Внеклассное занятие «Правила поведения в природе » — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Внеклассное занятие «Правила поведения в природе »

2022-10-29 50
Внеклассное занятие «Правила поведения в природе » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к родной природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Ход занятия:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. На видеопроекторе слайд с названием «Берегите природу!». Звучит фонограмма песни «Олеся»(мелодичная, с трелями птиц, вступление). 1) экологические правила «Как вести себя в природе?» У: Ребята, послушайте стихотворения, подготовленные нашими учащимися. Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Как человек? Поступает по отношению к природе? 2)Игра «Экологический светофор». У: Ребята, к нам еще кто – то в гости пришел. Слышите стук? (на слайде презентации мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.) У:  я смотрю, гость какой – то странный (показывает на рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.(мальчик достает из рюкзака вещи – смена слайдов.) · Резиновые сапоги - я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки. (Зажигается желтый свет светофора). · Нож - я решил, когда устану, посидеть у костра (Зажигается красный свет светофора). 4итог мероприятия (рефлексия) Что вам больше всего понравилось? В чем испытывали затруднения?              

 

Определение результативности экспериментальной работы

 Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность психолого-педагогических условий, направленных на повышение знаний по экологии у учащихся младшего школьного возраста через внеклассную работу.           В контрольном эксперименте использовали те же методы, что и в констатирующем эксперименте-тестирование. Цель: выявить уровень знаний о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, о временах года и отношение к природе.                                                             Данная методика подтверждена анкетой. Цель анкетирования: Выявить уровень знаний о животном и растительном мире, отношение к природе.                                                                                               В ходе проведения анкеты и теста был выявлен уровень знаний по экологии через внеклассную работу у учащихся 2-х классов.                       В 4 «А» классе из 28 человек, 14 человек – с высоким уровнем, 9 человек – со средним и 5 человек с низким уровнем.                               Результаты контрольного эксперимента оформлены в виде сравнительной диаграммы, выражены в процентах.                        Сопоставляя результаты контрольного и констатирующего экспериментов, мы видим по экспериментальному 4 «А» классу, что уровень сформированности экологических знаний повысился, так как были проведены внеклассные мероприятия: акция «покормите птиц зимой», «Берегите природу!», заочная экскурсия «В гости к деревьям», экологический марафон, КВН, устный журнал и т.д.                                 Экологические знания в 4 «А» выше, чем в контрольном 4 «Б» классе. Данный эксперимент показал, что повысить экологические знания у учащихся младшего школьного возраста можно через внеклассную работу и при использовании ее различных форм, методов и средств воспитания. Система таких занятий оправдывается и считается неотъемлемой частью для формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста.

 

 

Заключение

Важной задачей внеклассной работы по экологии с детьми младшего школьного возраста является формирование экологических знаний, бережного отношения к объектам природы, так как это в дальнейшем позволяет успешно овладевать данной дисциплиной в старших классах.       Выбранная тема является актуальной, так как на уроках по курсу «окружающий мир» уделяется недостаточно внимания формированию основ экологической культуры, поэтому необходима система внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников.                      Данной проблемой занимались: И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова, Н.В. Добрецова, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Н.Ф. Виноградова, А.А Плешаков, Л.И. Божович, А.И. Леонтьев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.                                                                                   Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и проведение опытно-экспериментальной работы доказывают практическую значимость выбранной мною темы дипломной работы и подтверждают сформулированную в начале работы гипотезу о том, что если различные формы внеклассной работы по экологии и методы воспитания используются систематически и грамотно, то у учащихся повышается уровень экологического образования и формируются прочные экологические знания.    Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения внеклассных занятий по экологии с учащимися младшего школьного возраста было проведено 10 внеклассных занятий, на которых проводились различные конкурсы, соревнования, игры, инсценировки на экологическую тему. Они принесли положительные результаты. У учеников экспериментального класса повысился уровень знаний по экологии по курсу «окружающий мир»: сформировалось представление и многообразии растений, животных, подробнее узнали о правилах поведения в природе, о защите окружающего мира.                                                                 Подводя итоги всей работы можно сделать следующие выводы:

1. внеклассные занятия по экологии проводиться должны.

2. Такие занятия дают знания учащимся о многообразии окружающего мира, развивают любознательность, повышают познавательную активность детей, способствуют развитию памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

3. Развивает нравственные и эстетические чувства, воспитывают бережное отношение к природе в целом, а так же воспитывают чувство ответственности.

Таким образом, цель и задачи дипломной работы были доступны. Методы, которые были использованы, формируют экологические знания, а так же учащиеся осознают свою немаловажную роль в сохранении природы, развивают у них чувство ответственности за будущее состояние окружающей среды.                                                                                    Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в соответствии с основными теоретическими положениями определены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, которые способствовали повышению уровня экологических знаний, то есть, подтверждены положения гипотезы, что организация внеклассной работы по экологии у учащихся младшего школьного возраста будет наиболее эффективной при реализации следующих условий:

1) При использовании различных форм внеклассной работы;

2) При использовании различных средств;

3) При использовании различных методов воспитания.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, непосредственно касающихся анализируемой проблемы, требует дальнейшего изучения. Поэтому по исследованию данной проблемы в дальнейшем необходима разработка новейших форм, методов и приемов организации внеклассной работы по формированию экологических знаний.           Теоретические материалы данной работы и результаты исследования могут быть использованы на конференциях, во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста, учителями начальной и непосредственно в педагогической деятельности.

 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..... 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников.

1.1 Сущность и особенности внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников………………………… 8

1.2 Содержание, формы, методы, средства и приемы внеклассной работы……………………………………..…………………………………… 16

1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников…………………………………………………………………… 26

Выводы по первой главе ………………………………………………………. 31

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников.

2.1 Выявление реального уровня знаний во внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………………33

2.2 Реализация условий по повышению знаний во внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников…………....37

2.3 Определение результативности экспериментальной работы…………… 52

Заключение……………………………………………………………………… 53

Список литературы …………………………………………………………..

Приложения

 

 

Введение

Начальную школу в жизни обучающихся можно считать как первую ступень овладением знаниями о природном и социальном окружении, именно в начальной школе осуществляется первое знакомство с общей целостной картиной мира, которая их окружает, воспитывает нравственное и эстетическое отношение. Целостная система экологического воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят в первичный план учебно-воспитательного процесса – без этого жизнь человека невозможна. На сегодняшний день стало понятно, что критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей.Экологическое воспитание в начальной школе является одним из факторов экологической грамотности, определяющий сохранение жизни на нашей планете. Основная экологическая подготовка обучающихся должна быть, прочной по биологическим показателям. Знание законов живой и неживой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонию природы.                                                                                                  Изучение экологии в нашей стране является обязательный предметом во всех образовательных учреждениях. Экологическое воспитание направлено на то, чтобы полученные знания, осуществить на практике. Заложить творческий интерес к изучению природы, воспитывать нравственное и эстетическое отношение. Здесь важное значение приобретают экологическое образование и воспитание.                               Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.                                                                                    Педагогическая деятельность в начальной школе развивается на уроках окружающего мира. Знания обокружающей среды, взаимосвязь человека с природой включались к содержанию учебных предметов. Однако уровень экологического воспитания в начальной школе остается недостаточно высоким. Сегодня остро встал вопрос об "экологической осведомленности" не только в рамках учебной программы, но и осознание экологического воспитания и обучения как процесса непрерывного, т.е. такого, которое может осуществляться и во внеурочное время.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.                                               Важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста известный отечественный педагог К. Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой, он писал «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род».                                      Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к ней, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств.                                   Необходимость проведения внеклассной работы обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету. Участие школьников во внеклассной работе развивает нравственные чувства и нормы поведения, любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Такая форма работы дает широкое поле для восприятия ответственности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи.                                                        Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам не приходят сразу. Это результат целенаправленной деятельности и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассной деятельности, но и вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.)              Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием.

Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во-первых, общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых – необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению.                              Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П. Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания.    Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н. Захлебного, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др.  Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой и др.                            Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.                                          Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.              Актуальность: в связи с остротой современных экологических проблем поставлена важная задача- воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, и охране природных богатств. Одним из эффективных средств по решению этой задачи является проведение внеклассной деятельности по экологическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста. Это и определило актуальность данной работы.                                                                       Актуальность проблемы и послужило выбором темы дипломной работы

Тема: «Внеклассная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников»

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.                                                В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:                    - изучить и проанализировать основные источники по проблеме экологического воспитания младших школьников;                                       - выяснить сущность экологического воспитания младших школьников; -исследовать педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания ученика начальной школы во внеурочной деятельности;                                                                                                       -разработать методические рекомендации для учителей по организации экологического воспитания младших школьников во внеурочное время.

Объект исследования: экологическое воспитание как составная содержания воспитательного процесса.

Предмет исследования: содержание, формы и методы экологического воспитания учащихся начальных классов во внеурочной деятельности. Именно в школе должна быть экологическая сосредоточенность в жизни школьника.                                                            Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективна, если соблюдать педагогические условия:                              -осуществляться взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся;                                                                 -использованы современные технологии воспитания младших школьников (проектной деятельности);                                                      -рассмотреть внеурочные формы организации экологического образования младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа проходила в 4 этапа:

1 этап – разработка программы исследования, изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

2 этап – констатирующий эксперимент;

3 этап – формирующий эксперимент;

4 этап – контрольный эксперимент.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- эксперимент;

- анкетирование;

- тестирование.

- статистическая обработка полученных данных.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.