Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации

2022-10-28 30
Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

1. В комментируемой статье регламентирован отказ в государственной регистрации. Согласно позиции авторов законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, упрощение процедуры регистрации юридических лиц должно быть сбалансировано усилением уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за непредставление, либо несвоевременное представление, либо представление ложных сведений о юридическом лице в целях обеспечения достоверности и актуальности сведений ЕГРЮЛ, с одной стороны, и защиты от неправомерного отказа в регистрации, с другой стороны.

Положения п. 1 комментируемой статьи определяют исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. В отношении этих оснований необходимо отметить следующее:

а) непредставление заявителем определенных комментируемым Законом необходимых для государственной регистрации документов. Указание на то, что речь идет о документах, непредставленных именно заявителем, введено в данный подпункт Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ, которым в комментируемый Закон введены положении о возможности истребования регистрирующим органом документов, необходимых для государственной регистрации, по межведомственным запросам. Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в рассматриваемый подпункт введены положения, согласно которым не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации случаи непредставления необходимых для государственной регистрации документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с данным Законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Имеется в виду нарушение правил комментируемого Закона о месте государственной регистрации. Общие правила закреплены в п. 2 и 3 ст. 8 данного Закона: государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности; государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (см. коммент. к указанной статье);

в) случай, предусмотренный п. 3 ст. 13, п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 комментируемого Закона. Речь идет о нарушении следующих запретов, установленных указанными положениями: в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации, не допускается внесение в ЕГРЮЛ юридических лиц записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц (п. 3 ст. 13.1); с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20); не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 1 п. 4 ст. 22.1); не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (ч. 2 п. 4 ст. 22.1);

г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами. Данный подпункт и следующие два подпункта введены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, которым внесены концептуальные изменения в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Соответственно, в рассматриваемом подпункте учтено нововведение Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ о необходимости нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (за исключением определенных случаев), и договора залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (п. 11 ст. 21 и п. 2 ст. 22 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ);

д) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Этот подпункт введен упомянутым выше Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, которым в ст. 9 комментируемого Закона введены п. 1.3-1.5, определяющие лиц, которые могут быть соответственно при государственной регистрации юридического лица, при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, и при государственной регистрации индивидуального предпринимателя (см. коммент. к указанной статье);

е) выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества. В данном подпункте, введенном упомянутым выше Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, учтено нововведение этого же Закона, закрепленное в п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". В соответствии с указанным пунктом в новой редакции не допускается как выход участников общества из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, так и выход единственного участника общества из общества;

ж) несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона. Этот подпункт, введенный Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ, подразумевает необходимость обращения к положениям ст. 54 части первой ГК РФ, согласно которым (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ*(120)): юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму; наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1); юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование; требования к фирменному наименованию устанавливаются данным Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" данного Кодекса (п. 4);

з) наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных п.п. "ж" п. 1 ст. 14, п.п. "г" п. 1 ст. 21, п.п. "в" п. 1 ст. 22.3 комментируемого Закона. В данном подпункте речь идет о представлении в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Подпункт введен Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ, которым обозначенные положения п.п. "ж" п. 1 ст. 14, п.п. "г" п. 1 ст. 21 и п.п. "в" п. 1 ст. 22.3 комментируемого Закона дополнены указанием на то, что документ, подтверждающий представление таких сведений, представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ (см. коммент. к указанным статьям);

и) получение в соответствии с п.п. "в" ст. 21.2 комментируемого Закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе. Рассматриваемый подпункт введен Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ соответственно тому, как этим же Законом в указанный п.п. "в" ст. 21.2 комментируемого Закона ведены положения, предусматривающие, что в случае, если предусмотренный в этом подпункте документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Как говорилось в комментарии к упомянутой статье, данным федеральным органом исполнительной власти является Росреестр;

к) несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов. Этот подпункт и следующие шесть подпунктов введены Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям. Представление в налоговые органы сведений, о которых идет речь в рассматриваемом подпункте, регламентировано положениями п. 8 ст. 85 части первой НК РФ. Согласно указанному пункту (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения: о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа; о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, в течение трех дней со дня его подачи;

л) получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ. Данный подпункт введен Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ соответственно введенному этим же Законом п. 6 ст. 9 комментируемого Закона. Указанный новый п. 6 предусматривает право физического лица направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ с указанием своих паспортных данных или в соответствии с законодательством РФ данных иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии);

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий. При применении этого подпункта, введенного упомянутым выше Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, подразумевается необходимость обращения к положениям гл. 13 "Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах" Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"*(121);

н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек. Данный подпункт, введенный упомянутым выше Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, в соответствующей части дублирует п. 4 ст. 22.1 комментируемого Закона, в соответствии с которым не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в т.ч. и в том случае, если не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 22.3 Закона), вступление приговора по уголовному делу в законную силу регламентировано нормами ст. 390 УПК РФ;

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в т.ч. от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек.

Упомянутым выше Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, которым введены эти два подпункта, одновременно изложена полностью в новой редакции часть 3 ст. 32.11 "Исполнение постановления о дисквалификации" КоАП РФ. В данной новой редакции указанной части наряду с прочим предусмотрено следующее: в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц; ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра дисквалифицированных лиц, вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации; внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации; сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, являются открытыми для всеобщего ознакомления; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра дисквалифицированных лиц, размещает сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, на своем официальном сайте в сети Интернет; плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте в сети "Интернет", не взимается;

р) наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных п.п. "в" п. 1 ст. 5 комментируемого Закона. В данном подпункте, введенном упомянутым выше Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, речь идет об информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица. В разъяснении, данном в п. 2 Постановления Пленума ВАС России от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", указано, что это информация о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. Там же разъяснено следующее:

- о недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен, как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости;

- при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу п. 4 ст. 9 комментируемого Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в т.ч. путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных данным Законом.

1.1. В пункте 1.1 комментируемой статьи предусмотрено, что не являются основанием для отказа в государственной регистрации такие обстоятельства, как наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

Данный пункт введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, которым изложена полностью в новой редакции ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", в результате чего в части 3 ее п. 12 установлено, что после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ переход доли или части доли может быть оспорен только в судебном порядке путем предъявления иска в арбитражный суд. Согласно части 1 указанного п. 12 ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что в решении об отказе в государственной регистрации должно быть указано основание отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 данной статьи. Невыполнение данного требования будет означать, что не содержащее таких сведений решение об отказе в государственной регистрации не соответствует требованию закона, что является основанием для признания такого решения недействительным (об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации см. ниже).

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного ст. 8 комментируемого Закона для государственной регистрации. Это означает, что в соответствии с п. 1 указанной статьи такое решение должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (см. коммент. к указанной статье).

4. Положения п. 4 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют процедуру выдачи регистрирующим органом заявителю решения об отказе в государственной регистрации. Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ, принятым в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".

Рассматриваемый пункт обязывает регистрирующий орган выдать заявителю или его представителю, действующему на основании доверенности, решение об отказе в государственной регистрации или направить данное решение по почте. Эта обязанность подлежит исполнению в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения (срок для его принятия установлен в п. 3 комментируемой статьи, см. выше; о понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 8 Закона).

Решение об отказе в государственной регистрации подлежит выдаче в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов. На случай, если заявителем способ получения документов не указан, предусмотрено, что регистрирующий орган направляет решение об отказе в государственной регистрации по указанному заявителем почтовому адресу. Для случая подачи заявителем или его представителем, действующим на основании доверенности, документов в регистрирующий орган через МФЦ установлено, что решение об отказе в государственной регистрации направляется в МФЦ, который выдает указанный документ заявителю или его представителю.

Кроме того, при поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных комментируемым Законом, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, решение об отказе в государственной регистрации подлежит направлению в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить предусмотренный данным пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

5. В пункте 5 данной статьи в прежней редакции указывалось на возможность обжалования решения об отказе в государственной регистрации в судебном порядке. Этот пункт признан утратившим силу Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ, которым комментируемый Закона дополнен главой VIII.1 "Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации" (см. коммент. к ст. 25.1 Закона).

 

Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации

1. Комментируемая статья посвящена ответственности регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации. В рамках данной регламентации п. 1 статьи непосредственно перечисляет действия (бездействие), за которые несут ответственность должностные лица регистрирующих органов. В частности, это:

1) необоснованный, т.е. не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23 комментируемого Закона, отказ в государственной регистрации;

2) неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного данным Законом;

3) незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных данным законом документов.

В отношении содержания ответственности за указанные действия (бездействие) п. 1 комментируемой статьи отсылает к законодательству РФ, в связи с чем необходимо отметить следующее.

Административная ответственность за указанные действия (бездействие) предусмотрена частями 1 и 2 ст. "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ):

- в соответствии с частью 1 статьи несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ или об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;

- согласно части 2 статьи незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 5.63 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Уголовная ответственность за соответствующие действия (бездействие) установлена ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности" УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ*(122)), в соответствии с частью 1 которой неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов. Согласно части 2 данной статьи те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до 250 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Крупным ущербом согласно примечанию к данной статье признается ущерб в сумме, превышающей 1 500 000 рублей.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возмещение регистрирующим органом ущерба, причиненного отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

В основе данной нормы лежат соответствующие конституционные положения: в ст. 52 Конституции РФ установлено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В возмещение ущерба, причиненного регистрирующим органом (его должностными лицами), производится в соответствии с гражданским законодательством. Речь идет о следующих законоположениях.

В статье 16 части первой ГК РФ закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. В статье 1069 гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

С учетом данных положений в п. 7 ст. 51 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ) предусмотрено, что убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны России.

Разумеется, вред подлежит возмещению только при условии, если действия (бездействие) регистрирующего органа (его должностных лиц) являются незаконными. Также необходимым условием для возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействия) регистрирующего органа (его должностных лиц), является наличие причинно-следственной связи между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.

 

Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

1. В комментируемой статье говорится об ответственности заявителя и юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия при осуществлении государственной регистрации. Выше говорилось (см. коммент. к ст. 23 Закона), что согласно позиции авторов законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, упрощение процедуры регистрации юридических лиц должно быть сбалансировано усилением уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за непредставление, либо несвоевременное представление, либо представление ложных сведений о юридическом лице в целях обеспечения достоверности и актуальности сведений ЕГРЮЛ, с одной стороны, и защиты от неправомерного отказа в регистрации, с другой стороны.

В рамках регламентации ответственности заявителя и юридического лица, индивидуального предпринимателя в п. 1 статьи указано, что перечисленные субъекты несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. В отношении содержания ответственности за указанные действия (бездействие) п. 1 комментируемой статьи отсылает к законодательству РФ, в связи с чем необходимо отметить следующее.

Административная ответственность за указанные действия (бездействие) установлена в частях 3 и 4 ст. "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ*(123)):

- согласно части 3 статьи непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей;

- в соответствии с частью 4 статьи представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума ВС России от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(124)", привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 14.25 КоАП РФ, допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла либо могла повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Уголовная ответственность за соответствующие действия (бездействие) предусмотрена ст. 170.1 "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета" УК РФ, согласно части 1 которой (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о руководителе постоянно д<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.