История противодействия коррупции — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История противодействия коррупции

2022-11-27 46
История противодействия коррупции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

           Коррупция, будучи порождением человеческой природы, «преследует» общество с самых давних времен. Она существует столько же, сколько и человеческое общество. Тема взяточничества поднимается даже в «источниках божественной мудрости» различных религий и верований. 

    Так, в Библии (гл. 7 книги пророка Михея) сказано: «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков исудья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело»[116], а в главе 5 Книги пророка Исайи мы найдем следующее: «Горе тем, которые за подарки оправдывают виновных и правых лишают законного»[117].

    В соответствии с актами Священного Корана любое неправомерное присвоение чужого имущества является грехом. Не меньший грех и подкуп должностных лиц. Один из актов гласит: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем»[118]. Есть целый ряд преданий о словах и действиях пророка Мухаммада («хадисов»), в которых Мухаммад говорит о взяточничестве и осуждает это явление.

    Как пример можно привести следующий хадис, взятый в Муснаде Ахмада ибн Ханбаля: «Да проклянет Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом». В тексте данного хадиса используется слово «ришва», которое можно перевести как «взятка». Говорил Мухаммад и о последствиях коррупции для государства и общества:

    «Нет такого народа, всреде которого существует взяточничество и который не впал бы в ужас и страх»[119]. 

    О коррупции, судя по сохранившимся источникам, знали еще во времена существования шумеров, в архивах которых можно найти упоминания о том, что царь шумерского города - государства Лагаш Урукагина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений чиновников и судей[120]. Заключалось это злоупотребление в частом повышении налогов и незаконных конфискациях частной собственности[121]. Однако реформы правителя Лагаша окончились для него довольно плачевно. Упоминания о Урукагине считаются первыми упоминаниями о борьбе с явлением, которое сегодня мы называем коррупцией.

    Уже с времен шумер мы можем отследить одну из главных закономерностей возникновения коррупции - разросшийся бюрократический аппарат. Чиновник считает, что останется безнаказанным, он ощущает себя «хозяином» тех людей, которыми руководит или над которыми имеет хоть какую-то власть. Так же было и в Древнем Египте, гдечиновники и жрецы не боялись злоупотребить данной им властью. Стоит отметить, что до египтян доносили идею: человек, низший по своему положению в обществе, - плохой, высший - ценный, благородный[122].

    Так, древнеегипетский сановник Птаххотеп в своих «Наставлениях сыну», писал: «Гни спину перед начальниками своими, и будет процветать твой дом»[123].

    Не обошла стороной коррупция и Античный мир. Так, в истории Древней Греции мы без труда сможем найти примеры злоупотребления властью и взяточничества.

    В Древней Греции непроизводилось достаточно зерна, чтобы прокормить всех граждан, и она была вынуждена его импортировать в больших количествах (в основном из Египта). В 320-е годы до н. э. Клеомен, греческий наместник Египта, использовал свое положение для того, чтобы манипулировать поставками зерна из Египта в Грецию. Клеомен создал искусственные препятствия на пути этих поставок, а именно: установил высокие вывозные пошлины, чем затруднил вывоз зерна из Египта. Сам же Клеомен пользовался этим и скупал хлеб в Египте по низким ценам и отправлял его туда, где наблюдались наиболее высокие цены на хлеб. Это привело к острому дефициту зерна в греческих городах. В результате цены на зерно в Греции выросли во много раз, население Греции оказалось на грани голодной смерти; сам же Клеомен заработал на спекуляции зерном огромное состояние[124]. 

    В Древней Греции уже использовался терминологический эквивалент коррупции, хотя и весьма «размытый». Коррумпировать – это, прежде всего, повреждать желудок плохой пищей, портить воду, жечь имущество, расточать состояние и уже затем – приводить в упадок нравы, губить свободу, развращать молодежь, подкупать отдельного человека или народ в целом[125].

        

 

 

    О коррупции говорится и в древнеримских (V век до н. э.) «Двенадцати таблицах» – законодательном своде Республики, где слово corrumpere уже привычно используется в значении «менять за деньги показания в суде и подкупать судью». В Риме было более сорока форм взяточничества, а подкуп избирателей и покупка должностей были весьма естественны и широко распространены.

    Так, в Таблице IX говорится: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении [для разбирательства дела] и были уличены в том, чтоприняли денежную мзду по [этому] делу?»[126]. Как мы видим, судебное решение, вынесенное судьей, который уличен во взяточничестве, не принимается как справедливое. 

    Общество Древнего Рима до некоторых пор было обществом, свободным от коррупции. Так, считается, что до II века до н. э. римскому обществу была неизвестна коррупция. Добропорядочность и законопослушность Древнего Рима удивляет, а их чувство гражданского долга было превыше желания обогатиться. Представители власти в Римской республике (консулы, преторы, эдилы, трибуны и др.) избирались народом и не получали жалования. Однако это не умаляло престижности должности и было много желающих эти должности занять. Римляне испытывали большую потребность в признании обществом их заслуг перед этим самым обществом, чем в материальном вознаграждении за свою деятельность. Более того, для зажиточных граждан считалось нормальным сделать что-то общественно-полезное за счет своих собственных средств. За свой счет консулы строили форумы, театры.

    Консулы или другие чиновники не присваивали государственное имущество. До настоящего времени дошла информация, что даже во время войн захваченные произведения искусств не присваивались, а передавались государству.

    Нельзя не вспомнить историю Цинцинната, хоть и патриция, но небогатого, который в V веке до н. э. был назначен диктатором с чрезвычайными полномочиями для отражения атаки вражеских Риму племен эквов и вольсков.

    Цинциннат был занят обработкой своего участка, когда сенаторы упрашивали его занять пост диктатора, однако же, он сразу прервал свое занятие и согласился занять предложенную ему должность. Через 6 дней он разбил эквов и вольсков, а через 14 вернулся к сельскому труду[127]. 

    Переломным можно считать II век до н. э., когда римское общество претерпело очень сильные изменения. Богатые граждане стали гордиться своим богатством, сенаторы соревновались, у кого больше изделий из драгоценных металлов, а наличие в собственности нескольких, а то и десятка сельских домой считалось средним достатком. Сенаторы перестали брезговать услугами десятков слуг, а свои особы предпочитали скрывать от народа в закрытых повозках. Прием пищи из скромной трапезы превратился в пиршество. Как писал Сенека в I веке н. э. о римском обществе, «люди повсюду ищут наслаждений, каждый порок бьет через край.

    Жажда роскошискатывается к алчности; честность в забвении, что сулит приятную награду, того не стыдятся»[128].

    Из приведенных примеров мы видим, что могло поспособствовать развитию коррупции в некогда пресвященном обществе. Опасность развития коррупции начали осознавать еще в III веке до н. э. Римское общество встало на путь разработки мер, направленных на ее предотвращение. Как пример можно привести следующую меру: сенаторам было запрещено заниматься морской торговлей, финансовыми операциями и казенными подрядами. Но и торговля, как это было в Греции, была часто сферой коррупции. Сенаторы находили способы обходить данный запрет, например, посредством участия в торговых ассоциациях или занятия торговлей через доверенных людей.

    Как мы видим, подобный запрет не искоренил коррупцию, а лишь ненадолго замедлил ее распространение на сферу торговли, строительства и финансов. Начиная с I века до н. э., коррупция становится обычным для общества явлением[129]. 

    Помимо указанного, одной из движущих сил распространения коррупции могла быть огромная территория, которую к тому моменту занимала Римская империя. Представители власти пользовались своей удаленностью от Рима и могли позволить себе злоупотреблять данной им властью.

    Коррупция была и в Карфагене. В III веке до н. э. Карфаген был богаче Рима, что не помешало ему стать коррумпированным государством. Полибий писал: «В Карфагене ничто не считается позорным, что ведет к прибыли… претенденты на государственные посты получают их путем открытой уплаты взяток»[130]. К концу III века до н. э. коррупция достигла катастрофических масштабов. В своих работах немецкий историк Т. Моммзен пишет, что в то время у власти находилась партия, которая отстаивала не интересы Карфагена, а интересы Рима[131].

    И как мы помним, в это же время шла. Вторая Пуническая война с участием Ганнибала, продолжавшаяся 27 лет. Тот факт, что Ганнибал все это время был фактически предоставлен самому себе и не получал подкреплений из Карфагена Т. Моммзен объясняет именно тем, что власть в Карфагене погрязла в коррупции. Ганнибал, предпринявший гениальнейшую экспедицию в Италию, в конечном счете, потерпел поражение. Т. Моммзен описывает ту партию как партию олигархии.

        

 

 

    Народная же партия, опиравшаяся на народные массы и на офицеров карфагенской армии, требовала продолжения военного противостояния против Рима. Т. Моммзен предполагает, что такое поведение карфагенских олигархов объяснялось тем, что олигархи, будучи крупными торговцами, потеряли большую часть своей прибыли из-за противостояния с Римом. При этом их не волновало, что от исхода этой войны зависит судьба всего государства. Как мы помним, впоследствии Карфаген был разрушен римлянами[132]. Т. Моммзен также предполагает, что причиной их безразличного отношения к Ганнибалу была ненависть к народной партии, возглавляемой Ганнибалом. Они были готовы пойти на все, лишь бы Ганнибал потерпел поражение[133].

    Коррупция не обошла стороной Древний Китай. По причине того, что в Китае господствующим вероучением было конфуцианство, которое определяло государство как «большую семью», подарки «старшим» были нормой[134]. Древнекитайское общество было построено по принципу «гуаньси», что представляло собой систему неформальных социальных связей, построенных по клановому принципу. Как мы видим, политика, и мораль в Древнем Китае были неразрывно связаны, и со временем представители власти стали манипулировать моралью в своих целях и произвольно толковать конфуцианство. Чиновники стали возвышаться над законом и не боялись злоупотреблять властью[135].

    Обратимся к Средневековью. Каноническое значение «коррупции» - обольщение, соблазн дьявола. В литературе указывают, что значение термина менялось под влиянием действий отцов инквизиции, которые на протяжении почти 2000 лет до середины прошлого тысячелетия боролись с греческими корнями латинского языка.

    Если же на греческом описываемое явление называлось «катализ» (греч. katalysis – разрушение, разложение, уничтожение), то на латыни оно стало называться известным нам corruptio.

    Также был в латинском языке и другой термин – corruptibilitas. Этот термин означал бренность человека, подверженность разрушению. Католики не рассматривали его как способность брать и давать взятки. Коррупция в богословии католицизма была проявлением греховности, а по Апостолу Иоанну «грех есть беззаконие»[136]. 

    Но не стоит забывать о том, что происходило в это время в Европе. Католическая церковь была средоточием коррупции. Достаточно вспомнить про торговлю индульгенциями и куплю-продажу церковных санов, чтобы сделать вывод о том, что католические священники нарушали основы своего вероучения[137]. 

    В Древней Руси коррупция была довольно распространенным явлением – мздоимство бояр, «кормление», бесправие низших классов[138].

    Даже не обращаясь к историческим источникам, мы можем много узнать о коррупции, достаточно прочитать такие произведения, как «Ревизор» и«Мертвые души» Н.В. Гоголя или «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. 

    Первое упоминание о коррупции на Руси содержится в Двинской уставной грамоте 1397 года. Там говорится о «посуле», что представляло собой незаконное вознаграждение за осуществление официальных властных полномочий[139].

    Дословно же упоминание посула выглядит следующим образом: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники доведаются по заповеди, иной то самосуд; а опорочь того самосуда нет»[140]. Здесь говорится о незаконном присвоении потерпевшим от кражи полномочий судьи, так называемом «самосуде».

    Под «самосудом» в данном случае понимается незаконное получение денежной компенсации, причитавшейся наместнику, на которого возлагалось осуществление правосудия.

    Таким образом, вводится запрет наместнику отпускать пойманного вора за «посул». 

    Упоминается «посул» и в Псковской судной грамоте 1467 года. Однако в данном случае уже обращается внимание на такую особенность коррупции, как латентность, а именно говорится о «тайном посуле». Тайный посул здесь представлялся как «гарант оплаты незаконных действий судьи, как не материализованный, фантомный признак подкупа»[141]. Также в литературе отмечается, что через некоторое время обратили внимание на подкуп служащих «по задней лестнице, через жену или дочь, или сына, не ставивших того себе во взятые посулы, будто про то и не ведают». Осознавая опасность распространения коррупции и понимая коррупцию как подкуп-продажность, Соборным Уложением 1649 года была предусмотрена уголовная ответственность тех, кому предназначался посул, не зависимо от того, принят ли он с них ведома или нет[142].

    Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. В 1550 году его внук, Иван IV Васильевич Грозный, ввел Судебник, в первой же статье которого вводится запрет на получение судьями взяток. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде штрафа или торговой казни (публичное наказание кнутом или плетью).

    Огромное влияние на развитие уголовного права XVII века послужил Соляной бунт, произошедший в 1648 году в Москве. Он начался по причине того, что в период правительства боярина Бориса Морозова государство было в очень сложном положении.

 

 

    С целью снятия напряжения правительство Морозова решило частично заменить прямые налоги косвенными, что привело к обложению дополнительной пошлиной активно использующиеся в быту товары, в том числе и соль, цена на которую выросла с пяти копеек до двух гривен с пуда. Причина недовольства в том, что соль в тот период была основным консервантом. Кроме того, при Морозове во время проведения экономической и социальной политики получила развитие коррупция и самоуправство.

    После восстаний 30–40-х годов XVII века уголовное законодательство стало иметь карательный характер, что отразилось в Соборном уложении 1649 года. Статьи 5 и 7 главы 10 Соборного уложения предусматривали уголовную ответственность за принятие посула должностными лицами («боярин или околничей, или думной человек, или дияк, или иной какой судья»), а статья 6 расширяла круг субъектов, подлежащих ответственности за получение взятки. К ним стали относиться и лица, которые выполняли те же функции, что и судебные чиновники: «Да и в городах воеводам и диаком и всяким приказным людям за такие неправды чинити тот же указ»[143].

    Соборное уложение 1649 года выделяет такие группы преступлений, как государственные (политические) и против порядка управления. К первой группе преимущественно относятся преступления должностных лиц судебных органов. Основным преступлением в этой группе является неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды.

    В случае выявления такого преступления судью снимали с должности, думные чины (должностные лица, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы) лишались чести, а не думные подвергались торговой казни[144]. 

    Уложением были предусмотрены и возможности обхода таких преступлений. Например, посул мог получить не сам судья, а кто-либо из его родственников. Если судья не знал об этом, то он не нес ответственности. 

    Уложением были предусмотрены наказания за должностные преступления приставов, недельщиков, губных целовальников. За предоставление татям и разбойникам возможности побега за посул с недельщиков взыскивали всю сумму иска, били кнутом и сажали в тюрьму «до государева указа», а с губных целовальников за то же преступление также взыскивали всю сумму иска, а недостающие средства взыскивали с тех, кто этого губного целовальника выбирал. Если его ловили, то били кнутом и лишали должности[145]. 

    При Петре I борьба с коррупцией приобрела системный характер. Так, были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы.

    Кроме того, в то время с коррупцией стали бороться путем установления стабильного жалованья всем чиновникам и созданием четкой и определенной структуры, численности и компетенцииорганов государственного управления. Однако принимаемые им меры не всегда давали положительный эффект[146]. 

    Учитывая распространенность взяточничества как наиболее опасной формы корыстного злоупотребления по службе, указом от 23 августа 1713 года Петр I ввел, наряду с получением взятки, уголовную ответственность за дачу взятки[147].

    Согласно этому указу «для предотвращения впредь подобных явлений велю как взявших деньги, так и давших положить на плаху, и от плахи подняв, бить кнутом без пощады и сослать на каторги в Азов с женами и детьми и объявить во все города, села и волости: кто сделает это впредь, тому быть в смертной казни без пощады»[148].

 

    17 марта 1714 года был издан Указ о фискалах и о их должности и действии. Указ обязывал фискалов принимать меры по борьбе со взяточничеством и казнокрадством (что не всегда выполнялось на практике). Для этого 12 января 1722 года была учреждена должность генерал-прокурора. Ему были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и губерниях. В их обязанности входило присутствие на заседаниях учреждений, при которых они были учреждены, и осуществление общего надзора за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената[149].

    24 декабря 1714 года Петр I издал Указ «О воспрещении взяток и посулов». Этим указом было отменено поместное обеспечение чиновников, введена должность генерал-губернатора, а также повышено чиновничье денежное жалованье. Как следует из источников, при Петре I впервые установлен твердый оклад жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений, что, однако, не исключало незаконных поборов[150].

    Воинские артикулы, принятые 26 апреля 1715 года, предусматривают такие преступления, как взяточничество (артикул 184), злоупотребление властью в корыстных целях (артикул 194), принесение лжеприсяги (артикул 196), лжесвидетельство (артикул 198), подделка денег (артикул 199), печатей и документов (артикул 201), срывание указов (артикул 203). Все этипреступления карались штрафами, телесными наказаниями, тюрьмой, смертной казнью[151]. 

    24 января 1722 года указом Петра I был учрежден «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако же, воинские чины выше прочих, хотя бы и старее кто в том классе пожалован был».

 

    Этим документом Петр I окончательно уничтожил следы и предания древнего местничества, признавая право на почет только по личным заслугам каждого. С этого времени, за исключением крепостных и тяглых людей, могли поступать в гражданскую службу лица всех званий[152].

    В 1727 году после смерти Петра I правительство Екатерины I вынуждено было вернуться к прежней системе обеспечения из-за нехватки средств.

    Канцелярские служащие работали без жалования и могли «брать акциденцию от дел». Под «акциденцией» подразумевались доходы от мзды с челобитчиков. В начале 60-х годов XVIII века - это правило было отменено. Как отмечает П.В. Седов, в монастырских расходных книгах первой четверти XVIII века говорится о том, что во время правления Петра I сохранялись подношения в канцеляриях деньгами и натурой в почесть, кормление приказных обедом, плата за оформление дел и дача «посулов»[153].   

    При Екатерине II в целях противодействия взяточничеству имена взяточников и лихоимцев, наказанных по суду, публиковались для всеобщего сведения[154].

    Негативное отношение к преподнесению подарков чиновникам сохранилось и в последующие годы. Так, во времена царствования Николая I в 1832 году был издан Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества», запрещавший преподнесение подарков или каких-либо приношений в системе государственного управления. Кроме того, правительством в целях усиления и упорядочения мер борьбы с коррупцией были приняты меры по упорядочению дисциплинарных взысканий, направленных на повышение ответственности гражданских служащих. Это было отражено в таких нормативных документах, как Свод законов Российской империи 1832 года и Уложение онаказаниях уголовных и исправительных 1845 года (в котором была отдельная глава «О мздоимстве и лихоимстве»).

    Согласно Уложению, в случае принятия взятки без нарушения служебных обязанностей и законов по службе чиновник подвергался наказанию в виде штрафа в сумме двойной цены подарка или снятию с должности.

    Взяточничество, сопряженное с нарушением государственных законов и служебных обязанностей, квалифицировалось как злоупотребление властью и наказывалось в уголовном порядке[155].

    Хотя в Уложении указывалось на то, что субъектом данных правонарушений является должностное лицо, определение же термина «должностное лицо» не приводится. 

    Уложение 1845 года предусматривало ответственность и для взяткополучателей, и для взяткодателей, что было изменено в 1866 году, когда постановления о лиходателях были исключены. 

    Уложением предусматривались следующие виды коррупционных правонарушений:

ü неприведение в исполнение именных или объявляемых в установленном порядке высочайших указов и повелений;

ü неприведение в исполнение указов Правительствующего сената, других присутственных мест;

ü необъявление поступавших к чиновникам или рассылаемых для обнародования указов и постановлений;

ü превышение и бездействие власти;

ü присвоение и растрата;

ü подлог;

ü неправосудие;

ü мздоимство и лихоимство.

 

 

    Наказания варьировались от строгого выговора до ссылки в каторжные работы в зависимости от тяжести совершенного преступления и тяжести наступивших последствий. Также были предусмотрены меры материального возмещения причиненного вреда[156].

    Особенно хочется выделить следующий момент. В ноябре 1862 года император Александр II издал Указ «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению сей язвы». Указ содержал перечень вопросов, подлежащих исследованию в целях более эффективной борьбы с коррупцией. Были приведены такие вопросы: 

· В чем заключаются причины, по силе коих пагубное лихоимство или взятки в Империи не только существуют, но даже распространяются между теми самыми, которые бы гнушаться ими и всемерно пресекать их долженствовали?

· Достаточны ли существующие доселе законы о лихоимстве <…> и не служат ли даже покровом лихоимцам, когда как приниматель и дающий равному подвергаются наказанию?

· Какие вообще к истреблению язвы сей должно принять меры, дабы не могла она вредить ни правосудию, ни Государственному устройству, ниже скорому течению в отправлении дела?

    Для поиска ответов на эти вопросы Сенат создал специальный комитет, который пришел к выводу, что основными причинами распространенности феномена коррупции являются несовершенство законов, низкая материальная и финансовая обеспеченность государственных служащих и несоразмерность преступлений и наказания.

    «В Российском законодательстве не находится почти никаких оттенков между преступлением, совершенным из жадности и корысти и вынужденным крайностью и нищетою.

 

    Тот, кто обогащает себя истощением Государства, кто приводит в отчаяние тяжущихся, вынуждая от них последние крохи, и бедный канцелярский служитель, взявший с просителя малое в чем-либо угождение несколько рублей, подвергаются равной участи»[157].

    Изложив, таким образом, три главнейшие причины существования и распространенности коррупции, комитет обращается к мнению сенаторов по данному вопросу: «Комитет не может не согласиться и с теми из некоторых причин, кои связаны во мнениях о сем же предмете господ сенаторов, поданных в общем собрании Правительствующего Сената. Причины сии суть следующие:

· Зависимость, в которой находится судебная власть.

· Зависимость вообще, всякого рода мест и властей от верховных начальств, то есть зависимость нижестоящих чиновников перед вышестоящими.

· Наполнение мест людьми неспособными. В нынешнем положении почти все должности замещаются людьми из низшего сословия, большею частию не получившими образования и неимеющими понятия ни о чести, ни об обязанностях знаний ими носимых, служащими единственно для существования.

· Усилия к хранению так называемой Канцелярской тайны, то есть закрытость органов власти от сторонних глаз, отсутствие гласности при принятии решений»[158].

    Как мы можем видеть, и в настоящее время эти же причины коррумпированности чиновников остаются актуальными.

    Уголовное уложение, утвержденное 22 марта 1903 года императором Николаем II, практически полностью повторяло «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1885 года, в том числе и нормы о должностных преступлениях.

    Большая часть норм Уголовного уложения 1903 года носила бланкетный характер, что вызывало трудности и неудобства при установлении нарушенных пунктов тех или иных правил, того или иного постановления или устава. Однако, как указывает А.И. Мизерий, данный документ во многом был прогрессивнее Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Как отмечается, значительно упростилась система построения нового уголовного законодательства, сократилось количество статей, было дано определение термину «должностное лицо»[159].

    С приходом советской власти явление коррупции в системе государственной службы некоторое время не признавалось. Не встретим мы в официальных документах и самого термина «коррупция». Однако активно использовались такие словосочетания, как «злоупотребление служебным положением», «должностные преступления» и т. п.

    Тему коррупции затрагивал в своих работах В.И. Ленин. Он писал: «Если есть такое явление, как взятка, если это возможно, то нет речи о политике. Тут еще нет даже подступа к политике, тут нельзя делать политики, потому что все меры останутся висеть в воздухе и не приведут ровно ни к каким результатам. Хуже будет от закона, если практически он будет применяться в условиях допустимости и распространенности взятки»[160].

    Советская власть с самого начала своего существования объявила войну коррупции. Подтверждением этому является принятие Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 мая 1918 года «О взяточничестве». Декретом закреплялись положения относительно равной уголовной ответственности всех участников коррупционных отношений.

 

 

    Так, равному наказанию с лицами, состоящими на государственной или общественной службе в РСФСР, виновными в принятии взятки, подвергались не только взяткодатели, но и подстрекатели, пособники и все, имеющие отношения к подкупу служащих. Кроме того, необходимо отметить, что данный Декрет имел обратную силу. 

    Однако, как показала практика, применение только уголовно правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы оказывалось недостаточно действенным. Росту коррупции в системе государственной службы способствовало низкое денежное содержание государственных служащих, а также порядок отбора на государственную службу[161].

    27 июля 1918 года было принято Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об ограничении совместной службы родственников в советских учреждениях».

    1 сентября 1922 года было подписано Постановление Совета труда и обороны, предусматривавшее широкий круг мер борьбы с взяточничеством. 2 сентября 1922 года при Совете труда и обороны была образована Комиссия по борьбе с взяточничеством. 15 сентября 1922 года было утверждено Положение «О ведомственных комиссиях по борьбе с взяточничеством»[162].

    Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции в своем циркуляре от 9 октября 1922 года «Об объеме понятия взятки» распространил понятие взяточничества на определенные случаи.

    Получение должностным лицом, несущим какие-либо контрольные и ревизионные функции в данном учреждении или предприятии, каких-либо видов материального довольствия, не предусмотренных законом, от подотчетных ему учреждений единовременно или периодически (пайковое довольствие, наградные и т. д.). 

    Получение по незаконному совместительству (декрет от 22 сентября 1921 года) службы в двух государственных учреждениях или хотя бы в одном государственном и другом частном – в денежном или ином виде вознаграждения или довольствия (квартирное довольствие, транспорт и т. д.), если установлено, что оба эти учреждения находятся между собою в отношениях товарообменных или торговых операций или хотя бы в отношениях взаимных услуг и если установлено, что данное лицо принимало лично или через посредников участие в выполнении этих операций или услуг. 

    Получение теми же лицами и в тех же случаях «комиссионных», «наградных», «организационных» или за «содействие», хотя бы постоянного жалования при этом не выдавалось. 

    Посредничество должностных лиц при подрядах, поставках, торгах для учреждения или предприятия, где они состоят на службе, или участие тех же лиц в иных торговых операциях этого же учреждения или предприятия, связанное с получением «комиссионных» или «наградных» с той или другой стороны. 

    Получение посредниками, состоящими на службе учреждения или предприятия, специальных «комиссионных» или «наградных» при торговых операциях учреждения или предприятия, если при этом установлено: а) что не было со стороны учреждения предварительного обращения к указанным органам торгового посредничества - торговым биржам или другим аналогичным учреждениям, или б) если установлено, что при таком обращении был получен отказ, и все же товары оказались приобретенными через третьи руки или при помощи данного посредника от того же отказавшего учреждения[163].

    В 20–30-е годы XX века велась активная деятельность по укреплению дисциплины в государственном аппарате. Для этого были приняты Постановление ВЦИК РСФСР от 7 июля 1923 года «Положение о дисциплинарных судах», Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1932 года «О дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности».

    Согласно Положению о дисциплинарных судах, целью деятельности этих судов была борьба со служебными упущениями, проступками и неправильными действиями должностных лиц советского государственного аппарата.

    О новом всплеске коррупции в государственном аппарате заговорили лишь в конце 1950-х годов, а в начале 1960-х появился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 года «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество», в котором взяточничество характеризовалось как один из позорных пережитков прошлого. Кроме того, указывалось на то, что у государства имеются все возможности для полного искоренения любых форм взяточничества.

    На ноябрьском Пленуме ЦК КПСС в 1962 года Н.С. Хрущев отметил, что «мы должны создать такую общественную атмосферу, при которой жуликам, ворам и взяточникам невозможно было бы совершать свои преступные махинации»[164].

    Аппарат управления России начала 90-х годов XX века был далек от совершенства. Кардинальное кадровое обновление органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне самым негативным образом отразилось на качественном составе государственных служащих. Такая ситуация во многом способствовала масштабному распространению коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. В ответ на сложившуюся ситуацию с уровнем коррупции на государственной службе Президент РФ подписал Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». В целях дальнейшего строительства института государственной службы Президент в 1993 году утверждает Положение о федеральной государственной службе. В 1995 году был принят Закон «Об основах государственной службы РФ».

 

    Названные акты содержали ряд запретов и ограничений, обусловленных режимом государственной службы, большинство из которых было направлено на предупреждение и пресечение коррупции в ее системе. Как известно, впоследствии он был отменен и принят ныне действующий Федеральный закон о системе государственной службы[165].

    XX век стал особенным для распространения коррупции. Бурный на события, такие как разделение мира, на два лагеря, рост производства, распространение капитализма, рост благосостояния людей, он поспособствовал проникновению этого явления во все сферы жизни.

    Стоит обратить внимание на работы советских криминологов, например, на «Капитализм и преступность» С.С. Остроумова. Как известно, по мнению многих советских ученых капитализм «беремен преступностью», и С.С. Остроумов придерживается того же мнения: «Коррупция, как и преступность, - закон жизни капиталистического общества», «использование высоких государственных должностей в целях личного обогащения всегда было характерным для буржуазных стран и, в первую очередь, США»[166]. В чем-то с ним можно согласиться, но, с другой стороны, его также можно обвинить в популизме, ведь СССР не был свободен от коррупции, достаточно вспомнить «узбекское дело» или «рыбное дело».

    Следующее высказывание сделал Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов: «Необходимо полностью покончить с таким явлением, как случаи пользования государственного, общественного имущества и служебного положения в целях личного обогащения», ибо «это не что иное, как подрыв самой сути нашего строя»[167]. Стоит вспомнить и о теории органической связи коррупции с демократией, которая не получила подтверждения в ХХ веке.

 

    Коррупция присутствует в любом обществе, независимо от его устройства. 

    Вторая половина ХХ века ознаменовалась ростом числа исследований феномена коррупции и придания проблеме коррупции большего значения. Об этом может говорить рост числа международных и национальных организаций, поставивших себе целью борьбу с коррупцией.

    Так, авторы очень известной работы о проблеме коррупции «Corruption Concepts in Historical Perspective», написанной в 1989 году, отмечают, что первые серьезные исследования коррупции в мире появились только в 70 – 80-е годы ХХ века[168].

    К исследованию коррупции стали подходить как исследованию универсального социального явления, проникшему во все сферы жизни. Процессы глобализации привели к тому, что коррупция стала угрозой мировому порядку. 

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.