Второй триместр (15-26 неделя) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Второй триместр (15-26 неделя)

2022-11-27 21
Второй триместр (15-26 неделя) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этот период начинает активно развиваться мозг. С 16 недель начинает формироваться специфически человеческая его организация. Поскольку с этого же времени отмечается реакция на звук, то именно звуковая (и, прежде всего, речевая) среда начинает определять развитие психики пренейта. К пяти месяцам мозг функционирует как целостная система, а в 20-22 недели электрическая активность мозга уже может быть зарегистрирована с помощью соответствующей аппаратуры.

Остановимся подробнее на развитии тех структур мозга в этот период, которые обеспечивают гормональный обмен. На четвертом месяце гипофиз осуществляет синтез гормонов, а гипоталамус контролирует функции гипофиза. К пяти месяцам включаются корковые структуры и замыкаются нейроэндокринные связи. Организм ребенка не только обеспечивает собственную гормональную регуляцию, но включается в эндокринную систему матери (при заболевании матери диабетом вырабатываемый эндокринной системой пренейта инсулин обеспечивает и ребенка, и мать). Таким образом, к пяти месяцам центры удовольствия-неудовольствия, находящиеся в гипоталамусе, включены в общую систему регуляции и получают стимуляцию как от соматического состояния самого ребенка, так и «напрямую» - от поступающих с кровью гормонов матери, образующихся при ее собственных эмоциональных состояниях. Известно, что плацентарный барьер не пропускает адреналин, зато пропускает эндорфины («гормоны радости») и катехоламины (биологически активные вещества, оказывающие мобилизующее действие на энергетические резервы нервных клеток). Поэтому резкий выброс адреналина, характерный для стрессового состояния, действует главным образом на мышцы матки, вызывая их тонус. Это опосредованно воздействует на ребенка за счет изменения давления околоплодной жидкости и кровоснабжения, так как при сокращении тканей матки сужаются кровеносные сосуды, и уменьшается поступление крови в пуповину. Гормональные изменения в крови матери при переживании тревоги или радости прямо воздействуют на гипоталамус ребенка. Пока еще нет достаточных экспериментальных данных о том, с какой интенсивностью переживает этот приток гормонов ребенок, хотя самому этому факту уделяется большое внимание в некоторых психоаналитических направлениях. Хорошо известно из акушерско-гинекологической и бытовой практики, что во второй половине беременности ребенок реагирует изменением двигательной активности на эмоциональнее состояние матери. Современные исследования пренатального развития и психологии беременности подтверждает возможность переживания ребенком эмоционального состояния матери благодаря двум факторам.  Во-первых, начиная с 22 недель отмечаются адекватные двигательные и эмоционально-выразительные реакции ребенка на положительные и отрицательные стимулы  (вкусовые, тактильные, слуховые), а с 26-28 недель регистрируется мимическое выражение фундаментальных эмоций (радость, удивление, страх, гнев). Во-вторых, на развитие нервной системы и особенности эмоциональной сферы ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние матери именно во втором и третьем триместрах, в первую очередь наличие стрессов, устойчивого состояния тревоги и депрессивных эпизодов. Все эти данные свидетельствуют о том, что нервная система и нейрогуморальные механизмы эмоциональной регуляции обеспечивают возможность эмоционального переживания ребенком как своих состояний, так и состояний матери.

Все формы чувствительности развиты уже к 16 неделям. В 14 недель полностью развиты вкусовая, проприоцептивная (от мышц и сухожилий), тактильная и  вестибулярная чувствительность. В 16 недель у ребенка есть внутреннее ухо и отмечается моторная реакция на звук, он слышит не только звуки, возникающие в организме матери, но и из внешней среды. Звуковая среда пренейта необыкновенно богата: сердцебиение матери и шум крови в сосудах (этот ритмичный, слегка шуршащий звук необыкновенно напоминает по ритму и  звуковысотным характеристикам морской прибой), звуки перистальтики кишечника, преобразованный костной системой и водной внутриутробной средой голос матери. Во второй половине беременности ребенок находится в постоянной звуковой стимуляции, причем очень интенсивной. Уже в этом возрасте его слуховой анализатор выборочно реагирует на высокие и низкие звуки: чувствительность к низкочастотным звукам понижена, что защищает ребенка от  чрезмерной стимуляции.  Чувствительность к высокочастотным звукам, которые соответствуют высотным характеристикам человеческой речи, напротив, повышена. Исследования, описанные А. Бертин, а также другие данные о реакциях ребенка во второй половине беременности на музыкальную и другую звуковую стимуляцию послужили основой для рекомендаций по организации «пренатального воспитания»: рекомендуется высокочастотная структурированная стимуляция (мелодичная песенная и классическая музыка). Возможно, такая избирательность создает условия для предпочтения ребенком звуковых характеристик женской речи.

Внутриутробно развивается и зрительный анализатор. В 16 недель отмечается движение глаз, в 17 - мигательный рефлекс, с 26 недель -  реакция на резкое освещение стенки живота матери (зажмуривание, отворачивание головы).

К середине внутриутробного периода хорошо развита двигательная активность, сформированы некоторые рефлексы: сосательный рефлекс представлен уже в форме целостной сенсомоторной координации. В 18 недель ребенок перебирает руками пуповину, сжимает и разжимает пальцы рук, дотрагивается до лица, а чуть позже даже закрывает лицо руками при неприятных звуковых стимулах. Наблюдения за реакциями ребенка с помощью УЗИ, внутриутробной съемки, самоотчеты матерей свидетельствуют, что примерно с 20 недель ребенок не только реагирует на прикосновение рук матери (поглаживание живота, легкое похлопывание, прижимание ладони к животу), но и способен включать такое воздействие в свои двигательные реакции. После нескольких недель «обучения» ребенок отвечает на тактильную стимуляцию определенного типа (ритмическое похлопывание в определенной части живота) движением, непосредственно направленным в руку матери. С 24-26 недель его возможно обучить ответу на комплексный раздражитель: пропевание матерью музыкальной фразы и тактильное воздействие. Этот способ, введенный датским врачом Францем Вельдманом, получил название «метода гаптономии» и используется в практике «пренатального обучения» для налаживания взаимодействия матери с ребенком. Данные, полученные в исследовании, проведенном с беременными женщинами-студентками в рамках их дипломных работ под руководством автора, позволили установить, что с помощью такого приема мать может не только вызвать ребенка на контакт, но и успокоить его (при резкой внешней стимуляции, под воздействием которой ребенок ведет себя неспокойно). При этом матери очень тонко различают характер двигательной активности ребенка и безошибочно определяют его эмоциональное состояние. В одном таком исследовании мама «научила» ребенка к семи  месяцам отвечать постукиванием в свою ладонь сначала на пропевание мелодии, сопровождаемой отбиванием рукой такта, а затем только на один из этих стимулов, который она использовала как для инициации контакта, так и для успокоения ребенка при необходимости. Хорошо известно, что беременные женщины активно используют поглаживание живота и «уговаривание» ребенка, если считают, что он ведет себя неспокойно. Обычно матери не анализируют специально характер двигательной активности ребенка и свое состояние при этом, но при экспериментальной постановке такой задачи достаточно четко описывают и характер шевеления ребенка, и свои переживания при этом.

В этом периоде пренейт может активно регулировать поступающие воздействия.  Он заглатывает больше околоплодной жидкости или меньше в зависимости от ее вкуса (сладкая или горькая), отворачивается от источника неприятного звука с соответствующей гримасой неудовольствия, выражением страха или приближается и отвечает двигательной реакцией (прикосновение) на прикосновение матери и звук ее голоса, по-разному реагирует на интенсивность и стиль двигательной активности матери.

Интересно, что его двигательная активность повышается, если мать недостаточно активна (особенно в вечерние часы перед своим сном). Таким образом ребенок создает комфортный уровень воздействия (стимуляции), необходимый для поддержания оптимального возбуждения нервной системы. Это быстро становится его жизненной потребностью. Постоянное присутствие стимуляции от организма матери поддерживается стимуляцией от собственной активности пренейта и обеспечивает ему чувство эмоционального комфорта. При недостатке стимуляции со стороны матери  ребенок повышает свою собственную активность. Ребенок стремится получить разнообразные стимулы от своих состояний (кожные, вкусовые, мускульные и т.п.) – так у него формируется потребность в двигательной активности, которая порождает все эти ощущения. Эта потребность выступает в качестве одной из основных потребностей.

Ребенок воспринимает эмоциональное состояние матери непосредственно и может ощутить некоторую связь между своим поведением и ее эмоциональным состоянием. Это становится основой стимулирования матери со стороны ребенка. Начало взаимодействия с матерью и переживание ее эмоциональных состояний позволяет ребенку обеспечить себе переживание результатов (успеха-неуспеха) своей двигательной активности и достаточно целенаправленно изменять воздействия (стимуляцию) со стороны матери, как бы «управлять» ею. Это можно считать самым началом формирования психологического переживания поддержки извне (от среды, которая пока – организм матери, после рождения станет самой матерью, а еще позже – внешним миром вообще) своей активности, началом переживания своей результативности, своей успешности. Очень смело говорить на этом уровне о начале формирования содержаний субъективного опыта, который станет основой привязанности ребенка к матери.  Однако психофизиологические основы этого развития здесь могут быть обнаружены.

Таким образом, во втором триместре ребенок слышит громкие крики, пугается, «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери.

С шести месяцев, согласно Т. Верни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца,  пренейт способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опережающему отражению его в своем поведении; он «знает», какие движения вызовут чувство удовольствия, какие — неудовольствия. Как отмечает Ф. Дальто, если его мать заботится о ком-то, он может стать заботливым существом: «он мимикрирует, воспроизводя материнские эмоции». Мать активно реагирует на поведение пренейта как своими чувствами, так и поведением. Одна мама интерпретировала чрезмерные движения своего ребенка словами «хулиганит», «безобразничает» и надевала бандаж. Другая трактовала сильные толчки как «ему не хватает воздуха, он хочет погулять» — и выходила на свежий воздух. На 23 неделе устанавливается цикл сна и бодрствования, часто – синхронизированный с материнским.

Как уже упоминалось, слуховая чувствительность просыпается у ребенка к началу второго триместра и первое, что слышит ребенок – это внутриутробные шумы (стук сердца матери и шум крови в сосудах, напоминающие морской прибой). Во второй половине пренатального периода малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Зрительная чувствительность развивается позже слуховой и вкусовой – ведь видеть в утробе матери нечего видеть, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель пренейт жмурит глаза, а с шести  месяцев реагирует на освещение живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего (внеутробного) периода. То же относится и к обонянию. Запахи малыш научится распознавать лишь тогда, когда родится – находясь в утробе матери он будет доверять ее обонянию.

Таким образом, важнейшими достижениями второго триместра является обеспечение потребности во впечатлениях, эмоциональном комфорте и двигательной активности. Кроме них в систему потребностей включается потребность ребенка в собственной активности, причем не просто в активности, а организованной и достигающей своей цели. Цель эта - изменение и подержание своего состояния определенного качества. В этом отношении интересными являются данные по внутриутробному развитию близнецов. У них обнаружены внутриутробные тенденции к агрессии и аффектам, которые подтверждаются в постнатальном развитии. Один из близнецов может угнетать развитие другого, причем не только за счет более интенсивного роста, но и характером эмоционального взаимодействия с ним. Например, при взаимодействии членов тройни двое из них могут изолировать и игнорировать третьего.

Достижения последних десятилетий по выращиванию преждевременно родившихся детей начиная с 22 недель свидетельствуют, что с этого периода ребенок может развиваться вне организма матери, все формы чувствительности  у него уже сформированы. Известно, что до возникновения специальных технологий выращивания недоношенных детей вне контакта с матерью  родившиеся преждевременно жизнеспособные дети (а этот возраст начинался примерно с семи  месяцев) считались получившими «ранний биостарт» и становящимися впоследствии зачастую более способными, чем их вовремя родившиеся сверстники. Современные исследования недоношенных детей, напротив, свидетельствуют о значительных проблемах в их развитии. В последнее время этот факт  стали связывать с ранним отделением от матери, принятым в практике выращивания недоношенных, что послужило основанием для введения обязательного контакта таких детей с матерью (или другим взрослым). Этот контакт, как о  значительно повышает успешность их развития.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.