Арх. Деят. Баженова, Казакова и перестройка московского кремля — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Арх. Деят. Баженова, Казакова и перестройка московского кремля

2022-10-28 44
Арх. Деят. Баженова, Казакова и перестройка московского кремля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В строительстве Москвы и Подмосковья 70— 90-х годов XVIII в. важнейшую роль Баженов и Казаков(основоположники классической школы в русской архитектуре 2-й половины XVIII — начала XIX вв.)

Василий Иванович Баженов (1737—1799 гг.) В 1767 императрица Екатерина II заказала архитектору В. И. Баженову проект нового Большого Кремлевского дворца. В этом году Баженов пригласил Казакова в качестве своего ближайшего помощника, и в течение семи лет они вели совместную творческую работу.

Согласно проекту Баженова кремлевский холм должен был быть превращен в огромный архитектурный ансамбль — новый центр Москвы. Кремль предполагалось радикально реконструировать, включив в него новое здание дворца с прилегающими к нему вспомогательными корпусами, и, создав систему регулярных площадей и магистралей внутри Кремля, по-новому организовать центр города.

Основу кремлевского ансамбля должно было составлять колоссальное здание дворца с огромной овальной площадью перед подъездом к нему (с восточной стороны).. Площадь обрамлялась стройными, монументальными равновысотными зданиями. Эти здания в своем основании имели сильно выдвинутый цокольный этаж, превращенный в ступенчатые трибуны для размещения народа в дни национальных празднеств. За трибунами поднимался мощный строй колоннад, обходивший всю площадь. Колоннады и трибуны составляли как бы архитектурную оправу главной кремлевской площади.

Четырехэтажный объем дворца, обращенный главным фасадом в сторону Москвы-реки, членился на два яруса. Два нижних рустованных этажа служебного назначения трактовались в виде мощного цоколя — пьедестала для колоннады, объединявшей два верхних этажа, предназначенных для дворцовых помещений. Предполагалось связать дворец с Москвой-рекой монументальными лестницами и террасами. Торжественность дворца создавалась огромной протяженностью и классической простотой общей композиционной схемы, величием его архитектурных форм(мощные колоннады и портики ионического и коринфского ордеров). Наружному фасаду дворца Баженов придал открытый характер, сделав его легко обозримым с различных точек и подчеркнув всей его композицией господство поднятого на высокий холм здания расстилающимся у его подножия городом.

В 1773 состоялась закладка дворца, но через два года работы прекратили из-за отсутствия средств и в связи с изменившимися вкусами и настроениями императрицы. Это было ударом не только для Баженова, но и для Казакова. Для Казакова почти семилетнее сотрудничество с Баженовым было важнейшим этапом жизни. В самом конце 18 в. вновь вернулись к мысли о благоустройстве Кремля Теперь все работы были поручены зодчему М. Ф. Казакову. Архитектор создал в Кремле для правительства здание Сената (1776—1787 гг. -ныне здание Верховного Совета СССР) и дополнил постройками в древнем, «готическом» вкусе ансамбль Чудова монастыря.

Его сооружение определялось назревшей необходимостью размещения главных правительственных учреждений. Ведущим мотивом архитектурно-художественной композиции становятся формы античных ордеров, арки, свода, купола.

План здания имеет форму треугольника с внутренним двором, разделенным поперечными корпусами на три части. Центром композиции является круглый купольный зал. Все помещения Сената хорошо связаны друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру дворов. Общая конфигурация плана была вызвана формой участка, ограниченного кремлевской стеной, бывшим Чудовым монастырем и зданием Арсенала. В целом композиция сооружения представляет собой систему простых объемов с четким соподчинением частей, распределенных в строгом соответствии с их практическим назначением.

При постройке величественного и монументального здания Сената со строгим и сдержанным расчленением фасадов Казаков нашел меру органической связи нового сооружения с древними зданиями Кремля. Купол круглого зала зодчий поместил по оси Сенатской башни, фиксирующей середину кремлевской стены между Спасскими и Никольскими воротами. Таким образом, положение купола в композиции Сената создавало вторую, поперечную, архитектурную ось Красной площади. Здесь Казаков руководствовался задачей включения Сената в ансамбль главной площади Москвы. Классическая форма купола сенатского здания в центре древнего ансамбля Красной площади по-новому организовала этот ансамбль.

Протяженные фасады Сената, имеющие вертикальные членения, объединены охватывающим все здание мощным карнизом, богатая декорировка которого придает строгой внешности здания черты торжественной парадности. Казаков применил в Сенате сочетание двух равновеликих ордеров: дорического — в главных членениях всего фасада и ионического — в портике. Основным организующим элементом фасада служит ритм пилястр и лопаток, поставленных на высокий пьедестал, охватывающий цокольный и первый этажи здания.

Центр главного фасада с Сенатской площади построен в виде триумфальной арки с ионическим четырехколонным портиком и фронтоном, обрамляющей проезд во внутренний двор здания. Он подчеркнут также куполом овального зала, расположенного над въездной аркой, раскрывающей перспективу на композиционный центр сооружения — купольный зал Сената, отодвинутый в глубину парадного пятиугольного двора. Ротонда зала, оформленная снаружи монументальной дорической колоннадой и поставленная на цоколе, равном по высоте первому этажу здания, возвышается над всем сооружением и является центральным узлом всей планировочной композиции.

Зал окружен эффектной колоннадой коринфского ордера; над колоннадой устроена обходная галерея, выше которой поднимается купол. Внутри поверхность купола украшена кессонами и лепными розетками. Огромный зал (пролетом 24, 7 м и высотой 27 м) освещается тремя ярусами окон, выходящих на центральный внутренний двор здания. Архитектура зала явилась в России первым высоким примером построения монументальной композиции круглого купольного зала-ротонды и классическим образцом в дальнейшем строительстве парадных залов монументальных зданий гражданского и культового зодчества.


36. Арх-планир развитие Москвы в 1ой полов 19 в.

 

На протяжении всего 18 в Москва постепенно теряет средневековые черты. но в 1812-этот процесс был прерван пожаром в Москве. Было уничтожено ок. 6500 зд. (70%)Москва начин. быстро восстанавливаться. Была создана комиссия для строений в Москве, наиболее активную роль в ней играл арх. Бове. Сначало началось строительство жил. зд. Характер жилища изменился: размеры участков стали меньше, а над усадебной застройкой возобладала периметральная. В центре дома вышли на красную линию-это придало целостность облику Москвы.

В Питере составляет. новый ген. план Москвы(арх. Гесте) Этот проект предусматривал, в частности, пробивку ряда новых магистралей и устройство огромных площадей в центре и на окраинах города. Но проект был отвергнут, т. к. он нарушал историч. сложивш. планировку.

В 1817 в Москве разраб. новый ген. план. В нем выдвинуты 2 принципа:1)сохранение сложившейся сети радиальных улиц, 2)активное развитие кольцевых магистралей, т. е. предполагалось их создать на месте старых укреплений без нарушения планировки. На месте стен возникли площади, бульвары, улицы (сформир. Бульварное кольцо, возникло Садовое кольцо с проезжей частью на месте земляного вала.)По Бульварному кольцу создавались площади(Таганская), на Садовом кольце возникли Тверские-Земские улицы(участок имел регулярную планировку)В городе выделили несколько зеленых пространств и придали им правильные очертания(Девичье поле)

В Москве возникает целый ряд ансамблей - их создание связано с именем Бове. Он благоустроил район прилегавший к Кремлю. Река неглинная ушла под землю, исчезли старинные рвы, на их месте возник Александровский сад. Строится здание Манежа. Красная площадь расчищается от торговых рядов. Бове напротив Кремля возводит здание Верхних торговых рядов. Его купол перекликается с куполом Сената(поперечная ось Красной площади)Кремль и торговые ряды (которые охватили Китай-город), соединяла Театральная площадь.

В 1832 недалеко от Кремля строиться храм Христа спасителя арх. Тон

В целом планировочная структура не изменилась, но поменялся ее характер застройки стал более целостным.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.