Глава III. Порядок государственной регистрации — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава III. Порядок государственной регистрации

2022-10-28 28
Глава III. Порядок государственной регистрации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

1. В комментируемой статье определены сроки и место государственной регистрации. Как говорилось выше (см. введение), установление данных положений декларировалось как одно из нововведений комментируемого Закона.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает срок осуществления государственной регистрации - не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Как отмечалось в письме ФНС России от 21 апреля 2006 г. N ШТ-6-09/432@ "О недопустимости сокращения сроков"*(36), выявленные ФНС России случаи сокращения сроков государственной регистрации в подавляющем большинстве случаев способствуют увеличению технических ошибок, допускаемых регистрирующими (налоговыми) органами при внесении в государственный реестр сведений, а также принятию неправомерных решений о государственной регистрации, влекущих случаи "захвата фирм". В этой связи ФНС России в указанном письме сообщило о недопустимости сокращения сроков государственной регистрации и внесения в государственный реестр соответствующей записи ранее пяти рабочих дней, за исключением случаев исправления регистрирующими (налоговыми) органами допущенных ими ошибок при внесении сведений в государственный реестр.

В отношении понятия рабочего дня необходимо отметить следующее:

- рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Такое правило прямо закреплено в п. 6 ст. 61 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ*(37)) в отношении исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах;

- исходя из положений ст. 111 ТрК РФ, выходными днями следует считать субботу и воскресенье. Нерабочими праздничными днями в России согласно ч. 1 ст. 112 данного Кодекса (здесь и далее в ред. Федерального закона от 23 апреля 2012 г. N 35-ФЗ*(38)) являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с Новогодними каникулами и Рождеством Христовым; Правительство РФ переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с Новогодними каникулами и Рождеством Христовым, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью 5 данной статьи;

- в соответствии с частью 5 указанной ст. 112 ТрК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ; при этом нормативный правовой акт Правительства РФ о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее, чем за месяц до наступления соответствующего календарного года; принятие нормативных правовых актов Правительства РФ о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее, чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

2. Положения п. 2 и 3 комментируемой статьи определяют место государственной регистрации соответственно юридического лица и индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация юридического лица согласно п. 2 данной статьи осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. На случай отсутствия такого исполнительного органа предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Данные положения закреплены соответственно норме п. 2 ст. 54 части первой ГК РФ, в которой (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) установлено следующее: место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Из правил, установленных положениями п. 2 комментируемой статьи, предусмотрено изъятие в п. 1 ст. 15 комментируемого Закона для случая участия в реорганизации двух и более юридических лиц. В этом случае государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.

Согласно разъяснению, данному в п. 4 Постановления Пленума ВАС России от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"*(39), учитывая, что адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в т.ч. хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации. В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя в соответствии с п. 3 комментируемой статьи осуществляется по месту его жительства. Понятие места жительства гражданина определено положениями ст. 20 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ*(40) данный пункт дополнен положением о том, что гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Как отмечалось в письме ФНС России от 24 октября 2005 г. N 06-9-09/39@ "О регистрации ККТ"*(41), гражданин РФ вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если у него отсутствует штамп в паспорте о регистрации места жительства, но имеется свидетельство о регистрации по месту временного пребывания.

Понятие места жительства и пребывания для целей регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России определено в ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ*(42)):

- место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства;

- место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно.

 

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

1. Комментируемая статья определяет порядок представления документов в регистрирующий орган при государственной регистрации. Часть 1 п. 1 данной статьи, изложенная полностью в новой редакции Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ, принятым в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", определяет возможные способы представления таких документов. В частности, предусмотрено, что в регистрирующий орган документы могут быть:

1) направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения.

В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221*(43), к категории регистрируемых почтовых отправлений, т.е. принимаемых от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении, относятся заказные, с объявленной ценностью и обыкновенные почтовые отправления. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Из этого следует, что положению о возможности направления документов в виде почтового отправления соответствует не любое регистрируемое почтовое отправление, а только с объявленной ценностью, т.к. только оно может содержать опись вложения;

2) представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр; в настоящем комментарии обозначается как МФЦ).

В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что представление документов в регистрирующий орган указанным способом может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности. В последнем случае к представляемым документам должна быть приложена доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально. Рассматриваемая часть введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ в рамках устранения пробела в законодательстве, связанного с невозможностью представления документов в регистрирующий орган курьером, действующим на основании доверенности. Вместе с тем еще в письме ФНС России от 1 февраля 2005 г. N 14-1-04/253@ "По вопросам государственной регистрации юридических лиц"*(44) отмечалось, что непосредственное представление документов в регистрирующий орган может осуществляться любым физическим лицом, независимо от того, является оно заявителем или нет, в том числе и курьерами, функции которых аналогичны функциям почтальонов, и не требуют специальных полномочий, тем более нотариально засвидетельствованных.

В соответствии с п. 2 ст. 185.1 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ*(45)) к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются: 1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом; 2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения; 3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы; 4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения. О порядке нотариального засвидетельствования копий документов см. коммент. к ст. 5 Закона.

Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ предусмотрены положениями ст. 15 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно части 1 которой предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется в соответствии с данным Законом, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии;

3) направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При этом полномочие по установлению порядка направления документов делегировано федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ. Соответствующим актом является Приказ ФНС России от 12 августа 2011 г. N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг"*(46). Во исполнение данного документа издан Приказ ФНС России от 9 апреля 2012 г. N ММВ-7-6/227@ "О промышленной эксплуатации программного обеспечения, реализующего возможность представления электронных документов для государственной регистрации"*(47). Кроме того, следует упомянуть о том, что существует Приказ ФНС России от 23 марта 2006 г. N САЭ-3-13/165@ "Об утверждении форматов файлов информации, поступающей в регистрирующие (налоговые) органы от заявителей при государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации"*(48).

Как предусмотрено в части 1 ст. 21 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ*(49)), единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 ст. 1 данного Закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 ст. 1 данного Закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

1.1. В пункте 1.1 комментируемой статьи федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ, делегировано полномочие по установлению требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. Данный пункт и следующие четыре пункта введены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, которым внесены концептуальные изменения в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Однако данный пункт не содержит нововведения - установленное в нем регулирование предусматривалось в части 2 п. 1 комментируемой статьи в первоначальной редакции.

На основании рассматриваемого пункта требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утверждены Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"*(50).

1.2. Положения п. 1.2 комментируемой статьи устанавливают требования к оформлению и подписанию заявления, уведомления и сообщения, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации. Аналогично сказанному выше следует отметить, что данный пункт введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, но при этом о принципиальных нововведениях речь не шла - соответствующие требования устанавливались в части 3 п. 1 комментируемой статьи в первоначальной редакции.

В соответствии с частью 1 п. 1.2 комментируемой статьи заявление, уведомление или сообщение подлежат представлению в регистрирующий орган по установленной форме и должны быть удостоверены подписью уполномоченного лица (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявитель"). Заявитель обязан указать в заявлении, уведомлении или сообщении свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа (о документах, удостоверяющий личность физического лица в соответствии с законодательством РФ, см. коммент. к ст. 22.1 Закона) и ИНН (при его наличии).

Полномочие по утверждению форм заявлений, уведомлений и сообщений делегировано федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ. Соответствующим актом является названный выше Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

В части 1 п. 1.2 комментируемой статьи также установлено, что подлинность подписи заявителя в заявлении, уведомлении или сообщении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование подлинности подписи на документе регламентировано ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1*(51), согласно которой (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 386-ФЗ*(52)): нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам РФ; нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом.

В пункте 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91*(53), указано, что при свидетельствовании, в соответствии с указанной ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате, подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

Как отмечалось в письме МНС России от 20 сентября 2004 г. N 09-0-10/3733@ "О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении"*(54), Федеральная нотариальная палата разделяет позицию МНС России, что при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, предусмотренного комментируемой статьей. За совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с комментируемой статьей. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или для отказа в таковом.

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ в ч. 1 п. 1.2 комментируемой статьи введена оговорка "если иное не установлено настоящим пунктом", подразумевающая предусмотренные в ч. 2 данного пункта случаи, в которых не требуется свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении. Этим же Законом ч. 2 п. 1.2 комментируемой статьи изложена полностью в новой редакции, устанавливающей следующие такие случаи:

1) представление документов, предусмотренных ст. 12 комментируемого Закона, т.е. при государственной регистрации создаваемого юридического лица непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

2) представление документов, предусмотренных ст. 22.1, 22.2 и 22.3 комментируемого Закона, т.е. при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП в регистрирующий орган непосредственно или через МФЦ лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

3) направление документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 комментируемой статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Квалифицированной электронной подписью согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"*(55) является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с названным Законом.

До внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ изменений в ч. 2 п. 1.2 комментируемой статьи устанавливалось, что не требуется свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке в случае, если указанное физическое лицо представляет документы в регистрирующий орган непосредственно либо через МФЦ и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность, либо в случае, если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Целью изменений, внесенных Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ, декларировалось сокращение финансовых и временных затрат малого бизнеса, так называемых "стартапов", в которых собственник зачастую является одновременно и руководителем юридического лица.

1.3-1.5. В пунктах 1.3-1.5 комментируемой статьи названы соответственно лица, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица; лица, которые могут быть заявителями при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью; лица, которые могут быть заявителями при государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Аналогично сказанному выше следует отметить, что данные пункты введены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, но пункты 1.3 и 1.5 не содержат нововведения - такие же положения, определяющие лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации соответственно юридического лица и индивидуального предпринимателя, устанавливались соответственно в частях 4 и 5 п. 1 комментируемой статьи в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).

Новые положения закреплены в части 1 п. 1.4 комментируемой статьи, определяющей лиц, которые могут быть заявителями при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Эти положения учитывают нововведения п. 16 ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (статья изложена полностью в новой редакции упомянутым Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ), регламентирующие процедуру документального оформления перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества с ограниченной ответственностью, передачи доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, а также при продаже доли или части доли с публичных торгов.

Часть 2 п. 1.4 комментируемой статьи, определяющая лиц, которые могут быть заявителями в случае, если указанные в части 1 данного пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества являются юридическими лицами, введена Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ. Кстати говоря, с учетом упомянутого п. 16 ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" представляется, что в этой новой части должно было говориться об обязательственных, а не об обязательных правах соответствующего лица.

Соответственно положениям п. 1.3-1.5 комментируемой статьи в п. 2 Регламента предоставления ФНС России услуги по государственной регистрации предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц заявителями могут являться следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления;

е) участник общества; учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица; правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества; исполнитель завещания и нотариус (при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью).

Там же предусмотрено следующее в отношении круга заявителей:

- если указанные в последнем абзаце участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества являются юридическими лицами. Таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности. При этом необходимо учитывать, что Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ в ч. 2 п. 1.4 комментируемой статьи внесено дополнение, в соответствии с которым это должна быть нотариально удостоверенная доверенность. Этим же Законом введено положение о том, что такая доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально, подлежит приложению к документам, представляемым в регистрирующий орган;

- при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

- при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства заявителем является глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

В Постановлениях Президиума ВАС России от 14 февраля 2006 г. N 12049/05 по делу N А23-301/04, N 12580/05 по делу N А40-59287/04-125-586 и N 14310/05 по делу N А40-9032/05-92-67 *(56) выражена правовая позиция о следующем: Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в ЕГРЮЛ таких сведений. Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 названного Закона не вправе без доверенности действовать от имени общества, в т.ч. подписывать заявление о внесении в данный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (директоре). Следовательно, направленное обществом в регистрирующий орган заявление не могло быть расценено судом как ненадлежащее только по причине его неподписания прежним руководителем и повлечь на этом основании отказ в государственной регистрации применительно к положениям п.п. "а" п. 1 ст. 23 комментируемого Закона.

Согласно письму ФНС России от 29 октября 2004 г. N 09-1-03/4284@ "О полномочиях доверительного управляющего при государственной регистрации изменений, вносимых или не вносимых в учредительные документы юридического лица"*(57) заявителем при государственной регистрации изменений, вносимых или не вносимых в учредительные документы юридического лица в случае, когда функции единоличного исполнительного органа организации переданы управляющей компании, может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа управляющей компании.

Как отмечалось в письме МНС России от 16 марта 2004 г. N 09-1-02/1012 "О рассмотрении обращения"*(58), Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2004 г., из комментируемой статьи исключено положение, позволяющее иному лицу, действующему на основании доверенности, быть заявителем при государственной регистрации. С учетом этого с 1 января 2004 года регистрирующий (налоговый) орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании представления заявления, подписанного лицом, действующим от имени юридического лица по доверенности, выданной за подписью его руководителя. Представление заявления, подписанного неуполномоченным лицом, квалифицируется как непредставление определенного комментируемым Законом документа.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Данное правило закреплено как некое противопоставление, например, правилам п. 4 ст. 80 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), в соответствии с которыми: при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения; при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Необходимость закрепления рассматриваемого правила предопределена установленным в п. 1 ст. 8 комментируемого Закона сроком государственной регистрации (не более чем пять рабочих дней), исчисляемым со дня представления документов в регистрирующий орган.

3. Положения ч. 1-3 п. 3 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют процедуру выдачи или направления регистрирующим органом расписки в получении документов, представленных для государственной регистрации. Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ, которым внесены изменения в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В свою очередь, ч. 1 и 2 данного пункта изложены полностью в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ, а позднее - также упомянутым выше Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ.

При непосредственном представлении документов регистрирующий орган в соответствии с ч. 1 п. 3 комментируемой статьи выдает в день получения документов заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности, расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. На случай подачи документов в регистрирующий орган через МФЦ данная часть устанавливает, что расписка в получении таких документов выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности, МФЦ. Представление (выдача) расписки при получении документов иными способами регламентировано положениями ч. 2 и 3 п. 3 комментируемой статьи:

- при получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя согласно ч. 2 данного пункта подлежит направлению регистрирующим органом по почтовому адресу, указанному заявителем. Расписка должна быть направлена не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов (о понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 8 Закона);

- при поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в соответствии с частью 3 данного пункта подлежит направлению в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. Расписка должна быть направлена в течение рабочего дня, следующего заднем получения документов (о понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 8 Закона).

В части 4 п. 3 комментируемой статьи установлена обязанность регистрирующего органа по размещению на своем официальном сайте информации о факте представления доку


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.