Кругосветное путешествие писателя — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кругосветное путешествие писателя

2022-10-27 55
Кругосветное путешествие писателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кругосветные путешествия в середине XIX века проводились прежде всего в связи с созданием и расширением колоний, разделом сфер влияния. Капиталистические страны Западной Европы и Северной Америки были заинтересованы в поставщиках сырья и рабов, в рынках сбыта. Мировой океан при отсутствии дешевых способов транспортировки грузов по суше превратился в основную магистраль международной торговли.

Россия отказалась от колониальной политики, заморских владений. Но как одна из крупнейших морских держав она стремилась налаживать дипломатические и торговые связи со странами, расположенными на разных континентах. Надо было вести наблюдения за общей ситуацией в Мировом океане. Наконец, один из путей из западных окраин страны на Дальний Восток шел через Балтийское и Черное моря в Атлантику, а оттуда в Индийский и Тихий океаны. Такой маршрут предстояло совершить фрегату Балтийского флота «Паллада».

Эту экспедицию по ее результатам можно сравнить с путешествием Чарлза Дарвина на корабле «Бигль». Речь идет тоже о дневниковых записях, но принадлежащих не ученому, а писателю: Ивану Александровичу Гончарову (1812–1891). Благодаря его путевым очеркам, составившим объемистую книгу, данная экспедиция остается в памяти потомков. Поколения читателей переживают ее вновь и вновь.

Для тех, кто знаком с творчеством, характером и образом жизни Гончарова, решение этого степенного и не чуждого лени писателя на пятом десятке жизни отправиться в долгое, почти трехгодичное плавание может показаться поступком сумасбродным или по меньшей мере странным. Словно герой его романа Обломов рискнул сменить мягкую кушетку на шаткую палубу парусника.

 

Фрегат «Паллада» 1847 года. Художник А.П. Боголюбов

Он и сам признавался: «Все удивлялись, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь – я такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится такой решимости. Внезапные перемены составляют мой характер».

В детстве и в университете он всерьез интересовался естествознанием, историей географических открытий. И когда ему представилась возможность отправиться в дальнее плавание, он не раздумывал. Фрегат «Паллада» был флагманом эскадры, осуществлявшей, согласно официальной версии, поход к русским владениям в Америке. Но главная задача была иная: наладить торговые отношения с Японией.

Возглавлял экспедицию адмирал Н.В. Путятин. Гончаров был его секретарем, вел судовой журнал и был, можно сказать, летописцем похода. Со своими обязанностями он справлялся отлично.

Ну а как же с описанием экзотических стран, диковинных дикарей, чудес природы? Он откровенно признался, что его записи не смогут удовлетворить читателей, жаждущих чего‑то необычайного: «Я сказал, что их нет, этих чудес; путешествия утратили чудесный характер. Я не сражался со львами и тиграми, не пробовал человеческого мяса».

И неожиданный пассаж: «Я уехал от чудес: в тропиках их нет. Там все одинаково, просто». По его мнению, наша русская природа дарит нам подлинное разнообразие и удивительную красоту, если только мы не разучились чувствовать и понимать это. «А позвольте спросить, – пишет он, – разве есть что‑нибудь не прекрасное в природе? Нужно ли вам поэзии, ярких особенностей природы – не ходите за ними под тропики: рисуйте небо везде, где его увидите».

Гончаров умел увидеть необычайное в обычном; не изобретал парадоксы, стараясь ошеломить оригинальным суждением. Его сочинение увлекательно для тех, кому интересно путешествовать с остроумным, наблюдательным и проницательным спутником, не удовлетворяясь трафаретными восторгами и сведениями, почерпнутыми из туристических справочников.

Вот описание шторма: «Я постоял у шпиля, посмотрел, как море вдруг скроется из глаз совсем под фрегат и перед вами палуба стоит стоймя, то вдруг скроется палуба и вместо нее очутится стена воды, которая так и лезет на вас. Но не бойтесь: она сейчас опять спрячется, только держитесь обеими руками за что‑нибудь. Оно красиво, но однообразно…

Скучное дело качка; все недовольны: нельзя как следует читать, писать, спать; видны только бледные страдальческие лица. Порядок дня и ночи нарушен…

Может быть, оно и поэзия, если смотреть с берега, но быть героем этого представления, которым природа время от времени угощает плавателя, право незанимательно. Сами посудите, что тут хорошего? Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают, как будто толпа вдруг выпущенных на волю бешеных зверей дерется в остервенении, только брызги, как дым, поднимаются да стон носится в воздухе…

Сначала качка наводит с непривычки страх. Когда судно катится с вершины волны к ее подножию и переходит на другую волну, оно делает такой размах, что, кажется, сейчас рассыплется вдребезги; но когда убеждаешься, что этого не случится, тогда делается скучно, досадно, досада превращается в озлобление, а потом в уныние».

Правда, как выясняется, скучать долго ему не приходилось: его мотало и швыряло по каюте, катало по полу, било о стулья и стены. Только опытные моряки, да его денщик Фадеев относились к подобным неудобствам и неурядицам с философическим спокойствием, продолжая выполнять свою работу.

Гончаров не ставил своей целью развенчать романтику дальних плаваний, сорвать покров таинственности с экзотических стран. Он просто и ясно свидетельствовал об увиденном, пережитом, продуманном. Ему нет нужды выдумывать небылицы, развлекать читателя сказками и легендами разных народов. И без того у него есть что рассказать. Великолепны описания тропических ночей в открытом океане; пейзажей разных стран, людей и нравов разных народов.

Для немалого числа современных людей не составляет большого труда при наличии средств и желания посетить любой, даже самый отдаленный пункт, хотя бы и в Антарктиде. Иные туристы получают возможность взглянуть на Землю из космического пространства. Впрочем, не выходя из комнаты, миллионы телезрителей совершают увлекательные кинопутешествия. При этом можно увидеть такие красоты, такие редкие кадры, такие картинки из жизни людей и животных, которые недоступны для обычного туриста.

Какой же смысл в наше время утруждать себя чтением описаний путешествий? Разве не лучше увидеть, чем услышать или прочесть?

Безусловно, для приятного времяпрепровождения, развлечения или для обучения школьников это интересно и полезно. Но есть люди, которым недостаточно любоваться красивыми картинками и слушать комментарии к увиденному. Они желают осмыслить жизнь свою и других людей, своего народа и человечества. А для этого незаменим умный, откровенный собеседник, обладающий немалым жизненным опытом. Пусть даже он будет из другого века… Это даже кстати, ибо тогда появляется возможность сопоставить его наблюдения с тем, что произошло в действительности.

Правда, И.А. Гончарова не принято относить в разряд великих учителей человечества или хотя бы только русского народа. Однако его путевые заметки во время экспедиции на «Палладе», на мой взгляд, помогают нам понять путь развития современной технической цивилизации и те изменения, которые при этом происходят с человеческой личностью.

Писатель, которому приходилось довольствоваться весьма ограниченным комфортом, а подчас испытывать немалые неудобства, не сетовал на это. Он полагал, что человеку свойственно стремиться к бытовым удобствам, к чистоте и порядку. Но это оправданное стремление решительно отличается от жажды роскоши, которая «есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей». «Тщеславие и грубое излишество в наслаждениях – вот отличительные черты роскоши… Для роскоши нужны богатства… Роскошь старается, чтобы у меня было то, что не можете иметь вы».

Это суждение имеет непосредственное отношение к нашей эпохе. Все основные беды и трагедии современности определяются непомерным стремлением к роскоши многих миллионов имущих капиталы и власть. Их не удовлетворяет нормальный комфорт. Им требуется как можно больше личной собственности, роскоши и главного критерия богатства – денег. Ради этого они не считаются ни с земной природой, ни с другими людьми и народами.

Во времена Гончарова наиболее алчной державой была Великобритания, «владычица морей». О ее гражданах русский писатель отзывался без особой симпатии: «Обращение англичан с китайцами, да и с другими, особенно подвластными им народами не то чтоб было жестоко, а повелительно, грубо или холодно‑презрительно, так что смотреть больно. Они не признают эти народы за людей, а за какой‑то рабочий скот».

«Бесстыдство этого скотолюбивого народа доходит до какого‑то героизма, чуть дело коснется до сбыта товаров, какой бы он ни был, хоть яд!» (в ту пору англичане вели «опиумную войну», отравляя наркотическим ядом китайцев). Как отметил Гончаров, поставка опиума постоянно увеличивалась, достигнув четыре пятых от стоимости всех товаров, ввозимых в Китай.

«Не знаю, кто из них кого мог бы цивилизовать: не китайцы ли англичан своей вежливостью, кротостью и умением торговать тоже».

Странное вроде бы суждение. Разве не европейская цивилизация стала господствовать в мире? Разве не доказала она этим свое превосходство? Разве не она превратилась во флагмана научно‑технического прогресса? И чем лучше западной цивилизации российское крепостное право? Уж не ретроград ли русский барин Гончаров, сторонник патриархальных порядков?

Нет, он прекрасно понимал достоинства технического прогресса. Его не умиляют красавцы‑парусники. Он восхищается паровыми машинами, освобождающими мореплавателя от власти ветра и морских течений. Человек получает возможность властвовать над природой, превозмогать буйство земных стихий…

«Про природу Англии я ничего не говорю: какая там природа! ее нет, она возделана до того, что все растет и живет по программе… С деревьями, с травой сделано то же, что с лошадьми и с быками. Траве делается вид, цвет и мягкость бархата… Все породисто здесь: овцы, быки, собаки, как мужчины и женщины. Все крупно, красиво, бодро; в животных стремление к исполнению своего назначения простерто, кажется, до разумного сознания, а в людях, напротив, низведено до степени животного инстинкта…

Не только общественная деятельность, но и вся жизнь всех и каждого сложилась и действует очень практически, как машина».

Казалось бы, что во всем этом плохого? Разве не видим мы пример, достойный подражания? Зачаток той идеальной сферы разума, ноосферы, построенной рационально и на научной основе? (Если, конечно, отвлечься от благодатных природных условий Британии, а также от ее политики ограбления и закабаления других стран.)

Но вот вопрос: каким становится сам человек?

По мнению Гончарова, он превращается в придаток механической природно‑технической общественной системы. Человек все более уподобляется машине, призванной выполнять конкретную работу по своей узкой специальности, получая за это определенную плату. Он становится «добродетельным по машине, по таблицам, по требованию». Получается цивилизованное стадо потребителей благ, доступных каждому в соответствии с его капиталом и положением в обществе.

Выходит, переходя от дикости к цивилизации, обретая комфорт и роскошь, преображая на свой лад окружающую природу, человек, сам того не замечая, превращается в подобие машины, утрачивает смысл своего существования как разумной, одухотворенной, творческой личности, устремленной к высоким идеалам добра, свободы, справедливости, братства.

Вот на какие мысли наводят результаты почти кругосветного путешествия русского писателя на фрегате «Паллада». И такие результаты экспедиции важнее, пожалуй, ее научных, торговых или дипломатических достижений.

 

Познание пустыни

 

Только во второй половине XIX века началось достаточно планомерное и профессиональное изучение природных условий Сахары. А в первые десятилетия главной задачей было описание хотя бы в общих чертах географической обстановки на отдельных территориях этого обширного региона и составление топографических карт. (Основные цели были прежде всего политико‑экономическими: индустриально развитые страны Европы старались прибрать к рукам обширные пространства, расположенные южнее Атласских гор.)

Даже сравнительно скромная задача – предварительная разведка – была не только трудной, но и опасной. Суровость природы усугублялась нестабильной социально‑политической ситуацией, бесчинствами кочевников, многие из которых стали предпочитать бандитский промысел.

Одним из наиболее удачливых и успешных исследователей этого периода был немецкий историк, филолог и географ Генрих Барт, участник крупной английской экспедиции. Их караван вышел из Триполи в конце марта 1850 года. Они направились в Мурзук не по караванным путям, а напрямик, через возвышенности. Он писал:

«Ширина этой каменистой и безлюдной пустыни (хамада – по‑арабски) с юга на север составляет около двухсот сорока километров, и потребовалось шесть длинных дневных переходов, чтобы дойти до ближайшего достоверно известного колодца Эль‑Хасси.

Сколь дурной славой ни пользовалась бы хамада из‑за своей полной оголенности и всякого отсутствия воды, она все же не вполне отвечает представлениям, сложившимся у европейцев о характере африканской пустыни. Я был поражен, увидев, что на всем ее протяжении там и сям можно встретить участки свежей, хотя и скудной зелени. Это обстоятельство крайне важно для выносливости верблюдов».

 

Немецкий историк, филолог и географ Г. Барт

Экспедиция пришла в Мурзук 6 мая. Через некоторое время они двинулись на юго‑запад, в Гат (или Рат). По пути Барт едва не погиб, пожелав осмотреть скалистые отроги гор Идин, о которых у местных жи – телей была дурная слава (торчащие скалы причудливых очертаний были подобны завороженным чудищам, демонам). Не рассчитав свои силы и без навыка маршрута в пустыне, Берт быстро ослаб, заблудился и едва не умер на второй день. Тем более что днем ориентироваться в раскаленной пустыне мешают миражи, а когда ночью он увидел вдали костер, то не имел сил идти. Его обнаружил по следам араб на верблюде.

После Гата (Рата) они прошли горы Тассили. Там Барт увидел несколько наскальных изображений, но не придал им серьезного значения. По пути на них нападали банды кочевников. От одних они отбивались, другим вынуждены были платить «пошлину». В горах Аира бандиты потребовали от трех европейцев (руководитель Джеймс Ричардсон, Адольф Овервег и Барт), чтобы они отреклись от христианства, угрожая смертью. Пришлось откупаться товарами: материальные интересы этих ревнителей ислама оказались значительно сильнее религиозной веры.

Южнее гор находился город Агадес, который по описанию Льва Африканского был новым и процветающим с 50 тысячами жителей. Барт с двумя спутниками и одним из местных вождей отправился туда. Его ждало полное разочарование:

«Агадес производит впечатление заброшенного города, хотя везде видны следы былого величия. Даже в важнейшей центральной части города от большинства домов остались лишь руины, из некогда бесчисленного множества мечетей сохранилось лишь несколько; на зубцах разрушенных стен вокруг рыночных площадей сидят голодные стервятники, выжидающие, не появятся ли какие‑нибудь отбросы…

Особое значение для города имеют ежегодно приходящие сюда к соляным шахтам Бильмы большие караваны племен итизан и кель‑грес. В этих краях, где один человек не может ничего, все должно делаться общиной, и выступление караванов – важнейшее событие, делящее год на определенные периоды».

Три исследователя разделились, чтобы, пройдя каждый своим маршрутом, встретиться у озера Чад. Ричардсон умер в пути от лихорадки. Остальные двое исследовали окрестности озера, проведя здесь 15 месяцев.

Огибая с востока Чад, Барт встретил крупную реку, впадающую в озеро. На ее берегах рос лес, а в воде плескались бегемоты. Затем перед ним вновь предстала пустыня с убогими поселениями. Пришелец вызывал у местных жителей подозрения. В одном месте его приняли за колдуна, заметив, что когда он пристально смотрит на облака, они не дают дождя. (В другой деревне один умник обличил его как турецкого шпиона по безошибочному признаку: только турки носят чулки.)

Обратим внимание на важный факт: проплывающие над пустыней облака редко дают дождь. Почему? Ответ не так прост, как может показаться на первый взгляд: мол, не всегда же тучи бывают дождевыми. Во времена Барта, да и много позже вразумительного объяснения этой особенности не было. (Вот и мы пока оставим вопрос без ответа, запомнив на будущее.)

В районе озера Чад Овервег умер от лихорадки. Барт направился на запад и достиг Томбукту. И хотя в Европе еще бытовало мнение об этом городе как «царице пустыни», Барт окончательно развеял эту легенду, подтвердив верность описания Кайё.

Обратный путь он выбрал через Чад и далее на север. В августе 1885 года он вернулся в Триполи, а затем в Европу. Барт первым дал достаточно подробные описания ряда неизвестных районов Сахары, пройдя около 20 тысяч километров. Он стал профессором географии Берлинского университета. Однако трудности путешествия не прошли бесследно: он умер в возрасте 44 года.

Согласно описаниям Барта, во время своего путешествия он наблюдал резкие контрасты ландшафтов Сахары: «Проехав обширные пустыни с совершенно бесплодной почвой и наталкиваясь на сцены самого страшного запустения, я вступал в плодородные области, орошенные большими судоходными реками и обширными, в центре расположенными озерами, украшенные прекраснейшими лесами и производящие в неограниченном изобилии различные виды хлеба, риса, кунжута и земляного ореха, также как сахарный тростник и такие ценные предметы торговли, как хлопок и индиго. Вся Центральная Африка от Багирми на востоке до Томбукту на западе изобилует такого рода продуктами. Туземцы этих областей не только прядут и ткут свои собственные материи, но и окрашивают свои домотканые рубашки ими же самими произведенным индиго».

…Вспомним печальную судьбу Агадеса.

Почему этот процветавший город пришел в запустение, несмотря на то, что соляной промысел сохранился? И как могло появиться и достигнуть расцвета крупное поселение с множеством мечетей, расположенное в пустыне? Ни в древности, ни в Средние века это было бы невозможно, да и не имело смысла.

Логичное объяснение одно: в то время на месте нынешней пустыни расстилалась саванна. На ее просторах паслись стада, на отдельных участках возделывались поля. Травы и деревья удерживали влагу, препятствовали выветриванию почв.

Так продолжалось не более двух столетий. А затем началось наступление пустыни. Что произошло? Изменился климат? Почему?

Может показаться, что нет никакой особой необходимости вдаваться в спорные научные проблемы. Пока еще нет ответа – можно подождать, пока ученые разберутся и обоснуют ту или иную точку зрения.

Однако в действительности проблема опустынивания Сахары имеет актуальное значение именно в наши дни, а затрагивает она интересы не только африканских стран, но и всего мира.

Надо вспомнить и об удивительном упадке Томбукту и превращение в бесплодную пустыню обширных территорий, которые несколькими веками раньше без особых трудностей пересекали многочисленные караваны.

Проще всего сослаться на изменение климата, который стал более засушливым. Почему? Климатологи XIX века предлагали разные ответы, но доказать их верность не могли. А наука, как известно, требует не только предположений, но и убедительных доказательств.

Была популярна гипотеза о неуклонном иссушении климата. Чем оно вызвано? Сменой климатических зон после последнего оледенения Северной Евразии, Америки. Но почему и как все это произошло? Проблему до сих пор пытаются выяснить с помощью дополнительных гипотез – о влиянии солнечной активности, о смене положения Земли относительно Солнца и прочими астрономическими факторами.

Сам факт объяснения гипотез гипотезами подчеркивает шаткость предположений. Но с этим приходится мириться, пока не будут выдвинуты надежные версии, а лучше – одна. Не вдаваясь в детали, обратим внимание на то, что изменения в Сахаре происходили два тысячелетия постепенно в одном направлении: замещение саванны полупустыней и пустыней, уменьшение количества осадков и влажности воздуха, увеличение температуры, усиление континентальности, контрастов погоды.

Упадок Томбукту можно объяснить разными причинами:

– возросшей трудностью движения караванов из‑за опустынивания или участившихся набегов кочевых племен;

– появлением новых торговых путей, минующих город;

– истощением запасов золота в местах его добычи;

– спадом торговли в связи с изменением политической ситуации…

Вообще‑то, не исключено влияние всех этих факторов. Но почему ухудшились отношения торговцев, идущих с караванами, и кочевников, взимающих с них дань? Это также могло быть связано с ухудшением природной обстановки, оскудением пастбищ и снижением поголовья скота у кочевников. Ведь они должны были бы понимать, что из‑за жестоких ограблений купцы вовсе перестанут проходить привычными путями.

Конечно, вторжение Наполеона в Египет, столкновение египетских войск с арабами ожесточили ненависть исламистов к христианам. Но это вряд ли могло сказаться на внутренней африканской торговле. Политика больше зависела от торговли, чем торговля от нее (такая закономерность вряд ли изменилась со временем).

За исторический период со времен Геродота (около 2,5 тысячелетия) природная обстановка здесь постоянно ухудшалась. До новой эры в Сахаре не знали верблюдов и не нуждались в них. Обширные пространства занимали саванна и полупустыни, где часто встречались родники, временные и постоянные водотоки, оазисы.

Со временем на караванных тропах пришлось использовать верблюдов, а после Средних веков пересечение Сахары становилось все более трудным главным образом из‑за почти повсеместного распространения пустынь, аридизации климата. А главная причина этого – деятельность человека, уничтожавшего природные ландшафты со времен охотников, широко использовавших огонь, а затем и скотоводов с их огромными стадами.

 

Через Африку

 

Наиболее прославленным первопроходцем Африки стал шотландец Давид Ливингстон (1813–1873). Он вырос в бедной семье, с детства работал на ткацкой фабрике. Закончив вечернюю школу, учился в медицинском колледже, изучал геологию, активно выступал против работорговли. Как христианский миссионер в 1841 году отправился в Южную Африку. Здесь он женился на Мэри, дочери миссонера Роберта Моффета, который первым исследовал пустыню Калахари.

Ливингстон изучил язык банту, распространенный среди племен Южной и Центральной Африки. Через 7 лет он вместе с женой и двумя детьми совершил трудное путешествие через пустыню Калахари и достиг обширного – в период дождей – озера Нгами. После этого его семья уехала на родину, а он остался на Черном континенте и продолжил исследование неизученных территорий.

 

Портрет Д. Ливингстона. Художник Ф. Хэвилл

В 1853 году с большим отрядом местных жителей на 33 лодках он отправился вверх по реке Замбези. По пути он отослал назад большую часть негров и с небольшим отрядом, перейдя водораздел, вышел в бассейн реки Конго, двинулся вниз по течению и летом 1854 года достиг Атлантического океана.

Теперь он решил пересечь Африку с запада на восток. После недолгого отдыха отправился в обратный путь. Поднявшись вверх по реке Бенго до ее верховья, добрался до истоков Замбези и двинулся вниз. В среднем течении он первым из европейцев увидел величественный, мощнейший в мире водопад высотой 120 м, дав ему имя королевы Виктории. Река, пересекающая торные гряды, оказалась бурной, порожистой, так что значительную часть пути приходилось идти по ее долине, а не сплавляться.

В середине 1856 года он вышел к Индийскому океану. Ливингстону удалось сравнительно легко совершить чрезвычайно трудный маршрут потому, что он к тому времени был опытным путешественником, а главное, умел по‑дружески общаться с местными жителями, пользуясь их уважением.

«Господствовало убеждение, – писал он, – что значительная часть внутренней Африки представляет собой пустыню, куда текут и в песках которой теряются реки. Я же в ходе своего путешествия 1852–1856 гг. от океана до океана через южную тропическую часть континента обнаружил, что вся эта область на самом деле хорошо орошена, что в ней имеются большие территории с плодороднейшей, покрытой лесами почвой, а также прекрасные травянистые долины, в которых живет значительное население; и я обнаружил также один из замечательнейших водопадов в мире. Вслед за этим удалось выяснить особенности физического устройства Африки. Она оказалась возвышенным плато, несколько понижающимся в центре и с расщелинами по бокам, по которым реки сбегают к морю».

Его возвращение в Англию было триумфальным. Королева лично приветствовала его (зная, что он назвал великий водопад ее именем). Публика с упоением читала его прекрасно написанный отчет «Путешествия и исследования миссионера в Южной Африке». Но почивать на лаврах Ливингстон не стал, отправившись в 1859 году в новую экспедицию. Его назначили консулом области Замбези. С ним поехало несколько помощников.

«Нашей целью, – писал он, – было не открытие каких‑либо баснословных чудес, а ознакомление с климатом, естественными богатствами, местными болезнями, туземцами и их отношением к остальному миру, что мы и делали с тем особенным интересом, какого не могут не испытывать, задумываясь о будущем, первые белые люди при работе на континенте, история которого только начинается». На этот раз он обследовал район левого притока Замбези, открыв огромное озеро Ньяса, вытянутое с юга на север. «По обеим сторонам озера возвышаются хижины, – отметил он, – но дым от горевшей травы ограничивал наше поле зрения».

Его жене Мэри суждено было умереть на Замбези от тропической лихорадки в апреле 1862 года. Он записал в дневнике: «Ночью сколотили гроб, на другой день под ветвями большого баобаба вырыли могилу, и маленькая группа сочувствующих соотечественников помогла убитому горем мужу похоронить покойницу».

Несмотря ни на что Ливингстон продолжал исследовать Центральную Африку в надежде обнаружить истоки Нила. После недолгого пребывания в Англии он в 1866 году вновь высадился в устье Занзибара, прошел вдоль побережья на север до реки Рувумы, повернул на запад, достиг озера Ньяса, обогнул его с юга, прошел до берегов Танганьики и… пропал бесследно.

На его поиски был направлен журналист и разведчик Генри Стэнли. От Занзибара он с группой вооруженных белых и двумя сотнями носильщиков двинулся на запад. В ноябре 1871 года в поселке Уджиджи на берегу озера Танганьика он встретил Ливингстона, который болел малярией и находился в критическом состоянии. Его удалось вылечить.

Вместе со Стэнли он продолжил обследование берегов Танганьики, убедившись, что отсюда нет стока на север, к Нилу. Стэнли отправился в Европу, а Ливингстон остался, решив обязательно выяснить вопрос об истоках Нила. Здоровье его было подорвано, и в мае 1873 года он умер.

Его чернокожие спутники бережно сохранили все дневники и собранные материалы. Они торжественно предали африканской земле сердце путешественника и гуманиста, а тело забальзамировали и десять месяцев несли на носилках до берега Индийского океана, почти за полторы тысячи километров. Похоронили Ливингстона в лондонском Вестминстерском аббатстве – усыпальнице королей и выдающихся деятелей Англии.

Стэнли в 1874 году вновь возглавил африканскую экспедицию. Дойдя до озера Виктория, они сплавились на север, подвергаясь нападениям и воинственных туземцев, и свирепых гиппопотамов. Стэнли подтвердил открытие Спика. Осенью 1876 года они обследовали берега Танганьики и направились на запад. Путь через тропические дебри при стычках с туземцами сопровождался большими потерями (носильщики умирали сотнями). Спустившись по реке Луалабе в Конго, они сплавились до Атлантического побережья, только треть участников экспедиции завершила маршрут. Стэнли, однако, оказался в роли триумфатора. Тем более что его книга «Через неведомый материк» (1878) имела шумный успех.

 

Крещение Сибирью

 

В трудных и опасных экспедициях человек закаляется физически, учится преодолевать препятствия, не терять самообладания в экстремальных ситуациях. Ради чего? Поначалу – чтобы испытать себя. А затем? Какая у него цель?

 

Князь, анархист, ученый П.А. Кропоткин

На мой взгляд, наиболее достойные цели – познание природы и стремление принести пользу людям, обществу. Именно они были главными для Петра Алексеевича Кропоткина (1842–1921). Он родился в Москве, в семье генерала, потомка Рюриковичей; был камер‑пажом Александра II, окончил Пажеский корпус с отличием.

Его ждала блестящая карьера. А он выбрал службу в Амурском казачьем войске и за 5 лет проехал верхом и в повозке, проплыл на лодке и прошел пешком в общей сложности 70 тысяч км. В сущности, это была одна экспециция. Во время нее он стал первым исследователем обширных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока; открыл группы недавно действовавших вулканов, чем опроверг господствовавшее мнение о непременной их связи с морскими побережьями; обнаружил закономерности в строении и расположении горных систем Восточной Сибири и следы великих оледенений в этих краях.

Он писал о своих первых впечатлениях: «Проезжая по бесконечным хлеборобным степям Тобольской губернии и с удивлением вглядываясь в окружающее, я задавал себе вопрос: отчего всем нам знакома только безотрадная Сибирь, с ее дремучими тайгами, непроходимыми тундрами, дикою природой‑мачехой…а между тем всем нам так мало знакома та чудная Сибирь, эта благодатная страна, где природа‑мать и щедро вознаграждает их малейший труд, их малейшую заботливость?.. Вот какою явилась мне эта страшная Сибирь: богатейшая страна с прекрасным, незагнанным населением, но страна, для которой слишком мало сделано».

Сначала Петр Кропоткин работал в Чите. Но ему не по нраву была такая жизнь. Когда переселенцам на Амуре и войскам не стало хватать местных пищевых продуктов, Кропоткин охотно согласился сопровождать баржи с провизией, отправляемые из Сретенска по реке Шилке до Амура.

Характерный эпизод сплава. Когда в сумерках или в тумане с барж не видно было берега, солдат, сидящий у руля, говорил Кропоткину:

– Пристать пора… Знать бы только, где селение… Петр Лексеич, будь так добр, полай маленько.

И князь Кропоткин заливался лаем. Узнав, откуда доносится ответный лай, кормчий поворачивал к берегу. (Петр Кропоткин научился виртуозно лаять, когда в Пажеском корпусе сидел за непослушание в карцере.)

Их караван попал в бурю. 44 баржи были разбиты и выброшены на берег. Сто тысяч пудов муки погибло в Амуре. Пришлось Кропоткину срочно отправляться к забайкальскому губернатору. Переселенцам на Амуре грозил голод. До конца навигации надо было успеть снарядить новые баржи.

На утлой лодчонке с гребцами Кропоткин плыл вверх по Амуру, когда их нагнал странный пароход, команда которого бегала по палубе, а кто‑то прыгнул в воду. Кропоткин направил лодку к месту происшествия. В воде барахтался моряк средних лет, отбиваясь от спасателей: «Прочь, бесы окаянные!» С трудом его вытащили из воды и усмирили. Это был капитан корабля, у которого началась белая горячка.

«Меня просили принять командование пароходом, – вспоминал он, – и я согласился. Но скоро, к великому моему изумлению, я убедился, что все идет так прекрасно само собою, что мне делать почти нечего… если не считать нескольких действительно ответственных минут… Все обошлось как нельзя лучше».

Команда знала свои обязанности хорошо. Благополучно добрались до Хабаровска. (Тогда его впервые осенила мысль о пользе анархии: каждый будет заниматься своим делом, лишь бы ему не мешали.)

Отдыхать было некогда. Дорог был каждый день: надвигались холода, заканчивалась навигация. Не успеют отправить новые баржи с провиантом – быть голоду на Амуре.

По горным тропам в сопровождении одного казака он двинулся вверх по долине Аргуни, сокращая путь. Только в полной темноте делали остановки. Продирались сквозь буреломы. На лошадях преодолевали горные реки. Спали у костра, закутавшись в шинели и одеяла. С рассветом седлали лошадей. Остановка. Выстрел в глухаря. Запеченная на углях птица, овес лошадям, и снова в путь.

Совершенно измученный добрался он до поселка Нары. Здесь встретил забайкальского губернатора. Начались сборы нового каравана барж. А Кропоткин поспешил далее, в Иркутск. Даже бывалых сибиряков удивила необычайная быстрота, с которой он преодолел огромное расстояние.

Почти без просыпу он провалялся неделю в постели, восстанавливая силы. И тут новое поручение: выехать курьером в Петербург. Надо и там лично доложить о катастрофе. Ему поверят и как очевидцу, и как безупречно честному человеку.

Наступала зима. Особенно опасны были переправы через могучие сибирские реки. Кропоткина это не останавливало. Спал в пути. Пять тысяч верст он преодолел за двадцать дней. В столице успел потанцевать на балу, и через несколько дней – опять в санях по зимнему тракту, навстречу солнечному восходу.

Вернувшись в Иркутск, получил новое не менее трудное и опасное задание: под видом иркутского купца Петра Алексеева с товарищами обследовать северную часть Маньчжурии. Ни один европеец там не бывал, а недавно посланный туда топограф Ваганов был убит.

Разоблачить ряженого купца могли еще на русской стороне, в казачьих станицах. Сюда уже дошел слух о приезде важного начальника. В одной из чайных хозяйка спросила его: «Сказывали, какой‑то князь Рапотский приехать должен из Иркутска. Ну да где ж им в такую погоду?»

– Это верно, – степенно согласился Петр Алексеев, – не для князя погода.

Его сопровождали пятеро верховых казаков. Из всей группы только у одного бурята огнестрельное оружие: древнее фитильное ружье. Он стрелял косуль.

Они без особых трудностей перевалили горы Хингана. Кропоткин стал первым европейцем, кому это удалось. Он писал: «Всякий путешественник легко представит себе мой восторг при виде этого неожиданного географического открытия. Хинган доселе считался грозным горным хребтом».

Китайский чиновник на границе Маньчжурии, показав ему свое красочное удостоверение, взглянув на паспорт «купца Алексеева», сказал, что документ плохой и дальше путь закрыт. И тут Кропоткин проявил незаурядную смекалку: достал номер газеты «Московские ведомости», показав на государственный герб: «Вот мой настоящий паспорт!» Чиновник остолбенел. Отряд двинулся дальше.

Путешествие завершилось еще одним географическим открытием: на западном склоне хребта Ильхури‑Алинь он обнаружил вулканическую страну. Петр Алексеевич доложил о результатах своих экспедиций по Сунгари и к Большому Хингану на заседании Сибирского отдела Русского географического общества. В Петербурге на общем собрании Общества известный географ П.П. Семенов (позже удостоенный имени Семенова‑Тян‑Шанского) назвал первую из этих экспедиций «замечательным героическим подвигом», а вторую – еще более важной для физической географии, чем Сунгарийская.

…Петербургская газета «Северная пчела» опубликовала заметку о водопадах на реке Оке, притоке Ангары, которые не уступают по размерам знаменитому Ниагарскому водопаду. Проверить это сообщение Русское географическое общество поручило П.А. Кропоткину. Он прошел по малоизученным районам Восточного Саяна около 1300 км. Но водопады разочаровали: один высотой не более 20 метров,


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.