Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по повышению знаний по экологии у младших школьников через внеклассную работу. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по повышению знаний по экологии у младших школьников через внеклассную работу.

2022-10-29 28
Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по повышению знаний по экологии у младших школьников через внеклассную работу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опытно-экспериментальная работа включает в себя 3 этапа:

1) Констатирующий эксперимент;

2) Формирующий эксперимент;

3) Контрольный эксперимент.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №2 города Белозерск Вологодской области с детьми 4 «А» класса и 4 «Б» класса. Дети этих классов находятся в одинаковых педагогических условиях, учатся в одной школе и имеют примерно одинаковый уровень знаний.                              Цель исследования: выявить, обосновать и проверить психолого-педагогические условия, при которых организация внеклассной работы у младших школьников по экологии будет наиболее эффективной

Выявление реального уровня знаний по экологии у младших школьников

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент.     Цель: выявить уровень знаний по экологии у детей 4 класса. Для этого использовали методы:

- анкетирования;

- тестирования.

На этом этапе для выявления уровня сформированности экологических знаний у детей четвертых классов с учетом целей и задач был проведен анализ школьных документов и в том числе программы «Гармония» и «окружающий мир» (для четырехлетней начальной школы) А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина.                                                        В соответствии с новым ФГОС были подобраны и разработаны внеклассные занятия и критерии оценивания результатов проведения анкетирования и тестирования (констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент).                                                                                               С целью выявления уровня знаний по экологии детм были предложены анкеты и тесты.                                                                            Критерии сформированности экологических знаний у младших школьников:

- знания о мире животных;

- знания о растительном мире;

- знания о неживой природе;

- знания о временах года;

- отношение к миру природы.

Задания теста:

Мир животных

1) Лошадь, свинья, корова – кто относится к рогатому скоту?


2) Животные, которые сами добывают себе пищу, устраивают жилье, выводят потомство – дикие животные.


Да   ; Нет     .

3) Где живут белые медведи, моржи?

На севере ; на Юге.

Растительный мир

1) К каким растениям относятся капуста, огурцы, лук, морковь?

Комнатные растения ; овощные растения .

2) Сосна, ель, береза, лиственница. Какое слово лишнее?


3) Кустарники, деревья, полевые цветы, комнатные растения относятся к растительному миру.

 

Да ; Нет  .

Неживая природа

1) Камень, сосулька, облако, глина, песчинка – это неживая природа.

Да    ; нет.

2) Кто может дышать, размножаться, говорить, расти, питаться, умирать?

Элементы живой природы; элементы неживой природы  .

3) Скворец, кузнечик, береза, тюльпан, луна, волк. Что из перечисленного не относится к живой природе?                                     

Времена года

1) Времена года: весна, лето, осень, зима, март. Что лишнее?


2) Деревья сбрасывают листву весной.

 


Да   ; нет  .

3) Когда день становится короче?

Зимой  ; летом.

Отношение к миру природы.

1) Почему нужно заботиться о животных?

Потому что они приносят пользу   ;

Потому что они могут навредить природе  .

2) Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

Да     ; нет.

3) Чтобы помочь птицам зимой их нужно: кормить, приносить домой, делать кормушки. Выберите лишнее.

 

 


Оценка результатов:

Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень-13 – 15 баллов.

Знает представителей животного мира, распределяет их по группам. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Знает объекты неживой природы, их отличительные характеристики. Правильно называет времена года, знает характерные признаки каждого времени года. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных и растений, выражает свое отношение к представителям животного мира.

Средний уровень -8 – 12 баллов.

Ребенок в основном знает представителей животного мира, иногда не может назвать их характерные признаки. Классифицирует растения по видам, иногда не может назвать их характерные признаки. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Почти всегда правильно называет времена года, иногда не знает их характерных признаков. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных и растений. Выражает свое отношение к представителям животного мира.

Низкий уровень –5 – 7 баллов.

Часто допускает ошибки, затрудняется назвать характерные признаки, не знает объектов неживой природы, путает времена года, не может установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных и растений. Выражает свое отношение к представителям животного мира.

Задания анкеты:

Отношение к миру природы.

1. Что природа дает человеку?

2. Назовите лекарственные растения.

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Как человек разрушает природу?

5. Что могут сделать дети для охраны природы?

Мир животных

1. Что вы относите к миру животных?

2. Назовите зимующих птиц нашего края.

3. Как приспособились животные нашего края к смене времен года?

4. Чем отличаются дикие животные от домашних?

5. Назовите хищных животных.

Растительный мир

1. Можно отнести комнатные цветы к растительному миру?

2. Что происходит с деревьями осенью?

3. Какие растения можно отнести к дикорастущим?

4. Назовите хвойные растения.

5. Груши, яблоки, сливы – это овощи?

Оценка результатов:

Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень: 12 – 15 баллов

Ученик дает полный, развернутый ответ на вопрос; знает представителей животного мира, распределяет их по группам, классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки; оценивает состояние окружающей среды, знает, что делать для охраны и защиты природы.                                                                                Ученик не всегда дает полный ответ, затрудняется ответить на некоторые вопросы; не ярко показывает свое отношение к природе; в основном знает представителей животного мира, иногда не может назвать их характерные признаки; классифицирует растения по видам, иногда не может назвать их характерные признаки.

Низкий уровень: 4 – 7 баллов

Учащиеся затрудняются установить взаимосвязь между деятельностью человека и природой; не дают развернутых ответов; часто допускают ошибки.

        

Результаты занесли в таблицы. (Приложение №1, №2, №3, №4)

Изучив результаты, полученные в ходе анкетирования, можно сделать следующий вывод: в данном классе присутствуют три уровня сформированности знаний по экологии. Полученные данные позволяют сделать вывод, что в экспериментальном классе преобладают дети со средним уровнем -55%, а также присутствуют дети с низким уровнем, что составляет 30% и 15% - составляют дети с высоким уровнем. В контрольном классе также преобладают дети со средним уровнем – 50%, низкий уровень составляет 35% и 15% - высокий уровень.                                           Таким образом, в классе необходимо проводить целенаправленную работу по повышению знаний по экологии, используя различные формы внеклассной работы и методы стимулирования.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.