Правовые и организационные основы предупреждения коррупции — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Правовые и организационные основы предупреждения коррупции

2022-11-27 32
Правовые и организационные основы предупреждения коррупции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

              Противодействие коррупции в Российской Федерации, как было изложено выше, включает в себя следующие виды деятельности: предупреждение (профилактику) коррупции, борьбу с коррупцией, а также минимизацию и (или) ликвидацию негативных последствий коррупционных правонарушений. Научное сообщество единодушно в том, что в современных условиях именно предупреждение коррупции приобретает приоритетное значение, несмотря на то, что «это направление антикоррупционной деятельности наиболее трудное, затратное, оно не может быть реализовано в короткий срок»[196]

 

              Правовую основу противодействия и, как следствие, предупреждения коррупции, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии коррупции», составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. 

              Исходя из целей настоящего учебного пособия, представляется необходимым поэтапно рассмотреть нормативные правовые акты, тем или иным образом регламентирующие институт предупреждения коррупции, а также содержащие положения об организации данной деятельности в рамках государственной антикоррупционной политики.

              К основным из них относятся:

– Конвенция ООН против коррупции;

– Федеральный закон «О противодействии коррупции»; – Национальная стратегия противодействия коррупции;

– Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы; – Программа по антикоррупционному просвещению на 2014–2016 годы.

Мировое сообщество, осознавая всю пагубность коррупции, признает в качестве одной из ключевых задач любого демократического государства содействие принятию, и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.

 

 

              Начиная со второй половины 70-х годов XX века, на межнациональном уровне были разработаны и приняты более десятка различных по своей силе правовых актов, направленных на консолидацию усилий государств в деле противостояния широко распространенным коррупционным обычаям в практике международных сделок[197]

              Конвенция ООН против коррупции является центральным из них и представляет собой базовый правовой акт, содержащий универсальные правила, при условии соблюдения которых возможно результативное противодействие коррупции. Не случайно то, что одна из глав Конвенции целиком посвящена мерам по предупреждению коррупции.

    Как следует из ее положений, каждое государство-участник не только стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции (часть 2 статьи 5), но и принимает на себя обязательство обеспечить (в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы) наличие органов, осуществляющих проведение государственной антикоррупционной политики, а также расширение и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции (часть 1 статьи 6). 

              Помимо определения основных мер по предупреждению коррупции применительно к публичным и частным сферам общественной жизни,

              Конвенция также закрепляет обязанность для каждого государства-участника принимать надлежащие меры по содействию активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора в предупреждении коррупции, по углублению понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз. К указанным мерам относятся:

     - усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений;

    - обеспечение для населения эффективного доступа к информации;

    проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах;

    - уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции (часть 1 статьи 13)[198].

              Тем самым особо подчеркивается, что в современных условиях эффективность предупредительных мер не может быть достигнута усилием одних лишь государственных органов, а потому требует активного участия в ней представителей общественности.

              Гражданская инициатива играет все большую роль в рамках международного сотрудничества по вопросам предупреждения коррупции, поскольку «страны, где гражданское общество находится на высоком уровне развития, защищены от коррупционных проявлений в крупном масштабе (в т. ч. от политической и государственной коррупции), и любое коррупционное поведение считается неприемлемым во всех отношениях»[199].

 

              Ратификация Конвенции ООН против коррупции в 2006 году[200] стала знаковым событием для нашей страны, поскольку данный шаг ускорил процесс формирования антикоррупционного законодательства. Первой «ласточкой» активной работы в упомянутом направлении стал Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции»[201], в соответствии с которым для создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, был сформирован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции – основной орган, осуществляющий подготовку предложений по разработке и реализации государственной антикоррупционной политики, а также координацию и контроль над ее проведением.

              Некоторое время спустя последовало утверждение объемного антикоррупционного пакета нормативных правовых актов.

              Главным из них стал Федеральный закон «О противодействии коррупции», который согласно преамбуле, устанавливает основные принципы противодействиякоррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 

              Как уже отмечалось, Федеральный закон «О противодействии коррупции» в качестве одного из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации предусматривает приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункт 6 статьи 3). В целях облегчения понимания все закрепленные в настоящем законе меры по предупреждению коррупции можно условно разделить на следующие целевые группы:

ü меры, направленные на совершенствование деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, иных организаций;

ü меры, направленные на формирование антикоррупционного правового статуса лиц, занимающих государственную (муниципальную) должность, государственных (муниципальных) служащих, а также должностных лиц иных органов и организаций;

ü меры, направленные на выявление и устранение коррупциогенных факторов в действующем и (или) проектируемом законодательстве;

ü меры, направленные на расширение сотрудничества по вопросам противодействия коррупции;

ü меры, направленные на вовлечение институтов гражданского общества в деятельность по противодействию коррупции;

ü меры, направленные на формирование антикоррупционного правового сознания граждан Российской Федерации.

              Обозначенный комплекс мер по предупреждению коррупции отличается разносторонним характером и рассчитан на достаточно широкий спектр применения. Вместе с тем его отличительной чертой является «определенное отсутствие конкретики в самом содержании этих мер и дублирование многих действующих правовых положений административного и служебного права»[202].

              Данное обстоятельство существенно снижает эффективность профилактического воздействия и не позволяет действенно проводить выявление и устранение причин коррупции. 

              По этой причине для конкретизации положений Федерального закона «О противодействии коррупции» было издано более 150 различныхведомственных актов, направленных на предупреждение коррупциогенных действий должностных лиц[203].

 

              Национальная стратегия противодействия коррупци [204] разрабатывалась с учетом недостатков первой волны нового российского антикоррупционного законодательства. По состоянию на 2010 год, как указывается в ее содержании, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, а также создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации (абзац 1 пункта 1).

              В упрощенном виде стратегия представляет собой совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую всеми без исключения субъектами государственной антикоррупционной политики (пункт 2). 

              Принятие Национальной стратегии противодействия коррупции ознаменовало «изменение подхода к планированию и организации реформ в сфере противодействия коррупции»[205], в рамках которого произошел переход от одномоментных и даже хаотичных действий к системе долгосрочного и среднесрочного планирования.

              Основные направления стратегии в целом отражают содержание Федерального закона «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, однако имеют более структурированный характер, а также предусматривают соответствующий механизм реализации.

              Не углубляясь в предметное рассмотрение, отметим, что основные направления Национальной стратегии противодействия коррупции отражают главные «болевые точки» государственного и социального устройства, без воздействия на которые невозможно добиться искоренения коррупции в жизни российского общества. 

              Ключевые положения стратегии имеют достаточно обобщенный характер, поскольку рассчитаны на длительное применение.

              В связи, с чем оперативные задачи и конкретные антикоррупционные мероприятия по предупреждению коррупции ввиду постоянного изменения социально-экономических условий утверждаются с расчетом на два года посредством Национального плана противодействия коррупции.                         Действующая редакция данного документа распространяется на 2016–2017 годы[206].

              Правовую основу деятельности по предупреждению коррупции на региональном уровне составляют законы субъектов РФ, посвященные вопросам противодействия коррупции.

              В частности, закон Красноярского края «О противодействии коррупции в Красноярском крае»[207], развивая положения федерального законодательства, определяет в качестве мер противодействия коррупции: 

– разработку и реализацию краевой антикоррупционной программы, антикоррупционных программ органов государственной власти края и органов местного самоуправления; 

– антикоррупционный мониторинг; 

– проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; 

– внедрение антикоррупционных стандартов во всех сферах государственного и муниципального управления; 

– оптимизацию системы закупок для государственных и муниципальных нужд; 

– внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики; 

– антикоррупционные образование и пропаганду; 

– регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов состояния коррупции и реализации мер по противодействию коррупции в Красноярском крае; 

– содействие деятельности институтов гражданского общества, осуществляющих мероприятия по противодействию коррупции (часть 2 статьи 8).

              По своему содержанию перечисленные меры имеют ярко выраженный предупредительный потенциал. Например, антикоррупционный мониторинг с точки зрения указанного закона проводится путем сбора информации, анализа документов, проведения опросов, обработки и анализа полученных данных с целью оценки состояния коррупции и результативности мер противодействия коррупции, разработки прогнозов развития коррупции и предложений по профилактике коррупции и усилению борьбы с ней (часть 2 статьи 9). 

В свою очередь антикоррупционные образование и пропаганда осуществляются с целью приобретения лицами, занимающими государственные должности, муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, работниками государственных и муниципальных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, гражданами знаний об опасности и вреде коррупции и мерах противодействия ей, обобщения и распространения положительного опыта противодействия коррупции, формирования антикоррупционного мировоззрения, воспитания нетерпимого отношения к проявлениям коррупции (часть 1 статьи 14). Очевидно, что основным назначением приведенных мер является воздействие именно на причины коррупции в целях ее предупреждения, несмотря на то, что законодателем в данном случае используется более широкий термин противодействие.

              Конкретное содержание мер по предупреждению коррупции в соответствующем субъекте РФ, перечень ответственных органов и должностных лиц, а также сроки выполнения традиционно определяются посредством утверждения региональных антикоррупционных программ (программ противодействия коррупции) и (или) планов противодействия коррупции на среднесрочную перспективу[208].

              Подобная практика является повсеместной и, по мнению экспертов, имеет наиболее качественный и последовательный характер в рамках национальной политики противодействия коррупции[209].

              Деятельность органов местного самоуправления по предупреждению коррупции осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством о противодействии коррупции, а также на основемуниципальных нормативных правовых актов и целевых программ по профилактике и противодействию коррупции.

              На примере города Красноярска в качестве таковых выступают Решение Красноярского городского Совета депутатов «О мерах по противодействию коррупции в городе Красноярске»[210] и Муниципальная целевая Антикоррупционная программа на 2014–2016 годы[211].

 

              Правовое регулирование вопросов предупреждения коррупции в пределах отдельного государственного органа или организации осуществляется на основе внутриведомственных правовых актов и выражается в программировании профилактической работы, а также процедурной регламентации предпринимаемых в соответствии с федеральным и региональным законодательством мер по предупреждению коррупции. Применительно к деятельности Министерства образования и науки РФ в качестве таковых можно упомянуть:

– Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016–2017 годы»[212];

– Приказ Минобрнауки России «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей»[213];

– Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками, замещающими отдельные должности на основании трудовых договоров в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, овозникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов»[214];

– Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о "телефоне доверия" по вопросам противодействия коррупции в Министерстве образования и науки Российской Федерации»[215];

– Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»[216] и др.

              Организационная основа предупреждения коррупции состоит в определении перечня субъектов указанной деятельности, разграничении их полномочий по данному вопросу, а также определении структуры и иерархии соответствующих органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактическую работу.

              К числу субъектов предупреждения коррупции относятся все субъекты противодействия, а именно:

– федеральные органы государственной власти; 

– органы государственной власти субъектов РФ; 

– органы местного самоуправления; 

– институты гражданского общества;

– организации; – физические лица.

              Полномочия основных субъектов предупреждения коррупции закреплены в статье 4 Федерального закона «О противодействии коррупции» и определяются исходя из полномочий по противодействию коррупции. 

   

    Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области предупреждения коррупции, а также устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью, которых он осуществляет, в области предупреждения коррупции (часть 1)[217]. 

              Федеральное Собрание РФ обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам предупреждения коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий (часть 2)[218]. 

              Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по предупреждению коррупции (пункт 3). 

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют предупреждение коррупции в пределах своих полномочий (часть 4).

              Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность правоохранительных органов по предупреждении коррупции (пункт 6).

              Организации, несмотря на диспозитивный характер частноправовых отношений, обязаны предпринимать меры по предупреждению коррупции.

              Приемлемым для них вариантом организации указанной деятельности, по мысли законодателя, является определение подразделений илидолжностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (пункт 1 части 2 статьи 13.3)[219].

              Полномочия институтов гражданского общества и физических лиц не сформулированы однозначно, однако в ходе системного анализа действующего антикоррупционного законодательства могут получить приближенное определение.

              В частности, в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»[220] институты гражданского общества и граждане могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), то есть осуществлять в инициативном порядке общественный контроль публично-правовой сферы. Аналогичную основу под собой имеет, например, институт общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ.

              До недавнего времени в стране не существовало целостной системы антикоррупционных органов федерального и регионального значения.

              Практика организации координационной и исполнительной работы по противодействию коррупции в некоторых субъектах РФ имела кардинальные отличия, в то время как типовая регламентация по данному вопросу на общероссийском уровне отсутствовала.

              Поэтому важным этапом в деле совершенствования организационных основ системы профилактики коррупции стало издание Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»[221]

              Представленный нормативный правовой акт установил необходимость создания в федеральных государственных органах подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также образования в субъектах РФ комиссии по координации работы по противодействию коррупции и органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

              Тем самым деятельность государственных органов по предупреждению коррупции была в значительной мере унифицирована. 

              В настоящий момент во всехфедеральных и региональных государственных органах созданы соответствующие подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений.Исходя из положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и Национальной стратегии противодействия коррупции, Типовое положение о названном подразделении логичным образом относит к числу его основных организационно-исполнительных функций[222]:

– формирование у федеральных государственных гражданских служащих нетерпимости к коррупционному поведению;

– профилактику коррупционных правонарушений в федеральном государственном органе;

– разработку и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также контроль над их соблюдением (пункт 5).

              Примечательно, что практика создания подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в опережающем порядке воспринята значительным числом организаций, обязанных в соответствии со статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» предпринимать меры по предупреждению коррупции, в томчисле определять подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

              В структуре всех правоохранительных органов и на федеральном, и на региональном уровне также созданы подразделения, на которые возложены функции по профилактике коррупции и борьбе с ней. В качестве таковых, например, выступают:

– управление служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений Генеральной прокуратуры РФ;

– отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры;

– главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России;

– управление экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России и др.

Подобные структурные подразделения созданы во всех региональных органах исполнительной власти и администрациях.

              Аналогом указанного органа на федеральном уровне является управление Администрации Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. В числе функций органа субъекта РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений в силу аналогичного Типового положения упоминаются (пункт 6)[223]:

– формирование у лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, государственных гражданских служащих субъекта РФ, муниципальных служащих и граждан нетерпимости к коррупционному поведению (подпункт «а»);

– профилактика коррупционных правонарушений в высшем исполнительном органе государственной власти субъекта РФ, органах исполнительной власти субъекта РФ, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти субъекта РФ (подпункт «б»).

              Одной из основных задач комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Федерации является обеспечение исполнения решений Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции[224].

              Согласно Типовому положению данная комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач (пункт 6)[225]:

– подготавливает предложения по совершенствованию законодательства РФ о противодействии коррупции (подпункт «а»);

– разрабатывает меры по противодействию коррупции, а также по устранению причин и условий, порождающих коррупцию (подпункт «б»);

– разрабатывает рекомендации по организации антикоррупционного просвещения граждан в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции и антикоррупционных стандартов поведения (подпункт «в»);

– принимает меры по выявлению причин и условий, порождающих коррупцию, создающих административные барьеры (подпункт «е»);

– оказывает содействие развитию общественного контроля над реализацией планов мероприятий по противодействию коррупции (подпункт «ж»).

              Таким образом, в стране была заложена основа для создания единой и упорядоченной системы антикоррупционных органов, выстроенной по принципу внутренней согласованности ее элементов. Стоит отметить, что в целях оказания консультативной и методической помощи своим подразделениям и подведомственным организациям органы государственной власти и иные государственные органы разрабатывают методические рекомендации по проведению профилактической работы.

              Например, письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении методических рекомендаций по противодействию коррупции»[226] содержит следующие тематические разделы:

– рекомендации по организации работы в образовательных (научных) организациях по предупреждению коррупции;

– рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации возложенных на образовательную (научную) организацию функций;

– рекомендации по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

    Проведенный выше обзор правовых и организационных основ предупреждения коррупции в Российской Федерации имеет обобщенныйхарактер, но, вместе с тем, достаточный для достижения учебных целей. Однако в дополнение к изложенному ранее представляется необходимым сделать один немаловажный акцент.

    Заключается он в том, что сквозь всю толщу современного российского антикоррупционного законодательства красной нитью проходит идея приоритетного вовлечения представителей гражданского общества в деятельность по предупреждению коррупции, а также формирование в обществе нетерпимого отношения к любым коррупционным проявлениям. Необходимость реализации данного принципа в деятельности подавляющего большинства субъектов предупреждения коррупции лежит в основе проблемы универсальной формы профилактики, которая удовлетворяла бы указанным целям национальной антикоррупционной политики.

    На сегодняшний день решение этой проблемы найдено в осуществлении антикоррупционного просвещения.

              Впервые на высшем политическом уровне необходимость развертывания системы гражданского просвещения, включающей обучение антикоррупционному поведению, отметил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин в своем послании Федеральному Собранию в 1998 году[227].

              Задача активизации антикоррупционного просвещения граждан обрела нормативную оболочку только в тексте Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы[228]. В целях обеспечения ее выполнения распоряжением Правительства Российской Федерации былаутверждена Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы[229]. Содержание программы раскрывает комплекс первоочередных мероприятий по повышению уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, важным субъектом реализации которых является Министерство образования и науки РФ. Так, совместно с другими органами исполнительной власти предполагается:

– изучение иностранного опыта по вопросам повышения уровня правосознания граждан, популяризации антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина, а также организациямеждународного взаимодействия по вопросам распространения соответствующих передовых практик;

– включение в образовательные стандарты элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения, а также мониторинг полученных результатов;

– издание методических пособий и печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения;

– методическая помощь вузам, осуществляющим подготовку по специальности «Юриспруденция», в разработке спецкурса по теме «Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения»;

– обмен опытом между государственными органами по вопросам формирования стандартов антикоррупционного поведения и практики их реализации;

– проведение в образовательных организациях профессионального и высшего образования комплекса просветительских и воспитательных мероприятий по разъяснению ответственности за взяточничество и посредничество во взяточничестве.

              Рассматриваемая программа создает организационную основу для систематической деятельности государства по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению, в том числе в рамках отношений в сфере образования. Однако, как отмечает экспертное сообщество, ее положения не были реализованы в полном объеме в течение периода, предусмотренного Правительством РФ.

              В связи, с чем предлагается внести в содержание программы необходимые изменения и дополнения, а также продлить срок ее действия до 2020 года[230]

              Правовые основы организации антикоррупционного просвещения граждан на уровне субъектов РФ традиционно составляют положения региональных законов о противодействии коррупции, а также региональных антикоррупционных программ и планов.

              На примере представляет интерес практика проведения «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

              Приказом Министерства образования утвержден порядок проведения «прямых линий» с гражданами по вопросамантикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности Министерства образования Красноярского края[231].

              В соответствии с ним «прямая линия» служит дополнительным источником информации, посредством которого проводится разъяснительная, познавательная и просветительская работа среди граждан по вопросам противодействия коррупции. Согласно графику, в течение 2016 года предусмотрено проведение четырех «прямых линии» с гражданами на темы соблюдения законодательства в сфере дошкольного, общего и среднего профессионального образования, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края, а также законодательства в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, обеспечения жилыми помещениями. 

              Указанный Порядок также предусматривает обязательную регистрацию поступивших по телефону в ходе «прямой линии» обращений в специальной карточке учета (пункт 6). Примечательно, что по информации, размещенной на официальном сайте Министерства образования Красноярского края, в ходе шести организованных ранее «прямых линий» по вопросам антикоррупционного просвещения на указанный телефон не поступило ни одного обращения[232].

              Подобное положение дел может указывать как на высокий уровень индифферентности подавляющего большинства участников образовательных отношений к коррупционной проблематике, так и на недостаточную адекватность предложенной формы антикоррупционного просвещения, осуществление которой невозможно без предварительного «информирования об информировании».

              На локальном уровне организация антикоррупционного просвещения в сфере образования в большинстве своем определяется содержанием внутриведомственных актов соответствующих органов государственной власти.

 

              Например, по мнению Департамента государственной службы, кадров и управления делами Министерства образования и науки РФ антикоррупционное просвещение в образовательных организациях может быть сведено к следующим мерам повышения эффективности противодействия коррупции:

– оформление стендов с антикоррупционной тематикой и их размещение в общедоступных для работников и обучающихся помещениях;

– постоянное обучение, консультирование и антикоррупционное воспитание работников и обучающихся[233].

              Подобная формулировка административных предписаний в целом отражает общую тенденцию проведения просветительской деятельности в Российской Федерации: необходимость «делать» в данном примере «гармонично» сочетается с отсутствием ответа на вопрос «как?». 

              Наша страна уверенно движется по пути создания гражданского общества, члены которого способны и готовы противостоять любым коррупционным проявлениям.

              Однако до финишной прямой, как видится, еще очень далеко. Рамочное, зачастую противоречивое и в некоторой степени декларативное антикоррупционное законодательство Российской Федерации, с одной стороны, закрепляет широкие возможности для ведения эффективной профилактической деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, а с другой - требует для достижения поставленных целей высокой степени активного участия в ней всех без исключения субъектов антикоррупционной политики.

              Основной предупредительный потенциал законодательства о противодействии коррупции направлен на сферу государственного и муниципального управления.

              В этом направлении государство предпринимает значительные усилия по снижению уровня коррупции: устанавливаются административные регламенты деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляется Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, постоянно совершенствуется система антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений государственных и муниципальных служащих, осуществляется антикоррупционное образование, созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией в структурах правоохранительных органов. Предупреждение корр


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.