В поисках здоровья и молодости — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

В поисках здоровья и молодости

2022-10-27 48
В поисках здоровья и молодости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Это была одна из самых курьезных экспедиций за всю историю географии.

Не только поиски золотообильной страны вдохновляли искателей счастья. Существовала легенда об острове Бимини, где находится источник вечной молодости. На его поиски отправились три корабля под начальством Хуана Понсе де Леона.

Он был одним из немногих удачливых конкистадоров. Участвовал во второй экспедиции Колумба, разбогател, заполучив золото и жемчуг на Эспаньоле, побывал губернатором Пуэрто‑Рико. Узнав от местных жителей про остров Бимини, он получил от короля Фердинанда Католика патент на колонизацию этого острова и право на владение чудесным источником.

По‑видимому, богатый, но мучимый болезнями и чувствовавший приближение старости Понсе де Леон осознал наконец, что не в деньгах счастье. А вера в чудеса для человека позднего Средневековья была вполне естественна (в отличие от нашего времени).

Охотников принять участие в такой экспедиции оказалось предостаточно. Погрузка на судно должна была производить сильное впечатление на зрителей: никогда еще не приходилось видеть так много покалеченных, изможденных и престарелых людей, добровольно отправлявшихся в дальнее плавание к неведомым берегам.

Судя по всему, собрать деньги на такое предприятие не представляло большого труда: мало кто сомневался в существовании волшебного источника, о котором и в Испании рассказывали сказки. Многие состоятельные конкистадоры мечтали об утраченной молодости, а потому или сами отправлялись в экспедицию, или не скупились на ее организацию.

 

Понсе де Леон – один из немногих удачливых конкистадоров

Старшим кормчим был опытный Антон Аламинос, участник четвертой экспедиции Колумба. 3 марта 1513 года три судна Понсе де Леона взяли курс на северо‑запад от Эспаньолы (Гаити).

Останавливаясь на островах, искали источники, пробовали воду, напряженно ожидали результатов… Чуда не происходило.

Продвигаясь все дальше на северо‑запад, они достигли 27 марта большой земли. Понсе де Леон назвал ее Флорида (Цветущая). Во‑первых, пышная субтропическая растительность действительно напоминала райский сад. Во‑вторых, был первый день «цветущей пасхи» (по‑испански Паскуа Флорида). Вот он, легендарный остров!

Впечатление от великолепной земли было так велико, что старший кормчий Аламинос написал на карте не Флорида – Бимини. Он две недели вел эскадру на север вдоль берега. Казалось, еще немного – и будет найден источник молодости. Они и тут постоянно опробовали ручьи, речки, озера, родники…

Результат все тот же! Волосы не лишались седины, морщины не разглаживались, болезни не вылечивались, а самочувствие после нескольких минут ожидания вскоре ухудшалось. Встретив сопротивление индейцев, нисколько не помолодевшие, испанцы пустились в обратный путь.

Если сначала они шли по течению, то теперь оно противодействовало их движению. На южной оконечности Флориды течение стало таким сильным, что сорвало с якоря и потянуло в море одно судно. Аламинос первым обнаружил и нанес на карту западное ответвление мощного морского течения в Атлантическом океане, получившего название Гольфстрим (он несет больше воды, чем все реки суши вместе взятые).

Понсе де Леон все еще не терял надежды обнаружить желанный источник. Они обогнули южную оконечность Флориды, прошли вдоль ее западного берега, открыли еще несколько островов – безрезультатно. И 18 ноября они вернулись в Пуэрто‑Рико.

Отсюда Понсе де Леон направил Аламиноса на север. Он обнаружил остров, дал ему имя Бимини, но никакого чудесного родника там не было.

В 1521 году неугомонный Понсе де Леон с отрядом в 200 человек вернулся на Флориду и попытался установить на ней свое господство. Но здесь обитали племена, как писал один из конкистадоров, людей «рослых, сильных, одетых в звериные шкуры, с громадными луками, острыми стрелами и копьями на манер мечей».

Отряд Понсе де Леона потерпел полное поражение, а сам он был ранен и вскоре умер на Кубе, так и не получив целебной воды из источника молодости и здоровья.

 

По Северному пути

 

Летом 1594 года два голландских судна отправились в разведку на север. Капитанами были Корнелис Най и Биллем Баренц. Помощник последнего Геррит Де Фер стал летописцем этого и последующих двух плаваний.

Корнелис Най направился на восток, вошел в Карское море и достиг, по‑видимому, западного берега Ямала. Отметив, что здесь берег отклоняется к югу, они сочли свою задачу выполненной и поспешили в обратный путь. Полагали, будто достигли восточной окраины Татарии и далее начинаются китайские владения.

 

Корабль В. Баренца среди льдов. Художник Геррит де Фер

Биллем Баренц шел курсом на северо‑восток. Подойдя к Новой Земле (мыс Сухой Нос на юго‑западной окраине северной половины острова), они двинулись вдоль берега. В одном месте встретили обломок русского корабля, в другом – два креста на скалистом островке. Значит, русские мореходы и зверобои бывали здесь раньше!

На широте 77° начались ледяные поля. Баренц не терял надежды пробиться далее на север, но все его попытки были тщетны. По настоянию команды капитан повернул судно на юг. В условленном месте у острова Матвеева, недалеко от Карских Ворот, они встретили корабль Ная. На родине их экспедицию сочли успешной.

Теперь голландские купцы постарались извлечь из полученных сведений материальную пользу. Они снарядили шесть кораблей с товарами. Командором флотилии был Най, главным штурманом – Баренц.

Летом 1595 года экспедиция отправилась в поход. Часть судов свернула в Белое море. Второй отряд попытался пробиться в Карское море, это удалось сделать с трудом в сентябре. Их ждала неудача, несмотря на упорство и навигационное искусство Баренца. Протокол о возвращении подписали все офицеры, кроме Баренца.

Хотя была обещана хорошая награда за открытие Северо‑восточного прохода из Атлантического в Тихий океан, неудача похода заставила правительство Нидерландов отказаться от подобных проектов.

Группа купцов выделила средства для новой экспедиции – из двух кораблей. Капитанами были Ян Рейп и Яков Гемскерк, а штурманом – Баренц. Они вышли в июне 1596 года. Несмотря на возражения Баренца, направились на север, надеясь встретить чистое море с приближением к полюсу. Подошли к острову, который назвали Медвежьим (здесь они убили белого медведя). Основательно подкрепившись медвежатиной, двинулись дальше. По‑видимому, они знали о плаваниях поморов на Грумант и надеялись встретить землю. Это произошло 19июняу 80 "Северной широты. По словам капитана Рейпа, назвали страну Шпицбергеном, потому что там много заостренных вершин.

Далее начались сплошные льды. Пришлось повернуть на юг. Дойдя до острова Медвежьего, из‑за разногласий разделились: Рейп вновь пошел на север, Гемскерк с Баренцем – на восток. Как ни странно, повезло именно Рейпу, избравшему нелепый маршрут. Вновь встретив льды, он без мучительных раздумий взял курс на юг.

Гемскерк и Баренц приблизились к Новой Земле. Обогнув ее с севера, они не смогли пробиться дальше на восток и в конце августа остались в Ледяной гавани. Частично разобрав судно и используя стволы деревьев, выброшенные на берег, построили избу. Началась первая заполярная зимовка западноевропейцев. Она была для них очень трудной. Больше всего страдали от холода и цинги. Из семнадцати человек зимой умерло двое, Баренц и еще один матрос весной тяжело заболели.

Подготовив две шлюпки, голландцы в июне 1597 года вышли в море. Баренц оставил в зимовке отчет о плавании (обнаруженный только в 1876 году). Продвигались вдоль берега, обходя льды и борясь с волнами. Баренц скончался 20 июня. Де Фер писал: «Смерть Виллема Баренца причинила нам немалое горе, ибо он был нашим главным руководителем и незаменимым штурманом». Тело Баренца опустили в море, которое позже получило его имя.

После мучительного перехода, потеряв трех человек, голландцы добрались до южной оконечности Новой Земли и вдруг увидели людей.

Это были русские. Они по‑дружески встретили иноземцев, накормили их. Вслед за русскими судами – кочами голландцы направились к острову Вайгач, но отстали, заблудились в тумане и несколько дней простояли у какого‑то островка. Это пошло им на пользу: здесь была съедобная трава, ягоды. Замученные цингой путешественники окрепли, ободрились. Им все чаще стали попадаться русские суда. Наконец достигли Кольского залива, где узнали от русских, что в бухте Кале стоят три голландских судна. Оказалось, что капитан одного из них – Ян Рейп. Он успел побывать на родине, снарядить судно с товарами и продать их в Архангельске.

Поиски Северо‑восточного, также как Северо‑западного прохода из Европы в Китай и Индию принесли немало географических открытий без какой‑либо материальной выгоды. В XVII и XVIII веках время от времени возобновлялись подобные маршруты. Долго еще сохранялось предубеждение о неледовитости центральной части Северного океана. Это мнение вряд ли следует считать бессмысленным. Теперь доказано, что за сотни миллионнов лет геологической истории заполярный океан почти всегда оставался без сплошного ледяного покрова.

 

Из Азии – в Америку

 

Петр I в 1724 году распорядился узнать, «соединяется ли Азиатский материк с Америкой». Судя по всему, сообщение Дежнёва о переходе от устья Колымы до Анадыря и походы на Камчатку все еще не были оценены по достоинству.

Начальником экспедиции назначили опытного морехода, выходца из Дании Витуса Беринга, а его помощником – лейтенанта Алексея Ильича Чирикова. Путь на санях, телегах, лодках через всю восточноевропейскую и сибирскую Россию занял два года. Наиболее трудными были последние полтысячи километров: зимой впроголодь, без дорог, впрягались в тяжелые сани, на которых везли тяжелые грузы.

 

Командор Биту с Беринг, по приказу Петра I выяснявший, «соединяется ли Азиатский материк с Америкой»

После стоянки в Охотске переправились через Охотское море, построили бот «Святой Гавриил». На нем из устья реки Камчатки пошли вдоль берега полуострова на северо‑восток, за Анадырским заливом открыли залив Креста и бухту Провидения. Перед входом в пролив (Берингов) открыли остров Святого Лаврентия.

Следуя дальше на север, потеряли из виду и азиатский и американский берега. Плыли еще два дня на север, но не встретили земли. Чириков предложил направиться на запад, до устья Колымы, но его не поддержали. Решено было возвращаться. На обратном пути они открыли остров Святого Диомида.

На следующий год Беринг сделал попытку достичь Америки, но не проявил должной настойчивости и повернул назад, так и не добившись цели. Он отбыл в Петербург. В его отсутствие завершили исследование пролива подштурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев. Они близко подходили к американскому берегу и составили первую карту территорий и акваторий между Аляской и Чукоткой.

Тем временем в Петербурге под руководством Витуса Беринга организовали новую крупную экспедицию. Его помощником снова стал Алексей Ильич Чириков. Цели предполагались главным образом исследовательские, географические. В нее входил специальный отряд научных работников, представленный Петербургской академией наук. Его так и называли: Академический отряд Великой Северной экспедиции.

Переезд и подготовка к походу заняли около восьми лет. Беринг не отличался торопливостью и решительностью, да и большое количество подчиненных требовало основательной и надежной организации предприятия. Наконец, пришли в Охотск и оборудовали два экспедиционных судна: «Святой Петр» и «Святой Павел». На восточном берегу Камчатки у Авачинской бухты гавань, где перезимовали эти корабли, назвали их именами – Петропавловской. Позже там вырос город.

Летом 1741 года отправились в плавание: Чириков – на «Святом Павле», Беринг – на «Святом Петре». Корабли были достаточно крупные, водоизмещением 100 т, с командами по семьдесят пять человек. Поначалу решили проверить слухи о «Земле Жуана‑да‑Гамы»: прошли на юго‑восток, но нигде не обнаружили даже острова. Затем пути кораблей разошлись. Последующее плавание они совершили порознь.

Беринг в середине июля достиг американской земли, увидев издали заснеженные горные вершины. Наиболее высокую из них назвали горой Святого Ильи (также, как весь хребет). Корабль шел вдоль берега. В команде появились заболевшие цингой.

Молодой ученый Георг Стеллер предлагал провести исследования открытой земли. Но ему разрешили только небольшие экскурсии. Как он горько шутил: потратили десять лет на подготовку, а на изучение натуры и десяти часов не дают.

На обратном пути открыли несколько островов. Один из них нарекли Туманным (позже, по предложению английского капитана Д. Ванкувера, он стал островом Чирикова). Первым из команды умер матрос Никита Шумагин. Его похоронили на острове, сохранившем его имя навеки. Здесь же русские впервые встретили алеутов.

Они пошли на запад вдоль Алеутских островов, принимая их за берега Америки. Погода была ненастной, моряки мучились от холода, сырости, недостатка еды и питья; многие были больны. Встретив землю, решили, что это Камчатка. Трудно было отыскать гавань. Бросили якорь вблизи скал, но лопнул канат. На их счастье, сильная волна пронесла корабль над рифами и опустила близ берега.

Решили устроить зимовье: наступил ноябрь. Всего десять человек оставались здоровыми. Они перенесли на сушу провиант и больных. Выкопали землянки. Один за другим умирали тяжелобольные. 8 декабря пришел срок Витусу Берингу. Его ожидала громкая посмертная слава, пожалуй, не без преувеличений. В его честь были названы: море, пролив, остров, а также Командорские острова.

В действительности первыми еще в 1648 году обогнули северовосточную окраину Азии по морю и открыли здесь два острова Семен Дежнёв и Федот Попов; они же первыми из европейцев вышли в море, омывающее Чукотку, Камчатку и Аляску. Беринг прошел проливом в 1728 году – именно этому повторному открытию суждено было стать известным ранее, чем в якутском архиве в 1736 году были разысканы донесения Дежнёва академиком Г. Миллером.

Оставшиеся в живых члены команды, руководил которыми лейтенант Свен Ваксель (при нем находился десятилетний сын Лоренц), охотились на морского зверя. Били они, в частности, крупных и безобидных морских млекопитающих, названных стеллеровой морской коровой (по праву их открывшего и изучавшего Георга Стеллера). Увы, никому из ныне живущих людей не довелось видеть этих животных: их уничтожили в XIX веке.

Весной надо было бы покинуть остров, но корабль был в плачевном состоянии: его разобрали. Ни одного плотника среди них не осталось – все умерли. Выручил казак Савва Стародубцев. Он сумел построить бот длиной 11 м. В начале августа спустили его на воду, 13 августа отошли от острова, тесно усевшись: их было сорок шесть человек. Через четыре дня увидели берега Камчатки. Из‑за штиля пришлось идти на веслах. Прошло еще почти две недели, прежде чем они добрались до Петропавловска.

Плавание «Святого Павла» прошло тоже не без трагических происшествий. 16 июля они увидели острова близ американского берега, на одном из них высадили на лодке для разведки одиннадцать вооруженных людей. Когда те не вернулись – еще четырех. Все пятнадцать пропали без вести. Не стало и лодок, без них нельзя было высаживаться на берег хотя бы за пресной водой.

Чириков решил повернуть назад. На пути «Святого Павла» часто встречались сплошные туманы, неблагоприятные ветры или штили, так что переход до Петропавловска занял десять недель. Попутно открыли несколько островов.

В рапорте начальству Чириков дал первое в истории описание северо‑западного берега Америки. Летом следующего года он снова отправился на восток, побывал около нескольких островов (в том числе и у того, где пропали люди команды Беринга), надеясь обнаружить товарищей, но ни с чем вернулся на Камчатку.

В истории географических открытий имя Чирикова осталось в тени командора Беринга, о чем свидетельствуют и географические названия. Дело в том, что сообщение Чирикова о его плавании оставалось в секретных архивах до конца XIX века (было опубликовано только в 1941 году). Выяснилось, что его пакетбот «Св. апостол Павел» достиг американского берега раньше, чем судно Беринга, и обследовал открытую землю дольше и основательней, чем Беринг.

А.И. Чириков на основе всех русских открытий первым составил карту северной части Тихого океана; Северная Америка показана на ней не как неведомая земля или остров, а именно как материк.

 

 

Глава 2. Моряки‑разбойники

 

Географические открытия эпохи Возрождения совершались людьми, которые словно находились в состоянии гипнотического транса. Плавание через Атлантический океан было опаснейшим предприятием. Прибыв в Новый Свет, вооруженные отряды пробирались сквозь лесные дебри, преодолевали заснеженные перевалы, карабкались по скалистым кручам, брели через болотные топи, пересекали знойные пустыни. И все это – в постоянных схватках с местными племенами.

Девять из десяти конкистадоров погибали. Из выживших далеко не все сколачивали себе состояние. Это были одновременно и злодеи, и жертвы собственной жадности.

Богатства, награбленные конкистадорами, привлекали других не менее отчаянных и алчных представителей Западной Европы – флибустьеров, каперов (тех же пиратов, но получивших от своего правительства разрешение грабить суда враждебных государств). Как писал Вольтер: «Это были отчаянные люди, известные подвигами, которым не хватало только честности для того, чтобы считаться героями».

Мы упомянем о некоторых наиболее значительных дерзких экспедициях этих морских разбойников.

 

Кругосветка пирата

 

До XVIII века на картах был обозначен величайший материк планеты, расположенный в Южном полушарии. Он охватывал заполярные районы, а местами подходил к тропикам. Южная Неведомая Земля (Терра Инкогнита Аустралис). Однако отважные мореплаватели не стремились к этой земле. Они понимали: там не встретишь богатых стран и городов, не найдешь заветного Эльдорадо.

Географические открытия нередко делались невольно, мимоходом. Так было осуществлено второе кругосветное путешествие Фрэнсисом Дрейком, родившимся в семье деревенского священника приблизительно в 1540 году. У него было 11 младших братьев и сестер. Переехав из Девоншира в Кент, семейство за скудностью средств обитало в брошенном на берегу дырявом корабле.

На судьбе юного Фрэнсиса сказалось дальнее родство с Хоукинсом – капитаном, пиратом, работорговцем, который осенью 1562 года на трех кораблях направился к побережью Африки, ограбил несколько португальских судов и захватил около 300 черных невольников. Доставив их на Гаити, получил в обмен сахар, жемчуг и другие товары. Вернувшись на родину, подготовил новую экспедицию, которая тоже прошла удачно.

В третий раз, осенью 1567 года, он снарядил 6 судов. Пройдя к побережью Гвинеи, устроил облаву на негров. Наученные горьким опытом, они скрывались или отчаянно защищались (в одной из стычек Хоукинс был ранен). Пришельцы воспользовались распрями местных племен, поддержали одну сторону, а противников обратили в рабов. Перед отплытием в Америку Хоукинс поручил молодому Фрэнсису Дрейку командование небольшим кораблем «Юдифь».

Правда, губернатор города Рио‑де‑ла‑Ача запретил торговлю живым товаром. Хоукинс настолько огорчился, что приказал штурмовать город. Когда англичане опустошили порт, губернатор резко одумался; продажа рабов прошла быстро, без помех и с немалой выгодой для англичан.

 

Захват Дрейком испанского судна. Гравюра XVII в.

На обратном пути эскадру Хоукинса основательно потрепал шторм. Пришлось сделать вынужденный заход в порт Веракрус. А там оказалась чертова дюжина испанских военных кораблей! Началось сражение.

Это боевое крещение стало для Дрейка одновременно и успехом, и позором. Быстро оценив обстановку, он сразу вывел свою «Юдифь» из боя. За то, что он оставил в беде товарищей, адмирал Хоукинс сделал ему суровый выговор. За то, что сумел сохранить корабль и экипаж, оставил капитаном.

Дрейк никогда не терял самообладания и трезвого расчета, несмотря на вспыльчивый, буйный нрав. Некоторое время промышляя пиратством, он решил сделать свое бандитское предприятие акционерным, предложив влиятельным лицам, включая королеву Елизавету, финансировать его поход в Тихий океан. Он был удостоен аудиенции у Ее Величества, проявившей к его предложению серьезный интерес. Дрейк вложил почти все свои средства в подготовку похода. У него было два крупных и три небольших тщательно снаряженных корабля и 164 человека отборных молодцов.

По пути в Южную Америку им повстречались два португальских корабля. Захватив их, под угрозой смерти заставили португальского штурмана прокладывать курс эскадры. Так они достигли Патагонии и сделали остановку, ремонтируя корабли. Наладили дружеские отношения с аборигенами. «Они оказались добродушными людьми, – писал хроникер экспедиции священник Флетчер, – и проявили столько жалостливого участия к нам, сколько мы никогда не встречали и среди христиан. Они тащили нам пищу и казались счастливы нам угодить».

Иначе сложились отношения Дрейка с экипажем. Ему донесли о недовольстве некоторых офицеров, которые о маршруте экспедиции узнали только в пути. Для острастки он учинил показательный суд над одним из них в заговоре и обезглавил. Полвека назад здесь же аналогич – ную казнь совершили по приказу Магеллана. Тогда на кораблях был реальный бунт с человеческими жертвами; великий мореплаватель ограничился убийством двух и изгнанием еще двух бунтовщиков. А в команде Дрейка, по‑видимому, никакого организованного заговора не было, только критика командира. Но и эти вольности он считал недопустимыми. Возможно, ему удалось укрепить дисциплину, пролив кровь товарища.

В Магеллановом проливе они лавировали больше двух недель. Выйдя в океан, двинулись на север, в теплые края. Но тут сказала свое веское слово природная стихия. «Не успели мы выйти в это море (иными называемое Тихим, а для нас оказавшееся Бешеным), как началась такая неистовая буря, какой мы еще не испытывали… Мы не видели солнечного света, а ночью – ни луны, ни звезд; и эти потемки продолжались целых 52 дня, пока длилась буря. Недалеко были видны по временам горы, и они вызывали ужас, потому что ветер гнал нас к ним на верную гибель».

Один корабль пропал без вести, другой был отнесен к югу, скрылся от бури в Магеллановом проливе, а позже взял курс на Англию (по пути обогатились за счет нескольких торговых судов). Привезенная добыча не избавила капитана Уинтера от суда и смертного приговора, который не был приведен в исполнение сначала благодаря отсрочке, а по возвращении Дрейка по его ходатайству.

Оставшийся у Дрейка корабль «Золотая Лань» был отброшен штормом на 5° к югу. Но нет худа без добра. Дрейк убедился, что южнее Магелланова пролива находится не легендарная неведомая Южная земля, а остров. Правда, англичане не обогнули его и не доказали своего открытия. Кроме того, вскоре после Магеллана, в 1526 году, подобное наблюдение сделал португалец Осес. И все‑таки судьба распорядилась так, что широкий пролив, разделяющий Южную Америку и Антарктиду, носит имя пирата Дрейка.

Одинокая «Золотая Лань» двинулась к экватору. В одном месте, заметив индейский поселок, Дрейк с десятком вооруженных матросов сошел на берег. Аборигены встретили их стрелами. Потеряв двух человек, капитан вынужден был отступить.

В дальнейшем он смог найти общий язык с местными жителями. Доказав им свое дружелюбие, он с удивлением узнал, что испанцы убеждали индейцев, будто весь мир принадлежит Испании. Выяснив, что англичане – совсем другой народ и вдобавок враги их врагов, индейцы показали Дрейку путь к гавани Сантьяго, где остановился испанский галион.

«Золотая Лань» уверенно вошла в гавань. От нее к галиону направилась лодка с людьми. Испанцы подняли к себе на борт 18 молчаливых вооруженных человек. Только тут выяснилось, что это вовсе не друзья. Прибывшие обнажили шпаги и предъявили такие веские аргументы, как заряженные пистолеты. Находившиеся на палубе были без шума арестованы. То же стало с оставшейся частью команды.

Дрейк собрал первый богатейший пиратский «урожай» в этих краях. Из трюмов галионов, из сундуков жителей испанских поселков, из вьюков торговых караванов сокровища Нового Света стали перетекать в недра «Золотой Лани» (она вполне оправдала свое название).

Веселая прогулка английских «джентльменов удачи» не могла продолжаться долго. Слухи о пиратах прошли по всему побережью. Началась охота военных кораблей на «Лань». Дичь оказалась проворней и хитрее преследователей. Ее изрядно поистрепавшиеся снасти посчастливилось заменить после захвата судна с грузом тросов и канатов.

Дрейк не прекращал поисков судна, груженного серебром и золотом. Пиратское счастье ему опять улыбнулось. На горизонте показался галион. Не подозревавшие ничего дурного испанцы сами направились «на ловца», а когда приблизились, на них глянули мрачные зрачки пушек. Попытка сопротивления была пресечена залпом орудий и выстрелами ружей.

На галионе оказалось много сокровищ. Стоимость их в сотню раз превысила затраты на экспедицию: 26 тонн серебра, 80 фунтов золота, 13 сундуков с драгоценными камнями.

…Дрейк избегал излишней жестокости, а с пленными обращался достойно. Ограбив «драгоценный галион», выплатил некоторую сумму и его команде. Испанцы называли его Драконом, но чудовищем он не был (в отличие от большинства других знаменитых пиратов).

«Золотая Лань», перегруженная драгоценностями, взяла курс на Англию. Плыть на юг в обход Америки было слишком опасно: там могли находиться испанские военные корабли (англичан у Магелланова пролива действительно поджидала эскадра).

Была надежда обнаружить северный проход в Атлантику. Дрейк двинулся дальше на север и достиг 48°. Никаких признаков окончания континента не было. Пришлось в подходящей бухте сделать остановку и привести в порядок корабль. (Позже этот залив получил имя Дрейка.)

С местными индейцами установились хорошие отношения. Дрейк поставил на берегу памятный знак и церемонно присоединил территорию к Англии, назвав Новым Альбионом, учитывая белый цвет береговых уступов.

Оставалось пойти маршрутом Магеллана. Через три месяца они достигли Марианских островов, еще через полтора – Молуккских. Местный правитель доброжелательно принял англичан. Правда, Дрейку не удалось попировать в его дворце: воспротивилась команда. Моряки не желали хотя бы в малейшей степени рисковать жизнью командира.

Один испанский идальго, взятый Дрейком в плен и с почтением отпущенный на свободу, вспоминал: «Все люди Дрейка перед ним трепещут… С ним на корабле едут девять или десять кабальеро, все из знатных английских родов, но ни один из них не смеет надеть шляпу или сесть в его присутствии… Ест он на золоте, и при том играет оркестр». Понятно, такие церемонии могли быть только в праздничные дни. Проводя месяцы в открытом море на гнилых сухарях и тухлой солонине или совершая пиратские набеги, вряд ли станешь услаждать свой слух звуками оркестра, а подчиненных утомлять излишними церемониями…

От острова Ява, избегая встреч с испанскими и португальскими военными судами, Дрейк взял курс напрямик через Индийский океан на мыс Доброй Надежды. В конце сентября 1558 года «Золотая Лань» бросила якорь в Плимуте. За 2 года 10 месяцев было совершено второе в мире (после корабля «Виктория» эскадры Магеллана) кругосветное плавание.

Дрейк стал первым капитаном, под руководством которого успешно завершилась экспедиция. Потери личного состава у него, несмотря на пиратские набеги, были малы, а доходы необычайно велики: каждый «пайщик», участвовавший в финансировании этого похода, получил прибыль из расчета 4700 %! Королеве досталась львиная доля: 2 млн 250 тыс. фунтов золотом.

Впрочем, точный размер добычи от пиратской «кругосветки» Дрейка был засекречен. Претензии испанской короны на этот счет значительно превышали то количество золота и серебра, которое было зарегистрировано в «приходной статье» Дрейка. Возможно, испанские колониальные чиновники‑казнокрады, воспользовавшись набегом английского пирата, приписали ему и то, что украли сами.

Размер «изъятий» из испанской казны был настолько велик, что отношения между двумя странами резко обострились. Пират Фрэнсис Дрейк, удостоенный почестей и наград, стал первым среди тех, кто содействовал низвержению испанского и португальского господства в Мировом океане. Пути, проложенные Колумбом и Магелланом, оказались, в конце концов, роковыми для этих двух стран.

 

Экспедиция в Маракайбо

 

Пират Жан‑Давид Но прославился под именем Франсуа Олоне. Став флибустьером, он показал себя мужественным воином и надежным товарищем. Когда был убит капитан их судна, команда избрала на его место Олоне. И не ошиблась. Им удалось благополучно ограбить несколько кораблей. Он имел каперскую грамоту, отдавал часть добычи во французскую казну и пользовался уважением губернатора Тортуги. Когда его корабль во время шторма разбился о скалы, ему предоставили новый.

После первых успехов Олоне постигла неудача: близ испанского берега Кампече во время шторма его судно затонуло. Пираты высадились на сушу, где их уже поджидали испанцы. Большинство флибустьеров после короткой схватки были убиты, оставшихся отправили в тюрьму. Допросив пленных, испанцы узнали, что их предводитель погиб.

 

Пират Жан‑Давид Но, известный также как Франсуа Олоне (или Олонуа). Гравюра XVII в.

Судьба решила иначе. Олоне был легко ранен и притворился мертвым, резонно полагая, что плен для него хуже смерти. Когда берег опустел, он перевязал раны и отправился в Кампече. С группой рабов, украв каноэ, добрался вместе с ним на Тортугу.

Здесь Олоне снова снарядил корабль с командой из двадцати одного человека. Они отправились к северному берегу Кубы и захватили несколько лодок. Местные рыбаки отправили по суше гонцов в Гавану с сообщением, что объявился Олоне. Испанский губернатор не мог этому поверить, имея донесение из Кампече о его смерти. Но все‑таки снарядил десятипушечный корабль с сотней солдат, чтобы Олоне доставить в Гавану живым, а остальным отрубить головы на месте.

Корабль прибыл ночью. Он вошел в устье реки, где находился поселок. Окликнув рыбаков, военные моряки услышали в ответ, что пираты скрылись (так велели говорить разбойники, притаившиеся в поселке). А рано утром к кораблю устремились лодки с пиратами. Испанцы успели открыть огонь. Спешка не способствовала точности стрельбы, и пираты бросились на абордаж. В рукопашной схватке они одержали победу над численно превосходящим противником. Пленных зарубил сам Олоне. На этом корабле он захватил купеческое судно с товарами и золотом, после чего решил предпринять крупный набег.

Вместе с компаньоном Михаелем Баском они организовали экспедиционный корпус: 8 кораблей и 1600 человек. Взяли курс на город Маракайбо.

По пути пиратской флотилии попался испанский корабль «Адмирал». Олоне погнался за ним и после короткого боя захватил его. В трюмах был груз: какао, а также деньги и драгоценности. Отослав пленный корабль на Тортугу, Олоне соединился с эскадрой. Они без единого выстрела обчистили еще один встречный корабль с оружием, боеприпасами и жалованием для испанского гарнизона Санто‑Доминго. Затем к ним присоединилось судно, вернувшееся с Тортуги с провиантом. Все складывалось великолепно.

Однако город Маракайбо был богат в значительной мере потому, что грабителям добраться до него было трудно. Перед входом в бухту находились острова, далее тянулся канал, защищенный фортом Ла Барра…

Флибустьеры высадили десант вдали от форта. Защитники, ожидая такой маневр, устроили засаду. Но пираты, предусмотрев этот ход, обнаружили и уничтожили вражеский отряд. Штурм крепости начался, несмотря на плотный огонь батарей и мушкетов (нападавшие имели при себе только холодное оружие). После долгого боя редуты были захвачены, а 250 солдат изрублены на месте.

Захватив крепость, пираты открыли путь своему флоту через канал к городу. А там царила паника. Жители спешно покидали дома, уходя в лес или в город Гибралтар, находившийся в 40 милях оттуда. Прибыв в полупустой Маракайбо, пираты заняли лучшие дома и принялись пировать. Затем отправились по окрестным лесам собирать беглецов. Улов был немалый. Но все‑таки основная масса золота и серебра перекочевала в соседний город Гибралтар.

Этот город был отлично защищен горами и болотами. Местный гарнизон получил подкрепление из соседнего города Мериды. Общее число вооруженных защитников достигло восьмисот. Оборону организовали по всем правилам: устроили засеки, ложные дороги, ведущие в болото, а подступы к городу укрепили фортами и редутами.

Это не остановило Олоне. Взбодрив свою небольшую армию сообщением, что в городе собраны несметные сокровища, он возглавил штурмовой отряд из почти четырехсот человек. Учитывая трудности продвижения в болотистом лесу, каждый имел короткую саблю и пистолет с тридцатью зарядами.

Они двинулись по дороге, растаскивая завалы. Вблизи крепости угодили в болото (дорога была ложной). По ним открыли огонь. Пираты попали в западню. Олоне приказал рубить ветви и выстилать ими путь. Попытались выйти на твердую дорогу. Там их встретил плотный огонь защитников.

Поредевшая группа, ведомая Олоне, добралась до крепости. Но для штурма требовались лестницы, да и нечем было пробить или взорвать ворота. Оставалось только геройски погибнуть.

И пираты пошли на попятный. Одни отступали, отстреливаясь, другие – в панике, а с ними и сам Олоне. Испанцы, торжествуя победу, решили догнать флибустьеров и уничтожить всех до единого. Распахнув крепостные ворота, защитники бросились вслед за врагами.

Перехитрил их пират! По команде Олоне его отряд развернулся и двинулся навстречу преследователям. Испанцы пришли в замешательство. Пираты дали залп из пистолетов в упор и ринулись врукопашную. Бой перешел в резню. Испанцы пытались скрыться в крепости. Флибустьеры ворвались туда и довершили разгром. Испанцы потеряли полтысячи солдат и всех офицеров.

Пираты основательно разграбили город. Больше месяца они хозяйничали в нем, пока среди них не начались болезни. Они сожгли город и вернулись в Маракайбо, окончательно обчистив и его.

Но с этих пор Олоне преследовала череда неудач. Многие пираты ушли от него. Но почему бы не предположить, что Олоне просто не желал возвращаться без добычи, дабы окончательно не потерять свой пошатнувшийся авторитет? А его главные помощники были не прочь свалить неудачу на руководителя и «свергнуть» его? Обстоятельства для этого были самые благоприятные. Наконец, не исключено, что психическое здоровье лидера оставляло желать лучшего. Так или иначе, его бесцельные блуждания по заливу закончились трагично: корабль налетел на рифы, да так прочно, что никакими ухищрениями не удалось его освободить. Его разломали, а из досок и бревен стали мастерить барку.

Тогда же произошел случай, как бы предрешивший страшную кончину Олоне. Один из его пиратов отправился в лес вместе с пленным испанцем (подневольным слугой), и неожиданно на них напала группа индейцев. Пират выстрелил из пистолета и бросился наутек. Испанец замешкался и отстал. Вскоре пират с десятком вооруженных товарищей вернулся на то место, где потерял испанца. Там они набрели на полянку, где горел костер. Подойдя к нему, пираты остолбенели: вокруг валялись куски человеческого тела, частично зажа<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.