Градостроительство России 20-30 г 20 века — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Градостроительство России 20-30 г 20 века

2022-10-28 40
Градостроительство России 20-30 г 20 века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Период развития советской архитектуры с 1917 по 1932 г. в области градостроительства можно разделить на два этапа. Первый-это этап осознания архитекторами новых, необычных задач, проектных поисков, экспериментов и теоретических разработок градостроительных предложений, поскольку крупных градостроительных работ до 1926 г. практически не было. Второй этап связан с ростом объемов реального строительства, возникновением новых населенных пунктов, вызванных к жизни интенсивным развитием промышленности в годы осуществления первого пятилетнего плана (1928-1932 гг.). В этот период внимание архитекторов было сосредоточено как на общей проблематике социалистического расселения, так и на разработке принципиальной структуры социалистического города.

Первые градостроительные работы были связаны с созданием генеральных планов Москвы и Петрограда. В 1918 г. проф. Б. Сакулин, разрабатывая «Город будущего», составил план районной планировки большой территории, прилегающей к Москве. Это был один из первых примеров районной планировки, позволившей определить зону экономического влияния Москвы.

В специально организованной в 1918 г. архитектурной мастерской Моссовета под руководством А. Щусева и И. Жолтовского был разработан генеральный план столицы, получивший название «Новая Москва» (1918-1924 гг.). Этот план, рассчитанный на 25-30 лет, проектировался в пределах окружной железной дороги.

Под руководством И. Фомина в 1918-1923 гг. разрабатывается проект урегулирования Петрограда. Так же, как и в проекте «Новая Москва», здесь предусматривалось сохранение исторически сложившегося центрального района города как единого ансамбля с расчисткой от поздних пристроек исторически ценных памятников архитектуры. Разуплотнение и введение в центр города зелени, размещение новых благоустроенных жилых районов на месте прежних рабочих окраин, а также создание зеленого пояса вокруг города с включением в зону его влияния пригородных поселков - все это были качественно новые черты, характерные для социалистического подхода к реконструкции города.

Первые проектные работы по реконструкции Москвы, Ленинграда, Еревана, Ярославля и других городов были нацелены на улучшение санитарно-гигиенических условий жизни трудящихся. В этих проектах впервые решалась важная в социальном плане задача смягчения контрастов между центром и окраинными районами города путем разгрузки центральной части и создания на переферии благоустроенных жилых у районов.

Намечалось построить 17 новых городов с населением по 50-200 тыс. чел. В этот период создаются проектные институты градостроительного профиля - в Москве Гипрогор и на Украине Гипроград, которые развернули большую работу по составлению генеральных планов новых городов и по районной планировке. В течение 1929-1930 гг. проходили оживленные дискуссии по проблемам расселения. Столкнулись концепции урбанизма и дезурбанизма. Урбанисты считали, что единственно прогрессивной формой расселения является растущий город с высокой плотностью населения. Их идеолог экономист-статистик Л. Сабсович. (город-коммуна Автострой-арх Крутиков, Лавров, Попов; Кузнецк-арх братья Веснены)

Идеологом дезурбанизма выступил экономист М. Охитович, которого поддерживали некоторые члены ОСА, в том числе М. Гинзбург. Дезурбанисты вообще отрицали города как перспективную форму расселения. Они предлагали создание сети современных разветвленных и технически оснащенных магистралей, вдоль которых располагаются ленты жилых поселений («ни город, ни деревня») и параллельно им полосы промышленности, аграрные комплексы, учреждения науки и культуры. (конкурсный проект Магнитогорска - арх Барщ, Владимиров, Соколов, Охитович).

Вместе с тем ряд проектных идей, переосмысленных в более реалистическом ключе, получил дальнейшее развитие и повлиял на предложения последующих лет. Милютин выступил с идеей зонального города. На основе этой схемы можно проектировать реальный город.

В целом первые 15 послереволюционных лет были периодом разнообразных интенсивных поисков в области градостроительства. Сложность и беспрецедентность задач, их масштабы вели к возникновению разнообразных, часто противоречивых градостроительных концепций. Вместе с тем было рождено много идей, действительно опередивших свое время, оцененных и реализованных в последующие десятилетия.

 

42. Генеральный план Москвы 1935 г.

 

Большую положительную роль в формировании принципов социалистического градостроительства сыграла работа по созданию Генерального плана реконструкции Москвы. Работа по генплану проходила под руководством арх. В. Семенова, С. Чернышова, и инженера А. Страментова.

Проектирование велось комплексно, различные варианты планировочной структуры города подвергались архитектурному, инженерному и экономическому анализу. Одновременно с этим производились подробные разработки крупных инженерно-технических проектов, таких как метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство мостов и т. д. Основополагающими идеями Генерального плана Москвы были регулирование численности населения города в соответствии с развитием его промышленности; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры города с решительной ее реконструкцией в соответствии с требованиями современного развивающегося транспорта, благоустройства и инженерно-технического оборудования; коренное решение проблемы водоснабжения; обводнение города и создание вокруг Москвы мощного лесопаркового пояса для оздоровления воздушного бассейна столицы; озеленение города за счет развития парковых массивов, создания зеленых клиньев, соединяющих центр с лесопарковой зоной, и озеленения жилой застройки; осуществление застройки города большими кварталами (9-15 га) с организацией обязательной сети культурно-бытового обслуживания населения в составе предприятий торговли, детских дошкольных учреждений, школ, клубов, поликлиник и т. п.. В постановлении было особо отмечено значение художественно-образного решения столицы.

Наиболее значительными градостроительными мероприятиями по реализации Генерального плана Москвы были: строительство первой и второй очереди метрополитена, реконструкция основных магистралей города-улицы Горького.

Реконструкция основных радиальных магистралей была признана первоочередным мероприятием. Развитию городского транспорта препятствовали узкие и зачастую кривые московские улицы. Так, напряженная в транспортном отношении и важнейшая в плане города радиальная магистраль- улица Горького - только в отдельных местах достигала 18 м ширины, имела булыжную мостовую.

Магистрали спрямлялись и расширялись до 60 м и более, устраивались широкие тротуары, производилось озеленение, булыжные покрытия менялись на асфальтовые, вдоль магистралей прокладывались тоннели коллекторов, объединявших инженерные коммуникации. Магистрали застраивались многоэтажными зданиями. При реконструкции улицы Горького впервые в практике градостроительства не подлежащие сносу ценные здания передвигались в глубину кварталов.

Формирование нового центра Москвы потребовало больших работ. Были снесены постройки старого Охотного ряда (антисанитарное скопище торговых ларьков, лавок, складов). На освободившемся месте были построены гостиница «Москва» (А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран) и монументальное здание Дома Совета Труда и Обороны (А. Лангман). Снесены были постройки, затеснявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана хаотичная застройка конца XIX-начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки. Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы.

Новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км, облицованные гранитом, со спусками, парапетами или чугунными решетками, были закончены к 1937 г. В период с 1936 по 1938 г. в Москве были не только сооружены девять новых, но и реконструированы три старых моста. Большие работы были проведены по озеленению города. Идея генерального плана состояла в том, чтобы превратить набережные Москвы-реки и Яузы в зеленые артерии, развить зеленые клинья вдоль радиальных магистралей - вплоть до центра города.

Большие работы были начаты по созданию нового зеленого массива на северо-западе столицы для открытой в 1939 г. новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В результате образовался крупнейший массив зелени, вобравший в себя Парк культуры и отдыха им. Дзержинского, а впоследствии-парк «Останкино» и Главный Ботанический сад.

Московский опыт оказал сильное влияние на планировку и застройку городов Советского Союза и прежде всего на реконструкцию второго крупнейшего города страны-Ленинграда

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.