Наблюдайте в реальных условиях — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наблюдайте в реальных условиях

2022-11-27 30
Наблюдайте в реальных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наблюдение за людьми в их привычной среде может оказаться нелегкой задачей, особенно для тех, кто себя уже и так мнит экспертом. Например, если вы работаете в крупной фармацевтической компании, то должны представлять, как люди принимают лекарства, не правда ли? Эмпатия подразумевает отказ от заранее составленного представления: необходимо не представлять, а узнать, как все происходит в действительности.

Однажды IDEO совместно со швейцарской компанией Zyliss, специализирующейся на производстве посуды, разрабатывала дизайн 24 кухонных предметов. В рамках этой работы мы наблюдали за людьми непосредственно в той предметной области, для которой мы трудились. Мы смотрели, как люди пользуются разными приспособлениями, вроде ложек для мороженого. Конечно, мы могли бы просто сесть за стол и представить, как они это делают, и потом придумать эргономичную ручку или сделать ложку, обеспечивающую более гладкое скольжение. Но когда мы провели время с людьми на кухне, то увидели, что их поведение указывает на менее очевидные потребности.

Например, многие люди облизывают ложку перед тем, как положить ее в раковину после использования. И мы поняли, что по-настоящему хорошая ложка должна быть не просто удобной, чтобы доставать шарики мороженого из упаковки, но и для того, чтобы слизать последние капли лакомства. И поэтому мы решили создать безопасную ложку, что означало отсутствие острых или подвижных частей, способных повредить язык.

Мы могли бы просто спросить людей, как они пользуются ложкой для мороженого. И те, скорее всего, не упомянули бы, что облизывают ее, даже могли бы отрицать это. Другими словами, наблюдения в реальных условиях дают больше, чем просто ответы на вопросы о том, чего хотят люди. Они далеко не всегда способствуют генерированию хороших идей, но помогают заметить скрытые, неочевидные нужды, которые не осознаются самими людьми. Вот почему обычный опрос или интервью не даст вам достаточной информации. Иногда нужно последовать за клиентами «на кухню».

Мы получили похожий урок, работая над проектом в сфере заботы о красоте. Целевой аудиторией здесь были молодые девушки, однако исследователи решили найти «экстремум-пользователей», то есть людей, находящихся на самых крайних значениях кривой распределения частоты. Эти потребители отличаются завышенными ожиданиями, что помогает понять истинные потребности целевой аудитории. Открытия, сделанные во время наблюдения за такими потребителями, увеличивают понимание аудитории и дарят вдохновение. Наши исследователи побеседовали с одним из таких «экстремум-пользователей» у него дома: это был водитель погрузчика, который утверждал, что он никогда ничего не делает для ухода за собой. Во время беседы член клиентской команды заметил гидромассажную ванночку для ног рядом с шоферским сиденьем и спросил, что это. Оказалось, ванночку наш пользователь считал «небольшой терапией». Он парил ноги в горячей воде и эпсомских солях, чтобы справиться с мозолями и натоптышами, которые появлялись от рабочих ботинок. Обнаружилось также, что этот человек часто делал педикюр и смазывал ноги кремом. Если бы мы не пришли к нему домой, то никогда бы не узнали об этих привычках. Наблюдение в реальных условиях – важное дополнение к интервью, обнажающее неожиданные и скрытые обстоятельства. Когда вы замечаете противоречие между тем, что видите, и тем, что ожидаете, – это знак того, что следует копнуть глубже.

 

Непарная обувь: глупая идея или возможность для бизнеса?

Фото любезно предоставлено IDEO/Николасом Цукером

 

Когда вы начнете искать подобные скрытые нужды, то обнаружите их повсюду. Несколько лет назад Том оказался на платформе станции «Синдзюку» японской железной дороги вместе с автором и коллегой Карой Джонсон. «Синдзюку» – это крупнейшая железнодорожная станция в мире, с пропускной способностью более 3 000 000 людей в день. Здесь можно встретить и студентов, и туристов, и белых воротничков.

Кара и Том заметили яркие кроссовки на ногах молодой японки. Их взгляд привлек не просто эффектный цвет среди миллионов черных ботинок в Синдзюку в тот день; их заинтриговало совершенно другое: кроссовки были современные и разных цветов. Левый – бирюзово-синий, а правый – ярко-розовый. Так что же они увидели? У них родилось несколько теорий. Первая: у владелицы дома стояли две одинаковые пары обуви, только, конечно, одна из них бирюзовая. Вторая: у этой девушки есть подруга с таким же размером ноги. Третья же получилась интереснее всего: существует нереализованный спрос на непарную обувь.

Тому мучительно хотелось отвергнуть эту «глупую» идею сразу. Но тогда он еще не знал о существовании процветающего бизнеса по продаже разнопарных носков. Реализацией занималась компания под названием Little Miss Matched с рабочим слоганом «Ничто не сочетается, но все подходит». Их прибыль выросла с 5 до 25 млн долл. в первые три года существования стартапа, компания остается успешной и до сих пор. Так почему бы не продавать и обувь? В следующий раз, когда вы увидите что-то причудливое, сохраняйте непредубежденность мысли. Вы можете обнаружить скрытые возможности для бизнеса.

Неважно, как высоко вы поднялись по карьерной лестнице и сколько наработали опыта, – вам все еще необходимо обновлять знания. Иначе есть вероятность развить в себе ложную уверенность в том, что вы уже все знаете, а это, в конечном итоге, может привести к ошибочному решению. Интуиция работает только в том случае, когда основана на точной и современной информации.

Том получил поучительное напоминание об опасности устаревших знаний несколько лет назад, когда заместитель премьер-министра Сингапура Тони Тан (нынешний президент) пригласил его поучаствовать в конференции «Форум Островов». В далеком 1985‑м Том прожил около года в Сингапуре, работая на уважаемые сингапурские авиалинии. Самая удаленная точка страны находилась в 32 км от его квартиры, так что он с легкостью смог изучить местность.

Когда Тому в офис пришло приглашение от Тони Тана, он начал готовиться к путешествию, вспоминать свои самые любимые места и то, как ему нравилось погружаться в сингапурскую культуру. Но через пять минут после выхода из самолета в ультрасовременном аэропорту «Шаньги» Том со стыдом осознал, что ничего не знает об этой стране. То, что он помнил и видел, было «Сингапуром 1985 года», который больше не существовал. Город беспрестанно развивался с того дня, как Том покинул его. Палатки с едой в «Раса Сингапура» – лучшая уличная еда, какую он когда-либо пробовал, – исчезли вместе с шансом купить обед из курицы всего за 2 доллара. Новая общественная скоростная транспортная система, которую только строили во времена его проживания, теперь крест-накрест пересекает город и насчитывает 50 станций. И кажется, будто половина отелей либо отстроена заново, либо сменила владельцев с момента его последнего визита. Том выучил свой урок о «Сингапуре 1985» в ту поездку, и с тех пор старается не забывать его.

Больше 100 лет назад американец Марк Твен написал: «В беду попадаешь не из-за того, чего не знаешь, а из-за того, что знаешь точно». Не будьте одурачены тем, что вы «точно знаете» о своем клиенте, самом себе, своем бизнесе и окружающем мире. Ищите возможности наблюдать и обновлять свои взгляды.

 

Задавайте вопросы, начинающиеся с «почему…»

 

Одним из лучших способов ускорить обучение являются вопросы. Вопросы, начинающиеся со слов «почему…» или «что, если…», могут помочь добраться до сути, минуя внешние детали.

Доктора регулярно опрашивают своих пациентов, чтобы диагностировать заболевание. Но дополнение привычных вопросов словами «почему…» или «что, если…» может помочь поставить диагноз и потенциально повлиять на лечение. Аманда Самманн, недавно присоединившийся к IDEO в качестве медика – члена правления – хирург. Легко представить, как она, опытный специалист, оценивает состояние пациента и быстро ставит диагнозы, излучая харизматическую уверенность квалифицированного врача. А потому, когда дело дошло до работы с ее первым дизайнерским проектом в реальных условиях больницы, Аманда сказала, что чувствует себя «на своей территории».

Вернувшись с ночной смены, она сняла медицинский халат и бейдж и присоединилась к приему маленького пациента, который проводил ее коллега. «Я вошла в комнату и сказала: „Здравствуйте, меня зовут доктор Самманн. Опишите, как вы себя чувствуете“», – рассказывала Аманда. Она годами так разговаривала с пациентами, используя только стандартные врачебные фразы. Ее же коллега мягко вступил в беседу, присев рядом с мальчиком. Он начал с ним отвлеченный разговор об игре, в которую тот играл на телефоне. На глазах у Аманды мальчик успокоился и понемногу начал говорить не только о своей болезни, но еще и о семье, повседневной жизни и чувствах, которые он испытывал к доктору и лекарствам. Аманда осознала, что обычно она всецело управляла разговором, на основе которого писалась история болезни и составлялся план лечения. Но такой подход не помогал установить доверие.

«Когда я прихожу в больницу, мне сложно отказаться от своей привычной роли, но тогда, проводя прием иначе, мы узнали столько нового, сумели копнуть так глубоко, чего никогда бы не сумели достичь при помощи моих обычных прямых вопросов», – призналась Аманда.

Аманда быстро обучилась и хотела применить все, что узнала, как только ее вызовут в отделение экстренной помощи. Ее очередной пациенткой стала пожилая женщина, три недели назад сломавшая запястье. Осмотрев ее, Аманда увидела, что запястье все еще было фиолетового цвета и опухшим. Очевидно, женщина не получила должной помощи, и дочь, доставившая ее, была в плохом настроении. Прежде Аманда решила бы направить женщину к другому хирургу, но тут она почувствовала, что в этой комнате было сломано что-то еще, кроме руки пациентки.

«Обычно я не влезла бы в семейные трения или не стала бы реагировать на то, что дочь раздражена. Это не входит в работу медика», – говорила Аманда. Но в этот раз она остановилась, чтобы применить «нехирургический» подход, попросив пациентку рассказать о себе. Выяснилось, что женщина была целительницей. Ее друг провел над ней сеанс энергетического исцеления, и она заметила некоторые улучшения, поэтому не стала обращаться к врачу. Руководствуясь этой информацией, Аманда поняла, какими будут ее последующие слова. И еще она поняла, что никогда не произнесла бы их, не зная об умозаключениях пациентки. Поскольку энергетическое исцеление играло немалую роль для женщины, Аманда объяснила, что при переломе консультация медицинского работника необходима, ведь существует риск потерять гибкость запястья, очень важную для энергетического целительства в будущем.

Переход от мышления хирурга к мышлению антрополога позволил Аманде установить более глубокий контакт с пациенткой. Так она поняла ее мотивы и оказалась способной интерпретировать ситуацию для пользы дела.

Подумайте о том, как вы подходите к своим клиентам или покупателям. Задаете ли глубокие, «прощупывающие» вопросы или довольствуетесь только тем, что ожидаете услышать? Устанавливаете ли взаимосвязь или просто контактируете?

Кое Лета Стаффорд, ветеран дизайн-исследований IDEO с ученой степенью и специализацией по когнитивному развитию, имеет огромный опыт в опросе потенциальных пользователей. Один из ее приемов – умение создать интригу. Вместо того чтобы спросить: «Почему вам так нравится эта книга?» – она превращает опрос в игру: «Представьте, что вы хотите убедить друга, чтобы он прочитал эту книгу. Какие доводы вы используете?» Она перефразирует вопросы, позволяя избежать ответов типа «все как обычно», при этом извлекая самое значимое.

Даже сложные вопросы можно сформулировать так, чтобы обойти культурные или «политические» барьеры. Например, Кое Лета хочет понять, где инновационный подход может встретить внутреннее сопротивление, и предлагает: «Представьте, что у вас есть плащ-невидимка, который помогает справляться со сложностями. Когда или где вы наденете его?» Правильный вопрос может полностью изменить ситуацию.

 

 

Техники проведения опросов

Прийти к потребителям и спросить, чего они хотят, а потом дать им именно то, о чем они просили – вот один из примеров неправильного представления о сочувствии. Такая стратегия обычно слабо работает. Люди, как правило, не до конца понимают самих себя (а иногда им не хватает слов), чтобы выразить свои потребности. И они крайне редко говорят о своих желаниях, которым еще далеко до воплощения в жизнь.

Эмпатия больше подходит для того, чтобы обнаружить скрытые потребности, даже если люди не могут их выразить. Наблюдая за реальным человеком и его действиями, вы можете узнать то, чего никогда бы не обнаружили при помощи одних только прямолинейных вопросов. Ниже представлено несколько техник, мы их взяли из Инструментария IDEO по дизайну, ориентированному на людей (Human-Centered Design (HCD) Toolkit). Попрактикуйтесь применять их с напарником, прежде чем выйти в реальный мир.

 

Покажите мне

Если вы оказались в доме, часто посещаемом помещении или на рабочем месте опрашиваемого человека, попросите его показать вам вещи, которыми он пользуется (предметы, места, инструменты и т. п.). Фотографируйте и записывайте, чтобы позже дать толчок памяти. Попросите показать вам его повседневную жизнь.

 

Нарисуйте мне

Уговорите людей визуализировать что-то при помощи рисунка или графика. Это может оказаться превосходным способом разрушить ваши представления и выявить, что люди на самом деле думают о своей деятельности и как расставляют приоритеты.

 

Пять «почему…»

Первые 5 вопросов, которые вы будете задавать, должны начинаться с «почему?..». Это заставляет людей оценивать и говорить об основных принципах своего поведения. Даже если вам покажется, что все понятно, копайте глубже в их (и ваших собственных) предположениях.

 

Думайте вслух

Пока люди что-то делают или выполняют задания, просите их «думать вслух». Это поможет узнать об их скрытых мотивах, озабоченности, впечатлениях и причинах поступков.

 

Задавая разнообразные вопросы, вы сможете извлечь больше ярких ответов. Например, попытайтесь опросить не связанных с вашей деятельностью экспертов. Если вы производите холодильники, спросите мастера, что чаще всего ломается. Спросите слепого, как он пользуется смартфоном. Попросите эксперта по биомимикрии рассказать вам, что может обнаружить человек, наблюдая за муравьями. Узнайте у писателя-фантаста о будущем упаковки.

Спрашивайте окружающих вас людей разных возрастных групп об их видении перспектив. Иногда молодые коллеги или члены вашей команды могут предложить новые точки зрения, которые продвинут проект. Привлечение молодого «обратного наставника»[67] для руководителя с многолетним опытом может стать отличным шагом на пути к процветанию, росту и поможет «идти в ногу» с новыми культурными трендами. Обратное наставничество – это еще и прекрасный способ продвижения сквозь корпоративную иерархию в поиске неожиданных источников свежих идей. Оно также поможет преодолеть естественную склонность компании к чрезмерной зависимости от прошлого опыта. Наши «обратные наставники» помогали нам во всем, начиная от небольших рекомендаций относительно недавно вышедших мобильных приложений, заканчивая практичными советами о том, как мотивировать молодых членов команды.

 

Переформулируйте задачи

 

Иногда первым шагом к великолепному решению может стать изменение формулировки вопроса. Постановка проблемы часто подразумевает, что вы уже знаете, что искать, располагаете правильным решением, а единственная загвоздка в том, чтобы выбрать путь к достижению цели. Прежде чем начинать подыскивать ответ, сделайте шаг назад, чтобы удостовериться, что вы задали правильный вопрос. Великие лидеры умеют отлично переформулировать задачи. Задумавшись о будущем системы Cisco TelePresence, генеральный директор Cisco Джон Чемберс, к примеру, перефразировал очевидный вопрос «Как мы можем улучшить качество видеоконференций?» на «Что мы можем предоставить в качестве достойной альтернативы авиаперелетам менеджеров?»

Изменение формулировки вопроса может направить вас к замечательным перспективам. В IDEO наши команды придумали десятки высокоточных медицинских приборов и хирургических инструментов. Когда доктора жаловались, что их руки устают от использования существующих инструментов для операций на носоглотке, наш клиент спросил: «Как можно сделать их легче?» Этот вопрос указывает на решение, которое подразумевает замену материалов на более легкие и прочные, объединение нескольких частей в одну или установку меньшего и более легкого мотора. Это были достаточно жизнеспособные варианты. Однако мы перефразировали запрос таким образом: «Как можно сделать инструменты более удобными для проведения длительных процедур?» Новый вопрос расширил область поиска возможных решений. Работая в тесном сотрудничестве с фирмой и консультативным медицинским советом, мы разработали инструмент с перемещающимся центром тяжести для более удобного использования. Законченный, он оказался даже на несколько граммов тяжелее предыдущей модели, но хирургам понравился больше.

В мюнхенском офисе IDEO мы называем перефразированный вопрос «нулевым вопросом», поскольку он становится новой отправной точкой для поиска креативного решения. Переформулирование проблемы не только приносит выгодные решения, но и позволяет обратить внимание на более важные аспекты. К примеру, многие думают, что показатели отчислений в университетах высоки потому, что студенты не могут оплачивать обучение. Это предположение показывает, что основная трудность заключается в недостатке стипендий и финансовой помощи. Анализ же говорит, что только 8 % студентов отчисляются по финансовым причинам. Исследователи сейчас находят другие факторы, которые играют решающую роль: академические задолженности, а также причины вроде эмоционального отторжения и отсутствия чувства общности.

 

Первый шаг к великолепному решению – переформулирование вопроса

 

Без поиска этих глубинных причин мы не можем надеяться удачно решить сложные проблемы. Даже если вы в спешке нашли ответ, перефразирование вопроса может оказаться временем, потраченным не впустую.

Один из лучших способов переформулировать вопрос – это ориентировать его на человека. То, что Дуг Дитц из GE изменил направление своей работы с создания нового аппарата МРТ, предполагающее «нестрашное» сканирование маленьких пациентов, изменило не только его продукт, но и его жизнь. И делать более удобным для человека стоит не только МРТ. Оглядевшись, вы обнаружите множество вещей, созданных под нужды машин, а не людей. Например, ваш рост больше 180 сантиметров. Почему вы должны наклоняться или даже вставать на колено, чтобы достать банку содовой из автомата? Потому что машине проще с помощью гравитации уронить банку в корзинку у наших ног, чем доставить ее к руке. Таким образом, техника побеждает, а мы проигрываем.

Рольф Фасте, прежний руководитель программы по разработке продуктов в Стэнфорде, пробывший на этом посту 20 лет, любил говорить: «Если проблему не стоит решать вообще, ее не стоит и решать хорошо». Концентрация нашей энергии на правильных вопросах как раз и составляет разницу между дополнительным улучшением и прорывной инновацией. Рождению новаторского решения всегда сопутствует момент «Ага! Вот оно что!», когда вы осознаете, что именно является настоящей проблемой или потребностью, и начинаете искать для нее решение.

 

 

Техники переформулирования

Вот несколько способов переформулировать задачу. Попробуйте некоторые из них, и вы поймете, что они приведут к вопросу и ответу, связанными с настоящими человеческими потребностями, и зажгут искру вдохновения.

 

1. Отойдите от очевидных решений. Вместо того чтобы пытаться изобрести лучшую мышеловку, поищите, к примеру, способ сделать ваш дом недоступным для грызунов. Возможно, проблема вовсе не в мышеловке.

 

2. Измените ваш фокус или точку зрения. Джон Кеннеди потребовал от американцев однажды «не спрашивать, что твоя страна сделала для тебя, а спрашивать, что ты можешь сделать для страны», побуждая нас обдумать права и обязанности. Изменение точки зрения обычно означает перемещение фокуса на другое лицо: с родителя на ребенка, с покупателя машины на дилера.

 

3. Раскройте настоящую проблему. Десятилетия назад профессор Гарвардской бизнес-школы Теодор Левитт заметил: «Люди не хотят покупать четырехдюймовую дрель. Они хотят четырехдюймовое отверстие!» Если вы будете спрашивать только о дрелях, то можете упустить возможность использования лазеров для создания небольших точных отверстий, таких, например, как на металлической решетке микрофона в ноутбуке.

 

4. Ищите способы работы с сопротивлением и разрушайте вредные установки. Если вы попытаетесь заставить людей прекратить пить грязную воду из местного колодца в развивающейся стране, то рискуете получить ответы вроде: «Моя мать дает мне пить из этого колодца. Вы хотите сказать, что она не права?» Подобные высказывания должны быть кардинально перефразированы. Новым вопросом можно показать, как грязна и опасна их колодезная вода по сравнению с безопасной очищенной. И звучать он должен совершенно иначе: «Вы хотите, чтобы ваши дети пили какую воду?» Новый вопрос – абсолютно другой ответ.

 

5. Подумайте об обратном. Работая с проектом Community Action[68] в Оклахоме, лидеры IDEO.org Джослин Виатт и Патрис Мартин размышляли над тем, как заставить родителей активнее принимать участие в городских программах, созданных для улучшения будущего их детей. Они ломали себе голову, пытаясь придумать, как повысить процент участников (он составлял менее 20 %). Но как только к проблеме подошли с другой стороны и спросили: «Каковы причины неучастия родителей (занятость, проблемы с транспортом, забота о детях и т. п.)?» – всплыли все трудности и начали намечаться возможные решения. Например, вместо акцента на бесплатность программ, организаторы начали сообщать о пользе, которую они несут родителям и их детям. Разворот на 180° может помочь преодолеть предубеждения или традиционное мышление и позволит посмотреть на ситуацию по-новому.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.