Методика проведения подвижных игр на учебных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в младших классах. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методика проведения подвижных игр на учебных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в младших классах.

2022-10-29 56
Методика проведения подвижных игр на учебных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в младших классах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра не должна быть слишком продолжительной.

Функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита.В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая под­вижность чередуется с кратковременными передышками. Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознатель­ны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно ко­роткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает вы­держанности и упорства.
   Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваива­ют все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возра­сте образное, предметное мышление ребенка постепенно сме­няется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдае­мое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстракт­но, критически мыслить, сознательно контролировать движе­ния позволяет школьникам успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показывае­мые руководителем.
     Правила игры руководитель должен излагать кратко, посколь­ку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложен­ное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Ре­комендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
  В первом классе в начале учебного года нежелательно прово­дить командные игры. Постепенно, с приобретением двигатель­ного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами сорев­нования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча).

16. Дозирование нагрузок на уроке физической культуры (показатели, динамика).
 
Занятия физической культурой должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.
 
Для того чтобы более или менее точно определить на­грузку на уроке, надо учитывать состояние здоровья и функциональные возможности всех учеников, их физическую под­готовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного ма­териала. В ходе урока нагрузку можно регулировать изменением числа повторений, темпа движений, величины отягощений, про­должительности выполнения заданий, связанных с интенсивными упражнениями. Одним из наиболее доступных методов конт­роля величины нагрузки может служить наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС).
 
Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для уча­щихся основной медицинской группы – 170-180 ударов в мину­ту.важно контролировать частоту пульса, особенно у тех, кто пропускал по болезни, у кого недостаточный уровень фи­зической подготовленности, а также у школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе.
 
Нужно быть внимательным и к проявлению внешних признаков утомления учащихся. При средней степени утомления дыхание у них учащается, снижается интенсивность мышечных усилий, падает скорость движения, нарушается в небольшой сте­пени координация движений. При значительной степени утомле­ния чрезмерно усиливается дыхание, проявляются такие призна­ки, как побледнение лица, скованность движений и вялость во всем теле, резко нарушается координация движений. При пер­вых признаках сильного утомления, я обязан дать учени­ку отдых или полностью отключить его от выполнения упраж­нения.
 
Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей работе. Увеличивать нагрузку следует постепенно. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.

17. Предпосылки, определяющие эффективность технологии планирования физкультурного образования (личный опыт и знания учителя, наличие программно-нормативных требований, учет климатических, экологических и материально-технических условий).

Приступая к планированию учебного материала, необходимо хорошо изучить содержание учебных программ, а также правовых, нормативных и инструктивных документов Министерства образования Республики Беларусь. Вместе с тем, процесс планирования учебного материала требует от учителя анализа многих факторов. Личный опыт и знания учителя. Он предполагает знание: – возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; – методических основ физического воспитания (принципы, методы, нормативность нагрузок и т.п.) Наличие программно-нормативных требований: – содержание физического воспитания для конкретного возраста учащихся; – нормативы как критерии полноценного решения задач физического воспитания. Учет климатических и экологических условий школы: – сухая или дождливая осень и весна; – наличия снега в зимний период; – радиационное загрязнение среды и др.; – удаленность школы от дома учащихся; – наличие условий для плавания. Учет материально-технической оснащенности школьной спортивной базы: – наличие спортивного зала, стадиона, спортивной площадки, лыжни, бассейна; – оборудование спортивной базы; – наличие инвентаря (многокомплектное нестандартное оборудование, тренажеры и т.д.

18. Требования к планированию процесса физкультурного образования (научность, непрерывность, последовательность и параллельность, согласованность компонентов и др.).

Каждый учитель, проводящий уроки физической культуры и здоровья, планирует на учебный год содержание учебного материала с учетом оптимального решения задач физического воспитания учащихся, их возрастно-половых, психических и физиологических особенностей, а также условий проведения занятий, наличия и состояния спортивной базы, оборудования, инвентаря, традиций школы и интересов учащихся, состояния их физического здоровья и уровня физической подготовленности. Методика планирования учебного материала по физической культуре предполагает соблюдение следующих требований (Гужаловский):
1 Научность – в основе планирования должны лежать методические принципы физического воспитания и правила их реализации: – непрерывность процесса физического воспитания; – регулярное чередование нагрузок и отдыха; – последовательность и параллельность в распределении материала уроков; – согласованность различных компонентов содержания (средств) в отдельном уроке и в системе занятий; – динамичность и постепенность в изменении требований, предъявляемых к учащимся.
2. Реальность плана. План должен составляться с учетом уровня подготовленности и возможностей учеников, сложности упражнений и тяжести нагрузок, климатических условий региона и сезонности их изменений, наличия физкультурного зала, комплексной площадки, учебного оборудования и пр. (материально-техническое обеспечение).
3. Конкретность. План должен иметь четкую структуру, конкретизирующую содержание отдельных его разделов. В нем необходимо отразить систему соподчиненного учебного материла, наметить сроки его освоения, определить последовательность прохождения основных разделов и видов упражнений учебной программы с учетом их взаимовлияний.
4. Преемственность и перспективность плана обеспечиваются определением последовательности обучения и развития учащихся с учетом развивающего и поддерживающего эффекта предыдущих знаний; соблюдением основных методических принципов, определяющих практическую деятельность учителя по физическому воспитанию учащихся (сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, развивающего эффекта, сопряженного воздействия, вариативности, индивидуализации).
5. Компактность плана, простота и наглядность оформления. Краткость и четкость формулировок при достаточной емкости их содержания, использование графических средств изображения и условных обозначений. Республиканский центр физического воспитания учащихся и студентов добавляет к этому: Вариативность планов, которая предусматривает возможности изменения поставленных на конкретный урок задач.Например, замена одной запланированной игры на другую, не запланированную; перераспределение учебного материала при прохождении раздела «Плавание» и т.д.; Взаимосвязь уроков физической культуры и здоровья с внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой предполагает возможность совершенствования изученного на уроках физической культуры материала во время физкультурных праздников, физкультурно-оздоровительных мероприятий, дней здоровья, секционных, кружковых занятий и участия в спортивных соревнованиях

19.                Содержание инвариантного (базового) и вариативного компонентов учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для учащихся V - VIII классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.

Методика планирования учебного материала по физической культуре предполагает соблюдение следующих требований:

1.  реальность выполнения планов, которые разрабатываются с учетом уровня физической подготовленности учащихся, их возрастно-половых различий и особенностей, климатических условий, сезонных изменений, наличия спортивных и тренажерных залов, бассейнов, стадионов, комплексных спортивных и гимнастических площадок, спортивного и физкультурного оборудования и инвентаря;
2. конкретность планов, которая определяется наличием четкой структуры и взаимосвязи документов планирования. Достигается краткостью и конкретностью формулировок при достаточной емкости их содержания, а также использованием графических средств изображения и условных обозначений. Каждый урок должен соответствовать конкретному этапу обучения, для которого определяются конкретные задачи и средства обучения; вариативность планов, которая предусматривает возможности изменения поставленных на конкретный урок задач. Например, замена одной запланированной игры на другую, не запланированную; перераспределение учебного материала при прохождении раздела «Плавание» и т.д.;

3.  преемственность и перспективность планов обеспечивается соблюдением основных методических принципов, определяющих практическую деятельность учителя по физическому воспитанию учащихся (сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, развивающего эффекта, сопряженного воздействия, вариативности, индивидуализации). Кроме этого, распределение учебного материала по урокам невозможно без учета определенной последовательности этапов формирования двигательных умений и навыков;
  4. взаимосвязь уроков физической культуры и здоровья с внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой работой предполагает возможность совершенствования 5 изученного на уроках физической культуры материала во время физкультурных праздников, физкультурно-оздоровительных мероприятий, дней здоровья, секционных, кружковых занятий и участия в спортивных соревнованиях. Процесс планирования учебного материала базируется на структурном поэтапном распределении учебного материала с учетом деления учебного года на четверти или триместры, наличия каникулярных периодов в учебном году, решения триединой задачи образования, воспитания и оздоровления учащихся, использования научно обоснованной последовательности (этапов) формирования двигательных умений и навыков, а также наличия в каждом уроке материалов по развитию двигательных качеств.

20.             Технология разработки годового плана-графика распределения учебного материала по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования.

В годовом плане-графике решается, прежде всего, задача композиционного характера – определение целесообразной последовательности прохождения материала программы в рамках учебного года. При этом, в нашей республике используется так называемое сезонно-комплексное планирование, которое предусматривает комплексное построение уроков (материал из различных разделов программы) с учетом благоприятных климатических условий для прохождения материала программы.

1) На I-ом этапе составления годового плана учитель должен выписать из программы в левую колонку плана все содержание для определенного класса по разделам: знания, основы видов спорта, двигательные способности, тесты, домашние задания. Построение системы уроков осуществляется по типукомбинированного планирования, когда предусматривается изучение основ двигательного действия в серии уроков и воспитание двигательных способностей в серии уроков в течение учебного года. При этом планируется развитие тех двигательных способностей, которые не задействованы при обучении основам видов спорта, т.е. не развиваются и без того – параллельно.

2) На следующем этапе годового планирования следует выделить основной материал урока и определить количество уроков, необходимое для его освоения. Для выполнения этой работы необходимо знание: – дидактического материала; – методики обучения, воспитания и развития учащихся; – возрастных особенностей учащихся (физических и психических). Уже говорилось, что на обучение двигательным действиям вида спорта следует планировать не менее 4-6 уроков, а на развитие способностей 6-8. Необходимо планировать материалов с опережением, т.е. заблаговременно включать в уроки подводящие упражнения для овладения сложными двигательными действиями и подготовительные упражнения, сопряженные с развитием физических качеств (например, к бегу, метаниям). Необходимо учитывать опасность перегружения материала IV четверти – новым учебным материалом и отрицательного воздействия упражнений, связанных с проявлением выносливости. Дидактическая детализация годового плана-графика величина условная. Если годовой план-график выполнен в обобщенном варианте, т.е. распределены лишь разделы программы, то дальнейшая детализация может иметь место в рабочих планах на четверть.

21.                Технология разработки поурочного календарно-тематического плана-графика на четверть по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования.

Поурочные календарно-тематические планы могут быть выполнены в различной форме, например, в форме таблицы, в форме текстового изложения и др. Важно отметить, что Министерством образования Республики Беларусь не установлены конкретные требования к оформлению поурочных календарно-тематических планов. Учитель может использовать любую форму, которая, по его мнению, наиболее удобна для работы.
Значительную сложность представляет в поурочном планировании правильная постановка учебно-воспитательных задач. Следует ставить задачи на четверть (на систему уроков) и на отдельный урок. Всегда следует определять сначала основные (стержневые) задачи урока, а затем дополнительные. Основное содержание урока должно быть подчинено решению одной – центральной задачи – обучение сложным двигательным действиям и включать не более двух дополнительных задач (но не второстепенных) – закрепление разученных элементов, развитие определенных физических качеств. Здесь всегда действует жесткое правило – “чем больше задач в уроке, тем больше вероятность их не выполнить”. Контрольные уроки, на которых проверяется освоение требований к учащимся, планируются после завершения обучения тем или иным умениям и навыкам. Контрольные упражнения распределяются равномерно в каждой четверти, не более 2 на урок, соответственно намеченному учебному материалу.

22.                Технология разработки плана-конспекта урока по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования.

План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте. При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий. Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть. При разработке содержания урока физической культуры необходимо определить средства и методы решения каждой из задач урока; уточнить необходимый инвентарь для урока; разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач; определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке. Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

Содержание и особенности организации и проведения учебных занятий «Час здоровья и спорта».

Учебные занятия «Час здоровья и спорта» являются обязательными для всех учащихся I-XI классов учреждений общего среднего образования. Данные занятия планируются и проводятся за счет учебных часов, предусмотренных в типовом учебном плане общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Проведение занятия «Час здоровья и спорта» включается в учебную нагрузку учителя.
    К проведению учебного занятия «Час здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». При этом сохраняется тот же порядок разработки и утверждения документов планирования учебного материала.
   По своему содержанию учебные занятия «Час здоровья и спорта» являются продолжением учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Поэтому при их планировании и проведении рекомендуется использовать:

− учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в каждом классе соответственно;
    − учебные программы факультативных занятий физкультурно-спортивной направленности, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь;

При выборе содержательного наполнения учебного занятия «Час здоровья и спорта» в каждом из V–XI классов количество и перечень изучаемых видов спорта не регламентируется. Например, в I и IV четвертях учебного года можно обучать учащихся элементам игры в футбол или волейбол, а во II и III четвертях – в баскетбол, гандбол или элементам аэробики и атлетической гимнастики.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.