Маринич Виталий Владимирович, — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Маринич Виталий Владимирович,

2022-11-14 24
Маринич Виталий Владимирович, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

кандидат медицинских наук, доцент

 

 

Допущена к защите ___________

 (дата)

                                           _________________________________

(ФИО и подпись заведующего кафедрой)

 

Пинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.. 4

ОБЩАЯ ХАРАКТКРИСТИКА РАБОТЫ... 5

ВВЕДЕНИЕ.. 9

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 14

1.1.Утомление как физиологический процесс. ………………………………….15

1.2. Физиологические свойства и исследование вегетативной нервной системы. …………………………………………………………………………..17

1.3. Характеристика полиморфизмов генов серотонинергической и дофаминергической систем. ……………………………………………………...19

1.3.1. Вариации генов серотонинергической системы.. 23

1.3.1.1. Описание генотипов гена 5НТТ. 28

1.3.1.2. Описание генотипов гена 5НТ2А.. 29

1.3.2. Вариации генов дофаминергической системы.. 30

1.3.2.1. Описание генотипов гена СОМТ. 32

1.3.2.2. Описание генотипов гена DAT1. 33

1.4. Направленность тренировочного процесса по периодам годичного цикла волейболисток с учетом разного игрового амплуа. …………………………….34

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 52

2.1. Задачи исследования. ………………………………………………………...52

2.2. Методы исследования. ……………………………………………………….53

2.2.1. Анализ специальной научно-методической литературы.. 53

2.2.2 Наблюдение. 54

2.2.3 Психофизиологические методики. 54

2.2.4 Поли – спектр. 59

2.2.5 Математические методы обработки результатов. 60

2.3. Организация исследования. ………………………………………………….60

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. 63

3.1. Определение генетической предрасположенности волейболисток к развитию определенных физических качеств. ………………………………….65

3.2. Результаты диагностики функционального состояния ЦНС у волейболисток в подготовительный и предсоревновательный периоды подготовки. ………………………………………………………………………..71

3.3. Ассоциации генетических вариантов серотонинергической и дофаминергической систем с изменениями нейродинамических показателей под влиянием физической нагрузки. …………………………………………….78

3.4. Анализ эффективности применения разработанной методики построения спортивной тренировки в подготовительном и предсоревновательном периодах подготовки, на основе учета выявленных генетических и психофизиологических особенностей волейболисток каждого игрового амплуа. ……………………………………………………………………………..84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 92

ВЫВОДЫ... 94

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 96

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 97

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 104

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВНС – вегетативная нервная система

ВПНП – время протекания нервных процессов

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ДЮСШ – детско – юношеская спортивная школа

ЗМР – зрительно - моторная реакция

ЗМР – зрительно – моторная реакция

МНС – метасимпатическая нервная система

ОВЦ – овариально – менструальный цикл

ОФП – общая физическая подготовка

ПЗМР –простая зрительно –моторная реакция

ПНС –парасимпатическая нервная система

РДО – реакция на движущийся объект

РНК – рибонуклеиновая кислота

РР – реакция различения

СДЮШОР–спортивная детская юношеская школа олимпийского резерва

СНС–симпатическая нервная система

СФП – специальная физическая подготовка

УР–устойчивость реакции

УФВ – уровень функциональных возможностей

ЦБ – центральный юлокирующий

ЦНС – центральная нервная система

ЧСС–частота сердечных сокращений

ЭКГ –электрокардиография

AVEM– психофизиологическая методика

CNVs–полиморфизмы повтора

SNPs– полиморфизм одиночных замен

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТКРИСТИКА РАБОТЫ

Суть исследования заключалась в расширении имеющихся представлений о средствах адаптивной физической культуры детей с задержкой психического развития, в применении нового подхода использования специальных физических упражнений для улучшения показателей физического развития, координационных способностей, физических качеств и психических функций. Оценка функционального состояния организма, условий эффективного взаимодействияв учебном процессе, выявление индивидуальных особенностей протекания нервных и психических процессов у детей с задержкой психического развития.

Цель исследования: на основании результатов тестирования развития физических качеств, психических функций у детей с ЗПР обеспечить выбор средств адаптивной физической культуры с учетом их влияния на психофизическое состояние ребенка и оценить их эффективность.

Задачи исследования:

1. Оценить функциональное состояние вегетативной нервной системы детей с ЗПР на основе анализа показателей зрительно–моторных реакций: «Помехоустойчивость», «Оценка внимания».

2.  Оценить уровень физического развития и особенности внимания у детей с ЗПР при помощи нормативных физических упражнений и психофизических тестов.

3. Предложить рекомендации по коррекции и индивидуализацииучебного процесса детей с задержкой психического развития при помощи средств адаптивной физической культурыв зависимости от выявленных изменений состояния центральной нервной системы и функциональных возможностей организма.

4. Оценить эффективность использования средств адаптивной физической культуры у детей с ЗПР, при помощи психофизиологических методик и тестирования уровня физической подготовленности.

Объект исследования: учебный процесс детей с задержкой психического развития с использованием средств адаптивной физической культуры.

Предмет исследования: применение средств адаптивной физической культуры, показателейзрительно–моторных реакций, показателей нормативных тестов уровня физической подготовленности в коррекции психофизического состояния у детей с задержкой психического развития.

Методика исследований. В исследованиях использовался полноцветный зрительно–моторный анализатор комплекса «Психотест». Тестирование ВНС детей с задержкой психического развития проводилось по таким психофизиологическим методикам как: «Помехоустойчивость», «Оценка внимания».

При тестировании физической подготовленности детей с ЗПР и разработке индивидуального комплекса средств адаптивной физической культуры особое внимание уделялось упражнениям для динамического, статического равновесия, упражнениям для мелкой моторики и упражнениям для улучшения межполушарных связей, что должно подтвердить возможность применения данного комплекса при коррекции учебного процесса. 

Положения выносимые на защиту:

1. В физическом воспитании детей 7 – 9 лет с ЗПР следует включать комплекс средств адаптивной физической культуры, учитывающих особенности их физического и психического развития. В содержание этого комплекса включаются упражнения для развития моторики рук и упражнения для развития способностей к равновесию, балансированию, упражнения для улучшения межполушарных связей. Эти упражнения выполняются на уроках физической культуры трижды в неделю, в подготовительной и основной частях урока.

2. Применение комплекса средств адаптивной физической культуры в физическом воспитании детей 7 – 9 лет с ЗПР в условиях образовательного учреждения оказывает существенное положительное корригирующее воздействие на физическое развитие, координационные способности, физическую подготовленность и психические функции занимающихся.

Апробация результатов диссертации: Материалы диссертации представлены и обсужденына международной научно – практической конференции«Актуальные проблемы развитияфизической культуры и спорта всовременных условиях» (РФ, г. Курск, 2018),на XV Всероссийской научно –практической конференции с международным участием «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех» и внедрение всероссийского физкультурно – спортивного комплекса ГТО» (РФ, г. Тюмень, 2017). Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры физической культуры и спорта Полесского государственного университета.

Структура и объем магистерской диссертации: диссертация состоит из глав: «Введение», «Обзор литературы», «Задачи, методы и организация исследования», «Результаты исследования и их обсуждение», «Заключение» «Выводы» и «Список литературы». Текст диссертации изложен на 161 страницах, содержит 1 рисунок и 10 таблиц. Список литературы состоит из 75 цитируемых источников, из которых 57– на русском и 18 – на  иностранном языке.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность нашего исследования определяется тем, что, согласно данным исследований 2000 – х гг. XXI века, количество детей с задержкой психического развития в Беларуси постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во – первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во – вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в – третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от «не нормы», но и выявляя разные формы и степени нарушенности.

Учеными [6] доказано, что у детей данной категории наблюдается нарушение познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости. По данным медицинской статистики количество здоровых детей с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к школьной нагрузки.

Проблема адаптации и интеграции детей с задержкой психического развития является весьма актуальной и требует повышенного внимания. Следует отметить что лёгкие нарушения в интеллектуальных проявлениях рассматриваются специалистами как задержка психического развития. Пограничность психофизического состояния таких детей, многогранность характеристик дизонтогенеза, требуют специальных условий психолого-педагогического сопровождения их развития [2].

Особое внимание в младшем возрасте необходимо уделить развитию физических качеств детей. Именно в данном возрасте происходит закладка фундамента, для формирования полноценной двигательной базы человека. Наличие нарушений на этом этапе развития может привести к серьезным проблемам физического и двигательного развития. Избежать негативных последствий возможно при помощи средств адаптивной физической культуры. В этом отношении адаптивное физическое воспитание рассматривается как важная образовательная дисциплина. Ее первостепенными задачами является укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, полноценное формирование двигательной базы.

Адаптивное физическое воспитание является относительно молодой и интенсивно развивающейся научной дисциплиной. Оно призвано обеспечить условия для полноценного формирования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Получение результатов и их новизна. Новизна исследования заключалась в расширении имеющихся представлений о средствах адаптивной физической культуры у детей с задержкой психического развития. Оценка эффективности средств адаптивной физической культуры, условий эффективного взаимодействия в учебном процессе, выявление индивидуальных особенностей протекания нервных и психических процессов у детей с задержкой психического развития.

Цель исследования: на основании результатов тестирования развития физических качеств, психических функций у детей с ЗПР обеспечить выбор средств адаптивной физической культуры с учетом их влияния на психофизическое состояние ребенка и оценить их эффективность.

Задачи исследования:

1. Оценить функциональное состояние вегетативной нервной системы детей с ЗПР на основе анализа показателей зрительно–моторных реакций: «Помехоустойчивость», «Оценка внимания».

2.  Оценить уровень физического развития и особенности внимания у детей с ЗПР при помощи нормативных физических упражнений и психофизических тестов.

3. Предложить рекомендации по коррекции и индивидуализацииучебного процесса детей с задержкой психического развития при помощи средств адаптивной физической культуры в зависимости от выявленных изменений состояния центральной нервной системы и функциональных возможностей организма.

4. Оценить эффективность использования средств адаптивной физической культуры у детей с ЗПР, при помощи психофизиологических методик и тестирования уровня физической подготовленности.

Объект исследования: учебный процесс детей с задержкой психического развития с использованием средств адаптивной физической культуры.

Предмет исследования: применение средств адаптивной физической культуры, показателейзрительно–моторных реакций, показателей нормативных тестов уровня физической подготовленности в коррекции психофизического состояния у детей с задержкой психического развития.

Теоретическими и методологическими базами исследования явилисьобщенаучные положения и принципы теории и методики педагогических исследований; положение о единстве законов развития нормального и аномального ребенка, обоснованное в работах Л.С.Выготского, Л.В.ЗанковаA.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии и др.;
генетические маркеры физической работоспособности (В.А. Рагозкин); концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальными образовательными потребностями) (Международная научно – практическая конференция,2001г.);
управление познавательной и физической деятельностиребенка с ЗПР на основе использования индивидуальных для каждого ребенка средств адаптивной физической культуры.

Научная новизна исследования:

– определены особенности физического развития, координационных способностей, физических качеств и психических функций детей 7 – 9 лет с задержкой психического развития;

– определены показатели психофизиологического состояния детей с задержкой психического развития по методикам комплекса НС – Психотест – Нейрософт;

– разработан с учетом этих особенностей комплекс средств адаптивной физической культуры для физического воспитания детей 7 – 9 лет с ЗПР в условиях образовательного учреждения;

– установлено, что применение этого комплекса в физическом воспитании детей 7 – 9  лет с ЗПР в условиях образовательного учреждения способствует улучшению показателей физического развития, координационных способностей, физических качеств и психических функций.

Рабочая гипотеза: предполагалось, что рекомендации в индивидуализации подходов к выбору средств адаптивной физической культуры у детей с ЗПР позволят достигнуть оптимального психофизического состояния в период обучения и повысит его эффективность.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры новыми научными знаниями об особенностях психического и физического развития детей 7 – 9 лет с ЗПР, об эффективных средствах физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР, способствующих коррекции их психофизического состояния.  

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что организация физического воспитания детей 7 – 9 лет с ЗПР в условиях образовательного учреждения на основе применения экспериментального комплекса средств адаптивной физической культуры позволяет повысить эффективность воздействия физических упражненийна психическое и физическое развитие занимающихся.

Достоверность и обоснованность полученныхрезультатов обеспечены методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов поставленным задачам, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных данных методами математической статистики, практическим подтверждением основных положений исследования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.