История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Зорат - солнечный демон и число 666

2022-12-20 90
Зорат - солнечный демон и число 666 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Всемирно-историческое значение лет, следующих непосред­ственно перед рубежом тысячелетий, может быть понято еще глуб­же, если учесть, что число 1998 получается из умножения на три числа 666. То, что скрывается за тайной числа 666, является са­мым сконцентрированным воздействием зла на человечество и Землю. Это число впервые называется в Апокалипсисе Иоанна (13 гл.). Рудольф Штайнер объяснял его двояким образом.

Прежде всего нужно представить, что доброму солнечному духу, разуму Солнца, который вызывает всю жизнь на Земле, про­тивостоит злой дух, демон Солнца, который также живет в злых силах людей.140 Далее Рудольф Штайнер показывает, как следует читать число 666 согласно ариманическому тайному учению, и как числам соответствуют буквы. «Эти буквы символизируют четыре принципа, которые ведут человека к полной закоснелости, если ему не удается их преодолеть. Через Замех выражается принцип физического тела, через Вау — эфирного, через Тау — низшего Я, которое не поднялось до высшего Я. Целое читается как Зорат. Это оккультное имя солнечного демона, противника Агнца. (140)

Если раньше уже говорилось о том, что унижает и убивает человеческую природу, то теперь становится ясной злая основа этих фактов. 666 — это число человека, который закрыт для ре­альности Христа и из-за этого не может внутри воспринимать ни­какого воздействия.

Более подробно Рудольф Штайнер рассматривает число 666 в 11-й лекции цикла «Апокалипсис Иоанна». К антропологическому аспекту теперь добавляется исторический, который охватывает все земное развитие. Рудольф Штайнер раскрывает, что под числом 666 подразумевается дальнейший период развития, в котором че­ловечество окончательно будет расколото на доброе и злое. На первый план выступает выбор между добром и злом, который че­ловек должен делать там, где у него еще остается время для воз­вращения.

Если даже эти времена еще далеки, то, как выразительно ска­зал Рудольф Штайнер, «все будущее уже готовится в настоящем».

Подразумеваемое здесь зло, которое исходит от солнечного демона, от Зората, являющегося противником солнечного духа, Христа, нельзя отождествлять с люциферическими и ариманичес­кими силами. То, что исходит от Люцифера и Аримана, действует на человека с неизбежностью. Он может достигнуть того, чем он должен стать, только тогда, когда он пользуется этими силами. В своей судьбе он проходит через уравновешивание, которое позво­ляет ему оказаться в равновесии импульса Христа.

«Чтобы людей ввести в искушение, в аморальное, привести к тому, что они как нормальные люди уже знают, для этого не нуж­но то чудовищное, что является как солнечный демон. Только ког­да то, что в хорошем смысле отличает существа, которые прино­сят в судьбу человека спасение, только когда духовное возвыше­ние превращается в свою противоположность, когда духовная сила ставится на службу принципу низшего Я, тогда она может завести человечество так далеко, что зверь, который изображается двуро­гим, возьмет над ним верх. Злоупотребление духовными силами связано с вводящей в искушение силой двурогого зверя. И мы на­зываем это злоупотребление духовной силой черной магией в про­тивоположность правильному употреблению, которое мы называ­ем белой магией».141

При разговоре о преступлении против Каспара Хаузера вни­мание прежде всего обращалось на злоупотребление духовными силами. Грех против духа, который в этой связи был совершен иезуитами, может также пониматься как результат искушения, идущего от Зората. С этим согласуется то, что грех против духа не может быть прощен, то есть в отличие от других искушений и заблуждений ариманического или люциферического свойства он не может найти своего искупления.

Как исторический результат убийства Каспара Хаузера в 1933 году открыто проявляется участие сил солнечного демона, выз­ванных действиями иезуитов (и западных лож) против Каспара Хаузера. На арену вырываются силы, которые исходят от гитле­ровского движения и готовят конец века в интересах солнечного демона. Откровениям, которые хочет передать людям воскресший солнечный дух, противодействует солнечный демон, который на­ходит для этого подходящие готовые человеческие создания. Про­будившиеся духовные силы огромного множества людей исполь­зуются в преступных целях; магические действия, обольщающее влияние на бессознательную силу воли, которая — укорененная в духе — должна свято оберегаться, — все это становится понятным только из происходящей на заднем плане борьбы солнечного де­мона против солнечного духа.

Свастику* Рудольф Штайнер рассматривает в лекции, прове­денной в Дорнахе 27 августа 1920 и посвященной 150-й годовщине со дня рождения Гегеля. Он цитирует в ней сообщение о том, что на денежном знаке достоинством в десять тысяч рублей в середи­не банкноты отчетливо изображена свастика. «Знак, на который некогда смотрел индус, когда он говорил о святом Брахмане, ви­дят сегодня на 10 000 рублевой банкноте! Известно, как воздей­ствуют на человеческие души там, где делается большая полити­ка. Знают, что победоносное шествие свастики уже захватило боль­шое число людей в Средней Европе — опять же из других основа­ний — знают, что это означает; но не хотят прислушиваться к тому, что из важнейших симптомов указывает на тайну нынешнего ис­торического развития».142 В ретроспективе это указание на тайну нынешнего развития может быть поставлено в подразумеваемую здесь взаимосвязь, посредством чего оно подтверждает свою пра­воту.

Действие Зората в передаваемом свастикой движении можно видеть и в том, что импульс этого существа, стремление «сделать себя Богом», как сказал однажды Рудольф Штайнер143, в ослаб­ленном виде проявляется в том, что в так называемом «немецком приветствии» человеку оказываются божественные почести. Это ложное, нелепое религиозное поклонение в действительности от­носится к солнечному демону. В уже цитировавшемся докладе в Карлсруэ Рудольф Штайнер недвусмысленно говорит о том, что в тридцатые годы нашего столетия «будут исполняться библейские пророчества».(127)

Через второй аспект числа 666 становится ясной его связь с 1998 годом и вместе с этим — с целым столетием после окончания Калиюги. Речь здесь идет о том, что импульс Зората хотел силь­нейшим образом проявиться в 666 году от Р.Х.144 Теперь в истории — в ослабленном виде — действие этого импульса Зората выступа­ет в удвоении и утроении этого числа.* Но 666, умноженное на три, дает 1998.

В лекциях в Дорнахе и Цюрихе в октябре 1918 г. Рудольф Штайнер добавляет к уже изложенным знаниям о числе 666 то, что Зорат стремился ввести человечество в искушение в 666 г. от Р.Х. Это искушение было столь сильным, что ему можно было помешать или ослабить его не человеческими средствами, а толь­ко через инкарнацию Самого Христа. Против Зората, зверя, толь­ко Христос мог Своими делами создать равновесие. Рудольф Штайнер указывает на связь этого с 20-м столетием. «Наше время во многих отношениях является обновлением тех времен, кото­рые частично выразились в Мистерии Голгофы, частично в том, что случилось в 333 и 666 гг..»145

В 666 г., если бы этому не помешал импульс Христа, должно было случиться то, что душа сознательно со всеми ее духовными возможностями была бы введена в искушение, то есть ее бы непос­редственно и не допуская человеческого развития, заставили бы действовать так, чтобы дальнейший рост человеческого существа в будущем стал невозможным. Человечество должно было быть захвачено «мудростью зверя». Это замышлялось «некоторыми выс­шими духами, а именно, существом ариманического характера, которое должно было стать вождем этих духов, которое появи­лось бы тогда, если даже не на физическом плане, то все равно действительно появилось бы».145 Это «уже в 666-м через ариманически-люциферические силы должно было быть привито челове­ку»(145), чтобы он пришел к осознанному пониманию собственной личности, вследствие чего Я полностью застыло бы и замкнулось в себе.

Эти импульсы должны были исходить от арабской академии Гондишапура, с места, где как христианский мученик был распят Мани. Труды Аристотеля были там переведены на арабский. Ари­стотелевские понятия, претерпев определенные преобразования, служили арабским мудрецам из Гондишапура основой их миро­воззрения. Это было «стремление создать... всеобъемлющую на­уку, которая должна была заменить усилия души сознательной, но которая человека сделала бы сугубо земным, отгородила бы его от его действительного будущего, от дальнейшего развития в духовном мире».146

На рубеже третьего тысячелетия ясно чувствуется, что своего рода ренессанс этих устремлений заставляет проявляться то, что уже было изложено в подробностях. Даже если то, «что должно было исходить из Гондишапура прежде всего в связи с появлени­ем Мохаммеда, когда Мохаммед стал распространять фантасти­ческое религиозное учение», было приглушено, то все же с боль­шой силой действует то, «чему великий учитель, имя которого осталось неизвестным, но который был величайшим противником Иисуса Христа»146, обучил своих учеников, так как от этого, соб­ственно, руководителя Гондишапура происходят среди прочих две вещи, имеющие огромное значение по-отношению к тому, о чем здесь идет речь.

Первая состоит в том, что современная духовная наука, осо­бенно в том виде, какой она приняла, начиная с сороковых годов девятнадцатого столетия, развивалась под влиянием импульса Гон­дишапура.147 И это развитие имело своим результатом создание атомной бомбы, а позднее применение ядерной энергии со всеми вытекающими последствиями.

Вторая состоит в том, что враждебный духу импульс Гонди­шапура действовал в католической церкви. «Католическая церковь, которая находилась под очень сильным влиянием остатков импуль­са Гондишапура, которая в 869 г. на Вселенском Соборе в Кон­стантинополе догматически определила, что человек не должен верить в дух, так как она не хотела объяснять всем Мистерию Гол­гофы, но хотела сохранить над Мистерией Голгофы покров тем­ноты. Католической церковью в 869 г. был упразднен дух. Приня­тая догма гласит, что верить нужно не в дух, но только в тело и душу, и что душа имеет в себе что-то духовное. Но то, что человек действительно состоит из тела, души и духа, это католическая цер­ковь не признавала. Это упразднение в католической церкви про­изошло уже прямо под влиянием импульса Гондишапура».145 Дан­ное высказывание Рудольфа Штайнера подтверждает то, что мы здесь пытались раскрыть — борьбу иезуитов против истинного духа, как он хотел проявиться в Каспаре Хаузере. Эта борьба является одновременно борьбой против Христа и Мистерии Голгофы:

Когда конец века рассматривают в связи с познанием зла, то должен возникнуть вопрос о различии между Ариманом и Зоратом. Человечество переживает интенсивную подготовку, которую проводит для своей инкарнации Ариман. Оно может защититься от этого только через осознанное постижение этой всемирно-исто­рической необходимости. Люди должны научиться — в эпоху души сознательной — осознанно подходить к такой задаче и самостоя­тельно определять, как им к этому относиться. Это невозможно без духовного познания.

О Зорате можно сказать, что он есть собственно зло, Анти­христ. Об инкарнации Зората у Рудольфа Штайнера не говорится.

Зорат с его действиями стоит в ряду уже упомянутых выше азу-ров, о которых сказано, что все, попавшее под их власть, безвозв­ратно потеряно, что азурами вырываются «частицы Я». Зорат как солнечный демон является существом, которое хочет окончатель­но втянуть человека в пропасть. Он искушает людей к греху про­тив духа, который по своей природе не может быть прощен.

Это поистине чрезвычайно серьезная и трудная ситуация, в которой духовно находится человечество из-за того, что Ариман и Зорат противостоят в своем развитии импульсу Христа. Их воз­действие различно, но все же сходно по духу: Ариман старается заниматься человеческим рассудком, чтобы в своих интересах из Земли и Космоса сделать механизм. Зорат — и для человека это еще трудней увидеть — захватывает волю, и в своего рода логичес­ком опьянении человек отрывается от своей духовной родины, от Солнца.

В повести Соловьева об Антихристе речь идет об обоих. Анти­христианский импульс представлен прежде всего в смысле Еван­гелия от Иоанна, то есть в смысле Зората. Но затем наступает мо­мент инкарнации. Здесь вступает Ариман и утверждается на фи­зическом плане. В этот момент Соловьев показывает два суще­ства, которые искаженно передают отношения Бога Отца и Бога Сына. Чтобы подразумеваемую здесь связь сделать более понят­ной в образах, можно сказать, что Зорат выступает здесь как отец, а воплощающийся Ариман как сын.

У Соловьева это представлено так: «Видит он эти два пронзи­тельных глаза и слышит не то внутри себя, не то снаружи какой-то странный голос, глухой, точно сдавленный, и вместе с тем отчет­ливый, металлический и совершенно бездушный, вроде как из фонографа. И этот голос говорит ему: "Сын мой возлюбленный, в тебе мое благоволение. Зачем ты не взыскал меня? Зачем почитал того, дурного, и отца его? Я бог и отец твой. А тот нищий, распя­тый — мне и тебе чужой. У меня нет другого сына кроме тебя. Ты единственный, единородный, равный со мною. Я люблю тебя и ничего от тебя не требую. Ты и так прекрасен, велик, могуч. Де­лай твое дело во имя твое, не мое. У меня нет зависти к тебе. Я люблю тебя. Мне ничего не нужно от тебя. Тот, кого ты считал богом, требовал от своего сына послушания, и послушания беспре­дельного — до крестной смерти, и он не помог ему на кресте. Я ничего от тебя не требую, и я помогу тебе».138

 

Ретроспектива и общий обзор

Если рассматривать 33-летний ритм, идущий от рождения и смерти Каспара Хаузера, за два последних столетия, то в истории можно услышать неизвестный прежде язык, язык космического Духа Христа, который — связанный с Землей — хочет сообщить о себе людям через исторические события. Язык, который звучит там, является для человека таким новым и непривычным, что че­ловек сначала едва способен его услышать; позднее, когда он его слышит, этот язык оказывается для него непонятным, — но это великое дыхание духа, которое охватывает целые поколения и проявляется в языке, который возник через Мистерию Голгофы и который только после окончания темной эпохи может быть услы­шан возросшими духовными способностями людей. Новое долж­но постигаться новейшим. Здесь лишь делается попытка того, что­бы мог быть услышан первый тон великой будущей песни.

Можно также сказать, что речь идет о том, чтобы расшифро­вать незнакомый текст. Пока еще известны лишь первые буквы. Мышление должно понять состоящие из них слова. Из слов мож­но будет прочитать смысл. Постепенно, с запинками, человек учится читать, понимать первые слова, догадываться о смысле. При та­ком подходе можно попытаться направить взгляд на целое, и преж­де всего определить особенности обоих рядов.

В ряду, идущем от рождения, проявляется сила, которая хо­чет сделать человечество причастным к благодеяниям Христа. Рождение подготовленной, защищенной индивидуальности, кото­рая будет достойна непосредственно воспринять тайну деяний Христа, являлось в мировом плане импульсом помощи человече­ству, которое в начинающуюся эпоху Михаила (через 33 года, ум­ноженные на два) и после окончания Калиюги (1899) вновь долж­но было переживать Христа. Эта тайна осталась в жизни Каспара Хаузера почти полностью скрытой, но то, что она существовала и действовала, дальше становится ясным в познании тела фантома, тела Воскресения, о чем поведал человечеству Рудольф Штайнер ровно через 99 лет после рождения Каспара Хаузера, в месте его рождения, в Карлсруэ. В основе этого факта лежит так называ­емый закон столетий,* о котором Рудольф Штайнер говорил 26 декабря 1917 г. в Дорнахе через три дня после представления великого закона 33-летнего ритма. «Одно человеческое поколение за 33 года вырабатывает зародыш мысли, зародыш дел. Затем че­рез 66 лет он действует дальше в историческом развитии. Интен­сивность импульса, который человек вкладывает в историческое развитие, узнается в его действенности через три поколения, то есть через столетие».148

В этой книге многое сводится вместе, чтобы показать значе­ние и силу импульса, связанного с Каспаром Хаузером. Если бы можно было измерить интенсивность этого импульса, который духовные силы водительства человечества передали на Земле Кас­пару Хаузеру, то можно было бы только удивляться и поныне про­являющимся в истории последствиям, в силу которых свободный дух, Рудольф Штайнер, исполнил необходимое 99 лет спустя.

Рудольф Штайнер в 1911/12 гг. сознательно включился в этот поток деятельности. Благодаря этому возникла возможность впос­ледствии выполнить миссию Каспара Хаузера. Не в последнюю очередь из этих оснований, против всего, что было сообщено чело­вечеству Рудольфом Штайнером в познании и развитии духовной жизни, был нанесен страшный удар, который невозможно было предотвратить и который зримо и действенно проявился в исто­рии в 1944/45 гг. События 1944/45 гг. имеют для будущего очень важные и далеко идущие последствия. Можно хорошо почувство­вать, как они исполняются уже в непосредственном настоящем (1978), согласно закону 33-х лет.

Стоит только подумать о решениях в отношении нового ядер­ного оружия, о принятом большинством стран положении: «эко­номический рост возможен только через использование атомной энергии», и об усилении государственных структур в связи с тер­роризмом, который в этом смысле функционально взял на себя задачу гитлеровского движения. Оно боролось — скрывая важней­шие события того времени — из Средней Европы против целого мира, и в конечном счете не ослабело, а наоборот, усилилось в своих самых опасных тенденциях. Таким образом, борьба против этого мира — как это ни парадоксально — велась совершенно в духе этого мира. С другой стороны, можно отметить усиленное пробуждение осознания человечеством существующего положения и усиление ответственности перед будущим.

Если теперь рассматривать ряд, идущий от смерти, то - опять же по закону столетия — отчетливо выделяется 1933 год. Импульс, который нашел выражение в убийстве Каспара Хаузера, был на­столько мощным, что он не мог быть устранен через начавшуюся в конце Калиюги духовную деятельность Рудольфа Штайнера. Это не означает, что эта деятельность была напрасной. Она создает основу для понимания ситуации и необходимого будущего разви­тия.

В ряду, идущем от смерти, на переднем плане понятным обра­зом проявляется вмешательство злых сил, которые в начале 19-го века нашли выражение в объединении верхушки иезуитов и масо­нов. Для своих целей они должны были прежде всего помешать деятельности Каспара Хаузера. Их далеко простиравшиеся оккуль­тные замыслы, проникнутые злой мудростью, становятся ясно вос­принимаемыми исторически только в 20-м столетии. В этом тече­нии деятельность «Компании Люцифер и Ариман» (см. стр. 142) соединяется с деятельностью Зората.

Все это в конечном счете нацелено на то, чтобы в конце 20-го столетия так управлять развитием человека и Земли, как это было запланировано уже в 666 году. Заслоненные тем, что проис­ходит на переднем плане, на заднем плане 33-летних ритмов, идущих от смерти Каспара Хаузера, происходят события, в которых сам духовный мир хотел бы стать ближе и доступнее людям, которые созрели для этого. Таким образом, на рубеже 19/ 20 веков духовный мир начинает открываться познавательным стремлениям человека, который — благодаря работе Рудольфа Штайнера в области познания — с этого времени может находить цель и смысл своей жизни в поступательном одухотворении мира. В процессе этого самораскрытия духовного мира с 1933 г. к лю­дям духовно-эфирно приходит Существо, Которое стоит в центре как физического так и духовного развития человечества — Хрис­тос.

Ряд, идущий от рождения, имеет дело с аспектом физическо­го мира и его преображением как в зло, так и в добро. В ряду, идущем от смерти, речь идет о соотношении чувственного и сверх­чувственного миров, создается мост между обоими мирами. Скры­тый космический план истории человечества и Земли, который направлен в будущее, становится особенно ощутимым. Можно вспомнить о том впечатляющем факте, что Якоб Вассерман изоб­ражает погребение Каспара Хаузера, как сопровождавшееся уни­кальным небесным явлением (см. 1 гл., стр. 60).

При попытке найти связь между рядами, идущими от рожде­ния и от смерти Каспара Хаузера, поражает тот факт, что времен­ной промежуток в 12 лет, в который сохранялось национал-социа­листическое господство, находится между этими рядами. Это обус­ловлено тем, что в сроке жизни Каспара Хаузера, равном 21-му году., до 33-х лет недостает 12-ти. Если от рождения Каспара Хау­зера отсчитать 99 лет, то мы приходим к 1911 году. Следующие за этим 33 года подразделяются на отрезки в 21 год (до 1932 г.) и в 12 лет (1932 - 1944). В 1932/33 гг. ряд, идущий от смерти, оказывается в неизбежной связи с этим подразделением.* 12 лет между ряда­ми были временем особенно сильного прорыва ариманических и азурических сил. Можно предположить, что это с самого начала замышлялось зачинщиками основных дел. С указанием на этих человеческих зачинщиков затрагивается трудный познавательный вопрос.

Опыт учит, что самих людей, которые признают действие в человеческой истории добрых и злых существ, лишь с трудом уда­ется убедить в том, что люди сознательно отдают себя злу. С бла­гим основанием в человеческой душе заложена вера, что духов­ные познания могут лишь усилить и обосновать человеческую мо­раль. Это кажется таким естественным и здоровым, что не допус­кает никаких обобщений. Тогда это мешает видеть ужасный факт, что люди связываются со злым принципом не только через убеж­дение и заблуждение, но также добровольно и сознательно. Ог­ромное значение этого факта выявляется из уже проведенного здесь рассмотрения двух последних столетий. Нет никакой возможнос­ти противодействовать этим людям, если не видеть объективно бездну зла.

Этими кругами людей, среди всего прочего, распространяется мнение, что не существует никакого космического духа, действую­щего в истории. В этом смысле ими поддерживается современная наука, приветствуется материализм во всех областях. Каждый, кто пытается указать на темные дела известных кругов, является в этом смысле тем, кто с самого начала утверждает что-то ложное и недо­казуемое. Нужно, напротив, ясно представлять, что все, что так говорится, служит лишь тем, которые это говорят. Это самая луч­шая и простая защита для их стремлений: отрицать дух как тако­вой. Кто будет защищаться от того, чего не существует? Самоот­рицание является утонченной маскировкой зла.

Здесь еще раз через высказывание Рудольфа Штайнера ука­зывается на необходимость самого серьезного отношения: «Брат­ства, о которых я вам только что говорил, которые хотят вовлечь души людей в материалистическую сферу, эти братства стремят­ся к тому, чтобы в 20-м столетии Христос прошел незамеченным, чтобы Его пришествие как эфирной Индивидуальности сделать для людей незаметным. И это стремление развивалось под влия­нием вполне определенного волевого импульса; они имеют имен­но стремление завоевать сферу влияния, которая через Христа должна появиться в 20-м столетии и далее, для другой сущности — мы еще будем говорить об этом подробнее. Есть западные брат­ства, которые стремятся противодействовать импульсу Христа и поставить на Его место другую индивидуальность, которая никог­да не появлялась во плоти, а представлена лишь как эфирная ин­дивидуальность, имеющая явную ариманическую природу».149

Этим указывается на арену битв, на которой разыгрываются величайшие катастрофы, обрушивающиеся на человечество. При этом сами катастрофы еще не есть самое худшее. Гораздо хуже оказываются неосмотрительность и недостаточная воля, не позво­ляющие ничему научиться из происходящего. Это становится не­возможным потому, что антропософские познания замалчивают­ся, отвергаются, с ними ведется борьба. Таким образом, большин­ство людей вообще не знает, как сегодня обстоят дела.

Если не сомневаются в преодолении оказываемого сопротив­ления, остается лишь через неуклонное познание происходящего помогать созданию новой основы для деятельности Средней Евро­пы. Для будущего не может случиться ничего плодотворного, если не будет правильно определено измерение борьбы. «Ибо люди могли бы испортить всю работу», — как однажды лаконично ска­зал Рудольф Штайнер150, подразумевая в этой связи всю земную работу. Это и есть то «грандиозное», о котором теперь идет речь. Конечно, нельзя опрокинуть весь мир, но дальнейшее развитие может протекать и так, что его в конце справедливо будет обозна­чить как испорченное.

В настоящее время речь в данном смысле идет о том, что в будущем — может быть, только через столетия — немецкий народ все же найдет возможность выполнить свою задачу. (Во второй главе в разделе «Каспар Хаузер и дух немецкого народа» этот воп­рос уже затрагивался в другом аспекте). Немецкий народ имеет всемирно-историческую задачу развивать Я в душе сознательной. Сюда относится также принятие импульса Христа в Я. Так как это является одновременно общечеловеческой задачей, то ничто не находится дальше от этого стремления, чем какой-либо нацио­нальный момент.

Немецкий дух не мог адекватным образом прокладывать свой путь из времен Гете. Он стал утрачиваться не только из-за мощно­го воздействия его противников, но и через наивность и слабость тех, которые должны были его развивать. Рудольф Штайнер в Антропософском обществе пытался пробуждать и развивать этот дух в связи с Гете. Теперь из горького опыта разрушения Средней Европы — как под внешним воздействием, так и по собственной вине — должна была быть приобретена сила, которая неуклонно и терпеливо, полагаясь на действенность духа, уже в этом столетии осуществила бы поворот к добру.

Вопреки этому противники духа хотели в двух последних сто­летиях — как, впрочем, и до этого — вытеснить действие этого ис­тинного духа в смысле христианства с физического плана. Следуя этому принципу вытеснения, они хотели бы завоевать физический план для себя. Их идеал в том, чтобы лишить Землю духовных импульсов и тем самым приковать людей к Земле и увлечь их на свой путь развития, который ведет человека к пропасти.

Всеохватывающим, целенаправленным импульсам противни­ков духа служат во всем мире — не зная об этом и имея благие намерения — большинство политиков. У них есть только возмож­ность плыть по заранее созданному течению, где их действия не­дальновидно определяются существующими «реальностями», про­исхождения и последствий которых не видят. Ни в какой области иллюзия, что можно самим действительно воздействовать на что-либо духовно, не оказывается так велика, как в политике. Только потому, что не видят всех нитей, думают, что способны сами при­водить что-либо в движение.

Самым ярким примером здесь опять же является Гитлер, ко­торый в своем побуждении руководствовался самыми разными представлениями и их высказывал, но в действительности он по-своему служил принципу вытеснения, особенно в силу создавшей­ся через него констелляции мировых отношений. Противникам духа удалось провести свой прием через этого услужливого чело­века. Они вмешиваются прямо только тогда, когда, как в случае с Каспаром Хаузером, в силу фактов — здесь это рождение Каспара Хаузера — считают себя вынужденными к этому. Величайшая опас­ность для них появляется тогда, когда пробудившийся к духу че­ловек — Посвященный — на физическом плане начинает конкрет­но работать для духа.

Посвященный по воле духовного мира призывается и направ­ляется существами, стоящими выше человека. Если с Посвящен­ным как таковым ведется борьба, то такая борьба будет направле­на также против самих этих духовных существ. В такой ситуации находился Рудольф Штайнер — о чем позднее еще будет говорить­ся подробнее. В Посвященном строится мост между чувственно-физическим и сверхчувственно-духовным миром, и всякий кон­такт, которого достигает человек с духовным миром, тоже яв­ляется строительством моста.

Образ моста понимается здесь в смысле моста в сказке Гете «О зеленой змее и прекрасной лилии». Гете уловил глубочайшие принципы развития своего и будущего времени в имагинации стро­ительства моста. Его душевный строй пугал противников духа, видевших свою задачу в том, чтобы разрушить этот мост, поме­шать его строительству. Они пережили бы триумф, если бы это привело к ошибочному убеждению, что строительство моста было безуспешным и безрезультатным. Имеет место противоположное. Все, что было совершено духовно и действительно достигло ду­ховного мира, имеет в смысле 33-летнего ритма своим несомнен­ным результатом строительство моста. В том, что делается людь­ми в этом направлении, создается контакт с духовным миром не только в их представлении и мнении, но и объективно. Дела чело­века требуют подтверждения через духовный мир. То, что здесь подразумевается, может быть показано на замечательном приме­ре из мировой истории, который тесно связан с судьбой Каспара Хаузера.

Разговор между Гете и Шиллером, состоявшийся в июле 1794 г. и положивший начало их дружбе, свел вместе две индивидуаль­ности, которые прежде не могли понять друг друга. Оба до тех пор по-своему приближались к духовному миру. Гете — особенно через открытие прарастения, к которому он пришел за семь лет до этого разговора, в 1788 г. в Палермо, и которое в этом разговоре играло главную роль. Шиллер, в 1791 г. во время тяжелого заболе­вания находившийся на пороге смерти, ощутил тогда прикосновение духовного мира, и тем самым сделал первый шаг к познанию трехчленности человека. В письмах, которые он писал своему по­кровителю, герцогу Карлу Христиану фон Августенбург в Данию, обрело свое первое выражение глубоко заложенное в нем понима­ние трехчленности (см. уже его диссертацию «О связи животной природы человека с его духовной природой»). Свобода человека признается не как данность, но как то, что может быть достигнуто только через самого человека. В детской игре — как отмечал это сам Шиллер, наблюдая за своим первым сыном — можно найти прообраз, который указывает человеку путь. Творческий процесс выполняет условия игры в том, что он духовное пронизывает чув­ством, а чувственное одухотворяет. Там, где в этом смысле чело­веком достигается художественное, он впервые вступает в сферу свободы. Этим была заложена прочная основа для будущей эсте­тики, когда искусство рассматривается как необходимое условие человеческого бытия, как исполнение его стремления к свободе.151

В разговоре между Гете и Шиллером играют большую роль как прарастение, так и эстетика, созданная Шиллером. Рейнхард Бухвальд ясно указывал на то, как Гете и Шиллер смогли непос­редственно оказаться в области эстетики, поскольку Гете чувство­вал, что Шиллер понимает его в этой области. И Шиллер посте­пенно нашел доступ к манере Гете созерцать природу. Дружба между Гете и Шиллером основывалась на независимом и самосто­ятельном мировоззрении обоих, которое оказалось тождественным. Этот опыт, который получили оба, а именно то, что их взгляды не противоречили друг другу, но внутренне были близки, включал не только души, но и позволял в эту встречу людей устремляться духу, через который они могли, догадываясь об этом, приходить к познанию духовного мира.137 Таким образом, их дружба стала все­мирно-историческим делом, которое в дальнейшем показало свою плодотворность в том, что оба могли работать дальше в возвыше­нии их способностей. Эта их совместная работа в 1795 г. стала достоянием общественности, когда в журнале «Оры» появились «Разговоры немецких эмигрантов» Гете, к которым принадлежит уже упомянутая сказка и работа Шиллера «Письма об эстетичес­ком воспитании человека».

Результатом этого эпохального события в духовной истории человечества стал тот факт, что 33-мя годами позже, в 1828 г., на Троицу, в Нюрнберге появляется Каспар Хаузер. Из тьмы своего заточения он выведен на свет. Мотивы, которые к этому времени привели к его освобождению, оставались неизвестными. Но по-разному можно было заметить или почувствовать, что его жизнь в мире явно протекала не так, как это замышляли его противники. Покушение в октябре 1829 г., появление лорда Стэнхоупа в мае 1830 и, наконец, убийство в декабре 1833 г. говорят сами за себя. Что бы ни замышляли противники Каспара Хаузера при его осво­бождении, очень скоро они явно сочли это ошибкой или заблуж­дением. С появлением Каспара Хаузера человечество получило весть о его существовании.

Духовная сила, возникшая в дружбе Гете и Шиллера с 1794 г. — и с 1795 г. через публикации — со строительством моста к духов­ному миру, рассматривается здесь как то, что действовало в глуби­нах истории и что помогло освобождению Каспара Хаузера. То что коренится в силах духовного мира, дает объективный резуль­тат в физическом мире. Работа Гете и Шиллера и их духовная дружба готовили Среднюю Европу для деятельности Каспара Ха­узера. Темные махинации мешали его деятельности. Духовное единство двух людей, дружба Гете и Шиллера, создает импульс, который этому противодействует. Словно язык самой истории хочет указать на этот задний план тем, что Каспар Хаузер как раз в праздник Троицы, который представляет элемент будущего в христианстве, появляется в Нюрнберге, так как духовному един­ству людей, основанию истинно человеческой общности должно предшествовать то, что отдельный человек по меньшей мере в одной области пробивает дорогу к свободе. В дружбе Гете и Шил­лера дан прообраз этого; ее значение для будущего неизмеримо. Не является ли при взгляде на те темные силы, которые дей­ствовали на Каспара Хаузера, истинным утешением то, что выра­ботанный людьми дух оказывает мощное воздействие в истории? Благодаря этому можно также признать, что во всем происходя­щем речь с самого начала идет не о фатуме, а о том, какие духов­ные силы человек может противопоставить силам зла.

Следуя 33-летнему ритму, мы приходим к поразительному факту, что через 33 года после появления Каспара Хаузера родил­ся Рудольф Штайнер. Так Рудольф Штайнер уже через дату сво­его рождения оказывается в ряду великих строителей моста. Ста­новится ощутимым поток духовных связей и объективно перехо­дящей от поколения к поколению совместной работы для духа.

Возникает вопрос, остающийся пока без ответа: создала ли жертва Каспара Хаузера благотворную защитную силу для Рудольфа Штайнера?

Великое событие рождения одного из ведущих духов челове­чества на Земле находит свой духовный эквивалент 33-мя годами позже в опубликовании «Философии свободы» Рудольфа Штай­нера в 1894 г. Внутренняя связь всего приведенного здесь ряда ста­новится ясной, когда «Философию свободы» как событие столе­тия соотносят с публикациями Гете и Шиллера в «Орах» в 1795 г.* Это является внутренне вполне оправданным. Благодаря Гете преж­де всего оживляются и возвышаются к духу воззрения и восприя­тие людей (прарастение, учение о цвете). Благодаря Гете сделан шаг к освобождению восприятия человека из ловушки Аримана, который внушает заблуждение, будто в области чувственного не существует ничего духовного, а существует лишь вещественно-ма­териальное.

Благодаря Шиллеру мышление готовится к тому, чтобы стать инструментом духовности, в чем он воспринимает представляемый Михаилом импульс трехчленности. Шиллер идет по пути христи­анизации мышления, в чем он преодолевает дуализм, данный Люцифером.152

Оба эти элемента были восприняты и развиты дальше Рудоль­фом Штайнером. Было показано, что в познании человека вос­приятие и мышление объединяются так, что через акт познания в восстановлении мирового единства человек становится индивиду­альным, свободным существом.

 

Закон отражения

Решающее значение 1945 г. и связь изложенных выше собы­тий этого года с судьбой Каспара Хаузера может быть проверена и подтверждена с помощью закона отражения, с другой точки зре­ния. Подразумеваемый здесь закон Рудольф Ш<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.