Аттестация учащихся младших классов по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». (тел) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Аттестация учащихся младших классов по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». (тел)

2022-10-29 54
Аттестация учащихся младших классов по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». (тел) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

III. Физическое воспитание в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования

1. Профессионально-прикладная направленность физического воспитания в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Базисная учебная программа по физической культуре дает общее направление физическому воспитанию студентов и практически не может отразить конкретные задачи профессиональной физической подготовки различных учебных заведений. В то же время в каждом вузе имеется своя специфика и идет подготовка различных специалистов. Не секрет, что вузы физической культуры и факультеты физического воспитания не только не готовят преподавателей для учебных заведений сферы культуры и искусства, но и не дают общего представления о специфике подготовки будущих специалистов социокультурной сферы.
Обучение студентов по данной дисциплине в вузах культуры – более сложный процесс, чем в других, и требует от педагога не только качественного спортивного мастерства, но и знаний профессиональной деятельности студентов. Работа преподавателя в этих учебных заведениях связана, с одной стороны, с тем, чтобы не допустить отрицательных воздействий физических упражнений на профессионализм занимающихся, с другой – оказать положительное влияние на функциональное состояние организма студентов, дать им теоретические знания и практические навыки в области физической культуры и спорта.

ППФВ студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах осуществляется в вузах страны основным направлениям:

овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; o акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии; приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.) Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе -с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье с приобретением прикладных знаний по использованию средств физической культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки общественных физкультурных кадров для производства. Указанные направления имеют достаточно глубокое научно-методическое обоснование в советской теории и методике физического воспитания и изложены в специальной, литературе.

 

 

2. Особенности содержания, планирования и организации образовательного процесса по общему физкультурному образованию учащихся в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования РБ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и уровень развития физических качеств.В программе по физическому воспитанию студентов можно выделить три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.
    Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их активного, творческого использования для личностного и профессионального развития, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.Знания сообщаются преподавателями кафедры в виде лекций. Кроме того, студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
     Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей по формированию необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.Практический раздел программы реализуется на практических и учебно-тренировочных занятиях. Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
   Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.
   Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100м; 2) прыжок в длину с места; 3) поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (женщины), поднимание ног в висе до касания перекладины (мужчины); 4) подтягивание в висе лежа (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 5) бег на 2000м (женщины), бег на 3000м (мужчины); 6) бег на 30м; 7) количество метров, пробегаемых за 12 минут.
  Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце – как определяющие сдвиг за прошедший учебный год.

3. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.
Текущая аттестация представляет собой поурочный контроль соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ согласно содержанию соответствующих разделов и тем учебного предмета на уроках с выставлением отметок.
Промежуточная аттестация представляет собой тематический контроль соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям об­разовательных стандартов и учебных программ по соответствующим разделам и темам учебного предмета «Физическая культура и здоровье» с выставлением отметок за четверть, полугодие.

Итоговая аттестация — определение соответствия результа­тов учебной деятельности учащихся требованиям образователь­ных стандартов и учебных программ по учебным предметам с выставлением отметок за год (годовая отметка) с учётом ре­зультатов промежуточной аттестации, а также за период обуче­ния на уровнях общего базового и общего среднего образования.
Итоговая аттестация за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования включает в себя вы­ставление отметок за год (годовая отметка) с учётом результа­тов промежуточной аттестации.

4.Цель и задачи физического воспитания студентов учреждений высшего образования.

С каждым годом увеличивается число студентов в Республике Беларусь. В соответствии с законодательством высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки, должна обеспечить и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание студентов, таким образом, рассматривается как неотъемлемая, важнейшая часть общего воспитания студенчества. Решая специфические задачи, физическое воспитание студенчества играет в то же время существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом развитии, вносит значительный вклад в подготовку широкообразованных и всесторонне развитых специалистов.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Задачи физического воспитания. В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:

- укрепление здоровья средствами физической культуры, формирование потребности в поддержании высокого уровня физической и умственной работоспособности, самоорганизации здорового образа жизни;
- освоение студентами теоретических знаний, спортивно-прикладных умений и навыков;
- повышение уровня физической подготовленности;
- совершенствование психомоторных способностей, обеспечивающих высокую производительность профессионально-технических действий;
- создание у студентов системного комплекса знаний, теоретических основ и практических навыков для реализации их потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании на производстве, в быту, семье и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры;
- создание условий для полной реализации творческих способностей студента;
- нравственное, эстетическое, духовное и физическое развитие студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта.

5.Особенности физического воспитания студентов учреждений высшего образования с профессионально-прикладной направленностью.

 Цель физического воспитания студентов конкретизуется следующими задачами, обеспечивающими достижение необходимого уровня физической культуры:

- формирование у студента индивидуального идеала физически современной личности;

-формирование мотивов, необходимых для физического совершенствования и самосовершенствования;

- создание у студентов системного комплекса знаний теоретических основ и практических навыков для реализации их потребностей в двигательной активности в быту, семье, производстве и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры, как компонента общей культуры будущего высококвалифицированного специалиста;

- обеспечение разносторонней физической подготовленности студентов и освоение ими одного из видов физкультурно-спортивной деятельности;

- содействие оптимальному физическому развитию студентов;

-снижение отрицательного воздействия напряженного режима обучения в вузе, повышение умственной работоспособности средствами физической культуры;

-обеспечение необходимого уровня профессионально-прикладной физической подготовленности с учетом будущей профессии;

- формирование фонда профессионально-прикладных умений и навыков;

-сохранение и укрепление здоровья студентов средствами физической культуры, формирование навыков и потребностей в здоровом образе жизни; снижение заболеваемости;

- освоение студентами теоретических знаний в области современных специальных технологий теории и методики физической культуры;

- формирование гигиенических умений и навыков.

 

6.Распределение студентов по учебным отделениям для проведения занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» в учреждениях высшего образования

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты по результатам медицинского обследования распределяются на три учебных отделения: основное, специальное, спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студента. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной (не имеющие отклонений в состоянии здоровья) и подготовительной (имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья или слабо физически подготовленные) медицинским группам.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу, т.е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья, и лечебную, куда зачисляются студенты, имеющие тяжелые формы хронических заболеваний и студенты-инвалиды.

В спортивное отделение (группы курса спортивного совершенствования по видам спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.

Студентам основного учебного отделения предоставлено право выбора специализации по видам спорта на конкурсной основе. Такая форма проведения учебных занятий является наиболее прогрессивной. Студент становится активным участником учебного процесса. Повышается эффективность занятий. Программа для студентов основного учебного отделения, направленная на углубленное изучение отдельных видов спорта и современных двигательных комплексов (аэробика, атлетизм, футбол, баскетбол, плавание и др.), позволяет получать результаты от вида деятельности в условиях соревнований, контрольных тестов, формировать устойчивую потребность в регулярных занятиях избранным видом физических упражнений. Она оправдана для студентов, которые практически здоровы, но недостаточно подготовлены для занятий в отделении спортивного совершенствования, где ведется подготовка квалифицированных спортсменов.

Во многих вузах функционируют спортивные секции по различным видам спорта, в которых занимаются студенты курса спортивного совершенствования. Здесь необходима определенная предварительная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Ведь, как правило, с этими группами студентов занимаются профессиональные тренеры.Общий объем тренировочного времени у студентов-спортсменов может составлять 10-15 ч в неделю и выше. Студенты курса спортивного совершенствования не освобождаются от теоретических и методико-практических занятий, выполняют обязательные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения. Отдельные студенты, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта со сдачей обязательных зачетных требований и тестов в установленные сроки.

Студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.

Группа А комплектуется из студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы. В эту группу входят и студенты с ослабленным зрением.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Форма итогового контроля. Студенты, выполнившие учебную программу, в каждом семестре сдают зачет по физической культуре, который предусматривает выполнение следующих требований:

- посещение учебных занятий;

- сдача теоретического и методико-практического разделов программы;

- сдача обязательных контрольных нормативов (весенний семестр) - бег 100 м, кросс 3 км для юношей и 2 км для девушек, подтягивание для юношей и поднимание-опускание туловища из положения лежа на спине для девушек.

7.Особенности организации и проведения занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» со студентами спортивного учебного отделения

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза. Выделяют теоретические и практические занятия.
Теоретические – лекции, методические практикумы, консультации, собеседования.
Практические – практикумы, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по общефизической подготовке и избранному виду спорта.
2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям, которые являются основной формой. На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности.
Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др.
Физкультпаузы проводятся после первых 4-х аудиторных или практических занятий. Их продолжительность – 8-10 минут.
Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.
Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.
2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др.проводятся под руководством педагога по физической культуре и спорту.
3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).
4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. К ним относятся турпоходы, спортивные праздники, дни здоровья, спартакиады, соревнования по календарю межвузовских и внутривузовских мероприятий.
   Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов: улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

8.Особенности организации и проведения занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» со студентами основного и подготовительного учебных отделений.

Группы общей физической подготовки (ОФП) и ГТО органи­зуются из лиц, отнесенных по результатам медицинского освиде­тельствования к основной или подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту и физической под­готовленности.

Занятия в этих группах 2—3 раза в неделю проводят преподаватели, имеющие высшее или среднее физкультурное образование, а так­же общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку.

Занятия проводятся с широким использова­нием разнообразных средств физического воспитания и включа­ют виды легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, гимнас­тики, входящие в комплекс ГТО, а также общеразвивающие фи­зические упражнения, бег на коньках, подвижные и спортивные игры и др. Реализация программы занятий может осуществлять­ся последовательно, когда занятия одним видом физических уп­ражнений через некоторое время сменяются другим видом, или комплексно, когда в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений. Практический опыт показывает, что комплексные занятия более эффективны. С помощью целесообразно подобранных для каждого занятия упражнений и примене­ния соревновательно-игрового метода можно повысить эмоцио­нальность занятий, что позволяет добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей.

Наряду с разнообразными упражнениями в процессе занятий можно большее внимание уделять совершенствованию в каком-либо одном виде спорта с учетом интересов и пожеланий занима­ющихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спор­том.

Занятия групп ОФП и ГТО рекомендуется проводятся преиму­щественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здо­ровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудо­вание: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.

Для определения эффективности занятий применяются функ­циональные пробы, дающие представление об уровне работоспо­собности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропомет­рические индексы, показывающие изменения в физическом разви­тии, и выполнение контрольных нормативов (тестов), характери­зующих степень развития физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости). Важны также по­казатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др.

9.Особенности организации и проведения занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» со студентами специального учебного отделения

 

В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам меди­цинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы—20—25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалис­там, имеющим высшее или среднее физкультурное образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, име­ющим специальную курсовую подготовку и являющимся ква­лифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 50—90 мин и больше.

 

10.Формы занятий по физической культуре и спорту со студентами

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода

обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые

взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс

физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в

высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем

специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр

физического воспитания.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом,

туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия

направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

        Программное построение курса физического воспитания

Содержание курса физического воспитания регламентируются

государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание».

Учебный материал программы предусматривает решение задач физическоговоспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение

студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания.

Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и

состоит из восьми тем. Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на

первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором

курсе.

Практический раздел программы содержит учебный материал для всех

учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической

подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений

включаются разделы:

. гимнастика,

. лёгкая атлетика,

. плавание,

. лыжный спорт (для бесснежных районов — марш-бросок или велосипедный

спорт),

. туризм,

. спортивные игры,

. стрельба.

В содержание практических занятий всех отделений включается также

материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.

Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа

включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.

Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с учётом направленности их работы.

Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

В высших учебных заведениях получили распространение такие формы

организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-

спортивные клубы по интересам; группы здоровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физической подготовки; спортивные секции; индивидуальные занятия.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.