Глава VIII.1. Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава VIII.1. Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации

2022-10-28 34
Глава VIII.1. Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 25.1. Право на обжалование

1. Комментируемая статья открывает главу VIII.1 комментируемого Закона, определяющую порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации. Данная глава введена с 22 августа 2014 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ, направленным на совершенствование досудебного рассмотрения споров в случае несогласия заинтересованных лиц с решениями, выносимыми регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных заявителем на государственную регистрацию документов.

Как отмечалось авторами законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ, он устанавливает процедуры подачи и рассмотрения жалоб на решения о регистрации и отказе в регистрации, выносимые в соответствии с комментируемым Законом; предусматривается четкое определение подведомственности и последовательности рассмотрения жалоб; вводится обязательная досудебная процедура обжалования решений об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе; обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать заинтересованных лиц к разрешению внутри системы регистрирующих органов возникших конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности для заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.

В положениях гл. VIII.1 комментируемого Закона прослеживаются аналогии с положениями раздела VII "Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц" части первой НК РФ, причем после внесения в них изменений Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"*(127), принятым в рамках совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Пункт 1 комментируемой статьи в рамках определения права на обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации устанавливает, что заинтересованное лицо имеет право обжаловать такое решение при условии, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права. Данное положение закреплено аналогично тому, как в ст. 137 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ*(128)) предусмотрено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Обжалованы (оспорены) могут быть не только решение о регистрации и отказе в государственной регистрации, но и иные ненормативные правовые акты, а также решения и действия (бездействие) регистрирующего органа, причем как в административном порядке (в вышестоящий орган), так и в суд. Но для решений об отказе в государственной регистрации в ст. 25.2 Закона предусмотрена обязательная досудебная процедура обжалования (см. указанную статью и коммент. к ней).

Рассмотрение дел об оспаривании таких актов, решений и действий (бездействия) осуществляется арбитражными судами или судами общей юрисдикции. При рассмотрении таких дел арбитражными судами подлежат применению положения гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ), а при рассмотрении таких дел судами общей юрисдикции - положения гл. 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ГПК РФ.

При определении подведомственности таких дел судам необходимо учитывать следующее. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 АПК РФ дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей отнесены к специальной подведомственности дел арбитражным судам. Вместе с тем в п. 5 Постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"*(129) разъяснено, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в т.ч. общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными регламентировано следующими положениями ч. 1 и 2 ст. 198 АПК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ):

граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1);

прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2).

2. В пункте 2 комментируемой статьи определено понятия жалобы для целей комментируемой главы: таковой признается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган (т.е. в вышестоящий территориальный орган ФНС России; при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "вышестоящий регистрирующий орган"), а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст. 2 комментируемого Закона (т.е. в саму ФНС России, см. коммент. к указанной статье, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Данные положения закреплены по аналгии с тем, как в п. 1 ст. 138 НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ) определено, что жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Там же определено понятие апелляционной жалобы - таковой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 данного Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

В арбитражном суде в соответствии с ч. 2 ст. 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

 

Статья 25.2. Порядок обжалования

1. В комментируемой статье определен порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, а также решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы. Положения данной статьи в соответствующей части аналогичны положениям ст. 138 "Порядок обжалования" части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ), о чем подробнее сказано ниже.

В положениях п. 1 комментируемой статьи установлены правила обжалования решения о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации, причем специальные для каждого вида решений. В отношении решения территориального регистрирующего органа о государственной регистрации данный пункт устанавливает, что такое решение может быть обжаловано в вышестоящий территориальный орган ФНС России, а также в саму ФНС России, путем подачи жалобы в порядке, установленном данным Законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

В отношении решения территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации пункт 1 комментируемой статьи устанавливает следующие правила обжалования:

такое решение может быть обжаловано в вышестоящий территориальный орган ФНС России путем подачи жалобы в порядке, установленном комментируемым Законом;

такое решение также может быть обжаловано в суд и (или) в ФНС России, но только после его обжалования в вышестоящий территориальный орган ФНС России. Тем самым установлена обязательная досудебная процедура обжалования такого решения (см. коммент. к ст. 25.1 Закона);

для случая, когда непосредственно вышестоящим органом для территориального органа ФНС России является ФНС России, предусмотрено, что такое решение обжалуется в ФНС России, и (или) в суд.

для случая, когда решение по жалобе на такое решение не принято вышестоящим территориальным органом ФНС России в сроки, установленные пунктом 4 ст. 25.6 комментируемого Закона, предусмотрено, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в ФНС России, и (или) в суд.

Данные положения закреплены по аналогии с положениями п. 2 ст. 138 НК РФ, но в соответствии с указанным пунктом любые акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (т.е. ФНС России), действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом. В остальном положения п. 1 комментируемой статьи аналогичны положениям п. 2 ст. 138 НК РФ, которыми предусмотрено, в частности, следующее:

в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 ст. 140 данного Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке;

акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке;

акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (т.е. ФНС России), действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

2. Положения п. 2 комментируемой статьи определяют порядок обжалования решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренной комментируемой статьей:

решение, принятое вышестоящим территориальным органом ФНС России по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в ФНС России и (или) в суд.

решение, принятое ФНС России по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренной комментируемой статьей (т.е. жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, жалобы на решение вышестоящего территориального органа ФНС России, принятое по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации) обжалуется в судебном порядке.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст. 138 НК РФ:

акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке;

акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (т.е. ФНС России), действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

3. В положениях п. 3 комментируемой статьи установлены правила определения начала течения срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, а также решения, принятого ФНС России или ее территориальным органом по результатам рассмотрения жалобы (соответственно, речь идет о случаях, когда решение регистрирующего органа оставлено без изменения вышестоящим территориальным органом ФНС России или самой ФНС России; о сроке обращения в арбитражный суд см. коммент. к ст. 25.3 Закона):

по общему правилу срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу;

для случая, когда лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с п. 1 ст. 25.6 комментируемого Закона (т.е. не представлялись дополнительные документы, подтверждающие доводы жалобы, в ходе рассмотрения жалобы до принятия по ней решения), и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное комментируемой главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, установлено, что срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы. Указанный срок установлен с учетом сроков рассмотрения жалобы и принятия решения по ней, установленных в п. 4 ст. 25.6 комментируемого Закона;

для случая, когда лицом, подавшим жалобу, в течение 25 рабочих дней с момента получения предусмотренного абзацем 3 п. 4 ст. 25.6 комментируемого Закона решения регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу (т.е. решения о продлении срока рассмотрения жалобы), не получено решение, предусмотренное абзацем 4 указанного пункта (т.е. решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы), установлено, что указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

Положения п. 3 комментируемой статьи закреплены по аналогии с тем, как в п. 3 ст. 138 НК РФ предусмотрено, что в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 ст. 140 данного Кодекса.

О понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 8 Закона.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность отзыва жалобы до принятия решения по ней. Отзыв жалобы осуществляется лицом, подавшим жалобу, путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Аналогичные положения содержатся в п. 7 ст. 138 НК РФ, причем в них говорится о возможности отзыва жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части. В этом же пункте установлено, что отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям. Данное правило в положениях п. 4 комментируемой статьи не закреплено, но, как представляется, оно подразумевается.

При рассмотрении соответствующего заявления в арбитражном суде аналогичной процедурой является отказ от иска. Как установлено общей нормой ч. 2 ст. 49 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ), истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, то данные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу, которое предусмотрено в п. 4 ч. 1 ст. 150 данного Кодекса. В соответствии с ч. 3 ст. 151 данного Кодекса в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

 

Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы

1. Комментируемая статья определяет порядок и сроки подачи жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, а также решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы. Положения данной статьи в соответствующей части аналогичны положениям ст. 139 "Порядок и сроки подачи жалобы" части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ), о чем подробнее сказано ниже.

В положениях п. 1 комментируемой статьи предусмотрены два способа подачи жалобы в вышестоящий территориальный орган ФНС России или саму ФНС России:

1) через регистрирующий орган, решение которого обжалуется (т.е. речь идет о подаче жалобы в этот регистрирующий орган). В этом случае на данный территориальный орган ФНС России возлагается обязанность направить жалобу вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, в вышестоящий территориальный орган ФНС России или саму ФНС России в течение трех дней со дня получения жалобы;

2) непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу (т.е. в вышестоящий территориальный орган ФНС России или саму ФНС России). В этом случае вышестоящий территориальный орган ФНС России или сама ФНС России запрашивает у регистрирующего органа, решение которого обжалуется, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение. На данный территориальный орган ФНС России возлагается обязанность направить жалобу вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, в вышестоящий территориальный орган ФНС России или саму ФНС России в течение трех дней со дня получения указанного запроса.

Положение п. 1 ст. 139 НК РФ устанавливает, что жалоба на акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц подается в вышестоящий налоговый орган лишь через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Как предусмотрено в этом же пункте, налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

При обращении в арбитражный суд с соответствующим заявлением подлежит применению общее положение ст. 35 АПК РФ, согласно которому иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика.

2. В положениях п. 2 комментируемой статьи установлены сроки подачи жалобы в вышестоящий территориальный орган ФНС России или саму ФНС России. В случае, если жалоба подана после истечения установленного срока подачи жалобы, и не содержит ходатайство о его восстановлении, то вышестоящий территориальный орган ФНС России или сама ФНС России в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 25.5 комментируемого Закона оставляют жалобу без рассмотрения.

По общему правилу жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. При этом указано, что комментируемым Законом устанавливаются изъятия из этого общего правила. Такие изъятия предусмотрены непосредственно в данном пункте.

В частности, для случая подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, когда заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, предусмотрены специальные правило определения начала течения указанного трехмесячного срока: этот срок исчисляется с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации; в случае, если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Кроме того, предусмотрено специальные правило определения начала течения указанного трехмесячного срока для подачи жалобы на решение вышестоящего территориального органа ФНС России в саму ФНС России: этот срок исчисляется со дня принятия вышестоящим территориальным органом ФНС России решения по жалобе на решение территориального органа ФНС России.

Последнее из приведенных положений закреплено аналогично положению п. 2 ст. 139 НК РФ, устанавливающему, что жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (т.е. в ФНС России), может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). В остальном указанный пункт предусматривает иные правила, нежели пункт 2 комментируемой статьи, а именно:

жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено данным Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

При обращении в арбитражный суд с соответствующим заявлением подлежит применению общее положение ч. 4 ст. 198 АПК РФ, согласно которому заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Правила определения начала течения срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, а также решения, принятого ФНС России или ее территориальным органом по результатам рассмотрения жалобы, установлены в п. 3 ст. 25.2 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность восстановления пропущенного срока подачи жалобы: этот срок восстанавливается при наличии уважительной причины пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу, вышестоящим территориальным органом ФНС России или самой ФНС России. Это положение закреплено по аналогии с положением п. 2 ст. 139 НК РФ, согласно которому в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Такое же положение содержится в ч. 4 ст. 198 АПК РФ: пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В связи с этим следует отметить, что согласно правовой позиции КС России, выраженной в определении от 18 ноября 2004 г. N 367-О*(130), само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Необходимо подчеркнуть, что восстановление пропущенного срока подачи жалобы не является обязанностью для вышестоящего территориального органа ФНС России или самой ФНС России. Разрешение ходатайства о восстановлении срока будет зависеть от того, будет ли признана причина пропуска срока уважительной или нет. В случае, если в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано, то вышестоящий территориальный орган ФНС России или сама ФНС России в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 25.5 комментируемого Закона оставляют жалобу без рассмотрения.

 

Статья 25.4. Форма и содержание жалобы

1-4. В комментируемой статье установлены требования к форме и содержанию жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, а также решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы. Кроме того, данная статья определяет документы, которые прилагаются к такой жалобе. Эти положения в точности аналогичны положениям, ст. 139.2 "Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)" части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ), но в отличие от названной статьи в п. 1 комментируемой статьи непосредственно определены способы подачи жалобы - жалоба быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети "Интернет".

Последствия несоблюдения требований комментируемой статьи предусмотрены в подпункте "а" п. 1 ст. 25.5 комментируемого Закона, согласно которому вышестоящий территориальный орган ФНС России или сама ФНС России оставляют жалобу без рассмотрения, если установит, что жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание. Как видно, последствия предусмотрены за несоблюдение далеко не всех требований комментируемой статьи.

При обращении в арбитражный суд подлежат применению положения ст. 199 "Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными" АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 названной статьи заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 ч. 2, частью 3 ст. 125 данного Кодекса. Речь идет о следующих требованиях:

исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме; исковое заявление подписывается истцом или его представителем; исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

в исковом заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца; перечень прилагаемых документов;

истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

В части 1 ст. 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 2 ст. 199 АПК РФ к заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 данного Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения. Часть 1 указанной статьи 126 АПК РФ устанавливает, что к исковому заявлению прилагаются:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;

9) выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за 30 дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

В части 2 указанной статьи 126 АПК РФ предусмотрено, что документы, прилагаемые к исковому заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

 

Статья 25.5. Оставление жалобы без рассмотрения

1-3. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует процедуру оставления без рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, а также решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы. Положения данной статьи аналогичны положениям ст. 139.3 "Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения" части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ), но есть и отличающиеся моменты. Так, названная статья данного Кодекса не предусматривает такое указанное в подп. "д" п. 1 комментируемой статьи основание для оставления жалобы без рассмотрения, как наличие вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания. Соответственно, в названной статье данного Кодекса в отличие от п. 2 комментируемой статьи не предусмотрено специальное правило о сроке принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения в указанном случае.

АПК РФ предусматривает и регламентирует процедуры оставления искового заявления без движения, возвращения искового заявления и оставления искового заявления без рассмотрения.

Оставлению искового заявления без движения посвящена статья 128 АПК РФ, в соответствии с ч. 1 которой арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 данного Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения.

О возвращении искового заявления говорится в ст. 129 АПК РФ, согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ) арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что:

1) дело неподсудно данному арбитражному суду;

3) до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;

4) не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.

Там же предусмотрено, что арбитражный суд также возвращает исковое заявление, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

Оставление заявления без рассмотрения регламентировано положениями гл. 17 АПК РФ. Как установлено в ч. 1 ст. 148 указанной главы (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ), арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что:

1) в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

2) истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным зак


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.