Протокол обследования толерантных установок — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Протокол обследования толерантных установок

2022-11-27 26
Протокол обследования толерантных установок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(методика «Кто где живет?»)

Испытуемый (Ф.И.)___________________________________________

Дата рождения_______________________________________________

Дата_________________________________________________________

Показатели

1. Основные выборы:

Черная №№ картинок: _______________Всего:

Белая №№ картинок: ________________Всего:

Радужная №№ картинок: _____________Всего:

2. Общее отношение к обследованию:

Неформальное / заинтересованное

формальное

3. Явная эмоциональная реакция на изображение (помечается только

в том случае, если она есть)

Отрицательная №№ картинок: ______________________

Положительная №№ картинок: ______________________

Удивление №№ картинок: ______________________

4. Поведенческие особенности (при наличии) ______________________

5. Задаваемые вопросы (при наличии выходящих на круг обычных вопросов)

__________________________________________________________________

6. Другое _____________________________________________________

Основными количественными данными мониторинга являются показатели 1 и 2. При наличии формального отношения данные могут перепроверяться

спустя некоторое время. Если формальное отношение устойчиво сохраняется, делается вывод об отрицательной установке, либо к самой процедуре обследования, либо к области изучаемого вопроса, что также может считаться признаками интолерантности и ригидности в отношении социальных контактов.

Пункты 3-5 являются основанием для качественного анализа установок

и индивидуально-типологических особенностей испытуемого. Они заполняются при необходимости и только в том случае, когда показатель проявлен, то есть выделен на фоне всех остальных. Не следует заносить в протокол вопросы: «Куда мне класть?», «А в черном злые живут?», т.е. то, что относится к общим организационным процедурам или обычным проявлениям детских возрастных особенностей.

Так как стандартизация переменных для дошкольников разного возраста затруднена, то общая оценка толерантности смотрится по соотношению суммы «радужных» и «белых» выборов к количеству «черных». При этом необходимо помнить, что величина данного соотношения может очень сильно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка (например, экстра- или интровертированности), поэтому она не является абсолютно сопоставимым

показателем (хотя существуют научные исследования, подтверждающие связь между интровертированностью и интолерантностью; но она не прямая, а косвенная).

Для мониторинга эффективности важно наличие хотя бы небольшой положительной динамики у субъекта. Положительная динамика смотрится по сумме прироста по «радужному» и «белому» выборам минус прирост «черного». Буквально считаем на какое число картинок произошли изменения: положительный прирост - ппР-2 (на сколько увеличилось число выборов «радужная» во втором обследовании по сравнению с первым: Р-2 – Р-1) плюс положительный прирост - ппБ-2 («белая»: Б-2 – Б-1) минус положительный прирост - ппЧ-2 («черная»: Ч-2 – Ч-1).

Внимание: если положительного прироста во втором обследовании нет,

то данные не считаются.

Показатели динамики = (ппР-2 + ппБ-2) – ппЧ-2.

Пример 1.

Показатели

1 обследование 2 обследование

1. Основные выборы

Черная Всего: 2 Всего: 10
Белая Всего: 10 Всего: 2
Радужная Всего: 10 Всего: 10

Положительные приросты: ппЧ-2 – нет = 0 (показатель не считается, потому что динамика отрицательная – минус 4); ппБ-2 – есть = +1; ппР-2 – есть = + 3. Всего: (1 + 3) – 0 = +4 – общая динамика положительная.

Пример 2.

Показатели

1 обследование 2 обследование

1. Основные выборы

Черная Всего: 2 Всего: 10
Белая Всего: 10 Всего: 2
Радужная Всего: 10 Всего: 10

Положительные приросты: ппЧ-2 – есть = 8; ппБ-2 – нет = 0 (показатель

не считается, потому что динамика отрицательная – минус 8); ппР-2 – нет = 0. Всего: (0 + 0) – 8 = -8 – общая динамика отрицательная.

Общегрупповые показатели эффективности определяются соотношением числа положительной и отрицательной динамики индивидуальных показателей по всей группе детей. Дополнительным критерием может служить и сама величина изменений, но к этому нужно относиться с большой осторожностью, учитывая возможное влияние неревалентных индивидуально-типологических особенностей детей. Кроме того, количественные показатели могут не отражать всех качественных изменений в личности, а их величина не полностью соответствует глубине подобных изменений.

 

Формирование социокультурной толерантности у воспитанников дошкольной образовательной организации

Н.И. Морозова

Культурно-образовательная среда современной дошкольной образовательной организации должна способствовать гармоничному развитию личности ребенка, включая развитие его духовно-нравственной сферы. В словаре терминов дошкольного образования под нравственным воспитанием понимается «…целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». Одним из важнейших нравственных качеств является толерантность, необходимость воспитания которой обусловлена увеличением контактов развивающейся личности ребенка-дошкольника с представителями разных культур.

Наш детский сад нечасто посещали дети других национальностей, поэтому работа с дошкольниками в основном была направлена на воспитание у них патриотических чувств и приобщение к истокам русской народной культуры. В настоящее время национальный состав воспитанников стал меняться. В течение последних двух лет в детский сад поступили 10 малышей, приехавших вместе со своими семьями из Узбекистана, Кыргызстана и Дагестана. В масштабе образовательного пространства всего детского сада количество воспитанников других национальностей составляет около 4%. Это совсем незначительный показатель, однако в масштабе отдельно взятой группы процент детей из семей мигрантов составил 20% от общего количества воспитанников, что дало реальную возможность формирования позитивного опыта межкультурного общения детей дошкольного возраста на практике.

В настоящее время проблема межкультурного диалога, формирования толерантных взаимоотношений представителей разных культур стала одной из наиболее актуальных практически во всем мире. У детей дошкольного возраста актуальность воспитания толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Учитывая актуальность обозначенной проблемы, возникла необходимость создания динамической системы взаимодействия детского сада и семьи, направленной на формирование социокультурной толерантности на основе взаимодействия детей и родителей разных культур. Оптимальной формой работы был выбран педагогический проект «Мы разные, и в этом наше богатство!».

Цель проекта: формирование социокультурной толерантности на основе взаимодействия детей и их родителей – представителей разных культур.

Работа в рамках проекта предполагала интеграцию всех образовательных областей, а так же взаимодействие всех участников образовательного процесса – как детей, так и воспитывающих взрослых.

 

На начальном этапе реализации проекта мы сформировали задачи длявсех участников образовательного процесса.

 

Задачи для детей Задачи для родителей Задачи для педагогов  
1. Формировать представления о том, что РФ –огромная многонациональная страна. 2. Обогащать опыт толерантных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. 3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься тельных отношений с педагогами. 1. Повысить уровень социальной активности родителей. 2. Активизировать процесс поиска эффективных механизмов семейного воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других людей. 3. Ориентировать родителей на развитие доверительных отношений с педагогами. 4. Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных педагогических мероприятиях   1. Формировать у педагогов мотивацию к адаптации детей разных культур к условиям ДОУ. 2. Развивать коммуникативные практики и репертуары поведения принимаемой культуры. 3. Оказывать помощь детям, педагогам и родителям в преодолении языкового барьера. 4. Создавать установки на позитивное взаимодействие взаимодействия всех участников образовательного процесса  

 

Вся работа по формированию у воспитанников такого нравственного качества как толерантность проводилась в тесном сотрудничестве педагогов со специалистами детского сада. Так, помощь детям-мигрантам и их родителям в социально-психологической адаптации, консультировании воспитателей по вопросам психолого-педагогического сопровождения интеграции детей-мигрантов в образовательной среде осуществлял педагог-психолог. Учителя-логопеды проводили работу по обучению детей-мигрантов русскому языку, так как именно язык является средством передачи мысли и понимания человека другой национальности.

Одним из важнейших направлений работы стало конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников, поскольку всё, что дети осваивают в стенахобразовательной организации должно по мере возможности закреплятьсяи поддерживаться в условиях семьи. В рамках этого направления деятельностишироко использовались различные формы психолого-педагогического просвещения родителей: тематические родительские собрания; индивидуальноеи групповое консультирование, подготовка информационных листовок и буклетов, тренинги и практикумы (см. Приложение 1).

Важнейшим средством решения поставленных в рамках педагогического проекта задач стала совместная деятельность родителей и детей, мероприятия, направленные на вовлечение и активное участие родителей в процессе формирования у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми:

– социально-педагогическая акция ко Дню толерантности;

– семейные праздники («Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама,

папа и я», «Вместе весело», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья»);

– семейные проекты («Мое имя», «Генеалогическое древо семьи», «Герб

семьи», «Семейный портрет», «Загляните в семейный альбом», «Что в имени

тебе моем?»);

– семинар-практикум «Как составить свою родословную »;

– конкурсы мини-проектов «Моя родословная», «Фотографии из семейного альбома»;

– межсемейные спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная

семья».

Родители помогали в изготовлении поделок («Руками бабушек и дедушек», «Вместе с папой, вместе с мамой»), участвовали в выставке коллективных рисунков детей и родителей на тему «Моя семья». Совместно с родителямив группе был оформлен мини-музей кукол в национальных костюмах.

Образовательная деятельность с воспитанниками предполагала охват

всех образовательных областей, развитие, обучение и воспитание детей в разных видах детской деятельности, прежде всего в игровой, как ведущей в дошкольном детстве.

В игровой деятельности воспитанники учатся осознанно воспринимать

свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них формируются коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, разрешать возникающие конфликты. Деи знакомятся с нормами и правилами общения, на основе которых в дальнейшем складываются навыки толерантного поведения. Для формирования у воспитанников навыков толерантного поведения в рамках проекта использовались различные коммуникативные игры и упражнения, направленные на развитие гуманных чувств и доброжелательного отношения к сверстникам; формирование навыков коммуникации и положительного отношения к представителям разных культур (см. Приложение 2)

В качестве эффективной формы адаптации детей-мигрантов к новой социокультурной среде хорошо проявили себя различные народные подвижные игры, обладающие свойством включать ребёнка в культурно-предметную среду с помощью невербальных средств, знакомить с национальными традициями представителей разных культур в играх разных народов. Так, русскоязычные дети познакомились с узбекской игрой «Пастух и козы», киргизской – «Клади платок» и др. В таких играх дети-мигранты по-новому открывались русско-язычным детям, что способствовало воспитанию уважения к людям разных национальностей, обогащало опыт взаимоотношений со сверстниками (см. Приложение 3).

В процессе художественно-эстетической деятельности дети знакомились с декоративно-прикладным искусством разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта), национальными детскими песенками, музыкальными инструментами, произведениями фольклора представителей разных культур (см. Приложение 4).

Воспитание уважительного отношения к традициям, к художественному и культурному наследию представителей разных национальностей стало основой для формирования социокультурной толерантности у всех воспитанников.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.

2. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации

деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1.

3. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Про-

грамма, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2008.

4. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном

социуме. – Ростов н/Д, 2002.

5. Микляева Н.В., Ахтян А.Г., Микляева Ю.В. Социально-нравственное

воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М.: Айрис Пресс, 2009.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и

упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.

 


Приложение 1

Консультация для родителей

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование доброжелательного и уважительного отношения к людям других национальностей.

Толерантность – одно их важных личностных качеств, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе, и основная роль в воспитании толерантности всегда принадлежит семье.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Задача взрослых - не просто научить толерантному поведению и выработатьобщую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно, не вступая с ним в т.н. деструктивный конфликт, последствиями которого являются разрыв связей, разрушение нормальных взаимоотношений.

Разумеется, в повседневной жизни невозможно избежать столкновений

интересов, желаний и мнений. Задача взрослых – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав ребенка на разговор о возникших противоречиях и направив его внимание на поиск компромиссных решений.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.