Учителя основных школ занимаются репетиторством с учащимися, за которых они отвечают: — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Учителя основных школ занимаются репетиторством с учащимися, за которых они отвечают:

2022-11-27 92
Учителя основных школ занимаются репетиторством с учащимися, за которых они отвечают: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– использование публичных помещений (школ) в личных интересах;

– давление на директоров школ с требованием назначения на места, которые будут гарантировать больше всего денег (обычно последний класс базового или среднего образования);

– давление учителей на родителей, чтобы побудить их платить за частные уроки: согласно М. Брэю "учителя имеют возможность оказывать давление не только потому, что учеников ждет конкуренция за стенами школы, но и потому, что от учителей зависит, какие ученики будут переведены в следующий класс в конце учебного года, а какие – нет.

– Родителям известно, что если не будут платить за репетиторство, то в конечном счете им, возможно, придется заплатить больше в любом случае, чтобы их детей каждый раз не оставляли на второй год"[287];

– искажения в прохождении учебной программы – в некоторых случаях лишь часть предусмотренного материала изучается во время официальных уроков;

– наказание учеников, которые не посещают частных уроков, включая факты намеренного выставления им неудовлетворительных оценок»[288].

Авторы также утверждают: «Само по себе репетиторство не является ни плохим, ни хорошим явлением. Многое зависит от того, как оно предоставляется и при каких обстоятельствах. Дополняет ли оно обучение в обычной школе? Подрывает ли оно основную систему образования? Предоставляется ли оно с использованием прозрачных механизмов: хорошо ли информированы пользователи о связанных с ним затратах и ожидаемых услугах? Существуют ли процедуры контроля качества, подотчетности и выполнения правил, защиты неимущих учеников и студентов? Вот лишь несколько критически важных вопросов, которые необходимо затрагивать при оценке системы частного репетиторства ивыработке стратегии по сокращению проявлений коррупции, к которым приводит частное репетиторство»200.

              В России подходы к разграничению правомерного и неправомерного репетиторства только начинают формироваться. Сложившиеся в отечественном образовании традиции осуществления педагогом репетиторства не воспринимаются как коррупциогенные. Основной массив норм,направленных на предупреждение коррупционного репетиторства, как разновидности конфликта интересов практически не работает. 

              Один из важных вопросов, имеющих значение при рассмотрении репетиторства, – это налогообложение данного вида деятельности.

              В педагогической среде с утверждением о том, что репетиторство – это предпринимательская деятельность, за которую нужно платить налоги, согласится далеко не каждый. 

              Однако это действительно так. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 ГК РФ[289] предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

              При осуществлении репетиторства одно лицо самостоятельно, на свой страх и риск, оказывает образовательные услуги другому лицу или лицам за вознаграждение. Как отмечает А.В. Демин «систематическим получением прибыли, когда мы говорим о репетиторстве, будет оказание услуг двум или более клиентам либо одному клиенту в течение длительного периода времени» [290]. Исходя из этого, репетиторская деятельность попадает под признаки предпринимательской деятельности, соответственно для осуществления данного вида деятельности необходимо быть зарегистрированным в качестве предпринимателя.

              Аналогичного мнения придерживаются представители Федеральной налоговой службы. Как отмечает О.Л. Буторина, доходы, полученные педагогическими работниками вне своей служебной деятельности в образовательных учреждениях, являются результатом предпринимательской деятельности и подлежат налогообложению в соответствии с действующими нормами налогового законодательства203.

              Коррупционное репетиторство является одним из наиболее распространенных типов ситуации конфликта интересов. Однако, «помимо репетиторства, к конфликту интересов могут привести выполнение иной оплачиваемой работы; получение подарков и услуг. Под иной оплачиваемой работой можно понимать оказываемые платные услуги – консультации по юридическим, управленческим, экономическим вопросам, в том числе подготовка документов (исковыхзаявлений, документов на регистрацию юридического лица, проектной документации, сетевое планирование)»[291]

К ситуации конфликта интересов также можно отнести:

ü выполнение профессиональных обязанностей в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения[292];

ü участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся, что особенно часто имеет место в учреждениях среднего образования; 

ü принятие участия в распределении различных льгот, поездок, стажировок и иных бонусов для обучающихся;

ü вступление педагогического работника в отношения гражданско-правового характера (приобретение товаров, получение услуг и др.) от самих обучающихся или от их родителей и др.[293]

              Согласимся с С.Е. Чанновым в том, что «исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения»[294].

              Общественная палата РФ выделила 18 «узких» мест, каждое из которых можно рассматривать как проблемное поле для урегулирования конфликта интересов в образовательной сфере. Среди них: 

−репетиторство, частные уроки; 

−зачисление в вуз по результатам ЕГЭ (на коммерческой основе); 

−прием зачетов и экзаменов за деньги;

−перевод с курса на курс студентов и аспирантов на основе оплаты обучения, без анализа его успехов; 

−подготовка и прием за деньги письменных работ в ходе обучения;

−подготовка за деньги диссертаций; 

−подготовка за деньги статей, необходимых аспирантам для защиты диссертаций;

−формирование кадрового корпуса вуза на основе кумовства и родства и др.[295].

              Сталкиваясь с подобными ситуациями, работник образования должен, как минимум, насторожиться и задуматься. Например, значительная часть преподавателей считает, что можно требовать от учеников и студентов покупки своих трудов. Но нет ли здесь конфликта интересов? «Поскольку понятие "конфликт интересов" сформировано довольно расплывчато и включает в себя не только уже возникшие противоречия между интересами педагогического работника и обучающегося (его представителей), но и возможность такого возникновения, представляется, что в описанной ситуации вывести наличие конфликта интересов педагогического работника не составит труда. Конечно, здесь возникает вопрос доказательства данного факта на практике. Разобраться с ним призвана создаваемая комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»[296].

              Возникшие ситуации конфликта интересов рассматривают комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (статья 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

                  

 

              «В Законе устанавливается, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Что касается порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров и их исполнения, то такие вопросы должны быть регламентированы локальным нормативным актом»[297]

              «Наличие правовой неопределенности в данном вопросе может породить множество злоупотреблений как со стороны лиц контролирующих (произвольное привлечение к ответственности), так и со стороны лиц контролируемых (умелый уход от установленной ответственности). На сегодняшний день можно с полной уверенностью сказать, что законодатель не позаботился об установлении правовых рамок в рассматриваемой сфере»[298]


 

2.2.8 «Коррупция – это только преступление…»

              На сегодняшний день большинство граждан приравнивают коррупцию к взяточничеству. Данное мнение отчасти подкреплено нашей системой права, поскольку дача и получение взятки являются коррупционными преступлениями, запрещенными УК РФ под угрозой наказания. Однако коррупция не исчерпывается исключительно нарушением норм уголовного законодательства, а представляет собой более широкое понятие, включающее в себя также иные коррупционные правонарушения (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые)[299]. Более того, коррупционным может быть нарушение не только норм права (коррупционное правонарушение), но и нарушение норм этики, морали. 

              Прежде чем перейти к рассмотрению коррупционных правонарушений, необходимо разобраться, что входит в понятие «правонарушение». Теория о понятии и содержании термина «правонарушение» хорошо разработана в науке теории государства и права, где под ним понимается противоположность правомерного, законопослушного поведения. Буквальное значение правонарушения – это нарушение нормы права, то есть нарушение запретов или невыполнение обязанностей. Любое правонарушение способно причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений[300]

Каждое правонарушение обладает рядом признаков. 

Во-первых, правонарушение – акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, качества, свойства личности, национальность)[301]

              Во-вторых, правонарушениями считаются только волевые действия, то есть действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно.

              Нельзя назвать правонарушением поведение, не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного[302]

              В-третьих, правонарушением признается только такое деяние, совершая которое индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно[303].

              В-четвертых, правонарушение - действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права не представляет собой правонарушения[304]

              В-пятых, правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т. п.). Повреждение или уничтожение имущества, смерть человека, ущемлениеего достоинства, потеря рабочего времени, бракованная продукция - все это негативные последствия правонарушения[305].

              Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение. Следовательно, не является правонарушением вариант поведения, хотя и нарушающий правовые предписания, но не наносящий ущерба.

              Действие, хотя и социально опасное, но осуществляемое в рамках правовых предписаний, тоже не считается правонарушением, как не считается таковым и противоправное действие недееспособного лица[306].

                  

 

              Исходя из названных выше признаков, можно определить правонарушение как противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред обществу, государству, отдельным лицам и совершенное деликт способным субъектом. 

         Основанием для привлечения к юридической ответственности является наличие всех признаков состава правонарушения, который содержит четыре обязательных элемента - субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона. 

              Субъектом правонарушения будет дееспособное лицо, достигшее возраста ответственности. По российскому законодательству уголовная ответственность, в том числе и за коррупционные преступления, предусмотрена с 16 лет, однако по ряду преступлений может наступать с 14 лет; административная ответственность - с 16 лет; полная гражданская ответственность - с 18 лет (в случае вступления в брак или эмансипации - с 16 лет).

              Субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Степень вины субъекта определяется предвидением или не предвидением виновным последствий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Вина может выступать в форме умысла или неосторожности220.

              Объектом правонарушения является то, на что оно направлено, то есть те ценности и блага, которым этим правонарушением нанесен ущерб – собственность, жизнь, здоровье граждан, общественный порядок и т. д.221

Объективная сторона правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения: 

– противоправности деяния;

– наступивших вредных (общественно опасных) последствий; 

– причинно-следственной связи между совершенным деянием и на ступившими последствиями; 

– места, времени, условий и иных обстоятельств совершения правонарушения, а также способа и средств его совершения[307].

              Только при наличии всех четырех элементов состава правонарушения можно сделать вывод о совершенном правонарушении, за которое должна последовать юридическая ответственность. Отсутствие хотя бы одного из них не позволяет сделать вывод о наличии правонарушения.

              В теории права принято классифицировать все правонарушения в зависимости от их характера и степени общественной опасности на преступления и проступки 223.

              Наиболее высоким характером и степенью общественной опасности среди правонарушений обладают преступления. Любое преступление опасно для общества, для наиболее существенных интересов государства и личности[308]

              Проступки имеют меньший характер и степень общественной опасности в сравнении с преступлениями. Они подразделяются на административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. 

              Административным правонарушением признается деяние, наносящее ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления.

              Вредность этих деяний состоит в том, что они мешают осуществлению нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных и общественных органов и организаций, дестабилизируют ее, посягают на общественный порядок[309]

              Дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (статья 192 Трудового кодекса РФ[310] (далее – ТК РФ)).

              Гражданско-правовым деликтом выступает противоправное деяние субъекта права, нарушающее установленный гражданским законодательством порядок. 

              К коррупционным правонарушениям относятся коррупционные преступления, коррупционные административные правонарушения, коррупционные дисциплинарные проступки и обладающие признаками коррупции гражданско-правовые деликты.

              Следует отметить, что российское законодательство не раскрывает понятий «коррупционное правонарушение», «коррупционное преступление». Вместе с тем понятие «коррупционное преступление» существует в науке уголовного права и криминологии, в модельном законодательстве об основах антикоррупционной политики, под которым понимается виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания уголовным кодексом государства, имеющие признаки коррупции[311][312].

              Наряду с этим перечень коррупционных преступлений неоднозначен. Однако существует перечень коррупционных преступлений, который не вызывает споров среди правоведов.

              К коррупционным преступлениям относятся: злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ); получение взятки (статья 290 УК РФ); дача взятки (статья 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ); мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ); злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ); коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ). 

              К административным коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность[313].

 

              В частотности, подкуп избирателя либо участника референдума будет нарушением статьи 5.16 КоАП РФ, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица, то есть передача или предложение денег, имущества, услуг имущественного характера должностному лицу (статья 19.28 КоАП РФ). 

              К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность[314].

              Например, непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственным или муниципальным служащим влечет дисциплинарную ответственность в видеоосвобождения от занимаемой должности (пункт 9 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»); или непринятие мер по урегулированию конфликта интересов влечет увольнение лица (пункт 6 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»). 

              К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных соответствующими статьями гражданского кодекса государства, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных соответствующими статьями того же кодекса. Прежде всего, часть 1 пункт 2 статьи 575 ГК РФ устанавливает запрет дарения подарков, стоимость которых превышает три тысячи рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги. Принятие представителями данных организаций подарков, стоимость которых превышает три тысячи рублей, будет считаться гражданско-правовым нарушением, последствием которого является ничтожность данного договора. Иными словами, право собственности на данный подарок у представителя названных выше организаций не возникнет.

              Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе возникший в результате коррупционного правонарушения, подлежит возмещению (статья 1069 ГК РФ). Наряду с материальным вредом подлежит возмещению и нематериальный вред.

              В настоящее время сформировался подход по компенсации нематериального (репутационного) вреда, причиненный действием (бездействием), нарушающим неимущественные права юридического лица[315]. Данный вред подлежит возмещению, если в результате противоправного поведения у юридического лица сформировалась негативная репутация или утрата доверия[316].

              Следует отметить, что, несмотря на ведущую роль права как нормативно-регуляционного инструмента, оно не является единственным инструментом такого воздействия. Помимо права повседневные отношения также регулируются нормами этики и морали. Под моралью мы понимаем форму общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека, а под этикой – научную отрасль и философскую науку, изучающую мораль (нравственность), ее природу, сущность, функции и развитие[317]. Отсюда, когда поступок не соответствует нормам морали, мы используем термин «аморальный проступок».

              До начала активного развития антикоррупционного законодательства некоторые образовательные организации по собственной инициативе принимали различные кодексы – этики, морали, требований к служебному поведению и др. Данные кодексы представляли собой совокупность рекомендаций, обеспечивающих высокий уровень морально-нравственных стандартов поведения педагогических работников. 

              В настоящее время в связи с изменением законодательства данные кодексы проходят установленную процедуру принятия, в результате чего становятся локальными нормативными правовыми актами, точно такими же, как должностные инструкции или правила внутреннего трудового распорядка. Поэтому нарушение положений кодекса этики, ставшего локальным нормативным правовым актом, является нарушением нормы права, что может быть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. 

              Тем не менее, все еще распространено неправильное понимание того, что кодексы этики – это лишь «благие» пожелания и они носят рекомендательный характер.

              Однако в соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики». Соблюдение норм этики в силу указанной статьи - это не право, а обязанность педагогического работника. 

              Отсутствие стремления государства к закреплению норм морали в виде законов не снижает значимости данного института. Невозможно законодательно урегулировать все многообразие общественных отношений. В отношениях, где отсутствуют нормативные предписания, регуляторами поведения выступают нормы морали. Некоторые нормы морали настолько вросли в повседневную жизнь, что стали основанием для принятия норм права. В то же время из этих же плюсов возникают и минусы регулирования отношений нормами морали. Так, отмечается, что «границы между аморальным проступком и не являющимся таковым очень зыбки и подвижны, зависимы от нашего личного восприятия и оценки ситуации»[318]

              Еще одна важная особенность норм морали и правовых норм с моральным содержанием – специфика процедуры принятия.

              Нормы права не требуют внутреннего, эмоционального отношения к ним, а, следовательно, принятия участия в их разработке всех будущих исполнителей. Нормы морали требуют не только фиксации на бумаге и наделения их статусом локального нормативно-правового акта, но и личного принятия и разделения таких норм, какзначимых и важных, появления внутреннего желания каждого участника им подчиняться. Полагаем, что кодексы этики должны быть предметом общего обсуждения и соглашения. Только в этом случае вероятно их соблюдение и исполнение, иначе высока вероятность появления «мертвых» норм или даже целых актов. 

              В предупреждении коррупции нормы морали, как нигде, исполняют роль первого рубежа, так как многие действия, которые со стороны морали признаются коррупцией, а со стороны права таковыми не являются. Еще раз напомним, что после прохождения установленной процедуры утверждения, нормы кодексов становятся обязательными к исполнению, а отклонение от них может привести к дисциплинарной ответственности. Пройдя процедуру легализации, они становятся локальными нормативно правовыми актами и входят в структуру трудовых актов организации, что позволяет им служить юридическим основанием дисциплинарной ответственности. 

              В качестве примера приведем дело № 2-4394/2012, рассмотренное Невским районным судом города Санкт-Петербурга, по иску Квинт С.П. к ГОУ СПО «Пожарно-Спасательный колледж Санкт-Петербургского Центра подготовки спасателей» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и возмещении морального вреда.

              Как следует из материалов дела и объяснений истицы, она работала в ГОУ СПО «Пожарно-Спасательный колледж Санкт-Петербургского Центра подготовки спасателей» преподавателем по предметам «Электротехника и электроника», «Метрология, стандартизация и сертификация».

                  

 

              Приказом № - ЛС от ДД.ММ. ГГГГ (персональные данные изъяты) она была уволена по пункту 8 статьи 81 ТК РФ за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, не совместимого с продолжением данной работы. Основанием к увольнению послужили материалы служебной проверки по фактам подачи студентами, обучающимися у истицы, заявлений, из которых следует, что за выставление зачета истица требовала конкретные подарки, которые частично были ей переданы (кастрюля, блендер), только после чего проставляла зачеты.

              В данном деле мера дисциплинарной ответственности была применена независимо от привлечения к уголовной или административной ответственности, а только за нарушение моральных норм, что сделало невозможным продолжение ее преподавательской деятельности.

              По итогу рассмотрения дела была установлена достоверность оснований, по которым истицу уволили, поэтому иск был отклонен[319]. Кроме того, данное дело нашло свое продолжение в публикации статьи на сайте регионального издания, в которой данному делу была придана публичная огласка. Такие последствия могут быть отнесены к формам общественной ответственности за нарушение моральных норм. Попытки бывшей преподавательницы оспорить раскрытие данной информации и получить компенсацию за распространение сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию, были безосновательны, что подтверждено апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-11127/2016, подтвердившим законность распространения сведений об увольнении, установленных в судебном заседании[320].

              Еще один пример: «В прокуратуру Жирновского района поступили обращения от граждан села Кленовка. Они жаловались на учителей сельской школы, которые вынуждали покупать у них косметику.

              Причем объем заказа прямым образом влиял на "успеваемость" их детей»[321]. Прокурорской проверкой установлено, что работавшие в школе учителями супруги В. более двух лет в учебное время занимались распространением косметической продукции среди учеников школы и их родителей. При этом учителя открыто говорили либо намекали, что в случае отсутствия заказа на косметику у детей могут возникнуть проблемы с учебой по предметам, которые они преподают.

              Приказом директора учитель В. был уволен из школы по основаниям пункта 8 части 1 статьи 81 ТК РФ за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Его супруга привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания»[322].

              В другом деле истица обратилась в суд за восстановлением на работе в связи с незаконным увольнением за совершение аморального проступка, выразившегося в отказе принять подарок от учащихся. По обстоятельствам дела судом был установлен факт отказа от подарка в связи с низкой стоимостью подарка. Хотя истица утверждала, что не приняла в подарок подсвечник из-за суеверий. Суд признал, что отказ от подарка «был высказан в форме, недопустимой между преподавателем и студентами». В мотивировочной части суд установил, что в целом принятие подарка, если оно соответствует действующему законодательству, не является аморальным поступком.

              Также суд указал, что в то время как форма отказа от подарка не была этичной и корректной, степень этой неэтичности несоразмерна принятой мере – увольнению[323].

 

              По данному делу суд высказал несколько очень интересных позиций: во-первых, сам факт принятия подарка от учащегося при соблюдении действующего законодательства, не будет аморальным поступком, во-вторых, форма отказа от подарка может быть такой, что сам отказ будет признан аморальным поведением и основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, пусть и не такой суровой, как увольнение.

              Таким образом, антикоррупционные моральные нормы являются действующим содержанием правового регулирования. Если эти нормы закреплены как локальные нормативные акты, то ониобязательны к исполнению, а их нарушение может привести, в том числе к дисциплинарной ответственности. 

              Сказанное позволяет сделать вывод о том, что коррупционные деяния – это не только преступления, но и коррупционные административные правонарушения, коррупционные дисциплинарные проступки, коррупционные гражданско-правовые деликты и, наконец, коррупционные аморальные проступки, за совершение которых может наступить юридическая ответственность. 

              В завершении хотелось бы процитировать великого немецкого философа и астронома, занимавшегося проблемами этики и морали, И. Канта, который говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[324].

              И только этот внутренний стержень в каждом отдельном человеке заставит каждого из нас искоренить коррупцию в себе, а, возможно, и победить коррупцию в рамках всего общества.


 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.