Теории конфликтовпредставлены в конфликтологии двумя диаметрально противоположными направлениями: — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Теории конфликтовпредставлены в конфликтологии двумя диаметрально противоположными направлениями:

2022-11-14 25
Теории конфликтовпредставлены в конфликтологии двумя диаметрально противоположными направлениями: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-бесконфликтных гармоничных отношений;

-конфликтного диалектического развития.

Виды конфликтов:внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный.

Группа неосновных типов конфликтов:

по длительности протекания – затяжные (долговременные), среднесрочные (средней продолжительности), краткосрочные (быстротечные); по направленности – горизонтальные (между коллегами), вертикальные (между начальником и подчиненным), смешанные; попоследствиямям – конструктивные (способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимопонимания), деструктивные (портят отношения и отрицательно сказываются на работе); по организационным позициям – революционный (борьба за резкие перемены), инновационный (борьба нового со старым), реформирующий (внедрение новых технологий и противодействие этому); по степени открытости – открытые (участники и их претензии друг к другу публично заявлены) и скрытые (участники стараются не показывать противоречие окружающим).

 

29—

 Причины и последствия конфликтов

В ходе изучения причин и последствий конфликтов выделяют предконфликтную ситуацию – стечение обстоятельств, способствующих накоплению противоречий и претензий. Наиболее типичными ситуациями, которые приводят к накоплению эмоционального напряжения, и могут рассматриваться как предконфликтные, являются:

- претензии по вопросам, которые не являются зоной ответственности данного сотрудника согласно официального распределения функций;

- исключение работника из подготовки важных решений по вопросам, которые составляют зону его компетенции;

- за профессиональные достижения одного награждаются другие, выдвигаемые работником идеи и предложения присваиваются другими;

- важные стратегические дела, которые позволили бы работнику проявить квалификацию и креативность, достигаются другим;

Все это формирует предконфликтную ситуацию. Часто участники при этом даже не осознают истинных первопричин.

Все конфликтогены можно свести к трем основным видам: стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм.

Стремление к превосходству связано с определенным спектром высказываний и действий, которые направлены на возвышение себя над другими. Основными проявлениями стремления к превосходству являются: навязывание своих мнений, снисходительное отношение, хвастовство.

Стремление к превосходству обычно встречает явное или скрытое психологическое раздражение, желание поставить зарвавшегося «на место», показать ему его истинную роль.

Агрессивность как вид конфликтогена заключается в резких, враждебных высказываниях и действиях, повышенной готовности к конфликту. Агрессивность проявляется в недружественных словах и поступках, ситуационном поведении, реакции на помехи.

 Эгоизм, как вид конфликтогена, заключается в постановке своих интересов над другими, в том числе общественными. Эгоизм может проявляться в следующем: получении выгод за счет других, игнорировании интересов других, несправедливости.

 Причины конфликтов – это те обстоятельства, которые создают конфликтную ситуацию. В конфликтологии выделяется пять основных групп причин конфликтов: информационные, производственные, структурные, ценностные, поведенческие.

Информационные причины связаны с содержанием и качеством сведений, получаемых и передаваемых в ходе коммуникаций. К числу информационных причин можно отнести: сокрытие сведений, дезинформацию, недостатки законодательства и нормативов..

Производственные причины конфликтов связаны с недостатками в организации профессиональной деятельности коллектива. В число основных производственных причин входят: 

Нечеткое распределение функций приводит к путанице и спорам в правах и ответственности за те или иные участки работы.

Ограниченность ресурсов неизбежно приводит к недовольству в их распределении.

 Неправильный контроль связан с неопределенностью, подозрительностью, тотальностью.

 Структурные причины обычно связаны с наличием (соседством) в коллективах производственных и неформальных групп и других социальных явлений. В этом случае могут возникнуть противоречия в вопросах собственности, социального статуса, системы поощрения и наказания.

 Ценностные причины заключаются в комплексе принципов, целей, направленности. К данной группе причин относятся противоречия в: убеждениях, постановке целей и способах их достижения.

Поведенческие причины конфликтов связаны с поступками, работой людей, либо, наоборот, их бездеятельностью. В эту группу причин противоречий входят: недружественное поведение, подрыв репутации коллектива, недобросовестная работа.

Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных:

1) трудовым процессом;

2) психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т.е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническим различиями людей и т.д.

3) личностным своеобразием членов группы, например: агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Последствия конфликтов могут иметь четыре варианта: конструктивный, нейтральный, деструктивный, послеконфликт.

Конструктивные последствия возникают в том случае, если вследствие конфликта выработано положительное решение проблемы, преодолен кризис в отношениях («вскрыт нарыв»), и дальше происходит оздоровление. К ним относятся:

– помощь в развитии организации путем вскрытия и устранения недостатков, совершенствование структуры организации, улучшение положения социальных групп, поддержание динамического равновесия и общественной стабильности;

– улучшение отношений между людьми;

–люди перестают рассматривать наличие разногласий как зло, всегда приводящее к плохим последствиям;

– совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

Нейтральные последствия заключаются в том, что конфликт разрешен, и все вернулось на свои места.

Деструктивные последствия, означают, что в результате конфликта произошли необратимые изменения в худшую сторону: испортились отношения, упущена реальная выгода или произошли другие негативные события. Наиболее серьезными деструктивными последствиями являются:

- чувство неудовлетворенности отношениями, атмосферой, трудом, и, как следствие, рост текучести кадров;

- представление о другой стороне как о враге, ее целях, как отрицательных, а о своих целях и ценностях – как исключительно положительных.

Послеконфликт– это продолжение конфликта в более мягкой или скрытой форме. Конфликт вроде бы разрешен, но «угли тлеют» по-прежнему. Причем этот «шлейф» является отрицательным.

 

30—


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.