Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников

2022-10-29 40
Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы.                                               На базе МОУ СОШ №2 им. С.С. Орлова г. Белозерск во внеурочное время реализуется экологический кружок "Экология" и в отделение функционирует кружок "Родной край". В данных кружках активное участие принимают учащиеся 4 класса, курирует экологическое направление классный руководитель Лукьянова Светлана Александровна.             Внеурочная работа является формой организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, и продолжительность ее выполнения определяется индивидуальными особенностями ребенка.                                              Одной из задач внеурочной деятельности по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.                               Для того, чтобы внеурочные занятия были интересны и не утомляли детей после учебного процесса, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеурочная деятельность дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.                                                                       В основе построения внеурочных занятий с экологической направленностью лежат следующие установки:                                                 - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;                                  -развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;            - обучение младших школьников методам познания окружающего мира;                                                                                                                    - воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.                                                  Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеурочной деятельности достигается, если:                      - обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;                                                   -реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.                           Кружковая работа во внеурочное время позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеурочной работы:

• проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

• экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;

• внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

• организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

• проведение экологических праздников, КВН, устных журналов;

• ознакомление с заповедниками в близи Курортного района;

• беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;

• оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов.                             Так же формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:

•   индивидуальных,

•   групповых,

•   массовых.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе.                                 Важным видом индивидуальной внеклассной работы является домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкина и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.                                                                                                                К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе.                                          К самым распространенным видам групповой внеурочной работы по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова следует относить:                  - эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе.                      Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.                                            Начало младшего школьного возраста характеризуется поступлением ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.                                                                            В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры т.к. в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда приемущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.          В основе общения младших школьников с живой природой лежит отношение старшего к младшему.                                                        Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему моет появиться у ребенка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это связано с незнанием младшими школьниками правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней.                                                                       Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития младших школьников.                                                   Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребёнка растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребёнка и может изменено только им. Например, дежурный забыл полить растения: листья поникли, стали опадать, нераспустившийся бутон засох. Вид растения заставляет дежурного оценить своё поведение и изменить его. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у младших школьников должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков.          Младшему школьнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к индентификации с собой (животному, растению больно, как мне). Ребенок легче понимает то, что связано с ним, его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями. Высоких педагогических результатов в начальной школе можно добиться лишь при строгом соответствии педагогического процесса психическому процессу, формирующему становление соответствующего сознания – знаний и отношений к своему природному и социальному окружению.         Высоких педагогических результатов в начальной школе можно доиться лишь при строгом соответствии педагогического процесса психическому процессу, формирующему становление соответствующего сознания – знаний и отношений к своему природному и социальному окружению.                                                                                         Это означает, что экологическое образование как педагогический процесс необходимо осуществлять в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согласии с природой, формировать представления о ней как о среде жизни, как об источнике здоровья, духовного и физического развития человека.                                             Можно сделать вывод, что разнообразные виды работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию взаимно связаны между собой и дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.                                                                                             Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т.к. в этот период развития ребенка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем дети 4 класса имеют свои возрастные особенности. Это необходимо учитывать для планирования и проведения внеклассной работы по экологии.

 

    Выводы по первой главе

    На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников сделаны выводы о том, что экологическое воспитание школьников приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечно целью формирование экологической культуры. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды.   Экологическое воспитание – одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста.                                                 При правильной организации учебной и воспитательной работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе.                                                 Проблема экологического образования и воспитания вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания.                                                       Познавательный интерес ребенка к миру природы нестойко: оно носить ситуативный характер, быстро возникает и исчезает. Задача педагога сделать его более устойчивым позволяет работа во внеурочное время, направленная на осознание детьми гуманистической сущности единства человека и природы, позволяющая использовать разнообразные методы и формы работы экологического воспитания младших школьников.                              Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала и различных форм внеклассной работы, постепенного осложнения и углубления отдельных элементов и с учетом возрастных особенностей младших школьников

    Необходимо вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Большие возможности для включения учащихся в практическую деятельность дает внеклассная работа по курсу «окружающий мир», под которой методисты понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, вязанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время.                                                                                          В последнее врем во внеклассной работе широко применяются инновационные методы. Как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников разработаны и отражены недостаточно.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.