Сущность и особенности внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сущность и особенности внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников

2022-10-29 58
Сущность и особенности внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время тема экологии становится как никогда актуальной. Премьер Министр РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета РФ подчеркнул важность решения экологических проблем и поручил Правительству принять развернутый комплекс мер по улучшению экологической обстановке в стране и совершенствованию экологической политики.                                                                                                                                                                  Экология, как наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания (Т.А. Бабанова).                                                                                                           Данное понятие появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди обычных людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.                                                                                                                                                              В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание – «это формирование у детей эко логического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств».            Определяя сущность экологического воспитания Иванова Т.С. выделяет:

во-первых: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности. Цель экологического воспитания – «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания».

    Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь лишь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.                                                                                            Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. (по М.Г. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову).    Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.                                Итак, экологическое воспитание - это систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у человека культуры, взаимодействия с природой. Этот термин понимается и как целенаправленный, организованный процесс формирования у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, обеспечивающих формирование ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности учащихся.                                                      Экологическое воспитание - это целенаправленное формирование у людей разного возраста экологического мышления, экологических, нравственных, правовых взглядов на природу и место в ней человека. Внеклассная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал проф. – ориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.                                        Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.                                                                                                        И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.Считают, что целью экологического воспитания является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, которым во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения и воспитания является начальная школа. Конкретная цель экологического воспитания младших школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.                                                                 Экологическое воспитание в начальной школе, предполагает глубокие знания об окружающей среде, экологический стиль мышления и ответственное отношение к природе, умение решать экологические проблемы, принимать непосредственное участие в природоохранной деятельности.                                                                   Экологическое образование и экологическое воспитание - понятие, которые иногда путают. Некоторые думают, что чем больше человек знает о природе, тем осознанно она будет защищать. Знать природу - признак необходима, но недостаточна. Владение знаниями о предмете не всегда определяет отношение к нему. Школа должна позаботиться также о своевременном воспитания у детей готовности к экологической деятельности.                                                                            Экологическое образование - это лишь достоянии человеком экологические знания. Гораздо важнее, на наш взгляд, является экологическое воспитание, которое представляет собой усвоение человеком особой экологической морали, этики отношения природы и человека. При этом экологическая мораль и экологическая этика по своей сути глубоко гуманистическими.                                                                                      В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.                                                                                         Под экологической культурой понимается часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы (Проект федерального закона РФ «об экологической культуре» № 90060840-3(внесен 13.07.2000); гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом (Разенкова Д.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: М., 2001. – 162 с). Экологическое сознание включает представления о генетической, производственной и духовной связях человека (общества) с природой а также программные установки по преобразованию и сохранению природы.(Абдулаев З. экологические отношения и экологическое сознание. Ташкент, 1990).                                                                                        Основной целью учителей начальных классов при организации внеклассной работы по экологии является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, стремящейся практически решать экологические проблемы.                                                                    Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.                                                           Для того чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеклассная работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.              В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:                                           - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;                                    -развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;            -обучение младших школьников методам познания окружающего мира;   -воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.                                 Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается, если:                            - обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;                                                      - идет реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.     Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.             Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.                                                                    Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.                                                                     В образовании для устойчивого развития школа должна формировать определенные личностные качества, способности и умения учащихся. По мнению ученых, таких как А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов и др., ими являются:                                                                                                      - принятие общечеловеческих ценностей;                                             -понимание взаимосвязей в окружающей среде в глобальных масштабах;                                                                                                                -умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;                                                     - уважительное отношение к разнообразию в природе и в обществе.     Эффективность внеклассной работы по экологии в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир в начальных классах и по биологии в старших классах.     Наличие такой связи исключает элементы случайности в выборе тематики внеклассных занятий, обеспечивает научную основу проводимой работы.                                                                                              Успех проведения внеклассной работы по экологии с младшими школьниками зависит не только от того, как учитель понимает ее цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.                   Главным из них являются:                                                                         - учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками;                                                                  - усилие меж предметных связей;                                                          - реализация краеведческого подхода;                                                 - тесная связь с жизнью и трудом;                                                        - взаимосвязь учебной и внеклассной работы;                                                   -использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;                                                                                         - формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.                                                   Методические основы формирования экологического воспитания школьников разработаны в трудах Б.Т. Лихачева.                        Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах О.Д. Бобылевой.        С.Д. Дерябо и В. Я. Ясвина, изучая данную проблему, особое внимание уделяют психолого-педагогическому обоснованию.                                     З.Л. Кириллова считает, что в системе экологического воспитания исключительно важную роль играет именно начальная школа, где дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознает ли они ценности природы в жизни человека, связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природе. Роль внеклассной работы, в частности кружка, рассмотрена в статье Л.Д. Бобылева. Автор данной статьи подчеркивает значение внеклассной работы в экологическом воспитании младших школьников. С.П. Баранов считает, что внеклассная работа должна строиться на следующих принципах:  - принцип добровольности;                                                                       - принцип учета возрастных особенностей;                                                   - принцип инициативы школьников;                                                     - принцип романтики и игры.                                                      Выделяя данные принципы, Баранов отмечает, что внеклассная работа должна строиться на основе интереса и самодеятельности учащихся.        В настоящее время в соответствии с основным ФГОС в системе образования выделяется большое внимание деятельностному подходу, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления, обучения экологически ориентированной деятельности.                                                   Новая модель школьного экологического воспитания и образования общекультурной направленности с развивающей функцией и учетом трех ведущих содержательных линий – экологии природных систем, экологии человека и социальной экологии, нашла широкое отражение во всех группах требований ФГОС основанного общего образования: в требованиях к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы.                                                                                           В итоговом результате, который должен быть получен в основной школе по требованиям ФГОС, должны быть сформированы личностные характеристики, которые обеспечивают осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Заявленный интегральный результат конкретизирован во всех группах результатов стандарта- личностных, метапредметных и предметных. В качестве личностных результатов, сформированных в основной школе, рассматривается формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.                                В качестве метапредметных результатов – формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, рефлексивной и социально-практической деятельности.       Предметные результаты экологической направленности заложены в стандарте с учетом предметной специфики как естественнонаучных, так и общественно-научных дисциплин.                                                          С точки зрения В.М. Минаевой, на уроках окружающего мира недостаточно времени для глубокого изучения материала, поэтому для того, чтобы пополнить пробелы, получить новые знания, учителю необходимо особое внимание уделить внеклассной работе. Внеклассная работа должна тщательно планироваться, иметь разные формы, содержать в себе различные методы, и только тогда учитель достигнет поставленной цели. Значение внеклассной работы в экологическом воспитании подчеркивают З.А. Клепенина, Л.М. Хафизова, Д.С. Ермакова и другие.                              «Творчески работающие учителя ищут и находят разнообразные пути вовлечения учащихся начальных классов в прекрасный мир природы». Так в исследованиях И.Т. Суравегиной, внеклассная работа позволяет расширить рамки учебной программы, использовать работу музея, кружка, клуба.          Задачей первой главы является анализ литературы по проблеме исследования экологического воспитания, особенности экологического воспитания в начальной школе, сущность понятия «Экологическое воспитание», характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя в начальной школе.                                                                  Таким образом, чтобы правильно организовать внеклассную работу по экологии необходимо руководствоваться данными понятиями и высказываниями ученых – экологов.

 

Содержание, формы, методы, средства и приемы внеклассной работы.

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы начальной школы. В решении этой проблемы главное место отводится школе, прежде начальной. Ведь природная любознательность, искренний интерес к окружающему - характерные психологические особенности младших школьников, создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.      В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.                                                                 В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности.     Проблема формирования экологического воспитания школьников достаточно полно разработана в теории и практике (написать название школы где проходили практика)                                                      Сущность экологического воспитания делится две типа: первый - экологическое сознание, второй - экологическое поведение, в данном исследовании рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной работе и неурочной деятельности.           Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.                                                                                Московский профессор Н.Ф. Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» считает, что «процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»                                                                                           Ленинградские же экологи С.Д. Деребко и В.А. Ягвин считают необходимым «разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.».                                              Таким образом, проблема экологического образования вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания.                                            Существуют различные точки зрения ученых на модели организации экологического образования: С.Д. Деребко и В.А. Ягвин предлагают разработать отдельный предмет «экология», Н.Ф.Виноградова считает необходимым включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины.                                                                             А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является как мы уже говорили начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения.           Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, как высказывал Л.Д. Бобылева, включает в себя следующие основные компоненты:                                                                                                  - интерес к природе;                                                                                      - знания о природе и ее охране;                                                                - эстетические и нравственные чувства к природе;                                  - позитивная деятельность в природе;                                                       - мотивы, определяющие поступки детей в природе.                           Все эти процессы формируются у младших школьников в первую очередь на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.      Воспитанию бережного отношения к природе, как отмечает Е.Н. Ердаков в своей работе, способствует сосредоточение внимания учителя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать общественно полезном труде. Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы её улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы.     По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по экологии очень разнообразна. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением того материала, который изучается в школе. Внеклассная работа дополняет урок, т.к. её содержание может быть развернуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами.                                                   Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется её содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, экологическое, умственное, трудовое, экономическое).                                                                         Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить её воспитательное значение с позиции её цели, задачи, функции.

    Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы.                                                                                         Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания – явления окружающей действительности, которые учитель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании. Средства воспитания – это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и др.                                                                      Огромное множество методов можно сгруппировать и вырастить в систему:                                                                                                 Первая группа – методы формирования социального опыта детей.            - требование                                                                                  

это прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.

    - упражнение                                                                                

Это повторное (многократное) выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков.

    - поручение                                                                                                      

Один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Следует помнить, что дошкольники и младшие школьники особенно трепетно относятся к поучениям своего воспитателя, учительницы; для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтверждение авторитета в глазах товарищей

- пример                                                                                        

Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта.

  - ситуации свободного выбора                                             

Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Ведь в жизни люди постоянно встают перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть.

Вторая группа – методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.

       - рассказ                                                                                     

Это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе и др.), месте или ситуации.

        - лекция

Представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся (вписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).

            - беседа

Является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

            - дискуссия

Этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.

Третья группа – методы самоопределения личности ребенка.

            - «шаг вперед»

На каждый день ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог.

           - «задание самому себе»

        С помощью учителя или родителей младший школьник определяет на конкретный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приобрести какое-то недостающее качество.

            -«мой секрет»

Этот метод- вариант «задания самому себе». Младший школьник ставит перед собой цель – выполнить какое –либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищем.

Четвертая группа - методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

           - соревнование;

            - поощрение

Является важным методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений детей. Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.

           - наказание

Этот метод принято считать антиподом поощрению.

    Средства внеклассной работы представляют собой средства обучения, воспитания и развития, выбор которых определяется содержанием и формами внеклассной работы.                                                                      В качестве средств на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музыкальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.                            Выделяют 3 вида внеклассной работы по экологическому воспитанию:                                                                                                 - индивидуальная работа;                                                                     - групповая работа;                                                                                - массовые мероприятия.                                               Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.                                                                                                      Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкина, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.                                                     К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представления о строении,


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.