Организация как объект управления. Внутренняя среда орг-ции – сущность, структура, задачи менеджмента. Жизненный цикл орг-ции. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация как объект управления. Внутренняя среда орг-ции – сущность, структура, задачи менеджмента. Жизненный цикл орг-ции.

2022-11-14 32
Организация как объект управления. Внутренняя среда орг-ции – сущность, структура, задачи менеджмента. Жизненный цикл орг-ции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Орг-ция - это группа людей, деят-ть которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Хар-ка орг-ции:

1. Целостность –система орг-ции состоит из элементов, каждый из которых вносит свой вклад в развитие целого;

2. Наличие внутренней дифференциации

3. Формализация (наличия норм и правил, должностных инструкций);

4. Преобразование входящих ресурсов в выходящие товары или услуги;

5. Внутриорганизационное разделение труда – фун-ции, полномочия работников;

6. Зависимость от внешней среды.

Виды орг-ции:

1. По видам деятельности: 17 секций

2. По способу воздействия и хар-ров используемого исходного сырья: - добывающие,

- обрабатывающие, - оказывающие услуги;

3. По форме собственности: - государственные (республиканские, коммунальные); - частные (смешанная, единоличная, коллективная);

4. По организационно-правовому статусу: - организации товарищества (полные, коммандитные); - орг-ции общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО); - производственные кооперативы;

- унитарные предприятия.

5. По цели деятельности: - коммерческие (получение прибыли – концерн, трест, холдинг);

 -некоммерческие (потреб.кооперативы, общественные и религиозные орг-ции, фонды)

6. По участию иностранного капитала: - совместные (1 иностранец); - иностранные (учредитель иностранный); - зарубежные (наш капитал за рубежом).

7. По устойчивости производственного процесса во времени: сезонные и несезонные.

Жизненный цикл орг-ции:

1. Зарождение – изучение потребительского спроса, сбор и анализ деятельности конкурентов. На этом этапе возможно привлечения дополнительно внешних и внутренних ресурсов для роста, следует рационально организовать управленческий процесс (расстановка кадров, распределение ответственности, контроль, мотивация, планирование);

2. Рост - активно производить товары и услуги. На этом этапе решаются социальные проблемы коллектива, удовлетворенность персонала. Создаются условия для устойчивого роста, обеспечение высокого кач-ва товаров и услуг, внедрение прогрессивных структур управления, новых информационных технологий.

3. Зрелость - когда продукция пользуется мах спросом. На этом этапе нужно следить за конъюнктурой рынка, позициями конкурентов, оценивается конкурентоспособность своего пред-я и своей прод-ции, повышается производительность труда и совершенствуется орг-ция управления.

4. Спад(реорганизация и реструктуризация) – обновление произ-ва, кадров, товара, модернизация.

5. Санация – финансовое оздоровление орг-ции, которое наступает при угрозе экономической несостоятельности.

6. Ликвидация.

Внутренние перемены – это ситуационные факторы внутри орг-ции, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми.

Внутренняя среда – взаимосвязанная совокупность элементов, выделенная из внешней среды и объединенная единством цели и общими правилами поведения.

Св-ва внутренней среды:

1.Целостность, т.е. взаимосвязь и взаимодействие м/усоставляющими внутренней среды орг-ции;

2. Взаимодействие внутренних переменных и преобразование входящих извне ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, инф-ных и др.);

3. Сложность, т.е. наличие во внутренней среде несколько подсистем;

4. Наличие границ, т.е. пункты обмена инф-цией, ресурсами с внешней средой;

5. Производительность (результативность), где кол-во входов <кол-во выходов.

    Структура внутренней среды орг-ции:

1. Цель: желаемый результат, которого стремится добиться группа людей (получение прибыли, увеличения доли рынка, улучшение социально-психолог.климата в коллективе и др);

2. Задачи: предписанная работа или серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в установленные заранее сроки. Задачи всегда идут с должностью, а не с конкретным человеком и описываются в должностных инструкциях.

3. Структура орг-ции – взаимоотношение уровней управления и функциональных областей (закрепление конкретных видов работы за специалистами; число лиц подчиненных одному руководителю; существование вертикальных и горизонтальных разделений труда и др.)

4. Технология – средство преобразования сырья в искомые продукты или услуги. Выделяют:

- единичное, мелкосерийное, индивидуальное;

- серийное произ-во (периодический выпуск определенных партий прод-ции. Отличается высоким технико-экономич. показателями, больше возможности снижение с/с прод-ции, т.к. ассортимент постоянный, а расходы на произ-во и освоение новых видов прод-ции относят не к одному изделию, а к их партии. Однако, при переходе на выпуск новых партий требует переналадок оборудования, обучения рабочих новым операциям, что снижает его эффективность);

 - массовое или крупносерийное (применяется при изготовлении большого кол-ва изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи);

5. Человеческие ресурсы – самая главная переменная орг-ции. Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Каждый человек имеет свою индивидуальность (способность, предрасположенность, одаренность к выполнению конкретной работы; потребность (ощущения недостаточности чего-либо); восприятие; отношение и точка зрения; ценности (понимание что хорошо и что плохо)).

6. Организационная культура – совокупность ценностей, норм, правил, точек зрения или идей, которые сознательно или подсознательно формируют линии поведения сотрудников орг-ции (отношение персонала к клиентам в орг-ции).

Орг-ция как социотехническая система:

Орг-цию рассматривают как открытую социо-технологическую систему. Здесь на структуру и функционирования орг-ции оказывают влияние потребности сбыта, колебания цен, конкуренция. В связи с этим в данной модели на первый план выдвигаются такие вопросы как конкурентоспособность и экономичность системы. Выделяют 2 составные части социотехнической системы. Первая – технико-экономическая подсистема ориентирована на управление инвестициями и технологией. Ее задача – обеспечить условия наиболее эффективного использования технологии, оборудования. Техническая система включает не только оборудование, но и процедуры орг-ции произ-ва, разработки рабочих мест, рациональное использование производственных площадей, обучение работников передовым навыкам, повышение их квалификации. Социальная подсистема должна обеспечивать эффективную работу техническо-экономической системы. Включает все формы морального и материального стимулирования труда, стиль управления, подбор и продвижение кадров, обеспечение распределения ответственности в ходе принятия решений, эффективную систему оплату труда и премирования и др.

    Выделяют 6 характеристик социотехнической системы, которые в современных условиях являются ключевыми для успеха в конкурентной борьбе и в тоже время хар-зуют уровень развития нового управленческого мышления:

- организационная философия (понимание работниками своих целей, их постоянной готовности разделить с администрацией всю полноту ответственности за результаты хозяйственной деят-ти);

- организационная структура управления (обеспечивает рабочим и служащим права относительно участия в управлении);

- новый подход к разработке рабочих мест и роли исполнителя в процессе принятия решений (появляется спрос на работников, способных выполнять широкий круг производственных операций или функций);

- новая схема размещения оборудования, которая обеспечивала ускорение материальных потоков на произ-ве.

- новые формы и методы подготовки и переподготовки кадров. Обучение должно основываться на овладении широким кругом профессий, а также приобретений знаний, дающих работникам возможность выполнять множество фун-ций, разбираться не только в производственных, но и в организационных, экономических и других аспектах своей работы, овладевать смежными специальностям и осваивать профессии будущего;

- новые критерии в оценке экономической эффективности использования современной технологии и осуществления капиталовложений в развитие произ-ва.

 

2. Планирование как функция менеджмента. Сущность и виды планирования. Виды управленческих работ в планировании.

Планирование – одна из общих фун-ций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) обязательных к исполнению. Управляющий должен осознавать, что любое принимаемое им решение предполагает необходимость осмысления, продумывания действий, совершение которых может привести к получению реального результата.

Планирование – представляет собой определение целей деят-ти, разработку и фиксацию перечня действий, подлежащих обязательному исполнению для их достижения. Планирование предполагает след.виды управленческих работ: -целепостановку; - фиксацию результата ч/з его количественное и качественное описание; - определения порядка осуществления планируемых действий; - распределение ресурсов; - внутреннюю координацию; - осознание и выбор орг-ных стратегий.

Виды планов:

По времени действия:

- краткосрочные (до 1 года);

- Среднесрочные (до 5 лет);

- Долгосрочные (более 5 лет).

2. По направлениям:

- социальный план;

- финансовый план;

- план по материально-техническому обеспечению;

- план произ-ва и реализации прод-ции;

- план по труду;

- план проведения ремонтных работ.

3. По тематике планирования:

- планы по сбыту, маркетингу, модернизации, работе с персоналом, финансовый план.

4. По уровню планирования: планы предприятия в целом и его структурных подразделений.

По целям:

- стратегические планы - ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

- тактическое планирование – разрабатываются на небольшие сроки, и предполагает получение быстрых конкретных результатов.Такое планирование содержит конкретные результаты и представляет собой программу конкретных действий. План составляется на месяц, квартал, полгода или максимум год.

- оперативное планирование - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства.
    Принципы планирования:

1.Общие принципы:

- принцип комплексности – охват всех сторон деят-ти орг-ции (целей, ресурсов, подразделений);

- принцип единства – разработка общего или сводного развития орг-ции;

- принцип непрерывности – сочетание стратегических, тактических и оперативных планов орг-ции, а также непрерывность процесса орг-ции;

- принцип сбалансированности – соблюдение определенных пропорций в планировании и расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов орг-ции;

- принцип гибкости – возможность своевременной корректировки плановых заданий в зависимости от изменений внешней и внутренней среды орг-ции;

- принцип координации – установление взаимосвязанности и взаимодействия различных подразделений орг-ции в достижении результатов, определение вклада каждого подразделения в общий результат;

- принцип участия – привлечение работников подразделений к разработке и составления плана.

2.Планирование «от достигнутого» - основная задача повторение в этом году всего того, что было свойственно орг-ции в прошлом с учетом состоявшихся или ожидаемых изменений, т.е. перенос достигнутых результатов на следующий период с определенными корректировками.

3.Планирование «по цели» - управление должно начинаться с выработки целей, потом исходя из целей – функций и процессов в орг-ции. Менеджер абстрагируется от прошлого опыта, он не привязывает планируемый результат к фактически достигнутому и не использует его как базу для совершения его последующих действий. Исходной базой является цель.

Методы планирования (совокупность приемов и способов действий, используемых управляющим при осуществлении процедуры разработки и реализации плана):

1. Интуитивные методы – основаны на интуитивно-логических построениях. Они используются либо когда объект планирования достаточно прост, либо когда наоборот. В таком случае используют интуитивные методы, основанный на методе экспертных оценок (формирование группы экспертов, которым поручается структурировать неизвестную ситуацию, и на основе специальных знаний предположить развитие ситуации и сформировать для нее цель и метода достижения);

2. Формализованные методы – к нему относят балансовый, нормативный, программно-целевой, метод экстраполяции и экономико-математического моделирования.

- Балансовый метод – в основе лежит сопоставление доходной и расходной частей. Сущность - состоит в разработке балансов (материальных, трудовых, финансовых) в форме взаимоуравновешенных таблиц, содержащих наличие или источники образования ресурсов и соответствующие потребности в них.

- Нормативный метод – состоит в выполнении плановых расчетов с использованием научно-обоснованных норм и нормативов (норм расхода сырья и материалов, топлива, энергии, трудовых и финансовых ресурсов на ед.прод-ции). Используют метод при планировании с/с, трудоемкости, численности персонала, ЗП.

- Программно-целевой метод – предполагает разработку комплексной программы для реализации конкретной цели.

- Экономико-математический метод – в основе лежит построение модели, т.е. выраженных в математической форме с помощью системы уравнений или неравенств и зависимостей м/у известным и искомым параметрами.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.