Что такое Histories Apodexis ? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Что такое Histories Apodexis ?

2022-12-20 47
Что такое Histories Apodexis ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смертельные судороги или родовые муки?

(споры о конце исторической науки в начале ХХI в.)

 

«Поднимая нас до высот знания, интеллект приходит к хаосу, порожденному специализацией и перепроизводством»
Ф. Анкерсмит.

 

Смертельные судороги или родовые муки?

(споры о конце исторической науки в начале ХХI в.)

 

«Поднимая нас до высот знания, интеллект приходит к хаосу, порожденному специализацией и перепроизводством»
Ф. Анкерсмит.

 

Что такое Histories Apodexis?

 

История — одна из первых отраслей гуманитарного знания, обособившаяся от остальных. Со времен Геродота (484-425 до н.э.) она понимается как Histories Apodexis – «Изложение событий», желательно исходящее из уст очевидца, или же, опирающееся на достоверные свидетельства. При этом от простого повествования оно отличается своей боговдохновенностью. По выражению Франсуа Артога, историк для Геродота это «наблюдатель — Histor», который смотрит не обычным человеческим зрением, но божественным взором повелителя муз Аполлона, позволяющим охватить все многообразие дел человеческих[1].

Формула Histories Apodexis Геродота заложила пять парадигм, которые до наших дней являются основой понимания истории как отрасли знания. В общем виде их можно сформулировать следующим образом.

1. Предметом Histories Apodexis являются события прошлого, которые историк называет историческими фактами.

2. Формой Histories Apodexis служит рассказ, повествование, обладающий внутренней структурой и сюжетом.

3. Между событиями прошлого и Histories Apodexis существует устойчивая схема информационной коммуникации. Прошлое оставляет следы. Ими, во-первых, являются свидетельства очевидцев, записанные непосредственно или пересказанные с чьих-то слов. Во-вторых, события также отражаются в памятниках материальной культуры и текущей документации, изначально не предназначенной для глаз историка.

Совокупность этих следов называется историческими источниками. Задачей Histories Apodexis является извлечение информации из данных источников и составление на ее основе рассказа о том или ином сюжете прошлого. Историки обладают принципиальной способностью извлекать эту информацию  тем или иным способом, как бы «допрашивая свидетелей» прошлого на предмет установления исторической истины.

4. Субстанциальной чертой Histories Apodexis является присутствие в ней особого духовного содержания, которое и отличает историю от других гуманитарных наук. Эта ее сущность трудноопределяема. Изначально ей придавался мистический характер. Древние, как уже говорилось, ссылались на «взор Аполлона». Немецкие классики ХVIII – ХIХ вв. (Г.В.Ф. Гегель, Л. фон Ранке) писали о проявлении в истории «божественного духа».

В наши дни ссылки на Бога в науке не модны, но трансцендентная сущность Histories Apodexis, обусловливающая ее обособление от других гуманитарных наук, по-прежнему часто не имеет вербального выражения, а ощущается интуитивно. По выражению Жана-Клода Пассерона, несмотря на то, что суть процесса исторического познания до сих пор остается предметом споров, «Книгу по истории от книги по социологии мы отличаем также легко, как бургундское от бордо»[2].

5. В гносеологическом плане Histories Apodexis строится по определенным нормам. Они рифмуются с законами, по которым, по мнению авторов, развивается исторический процесс. При этом признается справедливость высказывания Марка Блока, что «доказательства в истории – не доказательства теорем». Однако своя «формула истории» присутствовала практически у каждого автора Histories Apodexis, будь то моральные сентенции Плутарха, проявления Абсолюта у Гегеля или базис и надстройка Карла Маркса.

На этих пяти парадигмах Histories Apodexis строилась на протяжении почти двух с половиной тысяч лет. Правда, надо отметить, что его научная институционализация произошла довольно поздно. Она была обусловлена двумя событиями: формулированием социологических законов и выделения источниковедения как базиса Histories Apodexis. Первое связывается с появлением социологии как особой дисциплины и деятельностью О. Конта (1798-1857). Второе надлежит поставить в заслугу немецким герменевтам ХVIII-ХIХ вв., прежде всего, Ф. Шлейермахеру (1768-1834) и В. Дильтею (1833-1911), а также авторам первых методов критики источников — немцам Ф.А.Вольфу (1759-1824), Б.Г.Нибуру (1766-1831), Г.Вайцу (1813-1886), французу П.Дону (1761-1840) и др.

Симптомами институционализации истории как науки стало возникновение профессиональных стандартов и систем их обретения. В европейских университетах открываются кафедры истории (1810 – в Берлине, в 1812 – в Сорбонне, и т.д.). Основываются специальные исторические серии (самый грандиозный проект – Monumenta Germaniae Historica – начат Г.Ф. фон Штейном в 1815 г.). Вскоре начинают выходить профессиональные исторические периодические издания (Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских в 1845 г., Historische Zeitschrift в 1859, Revue historigue в 1876, Rivista storica Italiana в 1884, English Historical Review в 1886, American Historical Review в 1895)[3].   

Несмотря на научную молодость, история на протяжении XIX – XX вв. занимала ведущие позиции в гуманитарном знании. По выражению авторов вступительной статьи в первом выпуске «English Historical Review», «История … является центральной среди прочих гуманитарных наук и способна просвещать и обогащать все остальные»[4]. По наблюдениям Дж. Иггерса, практически все германские гуманитарные науки ХIХ в. были «исторически ориентированными»[5]. Аналогичная ситуация наблюдалась и во Франции[6]. По словам Н.Е. Копосова, подобная роль истории создала ей репутацию парадигматической науки о человеке. В новое и новейшее время метод гуманитарных наук называли «историческим». Как отметил исследователь, «необычность положения истории — не в самом факте претензий на особый эпистемологический режим, но в силе и настойчивости этих претензий, что позволяет ей обосновывать свою идентичность на таком уровне, на который редко осмеливаются претендовать другие дисциплины»[7].

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.