Особенности двигательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности двигательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

2022-11-14 29
Особенности двигательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Двигательные нарушения у детей с ЗПР – составная часть ведущего дефекта. Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их психофизического развития, отмечаются следующие нарушения:

– своеобразная моторная недостаточность;

– несформированность сложных координаторных схем;

– недостаточная ориентировка в частях собственного тела;

– неловкость ручной моторики;

– нарушение произвольной регуляции движений;

– недостаточная скоординированность и нечеткость непроизвольных движений;

– трудности переключения и автоматизации;

– двигательная неловкость;

–недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, координация;

– задержка мышечной координации, что проявляется при езде на велосипеде, при беге, прыжках;

– с трудом сохраняют равновесие, стоя на одной ноге (в позе Ромберга), при ходьбе по прямой линии, прочерченной на полу;

– повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже;

– неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;

–усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением времени реакции. Время реакции выбора на простые сигналы у младших школьников с ЗПР существенно больше, чем при нормальном развитии;

– наблюдаются гиперкинезы;

– некоторых детей наблюдаются мышечные подергивания;

– не умеют двигаться в группе, в строю;

При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций.

Н.П. Вайзман отмечает у детей с ЗПР своеобразный двигательный облик: избыточность, излишество и богатство движений, непринужденность игровой моторики.

Проанализировав результаты экспериментальных исследований детей с ЗПР различных авторов, были выявлены нарушения двигательных способностей, связанные с координацией движений:

– недостаточная способность дифференцировать пространственные параметры движений;

– недостаточная способность к быстродействию, выражающаяся в сложности поддержания максимального темпа движений и в увеличении времени сложной двигательной реакции;

– недостаточная выраженность моторной ассиметрии;

– трудности сохранения равновесия.

О собенности мелкой моторики

Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма. Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц.

Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка, что определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей с ЗПР.

По данным учёных [23,24,25, 26,27, 28,29, 30] у большинства детей с ЗПР в раннем возрасте отстаёт развитие статических и двигательных функций, отмечаются нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата. У многих детей наблюдаются изъяны в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, недостаточная сформированность защитных сил организма, который находится в процессе формирования приспособительных реакций к окружающей среде, что приводит к различным заболеваниям.

Многие дефектологи [31,32,33] отмечают, что дети с ЗПР имеют своеобразный двигательный облик, присущий более раннему этапу развития здорового ребёнка. Им свойственна избыточность и излишество движений, непринужденность изобразительной и игровой моторики. Данные признаки являются проявлением «моторного инфантилизма», отражающего задержку онтогенеза двигательной функции, созревания корковых механизмов, тормозящих двигательную активность ребенка.

Некоторые исследователи [34,35,36,37, 38] наряду с этим у детей с ЗПР отмечают нарушения акта ходьбы и бега: у одних они вялые и медлительные, у других резкие с излишними движениями. В дошкольном возрасте и у нормальных детей. как отмечают педагогипрактики [39,40,41,42,43,44], могут встречаться симптомы моторного инфантилизма. Таковыми являются хватательные движения ног и пальцев, сгибательное положение рук, приостановка свободного сидения и бега, вялость мускулатуры шеи и головы, пропульсивные явления и др., Однако к школьному возрасту они, как правило, исчезают. У детей же с ЗПР проявление моторного инфантилизма выражено достаточно ярко, и не всегда сглаживается к окончанию дошкольного периода.

Однако, проблемы всестороннего изучения двигательной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР нашли свое отражение в научной литературе сравнительно недавно. Как отдельная нозологическая группа адаптивного физического воспитания дети с ЗПР начали рассматриваться в конце девяностых годов. За истекший период научного поиска был накоплен значительный материал, позволяющий выявить некоторые закономерности двигательного развития этой категории детей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.