Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Закон отражения в жизни Рудольфа Штайнера

2022-12-20 69
Закон отражения в жизни Рудольфа Штайнера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Закон отражения, который выявляет скрытую связь между Кас­паром Хаузером и Рудольфом Штайнером, может также сде­лать более понятным решающий момент развития в биографии Рудольфа Штайнера. Рудольф Штайнер, родившийся 27 февраля 1861 г., входит во временной поток так, что первый лунный узел (18 лет и 8 месяцев) относится как раз к тому моменту (октябрь 1879 г.), когда Михаил «низверг борющихся с ним духов тьмы из духовного царства в царство людей», то есть они с тех пор «вла­ствуют в ощущающих, волевых, душевных импульсах людей». С ноября 1879 г. — на что ясно указывает Рудольф Штайнер — эти «изгнанные духовные существа тьмы разворачивают свою деятель­ность среди человечества».154 Но в этот момент начинает за Землю свою деятельность, связан! гую с импульсом Михаила, и Рудольф Штайнер.

Первый лунный узел проявляется в жизненном развитии час­то в том, что скрывающаяся в глубинах воли живая индивидуаль­ность человека яснее и активнее вступает в сознание, и прежде всего в том, что яснее ощущается определенная судьбой задача данной инкарнации. Часто ощутимо и весьма внезапно меняются жизненные цели, профессиональные интересы, человеческие вза­имоотношения. Для Рудольфа Штайнера этот шаг в развитии — в полном созвучии с космическим событием: борьбой Михаила — отмечен началом его учебы в Высшей технической школе в Вене осенью 1879 г. и завязавшейся вскоре дружбой с Карлом Юлиу­сом Шроером и собирателем трав. В третьей главе книги «Мой жизненный путь» Рудольф Штайнер рассказывает об этих судьбо­носных встречах, благодаря lllpoepv он оказывается связанным с миром 1 ете, который стал одной из важнейших точек соприкосно-редшя и долгие годы оставался главным жизненным.челом. Благодаря Шроеру он также впервые познакомился с «Фаустом». В Шроере жила индивидуальность — глубоко связанная с Рудоль­фом Штайнером — которая в своей инкарнации должна была при­нять на себя трагизм судьбы в осуществлении лишь очень немно­гого из собственных глубинных импульсов духа и судьбы. Он при­надлежал к тем душам, которые — как указывалось выше — из-за отсутствия Каспара Хаузера в 19-м столетии не могли правильно пробудиться в своей инкарнации, сознание которых заглушалось господствующим материализмом. В своих последующих работах, посвященных Гете, вплоть до строительства Гётеанума, Рудольф Штайнер — не говоря лишних слов — беззаветно делал все, чтобы выполнить задачу в отношении Гете, которую не смог выполнить его любимый учитель. Это по своей сути связано с художествен­ным импульсом Гете, а не с его естественнонаучными трудами, которые меньше интересовали Шроера и которые были одной из определенных судьбой задач Рудольфа Штайнера. Духу своего учителя Шроера Рудольф Штайнер позднее служил и через им­пульс к исполнению «Оберуферских Рождественских действ», ко­торые издал Шроер.

Совсем другой мотив судьбы звучит во встрече Рудольфа Штайнера с собирателем трав. «С ним можно было говорить о духовном мире, как и со всяким, кто имел такой опыт..., если человек сам созерцал духовный мир, он мог глубоко всматри­ваться в него во всем его постоянстве через другого». Обычно Ру­дольф Штайнер, когда он — весьма редко — говорил о своих пе­реживаниях духовного мира, сталкивался с непониманием и умол­кал, но в собирателе трав жило нечто доверительное и близкое по духу, и Рудольф Штайнер мог с этим человеком испыты­вать что-то, подобное ощущению родины. «И постепенно у меня складывалось чувство, словно я нахожусь рядом с душой из со­всем других времен, которая, не затронутая цивилизацией, нау­кой и современными взглядами, приносила мне инстинктивное знание глубокой древности».1'1 Этот поток духовной жизни раз­личным образом направлялся Рудольфом Штайнером в свою работу: в циклах, посвященных естествознанию, в мистериальных драмах, в докладах в связи Рождественским собранием в 1923 г.

Третий жизненный мотив Рудольфа Штайнера в пережива­нии своего первого лунного узла можно обозначить как мотив Михаила. Строительство моста между физическим и духовным миром, которому была посвящена вся его жизнь, здесь обнаружи­вает свое происхождение. «Мне тогда пришло в голову выразить живую ткань человеческой души в форме яркого мысленного об­раза. В конце концов, мои старания привели меня с моими есте­ственнонаучными понятиями к обнаружению в деятельности че­ловеческого Я единственно возможного исходного пункта для ис­тинного познания. Когда Я является деятельным и созерцает эту деятельность, тогда в сознании самым непосредственным образом присутствует духовное». Началась уникальная работа Рудольфа Штайнера для современного мыслящего человечества в понима­нии духовного мира. «Я работал отныне все более осознанно над тем, чтобы непосредственное созерцание, которое я имел в духов­ном мире, передать в форме мысли».155

Ариманическим духам, которые разворачивают свою деятель­ность в человеке из бессознательного и беспорядочного, здесь про­тивостоит дух, который осознанно в своем Я делает шаг, который эти духи тьмы должны делать через борьбу Михаила. Из духовно­го мира они изгнаны в мир людей и теперь угрожают так парали­зовать человеческое мышление, что оно больше не будет замечать, какая духовность входит в него. Мышление тем самым втягивает­ся в сферу, в которой оно оказывается полностью пассивным и — отчужденное от своего источника — становится бессознательным слугой зла. Благодаря Рудольфу Штайнеру человеческое мышле­ние — в высшей активности Я — наполняется мысленным содержа­нием импульсов духовных существ. Тем самым в момент духовно­го развития человечества, который является настолько важным, что он становится зеркалом прошедшего и будущего, человеку дается нечто целительно-возвышающее. Это дается, когда напол­ненное духом мышление через работу Я снова возвышается к со­зерцанию духов. Каспаром Хаузером в сороковые годы 19 столе­тия — когда началась борьба Михаила с драконом — на Земле дол­жно было быть совершено то, что соответствовало бы деятельнос­ти в конце этой борьбы.

Если теперь от этой точки зеркального отражения, которой является осень 1879 г., времени первого лунного узла, идти даль­ше, то мы приходим к лету 1898 г. (февраль 1861 г. плюс 37 лет и 4 месяца). Через данный временной порядок, который говорит о еще более глубокой тайне, получается, что второй лунный узел Рудольфа Штайнера связан — в зеркальном отражении — с време­нем его рождения. Это не только важный временной порядок, но здесь происходит духовное событие в его биографии. Под этим подразумевается импульс, который непосредственно возник перед инкарнацией для индивидуальности Рудольфа Штайнера. Этот сверхчувственный импульс можно охарактеризовать как высшее служение Христу. Он состоит в решении в непосредственно пред­стоящей инкарнации помогать человечеству в духе Христа. Это решение перед рождением теперь должно было быть перене­сено на Землю и утверждено в воплощенном Я как осознанное понимание. К началу века Михаила духовное событие до рожде­ния в зеркальном отражении преобразуется Рудольфом Штай­нером в его решающих переживаниях и испытаниях на рубеже столетий в дела, которые в духовном принадлежат Земле и человечеству. В 26-й главе книги «Мой жизненный путь» Ру­дольф Штайнер повествует: «То, что тогда происходило в моей душе в восприятии христианства, было для меня большим испы­танием. Время от моего прощания с веймарской работой до рабо­ты над моей книгой "Христианство как мистический факт" полно этих испытаний. Такие испытания являются поставлен­ными судьбой (кармой) препятствиями, которые нужно преодо­леть в духовном развитии». Эти препятствия связаны прежде всего с воздействием перемещенных на Землю и в человека ариманических существ. «С моими собственными идеями я ни разу не попал под власть этого (ариманического) мира. Этого не произошло и в бессознательном. Я тщательно следил, чтобы я все постигал осмотрительно и осознанно. И тем сознательнее была также моя внутренняя борьба против демонических сил, кото­рые хотели, чтобы в познании природы вырабатывалось не духовное созерцание, а механистически-материалистический образ мышления». Ни в коей мере не является само собой разу­меющимся, что решение до рождения переносится в созна­тельную душевную жизнь не нарушенным и не потерявшим силу. «Я должен был тогда спасать мое духовное созерцание во внутренних битвах». Это спасение приходит в конечном итоге потому, что Рудольф Штайнер находит и воспринимает импульс Христа. «В моем душевном развитии, в самом глубоком и серьез­ном торжестве познания я оказался перед Мистерией Голгофы».156 Выдержав таким образом испытания души, Рудольф Штайнер на рубеже столетий создал надежную основу, на которой он с 1899 г., о чем уже говорилось, до его кончины в марте 1925 г. неустанно и непрерывно работал и творил. Здесь христианская субстанция включается в Я, которое — живя в любви — теперь в необъятной духовной и жизненной полноте может оказывать помощь челове­честву.

 

1859-1879- 1899

Непосредственно перед инкарнацией Рудольфа Штайнера лежит узловой пункт развития человечества, про который можно даже сказать, что он потребовал инкарнации такой индивидуаль­ности как Рудольф Штайнер. Этот узловой пункт связан с задача­ми розенкрейцерства, которые в силу определенных событий с некоторого момента претерпевали решительные изменения. Об этом повороте в работе розенкрейцерства, в которую был вовле­чен сам Рудольф Штайнер, он пишет однажды следующее: Розен­крейцерство должно было быть «сохраняемой в строгой тайне школой для подготовки того, что должно было открыто стать за­дачей эзотерики на рубеже 19 и 20 столетий, когда естествознание придет к предварительному решению определенных проблем.

Среди этих проблем Христиан Розенкрейц указывал:

1. Открытие спектрального анализа, благодаря чему становится ясным материальное строение Космоса.

2. Введение материальной эволюции в науку об органическом.

3. Познание факта другого как обычного состояния сознания через признание гипнотизма и внушения.

Только когда эти материальные познания будут достигнуты наукой, должны быть открыто сообщены некоторые розенкрей­церские принципы из тайноведения».157

По времени и содержанию конец Калиюги здесь характеризу­ется как выраженный неявно. Однако 1899 г. связан по закону от­ражения с 1859 г. Действительно, Рудольф Штайнер однажды ска­зал об этом годе выразительные слова: "Как раз середина девят­надцатого столетия является таким узловым пунктом в развитии человечества. В конце пятидесятых годов прошлого столетия, ког­да человечество сделало целый ряд успехов, которые в своем соот-

ношении показывают, чем, собственно, важным и существенным и сегодня еще не признанным была эта середина девятнадцатого столетия в развитии человечества". Он указывает прежде всего на появившуюся в 1858 г. работу Фехнера "Элементы психофизики" (по другим данным, появившуюся в 1860 г.) и затем говорит: "Вто­рое, что произошло в этот год, — это открытие спектрального ана­лиза Киргофом и Бунзеном, благодаря чему может субстанциаль­но быть доказано единство Вселенной".158

Таким образом, в 1859 г. было создано первое из названных Христианом Розенкрейцем условий для раскрытия духовного зна­ния. Это тот момент, в который индивидуальность Рудольфа Штай­нера собирается вступить в инкарнацию. "Поворот в новейших познавательных воззрениях" вызвал необходимость "углубиться в механико-физико-химический мировой порядок". "Прогресс зак­лючается в познании безжизненного, мертвого". Насколько необ­ходим этот прогресс с одной стороны, настолько разрушительным оказывается он в дальнейшем для всей социальной жизни. "Это естественнонаучное мировоззрение становится антисоциальным, оно обосновывает антисоциальные побуждения". Это столкнове­ние с естественнонаучным мировоззрением является существенней­шим импульсом жизненного труда Рудольфа Штайнера. "Из внут­реннего мы снова должны воссоздавать духовный мир. Это ставит перед антропософским мировоззрением его задачу, создавая по­чву для действительно социального формирования нового устрой­ства человеческого общества. Конечно, сегодня было бы неумест­но говорить о том, что нужно заботиться только о внутреннем, это был бы некий утонченный эгоизм. Сегодня нужно говорить о том, как по-новому должны быть перестроены внешние учреждения. Но нужно всегда сознавать и то, что даже с самым лучшим обра­зом устроенными учреждениями нельзя продвинуться дальше, если люди не выработают способность снова воссоздавать духовный мир из внутреннего".1'8

С помощью закона отражения можно двояким образом пока­зать, как жизненный путь Рудольфа Штайнера во временном и сущностном отношении связан с космическим ходом истории и ее необходимостью, поскольку конец Калиюги, начало эпохи Михаи­ла и распространение христианства в духовном развитии являют­ся событиями, основанными на определяющем историю воздей­ствии духовных существ.

 

Кончина Рудольфа Штайнера

Зеркальное отражение смерти Каспара Хаузера и Рудольфа Штайнера можно в этом смысле рассматривать как выражение происходящей в большей или меньшей степени за кулисами исто­рии духовной борьбы, в которой противникам удалось устранить внешние, физические тела этих индивидуальностей и помешать их непосредственной деятельности на Земле. В этом смысле Рудольф Штайнер однажды говорил об Орлеанской деве. Единственное, над чем ее враги смогли получить власть, было ее физическое тело, которое можно было умертвить, но после этого ее духовная дея­тельность возрастает. Речь при этом всегда идет о жертвенной смерти, которая связана не с собственной судьбой, а с выполнени­ем высшей задачи.159

Если рассматривать вопрос, с чем была непосредственно свя­зана смерть Рудольфа Штайнера, то ответ может лишь гласить: с основанием Всемирного Антропософского общества в Дорнахе к наступлению Рождества 1923 г. Спустя 21 год после начала его духовной деятельности в Теософском обществе (в 1902 г.) он ре­шает, через год после пожара в Гетеануме (в 1922, в канун Нового года) начать совершенно новый вид деятельности. После основа­ния отделений общества почти во всех странах Европы он впер­вые сам становится председателем заново основанного Всемирно­го Антропософского общества. Со времени основания в 1913 г. Антропософского общества он работал в нем как духовный учи­тель. Он не исполнял никаких функций и не был членом этого общества. Занятие Рудольфом Штайнером должности председа­теля и создание органа управления в Дорнахе является чем-то го­раздо большим, нежели простые административные изменения. Это возникает из желания существенно усилить работу на физи­ческом плане после ужасного разрушения Гётеанума, чтобы, не­смотря ни на что, выполнить взятые на себя задачи в служении человечеству. Эта воля держится на всеобъемлющем понимании, что величайшим несчастьем, которое только может произойти, было бы то, что не удастся в полной мере реализовать заложен­ные в антропософском движении возможности.

Исторические события, которые происходят после смерти Ру­дольфа Штайнера — особенно в тридцатые годы — представляют собой именно такое несчастье. С кончиной Рудольфа Штайнера, которая выражает глубокие перемены в отношении духовного к физическому миру, это несчастье становится неизбежным, начи­нает действовать рок. Теперь задача состоит в том, чтобы ясно это понимать и тем самым получить возможность преодолеть в буду­щем это несчастье.

Рудольф Штайнер делает основание Антропософского обще­ства к Рождеству 1923 г. источником- сил, из которого может про­истекать нескончаемый поток духовной жизни — как в прошлом, так и в настоящем, и в будущем. В этом основании следует видеть акт высшего духовного порядка, так как через него в концентри­рованной форме людям становятся доступны силы, создающие единство, которые могут позволить провести важные преобразо­вания на физическом плане. Поэтому неудивительно, что с Рудоль­фом Штайнером всеми силами боролись те, которые не хотят та­ких преобразований.

В этом основании, приходящемся на Рождество 1923 г., Ру­дольф Штайнер соединяет два направления своей духовной рабо­ты, которые до тех пор не были так тесно связаны. Одно — это импульс закладки краеугольного камня в собственном смысле, охватывающий Землю с целью преобразовать ее и глубоко свя­занный со строительством Гётеанума. Второе — это импульс трех-членности, который ясно был выражен Рудольфом Штайнером в 1917 г. и затем постоянно подчеркивался. Здесь подразумевается трехчленность как человека, так и социального организма. Теперь обнаруживаются глубокие и решающие признаки того, что оба эти импульса связаны с Каспаром Хаузером.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.