Оставьте свой след во вселенной — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Оставьте свой след во вселенной

2022-11-27 37
Оставьте свой след во вселенной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вместе с творческой уверенностью приходит желание влиять на ход событий, а не плыть по течению. Роджер Мартин, декан школы менеджмента им. Джозефа Л. Ротмана в Торонто, однажды сказал нам, что всегда отмечал вот что: в то время как другие могут бессознательно делать стандартный выбор, у людей с дизайнерским мышлением он всегда сознательный и оригинальный в любом деле: от расстановки книг в книжном шкафу до презентации проделанной работы. Когда такие люди смотрят на мир, то видят возможности сделать что-то лучше и жаждут перемен. Как только вы начнете создавать вещи – выкладывать садовую плитку, организовывать фирму или писать новый код, то осознаете, что все имеет собственный замысел. Все, что есть в современном обществе, является результатом чьих-то решений. Так почему бы этим кем-то не стать вам?

Когда вы даете волю своей творческой уверенности, то начинаете видеть новые пути улучшения существующих вещей, вас посещают свежие идеи, как устроить вечеринку или провести собрание на работе. И как только вы осознаете, сколько существует новых возможностей, начнете хвататься за них.

Для нас эта сосредоточенная «нацеленность» была одной из отличительных черт Стива Джобса. Дэвид познакомился со Стивом еще в 1980 году, когда тот придумывал первую мышь для Apple. Они еще крепче подружились в ходе следующих друг за другом рискованных проектов Apple, NeXT и Pixar. Стив никогда не шел по пути наименьшего сопротивления. Он не принимал все «как есть», а всегда работал нацеленно. Ни одна деталь не была слишком мала, чтобы ускользнуть от его внимания. Он и нас выталкивал за пределы того, что, нам казалось, было не в наших силах – так мы ощутили на себе его «поле искривления реальности». Он продолжал поднимать планку, даже когда это казалось неразумным. Но мы старались, и результат всегда превосходил то, что мы сделали бы без его толчка.

После того как Джобса вынудили покинуть Apple, он запланировал создать компанию, которая впоследствии стала известна как NeXT Computer. Стив зашел в офис Дэвида, чтобы поговорить о разработке новой машины. Всегда ищущий простоты в совершенстве, он спросил у Дэвида: «Какая самая несложная объемная форма в мире?» Дэвид был уверен в том, что это сфера, но ответом, который искал Стив, был куб. Так начался наш проект. Мы помогали Стиву в разработке дизайна его кубического компьютера.

За время напряженной работы над этим проектом он часто звонил Дэвиду домой посреди ночи (все это было до появления электронной почты и эсэмэсок), настаивая на изменениях. Какие же неотложные дела не могли подождать до утра? К примеру, в одну из ночей он позвонил узнать, из какого металла будет покрытие болта внутри литого магниевого куба: кадмиевое или никелевое? Ответ Дэвида был примерно таким: «О боже, Стив, он же будет внутри коробки». Но тому это было крайне важно, и мы, конечно же, вносили изменения. Мы не знаем, открыл ли какой-нибудь покупатель компьютера NeXT свою машину и увидел ли эти крепежи с идеальным покрытием, но Стив не оставлял на произвол судьбы даже такие детали.

Джобс обладал глубочайшим чувством творческой уверенности. Он верил, что можно достичь смело поставленных задач, если быть решительным и настойчивым. Он был известен своим призывом «оставить след во вселенной», который высказал в интервью 1994 года:

 

Минута, когда вы осознаете, что можете ткнуть жизнь пальцем[19], и с другой стороны что-то появится; когда вы поймете, что можете менять жизнь, формировать ее… Возможно, и есть самый важный момент. Как только вы это поймете, вы изменитесь навсегда.

 

Суть послания Стива заключалась в том, что мы все обладаем возможностью изменить мир. Это однозначно было правдой о нем, мечтателе, который повлиял на миллионы человеческих жизней и заставил нас всех «думать иначе».

Все творчески уверенные люди: от Дуга Дитца до Стива Джобса, с которыми пересекались наши дороги, находили новые пути применения своей энергии и оказывали поразительное влияние на окружающих. Мы знаем, что как только вы обретете творческую уверенность, вам представится шанс оставить свой след во вселенной. Начните с мышления, ориентированного на развитие, поверьте в безграничность истинного творческого потенциала, отбросьте представления о том, на что были способны раньше. В следующих главах мы предложим практические методы, которые помогут вам обрести новые умения, найти вдохновение и открыть в себе больше творческих способностей. Чтобы достичь этого, нужно работать, ощущая развитие креативности на собственном опыте. Но, чтобы начать действовать, многим из нас необходимо переступить через страхи, которые раньше блокировали наш внутренний потенциал.

 

Иллюстрация к главе © Альяна Казале

 

 

Глава 2

Рискни

 

От страха к смелости

 

Представьте удава[20], небрежно обвивающего шею мужчины. В другой комнате стоит женщина в хоккейной маске и кожаных перчатках и настороженно наблюдает за ними в зеркало Гезелла (стекло, зеркальное с одной стороны и затемненное с другой). Ее сердце сильно бьется: она боится змей, сколько себя помнит, поэтому всегда избегала садоводства или пеших походов, опасаясь, как бы змея не попалась на ее пути.

И вот она здесь и собирается притронуться к змее из своих кошмаров.

Как женщина решилась на это? Как сумела пройти путь от страха к смелости?

За лечением ее фобии стоит выдающийся ум, помогающий тысячам таких же, как она, – психолог Альберт Бандура. Он профессор и исследователь Стэнфорда, известный своими работами по теории социального обучения, величайший из ныне живущих психологов[21]. Только Зигмунд Фрейд[22], Беррес Фредерик Скиннер и Жан Пиаже опережают его в списке крупнейших психологов XX века.

Сейчас 87‑летний Бандура, заслуженный профессор в отставке, все еще работает в своем офисе в Стэнфорде.

Однажды мы разговорились о методах лечения боязни змей. В сущности, чтобы преодолеть ее, необходимо терпение и череда небольших шагов, считает Бандура, иногда они с коллегами всего за день вылечивали фобию длиною в жизнь.

Для начала профессор сообщает своим подопечным, что за дверью находится змея и они сейчас пойдут туда, на что обычно слышит ответ: «Да черта с два!»

Затем он проводит их через длинную цепь препятствий, приспосабливая каждый последующий шаг таким образом, чтобы тот становился достижимым. Например, на одном этапе он заставляет испытуемых смотреть через зеркало Гезелла на мужчину, оплетенного змеей, и спрашивает: «Что, как вы думаете, сейчас произойдет?» Люди с фобией убеждены, что змея обернется вокруг шеи мужчины и задушит его. Но происходит противоположное – змея просто лениво свисает и вовсе не стремится кого-то задушить или ужалить.

Лечение продолжается. Далее Бандура просит человека встать в дверном проеме комнаты, в которой находится змея. Если этот шаг кажется слишком страшным, он предлагает постоять с ним вместе.

Пройдя череду маленьких испытаний, человек постепенно оказывается совсем рядом со змеей. Под конец терапии люди уже притрагиваются к ней, и вот так просто проходит их фобия.

Когда Бандура только начинал использовать свой метод, он связывался со своими подопечными месяцы спустя, чтобы выяснить, не возвращалась ли их фобия. Одна женщина даже вспомнила о сне, в котором удав[23] помогал ей мыть посуду, а не терроризировал, как в кошмарах, преследовавших ее прежде.

Бандура называет свою методику «направленным овладением».

Процесс направленного овладения базируется на силе, почерпнутой из опыта, с параллельным удалением ложных убеждений. Он включает в себя физиологические методы: викарное научение (основанное на наблюдениях за опытом и поведением других людей), социальное убеждение и пошаговые задания. Все это помогает противостоять сильному страху, избавляя от него шаг за шагом.

Открытие «направленного овладения», способного за короткое время вылечить фобию длиною в жизнь, было важным событием. Но Бандура обнаружил нечто более значимое во время его последующих бесед с бывшими клиентами.

Выявились некоторые удивительные «побочные эффекты». Люди замечали и другие перемены[24] в своей жизни, казалось бы, не связанные с их фобиями: они начинали кататься на лошадях, переставали бояться публичных выступлений и открывали новые возможности в работе. Драматический опыт пересиливания фобии, всю жизнь мешающей им жить, изменил их веру в то, чего они могут достичь, и, в конце концов, это перевернуло их жизни.

Новообретенная смелость, появившаяся у людей, которые когда-то надевали хоккейные маски, чтобы приблизиться к змее, заставила Бандуру обратиться к другому аспекту исследования: каким образом люди поверили, что смогут изменить ситуацию и добиться своей цели.

С тех пор исследование профессора показало, что когда люди обладают безоговорочной верой, они могут справиться с более сложными проблемами, упорно добиваются целей и более стойко реагируют на провалы и сложности. Бандура называл это «самоэффективностью».

Труд Бандуры с научной точки зрения подтверждает то, что мы видели годами: сомнения в своих творческих способностях могут быть искоренены чередой небольших побед. Такой опыт может иметь огромный эффект, влияющий на всю последующую жизнь.

Состояние, которое Бандура называет самоэффективностью, близко связано с тем, о чем мы привыкли думать как о творческой уверенности.

Люди, обладающие уверенностью в своих творческих способностях, лучше принимают решения, проще выбирают новые направления и могут с легкостью найти способы решения, казалось бы, неразрешимых проблем. Они видят новые возможности и сотрудничают с другими, чтобы исправить ситуации вокруг. И подходят к решению задач с новообретенной смелостью.

Но чтобы воспринять этот креативный, придающий сил образ мышления, иногда необходимо «дотронуться до змеи».

Наш опыт показывает, что самой опасной «змеей» в комнате обычно является страх поражения, который выражается в нежелании быть осуждаемым, испуге перед попыткой и неизвестностью. И, хотя много уже было сказано о страхе поражения, он все еще является самым большим препятствием на пути к творческому успеху.

 

Парадокс поражения

 

Известный миф утверждает, что творческие гении почти никогда не терпят провалов. Однако по словам профессора Калифорнийского университета в Дэвисе, Дина Симонтона, правда заключается в обратном – люди искусства вроде Моцарта или ученые вроде Дарвина достаточно часто терпели поражения, но они просто не позволяли себе останавливаться на достигнутом. Его исследование показало, что творческие люди на самом деле больше экспериментируют[25]. Их исключительность проявляется не в том, что они успешнее других, а в том, что они больше и дольше стараются. Они делают множество попыток, чтобы достичь цели. Вот такая удивительная и привлекательная математика стоит за инновациями. Если хотите добиться успеха, вам нужно приготовиться пройти через множество неудач.

Возьмем для примера Томаса Эдисона.

Эдисон, один из самых известных и плодотворных изобретателей в истории, не мог представить творческого процесса без провалов. Он понимал, что неудавшийся эксперимент не провален, если из него вынесен урок. Он изобрел лампу накаливания только после тысячи неудачных экспериментов. Эдисон был уверен, что «истинная мера успеха – это число экспериментов, которые можно провести в течение 24 часов».

В реальности же ранние поражения могут быть ключевыми факторами будущего успеха инноваций, поскольку, чем раньше вы обнаружите слабое место в ходе цикла разработок, тем быстрее исправите то, что требуется.

Мы выросли в Огайо, на родине пионеров авиации Орвилла и Уилбера Райтов. Братья Райт запомнились своим первым полетом в декабре 1903 года в Китти Хоук. Но память об этом событии обычно не распространяется на годы попыток и неудач. На самом деле некоторые отчеты сообщают, что братья Райт специально выбрали[26] Китти Хоук из-за отдаленности этого места, чтобы не привлекать СМИ к ранним экспериментам.

Методы Эдисона и братьев Райт могут показаться несовременными, но традиция обучения методом проб и ошибок актуальна и сейчас. Когда компания Steelcase решила изобрести заново традиционный школьный стул[27], заменяя неудобную прежнюю деревянную конструкцию с доской для письма, прикрепленной к подлокотнику, то в сотрудничестве с нашей дизайнерской командой они создали более 200 прототипов всех форм и размеров. Поначалу экспериментировали с маленькими моделями из бумаги и скотча, позже начали сооружать деревянные детали, присоединяя их к уже существующим стульям. Они ходили в местные школы, предлагая ученикам и преподавателям протестировать «экспериментальные модели» и оценить их. Они вырезали куски из строительной пены и печатали на 3D‑принтере модели, чтобы оценить размер и формы. Они создавали модели будущих стальных конструкций и механизмов. С приближением дедлайна команда уже строила изощренные полномасштабные модели, которые выглядели как настоящие. Наградой этой череде экспериментов стали полученные знания. На свет появилось кресло Node с удобным вращающимся сиденьем, регулируемым письменным столом, колесиками для передвижения и треножником для сумок. Маневренное, легко приспосабливаемое современное кресло для учебных помещений, которое нетрудно использовать на лекциях и в групповых занятиях. Оно подходит для любого из нынешних стилей обучения. Выпущенные в 2010 году кресла Node сейчас используются более чем в 800 учебных заведениях по всему миру.

Ни Эдисон, ни братья Райт, ни современные новаторы вроде дизайнерской команды, разработавшей кресло Node, не стеснялись своих неудач. Спросите опытных креативщиков – они, скорее всего, накопили множество «историй с фронта» и о своих провалах, и о методах достижения успеха.

 

Дизайн для смелости

 

Альберт Бандура использовал метод направленного овладения – череды маленьких побед, чтобы помочь людям обрести смелость и преодолеть свои глубоко укоренившиеся фобии. То, чего невозможно было бы достичь сразу, стало осуществимо благодаря нескольким этапам и помощи знатока своего дела. Мы используем похожие пошаговые приемы, помогая своим слушателям раскрыть и опробовать методологию дизайнерского мышления. Постепенно усложняя поставленные задачи, мы помогаем людям рассеять страх поражения, который блокирует их лучшие идеи. Эти маленькие победы дают чувство удовлетворения и помогают перейти на следующий уровень.

На своих занятиях и семинарах мы сначала просим людей поработать над несколькими дизайнерскими задачами: изменить впечатление от дарения подарков[28] или придумать новый способ добраться до работы[29]. Мы иногда даем маленькие подсказки в ходе беседы, но по большей части участники сами дают ответ. Обретение уверенности через получение опыта побуждает нас креативнее действовать в будущем, придает решимости. По этой причине мы часто просим студентов и членов команд думать сразу над несколькими маленькими дизайнерскими проектами, а не над одним большим, чтобы увеличить количество обучающих циклов.

В d.school одна из целей выполнения групповых проектов – помочь слушателям приобрести новые умения, придать смелости, чтобы бросить вызов самому себе, приучить к мысли о большой вероятности неудач. Мы считаем, что знания, полученные в результате поражения, помогают людям становиться умнее и даже сильнее. Это, конечно, не делает проигрыш радостнее, поэтому большинство из нас стремится избегать его любой ценой. Неуспех сложен и даже болезнен. Как говорят профессор Стэнфорда Боб Саттон и партнер IDEO Диего Родригез в дизайнерской школе: «Поражение неприятно, но поучительно»[30].

Знания, являющиеся итогом нескольких поражений, неизбежно связывают неудачи с новаторством. Одно можно получить, только пройдя через другое. Мы даем студентам возможность проиграть как можно быстрее, чтобы освободить последующее время для обучения. Вместо долгих лекций, за которыми следуют упражнения, наши занятия в дизайнерской школе представляют собой небольшой инструктаж и последующую работу над проектом или задачей. Затем следуют опросы, в ходе которых мы оцениваем успех и показываем, что можно извлечь из поражений.

«Многочисленные занятия в дизайнерской школе требуют[31] от студенческих команд работы на пределе возможностей, до изнеможения, – говорит партнер IDEO и доцент Крис Флинк. – Личностная гибкость, храбрость и скромность, явившиеся в результате поражения, формируют бесценную часть образования и развития».

Оказаться перед лицом поражения, чтобы уничтожить страх, – это то, что интуитивно понимает наш друг «Касс», Джон Кэссиди, новатор по жизни и создатель Klutz Press. В своей книге «Жонглирование для чайников» («Juggling for the Complete Klutz») Касс не начал с работы двумя мячами или даже одним. Он начал с основ: с падения[32]. Шаг первый: подбросить в воздух три мяча и наблюдать за тем, как они упадут. Повторить. В обучении жонглированию беспокойство приходит с поражением – с падением одного мяча. Таким образом, Касс первым шагом стремится притупить это чувство. Падение мяча становится более нормальным, чем когда мяч не касается земли. После того как мы разобрались со страхом поражения, жонглировать становится проще. Мы с братом поначалу немного скептически отнеслись к этому, но с помощью такого простого подхода действительно научились жонглировать.

Страх поражения удерживает нас от желания научиться новому, от риска и решения сложных задач. Творческая уверенность заставляет преодолевать этот страх. Вы знаете, что мяч упадет, что вы совершите ошибку и пойдете в неверном направлении.

 

 

Преодоление страха перед интервью с клиентом [33]

Мы знаем по опыту, что студенты часто боятся выйти к клиентам или потребителям, чтобы научиться сочувствовать и сопереживать. В дизайнерской школе лектор Кэролайн О’Коннор и исполнительный директор Сара Гринберг помогли многим учащимся преодолеть их страхи постепенно, шаг за шагом. Они предлагают несколько методов, адаптированных для бизнес-среды. Используя их, вы научитесь лучше понимать клиентов. Поначалу эти приемы весьма просты, но затем они постепенно усложняются.

 

1. Будьте «мухой на стене» онлайн-форумов. Обратите внимание на отклики потенциальных клиентов: на то, как они выражают недовольство и задают вопросы. Не ищите отзывов о цене или характеристиках, ищите болевые точки и скрытые потребности участников форума.

 

2. Испытайте собственную службу по работе с клиентами. Притворитесь посетителем и пообщайтесь с собственной службой по работе с клиентами. Оцените, как ваши сотрудники подходят к решению проблемы, что вы ощущаете в процессе обслуживания. Попробуйте составить план каждой стадии общения, а затем отметьте колебания настроения или удовлетворенности.

 

3. Обратитесь к неожиданным экспертам. Что администратор может сказать о службе по работе с клиентами фирмы? Если вы заняты в сфере здравоохранения, поговорите лучше с фельдшером, а не с врачом. Если выпускаете бытовой товар, спросите у ремонтника, что чаще всего ломается.

 

4. Будьте детективом, докапываясь до сути. Возьмите плеер с наушниками и отправляйтесь в магазин или на отраслевую конференцию (если ваши заказчики внутренние – идите туда, где они собираются). Пронаблюдайте, как ведут себя люди, и постарайтесь выяснить, что происходит. Как они взаимодействуют с вашим продуктом или сервисом? Какую информацию вы можете собрать, исходя из их языка жестов, свидетельствующих о вовлеченности или интересе?

 

5. Опросите некоторых клиентов. Придумайте несколько вопросов со свободным ответом о вашем продукте или сервисе. Отправьтесь туда, где проводят время ваши покупатели, и подойдите к тем из них, кто вам приглянется. Скажите, что хотели бы задать несколько вопросов. Если вам откажут – не проблема, обратитесь к кому-нибудь еще. В конце концов, вы найдете того, кто захочет с вами поговорить. С каждым новым вопросом обращайте больше внимания на детали. Спрашивайте: «Почему?» и «Можете ли рассказать мне об этом подробнее?» – даже если уже знаете ответ. Иногда полученные ответы могут вас удивить и указать на новые возможности.

 

 

Упрямый оптимизм

 

Мы все можем что-то узнать о попытках и поражениях из мира игр. Автор, футурист и создатель игр Джейн МакГонигал недавно рассказывала нам о том, как видеоигры могут пробудить в человеке[34] уверенность в творческих силах. Джейн убедительно доказывает, что, используя силу воздействия видеоигр, можно получить отличные результаты в реальной жизни. В этом мире уровни сложности и призы увеличиваются пропорционально росту мастерства играющего: движение вперед всегда требует сосредоточенного усилия, но следующая цель находится в зоне досягаемости. Джейн называет это «упрямым оптимизмом»: желание незамедлительно действовать, чтобы преодолевать препятствия, мотивированное обоснованной надеждой на успех. Геймеры всегда верят, что полная победа возможна, но ради нее следует бороться, и бороться сейчас, раз за разом. В эйфории от победы участники бывают шокированы силой своих возможностей. Успешное продвижение от уровня к уровню может привести к состоянию творческой уверенности. Мы все наблюдали подобное упорство и постепенное овладение навыками у детей: от малыша, пытающегося делать первые шаги, до ребенка, обучающегося игре в баскетбол.

Однажды рождественским утром Том стал свидетелем сцены упрямого оптимизма, когда его сын-подросток Шон открыл видеоигру Тони Хоука о скейтбордах и попытался победить в ней. Действие происходит на экране, к игре прилагается контроллер, который выглядит как настоящий скейтборд, но без колес. И вот в гостиной, окруженный тремя поколениями семейства Келли, Шон балансировал на скейтборде. Мы наблюдали поражение за поражением, его герой раз за разом врезался в кирпичную стену, соскальзывал с перил и сталкивался с другими скейтерами. Что еще более унизительно, Шон несколько раз сам падал с контроллера, чудом избегнув столкновения со стеклянным кофейным столиком поблизости. Но ни разу бедствия на экране или потеря равновесия в реальной жизни не расстроили его. Для социума поражения в игровом мире не считаются настоящими, несмотря на громкие звуки, сопровождающие его эффектные падения. Шон знал, что он проходит обучение. И это на самом деле так. Чтение инструкции к видеоигре не сильно помогает, поэтому он был на единственном доступном пути к получению опыта.

Заимствование лучших особенностей игровой культуры позволяет изменить свое отношение к неудачам, а также укрепить боевой дух и стремление продолжать добиваться своего. Нам нужно просто поддерживать в людях разумную долю надежды на успех и возможность полной и безоговорочной победы. Например, при работе с коллегами или в команде мы заметили: если собравшиеся верят, что каждая идея справедливо рассматривается и меритократия позволяет их предложениям быть обдуманными на всех уровнях иерархической лестницы, люди, как правило, вкладывают всю свою энергию и творческий талант в работу над идеями и предложениями. Они работают лучше, упорнее и сохраняют упрямый оптимизм, полагая, что победа уже рядом.

Но даже если вы обрели творческую уверенность, преодолев первоначальный страх поражения, нужно продолжать устраивать себе разминки. Творческие способности, как мускулы, вырастают и крепнут от постоянных тренировок. Продолжая упражняться, вы останетесь в форме. Все новаторы должны совершать творческие прыжки: «На чем я должен сейчас сосредоточиться? Какую идею развить? Что может послужить образцом?» Вот откуда берут свое начало опыт и интуиция.

В своем блоге Metacool партнер IDEO Диего Родригез пишет, что новаторы зачастую используют «обоснованную интуицию» чтобы определить суть, ключевую потребность или отличительную особенность чего-либо. Другими словами, постоянная практика создает базу данных опытов, на основании которых вы, будучи более информированным, делаете лучший выбор. Когда дело касается создания чего-то нового, Диего считает, что число продуктовых циклов, через которые вы прошли (он называет это «пробегом»[35]), превосходит по значимости годы опыта. Ветеран автомобильной индустрии, с 20‑летним стажем, работающий над новой машиной несколько лет, перед выпуском мог пройти гораздо меньше продуктовых циклов, чем это делает разработчик ПО, всего два года занимающийся приложениями для мобильных телефонов, которые обновляются каждые пару месяцев. Как только вы пройдете через достаточное количество быстрых инновационных циклов, вы ознакомитесь с процессом и обретете уверенность в способности оценивать новые идеи. Эта уверенность поможет уменьшить тревогу перед лицом неопределенности в момент привнесения новых идей в мир.

 

Разрешение на провал

 

Вы можете считать себя «прирожденным новатором» или человеком, только получившим уверенность в своих творческих способностях, но станете лучше и быстрее придумывать новые идеи, если позволите себе и окружающим иногда совершать ошибки. «Разрешение на провал» в одних случаях дается проще, чем в других. Предприниматель Рэнди Комисар говорит, что выделяет, например, компании Кремниевой долины не за их успешность, а за то, как они умеют справляться с промахами. В деловой культуре, которая поддерживает предпринимателей, всегда есть понимание того, что Комисар называет «конструктивным поражением»[36].

Боязнь рискнуть и потерпеть неудачу стала лейтмотивом работы IDEO с немецким предпринимателем Ларсом Хинриксом по оживлению европейского рынка венчурного капитала[37]. Исследования показали, что переход от стабильной корпоративной работы к неопределенности стартапов – один из самых тяжелых моментов в развитии нового предприятия. Для многих предпринимателей серьезным препятствием является необходимость выйти из зоны комфорта и стабильной зарплаты. Поэтому новой инвестиционной компании Хинрикса, HackFWD, мы предложили сделать этот переход более надежным: предоставить предпринимателям систему поддержки и ресурсы, необходимые для того, чтобы они могли сосредоточиться на своих проектах. «Соглашение гиков», опубликованное на сайте компании, предусматривает, что предприниматели на протяжении года будут получать выплаты, равные их текущей зарплате, и все это время будут заниматься разработкой своей идеи до бета-тестирования, что позволит на один шаг приблизиться к выходу на рынок и получению прибыли. Их связывают также со многими опытными специалистами, способными дать совет. Оставить стабильную работу кажется страшным шагом, но благодаря сохранению текущего дохода на целый год привнести в мир новые идеи намного проще.

В крупных компаниях генеральные директора и управляющие предпринимают похожие попытки, чтобы уменьшить риски и продемонстрировать свою приверженность новаторским инициативам. Например, организация VF, крупнейшая компания по продаже одежды, владеющая десятками похожих брендов от Nautica до The North Face, пару лет назад открыла международный инновационный фонд. Под наблюдением вице-президента по стратегиям и разработкам Стивена Далла фонд помогает развиваться новаторским идеям на начальных стадиях. Это позволяет менеджерам подразделений рисковать и в то же время выполнять текущие задачи. Одна успешная передовая программа фонда исследовала, сможет ли бренд Wrangler, популярный еще у ковбоев Дикого Запада, стать популярным среди мотоциклистов Индии. Результатом стала новая джинсовая линия из водоотталкивающей ткани, которая очень понравилась активной индийской молодежи. На данное время фонд VF проспонсировал более 97 подобных новаторских программ[38] по всему миру.

Нам всем необходима свобода, чтобы опробовать свежие идеи. Ищите пути, которыми можно получить разрешение творить, найдите свой аналог карты «выхода из тюрьмы», как в игре «Монополия». Назовите ваши новые идеи экспериментами и дайте всем знать, что вы лишь испытываете их. Занизьте чужие ожидания, чтобы поражение вело к обучению без ущерба карьере.

 

Принимайте свои поражения

 

Старая поговорка напоминает нам, что «у победы тысяча отцов, а поражение – всегда сирота». Но чтобы чему-то научиться на ошибке, нужно ею «овладеть». Вам необходимо выяснить, что пошло не так и что можно сделать лучше в следующий раз. Если этого не сделать, промахи обязательно повторятся в будущем.

Принятие ошибок также важно для движения дальше. При этом вы не только обойдете психологические ловушки рационализации, вины и ее оправдания, но также обнаружите, что улучшить бренд можно за счет честности, скромности и искренности.

Спросите профессионалов из сферы финансовых консультаций об их недавних показателях, и в ответ вы, скорее всего, услышите много «воды» относительно их потерь или туманные фразы о «коррекции рынка» или «отраслевом спаде». Тем не менее одним из наших любимых примеров компании, признающей свои ошибки, является организация из сферы финансовых консультаций.

Bessemer Venture Partners – авторитетная компания со столетней историей, специализирующаяся на венчурных инвестициях. Вполне ожидаемо на сайте компании публикуется список самых удачных и прибыльных операций по выходу из инвестиций. А всего на одну строчку ниже списка головокружительных успехов расположена ссылка на «Антипортфолио»[39] – список промахов и непродуманных решений. Вот как все это объясняют в самой компании: «За свою многолетнюю историю наша компания получила возможность напортачить бессчетное число раз». Один из партнеров компании упустил возможность вложения во время начального раунда финансирования в компанию PayPal, которая позже была продана по цене 1,5 млрд долл. Компания также семь раз упускала возможность инвестировать в компанию FedEx, стоимость которой сейчас превышает 30 млрд долл.

Один из активных сторонников практики «антипортфолио», партнер компании Дэвид Коуэн, играет главную роль в историях этих провалов и упущенных возможностей. Бывший сосед Тома, Коуэн, жил в шаговой доступности от того самого гаража Кремниевой долины, где Ларри Пэйдж и Сергей Брин основали Google. Коуэн был другом женщины, которая сдавала в аренду тот гараж, и однажды она представила ему этих «двух крайне умных студентов Стэнфорда, пишущих алгоритм поиска». Ответом Коуэна был: «Как я могу выйти из этого дома так, чтобы не оказаться вблизи вашего гаража?»

Антипортфолио компании Bessemer – это тренд среди прогрессивных людей и организаций, которые не опасаются показывать свои ошибки в свете софитов и учиться на этом опыте, бесстрастно его оценивая. Коуэн – один из лучших венчурных инвесторов, входящих в «список Мидаса» Forbes[40] благодаря умению превращать инвестиции в золото. Могло ли его откровенное признание собственных ошибок расчистить дорогу к успеху?

Оглянитесь вокруг, и вы увидите другие признаки перемен в мышлении людей. Появляются конференции, посвященные бизнес-поражениям[41] в Кремниевой долине и в других местах. Автор и преподаватель Тина Силиг просит своих студентов написать «резюме провалов»[42] об их крупнейших поражениях и неудачах. Она говорит, что умным людям, привыкшим к продвижению своих побед, это кажется очень сложным. В процессе составления резюме они, однако, принимают свои неудачи на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.

«Наблюдение своего опыта через призму поражения заставляет их мириться со многими ошибками, которые они совершали», – пишет Тина в своей книге «Сделай себя сам» (What I Wish I Knew When I Was 20)[43]. Она смело включила в нее собственное резюме провалов, показывая на примере своих промахов ошибочность невнимания в начале карьеры к корпоративной культуре или стремления избегать конфликтов в личных отношениях. Сейчас Тина более открыта, она знает о своих недостатках, и те больше не сдерживают ее. Она руководит программой технологических проектов Stanford Technology Ventures Program, воспитывая будущих лидеров предпринимательства.

 

Глиняная лошадь

 

Страх быть осуждаемыми приходит к нам в юном возрасте. Но люди не рождаются с ним. Большинство детей бесстрашны от природы. Они открывают новые игры, встречают новых людей, пробуют новые вещи и разрешают их воображению править миром.

В нашей семье отсутствие этого страха выражалось позицией «сделай сам». Если ломалась посудомоечная машина, мы не звонили мастеру, а сами шли к ней, разбирали и пытались починить. Так вот обстояли дела: в нашем доме человек должен был уметь чинить вещи.

Конечно, иногда ремонтные работы шли скверно. Однажды мы исследовали семейное пианино, чтобы понять, как оно устроено. На половине пути, однако, поняли, что собирать его будет совсем не так же весело, как разбирать. То, что однажды было музыкальным инструментом, превратилось в арт-объекты. Множество гигантских струн от пианино и по сей день стоят у стены в нашей бывшей спальне в подвале, а красивая конструкция из 88 деревянных молоточков все еще находится на бывшем рабочем месте Дэвида.

К творчеству в нашей семье также относились с пониманием. Можно было взять отличный красный велосипед, подаренный на день рождения, на следующий день очистить его пескоструйным аппаратом и перекрасить в ярко-зеленый, просто чтобы сделать его интереснее, – и все это без единого обвинения со стороны взрослых.

В детстве мы еще не знали, что были креативны. Мы просто понимали, что можно спокойно экспериментировать и преуспевать, а иногда и проигрывать. Мы продолжали создавать, чинить и верить, что интересное случится, если продолжить это делать.

Лучший друг Дэвида в третьем классе, Брайан, однако, иначе относился к творчеству.

Однажды Дэвид и Брайан вместе с одноклассниками сидели на уроке рисования. Брайан работал над скульптурой, он лепил лошадь из глины. Вдруг одна девочка наклонилась к нему и сказала: «Это ужасно. Совсем не похоже на лошадь». Брайан сразу сник. Он удрученно смял свою поделку и вернул глину обратно в корзину. Дэвид никогда больше не видел, чтобы Брайан принимался за лепку.

Как часто нечто подобное происходит в детстве? Услышав подобные истории о потере уверенности, кто-то из слушателей всегда подходит к нам с аналогичными воспоминаниями, когда учитель, родитель или ровесник заставили их прекратить попытки. Нужно признать: дети могут быть жестоки друг к другу. Иногда люди запоминают определенный момент, когда именно в детстве они поняли, что не креативны. И предпочли перестать думать о себе как о творческих личностях, лишь бы не быть осуждаемыми.

Автор и исследователь Брене Браун проводила серьезное исследование чувства стыда[44]. Она беседовала с огромным количеством людей и выяснила, что примерно треть из них помнит о своих «творческих шрамах»[45]. Память сохранила конкретное событие, когда им говорили, что они не были талантливыми художниками, музыкантами, писателями или певцами.

Когда ребенок теряет уверенность в своих творческих способностях, последствия могут быть серьезными. Люди начинают разделять мир на тех, кто креативен и нет. Они привыкают видеть эти категории как устоявшиеся и продолжают избегать творчества, забывая, что тоже когда-то любили рисовать и рассказывать небылицы.

Тенденция считать себя «нетворческим» человеком проистекает не только из страха осуждения, здесь влияют и другие факторы. По мере того как в школах уменьшают финансирование творческих дисциплин и переходят к тестированию, творчество как бы само себя обесценивает, проигрывая в сравнении с традиционными основными предметами типа физики или математики. Эти дисциплины подчеркивают важность мышления и решения проблем, которые имеют один очевидный правильный ответ, в то время как урегулирование большинства вопросов реального мира требует более широких взглядов. Учителя и родители, исполненные благих намерений, дают советы де


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.