Отрицательное отношение матери к беременности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Отрицательное отношение матери к беременности

2022-11-27 29
Отрицательное отношение матери к беременности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Случайность в деторождении создает тот или иной риск психического развития у каждого второго ребенка (А.И. Захаров). Даже если взять нежеланность ребенка в чистом виде, отдельно от действия других факторов, то и тогда нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом развитии от ребенка желанного. Сами роды воспринимаются женщиной со страхом, а беременность – как прокрустово ложе. У матерей нежеланных детей роды чаще всего бывают преждевременными, и масса тела новорожденных, как правило, ниже нормы.

При отрицательном отношении к беременности у пренейта нарушена реактивность – защитные силы организма ослаблены. Нежеланные дети в противовес желанным уже с самого рождения физически слабые, с плохим аппетитом, часто и подолгу болеют; у них значительно выше риск развития нарушений поведения, патологических привычек и пристрастий.

Анализ субъективных переживаний женщин, вынашивающих нежеланную беременность, показал, что при всем многообразии индивидуальных особенностей удается выявить общие черты и выделить два крайних варианта психологического статуса.

При первом варианте всю беременность женщины чувствуют себя достаточно хорошо. Заметно реже, чем в случаях желанной беременности, у них встречаются явления раннего токсикоза. Такая пониженная чувствительность сохраняется и по отношению к шевелениям пренейта. Отмечается общая слабая эмоциональная реакция на факт беременности и искажение представления о сроках беременности у женщин. В случаях нежеланной беременности у женщины формируется своеобразное  снижение чувствительности к телесным проявлениям беременности и соответствующее этому особое психологическое состояние – атиофориогнозия (тиофорио – беременность), которая проявляется как своеобразное «забывание» беременности, игнорирование ее симптомов, порой с вопиющим искажением представлений о ее сроках. Иногда женщины бывают убеждены в отсутствии беременности  при наличии ее выраженных симптомов.  Обычно в таких случаях они стремятся объяснить эти симптомы «логическими» доводами.

В более выраженных случаях психологически отрицается факт беременности даже при очевидных и безусловных ее признаках (шевеление плода). В литературе описан случай, когда одна повторно рожавшая женщина долго принимала шевеление плода за скопление газов в кишечнике. Такие женщины во что бы то ни стало стараются избежать медицинской диагностики беременности. В отличие от других беременных у них даже при поздних сроках отсутствуют ощущения двигательной неловкости, связанной с чрезмерностью собственного веса. По-видимому, в формировании данного состояния определенную роль играют механизмы защитного психологического вытеснения нежелательных, травмирующих переживаний.

Второй вариант психологического состояния, возникающего при нежеланной беременности, характеризуется повышенной чувствительностью к телесным симптомам, страхом, депрессией. Шевеления пренейта у таких женщин, даже в самом начале, сопровождаются резко негативными ощущениями и переживаниями. Сознание женщины, иногда вплоть до родов, наполняется поисками путей плодоизгнания.

У некоторых женщин нежелательная беременность на всем протяжении сопровождается глубоким чувством отвращения, брезгливости и даже ненависти к будущему ребенку, что рождает особо яркие, мучительные фантазии, в которых она терзает и даже убивает своего будущего ребенка. Соответственно этому телесные симптомы беременности имеют негативную окраску. С самого начала толчки и шевеления пренейта бывают неприятными, подчеркнуто мешающими, чрезмерно болезненными. Их возникновение сопровождается усилением общего психологического напряжения, угнетающими фантазиями и воспоминаниями, связанными с беременностью и ситуацией вокруг нее.

Таким образом, при вынашивании нежелательной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованны. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других – эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория.

По-видимому, нормально протекающей беременности соответствует вполне определенный и социально ожидаемый эмоциональный комплекс, поддерживающий характерный характер телесных ощущений. Напротив, искажения в эмоциональной сфере беременных приводят к изменениям качества ощущений.

Как же нежелание матери выносить и родить ребенка влияет на него самого? Приведем интересные данные, представленные в зарубежной литературе. Так в июле 1983г. доктор Т.Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страдания которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, происходивших с матерью во время беременности. Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапные приливы жара, сопровождавшиеся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только ощущение чрезмерного жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страдания уже взрослого человека.

Если исследования Т.Верни вызывают сомнения читателей, то сошлемся на мнение отечественного врача и психолога А.И. Захарова. Он пишет, что нежеланный ребенок будет почти всегда физически слабым и психически недостаточно развитым. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, не избегает вредных воздействий, у нее нет радостного, приподнятого ожидания ребенка. По данным научного анализа беременности, родов и раннего развития ребенка, матери, испытывающие страх перед родами, чаще отдают их в круглосуточные ясли.

Неблагоприятно и эмоциональное состояние матери в первый год жизни ребенка. Соответственно с таким ребенком меньше разговаривают, держат на руках, прижимают, улыбаются и ласкают. Раздражительное, недовольное, эмоционально неровное отношение матери легко передается ребенку, усиливая  проявления его эмоциональной нервности, если они имели место (А.И. Захаров).

При нежеланной беременности дети уже с самого начала физически слабые, с плохим аппетитом, часто и подолгу болеют. Из-за стрессового состояния матери, тем более при отрицательном отношении к беременности, пренейту не передается должным образом и иммунитет вместе с молоком матери, поскольку в нем содержится слишком много гормонов беспокойства и оно горькое не в переносном, а в буквальном смысле этого слова.

Нежеланные дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы, капризны, беспокойно спят, много плачут и долго не могут успокоиться, тем более без пустышки, соски, к которым они имеют пристрастие, так же как к сосанию пальца. С ними нелегко в обращении, и они часто, по словам родителей, выводят их из равновесия. Но это, как мы видели, отклик на эмоционально неуравновешенное, излишне принципиальное и не согретое любовью отношение самих родителей.

Как указывает врач А.И. Захаров, среди детей с ночным и тем более дневным недержанием мочи, невродермитом и хронической пневмонией (бронхитом) нежеланных детей значительно больше, чем их здоровых сверстников. Недаром энурез – бич детских домов, яслей, интернатных дошкольных и школьных групп, всякого рода закрытых училищ, детских санаториев, дач и пионерлагерей, куда можно было отправить детей на все три смены. И в кожных отделениях больниц и санаториев для детей с хронической пневмонией, можно видеть, что никто не посещает таких детей, не приносит им передач, в лучшем случае бабушка.

А.И. Захаров пишет: «Если сопоставить число несчастных случаев у детей первых лет жизни (падения, ушибы и переломы, сотрясения мозга, ожоги, отморожения, электробытовые травмы, несчастные случаи на воде и т. д.), то процент их несоизмеримо выше у нежеланных детей, за которыми не присматривают родители. И внешний вид таких детей – неухоженность, несоответствие одежды, нежизнерадостность – говорит сам за себя. Как грустно сказал один такой мальчик: «Со мной постоянно что-нибудь случается». Действительно, молодую мать, не желавшую этого ребенка, преследовал всю беременность угрожающий выкидыш, и она родила его с большим трудом, недоношенным, раньше времени».

Нежеланный ребенок имеет больше шансов быть эмоционально не принятым родителями, если его темперамент, характер и особенности формирования личности не устраивают властных, излишне категоричных и принципиальных родителей. Больше негативных оценок детям в этом случае дают также родители, сами не принимающие свое «я», вечно недовольные собой, неуверенные в своих силах и возможностях. Наоборот, родители, находящиеся в согласии с собой, уверенные в себе, терпимые и гибкие в оценках, способные к компромиссам лучше принимают детей такими, какие они есть, включая сам факт их появления, пол и своеобразие развития.

При повышенной эмоциональной чувствительности, впечатлительности, тревожности, заострении чувства долга у родителей вместе с нежеланностью ребенка и чрезмерной опекой в последующие годы (обусловленной тревогой матери и страхом одиночества) с очень большой вероятностью можно ожидать невротическое расстройство личности ребенка. А.И. Захаров отмечает и смешанные варианты, когда один из родителей обладает скорее невротическим своеобразием личности или болен неврозом, а другой имеет психопатические черты характера; один хочет появления ребенка и заботится о нем, в то время как другой его полностью игнорирует.

В противовес  этому желанные дети являются физически более крепкими, реже болеют, у них почти нет патологических привычек, они более эмоционально уравновешены, отзывчивы, уверены в себе и контактны.

В настоящее время исследован тип матери, для которой любая беременность будет нежеланной. Так В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Еникополов провели обследование женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. Оказалось, что для психологических установок на материнство у молодых женщин большое значение имеет образ собственной матери. В этом отношении «отказницы» с детства приобретали негативный опыт. Около трети из тех, что росли с матерью, отмечали плохие с ней отношения, в детстве они подвергались психологическому отвержению и агрессии, им не удавалось разрешить свои детские конфликты. Такие женщины обычно сосредоточены лишь на своих проблемах, для них характерно переживание чувства несправедливости и недостатка любви, у них отмечается низкая толерантность к стрессам, эгоцентризм, зависимость, чувство пустоты вокруг себя, их отличает неспособность контролировать свои влечения, импульсы. Это делает таких женщин чрезмерно конформными, обнаруживает у них обостренную потребность в привязанности, в позитивном отношении к себе. Другой причиной несформированности чувства материнства, как отмечают исследователи, является развод родителей, пережитый в детстве (до 12 лет).

До сих пор речь шла о нежеланной беременности и ее негативных последствиях для матери и ребенка. Однако, не обязательно нежеланность детей – всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более тонкие его градации. А.И. Захаров выделяет случайного, вынужденного, преждевременного, несоответствующего по полу, лишнего и «промежуточного» ребенка.

Случайным, т. е. не ожидаемым в данное время, оказывается ребенок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей родителей, или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь других детей, впрочем, и нет отрицательного отношения к уже возникшей беременности.

Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака.

Преждевременные дети в принципе желанные, но появляются раньше времени, когда родители еще не готовы к этому  психологически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере егоразвития.

Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. Нежеланными по полу оказываются, как первые, так и вторые дети семье.

Положение усложняется, если мать хотела вместо мальчика видеть девочку. Тогда она не будет испытывать к нему таких теплых чувств, какие бы проявляла к девочке, и это неблагоприятно отразится на эмоциональном развитии мальчика, его чувстве отзывчивости, особенно в последующих отношениях с женщинами. Помочь сыну может отец примером мужского поведения, если он доброжелателен и достаточно постоянно занимается с ребенком.  При желании отца также видеть девочку или полном отключении от воспитания, мальчику остается либо отчаянно самоутверждаться в независимом, самостоятельном поведении, либо, что как раз типично для неврозов, подавлять в себе реакции протеста, страдая эмоционально и все более превращаясь помимо своей воли в инфантильно-зависимое, склонное к беспокойству и тревоге существо без пола, не принимаемое сверстниками.

Девочка, похожая внешне на отца, предпочитающего мальчика, в большей степени переживает отсутствие его любви, что может быть компенсировано матерью, но,  если и она больше ориентируется на мальчика, то девочка в своем развитии скорее обнаружит мальчишеские черты поведения, упрямство трудности взаимопонимания с обоими родителями. В своей супружеской жизни она будет стремиться доминировать в отношениях с отцом ребенка, особенно при наличии дочери,  или по крайней мере ревниво воспринимать любые попытки мужа быть главой семьи.

Чаще отрицательные последствия для развития бывают у вторых детей при повторном несоответствии их пола ожиданиям родителей. Нередкие случаи второго мальчика, которого, как и первого, хотелось бы видеть девочкой или о второй, тем более не устраивавшей дочери в семье. Разочарование родителей может быть столь велико, что второй ребенок попадает в разряд вообще нежеланных детей. Если родители не планируют третьего ребенка, то вторые дети окажутся лишними, лишним мальчиком и лишней девочкой. В результате им может не перепасть и доли тепла, заботы и внимания, затраченных на первенца, даже при его несоответствии по полу ожиданиям родителей. Расплатой за это будет омрачающий всю жизнь депрессивный оттенок настроения, отсутствие жизнерадостности при болезненно заостренном самолюбии и неуверенности в себе.

Как бы там ни было, у не очень молодых родителей всегда есть удовлетворение от рождения первенца, даже и не очень желанного, в том числе по полу. Главное свершилось, семья теперь полная, в ней есть ребенок. Чувства к ребенку, как проявление инстинкты материнства и отцовства, потом могут возникнуть, хотя время, так нужное для эмоционального развития ребенка, может также пройти безвозвратно.

Самое опасное для психического развития детей – сочетание их нежеланности вообще и нежеланности по полу в частности, если они вторые в семье и первенец того же пола не только желанный, но соответствующий по полу ожиданиям родителей. Таким образом, эмоциональное неприятие детей обусловлено их нежелательностью, преждевременностью беременности и несоответствием пола ожиданиям родителей. Помимо этих факторов и вместе с ними случайные, «вынужденные», лишние и промежуточные дети также более уязвимы в своем развитии, и вина здесь полностью лежит на родителях, еще не успевших стать таковыми с общечеловеческой точки зрения.

А.И. Захаров, подробно исследовавший проблему и следствия нежеланности беременности, отмечает, что этот фактор с необходимостью проявляет себя в следующих особенностях родов и постнатального (послеродового) поведения женщины.

Более частые эмоциональные проблемы и осложнения при беременности и родах. Стресс при беременности проявляется типичной триадой – плохое самочувствие, раздражительность и страх родов. Роды наступают раньше срока преждевременным отхождением вод и крайне болезненными схватками, носят затяжной характер, ребенок рождается с обвитой вокруг шеи пуповиной и тем самым уже не может быть таким спокойным и уравновешенным как при нормальных родах.

Грудное вскармливание или кратковременно, или не приносит успокоения ребенку из-за эмоционального стресса матери в его первый год жизни и наличия гормонов беспокойства в грудном молоке.

Мать меньше держит на руках и ласкает грудного ребенка, разговаривает и играет с ним в дальнейшем.

Ранний выход матери на работу, помещение ребенка в ясли, интернатные группы, перепоручение ухода и воспитания бабушкам, дедушкам, няням.

Определение без особой нужды в больницы, санатории, помещение в закрытые училища (феномен «казенного дома»).

Относительно большое число несчастных случаев, возникающих  с такими детъми из-за недостаточного внимания и заботы к ним.

Отсутствие эмоционально теплых, доверительных и непосредственных отношений с детьми (феномен «холодного дома»).

Если тема нежелательности беременности и ее последствий раскрыта в настоящее время довольно полно, то проблема суррогатного материнства, привязанности такой матери к вынашиваемому ею ребенку является новой. Изучение отрицательного отношения матери к беременности показало, что эмоциональное единство матери и пренейта определяет всю его последующую жизнь, вызывая его мучительные усилия на пути не только к успеху, но и просто к выживанию. Единство необходимо, оно обязательно, если путь будущего ребенка мыслится как счастливый, удачный и успешный. Однако, основу единства составляет любовь матери к «своему», к родному ребенку. В связи с этим, проблема суррогатного материнства в настоящее время остается дискуссионной и психологически малоисследованной.

Суррогатное материнство – это репродуктивная технология, при которой суррогатная мать – женщина детородного возраста – соглашается на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребенка от генетических родителей и не претендует на роль матери данного ребенка. При этом, женщина соглашается выносить биологически чуждого ей ребенка, который будет затем отдан на воспитание другим людям – генетическим родителям. Согласно формулировке, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 2001г. такая женщина считается «гестационным курьером». Впервые об успешном суррогатном материнстве было заявлено в 1980г. в США. В настоящее время эта репродуктивная технология чрезвычайно распространена и защищена законодательно во многих странах, в том числе и в России. Православная церковь выступает как очевидный противник суррогатного материнства. Среди многообразия ее аргументов можно отметить и психологические: эта технология предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и ребенком; суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой не получают развития, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Принимая во внимание всю сложность тех продуктивных изменений, которые происходят в организме женщины в связи с вынашиванием ребенка и которые побуждают разнообразные формы его развития, описанные в предыдущих главах, можно предположить, что в случае суррогатного материнства единство матери и пренейта не разрушается из-за отказа матери от своих функций – оно просто не формируется. А это означает и несформированность очень важных психических структур ребенка. Однако, в ряде случаев материнский инстинкт все же запускает формирование пренатальной общности вне воли женщины и в результате суррогатная мать отказывается отдать «заказчикам» выношенного ею ребенка. Так наиболее известен случай юридической коллизии, связанный с суррогатным материнством – так называемый «случай Бэби М» в США, когда суррогатная мать отказалась передать рожденного ею ребенка его биологическому отцу. В 1988 г. суд по семейным делам штата Нью-Джерси постановил отдать ребенка на «усыновление» и дать права биологическому отцу, однако постановил, что суррогатная мать должна иметь право на посещение ребенка и участие в его воспитании.

Таким образом, проблема суррогатного материнства является психологически сложной и острой. Иногда оно кажется единственной и вынужденной мерой. При этом суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, сколь велико различие отношений между суррогатной матерью и пренейтом, с одной стороны, и няней и ребенком, с другой.

Удивительно, что многие психологические и этические проблемы, возникающие в связи с нежеланным или суррогатным материнством, решаются как-то вне пренатальной психологии, которая существует уже более 20 лет. Пренатальная психология занимается изучением психической жизни пренейта и пытается найти ответы на вопросы: когда начинается егопсихическа жизнь, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности и  родов на психику человека. Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц, созданная американским психиатром С. Грофом.  Согласно С. Грофу,  перинатальные матрицы – это стойкие функциональные структуры, «клише», которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом, является формирование и развитие перинатальной, или родительской культуры, которая поможет вырастить поколение, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию.

Как отмечают пренатальные психологи, для большинства женщин беременность является не только осознанным желанием, одухотворенным истинным смыслом материнства, но и в значительной степени – необходимостью соответствия социальным требованиям. Разрешение проблемы сохранения беременности определяется прежде всего в личностью будущей матери, системой ее отношений с внешним миром. Следовательно, психопрофилактическую работу нужно начинать задолго до беременности и направить ее на систему социальных отношений, ценностных ориентаций женщины. Значительным средством психопрофилактики может быть психологическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание. Неготовность к материнству – это основной фактор психологического риска, лежащий в основе неадекватного обращения матери с младенцем.

В свете проблемы нежеланной беременности и несложившегося материнства интерес представляет исследование, проведенное под руководством Р.В. Овчаровой, в котором осуществлен сравнительный анализ психологических особенностей беременных женщин, готовых и не готовых к материнству. В своей книге «Родительство как психологический феномен» Р.В. Овчарова указывает, что большинство готовых к материнству женщин подходят к процессу планирования детей сознательно: 85% женщин запланировали свою беременность, причем 30% совместно с мужем; для 15% испытуемых беременность была не запланирована, но желательна. У всех присутствуют позитивные мотивы сохранения беременности: для 95% женщин это желание иметь детей, для 26% - желание любимого человека.

Женщины отмечают позитивный коммуникативный опыт в детстве: привязанность к матери, ласковое и заботливое отношение родителей, указывают, что и сейчас чувствуют поддержку и внимание с их стороны, благодарны за свое воспитание. Все отмечают, что любят детей младенческого возраста, в детстве предпочитали играть в куклы и игры, связанные с семьей и воспитанием, любили нянчиться с младшими детьми. Многие указывают на заботливое отношение, внимательность мужа, его включенность в процесс беременности.

Такие женщины испытывают положительные эмоциональные реакции во время шевеления плода: «Я испытываю радость и интерес», «Я испытываю нежность, хочется согреть его своей любовью». Описывая свои переживания, они прибегают к чрезвычайно образным сравнениям: «мягко зашевелился», «мягкие прикосновения». Присутствие ребенка вызывает у них чувство нежности и любви. Периодически возникающие ощущения вызывают у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством. Они постоянно прислушиваются, с нетерпением ждут этих сигналов, активно общаются с ребенком (разговаривают с ним, поют песни, читают книжки и т. д.); прислушиваясь к его шевелению, стараются понять и учесть желания, потребности ребенка. Их поведенческие реакции можно охарактеризовать как игровые, с преобладанием детских паттернов поведения. Данная категория женщин ориентирована на стратегию «мягкого» воспитания: кормление по потребности (причем предпочтение отдается грудному вскармливанию), чаще брать на руки.

Женщин, не готовых к материнству, характеризует недопонимание степени ответственности, их мотивы сохранения беременности нельзя назвать позитивными: 36% женщин указывают на давление со стороны окружающих; для 30% ребенок –это  способ изменить жизнь в лучшую сторону; 36% испытуемых сохранили ребенка ради собственного здоровья; желание иметь детей присутствует лишь у 20%. Следует отметить, что 35% женщин из этой выборки «проживают» процесс беременности и собираются воспитывать ребенка без участия отца ребенка.

Большинство женщин этой группы имели негативный коммуникативный опыт в детстве: указывали на конфликтные отношения в семье (у 30% семья неполная), на отсутствие привязанности к матери; в настоящее  время испытывают обиду по отношению к ней, считают, что мать «не понимала», «мало уделяла внимания», «не смогла дать материнского тепла». Данные женщины предпочитают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Некоторые из них испытывают негативные ощущения в период беременности, не имеют дифференцированного отношения к шевелению ребенка, занимают пассивную позицию. У большинства образ ребенка игнорируется либо размыт. Женщин этого типа не представляют себе малыша либо не могут его представить, не придумывают ему имя заранее, не переживают чувства общности с ребенком. Для них ребенок – это крушение их надежд, помеха осуществлению личных планов.

Для 26% таких женщин ребенок – это возможность проявить любовь к кому-либо, спасение от одиночества. Они чрезмерно озабочены физиологической стороной беременности, соблюдают умеренный режим, ограничивают передвижение и физические нагрузки, но психической стороне рождения будущего ребенка внимания не уделяют. Многие не задумываются о том, как будут воспитывать своего ребенка, смутно представляют его рождение.

Р.В. Овчарова отмечает, что для выборки женщин, не готовых к материнству, характерно также:

- демобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния: психическое беспокойство, подавленность и депрессия, удрученность и тоскливость, страхи и опасения;

- невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка. Кроме того, прослеживается сверхценность ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя, чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных проблем в мир ребенка;

- переживание жертвенности в роли матери, ограниченности интересов рамками семьи, неудовлетворенности ролью хозяйки дома;

- большое количество супружеских конфликтов и безучастность мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка;

- стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред;

- предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;

- склонность к неподавлению агрессивности ребенка, нежелание ускорить его развитие и способствовать его активности;

- негативное представление о родительстве, эмоциональная неустойчивость в воспитании, переживание неразделенной родительской ответственности, игнорирование ребенка или сверхмерная его опека.

Эти качества женщины в основном и приводят к тому, что ее единство с будущим ребенком не складывается. Но страдает от этого не только ребенок: его мать не может остаться безучастной, индифферентной к этому факту.

Поспешим закончить эту главу, посвященную тем неблагоприятным эмоциональным условиям, которые мешают формированию единства матери и пренейта. Тягостно сознавать, что при всей компетентности в этой проблеме многие современные женщины будут продолжать рожать нежеланных детей и проявлять по отношению к ним эмоциональное отвержение. Но ведь еще Пифагор говорил: «Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле». Впрочем, и нежеланная поначалу беременность может стать для женщины желанной. Надеюсь, что знания об особенностях и значении формирования пренатальной общности будут этому способствовать.


 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.