал, но в действительности он по-своему служил принципу вытеснения, особенно в силу создавшейся через него констелляции мировых отношений. Противникам духа удалось провести свой прием через этого услужливого человека. Они вмешиваются прямо только тогда, когда, как в случае с Каспаром Хаузером, в силу фактов — здесь это рождение Каспара Хаузера — считают себя вынужденными к этому. Величайшая опасность для них появляется тогда, когда пробудившийся к духу человек — Посвященный — на физическом плане начинает конкретно работать для духа.
Посвященный по воле духовного мира призывается и направляется существами, стоящими выше человека. Если с Посвященным как таковым ведется борьба, то такая борьба будет направлена также против самих этих духовных существ. В такой ситуации находился Рудольф Штайнер — о чем позднее еще будет говориться подробнее. В Посвященном строится мост между чувственно-физическим и сверхчувственно-духовным миром, и всякий контакт, которого достигает человек с духовным миром, тоже является строительством моста.
Образ моста понимается здесь в смысле моста в сказке Гете «О зеленой змее и прекрасной лилии». Гете уловил глубочайшие принципы развития своего и будущего времени в имагинации строительства моста. Его душевный строй пугал противников духа, видевших свою задачу в том, чтобы разрушить этот мост, помешать его строительству. Они пережили бы триумф, если бы это привело к ошибочному убеждению, что строительство моста было безуспешным и безрезультатным. Имеет место противоположное. Все, что было совершено духовно и действительно достигло духовного мира, имеет в смысле 33-летнего ритма своим несомненным результатом строительство моста. В том, что делается людьми в этом направлении, создается контакт с духовным миром не только в их представлении и мнении, но и объективно. Дела человека требуют подтверждения через духовный мир. То, что здесь подразумевается, может быть показано на замечательном примере из мировой истории, который тесно связан с судьбой Каспара Хаузера.
Разговор между Гете и Шиллером, состоявшийся в июле 1794 г. и положивший начало их дружбе, свел вместе две индивидуальности, которые прежде не могли понять друг друга. Оба до тех пор по-своему приближались к духовному миру. Гете — особенно через открытие прарастения, к которому он пришел за семь лет до этого разговора, в 1788 г. в Палермо, и которое в этом разговоре играло главную роль. Шиллер, в 1791 г. во время тяжелого заболевания находившийся на пороге смерти, ощутил тогда прикосновение духовного мира, и тем самым сделал первый шаг к познанию трехчленности человека. В письмах, которые он писал своему покровителю, герцогу Карлу Христиану фон Августенбург в Данию, обрело свое первое выражение глубоко заложенное в нем понимание трехчленности (см. уже его диссертацию «О связи животной природы человека с его духовной природой»). Свобода человека признается не как данность, но как то, что может быть достигнуто только через самого человека. В детской игре — как отмечал это сам Шиллер, наблюдая за своим первым сыном — можно найти прообраз, который указывает человеку путь. Творческий процесс выполняет условия игры в том, что он духовное пронизывает чувством, а чувственное одухотворяет. Там, где в этом смысле человеком достигается художественное, он впервые вступает в сферу свободы. Этим была заложена прочная основа для будущей эстетики, когда искусство рассматривается как необходимое условие человеческого бытия, как исполнение его стремления к свободе.151
В разговоре между Гете и Шиллером играют большую роль как прарастение, так и эстетика, созданная Шиллером. Рейнхард Бухвальд ясно указывал на то, как Гете и Шиллер смогли непосредственно оказаться в области эстетики, поскольку Гете чувствовал, что Шиллер понимает его в этой области. И Шиллер постепенно нашел доступ к манере Гете созерцать природу. Дружба между Гете и Шиллером основывалась на независимом и самостоятельном мировоззрении обоих, которое оказалось тождественным. Этот опыт, который получили оба, а именно то, что их взгляды не противоречили друг другу, но внутренне были близки, включал не только души, но и позволял в эту встречу людей устремляться духу, через который они могли, догадываясь об этом, приходить к познанию духовного мира.137 Таким образом, их дружба стала всемирно-историческим делом, которое в дальнейшем показало свою плодотворность в том, что оба могли работать дальше в возвышении их способностей. Эта их совместная работа в 1795 г. стала достоянием общественности, когда в журнале «Оры» появились «Разговоры немецких эмигрантов» Гете, к которым принадлежит уже упомянутая сказка и работа Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека».
Результатом этого эпохального события в духовной истории человечества стал тот факт, что 33-мя годами позже, в 1828 г., на Троицу, в Нюрнберге появляется Каспар Хаузер. Из тьмы своего заточения он выведен на свет. Мотивы, которые к этому времени привели к его освобождению, оставались неизвестными. Но по-разному можно было заметить или почувствовать, что его жизнь в мире явно протекала не так, как это замышляли его противники. Покушение в октябре 1829 г., появление лорда Стэнхоупа в мае 1830 и, наконец, убийство в декабре 1833 г. говорят сами за себя. Что бы ни замышляли противники Каспара Хаузера при его освобождении, очень скоро они явно сочли это ошибкой или заблуждением. С появлением Каспара Хаузера человечество получило весть о его существовании.
Духовная сила, возникшая в дружбе Гете и Шиллера с 1794 г. — и с 1795 г. через публикации — со строительством моста к духовному миру, рассматривается здесь как то, что действовало в глубинах истории и что помогло освобождению Каспара Хаузера. То что коренится в силах духовного мира, дает объективный результат в физическом мире. Работа Гете и Шиллера и их духовная дружба готовили Среднюю Европу для деятельности Каспара Хаузера. Темные махинации мешали его деятельности. Духовное единство двух людей, дружба Гете и Шиллера, создает импульс, который этому противодействует. Словно язык самой истории хочет указать на этот задний план тем, что Каспар Хаузер как раз в праздник Троицы, который представляет элемент будущего в христианстве, появляется в Нюрнберге, так как духовному единству людей, основанию истинно человеческой общности должно предшествовать то, что отдельный человек по меньшей мере в одной области пробивает дорогу к свободе. В дружбе Гете и Шиллера дан прообраз этого; ее значение для будущего неизмеримо. Не является ли при взгляде на те темные силы, которые действовали на Каспара Хаузера, истинным утешением то, что выработанный людьми дух оказывает мощное воздействие в истории? Благодаря этому можно также признать, что во всем происходящем речь с самого начала идет не о фатуме, а о том, какие духовные силы человек может противопоставить силам зла.
Следуя 33-летнему ритму, мы приходим к поразительному факту, что через 33 года после появления Каспара Хаузера родился Рудольф Штайнер. Так Рудольф Штайнер уже через дату своего рождения оказывается в ряду великих строителей моста. Становится ощутимым поток духовных связей и объективно переходящей от поколения к поколению совместной работы для духа.
Возникает вопрос, остающийся пока без ответа: создала ли жертва Каспара Хаузера благотворную защитную силу для Рудольфа Штайнера?
Великое событие рождения одного из ведущих духов человечества на Земле находит свой духовный эквивалент 33-мя годами позже в опубликовании «Философии свободы» Рудольфа Штайнера в 1894 г. Внутренняя связь всего приведенного здесь ряда становится ясной, когда «Философию свободы» как событие столетия соотносят с публикациями Гете и Шиллера в «Орах» в 1795 г.* Это является внутренне вполне оправданным. Благодаря Гете прежде всего оживляются и возвышаются к духу воззрения и восприятие людей (прарастение, учение о цвете). Благодаря Гете сделан шаг к освобождению восприятия человека из ловушки Аримана, который внушает заблуждение, будто в области чувственного не существует ничего духовного, а существует лишь вещественно-материальное.
Благодаря Шиллеру мышление готовится к тому, чтобы стать инструментом духовности, в чем он воспринимает представляемый Михаилом импульс трехчленности. Шиллер идет по пути христианизации мышления, в чем он преодолевает дуализм, данный Люцифером.152
Оба эти элемента были восприняты и развиты дальше Рудольфом Штайнером. Было показано, что в познании человека восприятие и мышление объединяются так, что через акт познания в восстановлении мирового единства человек становится индивидуальным, свободным существом.
Закон отражения
Решающее значение 1945 г. и связь изложенных выше событий этого года с судьбой Каспара Хаузера может быть проверена и подтверждена с помощью закона отражения, с другой точки зрения. Подразумеваемый здесь закон Рудольф Ш<
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!