Социокультурная адаптация и интеграция — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Социокультурная адаптация и интеграция

2022-11-27 51
Социокультурная адаптация и интеграция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

Сборник эффективных педагогических практик

работников дошкольных образовательных организаций

 

 

МУРМАНСК

2020


Пояснительная записка

Резкое увеличение масштабов миграции населения и связанные с этим

процессом риски роста межнациональной конфликтности – ксенофобия принимающего общества, столкновения на почве национальной принадлежности – обусловили новые вызовы системе образования, связанные с трудностями включения детей-мигрантов в образовательный процесс. Необходимость адаптации образовательной деятельности под нужды этой категории обучающихся/воспитанников актуализировало задачу создания оптимальных условий для их социально-культурной адаптации и интеграции.

В сборнике представлены материалы из опыта работы дошкольных образовательных организаций Мурманской области по созданию образовательной среды, способствующей интеграции детей из семей мигрантов в принимающее сообщество, профилактике межнациональных конфликтов, противодействию этнической нетерпимости на основе социокультурной адаптации и развития межэтнической и межкультурной толерантности. Содержание предлагаемого сборника обозначает ключевые направления работы дошкольной образовательной организации по социально-культурной адаптации и интеграции воспитанников поликультурных групп.

Важным направлением деятельности педагогов дошкольного образования является формирование у детей первичных представлений о социокультурных ценностях, традициях и праздниках разных народов, выработке навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Для дошкольного уровня образования наиболее эффективным средством воспитания межкультурной толерантности, формирования гражданской идентичности выступает игра как сквозной механизм развития ребенка-дошкольника. Предложенные в сборнике игры и упражнения направлены на обогащение субъектного опыта старших дошкольников в области межкультурного взаимодействия и воспитания межэтнической толерантности.

Значительная часть материалов издания посвящена вопросам формирования коммуникативной компетентности воспитанников из семей мигрантов.Для успешной социокультурной адаптации детей-мигрантов в русскоязычнойсреде необходимо целенаправленное обучение второму (неродному) языкупод руководством педагогов (воспитателей и логопеда), формирование у детей-мигрантов языковых умений и коммуникативных навыков, адекватныхновой социокультурной среде. В сборнике представлены методические материалы по развитию коммуникативно-речевой активности у воспитанников изсемей мигрантов, в основу которых положен практико-ориентированный проект «Учимся общаться!» МБДОУ № 157 г. Мурманска (руководитель проекта:Л.В. Плужник, заведующий МБДОУ).

Успешность адаптации иноязычных воспитанников в образовательной

среде дошкольной организации напрямую зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах социально- педагогического сопровождения детей-мигрантов. Готовность воспитателей

и специалистов ДОО (музыкального руководителя, психолога и др.) к работе

в условиях полиэтнического образовательного пространства предполагает владение знаниями об особенностях национального коммуникативного поведения, ценностных ориентациях детей из семей мигрантов; умениями отбирать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом этнокультурного фактора; сформированные навыки эффективной коммуникации и т.п. В сборнике представлены материалы по организации и проведению методических семинаров, практикумов, консультированию педагогов и родителей по вопросам межкультурного взаимодействия и воспитания межэтнической толерантности.


 

Актуальные вопросы социально-культурной адаптации

Содержание деятельности по развитию

Средства развития

Методика «Кто где живет?»

(И.В. Малышева)

Методика представляет собой модифицированный вариант социометрического метода, разработанного Я.Л. Коломинским. Название модифицированной методики хорошо знакомо ребенку по дидактическим играм и объяснение процедуры обследования не будет представлять трудностей. Методика направлена на изучение толерантных установок детей как предпосылок толерантного поведения. Достоинствами методики является простота ее проведения и небольшое количество времени, которое тратится на саму процедуру обследования, подсчет и обработку результатов.

Методика может применяться с 5 лет. Время обследования – 10-15 минут.

Стимульный материал:

– 22 карточки из плотного картона, размером 8-10 см; на обратной стороне

каждой карточки в правом верхнем углу нарисованы цифры от 1 до 21 по порядку, обозначающие номер карточки; на карточках изображены улыбающиеся люди: 4 обычных человека (мужчина и женщина, мальчик и девочка); 6 человек разных национальностей (признак национальности должен ярко выделяться); 6 человек, имеющих особенности здоровья; 6 человек с ярко выраженными индивидуальными особенностями, визуально отличающими их от обычных людей (полные, очень старые, имеющие необычную одежду, относящиеся к неформальным течениям и т.п.);

– 3 коробки разного цвета, размером 12-15 см, высота бортика 4 см; цвета: черный, белый, разноцветный, цвета яркие, расположены так, как они чередуются в радуге.

Следует придерживаться предлагаемых размеров стимульного материала, так как изменение в сторону увеличения или уменьшения приводит к затруднению моторных действий испытуемого, а значит, и увеличению времени обследования и рассеиванию внимания ребенка.

Процедура проведения. Перед ребенком ставятся три разные по цвету коробки: слева – черная, справа – радужная, посредине – белая. Карточки с изображениями, предварительно перемешав, экспериментатор держит в руках изображением вниз.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется

«Кто где живет?». Посмотри, перед тобой три домика. В одном из них живут

очень хорошие, добрые и дружелюбные люди. Отгадай в каком (показывает)?

В другом - плохие, злые, недружелюбные. Отгадай в каком (показывает)? Правильно, молодец, ты догадался, где живут злые и где добрые люди.

А теперь я дам тебе изображения незнакомых людей и ты должен дога-

даться, кто где живет. Бери по одной картинке, смотри кто там и клади в домик: хорошего, доброго, дружелюбного – сюда (показать), плохого, злого и недружелюбного – сюда (показать), если тебе трудно понять, где живет человек, то клади его в белый домик – сюда (показать). Приступай».

В проведение игры экспериментатор не вмешивается, на фоне общей

доброжелательности не одобряет и не осуждает выбор. Помощь оказывается

только в том случае, если ребенок явно забыл инструкцию. Дети часто хотят

посмотреть все картинки, чтобы сориентироваться в выборе и удовлетворить

собственное любопытство. В первом случае надо дать ребенку такую возможность, при этом сделав пометку в протоколе обследования (обычно это социально ориентированные дети с хорошо развитыми навыками регуляции поведения). Но бывает, что ребенок, увлекшись рассматриванием, забывает о задании (это тоже требует пометки в протоколе), тогда нужно вернуть его к поставленной задаче и сказать, что картинки нужно брать из стопки по одной, а другую можно взять только после того, как положил в домик предыдущего жителя.

 

Показатели

1. Основные выборы:

Черная №№ картинок: _______________Всего:

Белая №№ картинок: ________________Всего:

Радужная №№ картинок: _____________Всего:

2. Общее отношение к обследованию:

Неформальное / заинтересованное

формальное

3. Явная эмоциональная реакция на изображение (помечается только

в том случае, если она есть)

Отрицательная №№ картинок: ______________________

Положительная №№ картинок: ______________________

Удивление №№ картинок: ______________________

4. Поведенческие особенности (при наличии) ______________________

5. Задаваемые вопросы (при наличии выходящих на круг обычных вопросов)

__________________________________________________________________

6. Другое _____________________________________________________

Основными количественными данными мониторинга являются показатели 1 и 2. При наличии формального отношения данные могут перепроверяться

спустя некоторое время. Если формальное отношение устойчиво сохраняется, делается вывод об отрицательной установке, либо к самой процедуре обследования, либо к области изучаемого вопроса, что также может считаться признаками интолерантности и ригидности в отношении социальных контактов.

Пункты 3-5 являются основанием для качественного анализа установок

и индивидуально-типологических особенностей испытуемого. Они заполняются при необходимости и только в том случае, когда показатель проявлен, то есть выделен на фоне всех остальных. Не следует заносить в протокол вопросы: «Куда мне класть?», «А в черном злые живут?», т.е. то, что относится к общим организационным процедурам или обычным проявлениям детских возрастных особенностей.

Так как стандартизация переменных для дошкольников разного возраста затруднена, то общая оценка толерантности смотрится по соотношению суммы «радужных» и «белых» выборов к количеству «черных». При этом необходимо помнить, что величина данного соотношения может очень сильно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка (например, экстра- или интровертированности), поэтому она не является абсолютно сопоставимым

показателем (хотя существуют научные исследования, подтверждающие связь между интровертированностью и интолерантностью; но она не прямая, а косвенная).

Для мониторинга эффективности важно наличие хотя бы небольшой положительной динамики у субъекта. Положительная динамика смотрится по сумме прироста по «радужному» и «белому» выборам минус прирост «черного». Буквально считаем на какое число картинок произошли изменения: положительный прирост - ппР-2 (на сколько увеличилось число выборов «радужная» во втором обследовании по сравнению с первым: Р-2 – Р-1) плюс положительный прирост - ппБ-2 («белая»: Б-2 – Б-1) минус положительный прирост - ппЧ-2 («черная»: Ч-2 – Ч-1).

Внимание: если положительного прироста во втором обследовании нет,

то данные не считаются.

Показатели динамики = (ппР-2 + ппБ-2) – ппЧ-2.

Пример 1.

Показатели

1 обследование 2 обследование

1. Основные выборы

Черная Всего: 2 Всего: 10
Белая Всего: 10 Всего: 2
Радужная Всего: 10 Всего: 10

Положительные приросты: ппЧ-2 – нет = 0 (показатель не считается, потому что динамика отрицательная – минус 4); ппБ-2 – есть = +1; ппР-2 – есть = + 3. Всего: (1 + 3) – 0 = +4 – общая динамика положительная.

Пример 2.

Показатели

1 обследование 2 обследование

1. Основные выборы

Черная Всего: 2 Всего: 10
Белая Всего: 10 Всего: 2
Радужная Всего: 10 Всего: 10

Положительные приросты: ппЧ-2 – есть = 8; ппБ-2 – нет = 0 (показатель

не считается, потому что динамика отрицательная – минус 8); ппР-2 – нет = 0. Всего: (0 + 0) – 8 = -8 – общая динамика отрицательная.

Общегрупповые показатели эффективности определяются соотношением числа положительной и отрицательной динамики индивидуальных показателей по всей группе детей. Дополнительным критерием может служить и сама величина изменений, но к этому нужно относиться с большой осторожностью, учитывая возможное влияние неревалентных индивидуально-типологических особенностей детей. Кроме того, количественные показатели могут не отражать всех качественных изменений в личности, а их величина не полностью соответствует глубине подобных изменений.

 

Формирование социокультурной толерантности у воспитанников дошкольной образовательной организации

Н.И. Морозова

Культурно-образовательная среда современной дошкольной образовательной организации должна способствовать гармоничному развитию личности ребенка, включая развитие его духовно-нравственной сферы. В словаре терминов дошкольного образования под нравственным воспитанием понимается «…целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». Одним из важнейших нравственных качеств является толерантность, необходимость воспитания которой обусловлена увеличением контактов развивающейся личности ребенка-дошкольника с представителями разных культур.

Наш детский сад нечасто посещали дети других национальностей, поэтому работа с дошкольниками в основном была направлена на воспитание у них патриотических чувств и приобщение к истокам русской народной культуры. В настоящее время национальный состав воспитанников стал меняться. В течение последних двух лет в детский сад поступили 10 малышей, приехавших вместе со своими семьями из Узбекистана, Кыргызстана и Дагестана. В масштабе образовательного пространства всего детского сада количество воспитанников других национальностей составляет около 4%. Это совсем незначительный показатель, однако в масштабе отдельно взятой группы процент детей из семей мигрантов составил 20% от общего количества воспитанников, что дало реальную возможность формирования позитивного опыта межкультурного общения детей дошкольного возраста на практике.

В настоящее время проблема межкультурного диалога, формирования толерантных взаимоотношений представителей разных культур стала одной из наиболее актуальных практически во всем мире. У детей дошкольного возраста актуальность воспитания толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Учитывая актуальность обозначенной проблемы, возникла необходимость создания динамической системы взаимодействия детского сада и семьи, направленной на формирование социокультурной толерантности на основе взаимодействия детей и родителей разных культур. Оптимальной формой работы был выбран педагогический проект «Мы разные, и в этом наше богатство!».

Цель проекта: формирование социокультурной толерантности на основе взаимодействия детей и их родителей – представителей разных культур.

Работа в рамках проекта предполагала интеграцию всех образовательных областей, а так же взаимодействие всех участников образовательного процесса – как детей, так и воспитывающих взрослых.

 

На начальном этапе реализации проекта мы сформировали задачи длявсех участников образовательного процесса.

 

Задачи для детей Задачи для родителей Задачи для педагогов  
1. Формировать представления о том, что РФ –огромная многонациональная страна. 2. Обогащать опыт толерантных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. 3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься тельных отношений с педагогами. 1. Повысить уровень социальной активности родителей. 2. Активизировать процесс поиска эффективных механизмов семейного воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других людей. 3. Ориентировать родителей на развитие доверительных отношений с педагогами. 4. Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных педагогических мероприятиях   1. Формировать у педагогов мотивацию к адаптации детей разных культур к условиям ДОУ. 2. Развивать коммуникативные практики и репертуары поведения принимаемой культуры. 3. Оказывать помощь детям, педагогам и родителям в преодолении языкового барьера. 4. Создавать установки на позитивное взаимодействие взаимодействия всех участников образовательного процесса  

 

Вся работа по формированию у воспитанников такого нравственного качества как толерантность проводилась в тесном сотрудничестве педагогов со специалистами детского сада. Так, помощь детям-мигрантам и их родителям в социально-психологической адаптации, консультировании воспитателей по вопросам психолого-педагогического сопровождения интеграции детей-мигрантов в образовательной среде осуществлял педагог-психолог. Учителя-логопеды проводили работу по обучению детей-мигрантов русскому языку, так как именно язык является средством передачи мысли и понимания человека другой национальности.

Одним из важнейших направлений работы стало конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников, поскольку всё, что дети осваивают в стенахобразовательной организации должно по мере возможности закреплятьсяи поддерживаться в условиях семьи. В рамках этого направления деятельностишироко использовались различные формы психолого-педагогического просвещения родителей: тематические родительские собрания; индивидуальноеи групповое консультирование, подготовка информационных листовок и буклетов, тренинги и практикумы (см. Приложение 1).

Важнейшим средством решения поставленных в рамках педагогического проекта задач стала совместная деятельность родителей и детей, мероприятия, направленные на вовлечение и активное участие родителей в процессе формирования у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми:

– социально-педагогическая акция ко Дню толерантности;

– семейные праздники («Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама,

папа и я», «Вместе весело», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья»);

– семейные проекты («Мое имя», «Генеалогическое древо семьи», «Герб

семьи», «Семейный портрет», «Загляните в семейный альбом», «Что в имени

тебе моем?»);

– семинар-практикум «Как составить свою родословную »;

– конкурсы мини-проектов «Моя родословная», «Фотографии из семейного альбома»;

– межсемейные спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная

семья».

Родители помогали в изготовлении поделок («Руками бабушек и дедушек», «Вместе с папой, вместе с мамой»), участвовали в выставке коллективных рисунков детей и родителей на тему «Моя семья». Совместно с родителямив группе был оформлен мини-музей кукол в национальных костюмах.

Образовательная деятельность с воспитанниками предполагала охват

всех образовательных областей, развитие, обучение и воспитание детей в разных видах детской деятельности, прежде всего в игровой, как ведущей в дошкольном детстве.

В игровой деятельности воспитанники учатся осознанно воспринимать

свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них формируются коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, разрешать возникающие конфликты. Деи знакомятся с нормами и правилами общения, на основе которых в дальнейшем складываются навыки толерантного поведения. Для формирования у воспитанников навыков толерантного поведения в рамках проекта использовались различные коммуникативные игры и упражнения, направленные на развитие гуманных чувств и доброжелательного отношения к сверстникам; формирование навыков коммуникации и положительного отношения к представителям разных культур (см. Приложение 2)

В качестве эффективной формы адаптации детей-мигрантов к новой социокультурной среде хорошо проявили себя различные народные подвижные игры, обладающие свойством включать ребёнка в культурно-предметную среду с помощью невербальных средств, знакомить с национальными традициями представителей разных культур в играх разных народов. Так, русскоязычные дети познакомились с узбекской игрой «Пастух и козы», киргизской – «Клади платок» и др. В таких играх дети-мигранты по-новому открывались русско-язычным детям, что способствовало воспитанию уважения к людям разных национальностей, обогащало опыт взаимоотношений со сверстниками (см. Приложение 3).

В процессе художественно-эстетической деятельности дети знакомились с декоративно-прикладным искусством разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта), национальными детскими песенками, музыкальными инструментами, произведениями фольклора представителей разных культур (см. Приложение 4).

Воспитание уважительного отношения к традициям, к художественному и культурному наследию представителей разных национальностей стало основой для формирования социокультурной толерантности у всех воспитанников.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.

2. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации

деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1.

3. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Про-

грамма, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2008.

4. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном

социуме. – Ростов н/Д, 2002.

5. Микляева Н.В., Ахтян А.Г., Микляева Ю.В. Социально-нравственное

воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М.: Айрис Пресс, 2009.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и

упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.

 


Приложение 1

Консультация для родителей

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование доброжелательного и уважительного отношения к людям других национальностей.

Толерантность – одно их важных личностных качеств, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе, и основная роль в воспитании толерантности всегда принадлежит семье.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Задача взрослых - не просто научить толерантному поведению и выработатьобщую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно, не вступая с ним в т.н. деструктивный конфликт, последствиями которого являются разрыв связей, разрушение нормальных взаимоотношений.

Разумеется, в повседневной жизни невозможно избежать столкновений

интересов, желаний и мнений. Задача взрослых – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав ребенка на разговор о возникших противоречиях и направив его внимание на поиск компромиссных решений.

 

Игра «Ласковое имя»

Цель: знакомство, формирование положительной самооценки.

Ход игры: водящий – один из детей – встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним

получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась больше всего. Игра продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму

своего имени. Когда все дети назовут свои имена, мяч начинают передавать

в обратную сторону, произнося имя того, кому его отдают.

Игра «Моё настроение»

Цель: развитие умения различать основные эмоциональные состояния

как свои, так и других людей.

Ход игры: каждый ребенок выбирает смайлик, который в наибольшей сте-

пени соответствует его настроению, помещает смайлик в прозрачный кармашек дидактического пособия или на магнитную доску, затем называет эмоцию, изображенную на смайлике, и объясняет, почему у него сейчас такое настроение.

Игра «Мы такие разные»

Цель: учить различать индивидуальные особенности детей в группе.

Ход игры: детям предлагают встать в круг, послушать вопросы. Тот ребёнок, о котором пойдёт речь, должен сделать шаг вперёд.

Примерные вопросы: Кто у нас самый высокий (маленький)? У кого самые светлые (тёмные) волосы? У кого на голове есть бант? У кого на одежде

нет пуговиц? У кого в одежде присутствует красный (синий, жёлтый) цвет?

Игра «Спиной друг к другу»

Цель: учить различать индивидуальные особенности детей в группе.

Ход игры: детям предлагают проверить, насколько хорошо они умеют за-

поминать особенности внешности друг друга. Для этого необходимо разбиться

на пары и встать спиной друг к другу. Далее один из игроков отвечает на вопросы об особенностях внешности своего партнера.

Игра «Угадай, кто это?»

Цель: учить описывать индивидуальные особенности внешности

сверстника.

Ход игры: рассказчик – один из детей – встает в центр круга и описывает

кого-либо из сверстников: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми: «Встаньте, дети, //Встаньте в круг// Я твой друг // И ты мой друг,// Добрый, добрый друг!».

Игра «Комплименты»

Цель: развитие доброжелательных отношений между детьми.

Ход игры: дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Имя соседа произносится

в ласковой форме, и дети говорят то, что в нем нравится. Например: Дашенька очень хорошо рисует.

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие опыта взаимодействия в парах.

Ход игры: дети становятся парами, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они

должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья и т.д. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра «Слепец и поводырь»

Цель: развитие умения доверять, помогать и поддерживать товарищей по

общению.

Ход игры: дети разбиваются на пары («слепец» и «поводырь»). Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия». По окончании игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу.

Литература

1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М., 2002.

2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия //

Семья и школа. – 2001. – № 11.

3. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура

дошкольников. – Сфера, 2008.

 


Приложение 3

 

Раздел I. ИГРЫ С БЕГОМ

Казахская игра «Айгулек»

Ход игры: Дети разделяются на две команды и расходятся в стороны на 10-15 метров. Каждая команда встает в шеренгу, крепко взявшись за руки и лицом к команде противника. Первая команда кричит: «Цепи раскуйте!», а вторая

команда отвечает: «Кого?». Тогда первая команда называет игрока, который

должен попробовать порвать цепь. Тот, кого назвали, должен разбежаться и попробовать разорвать цепочку предыдущей команды. Если ему это удается, то он забирает любого игрока этой команды к себе в команду, если же не удается - остается в команде противника.

Раздел II. ИГРЫ С ПЛАТКАМИ

Раздел III. ИГРЫ С МЯЧОМ

Раздел IV. ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

Игра «Угадай-ка»

Цель: воспитание интереса к загадкам как малым жанрам фольклора разных народов.

Ход игры: Детям предлагают отгадать загадки и сравнить их между собой:

т атарские: «На крыше дома медведь пляшет» (дым из печной трубы);

«Полна ночь ватрушек, в середине – один калач» (небо, звезды, месяц); «Старик – шутник, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (мороз);

к азахские: «Тетушка пряха в голубой рубахе, рукава легли на край земли» (дым); «Шапка зернышек полна, утром глянул – нет зерна» (звезды);

«Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое?» (всадник и конь);

– р усские: «Без рук, без ног – к небу ползет» (дым); «Один пастух тысячи

овец пасет» (месяц и звезды); «Что за зверь: две головы, шесть ног, один

хвост?» (человек на коне).

Игровая ситуация «Вести»

Цель: развивать умение правильно выражать эмоциональные состояния

и реагировать на чувства других людей.

Ход игры: Дети получают «письма» – конверты с картинками внутри. Задача каждого ребенка – показать другим детям в мимике и движениях, какую весть он получил: хорошую, плохую, веселую, грустную, страшную, удивительную и др. Дети отгадывают, и затем ребенок показывает свою картинку.

«Определи настроение по голосу»

Цель: формировать у детей способность внимательно вслушиваться в интонацию речи и соответственно реагировать на нее.

Ход игры: За ширмой раздается голос любого игрового персонажа, он произносит набор слогов с разными интонациями: угрожающей, ласковой, печальной, веселой и др. Дети слушают и называют настроение или демонстрируют соответствующую пиктограмму.

Интонационные этюды

Цель: развивать умение правильно выражать эмоциональные состояния и реагировать на чувства других людей.

Ход игры: Детям предлагается произнести строку из стихотворения или

фразу («Давай поиграем» и т.п.) с разными интонациями: грустно, весело, сердито, испуганно, обиженно, удивленно.

У иноязычных воспитанников

Николаева Е.А., Клименко Е.А.,

Шовская Е.В., Яковлева О.П.

Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей из семей мигрантов, испытывающих трудности адаптации к новой социо-культурной и языковой среде. Наиболее типичные трудности детей-инофоновсвязаны с языковым барьером, мешающим вовлечению этих воспитанников в различные виды образовательной деятельности с детьми принимающего сообщества; с незнанием коммуникативных практик и репертуаров поведения, принятых в новой культуре. Дети из семей мигрантов часто испытывают трудности в общении с русскоговорящими сверстниками: не умеют знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать и т.п. Очевидно, что обучение иноязычных воспитанников русскому языку, целенаправленная деятельность по формированию у детей-мигрантов языковых умений и коммуникативных навыков позволит избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, облегчитих адаптацию к новой социокультурной и языковой среде.

Актуальность обозначенной проблемы обусловила необходимость разработки и реализации практико-ориентированного проекта по формированию у детей-мигрантов языковых умений и коммуникативных навыков «Учимся общаться!».

Цель проекта: формирование коммуникативной компетентности у воспитанников из семей мигрантов для обеспечения возможности интеграции иноязычных детей в среду русскоговорящих сверстников.

Задачи проекта:

1. Создание адаптивной социокультурной и игровой среды для межкультурного общения иноязычных детей с русскоязычными сверстниками и взрослыми.

2. Формирование у детей-мигрантов языковых умений и коммуникативных навыков общения на русском языке на уровне, необходимом для освоения

основной образовательной программы ДОО в полном объёме.

3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов

в вопросах социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов.

4. Формирование у родителей (законных представителей) установки на

сотрудничество, повышение их педагогической компетентности в вопросах

языковой адаптации.

Паспорт проекта «Учимся общаться!»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (8 месяцев).

Руководитель проекта: заведующий дошкольной образовательной организацией.

Участники:

– дети из числа мигрантов, слабо владеющие (не владеющие) русским

языком;

– родители (законные представители) воспитанников детей-мигрантов;

– педагогический коллектив ДОО: старший воспитатель, учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог и воспитатели поликультурных групп.

Обеспечение проекта: учебно-методические и наглядные пособия по раз-

витию речи (см. Приложение 1).

Формы работы: сочетание индивидуальных и групповых.

Предполагаемый результат: освоение иноязычными воспитанниками

коммуникативной функции русского языка для успешной интеграции в среду

русскоговорящих сверстников.

 

Первый этап проекта

1. Разработка диагностического инструментария:

а) отбор диагностических методик, форм и методов диагностики, стимульного материала для проведения диагностики специалистами;

б) разработка диагностических карт, планирование диагностических процедур.

2. Организация диагностических исследований:

а) мониторинг особенностей и возможностей дошкольной организации,

готовности воспитателей и специалистов ДОО к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства;

б) обследование детей из семей мигрантов:

– изучение психоэмоционального состояния ребенка-мигранта, выявление его национальных, социальных, психологических особенностей;

– выявление уровня владения русским языком, сформированности коммуникативных навыков;

в) изучение особенности речевой среды в семье, анализ эффективности семьи в поддержке ребенка при овладении им русским языком (см. Приложение 2).

Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.

Дефектолог изучает особенности мышления, уровень развития игровой

деятельности ребенка, выявляет его предпочтения в выборе игрушек и видов

деятельности, исследует уровень развития крупной и мелкой моторики.

Педагог-психолог – развитие эмоциональной сферы, скорость психических реакций и особенности адаптации в новой среде. Кроме изучения психологических особенностей детей-мигрантов, педагог-психолог проводит диагностику уровня толерантности среды дошкольной образовательной организации, уровень сформированности толерантных установок у всех субъектов образовательных отношений.

Задачами диагностики учителя-логопеда являются исследование импрессивной и экспрессивной речи иноязычных воспитанников (однословная, фразовая, связная), сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использование


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.