Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (2009 г.). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (2009 г.).

2022-10-29 41
Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (2009 г.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (I-XI классы) 2009 г.

 Цель изучения предмета

Целью изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Задачи изучения предмета

Iступень общего среднего образования

К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в младшем школьном возрасте:

— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;
— двигательных умений и навыков, составляющих содержание «школы движений»;
— способов деятельности, необходимых для подвижных игр;
— духовно-нравственных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности.
Воспитательные задачи учебного предмета: содействие становлению и развитию:
— потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;
— бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;
— таких черт характера, как дисциплинированное поведение, доброжелательное отношение к товарищам, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении поставленной цели.
Оздоровительными задачами учебного предмета являются:
— освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами физической культуры;
— укрепление физического здоровья;
— развитие координационных и кондиционных способностей;
— содействие разностороннему физическому развитию;
— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;
— повышение умственной работоспособности.
IIступень общего среднего образования
К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в среднем школьном возрасте:
— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями
— духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;
— двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта.
Воспитательные задачи учебного предмета: содействие становлению и развитию:
— отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
— потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;
— таких черт характера, как дисциплинированность, доброжелательность, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;
— координационных и кондиционных способностей;
— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности.
Оздоровительными задачами учебного предмета являются:
— освоение навыков здорового образа жизни;
— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;
— содействие укреплению здоровья учащихся, всестороннему их физическому развитию;
— повышение умственной и физической работоспособности.
К прикладным задачам учебного предмета, обеспечивающим успешную социальную адаптацию и безопасность жизнедеятельности учащихся, относятся:
— обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;
— освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;
— формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях.
IIIступень общего среднего образования
К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в старшем школьном возрасте:
— убеждения в необходимости здорового образа жизни;
— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий избранными видами спорта;
— духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;
— двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта;
— современных оздоровительных технологий, представляющих интерес для учащихся.
Воспитательные задачи учебного предмета: содействие развитию и закреплению:
— отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
— потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;
— координационных и кондиционных способностей;
— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;
— таких черт характера, как дисциплинированность, честность, коллективизм, отзывчивость, смелость, доброжелательность, настойчивость в достижении цели.
Оздоровительными задачами учебного предмета являются:
— освоение навыков здорового образа жизни;
— содействие укреплению здоровья учащихся, разностороннему физическому развитию;
— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;
— повышение умственной и физической работоспособности.
К прикладным задачам учебного предмета относятся:
— обеспечение успешной социальной адаптации и безопасной жизнедеятельности учащихся;
— формирование знаний, умений, навыков, кондиционных и координационных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности;
— освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;
— обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;
— формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях.

Содержание и особенности организации и проведения учебных занятий «Час здоровья и спорта».

Учебные занятия «Час здоровья и спорта» являются обязательными для всех учащихся I-XI классов учреждений общего среднего образования. Данные занятия планируются и проводятся за счет учебных часов, предусмотренных в типовом учебном плане общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Проведение занятия «Час здоровья и спорта» включается в учебную нагрузку учителя.
    К проведению учебного занятия «Час здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». При этом сохраняется тот же порядок разработки и утверждения документов планирования учебного материала.
   По своему содержанию учебные занятия «Час здоровья и спорта» являются продолжением учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Поэтому при их планировании и проведении рекомендуется использовать:

− учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в каждом классе соответственно;
    − учебные программы факультативных занятий физкультурно-спортивной направленности, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь;

При выборе содержательного наполнения учебного занятия «Час здоровья и спорта» в каждом из V–XI классов количество и перечень изучаемых видов спорта не регламентируется. Например, в I и IV четвертях учебного года можно обучать учащихся элементам игры в футбол или волейбол, а во II и III четвертях – в баскетбол, гандбол или элементам аэробики и атлетической гимнастики.

Требования к проведению современного урока по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Индивидуальный подход к учащимся. Это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его — изучение особенностей каждого ученика и нахож­дение адекватных методов обучения и воспитания. Индивидуальный подход не обязательно выражается в про­ведении занятий отдельно с каждым учеником. Он предпола­гает разумное сочетание всех способов организации деятель­ности учащихся — фронтального, группового и индивидуаль­ного. Обязательным же является постоянное пристальное вни­мание к работе каждого ученика. Как это осуществлять? Не ограничиваясь делением класса на группы мальчиков и девочек, следует провести четкое раз­деление (дифференцирование) учащихся внутри этих групп по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Кроме того, надо принимать во внима­ние тип телосложения, темперамент, волевые качества, инте­ресы.

31, 32. Заблаговременная подготовка учителя физической культуры к уроку.
Непосредственная подготовка учителя физической культуры к уроку.

Организация и проведение урочных занятий представляет собой сложную многостороннюю деятельность. Поэтому для того, чтобы достичь высокого качества урока, преподавателю необходимо заблаговременно и тщательно готовиться к нему, в частности:

а) определить задачи урока;
    б) разработать конкретный план его;
  в) предусмотреть необходимое материальное оснащение.

Эти разделы подготовки взаимосвязаны, но в то же время каждый из них требует специальной работы.

 Задачи урока, как уже говорилось, должны быть посильными для решения в данном занятии. Определить задачи урока - значит выявить его место в системе занятий и с возможной полнотой представить себе его результаты. Этому способствует рабочее планирование. Однако действительный ход учебно-воспитательного процесса всегда вносит коррективы в планы. Поэтому поставленные задачи всякий раз необходимо уточнять на основе тщательного анализа результатов предыдущего урока или ряда уроков и учета количества оставшегося времени во всей серии занятий. Только так можно обеспечить должную преемственность планируемых уроков.
  Следующий момент в подготовке к уроку - это составление подробного плана проведения его, плана-конспекта урока. Такое планирование позволяет более полно учесть все стороны деятельности занимающихся и глубже разработать ее организацию. Планирование урока начинается с определения наиболее рациональной последовательности решения задач. Обучение новому материалу, как уже говорилось, требующее наибольшего внимания и оптимальной работоспособности учащихся, планируется в основной части занятия; решение более легких задач — в начале и в конце урока. Далее подробно разрабатывается содержание основной части урока: порядок выполнения упражнений и их дозировка, объяснения, распоряжения, указания учащимся и т. д. Намечаются схемы организации учащихся при выполнении упражнений. Все это записывается в конспект.
  Особое внимание следует уделять подбору упражнений, тщательно намечая основные и вспомогательные действия, необходимые для решения задач урока. В результате должен быть разработан комплекс упражнений, отражающий с достаточной полнотой методику обучения и воспитания в научно-обоснованной последовательности.
   Разработав содержание основной части урока, преподаватель планирует подготовительную и заключительную части, учитывая их биологические и педагогические закономерности. При этом важно, как и при разработке плана основной части, четко продумать форму постановки задач, смысл и назначение упражнений, дозировку нагрузки, методы организации занимающихся, переходы и перестроения, свое место на рабочей площадке урока.
    В заключение планируется домашнее задание. Это не исключает надобности дополнять его в связи с ошибками учащихся, допущенными в уроке.
    Заблаговременно перед уроком преподаватель должен подготовить места занятий и опробовать упражнения. К подготовке мест занятий привлекаются и занимающиеся, но контроль преподавателя при этом не снимается. Практика показывает, что именно из-за неподготовленности мест занятий бывает большинство простоев в уроках и травм.

Образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (I-XI классы) 2009 г.

 Цель изучения предмета

Целью изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Задачи изучения предмета

Iступень общего среднего образования

К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в младшем школьном возрасте:

— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;
— двигательных умений и навыков, составляющих содержание «школы движений»;
— способов деятельности, необходимых для подвижных игр;
— духовно-нравственных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности.
Воспитательные задачи учебного предмета: содействие становлению и развитию:
— потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;
— бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;
— таких черт характера, как дисциплинированное поведение, доброжелательное отношение к товарищам, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении поставленной цели.
Оздоровительными задачами учебного предмета являются:
— освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами физической культуры;
— укрепление физического здоровья;
— развитие координационных и кондиционных способностей;
— содействие разностороннему физическому развитию;
— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;
— повышение умственной работоспособности.
IIступень общего среднего образования
К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в среднем школьном возрасте:
— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями
— духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;
— двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта.
Воспитательные задачи учебного предмета: содействие становлению и развитию:
— отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
— потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;
— таких черт характера, как дисциплинированность, доброжелательность, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;
— координационных и кондиционных способностей;
— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности.
Оздоровительными задачами учебного предмета являются:
— освоение навыков здорового образа жизни;
— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;
— содействие укреплению здоровья учащихся, всестороннему их физическому развитию;
— повышение умственной и физической работоспособности.
К прикладным задачам учебного предмета, обеспечивающим успешную социальную адаптацию и безопасность жизнедеятельности учащихся, относятся:
— обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;
— освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;
— формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях.
IIIступень общего среднего образования
К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в старшем школьном возрасте:
— убеждения в необходимости здорового образа жизни;
— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий избранными видами спорта;
— духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;
— двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта;
— современных оздоровительных технологий, представляющих интерес для учащихся.
Воспитательные задачи учебного предмета: содействие развитию и закреплению:
— отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
— потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;
— координационных и кондиционных способностей;
— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;
— таких черт характера, как дисциплинированность, честность, коллективизм, отзывчивость, смелость, доброжелательность, настойчивость в достижении цели.
Оздоровительными задачами учебного предмета являются:
— освоение навыков здорового образа жизни;
— содействие укреплению здоровья учащихся, разностороннему физическому развитию;
— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;
— повышение умственной и физической работоспособности.
К прикладным задачам учебного предмета относятся:
— обеспечение успешной социальной адаптации и безопасной жизнедеятельности учащихся;
— формирование знаний, умений, навыков, кондиционных и координационных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности;
— освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;
— обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;
— формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях.

Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (2009 г.).

Одной из приоритетных задач общего среднего образования считается сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни. Её успешное решение во многом зависит от качества организации изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в каждом общеобразовательном учреждении.

В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» достигается оздоровительный эффект, восстанавливается и повышается умственная и физическая работоспособность учащихся. К социально и личностно значимым его результатам относятся коррекция физического развития и физической подготовленности, физическая реабилитация и рекреация учащихся, их подготовленность к физическому самовоспитанию в различные периоды жизни. Овладение предметом связано с изучением и изменением учащимся своих психофизических возможностей, формированием знаний, двигательных и методических умений и навыков. На их основе формируются способы физкультурной и спортивной деятельности, используемые для физического и связанного с ним интеллектуального и психического самосовершенствования. Учебная деятельность, направленная на освоение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье», оказывает формирующее влияние на мировоззрение учащихся, интеллектуальные, психические, психофизические, морально-волевые и другие качества личности.
Наиболее важными ожидаемыми обществом и личностью результатами освоения предмета «Физическая культура и здоровье» является укрепление здоровья, профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни учащихся. К социально значимым результатам относятся достижение высокого уровня физического и духовно-нравственного развития, повышение умственной и физической работоспособности, снижение отрицательного воздействия умственной и эмоциональной нагрузки, обусловленной напряжённым режимом обучения.
Специфическим для Республики Беларусь фактором, оказывающим вредное влияние на здоровье учащихся, является загрязнение радионуклидами территорий, подвергшихся воздействию последствий аварии на ЧАЭС. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» должен способствовать физической реабилитации этого контингента.
Важными ожидаемыми обществом результатами освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» являются формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, способности к самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие, личности. Не менее значимыми для общества и личности являются прикладные результаты учебного предмета, которые заключаются в обучении умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками. В процессе физического воспитания формируются представления, знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения безопасности жизнедеятельности. К ожидаемым прикладным результатам освоения этого предмета относится формирование у учащихся старших классов мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, службе в вооруженных формированиях, созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Физическое воспитание должно способствовать физической подготовке девушек и юношей к будущей трудовой деятельности, семейной жизни.

Одной из социально значимых целей нашего государства является развитие в стране социально регулируемого массового физкультурного и спортивного движения населения с оздоровительной, образовательной и духовно-воспитательной направленностью. Конечная цель этого движения — формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и повышение на этой основе качества жизни народа. Ожидается, что в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» подрастающие поколения будут подготовлены к активному участию в решении социально значимых задач.

 

4-5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» и физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году».

Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности учащегося в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач.

Преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в 2015/2016 учебном году направлено на:
-формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;
-содействие в сохранении и улучшении здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта;
-создание условий для развития школьного спорта;
-ориентация учащихся выпускных классов на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта.

Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня учреждения общего среднего образования является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся. Решение указанной задачи возможно при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм и требований, обеспечивающих оздоровительный эффект каждого мероприятия. Организация каждого физкультурно-оздоровительного мероприятия должна сопровождаться строгим выполнением Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерством спорта и туризма от 06.10.2014 № 61. Наиболее оптимальным местом проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися являются пришкольные участки и спортивные игровые площадки.
    Общие положения организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.